Мерлин (также известный как «Приключения Мерлина») [Merlin (The Adventures of Merlin)] (2008-12) – британская драма, частично основанная на легендах об Артуре о близких отношениях Мерлина и короля Артура. Создан для BBC. 5 сезонов, 65 серий.
Юный волшебник Мерлин отправляется в королевство Камелот по воле своей матери из-за своего «особого дара». В первом эпизоде он спасает жизнь принцу Артуру и становится его слугой. Мерлин вскоре узнает, что причина его дара – защищать Артура, но Мерлину приходится скрывать свои способности, потому что магия была запрещена в Камелоте отцом Артура, королем Утером Пендрагоном, а те, кого поймали за ее применением, казнены.
Король Утер Пендрагон также заточил последнего дракона Килгарру в пещерах под замком. Услышав таинственный голос в своей голове, Мерлин отправляется в пещеру под замком и обнаруживает, что слышал голос дракона. Великий дракон говорит Мерлину, что ему уготована важная судьба: защищать принца Артура, который вернёт магию в Камелот и объединит земли Альбиона.
С годами и после нескольких совместных приключений Мерлин и Артур становятся надежными друзьями и компаньонами, причем первый делает все возможное, чтобы повлиять на второго, чтобы тот стал королем, которым ему суждено стать.
Моргана восстает против Камелота и встает на путь зла, Мерлин и Артур должны объединить усилия со старыми и новыми друзьями, чтобы защитить свой дом и свою судьбу.
«Мерлин» был номинирован на несколько премий и в 2011 г. получил премию Британской телевизионной академии за лучшие визуальные эффекты. Права на трансляцию были проданы более чем в 180 стран.
Игра престолов [Game of Thrones] (2011-19) – американский фэнтезийный драматический телесериал, созданный Дэвидом Бениоффом и Д. Б. Вайссом для HBO. Это экранизация «Песни Льда и Пламени», серии фэнтезийных романов Джорджа Р. Р. Мартина, первый из которых называется «Игра престолов». 8 сезонов, 73 серии.
Действие разворачивается на вымышленных континентах Вестерос и Эссос. В сериале большой актерский ансамбль, и на протяжении всего сериала следует нескольким «сюжетным дугам». Первая крупная арка касается Железного трона Семи королевств Вестероса через паутину политических конфликтов между благородными семьями, либо соперничающими за трон, либо борющимися за независимость от того, кто на нем сидит. Вторая основная сюжетная линия посвящена последнему потомку свергнутой правящей династии, который был сослан в Эссос и планирует вернуться и вернуть себе трон. В третьей сюжетной линии рассказывается о Ночном Дозоре – военном ордене, защищающем королевство от угроз с северной границы Семи Королевств.
«Игра престолов» привлекла рекордное количество зрителей на канале HBO и имеет обширную, активную и международную фан-базу. Многие критики и издания назвали сериал одним из величайших телесериалов всех времен. Критики хвалили сериал за актерскую игру, сложных персонажей, сюжет, масштаб и качество съемок, хотя частое использование обнаженки и насилия (в т. ч. сексуального) вызвало споры. Последний сезон подвергся значительной критике; многие сочли его разочаровывающим завершением.
Сериал получил 59 премий «Эмми» в прайм-тайм, больше, чем любой другой драматический сериал, в т. ч. за «Лучший драматический сериал» в 2015, 2016, 2018 и 2019 гг. Среди других наград и номинаций – три премии «Хьюго» за лучшую драматическую постановку, премия Пибоди и пять номинаций на премию «Золотой глобус» за лучший драматический сериал.
В 2022 г. на канале HBO состоялась премьера сериала-приквела «Дом Дракона». Второй приквел, «Рыцарь Семи Королевств», который сейчас находится в производстве, должен выйти в 2025 г.
В «Игре престолов» основной актерский состав считается самым большим на телевидении. К финальному сезону пять основных актеров получали по $1 млн за серию, что сделало их одними из самых высокооплачиваемых актеров на телевидении.
И телевизионные критики, и историки хвалили сериал за то, что воспринималось как своего рода средневековый реализм. Джордж Р. Р. Мартин стремился сделать так, чтобы история больше походила на историческую фантастику [в основе его книг/сериала – Война Алой и Белой Роз в Англии], чем на современное фэнтези, с меньшим акцентом на магии и колдовстве и большим акцентом на сражениях, политических интригах и персонажах, считая, что в жанре эпического фэнтези магия должна использоваться умеренно. Мартин сказал: «Истинные ужасы человеческой истории исходят не от орков и Темных Владык, а от нас самих».
Академики классифицировали сериал как неосредневековый, в котором основное внимание уделяется средневековой истории и популярному фэнтези. Распространенной темой в жанре фэнтези является борьба между Добром и Злом, которая, по словам Мартина, не отражает реальный мир. В сериале политические лидеры в основном изображаются негативно, поскольку они обычно не заботятся о благополучии простых людей и руководствуются в своих решениях эгоистичными мотивами (за некоторыми исключениями, такими как Дейенерис Таргариен, Джон Сноу и Тирион Ланнистер, которые проявляли заботу о народе). Мартин исследует отношения между Добром и Злом через призму вопросов искупления и изменения характера.
В первых сезонах главных героев регулярно убивали, и это вызывало напряжение у зрителей. В более поздних сезонах критики отмечали, что у некоторых персонажей появилась «сюжетная броня», которая помогала им выживать в маловероятных обстоятельствах. «Игра престолов» отклонилась от романов и стала более традиционным телесериалом.
В исследовании 2012 г. из 40 недавних телевизионных драматических сериалов «Игра престолов» заняла второе место по количеству смертей в эпизоде (в среднем 14). Около 60% главных героев сериала погибли в результате насилия и войны.
Сюжеты романов и их экранизации основаны на декорациях, персонажах и событиях европейской истории. Большая часть Вестероса напоминает высокое Средневековье в Европе, начиная с географии и замков и заканчивая культурой, феодальной системой, дворцовыми интригами и рыцарскими турнирами. Как и в средневековой Европе, большинство Домов в сериале используют патриархальную систему власти. В сериале также присутствуют элементы готической литературы, в т. ч. тропы пыток.
Основным источником вдохновения для романов послужили английские войны Алой и Белой Роз (1455-1485) между Домами Ланкастеров и Йорков, отраженные в Домах Ланнистеров и Старков Мартина. Коварная Серсея Ланнистер напоминает Изабеллу, «Волчицу Франции» (1295-1358). Она и ее семья, изображенные в сериале исторических романов Мориса Дрюона «Проклятые короли», были главным источником вдохновения Мартина. Другие исторические предшественники элементов сериала включают: Стену Адриана (которая становится стеной Мартина), Римскую империю и легенду об Атлантиде (древняя Валирия и ее гибель), дамасскую сталь (Valyrian Steel), византийский греческий огонь («лесной пожар»), семь чудес Древнего мира (такие как Титан Браавоса и Хайтауэр Олдтауна), исландские саги об эпохе викингов (Железнорожденные), монгольских ордах (дотракийцы), Древнем Египте (Залив работорговцев), Столетней войне и Итальянском Возрождении. Популярность сериала отчасти объясняется умением Мартина объединить эти элементы в цельную, правдоподобную версию альтернативной истории.
Среднее число зрителей в США: 1 сезон – 2,52 млн, 2 – 3,80, 3 – 4,97, 8 – 11,99 млн.
Серия романов «Песнь Льда и Пламени» была популярна еще до «Игры престолов». Серия разошлась тиражом более 90 млн экземпляров по всему миру, а романы были переведены на 45 языков. Джордж Р. Р. Мартин получил множество наград и номинаций за свои фэнтезийные произведения, в т. ч. Всемирную премию фэнтези и несколько премий «Локус». В 2005 г. журналист Лев Гроссман в статье для журнала Time назвал Мартина «американским Толкином», заявив, что он является «главной движущей силой эволюции фэнтези».
В январе 2006 г. Дэвид Бениофф разговаривал по телефону с литературным агентом Мартина о книгах, которые он представлял. Будучи в молодости поклонником фэнтези, он заинтересовался «Песнью Льда и Пламени», которую не читал. Литературный агент отправил Бениоффу первые четыре книги серии. Бениофф прочитал несколько сотен страниц первого романа, «Игра престолов», поделился своим восторгом с Д. Б. Вайссом и предложил адаптировать романы Мартина для телесериала. Вайс закончил первый роман «примерно за 36 часов». Они предложили сериал HBO после пятичасовой встречи с Мартином (который сам был опытным сценаристом) в ресторане на бульваре Санта-Моника. [Джордж Р. Р. Мартин сам проработал в Голливуде около 10 лет, с конца 1980-х до 90-х. Он был в штате «Сумеречной зоны» и «Красавицы и Чудовища».]
До того, как к Мартину обратились Бениофф и Вайс, он уже встречался с другими сценаристами, большинство из которых хотели адаптировать сериал в качестве полнометражного фильма. Однако Мартин счел его «непригодным для экранизации», заявив, что один из его романов по объему не уступает «Властелину колец», который был экранизирован в виде трех полнометражных фильмов.
Бениофф согласился с тем, что невозможно превратить романы в художественный фильм, т. к. их масштаб слишком велик для фильма, и пришлось бы отказаться от десятков персонажей. Бениофф добавил, что «фэнтезийному фильму такого масштаба, финансируемому крупной студией, почти наверняка потребовался бы рейтинг PG-13. Это означает, что не будет ни секса, ни крови, ни ненормативной лексики». Мартину понравилось предложение адаптировать его в качестве сериала для HBO, и он сказал, что «никогда не представлял его в другом месте».
Разработка сериала началась в январе 2007 г. HBO приобрела права на экранизацию романов, а Бениофф и Вайс стали исполнительными продюсерами сериала, а Мартин – соисполнительным продюсером. Предполагалось, что каждый роман будет состоять из эпизодов, рассчитанных на один сезон. Изначально Мартин должен был писать по одному эпизоду на сезон, а Бениофф и Вайс – остальные.
Пилотный эпизод «Зима близко» был снят в 2009 г.; после его неудачного просмотра HBO потребовала масштабных пересъемок (около 90% эпизода, с заменой актеров и режиссера). Сообщается, что производство пилотного эпизода обошлось HBO в $5-10 млн, в то время как бюджет первого сезона оценивался в $50-60 млн. В период с 2012 по 2015 г. средний бюджет серии увеличился с $6 млн до «как минимум» $8 млн. Бюджет шестого сезона составил более $10 млн за серию, при общей сумме сезона более $100 млн, что является рекордом для затрат на производство сериала. К финальному сезону бюджет на производство одной серии оценивался в $15 млн.
Дом Дракона [House of the Dragon] (2022-настоящее время) – американский фэнтезийный драматический телесериал, созданный Джорджем Р. Р. Мартином и Райаном Кондалом для HBO. Приквел к «Игре престолов» (2011-19), он является вторым телесериалом во франшизе Мартина «Песнь Льда и Пламени». 2 сезона, 18 серий.
Сериал, основанный на частях книги Мартина «Пламя и кровь» (2018), начинается примерно через 100 лет после того, как Семь королевств были объединены завоеванием Таргариенов, почти за 200 лет до событий «Игры престолов» и за 172 года до рождения Дейенерис Таргариен. В сериале, в котором задействован актерский ансамбль, показаны события, приведшие к упадку Дома Таргариенов, разрушительной войне за престолонаследие, известной как «Танец драконов».
Основные съемки проходили в Великобритании. Премьера сериала состоялась 21 августа 2022 г. В июне 2024 г., перед премьерой второго сезона, сериал был продлен на третий сезон.
Сериал получил положительные отзывы, в которых хвалили развитие персонажей, визуальные эффекты, сценарий, музыку Рамина Джавади и актерскую игру. Однако темп, особенно скачки во времени, и темное освещение некоторых сцен в первом сезоне подверглись критике. В первый день премьеру сериала посмотрели более 10 млн зрителей на линейных каналах и HBO Max, что стало рекордом в истории HBO.
За первый сезон «Дом Дракона» получил премию «Золотой глобус» в номинации «Лучший телесериал – драма», а Эмма Д’Арси была номинирована на премию «Лучшая актриса в телесериале – драма». Сериал получил девять номинаций на премию «Эмми», в т. ч. в номинации «Лучший драматический сериал», и выиграл три премии Британской академии телевидения.
Эмма Д’Арси в роли принцессы/королевы Рейниры Таргариен: дочери короля Визериса I Таргариена и наследницы престола, первенца и единственного выжившего ребёнка Визериса и его первой жены, королевы Эйммы Аррен. В юности ее называли «радостью королевства». Она была коронована своими сторонниками, «Черными», после того, как ее мачеха, вдовствующая королева Алисент Хайтауэр, узурпировала трон для своего сына – сводного брата Рейниры – заявив, что Визерис перед смертью изменил своего преемника. Рейнира – всадница на драконе, связанная с драконом Сираксом.
После смерти обоих сыновей старый король Jaehaerys I Таргариен созывает Великий совет, чтобы выбрать наследника. Лорды Вестероса выбирают старшего внука Jaehaerys, принца Визериса, а не старшую внучку Рейнис…
Рыцарь Семи Королевств [A Knight of the Seven Kingdoms] – предстоящий американский телесериал, созданный Джорджем Р. Р. Мартином. Приквел к «Игре престолов». Он станет третьим телесериалом во франшизе Мартина «Песнь Льда и Пламени» и будет основан на его новеллах «Сказания о Дунке и Эгге».
Геракл: Легендарные путешествия [Hercules: The Legendary Journeys] (1995-99) – американский фэнтезийный телесериал, снятый в Новой Зеландии по мотивам легенд о классическом греческом герое Геракле (рим. Геркулес). В главных ролях Кевин Сорбо (Геркулес) и Майклом Херст (Иолай). 6 сезонов, 111 серий (+ пять пилотных фильмов). Сериал стал одним из самых популярных синдицированных телешоу в мире на тот момент. Он транслировался на ВВС1, Once Channel, Sky1, five/5, Heroes & Icons и Horror.
Сериалу предшествовали пять телефильмов 1994 г. с теми же главными героями, и он был частью Action Pack от Universal Media Studios. Фильмы в порядке появления: «Геркулес и амазонки», «Геркулес и затерянное королевство», «Геркулес и огненный круг», «Геркулес в подземном мире» и «Геркулес в лабиринте Минотавра». Последний из них в основном служил «клип-шоу» из предыдущих фильмов в качестве вступления к сериалу.
Сериал был закрыт в середине съемок шестого сезона, и в общей сложности было снято всего восемь эпизодов после того, как Сорбо отказался продлевать контракт на три года, чтобы продолжить играть Геркулеса.
Вступительное повествование: «Это история о далеком прошлом, о мифических и легендарных временах, когда древние боги были мелочными и жестокими и причиняли людям страдания. Только один человек осмелился бросить вызов их могуществу: Геркулес!
Геркулес обладал невиданной в мире силой, превосходившей только силу его сердца. Он путешествовал по земле, сражаясь с приспешниками своей злой мачехи Геры, всемогущей царицы богов.
Но где бы ни было зло, где бы ни страдали невинные, там будет Геркулес!»
Действие сериала разворачивается в фэнтезийной версии Древней Греции, не точно расположенной в историческое время. В различных эпизодах шоу также присутствуют элементы Востока, Египта и средневековья.
Типичные сюжетные линии включали в себя спасение Гераклом и Иолаем жителей сельской местности от чудовищ, злых военачальников или часто эгоистичных прихотей богов. Также были комедийные эпизоды, в которых часто обыгрывались современные темы.
В начале главным врагом Геракла является его злая мачеха Гера, которая стремится уничтожить Геркулеса, используя различных монстров и своих последователей, потому что он напоминает ей о неверности ее мужа Зевса. По мере развития сюжета в сериале появлялось всё больше врагов. В частности, сводный брат Геракла, злобный бог войны Арес, заменил Геру в качестве главного антагониста сериала. Ближе к концу сериала Ареса заменяет злой бог Дахак, который становится главным злодеем в пятом сезоне и запускает сюжетную линию, в которой Геракл отправляется в Шумер, Норландию и Эйре (Ирландию).
Юный Геракл [Young Hercules] (1998-99) – приквел к телесериалу «Геракл: Легендарные путешествия», который изначально транслировался на Fox Kids Network. Производство: Renaissance Pictures, Studios USA Television. 1 сезон, 50 серий (+ пилот). В главной роли снялся Райан Гослинг.
«В эпоху света и тьмы Зевс, царь богов, правил вселенной. У него был сын: юный Геркулес. Полубог, получеловек, юный Геркулес стремится найти свое место в мире, отца, которого он никогда не знал, и понять, что значит быть героем. Прежде чем человек стал легендой, прежде чем легенда стала мифом, произошло величайшее приключение из всех!»
В сериале рассказывается о попытках Ареса, бога войны, уничтожить своего младшего сводного брата, чтобы заслужить расположение Зевса. Среди злодеев сериала его племянник Раздор, Гера, царица богов и мачеха Геракла, и Аполлон, бог солнца и сводный брат Геракла. Мать Раздора – Дискордия, богиня возмездия, которая не раз проявляет себя как более уравновешенная и жаждущая власти, чем ее коллега.
Геракл посещает Академию Хирона, чтобы обучаться искусству воина под руководством мудрого директора Хирона Кентавра. Он заводит дружбу с будущим царем Коринфа, принцем Ясоном, и бывшим членом банды разбойников по имени Иолай, которого приговорили к обучению в академии вместо тюрьмы за его преступления.
Зена – королева воинов [Xena: Warrior Princess] (1995-2001) – американский фэнтезийный телесериал, снятый в Новой Зеландии, который транслировался в Синдикации. 6 сезонов, 134 серий. Производство: Renaissance Pictures, Universal Television. Сеть: Syndication.
Сценарист, режиссер и продюсер Роберт Таперт создал сериал под своим продюсерским брендом Renaissance Pictures. Сюжет сериала рассказывает о Зене (Люси Лоулесс), печально известной воительнице, которая хочет искупить свои прошлые грехи против невинных, используя свои выдающиеся боевые навыки, чтобы помогать беззащитным. Ее спутница Габриэль (Рене О’Коннор) превращается из простой деревенской девушки в воительницу-амазонку и родственную душу и соратницу Зены на протяжении всего сериала.
Зена была родом из «древней Болгарии, Фракии», хотя в сериале говорится, что она родом из древнегреческого города Амфиполь, который находится в близлежащем регионе Центральная Македония в современной Греции. Однако в то время Амфиполь был фракийским городом, населенным греками, поэтому, скорее всего, она была фракийкой по рождению и гречанкой по культуре. «Во времена древних богов, военачальников и королей охваченная беспорядками земля взывала о герое. Ею была Зена, могущественная принцесса, закаленная в пылу сражений. Сила, страсть, опасность. Ее мужество изменит мир!»
Шоу является спин-оффом телесериала «Геракл: Легендарные путешествия»; сага началась с трех эпизодов «Геракла», в которых Зена была второстепенным персонажем, изначально запланированным к смерти в третьем эпизоде. Зная о внезапной популярности персонажа среди зрителей, продюсеры сериала решили запустить спин-офф, основанный на ее приключениях. Зена стала успешным шоу, которое с 1998 г. транслировалось более чем в 108 странах по всему миру. Успех «Зены» привел к появлению сотен сопутствующих товаров, включая комиксы, книги, видеоигры и конвенции, которые ежегодно проводятся с 1998 г. в Пасадене, штат Калифорния, и в Лондоне. Все шесть лет «Зена – королева воинов» оставалась в первой пятерке самых популярных сериалов на американском телевидении.
В 2015 г. председатель NBC Entertainment Боб Гринблатт сказал, что в разработке находится перезагрузка Зены, Рэйми и Таперт возвращаются в качестве исполнительных продюсеров, а дебют шоу состоится где-то в 2016 г. В августе 2017 г. телеканал NBC объявил, что в обозримом будущем не планирует перезапускать сериал.
Сериал происходит в основном в фэнтезийной версии Древней Греции (иногда с отсылками к Римской Греции). Древняя Греция, изображенная в сериале, во многом основана на исторических местах и обычаях, с изменениями известных мест и событий – сражений, торговых путей, городов и т. д. Поселения расположены в пышной зелени горного ландшафта. Они часто подвергаются нападениям военачальников, а путешествия между ними сопровождаются встречами с отрядами разбойников. Все основные города названы в честь исторических городов Древней Греции: Амфиполь, Потидея, Афины, Коринф, Дельфы…
Однако по мере развития сюжета события происходили в более поздние времена и в других местах, от Александрии Клеопатры до Рима Юлия Цезаря. Мифология сериала перешла от олимпийских богов к иудео-христианским элементам. Также были затронуты восточные религии, несмотря на опасения по поводу достоверности обстановки.
Мифологические и сверхъестественные локации представлены как равноправные реальные физические места, в которые часто можно попасть через физические порталы, спрятанные в ландшафте, например, в озерах и пещерах. К ним относятся Элизиум, Тартар, река Стикс, Валгалла, Рай и Ад. Обитатели таких мест – боги, мифологические существа и силы – по большей части представлены в виде персонажей-людей, которые могут по своему желанию перемещаться между своими владениями и реальным миром. Арес, греческий бог войны, например, – эгоистичный мужчина, который носит черную кожу с заклепками, а Афродита, богиня любви, – калифорнийская девушка из Долины, которая использует типичный для девушек из Долины сленг и носит струящиеся полупрозрачные розовые платья.
Атлантида [Atlantis] (2013-15) – британский сериал, вдохновленный греческой мифологией. Премьера на BBC One. 2 сезона, 25 серий. «Атлантида» стала самым популярным новым субботним вечерним драматическим сериалом, запущенным на всех каналах BBC с 2006 г., даже обогнав по популярности шоу «Мерлин».
В наши дни Джейсон [Ясон], главный герой сериала, управляет подводной лодкой-одиночкой, чтобы расследовать глубоководное возмущение, которое привело к исчезновению его отца, когда он был ребенком. Когда он обнаруживает местоположение, подводная лодка начинает выходить из строя, и его вытаскивает на белый свет. Он просыпается на берегах королевства Атлантида, которым правят царь-традиционалист Минос и его жаждущая власти жена царица Пасифая, которая сама стремится к трону. Джейсон должен противостоять могущественным правителям мифологического мира.
Поначалу скрываясь от властей, он находит убежище у пары незадачливых и безработных местных жителей: Пифагора – молодого интеллектуала, которому еще только предстоит открыть свою теорему, – и бывшего чемпиона по борьбе Геркулеса – безнадежного романтика, который проводит большую часть времени в тавернах, выпивая и играя в азартные игры. Троица переживает серию греческих мифов, встречаясь с монстрами, богами и полубогами в борьбе за добро и защиту невинных. По пути они обретают новых союзников и друзей, в т. ч. Медузу, дворцовую служанку; Ариадну, дочь царя и наследницу престола; и таинственного оракула, который, кажется, не удивлен прибытием Ясона и каким-то образом связан с ним. Оракул предсказывает, что Ясона ждет судьбоносная встреча, которая изменит мир, если он останется на верном пути.
Сериал снимался в Уэльсе и Марокко. Склад площадью 14.500 кв. м, бывшее холодильное хранилище недалеко от Чепстоу, было переоборудовано в просторную телестудию для съемок «Атлантиды». Сериал транслировался в Канаде, в США на BBC America, в Австралии.
Каос [Kaos] (2024) – британский мифологический телесериал (черный юмор), созданный Чарли Ковеллом для Netflix. В нем рассказывается о трех людях, которые обнаруживают свою связь с пророчеством и друг с другом, сражаясь с коррумпированными и высокомерными богами греческой мифологии. Сериал вышел на Netflix. Anthem Productions Limited, Sister. 1 сезон, 8 серий.
Всемогущий, но неуверенный в себе греческий бог Зевс держит своего собрата-бога Прометея прикованным к скале и подвергает его пыткам в наказание за то, что тот осмелился вмешаться в его деспотичное и самодержавное правление. Прометей, выступающий в роли рассказчика, повествует о пророчестве: «Появится линия, порядок исчезнет, семья падет, и Каос воцарится». Выждав много лет, Прометей приступает к осуществлению своего плана по свержению Зевса с помощью пророчества и невольных участников – трех смертных людей, Эвридики, Каэна и Ариадны.
Из научной лаборатории украдено три устройства, позволяющих внедряться в сны пациентов и записывать их на носители. Но это ещё не всё: устройства могут открывать путь в фантазии владельца. Группа учёных — создателей устройства, досконально понимающих принцип работы, прикладывают усилия, чтобы вернуть их назад. Это превращает их жизнь и жизнь окружающих в ходьбу по натянутому канату: реальность и сон сплетаются друг с другом, поэтому риск потеряться в этой мешанине чрезвычайно велик. Поиски были бы ещё опаснее, если бы в фантазиях не приходила на помощь чрезвычайно необычная девушка по имени Паприка.
Каждая работа Сатоси Кона — это событие в мире кино. Его работы чрезвычайно кинематографичны, наполнены отсылками к мировой массовой культуре и яркими образами персонажей. В первую очередь, это касается женских персонажей. В «Паприке» все составляющие творчества режиссёра доведены до совершенства. О значимости этой картины можно судить хотя бы потому, что сам Кристофер Нолан вдохновлялся «Паприкой» при создании фильма «Начало» 2010 года. Да и это неудивительно.
У картины мощная философско-психологическая составляющая. Сюжет, архетипические образы героев, видения и фантазии, которыми насыщен весь фильм, пронизаны литературным наследием одного из самых известных философов и психологов современности — Карла Густава Юнга. Учёный огромную часть своих работ посвятил именно снам. А противопоставление мужского и женского начала, показанного в последней трети аниме, так и вовсе является самым ярким подтверждением концепций Юнга. Впрочем, любители фантастики увидят в фильме мотивы, являющиеся главным лейтмотивом произведений Филипа К. Дика: что есть истинная реальность, а где лишь её симулякр. Но всё же, в любом случае, фантаст сам изучал работы Карла Юнга, поэтому ассоциации всё равно приводят к наследию знаменитого философа.
Если же говорить о том, не стал ли фильм от насыщеннсти психологии и философии скучным, то ответ будет таким: нет, не стал.
В картине присутствует детективная сюжетная линия и даже более того: одним из главных героев становится детектив. Фоном для сюжета служат сюрреалистичные яркие образы из снов и фантазий. При этом создатели умело воссоздают атмосферу снов и фантазий. Чего только стоит парад, созданный из множества образов массовой культуры из коллективного бессознательного всех времён и народов.
Кинематографическое измерение представлено в диалогах с детективом, который когда-то мечтал с другом создать собственную киностудию. Это было очень похоже на мини-лекцию о том, как снимать кино. Да и в различных локациях мелькают афиши к известным фильмам. В том числе, к аниме самого Кона.
Действие не останавливается ни на минуту и может показаться, что зрителю будет сложно сосредоточиться на действии и смысловой составляющей. Но так же, как и в сновидениях, некоторые сцены не имеют смысла для посторонних, так и в «Паприке» некоторые сцены призваны создать сюрреалистичную сновидческую атмосферу.
Технически анимация в «Паприке» безупречна. В некоторых фрагментах движения персонажей и их мимика очень похожи на созданные с помощью метода ротоскопии, когда перерисовываются настоящие актёры, запечатлённые на киноплёнке. Но в какие-то моменты создатели как будто специально не забывают напомнить зрителю, что перед ними всё же представитель классической японской анимации.
Практически безупречный представитель жанра, созданный с большой любовью к кинематографу. Гармонично подобраны смыслы и действие, тщательно прописаны персонажи, а особая сюрреалистическая атмосфера пропитывает разум зрителя. Пиршество для глаз и изысканная пища для ума. А дополняет всё это великолепие прекрасный саундтрек Сусуму Хурусавы, создавшего музыку к нескольким другим фильмам режиссёра.
Самая популярная серия фильмов о Тарзане началась с фильма «Тарзан, человек-обезьяна» (1932) с Джонни Вайсмюллером и Морин О’Салливан в главных ролях.
Тарзан, человек-обезьяна [Tarzan the Ape Man] (1932) – это докодовый американский приключенческий боевик. Это был первый из 12 фильмов Вайсмюллера о Тарзане. Фильм частично основан на романе Берроуза 1912 г. «Тарзан из племени обезьян». MGM выпустила два ремейка «Тарзана, человека-обезьяны» (1959, 1981), но каждый из них был отдельной адаптацией романа Райса Берроуза. Это также первое появление знаменитого вопля Тарзана. Бюджет $652,675, сборы $2,54 млн.
Вслед за 12 фильмами с Джонни Вайсмюллером в главной роли, MGM и RKO выпустят еще 16 фильмов о Тарзане, действие которых происходит в той же последовательности, с разными актерами, играющими Тарзана.
Вайсмюллер (1904, Темешвар, Австро-Венгрия (ныне Тимишаора, Румыния) – 1984, Акапулько, Мексика), сын этнических немцев-иммигрантов из венгерской части Австро-Венгрии, уже был известен как пятикратный олимпийский чемпион по плаванию. Он стал самым известным и долгоиграющим экранным Тарзаном, сыграв Человека-обезьяну в общей сложности в 12 фильмах, снятых до 1948 г. Первые шесть фильмов были спродюсированы MGM, а последние шесть – RKO. О’Салливан ушла в 1942 г. после выхода шестого фильма серии (и последнего для MGM) «Приключения Тарзана в Нью-Йорке». Затем последовали два фильма без Джейн, прежде чем Бренда Джойс взяла на себя эту роль в последних четырех фильмах Вайсмюллера о Тарзане.
В отличие от красноречивого аристократа из романов Берроуза, Тарзан Вайсмюллера был естественным героем с ограниченным словарным запасом (эрзац пиджина).
Из-за сложных вопросов, связанных с лицензированием, в период работы Вайсмюллера было снято несколько конкурирующих фильмов с другими актерами в главных ролях. Первым из них был «Тарзан Бесстрашный» (1933), выпущенный как 12-серийный сериал и как отредактированный полнометражный фильм под тем же названием. В нем снялся другой олимпийский пловец, золотой медалист 1932 г. Бастер Крэбб.
«Новые приключения Тарзана» (1935), возвращающийся к первоначальной концепции персонажа как интеллигентного англичанина, был сериалом с участием Германа Брикса, который был переосмыслен в два полнометражных фильма, первый вышел в том же году и с тем же названием, что и сериал, а второй, «Тарзан и Зеленая богиня» (1938). Эдгар Райс Берроуз был финансово заинтересован в постановке. Брикс, еще один олимпиец, сменил имя в 1939 г. и, как Брюс Беннетт, сделал долгую карьеру в кино и на телевидении.
В «Мести Тарзана» (1938) главную роль сыграл Гленн Моррис, обладатель золотой медали в олимпийском десятиборье в 1936 г., подвиг, задокументированный во второй части фильма Лени Рифеншталь «Олимпия». Таким образом, Моррис стал четвертым олимпийцем, сыгравшим Тарзана. Его партнершей по фильму была олимпийская пловчиха Элеонора Холм, которая выиграла золотую медаль в 1932 г. и была исключена из Олимпийских игр 1936 г. при спорных обстоятельствах. Она сыграла похожую на Джейн героиню по имени Элеонора.
За исключением «Новых приключений Тарзана», которые частично снимались в Гватемале, фильмы о Тарзане этого периода в основном снимались на голливудских съемочных площадках и в павильонах, а кадры с джунглями и дикой природой монтировались в финальную версию.
После фильма «Тарзан и русалки» в 1948 г. Вайсмюллер ушел из сериала, посчитав, что он уже слишком стар, чтобы играть персонажа в набедренной повязке. Однако он продолжил сниматься в длинной серии подобных приключений в костюме сафари в роли Джима из джунглей.
После ухода Вайсмюллера продюсер Сол Лессер провел общенациональный поиск замены, прослушав более 200 актеров. Победителем стал Лекс Баркер, высокий и поразительно красивый 29-летний парень, выросший в богатстве и привилегиях в Нью-Йорке. Он имел аристократическую осанку и хорошие актерские данные. Баркер сыграл Тарзана в пяти фильмах (1949-53), в каждом из которых Джейн играла другая актриса. В основном это были малобюджетные фильмы, похожие на фильмы Вайсмюллера RKO, хотя третий, «Опасность Тарзана» (1951), был попыткой улучшить сериал, снимая в реальных африканских локациях и используя местных африканцев в актерском составе.
Затем вышли шесть фильмов с участием Гордона Скотта (1955-60), бодибилдера, которого обнаружили во время службы спасателем в отеле в Лас-Вегасе. Его первые три фильма о Тарзане, спродюсированные Солом Лессером, продолжались по формуле Вайсмюллера.
Затем сериал перешел к продюсеру Си Вайнтраубу, который хотел приблизить персонажа к оригинальному замыслу Берроуза. В результате Скотт снялся в двух самых популярных фильмах франшизы: «Величайшее приключение Тарзана» (1959) и «Великолепный Тарзан» (1960). В 1959 г. MGM выпустила ремейк «Тарзана, человека-обезьяны», который плохо приняли зрители, а Денни Миллер сыграл в нём главную роль. Серия «Уэйнтрауб» продолжилась двумя фильмами с участием каскадера-ветерана Джока Махони (1962-63), тремя фильмами с участием бывшего профессионального футболиста Майка Генри (1966-68) и двумя (полнометражными версиями телевизионных эпизодов) с участием Рона Эли (1970).
The Weintraub productions отказались от персонажа Джейн и изобразили Тарзана умным, но, по-видимому, безродным авантюристом. Записи Майка Генри, начиная с фильма «Тарзан и золотая долина» (1966), были сняты в разгар увлечения Джеймсом Бондом, и в них был хорошо сшитый Тарзан, летающий по всему миру для выполнения опасных миссий. В отличие от большинства более ранних фильмов о Тарзане, постановки Вайнтрауба были цветными и снимались в экзотических местах, таких как Кения, Индия, Таиланд, Малайзия, Мексика и Бразилия.
К 1965 г. фильмы с Тарзаном в главной роли в совокупности собрали более $750 млн (что эквивалентно $7 млрд 250 млн в 2023 г.) по всему миру, что сделало его на тот момент персонажем самого кассового фильма.
После 1970 г. в фильме «Тарзан» был объявлен перерыв до 1981 г., когда MGM выпустила свою третью версию «Тарзана, человека-обезьяны» с Майлзом О'Киффом в главной роли.
Более популярный фильм «Грейсток: Легенда о Тарзане, повелителе обезьян» последовал в 1984 г. с Кристофером Ламбертом в главной роли. Возвращаясь к исходному материалу, автор обновил оригинальный роман Берроуза в свете чувств и науки 1980-х годов, используя ряд корректирующих идей, впервые выдвинутых автором-фантастом Филипом Хосе Фармером в его макетной биографии 1972 г. «Тарзан жив: окончательная биография лорда Грейстока».
Следующим фильмом о Тарзане в прямом эфире был «Тарзан и Затерянный город» (1998), в котором снялся Каспер Ван Дин. По сути, этот фильм является продолжением Грейстока, действие этого фильма происходило в 1920-х годах, и в нем была предпринята попытка передать колорит некоторых более поздних романов серии «Тарзан», в которых человек-обезьяна сталкивался со все более фантастическими цивилизациями, скрытыми в глубоких джунглях.
Последний фильм о Тарзане в прямом эфире «Легенда о Тарзане» (2016), спродюсированный Warner Brothers и Джерри Вайнтраубом и режиссер Дэвид Йейтс, вышел в прокат в 2016 г. 30 сентября 2022 г. The Hollywood Reporter объявила, что Sony Pictures приобрела права на экранизацию фильма «Тарзан» и стремится «полностью переосмыслить» персонажа.
Недавно на Disney+ завершился первый сезон нового «Сорвиголовы», который формально выступает продолжением шоу с Netflix. У «Рождённого заново» оказалось много удачных идей и моментов, но «наследие» первой версии этого сериала сильно подкосило финальный результат.