Данная рубрика представляет собой «уголок страшного» на сайте FantLab. В первую очередь рубрика ориентируется на соответствующие книги и фильмы, но в поле ее зрения будет попадать все мрачное искусство: живопись, комиксы, игры, музыка и т.д.
Здесь планируются анонсы жанровых новинок, рецензии на мировые бестселлеры и произведения, которые известны лишь в узких кругах любителей ужасов. Вы сможете найти информацию об интересных проектах, конкурсах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.
Приглашаем к сотрудничеству:
— писателей, работающих в данных направлениях;
— издательства, выпускающие соответствующие книги и журналы;
— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.
Обратите внимание на облако тегов: используйте выборку по соответствующему тегу.
Следи за небом!, или Вот кто на самом деле «царь природы»
Во время подземных работ в столице Соединенного королевства человеки докопались не туда (пример морийских гномов не помог). В случайно обнаруженной пещере их ждал самый натуральный дракон. Не мудрый, все понимающий философ, а кровожадное, пышущее огнем чудовище, ведомое лишь одним инстинктом – жрать. Вскоре неведомым образом крылатые твари расплодились в невообразимых количествах и уничтожили людскую цивилизацию на корню.
Проходит пара десятков лет. От могущественного человечества остались отдельные очаги в виде немногочисленных общин, тщательно скрывающихся от новых царей природы.
Лидер одной из них – Куинн, некогда стал первым гомо сапиенсом, увидевшим дракона. Теперь его забота дотянуть до следующего урожая, не дав недальновидным согражданам сожрать плоды раньше времени, да обучить детвору жить в смертельно опасном мире.
Но что если на пороге появится некто, заявляющий, что знает, как уничтожить драконов?
Одна из первых отложившихся в памяти постапокалиптичных лент, да еще и с использованием всегда выигрышного пышущего огнем фантдопущения. Которое становится одной из основных претензий к логике фильма.
Драконы в качестве могильщика цивилизации? Вы серьезно? Существа из плоти и крови, обладающие единственной фишкой – способностью выдыхать аналог напалма (и дырявыми крыльями, отнюдь не повышающими их летные качества). Супротив крупнокалиберных пулеметов, авиационных пушек, ракет «воздух-воздух» и систем ПВО с обнаружением целей за сотни километров? Мясо против радаров, стали и взрывчатки. Даже не смешно. При условии того, что против летучих нехристей работают самые примитивные «бардовские» методы. Даже постановщики сами не определились с тем, как вышеозначенные драконы, начав с одной-единственной особи (ладно-ладно, наверняка не одной), смогли расплодиться в неимоверных количествах (кстати, насколько неимоверных? сотни тысяч? миллионы? миллиарды особей? Кто из достаточно крупных живых тварей достигал когда-либо таких циферок?), особенно учитывая их гендерные особенности.
В общем, в данный апокалипсис поверить крайне сложно.
Лады, прекратим занудствовать, поглядим на сам фильм.
Перед нами достаточно бюджетное приключение (апокалипсис подают в виде журнальных вырезок и закадрового голоса, драконов показывают мало, да и не сравнятся они качеством с коллегами из Сердца или Эрагона, не говоря уже о Хоббите или Доме), радующее кастом, одной красивой небесной охотой и умеренно нестандартным ходом со злецом.
Приятных глазу лицедеев тут действительно немало.
Куинн (Бэйл). Острый на язык малец, выросший в харизматичного лидера. Сверкающий ослепительной, располагающей улыбкой, полный энергии молодости (не ходит, а носится галопом). Старающийся не забывать о будущем. По мере сил заботящийся о своих людях (резануло глаз отсутствие полноценной реакции на «призыв» шести парней из замка, или если проиграл в драке, уже и рыпаться не чего?) При этом не рыцарь без страха и упрека, а мятущийся герой, подверженный сомнениям и рефлексиям.
А вот замок в качестве базы – так себе решение (все же литературку стоило почитать, а не только ЗВ смотреть, а то знали бы на примере Харенхолла, что высокие замки драконам на один зуб).
Его лепший друг в исполнении тонкого и звонкого Батлера. Эдакий хрестоматийный «второй», всегда готовый подставить плечо лидеру. Тоже кстати не лишенный обаяния и иронии.
Любопытен подход к личности антагониста (или скорее антигероя). Перед нами не типичный для постапа злодей, жаждущий власти, баб и поклонения. А трагичная фигура, готовящаяся к обреченной схватке, решающей судьбу вида.
Итак, встречайте — Дентон Ван Зан (МакКонахи). Несмотря на фамилию – типичный американец («хуже драконов только американцы»). Понтовитый, пафосный, самоуверенный. Альфа-самец, способный не только переть буром, но и применять дипломатию. С безумным взглядом, полным боли и угрозы (МакКонахи решил, что даже в фентезийной безделушке не будет работать спустя рукава). Возомнивший себя спасителем, готовым ради достижения цели идти по трупам.
Ведь Ван Зан ни капли не заботится не только о чужих, но и о своих людях. Все его напыщенные речи о трех погибших не стоят и выеденного яйца, как мы увидим уже в следующей сцене.
Въезд в Лондон нужно заносить в учебники как вопиющий провтык командира, после которого его должен ждет трибунал, выговор с занесением в грудную клетку и кастрация. Сгрудить подчиненных в кучу, ожидая нападения гигантского летающего огнемета, вместо того чтобы рассыпаться по руинам; отпустить вертолет; не использовать броню и крупный калибр. Кастрация, причем медленная.
Кстати, постановщики вообще в курсе, сколько кушает танк? А вертушка? Того десятка бочек, что нам показали, хватит ненадолго.
Даже в третьестепенных образах персонажей с репликами типа: «кушать подано», не самые безвестные товарищи типа Деннехи, Мэйнарда или Сиддига.
Актерский состав подобрался на диво звездный.
Сама лента, как вы уже поняли, составу не слишком соответствует.
Денег жалеют (из 60 лимонов бюджета львиная доля, похоже, ушла на гонорары). Особых спецэффектов не ждите. Последствий апокалипсиса почти не покажут, кроме разве что грубыми мазками прорисованной панорамы лондонских руин. В наличии аж две экшен-сцены с драконами (одна даже запоминается). Диалоги слабые и пафосные, еще герои полюбляют много и бестолково кричать.
Из приятного – та самая небесная охота на летучую тварь, с использованием вертолета и планирующих камикадзе-сеточников.
Да пара мелочей, типа асбестовых костюмов и пожарных машин с водометами при выезде на природу под драконьи выхлопы. И, конечно, Звездных войн в качестве детской театральной постановки (это вы сами сочинили? А как же! скромно потупляет очи долу ГГ).
Эрго. Слабенький фентезийный постап с на удивление богатым кастом.
Режиссер: Роб Боумен
В ролях: Кристиан Бэйл, Мэттью МакКонахи, Изабелла Скорупко, Джерард Батлер, Скотт Моттер, Дэвид Кеннеди, Александр Сиддиг, Нед Деннехи, Рори Кинэн, Теренс Мэйнард, Даг Кокл, Рэндолл Карлтон, Крис Келли, Бен Торнтон, Элис Крайдж
В издательстве «ФОТУРО-пресс» вышел сборник Михаила Дребезгова и Михаила Захаронова «Муравьиная книга: Собрание курьёзов и кошмаров, которые работящие зверьки натащили на старый чердак из дальних уголков мультивселенной». Научная фантастика, хоррор, их смесь и просто странное.
Аннотация: Почему у пришельца из телевизора слишком много пальцев? Чей скелетик, похожий на колесо телеги, валялся в забытом подземелье? Каким образом Егор Валерьевич остался без руки? Ответы на эти и многие другие вопросы останутся без ответа. Однако в этом сборнике, который для краткости можно называть просто «МК:СКИККРЗННСЧИДУМ» или «Мирмекнига», найдутся и разгадки многих странных происшествий, и ужасающие откровения о том, что поначалу казалось вполне невинным, и откровенное хулиганство, но тоже по-своему аппетитное. Ведь старательные муравьишки едва ли стали бы тащить к себе то, что не даёт пищи для ума! И в этой куче всевозможных жанров, форматов, настроений каждый наверняка найдёт себе что-то по вкусу. Или, возможно, по обонянию.
Содержание:
О персоналиях
М. Дребезгов, М. Захаронов. Источник вдохновения
М. Захаронов. Синдром Долголеева
М. Захаронов. Человек из Нумита
М. Дребезгов. Нахлебник
М. Дребезгов. Смерть гения
М. Дребезгов. Человеческое
О диковинках
М. Захаронов. Заметки о невидимых дверях
М. Захаронов. Новые тени
М. Дребезгов. Стела
М. Захаронов, М. Дребезгов. Предметы из подвала
М. Захаронов, М. Дребезгов. Меддонаи
М. Захаронов. Кокон
О злопасностях
М. Захаронов. Ключи от мира
М. Захаронов. Камень в форме веры
М. Дребезгов. Давайте поговорим о теориях заговора
М. Захаронов. Гнездо
М. Дребезгов. Уборка
М. Дребезгов, М. Захаронов. Самогон
Обложка и внутренние иллюстрации Татьяны Квитковской. Некоторые примеры:
Большая часть историй в сборнике публиковалась в Интернете на свободной основе и доступна по сию пору. Кое-что выходило в Даркере, кое-что — в почившей Мракопедии. Рассказ «Нахлебник» впервые появился в антологии «Мистериум. Полночь дизельпанка», ещё под настоящим именем автора. В «Муравьиную книгу» он вошёл в подновлённой редактуре.
Предупреждение: помимо муравьёв, книга может также содержать трилобитов и другие вредные ископаемые. Продукт частично поражён гнилью и боди-хоррором.
Детектив полиции Томас Деггет хотел связать свою жизнь отнюдь не с поиском преступников. А со служением Господу в роли священника.
Однако сводящие с ума видения не способствовали сохранению веры и получению сана.
Время шло, казалось, религиозные терзания остались для Томаса в далеком прошлом. Так казалось до того момента, когда его посетил крайне необычный визитер. А позднее на улице обнаружили не менее странный труп.
Нет, не вышло у Деггета оставить за порогом религиозные мотивы. Ведь ангелы существуют на самом деле. Ангелы, начавшие вторую войну на Небесах.
И некоторые из них уже спускаются на землю в поисках того, от чего может зависеть судьба всего человечества.
Культовое в определенных кругах кино, одна из первых увиденных мной ласточек, повествующих о том, что на Небесах не все так ладно, как могло бы показаться слушателям воскресных проповедей. Открывшая дорогу ангельской теме в Суперах, Доминионе, Легионе и прочих фильмах и сериалах на эту скользкую тему. Да, Знамения появились на пяток лет раньше, но их ироничная стилистика кардинально отличается от трагических Prophecy.
Пророчество – мрачноватый, депрессивный триллер со стильной работой щеголеватого-завораживающего Уокена и немаловажными духовными вопросами.
Задавший моду на определенные ТТХ ангелов, стиль повествования и нюансы отношений в Небесном воинстве. Видите франтоватых молодцев, обливающих презрением людской род, плюющих на физические законы, обожающих восседать в птичьих позах на неудобных поверхностях, умирающих особо заковыристым способом (сердца прочь, или особое оружие). Это отсюда.
Напомнивший, что ветхозаветные ангелы это не просто вестники и добрые покровители, но и безжалостные исполнители господней воли, проливающие по Его слову кровь как водицу (а отчего только по Его?).
Подаривший нам пару хрестоматийных образов воплощения высших (и низших) сил.
Гавриил (Уокен). Ангел смерти. Лидер тех из небесного воинства, кто не смирился с появлением людей. Жутко ревнующий Господа к его новым чадам. Готовый перевернуть Небо и Землю, чтобы возвратить старые добрые времена до появления гомо сапиенсов. Тоскующий по вниманию Отца. В эгоистичном стремлении вернуть себе все внимание Родителя теряющий благодать, поддающийся злу.
Стиляга, воплощение высокомерия, надменности и пренебрежения. Автор бессмертного определения: «говорящие мартышки», обращенного к «царям природы». Регулярно выдающий чеканные фразы, типа «С этим справятся даже говорящие мартышки», «запах кладбища я чувствую всегда», «учите математику, в ней ключ к пониманию вселенной».
Кстати, Симон в исполнении Штольца/Столца тоже весьма недурен.
Ангелы в «Пророчестве» до одури тактильные существа. Их главное чувство – нюх, на втором месте – осязание, желательно вкусовое. Обожают восседать на жердочках и верхотуре (равновесие 88 левела), напоминая о своей крылатой природе (в эльфах Панкеевой эти ангельские привычки цветут и пахнут). Отличаются неординарными физическими особенностями, слабоубиваемы, невообразимо сильны, способны погружать людей в сон одним прикосновением.
Вторым шикарным персонажем стал Первый из ангелов в исполнении Мортенсена. Одна из наиболее запомнившихся версий этого образа в мировом кинематографе. Соединение ангельской надменности, высочайшего интеллекта, лукавой хитрости, цепенящего коварства, мощного лидерства, звериной силы и непосредственности с излишней самоуверенностью и ощущением незаполняемой пустоты, оставшегося после падения. Ух! До печенок пробирает.
Значимых людских персонажей в ленте ровно два, и они откровенно проигрывают своим мистическим оппонентам.
Деггет (Котеас). Полицейский, вынужденный оставить стезю служителя Господа. Утративший веру, но сохранивший человечность. Проходящий непростой путь ее нового обретения. Сумевший сохранить себя, под весом вновь открывшихся обстоятельств, ломающих привычную мировоззренческую картину.
Кэтрин (Мэдсен). Женское начало, столь редкое в этом царстве мускулинности и бесполого чванства. Женщина не в варианте трепетной лани, а в версии подруги покорителя Дикого Запада. Способная и прикрыть спину, и защитить слабого, и послужить мотиватором, и вломить недругу так, что мало не покажется.
Обратите внимание на знакомство зрителя с Джерри. Когда парой-тройкой кадров нам показали чуть ли не всю жизнь этого человека и его теперешнее состояние.
Запоминается саунд, вовсю использующий религиозные мотивы, церковную музыку, работающий как подводка к персонажам.
Пустынные панорамы Аризоны и индейский колорит части ее жителей.
И, безусловно, морально-этические размышления постановщиков. Об ужасающем воздействии ревности – чувства, способного довести до цугундера практически идеальное существо. Тлетворном влиянии высокомерия, снобизма, пренебрежения к другим, даже казалось бы вполне обоснованного.
И о месте веры в людской жизни. Тут создатели ленты несколько «загнались», порицая право выбора – основополагающую штуку, дарованную людям Господом. То, что во многом и делает нас Людьми.
Эрго. Знаковый мистический триллер, один из «пионеров» (по крайней мере для меня) ангельской темы.
Режиссер: Грегори Уайден
В ролях: Кристофер Уокен, Элиас Котеас, Вирджиния Мэдсен, Эрик Столц, Вигго Мортенсен, Аманда Пламмер, Адам Голдберг, Стив Хитнер, Дж. К. Куин, Альберт Нельсон, Шоун Нельсон, Сандра Эллис Лэфферти, Уильям ’Бак’ Харт, Кристина Холмс, Ник Гомес
Март. Погода мерзкая. Каждый будний вечер с четырех до пяти в подвале методистской церкви на Бьюэлл-стрит собираются те, кто ищет спасения. Собрание называется «Прямой круг». Формально это клуб анонимных наркоманов, но среди участников всегда много и алкоголиков; места обычно едва хватает. Весна уже неделю как пришла по календарю, но в Бакай-Сити, известном еще как «Вторая ошибка у озера» (первая — Кливленд), настоящей весной и не пахнет. Когда собрание заканчивается, мелкая морось стелется по воздуху, а к вечеру дождь сменится мокрым снегом.
Две-три дюжины участников собрания толпятся у входа, возле урны для окурков, и с жадностью закуривают, потому что никотин — одна из двух зависимостей, которую они еще могут себе позволить, и после часа в подвале они остро нуждаются в дозе. Большинство же сворачивают направо и идут в кофейню «Огонек», что в квартале отсюда. Кофе — вторая дозволенная слабость.
Одного из участников останавливает преподобный Майк, частый гость на этом и многих других собраниях. Преподобный — бывший опиоидный наркоман. На встречах (а он посещает их по две-три за день, включая выходные) Майк неизменно представляется: «Я люблю Бога, но в остальном такой же нарик, как и все». Эти слова всегда вызывают кивки и одобрительный гул, хотя некоторые старожилы уже немного устали от его манер. За его привычку цитировать слово в слово длинные отрывки из главного пособия Анонимных Алкоголиков преподобного иронично зовут «Майк Большая Книга».
Сейчас преподобный от души жмет руку мужчине.
— Не видел тебя тут раньше, Триг. Наверное, живешь где-то на севере?
Триг не живет на севере, но предпочитает не объясняться. У него есть свои причины ходить на собрания за чертой города, где его вряд ли узнают. Сегодня он оказался здесь из-за крайней ситуации: либо прийти сюда, либо в бар. А если в бар, то после первой рюмки выбора уже не будет. Это он усвоил на собственном горьком опыте.
Майк кладет руку ему на плечо.
— Ты был подавлен, когда говорил на собрании, Триг.
«Триг» — его детское прозвище. Так он представляется на подобных мероприятиях. Даже на загородних собраниях анонимных алкоголиков и анонимных наркоманов он обычно молчит, ограничиваясь коротким вступлением. На собраниях в формате «разбейтесь на пары» его обычные слова: «Я хочу просто послушать». Но сегодня он поднял руку.
— Меня зовут Триг, и я алкоголик.
— Привет, Триг, — отозвался зал. Подвал был далеко не храмом, но в воздухе витал тот же дух собрания возрождения. «Прямой круг» был, по сути, церковью павших и сгоревших.
— Просто хочу сказать, что сегодня мне паршиво. Больше ничего говорить не буду, но должен был поделиться хотя бы этим. Всё.
В ответ послышался гул всяких "Спасибо, Триг", "Держись" и "Приходи в себя".
Сейчас Триг говорит преподобному, что подавлен, потому что узнал о смерти одного знакомого. Майк пытается выведать больше — по сути, выпытывает, — но Триг лишь отвечает, что человек, о котором он скорбит, умер в тюрьме.
— Я помолюсь за него, — обещает преподобный.
— Спасибо, Майк.
Триг уходит, но направляется не к «Огоньку». Он проходит три квартала и поднимается по ступеням публичной библиотеки. Ему нужно присесть и подумать о человеке, который скончался в субботу. Которого убили в субботу. Которого зарезали в субботу в душевой тюремного блока.
В зале периодики Триг садится в кресло и берет первую попавшуюся местную газету — просто чтобы что-то держать в руках. Взгляд цепляется за новостную заметку на четвертой странице: некий Джером Робинсон из агентства «Найдем и сохраним» нашел потерявшуюся собаку. На фотографии — чернокожий парень с обаятельной улыбкой, обнимающий огромного пса, похоже, лабрадора-ретривера. Заголовок состоит из одного слова: «НАЙДЕНА!»
Триг смотрит на газету, но его мысли заняты другим.
Три года назад его настоящее имя тоже мелькало на страницах этой самой газеты, но никто так и не связал того человека с тем, кто сейчас посещает загородные собрания алкоголиков-наркоманов. Да и кому бы такое пришло в голову, даже если бы там была его фотография (а ее не было)? У того человека была борода с сединой и контактные линзы. Нынешний гладко выбрит, носит очки и выглядит моложе (отказ от алкоголя творит чудеса). Ему нравится это чувство — быть кем-то другим, новым человеком. Но оно же и тяготит его. Вот такой вот парадокс. А еще — мысли об отце, которые в последнее время приходят всё чаще и чаще.
«Выбрось из головы, — приказывает он себе. — Просто забудь».
На календаре 24 марта. Забвение длится всего тринадцать дней.
2
6 апреля Триг вновь сидит в том же кресле, в том же зале, только теперь в руках сегодняшняя воскресная газета. Заголовок не просто гласит, он кричит: «БАКАЙ БРЭНДОН: УБИТЫЙ ЗАКЛЮЧЕННЫЙ МОГ БЫТЬ НЕВИНОВЕН!»
Триг уже прочитал статью и трижды прослушал подкаст Бакая Брэндона. Именно этот самопровозглашенный «бунтарь эфира» первым поведал историю, и, если верить ему, слова «мог быть» в заголовке явно лишние. Это правда? Учитывая источник, Триг думает, что да.
«То, что ты задумал, — безумие», — говорит он себе. Это верно.
«Если сделаешь это, дороги назад уже не будет». И это тоже верно.
«Но если начнешь — иди до конца». Вернее некуда. В памяти всплывает голос отца. Его завет: «Иди до самого конца. Без страха. Без колебаний».
Но... каково это будет? И что он почувствует, сделав то, что задумал?
Ему нужно подумать. Ему нужно еще немного времени. Не только чтобы прояснить, на что он собирается пойти, но и чтобы отдалить момент действия. Поставить временной барьер между тем, что он узнал благодаря Бакаю Брэндону (а также этой статье), и тем кошмаром, который он, возможно, совершит. Чтобы никто не уловил связи.
В голове всплывает тот снимок из газеты: молодой человек, нашедший украденную собаку. И лаконичный заголовок: «НАЙДЕНА!» Всё, о чем может думать Триг, — это что он потерял, что он сделал и как он должен искупить свою вину.