Данная рубрика посвящена японской анимации. Рецензии и отзывы, анонсы еще не вышедших аниме и обзоры онгоингов, тематические подборки тайтлов а также итоги сезонов и года будут представлены в одной рубрике.
Принимаются любые предложения по улучшению.
Подразделы рубрики:
рецензии-отзывы
общий раздел
новости аниме
итоги сезона-года
персоналии-студии
анонсы-обзоры онгоингов
тематические подборки
Правила рубрики:
Помните, что ваше критический текст должен соответствовать минимальным требованиям данной рубрики:
объём не менее 2000 символов с пробелами
в тексте должен быть анализ, а не только пересказ сюжета и личное мнение нравится/не нравится
в рецензии рекомендуется выставлять оценку по категориям: «Сюжет», «Персонажи», «Рисовка», «Звуковой ряд», «Итоговая оценка» по десятибалльной шкале
статья должна быть грамотно написана хорошим русским языком, допускается использование заимствованной лексики
при оформлении рецензии обязательно должна быть обложка или постер; желательны примеры кадров
Кацухиро Отомо, пожалуй, один из самых известных мангак за всю историю Японии, но для людей далеких от комиксов с иероглифами (вроде меня), он запомнился, прежде всего, своими режиссерскими работами: «Акира» (1988), «Стимбой» (2004). Мне не хотелось писать очередную рецензию на «Акиру» или «Стимбоя» — про них уже, кажется, сказано все, что только возможно. Восхваление этих работ — общее место в арт-критике. Поэтому я решил обратить свое — и ваше внимание — на работы Отомо, находящиеся в тени его знаменитости, расположившиеся в самом начале карьерного пути Отомо-режиссера. Речь пойдет, в первую очередь, об OVA-антологии короткометражек под названием «Карнавал роботов» 1987 года рождения.
В прошлой своей статье я уже делал тематическую подборку сборников короткометражек, в числе которых также оказалась OVA-антология — Amazing Nuts (2006), к слову, в создании которой принял участие режиссер одного из эпизодов «Карнавала роботов» (подробнее см. справки). И если в тот раз «объединяющим» фактором сборников стала их непохожесть (разные студии, разные авторы, разные сюжеты), то в этот три антологии короткометражек объединяет человек, имя которому, как несложно догадаться, Кацухиро Отомо. В «Карнавале роботов» К. Отомо режиссировал вступительный и заключительный эпизоды сборника, это его первые аниме-работы. В антологии Neo Tokyo, она же «Лабиринт сновидений», тоже 1987 года, его имени принадлежит авторство эпизода The Order to Stop Construction. В сборнике 1995 года, «Воспоминания о будущем», (который, кстати, рекомендован к просмотру в самой первой статье аниме-колонки фантлаба) Отомо режиссировал эпизод Cannon Fodder.
Практически ни одна работа именитого режиссера не лишена иронии, с которой автор воспринимает технический прогресс: для него он не более чем призма, позволяющая под другим углом рассмотреть человеческие качества. Поэтому все его эпизоды в названных антологиях, мало сказать, что забавны, — они искрометны в своем антропоцентричном юморе, при кажущейся сюжетной нацеленности не на человека. Вроде и про робота история, а смеешься над свои собратом-человеком.
Однако с моей стороны было бы нечестно концентрировать все свое внимание на одном режиссере, пусть даже и на Кацухиро Отомо, который ни много ни мало помог зажечься звезде режиссера Сатоси Кона. Потому я рекомендую все эпизоды сборников «Лабиринт сновидений» и «Воспоминания о будущем» в равной степени (и за их художественное мастерство, и за их чуткую драматургию). Ниже можете посмотреть трейлеры этих «триптихов».
Как я уже выразился в начале статьи, больше всего мне интересны самые первые работы К. Отомо. Именно их успех, вкупе с успехом работ семи других режиссеров, позволил второму сборнику короткометражек 1987 г., «Лабиринту сновидений», заполучить театральный прокат вместо неказистой судьбы OVA-релиза и привлечь спонсоров для первой полнометражной работы Отомо — «Акиры». Меж тем рассматривать эти работы вне связи с другими эпизодами антологии «Карнавал роботов» — глупейшая ошибка. Как в хорошем оркестре, каждый из эпизодов «Карнавала роботов» отыгрывает свою «музыкальную партию», которая, накладываясь на другие, рождает сложную и завораживающую мозаичность карнавализованной (тут отсылка к М. Бахтину и его карнавальной культуре Средневековья) картины мира, где роботы, какими бы они ни были, такая же обыденность, как мы сами. И моя метафора с оркестром отнюдь не надуманна: за саундтрек сборника отвечал Дзё Хисаиси, композитор с обширной фильмографией, давний помощник студии Гибли. Звукорежиссером же был менее именитый, но не менее плодовитый Ясунори Хонда.
Выступив режиссером открывающего и закрывающего эпизодов антологии, Отомо сделал своего рода виньетку, задавшую общее направление и общий настрой «Карнавалу роботов». Именно заявленная еще в названии карнавализация дополнительно позволила мне объединить в одно смысловое целое два названных сборника 1987 г.: в первом карнавализирована идея робототехники, во втором — смерти. Хотя выпускающие студии этих сборников разные.
Поскольку общая продолжительность эпизодов К. Отомо едва укладывается в десять минут, не ждите авторских откровений — времени недостаточно. А вот для того, чтобы продемонстрировать умение «вести» историю, описать персонажа несколькими кадрами, удивить динамикой и раскладывать «пасхальные яйца» — вполне. Уже здесь, в зачаточном состоянии можно ощутить любовь Отомо к эскплозивным сценам (взрывы, дым, пар, разорванные движения).
«Опенинг» и «Эндинг»
Динамичная история первого и последнего эпизодов в духе Безумного Макса повествует о мчащемся из ниоткуда в никуда огромном машинном аттракционе, пик славы которого уже позади, но который несется вперед все так же целеустремленно, даря радость и взрывы всем встречным без спроса. Логичным завершением этой истории становятся забытье до самодеструкции, красивый финальный танец и взрыв, уносящий жизни последних зрителей. «Конец» крупным шрифтом.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Справка. В справках приведена краткая информация об авторском составе каждого из эпизодов с послужным списком работ, которые, по моему мнению, заслуживают внимания у отдельно взятых авторов.
Кацухиро Отомо — режиссер/сценарист: «Воспоминания о будущем» — эпизод #3 Cannon Fodder, «Лабиринт сновидений» — эпизод The Order to Stop Construction, Hi no Youjin (Combustible) — эпизод в антологии Short Peace (2013), «Гандам: Приказано взлететь» (1998); сценарист: «Метрополис» (2001), «Спригган» (1998), «Воспоминания о будущем» — эпизод #2 Stink Bomb, «Старик Зет» (1991); художник-постановщик: «Воспоминания о будущем» — эпизоды Cannon Fodder и Magnetic Rose. «Свобода» (OVA-сериал) — дизайн мехи и дизайн персонажей (2006). Нидзо Ямамото — художник-постановщик: «Девочка, покорившая время» (2006), «Фантастические дети» (ТВ, 2004), «Могила светлячков» (1988), «Небесный замок Лапута» (1986), «Конан — мальчик из будущего» (ТВ, 1978), «Принцесса Мононокэ» (1997), эпизод Magnetic Rose — один из художников-постановщиков. Ацуко Фукусима — дизайн персонажей: «Лабиринт сновидений» — эпизод Labyrinth; «Остров Джованни» (2014) — дизайн (концептуальный). Genius Party (2007) — эпизод Genius Party — режиссер.
«Шестеренка Франкенштейна»
Очередная итерация архетипической истории о создании человекоподобного монстра, в нашем случае — робота. Гениальный ученый, подарив ему тело, забыл снабдить разумом. В результате не отличимый от младенца по уровню интеллекта робот по чистой случайности давит своего создателя, повторяя за ним радостные прыжки.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кодзи Моримото — сценарист/режиссер/дизайн персонажей. Genius Party Beyond (2008) — эпизод Dimension Bomb — дизайн персонажей/режиссер. Amazing Nuts! (2006) — эпизод Glass Eye — дизайн персонажей. «Звукоед Нойзмен» (к/ф, 1997) — дизайн персонажей/режиссер. «Вечная семейка» (к/ф, 1997) — дизайн персонажей/режиссер. «Аниматрица» (2003) — эпизод Beyond — режиссер. Режиссёр эпизода Magnetic Rose. Юдзи Икэхата — художник-постановщик, в Magnetic Rose — тоже.
«Лишение»
С привычным для боевиков того времени драйвом нам рассказывают о нападении восставших роботов на человеческий город и спасении хрупкой человеческой девушки андроидом — существом, не имеющим человеческого тела, но имеющим человеческие чувства.
История-размышление: обретают ли механизмы бессмертную душу, если обретают личность. Талантливый инженер-конструктор в уединенной мастерской создает «говорящую куклу» — робота с внешностью молодой леди и ПО, которое неожиданно для самого создателя трансформируется в искусственный интеллект и заявляет о наличии чувств. Желавший лишь собеседника (в семье ему не доставало общения: жена постоянно на работе, дочка еще мала), он пугается способного испытывать чувства робота и в эмоциональном порыве крушит его. Спустя годы робот является ему в первозданном бесплотном виде. Тело машины по-прежнему в мастерской. На закате жизни инженер вновь видит робота-леди и уходит с ней в горизонт.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ясуоми Умэцу — режиссер/сценарист/дизайнер персонажей. Режиссер: Galilei Donna (2013), Wizard Barristers: Benmashi Cecil (2014). Акира Ямакава — художник-постановщик, «Лабиринт сновидений» — эпизод Labyrinth — художник, в Magnetic Rose — художник-постановщик.
«Ангел лунного света»
История о предательстве и любви в декорациях виртуальной реальности Роболэнда. Девушка узнает, что ее бойфренд встречается теперь с ее лучшей подругой, и в слезах убегает. Эмоциональное потрясение находит отражение в виртуальной реальности: симпатизирующий девушке аниматор Роболэнда героически спасает ее от нападения чудовищного робота с лицом ее бывшего бойфренда.
Сюрреалистическая зарисовка о том, «мечтают ли андроиды об электроовцах». Возникая из пустоты, персонаж-робот бесцельно движется к краю экрана, на фоне движения которого облака, подобно картинам, демонстрируют зрителю вехи истории человеческой цивилизации. Ближе к концу пути облака даруют роботу человеческую природу, счастливый, он покидает границы экрана.
Хлесткая сатира на пропагандистские ролики Японии времен Второй мировой. Пилотируемый робот с Запада вторгается в мирный город с целью захвата земель. Пилотируемый робот японцев, строившийся ради культурного фестиваля, оказывает ему сопротивление. Первым управляет сумасшедший англоговорящий ученый, вторым — удалая ребятня. Заканчивается победа над вторгнувшимся роботом сценой с рассветом, который на самом деле оказывается закатом.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Хироюки Китакубо — сценарист/режиссер. Режиссер: «Черная магия М-66» (1987), «Старик Зет» (1991), «Золотой парень» (этти, 1995), «Кровь: Последний вампир» (2000). Хироси Сасаки — художник-постановщик: «Ганбастер» (1988, OVA-сериал), Angel Cop (1989, OVA-сериал), «Старик Зет» (1991), «Граф Монте-Кристо» (2004). Ёсиюки Садамото — дизайнер персонажей; автор манг «Волчьи дети Амэ и Юки», «Летние войны», «Девочка, покорившая время», «Евангелион». Один из создателей студии Gainax.
«Страшный сон»
Еще одна сюрреалистическая фантазия на тему «робокалипсиса»: пьяный развозчик жареной курочки просыпается в предутренние часы где-то в подворотне и сознает, что город заполонили машинные монстры. Наплевав на здравый смысл, он мчится на своем скутере прочь от преследующих чудовищ — ровно до тех пор, пока лучи зари не обращают в прах «ночные кошмары».
В заключение. Не знаю, как вам, но мне очень приятно и интересно открывать давно известных авторов с новой стороны, пусть даже эта "новая сторона" навсегда осталась в уже далеком теперь 1987 г. Оценивая в ретроспективе фильмографию того или иного режиссера, имеешь возможность увидеть более поздние работы в новом, подчас неожиданном ракурсе, а ранние — с удвоенной аутентичностью и оригинальностью, не только по отношению к работам самого режиссера, но и к работам его коллег.
Разумеется, "Карнавал роботов" не произвел революции в спекулятивном жанре робототехнической фантазии, поскольку все эти идеи с конца 60-х, что называется, витали в воздухе (пожалуй, и продолжают до сего дня). Однако то, как глубоко лично и живо эти идеи были облечены в художественную форму — поражает и сейчас. Не буду скрывать, 87-ой год дает о себе знать при просмотре: технические возможности анимации тогда были не в пример нынешним (сделайте скидку экспериментальному фильму с микробюджетом). Мысль же, воплощенная в цвете, форме и звуке, не утратила своей энергии до сих пор.
Пополняя аниме-колонку фантлаба своими статьями, я как могу стараюсь представить неопытному зрителю (опытному мои потуги не нужны) японскую анимацию с разных ее сторон. И хотя я не ограничиваюсь работами текущего десятилетия или одного медиаформата, до сего времени моей выборке многого недоставало. Например, короткометражного кино. Говорить об особом положении короткого метра в кинематографе, конечно, дело неблагодарное, но я рискну.
Чуть более ста лет назад именно с короткометражек искусство движущихся картинок начало свое шествие по планете. Именно ими братья Люмьер пленяли взор тогдашних горожан. Отчасти небольшая продолжительность фильмов была продиктована техническими возможностями, отчасти — «духом времени»: на сломе веков требовалась особая художественная форма, способная рефлексировать и высокий темп машинного прогресса, и не меньшую скорость общественных изменений.
Еще на заре синефилии короткий метр зарекомендовал себя как формат максимально удобный для внятной и быстрой подачи авторского посыла, для озарения и вдохновения публики вымышленными (или невымышленными, в случае документальных работ) мирами. В некотором роде правопреемниками тех работ являются сегодняшние рекламные ролики. Но речь не о них. Принципиальным отличием и преимуществом короткого метра является высокая семантическая/иконографическая насыщенность нарратива. Долгие статичные планы, получасовые сцены без монтажа — это не про короткий метр. Быстрый темп, полнота кадра — вот, что характеризует короткометражное кино. Анимационное короткометражное кино тоже.
Эксперименты с формой начались в Японии, как только стали доступны техники мультипликации. Сейчас я не буду останавливаться на ранних мультработах японских художников. Замечу лишь, что анимационная индустрия в Японии развивалась параллельно таковой в США, и до Второй мировой мало чем отличалась от продукции Диснея. Потом случились новая конституция, Осаму Тэдзука, конкуренция с ТВ, смена моделей дистрибуции. И наконец появилось аниме, каким мы его все знаем. В этот раз я хочу рассказать вам о четырех замечательных сборниках короткометражек 21-го века. А именно: Amazing Nuts! (2006), Genius Party (2007), Genius Party Beyond (2008) и Short Peace (2013). Поскольку в каждую из этих антологий входят минимум четыре фильма, отрецензировать каждый из них представляется мне делом весьма затруднительным. Посему единственной моей целью является лишь разжечь ваш интерес к просмотру. На помощь мне придет трюизм "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Прилагаю ниже трейлеры к названным сборникам короткометражек.
Все работы уникальны, разительно отличаются друг от друга, и при этом не теряют своего "японского ореола", японской аутентичности. Есть фильмы, доведенные до совершенства, есть лишь к нему стремящиеся. Есть совсем коротенькие, пятиминутные, есть почти получасовые. Есть со сложной сюжетностью, и есть сконцентрировавшиеся на одной мысли. Есть буйствующие красками и мощные в движении, есть медитативные и плавно текущие. Есть "музыкальные шкатулки" и камерные драмы, детективные истории и сказки, притчи и авантюры, love story и триллеры. Полный спектр удовольствий.
Если вы ограничены во времени, но желаете познакомиться не с рядовой коммерческой анимацией из Японии, эти антологии — прекрасный выбор. За незабываемые впечатления я ручаюсь.
Как показывает опыт, свято место пусто не бывает. Совсем недавно Миядзаки-ст. покинул пост главного сказочника страны восходящего солнца, а его место уже пророчат Синкаю. Благо, коммерчески картины двух мастеров, действительно, не уступают друг другу, и уже сейчас новая работа Макото Синкая «Твое имя...» входит в топ-5 самых кассовых аниме Японии. Однако только недалекий западный зритель, знакомый лишь с малой долей японских кинематографистов (включая Хаяо Миядзаки, разумеется), будет сравнивать двоих вышеназванных и ставить их вровень. Сравнение неизбежно, да. Хотя бы потому что Миядзаки-ст. давно уже является смыслообразующей осью японской анимационной индустрии. И все последующие поколения аниматоров в Японии, Синкай не исключение, «стоят на его плечах». Работы Х. Миядзаки своего рода эталон. Меж тем сходство между Синкаем и Миядзаки-ст. заканчивается на том, что оба работают в Японии и умеют рассказывать увлекательные истории.
До последнего времени я не был замечен в консервативных взглядах и травле новичков, но сейчас мне хотелось бы побрюзжать на Синкая и предостеречь неопытного зрителя от очарования визуальными изысками этого режиссера. Несомненно, одно из главных достоинств М. Синкая — это совершенство графических решений, потрясающая работа со светом и цветом, с объемом и формой, с динамикой и глубиной. Синкай страшный педант в этом вопросе, и его картины зачастую отрисованы настолько реалистично, что термин «фотография» (светопись) напрашивается сам собой. Но, как говорится, дьявол в деталях: именно эта скрупулезность и тщательность рисования стали «ахиллесовой пятой» режиссера. Сосредотачиваясь на визуальной составляющей, Синкай упускает из виду не менее важные части режиссерской работы — драматургию сюжета и композиционную стройность. Фантастически красивый и притягательный для глаз фильм «Твое имя...» оказывается чудовищно вторичным, если обратить внимание на сценарий.
(Далее возможны спойлеры!)
Обмен телами, путешествие во времени, амнезия. Каждый из сюжетных ходов использован в мировой практике уже столько раз, что легче сказать, где они не используются, чем где используются.
Макото Синкай в своей последней работе не «изобретает велосипед», и даже не пытается этого делать: ровно та же сентиментальная (отнюдь не романтическая!) атмосфера, ровно те же ностальгические интонации, что были в его прежних работах. Так и хочется провести параллель с событием фильма, где главная героиня разбивает велосипед вдребезги, а потом странно извиняется за это («Он извиняется.» — «Кто извиняется?» — «Я, я извиняюсь»), но предположу, что здесь я все-таки окажусь неправ. Если смотреть его работы «Голос далекой звезды» (2002), «За облаками» (2004), «5 см/с» (2007), «Ловцы забытых голосов» (2011), не зная дат их создания, вы не ощутите никакой принципиальной разницы: не будет ни прогресса, ни регресса в режиссерском умении.
«Твое имя...» прекрасно работает как мелодраматический мюзикл со сказочным мотивом. Однако его спекулятивный нарратив, схожий во многом с научно-фантастической прозой для подростков, сыплется, как карточный домик, стоит немного поднять планку и строже оценить сюжет. Два старшеклассника обмениваются телами чуть ли не ежедневно, оставляют друг другу записочки в Line-мессенджере, не испытывают практически никакого психологического дискомфорта, и при этом ведут себя очень недальновидно: не пытаются связаться друг с другом напрямую, находясь каждый в своем теле, не проявляют никакого интереса к самому феномену транстелесного опыта (тупо погуглить могли бы). Словно такое встречается на каждом шагу! И взрослое окружение ведет себя не многим умнее: только два(!) персонажа в аниме заподозрили психическую ненормальность главных героев и пытались размышлять в рациональной логике. Смешно сказать, но вторым таким сообразительным, после отца протагонистки, стала ее младшая сестренка.
Можно возразить, что у фильма нелинейное повествование. Но тогда вопросов возникает еще больше. Является ли сон отрезком путешествия в альтернативную реальность? И если да, то какая из реальностей самая реальная (простите за каламбур)? Потому что главные герои шастали меж реальностями, будто это не мультивселенная, а токийский вокзал. Имея совершенно законченный и ясный финал, «Твое имя...» умудряется быть абсолютно открытым для трактовок в промежуточном действии.
Можно было бы попытаться оправдать происходящее хитрыми физико-математическими гипотезами, будь то многомировая интерпретация Эверетта, метрика Гёделя или же принцип самосогласованности Новикова, но, как известно, кратчайший путь — это прямая. Посему ясность и определенность работе Синкая дает вещь всем японофилам давно известная, а именно религиозный синкретизм. Сплав традиционных верований и синтоистко-буддийских практик. Это, пожалуй, третье достоинство «Твоего имени...», после картинки и звука, которое сглаживает впечатление от увиденного. Глубокое понимание и чуткость в отношении концепта божественности в японской культуре позволяют Макото Синкаю «накренить» фабульный каркас фильма в сторону фэнтези, в сторону зыбких границ и нестойких понятий.
Справедливости ради замечу, что создатель «Твоего имени...» не ограничивается сакральными аспектами культуры, но все так же, как и ранее, например, в «Саде слов» (2013), пытается добавить сценарию дополнительную подложку, выхватывая из небытия классическую словесность периода столицы Нара и обыгрывая ее в сюжете фильма. Речь идет, конечно же, об антологии поэзии Манъёсю. В аниме есть эпизод, где персонаж из «Сада слов» на уроке японского и литературы объясняет этимологическую связь выражений «кто ты?» и «сумерки». Быстро и элегантно нам демонстрируют всю сложность японского словообразования, нераздельно связанного с полисемией иероглифов и их омонимией.
Вишенкой на торте стало вплетение — очень важное для фильма слово, на нем Синкай не раз акцентирует внимание — в сюжетную вязь народного поверья о «красной нити судьбы». Главным артефактом-доказательством реальности встреч разновременных главных героев стала ленточка для волос красного цвета. И это, замечу, не единственный фольклорный элемент в «Твоем имени...».
Некоторым читателям (особенно фанатам Синкая) может показаться, что единственной целью этой рецензии является очернение имени великого, без преувеличения, режиссера. Отнюдь. Моя цель состоит в очерчении границ творческого гения Макото Синкая и его разграничении с гением Хаяо Миядзаки.
Последняя работа Синкая не является плохой, вовсе нет, но не является и шедевром. На фоне прочих жемчужин японской анимации — это вполне проходная работа. Если вы не посмотрите ее, ничего не потеряете. Но если вы пристально следите за творческой эволюцией М. Синкая — увидеть нужно обязательно.
«Твое имя...» удивительно мэйнстримен в своем крое: ловкий монтаж и крепкая динамика вкупе с «глянцем» кадра рождают не самые приятные ассоциации с голливудскими, шире — с англоязычными, лентами последних лет, схожими в сюжетных ходах. Тут и сай-фай провокаторы «Интерстеллар» (2014) с «Началом» (2010), и слезодавильня «Бойфренд из будущего» (2013), и триллеры «Предчувствие» (2007) со «Связью» (2013). Недалеко оказались «Меланхолия» Триера, японские: ТВ «Семь дней отца и дочери» (2007), ТВ «Премьер-министр» (2015). Почти японская «Грань будущего» (2014).
То, что должно было оставаться лишь инструментарием, у Синкая затмило суть: нарративная и визуальная техники скукожили и заменили собой пафос анимационного фильма. Фильм Макото Синкая ничуть не плох во время просмотра, однако послевкусие у него до обидного несодержательное. В этом принципиальное отличие Синкая от того же Миядзаки-ст. или Сатоси Кона — в послевкусии. При всей схожести сюжетных матриц в фильмах Х. Миядзаки и эксплуатации хэппи-энда, остаточные впечатления всегда разнятся. У Синкая, наоборот, они имеют тенденцию повторяться до совпадения.
Как поклонник анимации, я рад буду ошибиться в своих оценках Макото Синкая, но пока мне очень не хватает ушедшей вместе с Миядзаки-ст. обезоруживающей открытости миру, авантюризма и бойкости, доброты и сердечности до волшебства. Как не хватает их и Макото Синкаю.
Один из самых захватывающих и интересных сериалов, что я видел за последнее время. При этом, сериал так же полон недостатков. Были серии, когда я готов был поставить оценку 11/10, а были серии, когда хотелось поставить 1/10. Думаю мэмы по 18 серии просто заполонили просторы интернета.
Сериал стоит условно разделить на три части. Первая часть, 1-12 серия. Самая адекватная и приятная к просмотру часть сериала. Очень хорошо смотрится сюжетный ход с перерождением главного героя после его смерти и его попыткой изменить судьбу. Главному герою сопереживаешь, персонажи интересные. При полном отсутствии фансервиса в сериале, картинки Рам и Рем, Эмилии и Беатрис заполнили интернет, хотя как персонажи они не были раскрыты. Ну разве что о близнецах-демонах мы узнали больше. Первая часть пример интересного экшена, интересного и адекватного сюжета. Тут бы сериал и закончить.
Вторая часть, 13-18 серия. Перед летним сезоном было заявлено, что вторая половина будет революционной и напряженной. И так оно и было. Просто душераздирающее перерождение главного героя, его превращения из адекватного ОЯШа в неадекватного персонажа с огромным количеством комплексов. Что он делает и зачем понять невозможно. Огромная часть героев пропадает, вводятся новые. В этой провальной части при этом есть просто прекраснейшие 14 и 16 серия с огромным количеством драмы, просто отличнейшими эпизодами, скрашивающими все раздражение от поступков главного героя. 18 серия этого сериала в каком-то смысле должна была бы стать легендой и войти в историю. По крайней мере столько шуток по этому эпизоду. Целая серия это высокопарный диалог между главным героем и Рем. Если вы увидите фразу "Я люблю Эмилию", то это отсылка к этому эпизоду. Думаю многие зрители хотели бы бросить сериал на этом эпизоде, включая меня.
Третья часть, 19-25 серия. Очередное перерождение героя. Он снова начал вести себя адекватно. Интересная арка о уничтожении белого кита. Море экшена. Было интересно смотреть. Но потом заключительный эпизод и опять высокопарные и занудные диалоги, которые портят все впечатление от увиденного.
Сериал полон взлетов и падений. Сериал полон драматических сцен, полон сцен экшена, полон красивых персонажей и интересных сюжетных поворотов. Но в то же время персонажи зачастую описываются поверхностно, чего стоит только Эмилия — центральный персонаж о котором за весь сериал мы почти ничего так и не узнали. Оценка за захватывающий сюжет 10 из 10. Объективная оценка за продуманность сериала 6 из 10. Хотелось бы отнести сериал к категории шедевров, но сериал по-моему этого не заслужил. Но к категории "must see" я бы его отнес. Так что рекомендую составить свое мнение об этом сериале и вам.
Вывод: Очень разноплановый сериал с захватывающим и интересным сюжетом, красивыми персонажами, но с неадекватным главным героем в середине сериала, провокационными и неоднозначными эпизодами, полными высокопарных, вгоняющих в тоску, диалогов. Сериал не дотянул до шедевра, его рейтинг вполне возможно завышен ожиданиями и эмоциями зрителей, но его можно отнести к категории "must see", по-этому рекомендую его для ознакомлению широкому кругу зрителей.
Это первый сериал, который выложили в интернет сразу полностью после начала сезона. Даже не знаю: к худу или к добру.
Главный герой, в силу сложившихся обстоятельств, безработный и не может трудоустроится ни на какую работу, так как не проработал на первом рабочем месте и полугода. Еще немного и ему придется возвращаться в свой родной городок и признать, что его карьерный путь в большом городе не удался. Но тут, по воле случая, некая компания предлагает ему участие в эксперименте. Ему придется испробовать специальное лекарство, направленное на социальную реадаптацию в жизни: ему предлагается благодаря лекарству внешне стать на 10 лет моложе и провести 1 год в старшей школе. Естественно, после эксперимента, если он будет удачным, ему дадут хорошие рекомендации.
Главное, что выделяет этот сериал на фоне других школьных драматических комедий, это его целевая аудитория. Пожалуй, это практически единственный в моей памяти сериал, который действительно описывает школу со стороны зрения уже повзровслевшего человека и не заигрывающий с подростками. Я оказался в целевой аудитории этого сериала 20-30 лет, когда и школа-университет были не так давно и вроде бы уже взрослая жизнь не за горами. По-этому в плане подымаемых сериалом вопросами утверждения в жизни я остался в принципе доволен. Помимо прочего, меня подкупила атмосфера сериала, приятная комедийная составляющая, нетягомотная романтика, свойственная подобным сериалам, вопросы дружбы и времени, проводимого вместе. Сериал хорош.
Перейдем к недостаткам. Хоть в сериале интересный и быстрый сюжет, но середина сериала просто таки провалилась по динамике. Переход одной сюжетной арки к другой в аниме совпал с тягомотиной по разбору сюжетной составляющей организации и таблетки. Все это как бы совпало и можно сказать смазал впечатление от всего сериала. Я сразу же начал читать мангу, и, как ни странно, в манге ничего не смазано, все идет плавно, без каких-то провисаний в сюжете, когда зрителю приходится зевать от увиденного на экране и мысленно спрашивать "К чему все это?". Если бы не это, сериал бы получил бы от меня более высокую оценку, так как остальное — персонажи, рисовка, атмосфера весьма хороши и необычны для такого рода сериалов.
Вывод: Хорошая, качественная школьная романтическая драма с целевой аудиторией скорее в районе 20-30. В меру всего: дружбы, комедии, романтики, драмы но с провисаниями сюжета в середине, по-этому в первую очередь рекомендовал бы читать первоисточник.
Иногда, хочется констатировать факт, что аниме в стиле фэнтези у японцев не получается. Не так уж много сериалов, которые опровергают этот факт. Альдерамин один из сериалов из этого числа.
Пожалуй ничего особенно нового в этом сериале нету. Очередная империя достигла пика своего развития и находится на спаде своего могущества. В то же время соседи только набирают силу и строят планы как бы отцепить кусок от империи. Все это сдобрено долей европейского стиля технологического развития примерно 17-18 века с уходом в стимпанк. Именно один из героев-подростков, непризнанный гений, является последователем научного пути и в будущем станет одним из главных полководцев этой самой империи. К плюсам этого сериала я бы отнес упор на военную тематику. Пожалуй, редко где в аниме сюжет строится в основном вокруг военной касты, офицеров, военных кампаний и все это в традиционном фэнтезийном стиле. У меня было чувство что я читаю западную фэнтезийную новеллу. Но сериал так и не смог отойти от японских штампов — типичные подростки-герои меняют мир, тогда когда взрослые остаются не удел. Мир прорисован довольно скупо и лаконично. Местами этот недостаток сериала перекрывается драматичностью сюжета. Нелогичность действий героев сериала тут часто переплетается с весьма неплохими моментами, где герои осуждают войну.
Вывод: Хорошее и весьма интересное военно-фэнтезийное аниме с неплохим сюжетом. Сериал не шедевр, но и без существенных недостатков. Для разового просмотра любителю фэнтези самое оно. С огромной радостью прочитал бы оригинал вместо аниме.
Ария в каком-то смысле это вершина жанра повседневность. По-этому "Амантю" просто невозможно не сравнивать с другой работой этого же автора. А как жаль — ведь этот сериал проигрывает предшественнику на всех фронтах. Не будь этого сравнения, можно было бы легче проникнуться настроением сериала, отдохнуть. Но все равно никак. Первое, на что хочется обратить внимание — мир или город, нет той захватывающей и завораживающей дух Новой Венеции, той архитектуры и той загадки. Даже в самой слабой серии окружение и атмосфера этого итальянского города и бескрайних водных просторов вытягивала сериал на уровень. Тут же все скромно в этом плане. Второе — каста русалок-гондольеров в Арии обыгрывается невообразимо лучше чем подводные погружения водолазов. По факту, тут можно насчитать всего несколько серий сконцентрированных на этой тематике, остальные мимо. И это мимо, а именно персонажи и их взаимоотношения то, что разочаровало меня больше всего. В сравнении с Арией, герои проще, не играют теми красками и тем благородием. Где та добрая Акари? Где мудрый и добрый наставник Алисия? Список можно продолжать до бесконечности. Ну и окончательный штрих в сериале, это ненавязчивый намек или даже подозрение на сёдзе ай.
Но все же сериал не так уж и плох. Были приятные, полные красок эпизоды, были приятные и светлые серии, сериал пропитан позитивом и идеей не бояться новых открытий и новых свершений, выхода из зоны комфорта. Было даже немного погружения в подводный мир — то что видят аквалангисты и как они это делают. Никогда не задумывался об этих вещах.
Вывод: Добрый, позитивный и красочный сериал-повседневность на водолазную тематику, с попыткой поменять взгляд зрителя на новые открытия и свершения. Средний сериал, проигрывающий на всех фронтах своему предшественнику "Арии".
Моб Психо это еще одна комедийно-пародийная адаптация манги создателя "One Punch Man" в том же непривычном и нетипичном простоватом стиле графики, прорисовки персонажей и построения сюжета. На этот раз автор взял упор на паранормальные силы и телекинез.
В отличии от многих зрителей, я не хочу петь дифирамбы этому сериалу. Может плохую шутку сыграли завышенные ожидания, но мне сериал показался довольно посредственным. Попытаюсь объяснить почему. Во-первых, но не самое главное, такое чувство что изначально на качестве графики решили сэкономить. Более важным недостатком я считаю поведение главного героя Шигео, в отличии от Сайтамы он подросток, не сформировавшаяся личность со своими комплексами-проблемами. Он очень сильно подвержен влиянию окружающих, не важно по собственной воле или нет. Вся эта серьезность может и принесла больше смысла в сюжет и теперь он лежит уже как бы на поверхности. Но там где в ванпанчмене многое высмеивается вскользь, на первое место ставя экшен и комедию, а где-то рядом правильного героя, который высмеивает систему героев, в "Моб Психо 100" серьезность с пародией в этом сериале как-то не сочетается. Сайтама идеальный герой, способный в критические моменты показать силу и стойкость своих убеждений и ничто не может их поколебать. Шигео бездумно придерживается навязанных ему принципов, давая в обиду своих близких и своего драгоценного брата, а как только жизненные принципы героя начинают конфликтовать с сюжетом появляются "рояли" (пример передача силы в заключительном эпизоде, которая меня знатно разочаровала), которые выкатывают сюжет на правильное направление. Хотя интересные моменты в сериале есть и юмор тоже.
Вывод: Продолжение пародийно-комедийной в стиле "One Punch Man" сконцентрированных на паранормальных силах и телекинезе. Сериал для поклонников "One Punch Man", остальным же советую смотреть после "One Punch Man" лишь по настроению.
Какой сезон без сериала-разочарования? Казалось бы в этом сериале есть все, чтобы он стал фаворитом в сезоне — взрослая и серьезная тематика с множеством убийств, предательств, закулисных интриг. Даже больше того — у нас есть герой с драматическим прошлым, сражающийся против вся и всех, свершая свою месть в окружении американской мафии времен сухого закона. Музыка и графическое сопровождение тоже на высоком уровне. Но, к сожалению, первое впечатление от первой серии меня не подвело — я остался разочарован всей этой историей.
Называйте меня придирчивым, но первое, что мне не понравилось — какая-то сферическая Америка в вакууме. Не то что до уровня фильма "Крестного отца" (такого себе эталона), до той же "Шумихи" сериал по-моему не дотянул. Второе, что мне не понравилось, это прошлое главного героя и его тактика мести. Все подвижки в этом вопросе после второй серии просто прекратились, а началась какая-то слишком изощренная тактика выстраивания ловушки рассчитанная скорее на зрителя, чем на успех операции. В середине сериал очень провисает посреди мафиозных разборок. При этом полицейскую машину я видел кажется всего один раз за весь сериал. По ходу, правительство в этом сериале вообще перестало хоть каким-то образом регулировать ситуацию. Еще из недостатков — чисто "японский" герой Фанго ничем не вяжущийся с американской мафией и моем представлении о ней. В сериале просто огромное количество спорных и странных моментов, но должен признать что концовка получилась интересной, но итог снова же заключительный эпизод меня разочаровал. Так что основная моя претензия — персонажи. За весь сериал я так и не понял и не проникся симпатией ни к главному герою, ни к его другу, ни тем более к мафии. Вместо смешного 7.5 эпизода, лучше бы сделали хороший флэшбек из прошлого героев.
Вывод: Качественный драматический экшен-сериал на мафиозную тематику с спорным сюжетом и спорными персонажами. Средний сериал, достойный просмотра поклонникам жанра и тематики.
Вот не знаю какой черт дернул создателей делать продолжение в таком формате. Первый сезон был неплохим приключенческим сериалом с намеком на эпичность и неплохие сюжетными поворотами. В недостатках была не к месту показанная мистичность на грани с магией, что в псевдоисторическом сериале непонятно откуда взялось. В недостатки можно было так же отнести неровность сюжета и развитие персонажей.
Второй сезон больше походит на посредственный, местами даже примитивный, квестовый сюжет с множеством слабых мест, к которым можно придраться. Более того, это продолжение еще и продолжительностью в 8 серий, когда первый сезон был полным двухсезонником на 20+ серий. Ужмите сериал и выпустите полноценный полнометражный фильм — сериал бы только выиграл бы и подготовили бы зрителя к 3 сезону. Но видно какие-то студийные-телевизионные причуды повлияли на решение о адаптации в виде сериала. Хоть я и недоволен, но претензии в основном к форме, а не к содержанию: приключенческий сериал с элементами псевдоисторической эпичности для разового просмотра.
Вывод: Средний приключенческий псевдоисторический сериал с элементами эпических событий и дворцовых интриг. Второй сезон подкачал по форме (8 серий с натяжкой можно назвать сезоном). Явная подводка зрителя к более глобальным событиям в следующем сезоне, если он будет. Смотреть только по настроению.
Типичная школьная романтическая комедия. До того типичная, что можно даже спорить откуда какие персонажи и ситуации слизаны. Мне больше всего напомнило "Чудачества любви не помеха" с минимум чудачеств. Если же судить о сериале, то смотрится легко, местами можно улыбнуться, местами можно посмеяться с неловкости главной героини в ее любви. Но слишком для подростков.
Вывод: Типичная школьная романтическая комедия для подростков. Смотрится легко, местами с юмором. Если вы фанат этого жанра и у вас есть свободное время, то можно и посмотреть. Остальным же не рекомендовал бы.
Как это часто и бывает, на данный сериал я натолкнулся чисто случайно. На протяжении долгого времени я обходил этот сериал стороной, не проявляя абсолютно никакого интереса к нему из-за странной заставки и необоснованных предположений по его тематике. Но недавно натолкнулся на ютубе на одного американского блогера, который перечислял 10 малоизвестных аниме из категории "must see", где он весьма настойчиво и убедительно рекомендовал этот сериал к просмотру, притом в хорошем английском дубляже. Так как в это время я смотрю аниме в основном в английском дубляже, я увлекся и решил посмотреть пару серий. Но я не ожидал, что я с такой легкостью погружусь в этот сериал и досмотрю его до конца.
Итак, перед нами отдалённое будущее, мир разрушен войнами между роботами и людьми. Казалось бы преимущество на стороне роботов, если бы не одно "но". По легендам, некий Кассян убил Луну, что даровала миру жизнь, и тем самым привел мир к "упадку". Теперь все живое и неживое в этом мире обречено на гибель, особенно роботы, которые были бессмертными, но теперь из-за ржавчины обречены на постепенную гибель. Та же самая легенда утверждает, что если робот сможет убить и поглотить Кассяна, то ему будет гарантировано избавление от "упадка" и вечная жизнь. И вот, сериал начинается с того, что пробуждается Кассян и ему приходится сражаться за свою жизнь с толпами роботов, при том что он потерял все свои воспоминания о содеянном.
Кассян, потеряв свою память, просто блуждает вокруг, пытаясь понять почему все утверждают, что он убил Луну и обрек весь мир на погибель. В своих блужданиях он узнает новый мир все лучше и лучше, встречая на своем пути разных роботов и людей. Но почему-то, любая его встреча приносит только смерть и несчастья. Очень быстро Кассян приходит к выводу, что он несет только смерть. Помимо прочего он осознает свою силу, с помощью которой он побеждает врагов, осознает свою бессмертную сущность, а так же он напуган, что пребывая в чрезвычайной опасности он все время забывается, а всюду вокруг него остаются только обломки.
Блуждая, он встречает и других роботов, которые не жаждут поглотить его или сражаться с ним. К примеру Луиза, сестра погибшей телохранительницы Луны, пытается отомстить Кассяну за ее гибель, но понимая, что у нее не хватает сил победить его, а так же то, что у него нету воспоминаний о прошлом, решает стать его тенью, чтобы нанести удар в самый подходящий момент. В будущем, она скорее играет роль "совести" Кассяна. Так же он встречает ученого Оджи и его дочь Ринго, с которыми его сведет судьба еще много раз. Ринго при этом, как и Пино из "Эрго Прокси" является чуть ли не единственным источником позитива всего сериала, разбавляя своей добротой и позитивным настроением уныние и упадок царящий по всему миру.
ЛуизаОджи и Ринго
Как надеюсь можно понять с картинок, одна из самых мощных составляющих сериала — атмосферность, перекликающаяся с другими похожими сериалами "Путешествия Кино", "Мастер Муши", "Союз серокрылых". Сериал можно условно разделить на две половины по 12 серий: первая половина, состоит из отдельных, ничем не связанных историй, где зрителя знакомят с миром, героями, а так же подводят его к более содержательной второй части. В первой половине, у Кассяна формируется самоосознание, принципы, идеалы, а так же и цель в своей бессмертной жизни, которая и определит конец этой истории. Вторая половина — более прямолинейное разрешение сложившегося сюжета с несколькими флэшбеками по второстепенным героям подводящие к все той же концовке.
Что же выделяет "Грехи Кассяна" из других сериалов? Атмосфера, сюжет, герои — всё это подталкивает зрителя к философским размышлениям. И не смотря на то, что посыл создателей лежит на самой поверхности и десятки раз проскальзывает в диалогах и поединках героев, на которые очень богат этот сериал, у зрителя будет повод поломать голову в поисках глубинного смысла, который хотели заложить в свой сериал создатели, а может быть и не хотели, просто зритель погрузился в размышления слишком глубоко.
Сюжет сериала имеет свои недостатки: все время уделяется персонажам и диалогам, в то же время сведения о мире приходится черпать по крохам, ничего особенно не раскрывая. После просмотра я так и не смог понять мотивов закулисных антагонистов, приведших к такому будущему. Но, все это окупается закономерным и очень символическим окончанием, который снова же подчеркивает что, этот сериал в первую очередь не "зрелище", а пример "культурного просвещения" как-то так.
Всем своим отзывом я хотел подчеркнуть, что это аниме больше похож на предмет искусства: завораживающая рисовка, мрачная и унылая атмосфера, огромное количество диалогов, виртуозных поединков, завораживающая музыка и все это отлично работает на хороший сюжет. Сериал завораживает своим настроением.
Так же думаю не лишним будет упомянуть эпизод из 8 серии, который часто упоминается в отзывах зрителей — удивительная, завораживающая песня. Очень редко такое можно увидеть в аниме. Рекомендую посмотреть.
Заключение: Сериал с отличной атмосферой, рисовкой и персонажами. Сериал создан для любителей поисков глубокого смысла жизни и смерти. По-моему может прийтись по вкусу любому зрителю достигшего соответствующего возраста, когда волнуют такие вопросы, и при соответствующем ностальгическом настроении. На мой взгляд, сериал вполне удачно дополняет цепочку сериалов "Мушиши" и "Путешественница Кино". Хотя, вполне оправдано сериал можно сравнить и с "Эрго прокси", ведь сюжетно и по персонажам сериалы в некоторых моментах перекликаются. Этот сериал для меня как отличная книга: она может уступать именитым авторам по сюжету, по качеству, но после прочтения такой книги ты чувствуешь приподнятое, взбудораженное настроение, после которого сложно начать что-то новое.