Данная рубрика представляет собой «уголок страшного» на сайте FantLab. В первую очередь рубрика ориентируется на соответствующие книги и фильмы, но в поле ее зрения будет попадать все мрачное искусство: живопись, комиксы, игры, музыка и т.д.
Здесь планируются анонсы жанровых новинок, рецензии на мировые бестселлеры и произведения, которые известны лишь в узких кругах любителей ужасов. Вы сможете найти информацию об интересных проектах, конкурсах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.
Приглашаем к сотрудничеству:
— писателей, работающих в данных направлениях;
— издательства, выпускающие соответствующие книги и журналы;
— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.
Обратите внимание на облако тегов: используйте выборку по соответствующему тегу.
Подводя итоги ушедшего 2017-го года, журнал "Мир фантастики" в номинации "Мистика и хоррор года" присудил победу роману "Потерянные боги" Джеральда Брома — "мрачной, стильной и причудливой истории о богах, чудовищах и людях".
Думаю, это произошло не только потому, что текст книги реально очень хорош, но и потому, что его дополняют поистине шикарные иллюстрации самого писателя.
Кстати, не так давно на своей страничке в facebook Бром разместил рисунок "персонажа" под названием "Judgement" (Правосудие), не попавшего в окончательный вариант "Потерянных богов" (полюбоваться на него можно ниже).
Ну а совсем скоро на русском языке выйдет другой роман Джеральда — "Похититель детей" — который наверняка порадует всех поклонников темного фэнтези и ужасов.
Танцующий ужас, или Невеселая клоунада/Нам не страшен серый волк!
1988 год. В небольшом городке Дерри пропадают люди. Взрослые, но чаще всего дети. Постигла та же участь и маленького Джорджи, брата Билла Денбро (Либерер) – лидера компании лузеров под названием Клуб неудачников. Компании ребят, каждый из которой, и циник Ричи (Вулфард), и хороший еврейский мальчик Стен (Олефф) и болезненный Эдди (Грейзер) вскоре столкнулись с тем, что забрало Джорджи лицом к лицу.
Столкнулись и поняли – выбор у них небольшой. Либо забиться в норы в тщетной надежде переждать смертельную угрозу. Либо попробовать сразиться со своими самыми ужасными страхами.
До того, как по полной программе и вплотную заняться любимыми психологическими изысками, а также ностальгическими объяснениями в любви к своей стране, дядька Кинг работал в жанре хоррор. Да-да, по-простому говоря — ужастика. Конечно, уже тогда была видна самозабвенная увлеченность Стивена «учением о душе», но все же обертку к этому увлечению Кинг подбирал весьма пугающую. It, написанное в далеком 1986 году, считается одним из лучших кинговских ужастиков, и уже появлялось на экранах 1990 года в формате мини-сериала.
Однако с той поры по коллекторам утекло много грязной воды, и видать пришло время повторить встречу зрителей с добряком Пеннивайзом. Причем в картину вошла только одна часть книги – где рассказывается о детских годах членов Клуба неудачников, вдобавок действие перенесли из 1958 в 1988.
Новая встреча вышла достойной. В первую очередь хочется сказать об отлично проработанных детских образах. Каждый из ребят получился оригинальным, узнаваемым, со своими психологическими особенностями, внутренними фишками и манерой поведения. То, чего так порой не хватает безликим взрослым лицедеям, частенько играющих не персонажи, а амплуа, причем на автомате, не приходя в сознание.
Билл (Джейден Либерер) — дело даже не в том, что он заикается, хотя это шикарный маяк для зрителя. Дело в его чувстве вины. Чувстве, способном выжрать человека дотла – взрослого сформировавшегося человека. Что уже говорить о молодом пацане. Это чувство формирует его действия, порой помогает, а порой толкает на безумные, смертельно опасные поступки.
Ричи (Финн Вулфард («Очень странные дела») — матерщинник и крамольник, эдакий поручик (точнее еще юный корнет) Ржевский. Хамовитый юноша, пошляк, циник и позер. При этом отнюдь не подлец и почти лишен гнили. Впрочем, это можно сказать обо всех членах Клуба.
Эдди (Джек Грейзер) – цыпленок под крылышком матери-квочки. Самый худенький и болезненный, маниакально сконцентрированный на гигиене и чистоте. Кстати, теория о том, что астма чисто психосоматическое заболевание бытует уже давно.
Стен (Уайатт Олефф) – хороший еврейский мальчик, почему то без скрипочки. Сын раввина, не нашедший себя среди своих (пока?) и общающийся с гоями.
Бен (Джереми Рэй Тейлор) – толстяк и ботан, умница, любящий читать, умеющий думать и сопоставлять. Если Билли душа и сердце клуба – Бен становится его мозгом.
Майк (Чоузен Джейкобс) – он прописан меньше всех, но и о нем у нас хватает информации. Трагическая гибель семьи, слабая расположенность к семейному мясному бизнесу. И цвет кожи. Единственный черный в ленте, если я не ошибаюсь.
И, конечно же, Беверли (София Лиллис) – предмет романтических, и не очень, мечтаний всего Клуба. Заводная девчонка, без проблем совмещающая мальчишеские забавы с отличным внешним видом и использованием женских чар.
У каждого из них свой бой. И сперва совсем не с Пеннивайзом. Их изначальное сражение с провинциальным обществом и социумом. С тупыми хулиганами, преследующими тех, кто отличается от стандарта. С равнодушием и безразличием взрослых, абсолютно не обращающих внимания на то, что происходит с их собственными и чужими детьми, да впрочем и друг с другом (кстати, заметили, что в картине почти нет важных взрослых героев? Мать Эдди, отцы Беверли и Генри, и, пожалуй, все. Остальные мельком, почти на границе кадра). И уже затем со своими страхами.
А уж страхов и героям, и зрителям, создатели картины (и дядька Кинг) обеспечили с лихвой. Фильм получился крайне антуражным, буквально с первого до последнего кадра (а если точнее финальных титров), нагнетающим обстановку непрекращающегося кошмара. Причем у героев классическая ситуация – попервой абсолютно непонятно – что реально, а что лишь продукт их воспаленного сознания. А это, знаете ли очень важный момент — доказано вторым сезоном тех же «Загадочных событий».
Постановщики не обошлись, конечно, без обычных «пугательных» моментов, типа «бу! из-за угла» и прочих скримеров, но их тут на удивление вменяемое количество. В основном, обстановка накаляется по-другому. Объявления о пропавших людях. Проплывающий шарик, скрипнувшая половица, открывшаяся или закрывшаяся дверь, зажегшийся сам собой свет.
И, конечно, милый танцующий клоун. Образ у Билла Скарсгарда получился знатным. Зловещая, местами абсолютно невозможная для живого существа пластика (понятно, что компьютерную графику никто не отменял, но актер и сам по слухам активно занимался с профессиональным акробатом). Гуттаперчевая мимика, мгновенно меняющиеся выражения лица, безумный, жутковатый взгляд, всепоглощающие ненависть и голод. Да, может показаться, что Пенни никто не учил «не играть с едой», и он дает детишкам слишком много лишних шансов на спасение. С другой стороны этим он только подстегивал их страхи — его любимое блюдо – так что, похоже, логика персонажа не нарушена. Также не совсем понятны его ТТХ, насколько вообще ему критичны физические повреждения, например? Или они непременно должны быть объединены с осознанной ненавистью и отсутствием страха? Впрочем, «парни нас ждет вторая серия», возможно, эта тема будет полнее раскрыта там.
Фильм, как впрочем, и книга Стивена, не только о страхе и его губительной природе. Не только о том, что со своими кошмарами можно и нужно бороться, побеждать, и ни в коем случае не поддаваться. Это лишь первый, самый явный пласт.
Фильм о социальных отношениях в разных вариациях (о б этом аспекте я уже говорил), и о плодотворной командной работе (тот самый случай «когда гуртом и батьку легше бити»). О вреде попыток залезть под лавку и там отсидеться. О настоящей крепкой дружбе и взаимовыручке. О детских психотравмах и их воздействии на взрослую психику (это опять же нас ждет во второй части). О зарождении чувств и возможности дружбы между представителями мужской и женской половины человечества, то во что почти никто не верит в нашем сексуально озабоченном обществе. Впрочем, фильм, поставленный по книге одного из лучших мировых экстремальных психологов, и не может быть иным. Если его совсем не испортить. Андресу Мускетти удалось даже больше.
Эрго. Мощная, атмосферная экранизация одного из лучших хорроров одного из лучших хорромейстеров, поставленная с уважением и использованием богатства киноязыка. Также невозможно не отметить отлично проработанных ребят и девчат из Клуба неудачников, и от души воплощенного Биллом Скарсгардом главного злодея. Не зря ему потом кошмары снились.
Режиссер: Андрес Мускетти
В ролях: Джейден Либерер, Джереми Рэй Тейлор, София Лиллис, Финн Вулфард, Чоузен Джейкобс, Джек Грейзер, Уайатт Олефф, Билл Скарсгард, Николас Хэмилтон, Джейк Сим, Логан Томпсон, Оуэн Тиг, Джексон Роберт Скотт, Стивен Богерт, Стюарт Хьюз
Издательство: М.: Э: ГрандМастер, 2018 год, 2000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 512 стр. ISBN: 978-5-04-089363-8 Серия: Это правдивая история
Аннотация: Классический документальный триллер о первом американском серийном убийце, действовавшем под псевдонимом Холмс. Доктор Холмс творил свои мрачные дела в конце 19-го века, в Чикаго, где к Всемирной выставке 1893 года он выстроил свой зловещий отель (в народе его прозвали "замок") с лабиринтами и комнатами без окон. Позже осмотр подвала этого дома вызвал шок даже у бывалых полицейских и циничных репортеров: личный крематорий, стол для вивисекций, множество орудий пыток и останки десятков пропавших туристов… Холмс был так хитер, что только случайность вывела сыщиков на его след. Каким же образом полиция сумела найти маньяка, признанного первым в истории США серийным убийцей, и какие ужасные тайны хранит его прошлое? Эта книга — будоражащее путешествие в холодный и извращенный мир идеального социопата.
Комментарий: Документальный триллер. Художник не указан.
Издательство: М.: Э: Fanzon, 2018 год, 3000 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка + супер, 640 стр. ISBN: 978-5-04-090300-9 Серия: Fantasy World
Аннотация: Чрезвычайно опасная женщина была предана своим нанимателем. Её брат был убит, а сама она искалечена. Она хочет отомстить бывшему хозяину и шести его соучастникам, для чего нанимает группу не слишком надёжных, да и к тому же плохо сочетающихся друг с другом, помощников. Молодого северянина, пытающегося оставить позади прежнюю жизнь, полную насилия и неудач, экс–заключённого (мономаньяка, одержимого магией чисел), совершенно невыносимого мастера среди отравителей с его невозможной ассистенткой, и знаменитейшего (прежде всего, своим переменчивым нравом) кондотьера, готового на подвиг ради одного только глотка спиртного… Очень скоро по следам колоритной группы отправляется самый опасный наёмный убийца во всём Земном Круге.
Комментарий: Самостоятельный роман из цикла "Земной Круг". Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации А. Васильченко.
Издательство: СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2018 год, 5000 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 480 стр. ISBN: 978-5-389-12723-4 Серия: The Big Book
Аннотация: Гигантская доисторическая акула всплывает из океанских глубин и устраивает террор людям и крупным обитателям океана.
Аннотация: Абигэль — выдающийся психолог, специалист, которого полиция часто призывают на помощь в серьезных расследованиях. Однако ее жизнь с давних пор омрачает нарколепсия — таинственная болезнь, из-за которой сны перепутаны с действительностью. Теперь Абигэль идет по следу человека, который уже похитил троих детей, и, похоже, вскоре у полиции будет четвертая жертва... Вопросы множатся, похититель где-то совсем рядом. Но кто он? Ответ хранится в памяти Абигэль — памяти, где реальность неотвратимо сжимается, как шагреневая кожа...
Издательство: М.: Т8 RUGRAM, ФТМ, 2018 год, 102 экз. Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 574 стр. ISBN: 978-5-4467-2555-7 Серия: Легендарные книги литагентства ФТМ
Аннотация: "Альтист Данилов" — роман о вечных ценностях, о большой любви как основе творчества. В этом поэтическом и воздушном, как музыка, произведении переплелось все: и безудержный полет фантазии, и острая социальная сатира с реальными свидетельствами, пусть и недавней, нашей истории. Главный герой — демон, но он и человек тоже. Используя приемы фантастики и романтического реализма, писатель говорит о музыке, творчестве, о положении художника в обществе.
В 4-ом квартале 2017 года на сайте открыты книжные серии в жанрах хоррора, мистики, триллера:
Готический детектив (издательство "Э", год открытия 2016) — персональная серия российского автора Анны Велес (псевдоним Анастасии Власовой), в которой издаётся цикл романов о Елене Давыдовой, написанных на стыке жанров детектива, мистики и хоррора.
Кинг: КИНО (издательство "АСТ", год открытия 2017) — персональная серия американского писателя Стивена Кинга, в которой выходят произведения, послужившие основой для экранизации.
Серии данных жанров являются профильными и открывались с новостью на главной странице сайта.
Полный список открытых на сайте "ужасных" книжных серий можно посмотреть здесь.