Данная рубрика представляет собой «уголок страшного» на сайте FantLab. В первую очередь рубрика ориентируется на соответствующие книги и фильмы, но в поле ее зрения будет попадать все мрачное искусство: живопись, комиксы, игры, музыка и т.д.
Здесь планируются анонсы жанровых новинок, рецензии на мировые бестселлеры и произведения, которые известны лишь в узких кругах любителей ужасов. Вы сможете найти информацию об интересных проектах, конкурсах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.
Приглашаем к сотрудничеству:
— писателей, работающих в данных направлениях;
— издательства, выпускающие соответствующие книги и журналы;
— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.
Обратите внимание на облако тегов: используйте выборку по соответствующему тегу.
В отношении романа "Спящие красавицы" я питал немало надежд.
Прежде всего меня интриговал сюжет данного произведения, рассказывающий о мире, в котором все женщины погрузились в беспробудный сон, покрывшись загадочными белыми коконами.
Кроме того, меня радовал приличный объем текста, поскольку я люблю масштабные повествования со множеством деталей. А уж масштабные повествования со множеством деталей, вышедшие из под пера Стивена Кинга я люблю вдвойне (особенно его шедевральное "Противостояние").
Правда, на этот раз Король Ужасов призвал в соавторы своего сына, что я расценил как дополнительный плюс. Ведь ни для кого не секрет, что Кинг-старший в последние годы стал "сдавать" как писатель, поэтому участие Оуэна в процессе создания книги виделось мне в качестве эквивалента новой связки дров, которые могли бы помочь вновь разгореться затухающей мысленной топке его отца.
Но, как говорится, не случилось.
Первое, что поражает в романе (в плохом смысле слова) — это его слишком размеренный темп. Я не против подробных описаний характеров персонажей и мест, где им приходиться взаимодействовать друг с другом. Но "воды" в "Спящих красавицах" настолько много и зачастую она настолько не к месту, что начинаешь искренне удивляться куда же смотрели редакторы, которых авторы благодарят в послесловии. Да, иногда монотонность изложения событий прерывалась вспышками экшена, но особой погоды они не делали в виду их краткости и однообразности.
Еще одним поводом для негодования является тот факт, что из почти восьми сотен страниц текста (речь об издании произведения на русском языке в серии "Темная Башня") больше половины занимает завязка истории, обещанной читателям в кратком содержании, представленном на обороте книги. Такое ощущение, что Кингов больше интересовал не основной сюжет об упадке цивилизации, а возможность поупражняться в придумывании разнообразных героев, попутно поведав об их жизнях все что только можно.
Часть из этих героев, как не трудно догадаться, те самые "спящие красавицы" — т.е. женщины. И все — с непростой и зачастую тяжелой судьбой, которой наградили их мужчины. И в этом заключается еще одна отличительная черта романа — его зашкаливающий феминизм. Стивен и раньше не обходил эту тему стороной, но никогда не увлекался ей настолько рьяно. Никогда не подходил к ее освещению так однобоко (если у тебя есть член между ног, то ты скорее всего — недалекая злобная мразь, а если нет, то сама мудрость и добродетель; ага, спасибо, что открыли нам глаза, ребята).
Видимо Мастеру на старости лет захотелось быть, что называется, в тренде, в котором развивается общество в его родной стране, вот только не стоило делать это в ущерб своей же работе. Хотя возможно, что феминизм головного мозга случился у Оуэна. Если так, то это единственное, что он привнес в книгу, поскольку в остальном перед нами предстает привычный текст Мастера.
Ах да, есть еще и наркотики, щедрой рукой рассыпанные по страницам произведения. Но, насколько мы знаем, и эта тема близка Стивену и в жизни и в творчестве (помнится, в "Под Куполом" тоже варили метамфетамин).
Печально, что "Спящие красавицы" вместо вкусного долгоиграющего блюда оказались пресной вязкой кашей. Жевать ее или нет, решать, конечно, вам. Однако я посоветовал бы браться за роман Кингов только в одном случае — если вы страдаете бессонницей. Он отлично усыпляет, поверьте.
Издательство: М.: АСТ, 2019 год, 2000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 736 стр. ISBN: 978-5-17-107856-0 Серия: Роман-головоломка
Аннотация: Некоторые места слишком хороши, чтобы быть правдой. Под розовой луной, есть такой идеальный маленький городок, который не найти на картах. В этом городке на его тихих улочках, стоят красивые дома, которые скрывают странные вещи. После пары лет проведенных в дороге, экс-коп Мона Брайт унаследовала дом своей давно умершей матери, в Винк, Нью-Мексико. И чем большей Мона узнает о прошлом своей матери, тем больше она понимает, люди в Винке живут очень, очень необычные… От одного из самых талантливых и оригинальных новых авторов, великолепный американский роман о сверхъестественном: работа, которая исследует темные стороны маленьких городков и соседей, которые не те, кем кажутся.
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке В. Петелина.
Издательство: СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2019 год, 2500 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка + супер, 416 стр. ISBN: 978-5-389-11425-8 Серия: Питер Джеймс
Аннотация: Переезд в поместье Элливуд-Милл может стать залогом новой счастливой жизни, решили Чарли и Том Уитни, которые уже почти смирились с мыслью о том, что у них никогда не будет детей. Но не успели они въехать в новый дом, как начало происходить нечто в буквальном смысле слова умопомрачительное. Настоящее и прошлое смешались воедино, извергая из себя образы, которые хорошо знакомы Чарли и в то же время чужды. Она в смятении, потому что осознает, что движется к гибели и сопротивление бессмысленно...
Комментарий: Внецикловый роман. Художник не указан.
Издательство: М.: АСТ, 2019 год, 10000 экз. Формат: 76x100/32, мягкая обложка, 640 стр. ISBN: 978-5-17-112489-2 Серия: Эксклюзивная классика
Аннотация: Джек Торранс со своей семьей нанимается смотрителем на зимний период в отель «Оверлук». Предвкушая хороший отдых, превосходную еду, да и приличное пополнение семейного бюджета, взрослые члены семьи даже не догадываются о тайнах, хранимых фешенебельным ОТЕЛЕМ…
Комментарий: Самостоятельный роман из цикла о Дэнни Торрансе. Художник не указан.
Издательство: М.: АСТ, 2019 год, 2500 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 448 стр. ISBN: 978-5-17-113409-9 Серия: Тёмная Башня
Аннотация: «1922». Это история убийства и расплаты за него, расплаты, быть может, намного более жестокой, чем самое страшное преступление. Горькая история возмездия, рассказанная самим преступником. Все началось летом 1922 года, когда обычный фермер, возненавидевший свою жену, открыл новую, темную личность в своей душе... «Громила». Писательницу, сочиняющую детективы, зверски изнасиловал маньяк. Это страшное происшествие открыло ей такие стороны собственной натуры, о которых она и не подозревала... «На выгодных условиях». Вы когда-нибудь задумывались об увеличении? Не важно чего, просто об увеличении. Думаете что нет. Ошибаетесь. Все всегда думают о нем. Не важно что, главное чтобы увеличить. Зарплату, рост, сумму кредита, сексуальные возможности и многое другое. А можно ли увеличить продолжительность жизни? Конечно! Правда для этого необходимо встретится с Джорджем Эльвидом. Больному раком легких Дэйву Стритеру повезло, он его встретил. И заключил сделку... «Счастливый брак». Героиня повести искренне считала свой брак идеальным, думая что за 27 лет узнала о муже все. Но однажды ей открылась страшная правда: все это время она была женой серийного убийцы-садиста. Но это еще не самое страшное. Куда страшнее вопрос: как теперь жить дальше и что предпринять? «Нездоровье». Франклин живет вместе со своей престарелой женой и не менее престарелой собакой. По ночам ему снятся кошмары: будто бы вот-вот произойдет что-то ужасное. А может быть, самое страшное уже произошло, просто он не хочет принять этого?
Комментарий: Авторский сборник повестей. Иллюстрация на обложке В. Лебедевой.
Аннотация: Небольшое горное местечко Сноуфилд — рай для любителей спокойного, тихого отдыха. Но в одночасье из рая оно превращается в сущий ад. Смерть притаилась за каждым углом и не щадит никого. Сможет ли кто-нибудь из попавших в чудовищную ловушку выбраться из нее и бросить вызов таинственной и страшной силе, унесшей жизни обитателей городка?
Издательство: М.: АСТ, 2019 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 320 стр. ISBN: 978-5-17-112169-3 Серия: Кино!! Джош Малерман
Аннотация: Оно ждет тебя за порогом. Оно… нечто ужасное, нечто такое, что ни в коем случае нельзя разглядывать. Потому что один лишь взгляд на это существо? устройство? человека? грозит безумием и гибелью.
Человечество перестало существовать. Горстка выживших прячется в заброшенных домах с заколоченными окнами, не решаясь выйти наружу. Мэлани, мать-одиночка с двумя детьми, решается наконец бежать из своего дома-тюрьмы – бежать туда, где, по слухам, еще есть люди, туда, где безопасно. Ей предстоит ужасное испытание: двадцать миль вниз по реке в ненадежной лодке, с завязанными глазами, полагаясь лишь на острый слух ее малышей. Четырехлетних детей, которые росли и учились различать звуки в темноте маленьких душных комнат.
Одно неверное движение – и они обречены. Кто-то ходит рядом, кто-то постоянно следит за ними – обычное животное или монстр?
«Птичий короб» – моментальный снимок безумного мира, темная сказка, которая будет преследовать вас до последней страницы!
Комментарий: Первый роман цикла «Птичий короб». Художник не указан.
Издательство: СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2019 год, 3000 экз. Формат: 75x100/32, мягкая обложка, 448 стр. ISBN: 978-5-389-15733-0 Серия: Азбука-классика (pocket-book)
Аннотация: Джозеф Шеридан Ле Фаню – выдающийся писатель Викторианской эпохи, в которую его нередко именовали «ирландским Уилки Коллинзом» и «ирландским Эдгаром По», автор множества готических рассказов, повестей и романов, переживших на рубеже XIX–XX веков временное забвение, а затем повторно завоевавших популярность – уже у новых поколений читателей. На страницах сборника «В тусклом стекле» (1872), ставшего последней прижизненно опубликованной книгой Ле Фаню, соседствуют истории о потустороннем возмездии за давний грех – и рассказ о навязчивом наваждении, сводящем с ума добропорядочного обывателя, романтический сюжет о пылкой любви и о таинственной комнате – и легенда о вампире-соблазнителе, на четверть века опередившая «Дракулу» Брэма Стокера. Об этих необыкновенных происшествиях, в которых просматривается явное или скрытое влияние сверхъестественных сил, повествует секретарь доктора Мартина Хесселиуса – врача-психиатра и одного из первых в истории литературы «оккультных детективов»…
Комментарий: Авторский сборник рассказов и повестей. Иллюстрация на обложке фрагмент картины А. Феррариса
Издательство: М.: Эксмо, 2019 год, 1800 экз. Формат: 84x90/32, твёрдая обложка, 384 стр. ISBN: 978-5-04-099798-5 Серия: MYST. Чёрная книга 18+
Аннотация: Александр ВАРГО никогда не ставит своей целью просто напугать. Он лишь предупреждает нас, используя для этого необыкновенно образное авторское воображение. И ТОЛЬКО ОТТОГО, ЧТО МЫ НАЧИНАЕМ БЕЗОГЛЯДНО ВЕРИТЬ ВСЕМУ НАПИСАННОМУ, СТАНОВИТСЯ ПО-НАСТОЯЩЕМУ СТРАШНО… Каждое дурное слово, каждый недоброжелательный поступок, каждая обида, нанесенная вами другому человеку – все это рано или поздно возвращается. Офицер милиции Малышев практикует весьма своеобразны методы воспитания семилетнего сына Артура. За каждую провинность он увозит мальчика в заброшенную деревню. Там, в погребе, Малышев наряжается в костюм жуткого клоуна и устраивает напуганному до смерти ребенку воспитательные "представления". Так проходит 14 лет…
Комментарий: Первый роман цикла "Дом в овраге", за авторством Сергея Давиденко, также издававшегося под псевдонимом "Александр Варго". Художник не указан.
Издательство: М.: Эксмо, 2019 год, 2000 экз. Формат: 80x100/32, твёрдая обложка, 192 стр. ISBN: 978-5-04-099965-1 Серия: Лауреаты премии "Электронная Буква". Проекты ЛитРес Самиздат
Аннотация: Сборник мистических рассказов о детях, обладающих паранормальными способностями. Их мир отличается от нашего, потому что они видят его иначе. Через боль усопших, через неприятие собственных возможностей и отчаянные попытки "быть как все". Но Судьба, одарившая их, строга. Она шлет им испытания чужой болью, которую они воспринимают как свою. Она проверяет их намерения каждый раз, когда они использую дар для баловства, и наказывает. Она безмолвно следит за ними, когда они заглядывают через мутную гладь зеркал в мир запретный, в мир неживой и потому опасный.
Комментарий: Сборник мистических рассказов. Художник не указан.
Издательство: М.: Эксмо, 2019 год, 5000 экз. Формат: 76x100/32, мягкая обложка, 320 стр. ISBN: 978-5-04-099893-7 Серия: Секретное досье
Аннотация: В закрытом научном городке происходят странные события, и Войтех Дворжак вновь собирает друзей для расследования. Местных жителей всё чаще пугают… тени, гуляющие сами по себе. Неужели эти сущности – результат экспериментов? Атмосфера в городке накаляется, когда появляется первая жертва: никто не склонен доверять чужакам. При этом у некоторых из членов команды тоже есть свои тайны. И рано или поздно они будут раскрыты…
Издательство: М.: Эксмо, 2019 год, 4000 экз. Формат: 70x90/32, мягкая обложка, 384 стр. ISBN: 978-5-04-098644-6 Серия: Татьяна Корсакова. Королева мистического романа (покет)
Аннотация: Их венчали волчьим кольцом. Да только бедой обернулось это венчание: разве гоже благородному господарю иметь жену кочевую цыганку. Вот и залила стены замка алая кровь, вот и обрушилось на него проклятье, а в окрестностях появилась призрачная волчица со своей безжалостной стаей. Прошли века, и в замке готовится новая свадьба, но будет ли она счастливей прежней?..
Комментарий: Внецикловый роман. Художник не указан.
Издательство: М.: Эксмо, 2019 год, 4000 экз. Формат: 70x90/32, мягкая обложка, 352 стр. ISBN: 978-5-04-099533-2 Серия: Татьяна Корсакова. Королева мистического романа (покет)
Аннотация: Граф Федор Шумилин вмешался в политику по глупости, и это обошлось ему слишком дорого: он был осужден и приговорен к каторжным работам. Но судьба спасла Федора от верной смерти и привела на остров к Айви. У нее странное имя и еще более странный дар, передающийся в ее роду по женской линии. Она способна спускаться в Нижний мир и усмирять хозяина озера, взимающего с людей кровавые жертвы. Вот только легко ли быть носительницей серебряной крови? И кто же Айви — хозяйка или жертва?.. Но Федору уже безразлично: он знает, что именно эта девушка – его единственная любовь.
Эта книга — результат уникального литературного проекта.
Два поколения, две волны писателей, работающих в "темных" жанрах, столкнулись в хоррор-батлле, чтобы выяснить, кто из них сильнее?
Представители старой школы, отточившие стиль и сюжет на легендарных литературных семинарах позднесоветского времени и дерзкие авторы нового поколения, объединившиеся вокруг сетевого журнала "Даркер" и литературного объединения "Тьма".
Мой интерес к творчеству режиссера М. Найта Шьямалана возник еще в далеком 2002-м году после просмотра его фильма "Знаки" (Signs). Пускай картина вышла не без недостатков, но все они меркли на фоне интригующего сюжета, окутанного вязкой атмосферой загадочности, и добротной актерской игры. Собственно, следующая работа индуса, озаглавленная "Таинственный лес" (The Village, 2004), обладала теми же достоинствами, что и ее предшественник. А вот дальше... Шьямалан расслабился и стал выдавать один слабый фильм за другим (ИМХО, естественно). Светлым пятном в череде неудач выступил "Сплит" (Split, 2016) — отличный напряженный триллер, который стал своеобразным бенефисом для Джеймса МакЭвоя, сыгравшего Кевина Крамба — психопата, страдающего диссоциативным расстройством идентичности. При бюджете в 9 млн. долларов картина собрала в прокате почти 280 млн., что заставило ее создателей задуматься над "продолжением банкета".
И вот спустя три года на свет появилось "Стекло" (Glass), завершающее не только историю Крамба, но и двух центральных персонажей из фильма "Неуязвимый" (Unbreakable, 2000) — Дэвида Данна и Элайджи Прайса. Суть новой ленты в том, вся эта компания попадает в психиатрическую клинику, где их пытаются убедить в отсутствии у них сверхспособностей, которые мы могли наблюдать в прошлых картинах. Кому и зачем это нужно? Что ж, вы получите ответы на эти вопросы. Только скорее всего они вам не понравятся в виду их тотальной нелепости.
М. Найт и раньше не особо прорабатывал свои сценарии, но видимо скрипт "Стекла" был написан им и вовсе "на коленке", ибо бреда в нем хватает. Причем, если конечная цель перевоспитания героев вызывает лишь недоумение, то сам процесс — это что-то за гранью добра и зла. Забудьте про усиленное медикаментозное лечение и агрессивное промывание мозгов. Вместо этого вам предложат два часа задушевных разговоров ни о чем в закрытом учреждении, которое может похвастаться одним охранником, парочкой санитаров и единственным психиатром. Самое смешное, что в здании, по самую крышу напичканном камерами видеонаблюдения, пациенты могут спокойно покидать свои палаты и общаться между собой. При этом персонал исправно просматривает записи, но по какой-то причине не принимает никаких мер.
Поэтому когда нашей троице надоедает томиться в четырех стенах они без труда покидают больницу, дабы выяснить отношения на свежем воздухе. Однако и здесь вас будет ждать разочарование, потому как никакой эпичной схватки, которая могла бы стать кульминацией жутко монотонного повествования, попросту не случится. До сих пор не понимаю на что же были потрачены вполне приличные 20 млн. долларов. Судя по всему на гонорары известным актерам. Хотя по-факту свои деньги не отработал ни один из них. Постоянные перевоплощения МакЭвоя успели надоесть где-то к середине фильма, а постные лица Джексона и Уиллиса так и еще раньше.
Таким образом, мы имеем насквозь вымученное и неубедительное зрелище, которое не работает ни как развлекательный триллер, ни как серьезная драма о сложностях жизни сверхлюдей в обычном мире.
К сожалению, "Стекло" разбилось вдребезги. Но только в художественном плане, ведь с финансовой точки зрения картина показала себя более чем достойно и уже принесла ощутимую прибыль.
Вот только поздравлять Шьямалана и всех причастных к его убогому детищу как-то совсем не хочется...
Недавно я посмотрел на ютубах вот это вот видео от русского Лупера. Для тех, кто не знает — Looper — это один из лучших каналов о кино на ютубе, у которого недавно появилась и русская версия (правда, с весьма посредственным переводом). Как поклонник жанра хоррор я не смог пройти мимо такой подборки, и в итоге посмотрел все эти фильмы, благо раньше я видел только 1 из них, самый “попсовый”.
В этой статье я решил разобрать все эти короткометражки от худшей к лучшей и написать краткие отзывы (благо подборка действительно классная). Здесь же дам ссылки на все эти фильмы, чтобы вы сразу могли перейти к просмотру. Спойлеров не будет, но будут описания завязок, обозначение жанра и стилистики. Если хотите заценить список сами — то вот ссылка на плейлист из 12 фильмов (знание английского приветствуется). Если же хотите сначала почитать о том, что из этого списка стоит посмотреть — то дочитайте статью до конца.
Это далеко не худшая короткометражка из списка, но она очень известная. В своё время она прогремела на ютубе и фестивалях, получила кучу призов, а продюсеры даже выделили денег режиссёру на полноценный фильм (который, кстати, очень грамотно вписал в себя события оригинальной короткометражки). Поэтому я вынес этот фильм на последнее место своего топ-листа — уж очень он знаменитый и раскрученный, и советовать его любителям жанра уже бессмысленно, они и так его уже видели. Если ещё не смотрели — посмотрите обязательно, он простой, как три копейки и очень короткий, но дюже пугающий.
Пожалуй, самая слабая из представленных короткометражек, но если смотреть отдельно от прочих — то весьма интересно. Сюжет довольно заезженный — в день рождения бывшей девушки, убившей себя после расставания с парнем, этот самый парень решает расфрендить её на Фейсбуке, что приводит к ужасной мести расстроенного призрака. Снято дёшево, но с выдумкой. Мне показалось предсказуемо и насквозь вторично, но всё же — смотреть можно.
У меня было много надежд на этот фильм, и лишь одна вещь меня смущала — что вместо “попсового” ютуба фильм опубликован на “высоколобом” “Vimeo”. Если кто путается в этих всех ваших соцсетях, то скажу проще: Вимео — это больше для операторов и студий, которые хотят выложить видео на суд таких же операторов, студий и прочих “околосъёмочных” людей. То есть — не для нас с вами, не для широкого зрителя.
Так вышло и с этим фильмом. В начале нам представили крайне интересную концепцию — психолог везёт своего пациента в идеально симметричный лес, чтобы излечить его от боязни симметрии, вынесенной в заглавие фильма. Он завязывает ему глаза, вешает на шею запись первого приёма — и отправляет его в поход между рядами одинаковых деревьев, преследуя его и тайно наблюдая за ним. Казалось бы — отличная “цепляющая” завязка, из которой можно было сделать необычный, качественный хоррор. Однако, вместо этого нас ждёт не особо умелое нагнетание и финальный твист, который прямо-таки кричит “я хочу быть в тренде, я хочу быть прямо супер-вирдовым и шокирующе-непонятным!” Однако по факту — фильм просто непонятный и немного скучноватый. А вся его красота и операторские решения теряются в сумбурной подаче.
Перевод: отсутствует, нет даже субтитров (но по большей части — он и не требуется)
Жанр: апокалипсис одним кадром
Опять — банально и предсказуемо, на этот раз про эпидемию зомби или что-то вроде того. Главная фишка этой короткометражки — всё снято одним кадром. Парень опаздывает на вечеринку во время Хеллоуина и едет по городу, в котором люди в масках атакуют людей без масок. При этом, в фильме много деталей, которые для меня оказались непонятны — например, почему главного героя сделали копом и что там было в сообщениях, которые он смотрел в финале. Возможно, фильм глубже, чем показался во время просмотра — но лично мне глубины рассмотреть не удалось.
Перевод: английские субтитры (минимального английского хватит, да и так всё понятно)
Жанр: слешер, хайтек-хоррор, городские легенды
И опять — банальная городская легенда, да ещё и с посредственным поворотом ближе к финалу. Две девушки в нижнем белье общаются по скайпу, и одна из них замечает, что в квартире её подруги есть какой-то тёмный силуэт на заднем плане. По телевизору говорят о сбежавшем психе — всё, в общем, по канону жанра. Было бы неплохо, если бы не стереотипный поворот в финале, который оставил привкус разочарования.
№ 8
Название: ФАКТЫ ПО ДЕЛУ МИСТЕРА ХОЛЛОУ / THE FACTS IN THE CASE OF MISTER HOLLOW (2011)
Очень интересная концепция с “живой картиной”. Что-то подобное я видел в компьютерных квестах. Сделано всё умело и с вниманием к деталям. Фотография обычного пикника со счастливой семьёй потихоньку, приближенная с помощью лупы, превращается в ужасный сатанинский ритуал, отсылающий к давней трагедии. Камера гуляет по снимку, раскрывая детали истории, и зритель видит всю картину целиком. Однако — сюжет очень простой, да и авторы прибегают иногда к запрещённому приёму, залетая за рамки фотографии и показывая то, чего на ней изначально не было. Однако — концепция очень занимательная.
№ 7
Название: УЛЫБАЮЩИЙСЯ ЧЕЛОВЕК / THE SMILING MAN (2016)
Очень хорошая работа постановщика и гримёра, плюс — невероятная игра актёра в образе монстра. Девочка ночью выходит из своей комнаты, заметив в коридоре шарик. К шарику привязан пакетик с ногами кукол. Ниже по лестнице — второй шарик, на этот раз — с руками. Девочка собирает шарики и идёт на кухню, где её поджидает ооооочень атмосферная тварь, у которой для девочки есть сюрприз.
Фильм был бы неплохой, если бы авторы не решили играть по-чёрному, стараясь максимально шокировать зрителя. Получилось действительно стрёмно, но при этом — мерзко. Пересматривать фильм не хочется, и друзьям советовать — тоже. Однако для любителей кринжового мрачняка — зайдёт как надо.
Перевод: английские субтитры (минимального знания английского вполне хватит)
Жанр: классический хоррор, чёрный юмор, мистика
И опять — банальная завязка, три девочки приходят к гадалке, чтобы прогнать полтергейст, не дающий им нормально жить. Одна девочка, Гретта, самая взрослая и самостоятельная, другая — её младшая сестра, испуганная и желающая уйти, а третья — подруга, тоже напуганная, но с интересом наблюдающая за гадалкой в страшной маске. Гадалка тоже не так проста, как кажется на первый взгляд (хотя она и на первый взгляд простой не кажется). В середине фильма присутствует мощный сюжетный твист, который немного даже разочаровывает, но одним-единственным твистом дело тут не ограничивается. К тому же стоит упомянуть, что фильм снимали очень мощные операторы, которые умеючи нагнетали атмосферу а-ля “астрал стайл”, и выбирали по-настоящему стрёмные и красивые ракурсы.
Этот фильм снял тот же режиссёр, что и “Не двигайся”, и с перыых кадров заметно, что он решил не менять свою проверенную команду. Гримёр получил чуть больше денег, что позволило сделать фильм при дневном свете, а актёры играют более профессионально, однако сюжет “Берёзы” уступает их предыдущей работе. Собственно, здесь совершенная классика — мальчика обижают в школе хулиганы, но умирающая бабушка дарит ему странную книгу, объясняя, что у их семьи есть защитница, живущая в лесу, которая придёт на помощь, если её об этом попросить. Дальше вы, уже, наверное, и сами всё поняли.
Однако в этом фильме, как и в предыдущей работе режиссёра, сохранились все плюсы авторского профессионализма в постановке, монтаже и композиции. Фильм идёт четыре с небольшим минуты — но благодаря умелому монтажу не воспринимается, как бессмысленная зарисовка — это законченное, полноценное произведение. Однако, этот фильм не подходит тем зрителям, которые любят хорошенько испугаться — фильм, как правильно выразились мои друзья, которым я его показал, скорее можно назвать мрачной сказкой с хорошим концом. Что-то вроде “Лабиринта Фавна”, например — вроде мрачно, но очень по-доброму.
№ 4
Название: В ЭТОМ ДОМЕ ЖИВУТ ЛЮДИ / THIS HOUSE HAS PEOPLE IN IT (2016)
Перевод: английские субтитры (можно смотреть и без знания английского)
Жанр: мокьюментари, вирд-хоррор
Недавно я написал довольно крупную статью о том, что такое вирд и с чем его едят. В принципе, я мог её и не писать, а просто прикрепить ссылку на эту короткометражку — и добиться, наверное, большего, чем всем своим лонгридом. Идеальный пример отличного, качественного и очень стрёмного вирда. Непонятный, как и “Симметропия”, однако пугающий и намекающий, законченный и холодящий душу.
Фильм снят в популярном стиле “запись с камер наблюдения”, однако в этом случае это не минус. Вас не будут пытаться заставить поверить, что “всё это правда”, или “такое может быть в каждом доме”, здесь нет скримеров и потусторонних старух в зеркалах. Ужасающий эффект создаётся путём превращения банального в сверхъестественное, зрителю позволяют смотреть в обычное — и разглядеть в нём ту самую Бездну.
Обычный дом, в котором живёт обычная семья. Бабушка смотрит телевизор, младенец ползает по комнатам, мальчик готовится к приходу школьных друзей, ведь у него сегодня день рождения, рабочий что-то ремонтирует в подвале, а родители на кухне готовятся к празднику и говорят друг с другом, слегка недовольные поведением своей дочери. Та легла на пол, лицом вниз, прямо на кухне, и лежит так с самого утра. Родители пытаются не обращать внимания на сложного подростка, но вскоре к их сыну придут друзья, а значит — надо уже заставить подняться дочку с этого пола. Или поднять самим. Или сдвинуть с места, или хотя бы понять ЧТО ЗДЕСЬ НАФИГ ПРОИСХОДИТ МИЛАЯ ЧТО ТЫ СДЕЛАЛА ТЫ ЧТО-ТО ПРИНЯЛА ПОЖАЛУЙСТА О ГОСПОДИ ЧТО ЗДЕСЬ НАФИГ ПРОИСХОДИТ?!?!
Отличная игра актёров, замечательный сюжет, криповая концовка и множество мелких деталей, которые действуют, как стимуляторы ужаса. И главное — а кто вообще наблюдает за этой семьёй вместе со зрителями? Кто переключает камеры? ЧТО ЗДЕСЬ ПРОИСХОДИТ?!
Если вы любите необычные, тёмные и мрачные крипипасты “из реальной жизни” или “по секретным документам” — то вы, как и я, будете в восторге от этого фильма.
И опять — классика. Случайный персонаж на криповой работе (ночной сторож в многоквартирном доме с подземным паркингом), странные шумы и записка на экране от пересменщицы — НЕ СПУСКАЙСЯ В ПОДВАЛ! Конечно же, правило будет нарушено, охранник спустится вниз, и естественно, там его ждёт куча всякой криповой нечисти.
Но дело тут не в прямолинейном сценарии или банальной завязке, нет. Дело в том, что в этот классический, знакомый с детства сюжет, авторы фильма поставили абсолютно нетипичного героя. Охранник, усатый, болтливый, нагловатый и пугливый — мгновенно влюбляет в себя зрителя. Он действует точно так же, как и глупые девочки модельной внешности, лезущие в подвал с фонариком в одних ночнушках и пугающиеся каждого шороха, которых можно встретить в каждом втором фильме ужасов, однако его эмоциональная реакция, мимика и поведение — просто рвут шаблон. Он обычный человек, который реагирует на шорохи и всхлипы точно так же, как и вы. Он очень смешно пугается, честное слово. Будто наблюдаешь за тем, как твой школьный товарищ попал в фильм ужасов и теперь паникует, матерится и теряет остатки самообладания, выдавая одну классную фразу за другой. Момент с “ВОТ ТА ФААААААААК” я перематывал раз семь, продолжая смеяться при каждом новом просмотре.
На титрах увидел, кстати, что фильм сделали два брата — один снимал, второй снялся в главной роли. Ну что ж — молодцы, ребята! Так держать! Жду новых работ.
Перевод: двухголосная качественная русская озвучка
Жанр: классический хоррор, мистика
Пожалуй, самый “классический” ужастик из списка, и точно — самый старый. Снят на плохонькую камеру, за три копейки, а в кадре присутствуют такие предметы старины, как кнопочные телефоны. Однако, именно этот фильм оказал самое большое воздействие на тех людей, кому я показал весь “Лупер-лист”. Именно о нём больше всего говорили на перекурах, именно он вспоминается первым на следующий день после просмотра. Снятый немного неумело, он в начале может отпугнуть зрителя своей дешевизной и банальной постановкой, но прошу вас — пересильте себя и досмотрите до конца. Оно того стоит. По моему опыту — не все смогут выдержать просмотр титров, и возможно, вам захочется побыстрее остановить фильм, выключить эти титры, которые заставляют думать о том, что сейчас происходит там, в подвале.
Завязка сюжета, повторюсь, крайне шаблонная. Родители пошли в ресторан на бизнес-встречу, оставив дочь присматривать за младшим братом. Когда отключается свет, дочка, держа свечу в одной руке, а другой прижимая телефон к уху, будет спускаться в подвал, в темноту, ступенька за ступенькой — ровно 10 шагов. Вот только дом старый, а переехали они сюда недавно, и слухи об этом доме ходят самые зловещие. А у девочки уже случалась паническая атака в этом самом подвале. Но всё будет хорошо, ведь папа на проводе. Папа поможет, милая, давай, ещё одну ступенечку, ещё шажок вниз — не бойся, это просто подвал.
Фильм стоит показывать в профильных вузах, в качестве пособия “как снять крутой и жуткий короткий метр без спецэффектов, скримеров и в принципе даже без денег”. Чудесная работа.
А вот и наш победитель! точнее — мой. Большинству зрителей, которым я показывал этот список, больше всего понравились “Десять ступеней”, а сильнее всего напугали “Дом, в котором живут люди” и “Вниз по лестнице”. Однако, и этот фильм им запомнился, о да…
Открывающие титры влюбили меня в этот фильм за каких-то тридцать секунд. Пока на экране всплывают имена актёров, мы слышим визги, звуки рвущегося мяса, крики “что происходит?!” и “смотрите на эту хреновину”, а потом тишина и громкий шёпот: “НЕ! ДВИГАЙСЯ!” И камера, наконец, включается.
Несколько молодых людей, застывших в комнате, труп с вырванным сердцем за столом, “ведьмина доска” для общения с духами и листочек, на котором выписаны буквы — “5 У М Р У Т 1 В Ы Ж И В Е Т Я У Ж Е З Д Е С Ь”.
Гениальная завязка, говорю без всякого сарказма. Зритель сразу понимает, что его ждёт. эти люди будут играть друг с другом в “море волнуется раз”, но тот, кто тронется с места, будет убит ужасающе жестоким способом, лапами стрёмного и очень крутого монстра, который бродит по квартире в поисках новых жертв. Конечно же, кто-то начнёт паниковать, кто-то будет пытаться действовать решительно, а кто-то догадается, что его собственное выживание идёт вразрез с моралью — и будет подталкивать к смерти своих друзей в попытках остаться в живых. Здесь есть отличная операторская работа, замечательный монтаж, огромное количество расчленёнки, приятная актёрская игра, невероятно простая, но действенная концепция, пугающе выглядящий монстр — и классически-непредсказуемый финал. Весь стартовый набор для отличного фильма ужасов, который не растерялся в процессе съёмок, а наоборот — засиял ещё ярче. Этот фильм я рекомендую к просмотру тем, кто любит интересные сюжетные расстановки (как в “Тихом месте”, “Птичьем Коробе” или даже “Не моргай” из Доктора Кто).
Вот и весь “список Лупера”. Надеюсь — вам понравилось и было интересно. Если вам понравился мой обзор — лайкните и напишите коммент, не поленитесь. Я смотрю много короткометражек ужасов (и короткие метры вообще), и уже давно хотел сделать свои подборки, обзоры и рекомендации. Если вам будет интересно почитать другие подобные статьи от меня — дайте знать в комментах, и я вернусь к этой теме в ближайшем будущем.