В нашу редакцию часто приходят письма... Наши читатели хотят знать... Короче говоря, довольно часто на фантлабовском музыкальном подфоруме задают вопрос: с чего бы начать слушать джаз? Или просто интересуются, что это такое. В этом случае мне на ум приходят банальности типа "Kind of Blue" Майлза Дэвиса или этого списка из которого я и сам слушал не всё. Так вот, нисколько не претендуя ни на звание знатока, вообще ни на что не претендуя, а находясь лишь под властью импульсивного желания что-то написать, скромно предлагаю достопочтенной публике (если кто-то это читает) небольшой список достойных для прослушивания альбомов. Критерий прост: все альбомы мои любимые, либо одни из, либо на них есть мои любимые композиции, ну и относительно малоизвестные. Также не хочу никого утомлять простынями со списками, а для начала выберу штук 5, если будет интерес — то первая часть не станет последней. Итак, встречайте:
Albert Beger — Listening (2004) — лидер ансамбля, имя которого очевидно — большой любитель разнообразных дудок, сиречь reeds, с небольшим уклоном в сторону авангарда, и с довольно сильным драматизмом в некоторых местах. Любимая композиция — Karma. (UPD: название заменено с Albert Beger's 5, спасибо atgrin)
Albert Ayler — New Grass (1968) — случайное совпало, что 2ой человек в этом списке тоже носит имя Альберт И тоже саксофонист, кстати. Больше всего он известен как довольно жёсткий авангардист, и за этот альбом его довольно сильно критикуют, но на самом деле в New Grass получилось то, что в XXI веке The Bad Plus назовут авангард-популизмом. Присутствует фирменная фишка — вступление от самого Айлера с объяснениями "что хотел тут показать автор".
Christian McBride & David Gilmore — Unified Presence (2007) — сразу скажу, что Гилмор — это не тот Гилмор из Пинк Флойд, а просто другой гитарист (относительно малоизвестный). Кристиан МакБрайд — басист-звезда, который по сути и лидер на этом альбоме. Вместе у них получилось эдакая утонченная мощь.
Eberhard Weber — Orchestra (1988) — ещё один басист, хотя на самом деле он вроде предпочитает стик. Orchestra — первый альбом, который я услышал у Эберхарда и был поражён его звучанием.
Ranjit Barot — Bada Boom (2010) — участник одного из множества ансамблей Джона Махавишновича Маклафлина, ударник руками по различным ударным инструментам. Этники тут самый минимум, это просто фьюжн "как МакЛафлин научил", а названия композиций порадуют любого технаря (а особенно — астрофизиков).
Я думаю, что изучающим его творчество (включая меня), будет полезно иметь под рукой вот такой вот мини-гид, чтобы хоть с чего-то начать у этого мега-плодотворного товарища
PS: Похожее руководство бы еще по Зорну и ведёркоголовому
Вторая часть небольшого экскурса в далекий 1985 год. Тяжелая музыка в расцвете популярности и на мировой сцене присутствуют десятки коллективов, посвятивших себя различным направлениям heavy metal. В это раз речь пойдет об AС/DС “Fly on the Wall”, Possessed “Seven Churches”, Helloween «Walls Of Jericho», Destruction «Infernal Overkill», Mötley Crüe «Theatre of Pain », Slayer « Hell Awaits» и Warrior «Fighting For The Earth».
AС/DС “Fly on the Wall”
Десятый альбом австралийских популяризаторов тяжелого рок-н-ролла. «Fly On The Wall» («Муха на стене») вышел во всем мире 28 июня 1985 года. Этот альбом, также как и предыдущий «Flick of the Switch», был спродюсирован братьями Ангусом и Малькольмом Янгами.
Малкольм делился с «Метал CD» своими ощущениями от альбома: «Мы хотели сделать альбом лучше и решили продюсировать его сами, но на этот раз потратить побольше времени и мыслей на то, что мы делаем, а не просто включить магнитофон и пустить все на самотек… Наш барабанщик Фил (Phil Rudd) ушел, и теперь с нами Саймон Райт (Simon Wright). Он знает, что делать, и нам нужно было только подтолкнуть его в правильном направлении и предоставить ему делать свое дело. Играть в «AC/DC» на барабанах очень просто — но иногда очень сложно делать так, чтобы это было просто».
В августе 1985 года диск получил золотой статус, а в дальнейшем было продано более миллиона копий пластинки, но не смотря на это, «Fly On The Wall» не получил такого коммерческого успеха, как «Back in Black» (1980) и «For Those About to Rock (We Salute You)» (1981). Самостоятельное продюсирование братьями Янгами музыкального материала сказалось на аранжировках композиций, которые стали более сухими и прямолинейными. На альбоме чувствуется влияние heavy metal.
Кроме аудио-альбома группой было выпущено видео «Fly on the Wall» с пятью песнями из альбома («Fly on the Wall», «Danger», «Sink the Pink», «Stand Up» и «Shake Your Foundations»). Все композиции снимались в нью-йоркском баре «The Crystal Ballroom» и сопровождалось различными анимированными спецэффектами.
Sink the Pink — AС/DС
Possessed “Seven Churches”
Это один из самых важных дебютов в истории мирового экстремального металла. Многие музыкальные критики считают «Seven Churches» первым альбомом в стиле death metal. Мнение это небесспорно, но то что Possessed был одним из первых коллективов, кто стал играть прото-дэт, не вызывает сомнений. И хотя гитарные риффы здесь еще на стыке speed и thrash metal, мощнейший вокал Джеффа Бесерры можно назвать первым настоящим «гроулингом», ставшим образцом для многочисленных адептов death metal. На мой взгляд, нельзя не упомянуть еще и о жужжащих трелях на одной гитарной струне (я не знаю, как это называется на профессиональном слэнге – «чес» или еще как-нибудь, но, правда, я умею делать подобное на гитаре — это просто), часто звучащих в песнях «Seven Churches» — этот прием в будущем взяли на вооружение формации, предпочитавшие death и black metal.
Ну и добавлю еще вот что, этот релиз является культовым и основополагающим в своей узкой стилевой нише (прото — death metal), а в дальнейшем коллектив стал играть в стилистике более близкой к thrash metal, а дэт-метал развивали уже другие, нам всем известные, «смертельные герои» .
Death Metal – Possessed
Helloween «Walls Of Jericho»
Первый студийный альбом группы. Мощная заявка молодого коллектива на внимание к себе как со стороны слушателей, так и со стороны музыкальных критиков. Скоростной, техничный и мелодичный heavy metal (на грани speed metal) с высоким специфическим вокалом Кая Хансена (Kai Hansen). Это альбом считается одним из основных в истории становления европейского power metal. Именно здесь выкристаллизованы основные принципы «пауэра» — смешение скоростного металла и ярких мелодичных музыкальных линий.
Так жестко, как здесь, наверное, коллектив и не звучал ни на одном из последующих творений.
Что имеем в сухом остатке: великолепный дебют, новаторские идеи, классика отдельного направления.
Ride The Sky (Live -1986) — Helloween
Destruction «Infernal Overkill»
Дебют группы. Сырой, неприглаженный, колючий thrash metal немецкой школы. Запись, конечно, хромает, тексты наивные, но в честности и увлеченности своей музыкой — я, лично, музыкантов упрекнуть не могу. Тевтонская машина разрушения всего и вся прет быстро и мощно, не смотря на вышеперечисленные недостатки. Мастерство музыкантов выше среднего. Для полноценного дебюта молодой группы – великолепное начало с перспективой.
С позиций настоящего времени данный материал можно раскритиковать по многим позициям, но нельзя не забывать – это 1985 год…
Bestial Invasion — Destruction
Mötley Crüe «Theatre of Pain »
На плакате вышедшего в 1985 году альбома «Theatre Of Pain» было послание ко всем поклонникам группы с просьбой не садиться за руль в нетрезвом состоянии. В 1984 году вокалист группы Винс Нил (Vincent Neil Wharton), возвращаясь из винного магазина, попал в автомобильную катастрофу, где погиб его пассажир, барабанщик финской группы Hanoi Rocks Николас Дингли.
Диск хорошо продавался — два миллиона только в США. "Theatre of Pain" достиг 6 позиции в Top Billboard 200 USA и 36 места в Top UK.
Многие считают, что на этом альбоме музыканты коллектива еще более отошли от стилистики heavy metal в сторону стандартов glam metal.
City Boy Blues (Live) — Mötley Crüe
Slayer « Hell Awaits»
Второй номерной альбом американских убийц. Это еще не классический «Reign in Blood» (1986), но уникальный стиль великих Slayer уже прослушивается. Агрессивный, скоростной metal с влиянием hardcore. Звук не идеальный, но и группа «андерграундная». Здесь в почете такие понятия, как: ярость, злость, экспрессия, хаос, мощь и профессионализм. На альбоме присутствуют неповторимая зловещая атмосфера и ощущение оригинальности. Последний шаг перед тем, как окончательно сформировать и отточить свой неповторимый стиль на «Reign in Blood». Влиятельный британский критик тех лет Джефф Бартон провозгласил Slayer "самой угрожающей, разрушительной группой на планете".
Если кто-нибудь сомневается – попробуйте сами, но … с учетом временного фактора.
Hell Awaits (Live) — Slayer
Warrior «Fighting For The Earth»
Это альбом стал единственным и весьма удачным релизом американской группы Warrior. Нет, потом, в 1998 году коллектив был возрожден вокалистом Перри МакКарти (Perry McCarty) и гитаристом Джоем Флойдом (Joe Floyd), но это совершенно другая история.
Дебютный альбом Warrior «Fighting for the Earth» получил положительные отзывы критиков и признание публики. В те годы «Warrior» сравнивали с «Savatage» и «Def Leppard». Не знаю, на мой взгляд, здесь есть определенные соприкосновения со стилистикой другой значительной американской группы «Manowar».
Диск весьма прилично записан и спродюсирован, особенно на фоне металлического «андерграунда» тех лет.
Первая часть небольшого обзора, посвященного значительным музыкальным альбомам, вышедшим в 1985 году: Accept “Metal Heart”, Gary Moore “Run For Cover”, Grave Digger «Witch Hunter», Anthrax «Spreading the Disease», Kreator «Endless Pain», Bon Jovi «7800 Degrees Farenheit» и Running Wild «Branded and Exiled».
Accept “Metal Heart”
Этот альбом славной германской формации Accept мне видится пиком творчества группы. Отменно записанный, разнообразно аранжированный, грамотно сыгранный материал с хитовыми песнями и безумным драйвом. Чего только стоит заглавная композиция «Metal Heart», включающая в себя обработки «Славянского марша» П.И.Чайковского (вступление) и пьесы «К Элизе» Л. Бетховена (соло). Альбом выделяется на фоне других творений коллектива идеальным балансом между тяжестью и мелодичностью исполняемых песен.
Уже на следующем студийном диске у «Эксепта» будет значительный крен в сторону облегчения общего звучания, а здесь мы слышим классический образец настоящего тевтонского heavy metal середины 80-х.
Мои знакомые, пытавшиеся в 1985 году купить виниловую пластинку «Metal Heart» на Горбушке, называли мне сумму в 250 рублей, именно столько за него просили барыги. Это весьма достойные и большие деньги по тем временам, настоящая зарплата взрослого мужчины, могущего на эти средства содержать семью.
Альбом прилично продавался в континентальной Европе: Финляндия — 2 место, Швеция 4 — место, ФРГ — 13 место, Швейцария — 14 место. Англо-американские результаты поскромнее: Великобритания — 50 место и США — 94 место.
На песню «Midnight Mover» был снят видеоклип.
Metal heart (live Japan) — Accept
Midnight Mover – Accept
Gary Moore “Run For Cover”
Одна из немногих работ маэстро, сделанных в стилистике hard-n-heavy. В середине 80-х металлическая музыка переживала свой взлет и даже была коммерчески успешна. На этой волне многие известные музыканты из смежных стилей пробовали свои силы на ниве создания композиций, близких к heavy metal. Гари Мур, создавая альбом 1985 года, тоже отдал дань тогдашней моде – песни типа «Nothing to Lose» или «All Messed Up» вполне вписываются в металлические стандарты той поры.
В целом альбом получился весьма разноплановым, здесь мирно соседствуют совершенно различные композиции от откровенно попсовых «Empty Rooms» или «Listen To Your Heartbeat» до роковых боевиков «Run for Cover» и «Out in the Fields».
Пластинка записывалась большим количеством музыкантов, на вкладке CD указаны одиннадцать человек, включая самого Мура.
Run for Cover & Reach for the Sky – Gary Moore
All Messed Up (Live) — Gary Moore
Grave Digger «Witch Hunter»
В марте 1985 в продажу поступил второй студийный диск Grave Digger «Witch Hunter». Ничем особенным, на фоне других более именитых коллег, данный материал не выделялся. Классический германский прямолинейный heavy metal. Основным положительным моментом данного релиза была энергичная и экспрессивная подача материала музыкантами. Кроме этого, нельзя не отметить, что одним из главных неоспоримых достоинств из арсенала коллектива всегда был, есть и будет уникальный голос лидера группы Криса Болтендаля (Chris Boltendahl). И здесь его вокал тоже придает особенное звучание композициям музыкальной палитры пластинки.
По итогу: классическая работа своего времени, не без недостатков, но с видимой перспективой для развития.
Да, вот еще, чуть не забыл – темп композиций по тогдашним стандартам считался сверхбыстрым, и группу причисляли к speed metal.
Второй студийный альбом группы. В коллективе новый вокалист — Джоуи Беладонна (Joey Belladonna). В стилистике – заметный крен в сторону thrash metal. На фоне других групп – приличные, хотя и небезупречные запись и сведение. В разрез с конкурентами и коллегами – чистый голос фронтмэна. Многие считают «Spreading the Disease» одним из лучших дискографии Anthrax, я с этим согласен. Диск имел относительный успех – 113 место в Billboard 200 (USA). На композицию «Madhouse» был снят клип, который показывался по МТV.
А еще Anthrax мне всегда импонировали тем, что не пытались вслепую копировать чужие лекала, а пытались «шить» свою музыку по-своему.
Madhouse — Anthrax
Kreator «Endless Pain»
Тотально бескомпромиссный ураганный thrash metal. Скорость, ярость, хаос, натиск и агрессия. Именно подобные слова-сравнения приходят мне в голову при упоминании этого мощного дебюта. А какие тексты? Делаю выборку вторых слов из названий песен, по порядку, кроме 4-й композиции – Pain, Death, Evil, Hate, War, Breaker, Fear и Victims. Вот кто формировал музыкальную и лирическую эстетику будущих героев death, thrash и black metal.
Этот дебют имеет свое почетное место в истории экстремальной музыки, как кристально чистый образец раннего thrash metal, подкупающий не супертехничностью или концептуальностью, а искренностью и простотой.
На альбоме, что необычно для нашего времени, поет барабанщик Вентор (Jurgen "Ventor" Reil).
Песня «Flag оf Hate» стала первым хитом группы.
Flag of Hate (Live) — Kreator
Bon Jovi «7800 Degrees Farenheit»
Второй альбом Bon Jovi. Откровением он не стал, но неплохо продавался – 37 место в Billboard (USA) и золото в США. Три сингла: «Only Lonely», «In and Out of Love» и «Silent Night». Качественный коммерческий хард-рок середины 80-х. Вот такие команды в те времена собирали аншлаги на стадионах. Взбитые прически, кожаные лосины, ковбойские сапоги, очки на половину лица и мелодичные хиты, которые можно подпевать всем залом. Как-то так. Я не большой специалист по такой разновидности тяжелого рока.
Only Lonely (Live) – Bon Jovi
Running Wild «Branded and Exiled»
Это альбом принадлежит тому периоду творчества легендарной западногерманской группы, когда музыканты еще не надели пиратские одежки, а пытаются затрагивать в текстах песен фэнтезийно-оккультную тематику. Например, в песне «Mordor» аборигены толкиеновского Мордора представлены с положительной стороны. Стилистически материал представляет собой достаточно прямолинейный германский heavy metal с ярко выраженными мелодиями. Чувствуется, что на музыкантов Running Wild значительно повлияли представители NWOBHM.
Я готов если не понимать, то хотя бы принимать точку зрения тех, кого не устраивают мои музыкальные вкусы. Я могу понять людей, которые не слушают по каким-либо причинам определенных исполнителей, музыку определенных жанров, стилей, направлений. Вкусы у всех в конце концов разные, и уровень понимания музыки разный и тд и тп.
Но когда встречаю такое вот:
Сообщение некоего кадавра в торрентовском форуме на выложенную там дискографию Take 6:
цитата
По сравнению с крутыми Wise Guys или Tonic Sol-fa в этом жанре — это не "поют-СУПЕР!!!", а унылое нытьё.