Данная рубрика представляет собой «уголок страшного» на сайте FantLab. В первую очередь рубрика ориентируется на соответствующие книги и фильмы, но в поле ее зрения будет попадать все мрачное искусство: живопись, комиксы, игры, музыка и т.д.
Здесь планируются анонсы жанровых новинок, рецензии на мировые бестселлеры и произведения, которые известны лишь в узких кругах любителей ужасов. Вы сможете найти информацию об интересных проектах, конкурсах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.
Приглашаем к сотрудничеству:
— писателей, работающих в данных направлениях;
— издательства, выпускающие соответствующие книги и журналы;
— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.
Обратите внимание на облако тегов: используйте выборку по соответствующему тегу.
Думаю, каждый, кто слышал или читал истории о маньяках, рано или поздно задумывался над тем, что же толкает обычного с виду человека на убийство?
Что является отправной точкой для процесса превращения добропорядочного члена общества в жаждущего крови монстра?
Данным вопросам посвящены десятки научных статей и художественных произведений.
Не обошел их и писатель Бентли Литтл в своем романе "Наследие".
Сюжет книги строится вокруг простого парня по имени Стивен Най, зарабатывающего подготовкой печатной продукции (каталогов, буклетов и проч.) для встреч выпускников различных учебных заведений.
Стивен уже давно живет отдельно от родителей и редко общается с ними.
Поэтому молодой человек очень удивляется, узнав от матери, что его отец внезапно сошел с ума и пытался ее убить.
Стремясь разобраться в ситуации, Стивен проводит многие часы у постели обезумевшего родителя, запертого в психиатрическом отделении Ветеранского госпиталя.
Отец парня почти постоянно бредит и не может внятно объяснить, что же произошло.
Однако в одно из посещений он на краткий миг приходит в себя и произносит фразу "я ее убил".
Фразу, которая впоследствии меняет не только прошлое Стивена, но и его будущее...
"Наследие" — весьма нетипичный для Литтла роман.
Несмотря на то, что выполнен он в фирменном авторском стиле, в нем практически отсутствуют любимые Бентли странности, а сцены насилия описаны хоть и ярко, но в максимально сжатом виде.
В книге много внимания уделяется внутреннему миру главного героя.
Вернее, тем изменениям, которые происходят в нем по мере того как молодой человек все больше и больше узнает о жизни своего отца.
Читать обо всем этом крайне интересно.
А грамотно расставленные по тексту сцены экшена добавляют повествованию динамики и остроты.
Пожалуй, только один важный эпизод показался мне слегка не проработанным, что немного подпортило впечатление от произведения.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
На мой взгляд, Бентли недостаточно накалил атмосферу между Стивеном и Лайменом Фишером, отчего убийство последнего выглядело притянутым за уши.
Причем, это убийство — особенное (ведь именно после него парень пошел по наклонной) и его стоило осветить более подробно.
И если уж придираться до конца, то далеко не все рассказы, придуманные главным героем, пришлись мне по душе (забыл сказать, что Стивен еще и начинающий писатель).
Кстати, финал романа, на мой вкус, получился, вполне добротным.
Да, его без особого труда можно предугадать, но при этом он оставляет после себя чувство некой завершенности.
А не заставляет недоуменно пожимать плечами, как развязки многих других книг Литтла.
Полярные экспедиции, храбрые путешественники, вообще герои-первопроходцы — сейчас несколько вышли из моды.
Землю мы обшарили, получаем картинки с орбиты в режиме реального времени, так что новый рекорд — облететь планету на воздушном шаре в форме коржика — будет скорее юмористическим. Пройдет по статье "рекорды для книги Гиннесса".
Но двести лет назад — на географические открытие ещё надеялись. Их ждали. Одновременно "форварды цивилизации" перестали быть на 146% авантюристами и процентов на восемьдесят — проходимцами. Подготовка, планирование, расчет — хотя риск и многочисленные жертвы.
За длинный 19-й век процесс первооткрывания окончательно перешел от "экономически обоснованных поисков" к чистой гонке престижа. Воткнуть флагшток на Южном плюсе — отличный пиар. И пустопорожнее вложение капитала.
То, что описано в книге и показано в сериале — середина на половину. Очередные экспедиции на север — собираются во многом ради престижа. Потому что лондонское общество желает видеть героев, а какие-то люди желают примерить на себя маску победителя. Но экономическое обоснование (сэкономить деньги на рытье Панамского канала ) вполне присутствует. Оно все более эфемерно — если Северо-западный проход и существует, то все равно бесполезен из-за постоянных льдов — но экономический базис под сомнение еще не ставится.
Романтика открытия севера — вполне существовала, и десятки авторов работали над темой.
Стало быть, если взять старый материал, и посмотреть на него вооруженным взглядом (ужастики, шаманизм, гомосексуализм, особенности психических травм и неврозов, типичные ошибки и просчеты) — получится вполне живая и современная вещь.
Что и было сделано.
.
Экранизация хороша, близка к оригиналу, но с устранением части проблем.
В книге прописаны десятки персонажей — и в сериале подобрали отличный актерский состав. Большая колода карт выходит по порядку, и каждая картинка на бумаге — исправно играет свою роль. Трансформации персонажей налицо, то есть показан именно роман.
Персонажи запоминаются (а многие и помнятся — приятно видеть "Цезаря" и "Брута" за одним столом ).
Автор описал, и в фильме это сказали открытым текстом, что львиная доля экипажа — это были люди с жаждой смерти в сердце, или в жизненных тупиках. Жизнелюбов там немного.
При постановке не требовалось эпических битв и осад крепостей.
Фактически речь шла о внутренностях корабля середины 19-го века — но её надо было показать живо, интересно, по возможности детально и выпукло. Я не смотрел в титрах, кто был консультантом и специалистом по интерьерам, но люди свою работу сделали.
Были еще съемки на природе (в одном месте уж слишком явное подозрение на съемки в павильоне и дорисовку перспективы ледовых торосов), но что-то не всех у героев шел изо рта пар. Даже когда веки мгновенно примерзали к латунному окуляру подзорной трубы. То есть проблему визуального не-замыкания действия в отсеках корабля — решили на 5+, но съемки во льдах требовали более основательного подхода.
Были еще внутренности театра, кабинеты и т.п. — сюжетные линии, которые показывали прошлое персонажей и настоящее их жен — обычная викторианская обстановка.
Сам по себе сюжет книги — имеет серьезную асимметрию. История про гибель экспедиции рассказана превосходно. Но превращение рационального европейца в местного шамана — сведено к буквально конспекту. Я понимаю, отчего леди Молчание не болтала, как дон Хуан, только ведь принятие другой веры, языка, образа мыслей и цели в жизни — требует отдельного повествования. Фактически, второго тома.
В экранизации это решили двояко:
— эскимоска говорила, и контакт одного из лидеров экспедиции с ней был сюжетно вполне замотивирован;
— процесса превращения в шамана не показали просто потому что
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
угрохали в итоге злого духа в образе медведя, которого заклинала эскимоска, добили
. Такой шаман нам не нужен :)
Имхо, самый слабый момент книги —
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
подражание "Маске красной смерти" в время карнавала с непременным явлением злого духа
— аккуратно изменили, убрали акценты.
Удачно получился злой дух — как чисто визуально, так и нагнетанием саспенса при его явлении. Как фильм-ужасов — сериал соберет свою аудиторию. Охота "медведя" на людей — мощно.
Видна избыточность и неэргономичность европейской техники по сравнению с инженерными решениями эскимосов. В книге об этом говорится отдельно и особо, в самых разных аспектах. В фильме показали теплый иглу, и зверское зрелище тяжелого ботика, который тащат на салазках слабеющие от недоедания люди.
.
Итого: перед нами отличный образец работы кинематографической машины. Удачный роман, который буквально через несколько лет экранизируется с хорошим актерским составом, довольно щедрым бюджетом и очевидным старанием, стремлением всё сделать хорошо.
В старую тематику удалось вдохнуть немного новой жизни — аккуратно показав, что за героизмом стоит не только высокое стремление к познанию, но и обычная глупость, тщеславие, а временами и элементарное незнание. "Аккуратно" — значит без поливания грязью или "срывания покровов". Есть проблемы — они вот такие. Пусть в этот раз люди погибли, но была в них отвага и честь, пусть и не у всех. Какие-то из них преодолевали себя, какие-то — ломались. Так бывает.
Как экранизация — практически 9,5 (как говорится, экранизируйте лучше, быстрее, дешевле).
Как самостоятельный сериал — где-то 8 (середина местами затянута).
Портал Comingsoonсоставил перечень из десяти лучших франшиз, состоящих из фильмов ужасов.
В список вошли серии, включающие в себя более трех хорроров. В частности, в нем оказались «Зловещие мертвецы». Первая картина франшизы вышла в 1981 году, а последняя, четвертая — в 2013-м. По ее мотивам в 2015 году также вышел сериал «Эш против зловещих мертвецов», главную роль в котором исполнил Брюс Кэмпбелл, игравший главного персонажа в первых трех лентах.
Также в перечне — тетралогия «Заклятие» (в нее входят «Заклятие», «Заклятие 2», «Проклятие Аннабель» и «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»), франшиза «Пункт назначения», 12-серийная «Пятница, 13-е», франшизы «Пила», «Крик», «Хэллоуин» и девять фильмов серии «Кошмар на улице Вязов».
Помимо этого в список попали ленты о Ганнибале Лектере («Красный дракон», «Молчание ягнят», «Ганнибал» и «Ганнибал: Восхождение») и франшиза «Астрал», состоящая из четырех картин.
Издательство: М.: АСТ, 2018 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 448 стр. ISBN: 978-5-17-107318-3 Серия: Мастера ужасов
Аннотация: Когда Джек и Пит Лоуэллы находят на проселочной дороге неподалеку от городка Элквуд израненную, окровавленную незнакомку, они быстро понимают, что, возможно, совершили роковую ошибку. Девушку зовут Клэр, и она смогла сбежать от семьи Мерриллов, изощренных убийц-каннибалов, вырвалась из плена, в котором погибли все ее друзья. Ни Клэр, ни ее спасители еще не знают, что их кошмар только начался. Неожиданный побег навсегда изменит жизнь Элквуда и запустит необратимую цепную реакцию отмщения и ненависти, а Мерриллы, боясь разоблачения, пойдут на крайние меры, ведь перед страхом смерти беззащитны даже настоящие чудовища.
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке Б. Аджиева.
Издательство: М.: АСТ: Mainstream, 2018 год, 3500 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 320 стр. ISBN: 978-5-17-105704-6 Серия: #YoungDetective
Аннотация: В 1892 году в городке Нью-Фидлем, Новая Англия, многое в действительности является не тем, чем кажется на первый взгляд. В этот раз эксцентричному детективу Джекаби и его ассистентке Эбигейл Рук приходится расследовать сразу несколько сверхъестественных дел. Загадочная гибель женщины в соседнем с Нью-Фидлемом городке открывает череду пугающих событий: сначала в долине Гэд странным образом исчезают недавно обнаруженные кости гигантского зверя, затем очередное необъяснимое убийство происходит в Нью-Фидлеме, и, наконец, неизвестный хищник совершает жестокие нападения на животных и людей. Итак, детектив и его ассистентка открывают охоту на вора, убийцу и чудовище.
Комментарий: Второй роман тетралогии о Джекаби. Иллюстрация на обложке jdrift design.
Издательство: М.: Э, 2018 год, 6000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 384 стр. ISBN: 978-5-04-091725-9 Серия: Литературные хиты: Коллекция
Аннотация: Февраль 1862 года. Гражданская война длится чуть менее года. Начались серьёзные бои, и нация стала осознавать, что кровавая битва будет длиться ещё долго. В то же время любимый одиннадцатилетний сын президента Линкольна лежит на втором этаже белого дома смертельно больной. Через считанные дни, несмотря на предсказания о выздоровлении, Вилли умирает и его кладут на кладбище Джорджтаун. «Мой бедный мальчик, он был слишком хорош для этой земли», — всё время повторяет президент. — «Господь призвал его домой». Газеты пишут, что убитый горем Линкольн несколько раз возвращался в крипту в одиночестве, чтобы подержать тело мальчика.
Из этого зерна исторической правды Джордж Сандерс раскручивает историю о семейной любви и потере, которая освобождается от исторической реальности и рассказывается в сверхъестественном мире, полном как прекрасного, так и ужасного. Вилли Линкольн обнаруживает себя в странном чистилище, где привидения смешиваются, сжимаются, сочувствуют, ссорятся и постановляют неестественные законы искупления. В переходном состоянии, названном по Тибетской традиции, бардо, значительная борьба происходит из-за души Вилли.
Комментарий: Внецикловый роман. Художник не указан.
Издательство: М.: АСТ, 2018 год, 2000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 480 стр. ISBN: 978-5-17-104023-9 Серия: Мастера магического реализма
Аннотация: Имя Брэма Стокера не нуждается в представлении — уже более ста лет роман "Дракула" не покидает списки бестселлеров разных стран в категории "мистика". И только истинные любители жанра знают, что Стокер — еще и автор малой прозы, написанной в лучших традициях готической литературы. Мистические истории, вошедшие в сборник "Гость Дракулы", или пугающие приключения странствующей актерской группы, описанные в "Занесенных снегом", а может, коллекция рассказов для детей "Под закатом" — этот сборник откроет неизвестные грани таланта создателя самого притягательного мифа ХХ века.
Комментарий: Три сборника рассказов. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации В. Половцева.
Издательство: СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2018 год, 8000 экз. Формат: 84x108/16, твёрдая обложка, 160 стр. ISBN: 978-5-389-14122-3 Серия: Больше чем книга
Аннотация: Двадцать пять лет назад Дэвид Линч и Марк Фрост свели весь мир с ума культовым сериалом «Твин-Пикс», раз и навсегда изменившим отношение публики к сериальной культуре. Вместе с агентом ФБР Дейлом Купером зрители пытались разгадать загадку: «Кто убил Лору Палмер?» — и четко усвоили: «Совы — не то, чем они кажутся».
В финале оборванного на полуслове второго сезона Лора Палмер пообещала Куперу, что они встретятся через двадцать пять лет. И вот четверть века спустя легендарный проект возобновился: тот же Марк Фрост написал сценарий третьего сезона «Твин-Пикс», тот же Дэвид Линч срежиссировал на этот раз весь сезон сам, от первой серии до последней. Сериал, в котором мы увидели как актеров первых двух сезонов (Кайл Маклахлен, Шерил Ли, Дэвид Патрик Келли, Шерилин Фенн, Дэвид Духовны), так и новые лица (Моника Беллуччи, Тим Рот, Наоми Уоттс, Джим Белуши, Аманда Сейфрид, Эшли Джадд, Криста Белл), стал несомненно главным телевизионным событием 2017 года. Мостик от классических сезонов к новому перекинула книга Марка Фроста «Тайная история Твин-Пикс», написанная в уникальном жанре «датафикшн», насыщенная документами и богатым иллюстративным материалом. Теперь же вашему вниманию предлагается ее продолжение — «Твин-Пикс: Последнее досье». Итак, агент по особым поручениям Тамара Престон, расследовавшая известное нам по «Тайной истории» «Досье Архивиста», присылает заместителю директора ФБР Гордону Коулу окончательный отчет о проделанной работе. Ей пришлось повидать многое, и вот к какому выводу она приходит: «Возможно, истина скрывается за границей нашего страха, и постичь ее можно, только не отводя глаз».
Комментарий: Документальный роман цикла "Твин Пикс".
Издательство: М.: АСТ, 2018 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 448 стр. ISBN: 978-5-17-107264-3 Серия: Чужой против Хищника
Аннотация: Многие века они совершенствуют мастерство охоты, превратив выслеживание и умерщвление добычи в высшую форму искусства. Они называют себя яуджа, но Галактика знает их под другим именем — ХИЩНИКИ. Долгое время они не имели себе равных… пока не столкнулись с людьми. Ведь упрямым землянам все равно, насколько превосходит их противник. Важно лишь одно: если его можно ранить, то его можно и убить!
Комментарий: Сборник рассказов из межавторского цикла "Хищник". Художник не указан.
Издательство: СПб.: Пальмира, 2018 год, 2000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 271 стр. ISBN: 978-5-521-00919-0 Серия: Новая классика
Аннотация: Дневник Джона Кри о кровавых событиях, разворачивающихся на фоне Лондона 80х годов XIX века, параллельно описанию жизни и театральной карьеры Элизабет Кри, обвиняемой в убийстве мужа.
Издательство: СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2018 год, 3000 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка + супер, 352 стр. ISBN: 978-5-389-11424-1 Серия: Питер Джеймс
Аннотация: Семеро студентов-археологов, решивших провести спиритический сеанс в лондонском подземелье, и представить себе не могли, что их ребяческая шалость вызовет целую цепь трагических случайностей. Но случайности ли это? Предсказания вызванного студентами духа привели к леденящим душу катастрофам. Кто прервет этот конвейер смерти, кто остановит зло, порождающее зло?
Издательство: М.: АСТ, 2018 год, 2000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 512 стр. ISBN: 978-5-17-107023-6 Серия: Мастера магического реализма
Аннотация: Слышали когда-нибудь о сестре Катерине и Церкви Последних Дней? Независимый режиссер Кайл Фримен в отчаянии, уже и не надеется, что он найдет нужный проект. Но когда Максимиллиан Соломон спрашивает его о Церкви Последних Дней, Кайл решает, что фортуна повернулась к нему лицом. В 1975 году, культ под предводительством печально известной сестры Катерины, пришел к кровавому концу в пустыне Аризоны. Съемки приводят Кайла к базам культа в Лондоне, Париже, и наконец, к месту преступления. Но когда он общается с оставшимися в живых членами культа, которые ни в чем не признавались, на протяжении десятилетий, непонятные явления начинают беспокоить съемочную площадку. И что именно им удается снять, в каждом месте, связанном с культом? Пугающий внетелесный опыт и полночные визиты, внезапные смерти бывших культистов и обнаружение ужасных артефактов, вскоре это помогает Кайлу понять, что он завяз в отвратительном наследии культа.
Издательство: М.: Престиж Бук, 2018 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 576 стр. ISBN: 978-5-371-00653-0, 978-5-371-00654-7 (том 1) Серия: Ретро библиотека приключений и научной фантастики часть собрания сочинений
Комментарий: Первый том четырехтомного собрания сочинений составили рассказы писателя. Автор иллюстрации на обложке не указан; внутренние иллюстрации К. Фарнети, Г. Кларка.
Издательство: М.: Престиж Бук, 2018 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 560 стр. ISBN: 978-5-371-00653-0, 978-5-371-00655-4 (том 2) Серия: Ретро библиотека приключений и научной фантастики часть собрания сочинений
Комментарий: Второй том четырехтомного собрания сочинений составили рассказы писателя, преимущественно детективные. Внутренние иллюстрации К. Фарнети, Г. Кларка.
Издательство: М.: Престиж Бук, 2018 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 512 стр. ISBN: 978-5-371-00653-0, 978-5-371-00656-1 (том 3) Серия: Ретро библиотека приключений и научной фантастики часть собрания сочинений
Комментарий: Третий том четырехтомного собрания сочинений составили внецикловый роман, литературные эссе и избранные письма. Автор иллюстрации на обложке не указан; внутренние иллюстрации К. Фарнети, Л. Козлова.
Издательство: М.: Престиж Бук, 2018 год, Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 560 стр. ISBN: 978-5-371-00653-0, 978-5-371-00657-8 (том 4) Серия: Ретро библиотека приключений и научной фантастики часть собрания сочинений
Комментарий: Заключительный том четырехтомного собрания сочинений составили практически все его стихотворения. Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации У.Х. Робинсона.
Издательство: СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2018 год, 4000 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 928 стр. ISBN: 978-5-389-09279-2 Серия: The Big Book
Аннотация: Речь в романе Дена Симмонса "Тёмная игра смерти" ("Утеха падали") идёт не о вампирах в классическом понимании, а скорее о вампирах энергетических. Их цель — это Подпитка. Но её источник — это убийство. Ради развлечения была придумана игра, фишками которой являются человеческие жизни. Она длилась несколько десятилетий. Но всё меняется, когда охота начинается за вампирами...
Они входят в ваше сознание, и вы уже не принадлежите себе. Вы фигура в чужой шахматной партии, завершающейся смертельным исходом. Вы, как зомби, берёте в руки винтовку и наводите оптический прицел на американского президента. Или стреляете из толпы в Джона Леннона. Внешне те, кто водит вашей рукой, такие же, как и вы, но это не люди, они не знают жалости и пощады, не отличают добра от зла. Чтобы их победить, нужно переступить грань...
Издательство: СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2018 год, 3000 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 768 стр. ISBN: 978-5-389-14383-8 Серия: The Big Book
Аннотация: В середине 19-го века два корабля из службы географических исследований отправляются в Арктику, с целью найти Северо-Западный морской проход. Пройдя достаточно далеко на север, оба судна оказываются со всех сторон затертыми паковыми льдами. Судьба всех членов экспедиции теперь в опасности, ведь кроме нехватки угля, испорченных продуктов и постоянного холода, появилась еще одна угроза – некое чудовище, которое постепенно убивает одного человека за другим.
Издательство: М.: Э, 2018 год, 3000 экз. Формат: 76x100/32, мягкая обложка, 480 стр. ISBN: 978-5-04-092417-2 Серия: Секретное досье
Аннотация: На старом питерском кладбище исчезают девушки. Полиция никак не может выйти на след, подозревая работу серийного маньяка. Но однажды обычная, ничем до того не примечательная студентка, вдруг получает электронные письма от своей сокурсницы, одной из числа пропавших. Причем сообщения приходят даже в отсутствии интернет-соединения. Разгадать эту загадку и, возможно, помочь несчастным, способна только команда исследователей паранормального во главе с бывшим космонавтом Войтехом.
Издательство: М.: АСТ, 2018 год, 3000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 478 стр. ISBN: 978-5-17-106734-2 Серия: Самая страшная книга
Аннотация: Монстров не существует!
Это известно каждому, но это — ложь. Они есть. Чтобы это понять, кому-то достаточно просто заглянуть под кровать. Кому-то — посмотреть в зеркало.
Монстров не существует?
Но ведь монстра можно встретить когда угодно и где угодно. Монстр — это серая фигура в потоках ливня. Это твари, завывающие в тусклых пещерах. Это нечто, обитающее в тоннелях метро, сибирской тайге и в соседней подворотне.
Монстры — чудовища из иного, потустороннего мира. Те, что прячутся под обложкой этой книги. Те, после знакомства с которыми вам останется лишь шептать, сбиваясь на плач и стоны, в попытке убедить себя в том, что:
Монстров не существует… Монстров не существует… Монстров не существует…
Комментарий: Сборник рассказов о монстрах. Иллюстрация на обложке А. Соломина.
4 апреляДом Гоголя приглашает на лекцию «Мистика в литературе. От Гоголя до современников». Начало — в 19:00.
Писатели и редакторы поговорят о развитии мистической литературы в стране, о влиянии суеверий и произведений Гоголя. Участники узнают, какую роль знаменитый писатель сыграл для нынешних собратьев по перу, чем отличаются страшилки века XIX и XXI. Организаторы обещают, что в Доме Гоголя будет царить мистическая атмосфера.