Данная рубрика представляет собой «уголок страшного» на сайте FantLab. В первую очередь рубрика ориентируется на соответствующие книги и фильмы, но в поле ее зрения будет попадать все мрачное искусство: живопись, комиксы, игры, музыка и т.д.
Здесь планируются анонсы жанровых новинок, рецензии на мировые бестселлеры и произведения, которые известны лишь в узких кругах любителей ужасов. Вы сможете найти информацию об интересных проектах, конкурсах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.
Приглашаем к сотрудничеству:
— писателей, работающих в данных направлениях;
— издательства, выпускающие соответствующие книги и журналы;
— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.
Обратите внимание на облако тегов: используйте выборку по соответствующему тегу.
«Артефактъ» сообщает о скором выходе очередной новинки: легендарного сборника Мариона Ф. Кроуфорда «Блуждающие призраки».
Любителям «страшного жанра» этот сборник наверняка знаком. Во всяком случае, знаменитая «Верхняя полка» наверняка известна каждому. Да и про «Кричащий череп» многие, вероятно, слышали. Как и о некоторых других новеллах сборника. Но вот в полном виде, да еще и с иллюстрациями из первых – журнальных – публикаций, книга никогда не выходила. Кстати, ни в США, ни в Англии, нигде. А вот в России она – будет.
Автор статьи: Ханс-Кристиан «Серый Тигр» Вортиш (Hans-Christian Vortisch) — немецкий писатель и переводчик, магистр искусств и иностранных языков, в настоящее время получает степень юриста. С 1983-го года увлекается настольными ролевыми играми. В 2001-ом году, в качестве фрилансера, начал писать материалы для GURPS (Generic Universal Role-Playing System — общая универсальная система настольных ролевых игр TRPG, разработанная компанией «Steve Jackson Games» в 1986-ом году с целью создать единые правила игры, применимые в любом игровом мире). В течении следующих двадцати лет Вортиш написал, отредактировал, перевёл множество книг и дополнительных материалов по оружию и его использованию в ролевых играх GURPS, а также участвовал в подготовке и редакции нескольких немецких игр «Зов Ктулху» (Call of Cthulhu) от издательств «Chaosium Inc» и «Pegasus Press»; в том числе опубликовал множество статей в американских, английских и немецких игровых журналах, включая несколько публикаций на военную тематику. Он является автором и со-автором книг по ролевым играм: «GURPS Modern Firepower» (2002), «GURPS Special Ops, Third Edition» (2002), «GURPS Covert Ops» (2003), «GURPS WWII: Motor Pool» (2004), «GURPS High-Tech, Fourth Edition» (2007), «GURPS Tactical Shooting» (2011), и многих других. Его неигровые увлечения включают историю, научную фантастику, кино и панк-рок. В течении нескольких лет занимался изучением боевых искусств — дзюдо, тхэквондо и тайцзицюань. Ведёт свой авторский блог под названием "Стреляющие Игральные Кости: оружие и игры" (Shooting Dice: Guns and Gaming). В настоящее время автор проживает в Берлине.
"Я погасил свет, и используя окна в качестве бойниц обстрелял всё вокруг дома ружейным огнём, стреляя из винтовки достаточно высоко, чтобы не задеть собак. Казалось, на этом дело закончилось, но утром я обнаружил во дворе большие лужи крови, а рядом с ними лужи с зелёной липкой субстанцией, имевшей самый ужасающий запах, который я когда-либо вдыхал...".
/Г.Ф. Лавкрафт, "Шепчущий во тьме", 1930/
______
Многие блюстители жанра и игроки в "Call of Cthulhu", как и участники других настольных ролевых игр, вдохновлённых творчеством Г.Ф. Лавкрафта, придерживаются стойкого убеждения, что сражение с использованием огнестрельного оружия — это не по-Лавкрафтиански. Эксперт по Лавкрафту и ветеран игры "Call of Cthulhu" Кеннет Хайт называет ролевые игры с экшеном (действием) — "криминальными" или "бульварными" ("pulp-games" — игры использующие традиции, заложенные дешёвой американской развлекательной литературой начала-середины XX века), а игры без экшена — "пуристическими" ("puristic-games" — пуризм — стремление к сохранению чистоты литературного языка в неприкосновенном виде, и его ограждение от проникновения новообразований), — терминология, получившая с тех пор более широкое обращение. Последний термин был выбран несовсем удачно, поскольку он подразумевает, что игра без экшена чище, иначе говоря — более Лавкрафтианская. Постулат Хайта заключается в том, что "в пуристическом варианте игры огнестрельное оружие не рекомендуется и не приветствуется...". Однако он отмечает, что на самом деле Лавкрафт написал немало криминальных историй или таких, в которых представлены обе темы. Действительно, во многих Лавкрафтовских рассказах фигурирует огнестрельное оружие, даже в некоторых из тех, которые Хайт называет "пуристическими" — особенно в "Шепчущем во тьме" (1930), где фактически присутствует единственная настоящая перестрелка во всём творчестве Лавкрафта!
"Сотрудники нашего силового подразделения... имели при себе стандартное рабочее снаряжение: полицейский свисток, увеличительную лупу, электрический фонарик, наручники... оловянный жетон полицейского... рулетку (для измерения следа), револьвер... Сделались ли наши карманы оттопыренными и отвисшими от этого инвентаря? Я считаю, что так оно и было!". /Г.Ф. Лавкрафт, из письма Августу Дерлету, 1931 год/
В истории "Зов Ктулху" (1926) обычные и не очень обычные люди вовлекаются в расследование Непознанного, как правило в процессе раскрывая ужасающие истины, которые Человек Не Должен Был Знать. Чтобы противостоять любым обнаруженным кошмарам, эти исследователи экипируют себя должным образом. Чаще всего в рассказах Лавкрафта упоминаются такие предметы снаряжения как фонарик и револьвер.
Что ещё не менее важно, пистолеты и другое современное оружие, на самом деле, занимают довольно видное место в рассказах Лавкрафта, таких как: "Зов Ктулху", "Ужас Данвича", "Электрический палач", "Извне", "Пожиратель призраков", "Герберт Уэст — реаниматор", "Пёс", "Последний опыт", "Притаившийся ужас", "Локон Медузы", "Курган", "Модель Пикмана", "Морок над Иннсмутом", "Заброшенный дом", "Храм", "Шепчущий во тьме", "Единственный наследник". Многие из Лавкрафтовских персонажей носят револьверы и, если возможность позволяет, используют их. Иногда они даже действуют против Мифов, хотя зачастую этого не делают — или ни разу не используются в действии, несмотря на их наличие и доступность.
Для большинства главных героев Лавкрафта оружие — это всего лишь инструмент, средство защиты от меньших опасностей, от культистов и злых людей, а также от некоторых существ, с которыми эти злобные люди вступают в союз. Оружие — это утешение, за которое можно схватиться в тёмное время суток, даже если его неэффективность против Непознанного очевидна. А иногда это последнее средство в сошедшем с ума мире, позволяющее с достоинством уйти от неподдающегося объяснению, безумия. Полицейские, такие как инспектор Джон Леграсс, или Федеральные агенты, совершающие рейды в Иннсмут, разумеется были вооружены, впрочем даже педантичные книжные учёные, такие как академик Генри Эйкли ("Шепчущий во тьме"), профессор Фрэнсис Морган ("Ужас Данвича"), доктор Илайхью Уиппл ("Заброшенный дом") или преподаватель Альберт Уилмарт ("Шепчущий во тьме"), брали в руки оружие в своих расследованиях, от вездесущих пистолетов до огнемётов. И хотя в Лавкрафтовских рассказах их применение никогда не находится в центре внимания, они определённо используются, какими бы неэффективными, в конечном итоге, они ни оказались. "Избегайте перестрелок" — мудрый совет, но, расследуя Непознанное, всё же лучше быть к ним готовым. Как сказано в "Спутнике Хранителя" — одном из лучших справочников по ролевой игре "Зов Ктулху": "оружие имеет широкий спектр применения, и ни одна следственная группа не должна обходиться без него..." ("Спутник Хранителя: основная книга для Хранителей/гейм-мастеров", том-1, авторы Кит Хербер и Уильям Дейтце, Chaosium Inc, 2000). Материалы этой книги призваны помочь участникам ролевых игр в обеспечении реалистичности, связанной с оружием.
"Охотничьи истории манили меня, а ощущение ружья было бальзамом для моей души; но после убийства белки у меня появилась неприязнь к убийству существ, которые не могут дать отпор, поэтому я перешёл на мишени...".
/Г.Ф. Лавкрафт, цитата из книги "Лавкрафт: биография", Л. Спрэг де Камп, 1975).
.
Справа: на крайнем плакате рекламный слоган винтовки "Винчестер" гласит — "Вашего мальчика следует научить стрелять".
_____
Сам Лавкрафт, как истовый аристократ, не только не гнушался оружием, но и имел достаточно солидную оружейную коллекцию и в юности и отрочестве любил пострелять. В 1903-ом году, в возрасте 13-ти лет, юный Говард Лавкрафт уже владел по крайней мере одним огнестрельным оружием — револьвером, составлявшим главную деталь его игрового снаряжения в образе энергичного детектива-консультанта в "Детективном Агентстве Провиденса" — и это была "настоящая вещь" (Г.Ф. Лавкрафт, из письма Августу Дерлету, 1931 год), в отличие от водяного пистолета или игрушечного пистонного оружия его товарищей.
.
_____
Когда в 1904-ом году умер любимый дед Говарда — Уиппл Ван Бюрен Филлипс (1833-1904), Лавкрафт унаследовал его частное собрание оружия. По утверждению биографа писателя С.Т. Джоши, Лавкрафтовская коллекция была "весьма впечатляющей" ("Я — Провиденс: жизнь и эпоха Г.Ф. Лавкрафта", Hippocampus Press, 2010), однако точный состав и количество его арсенала нам неизвестны. В том же 1904-ом году Лавкрафт начал приобретать собственное оружие, в первую очередь "внушительную серию винтовок 22-го калибра" (Г.Ф. Лавкрафт, из письма Джозефу Вернону Ши, 1933 год).
Но уже через год, в 1905-ом, новые интересы в сочетании с потребностью в деньгах вынудили его отдать часть коллекции, предлагая оружие на обмен или продажу в "Журнале Род-Айленда" (Rhode Island Journal). Примерно в 1910-ом году, в возрасте 20-ти лет, он полностью отказался от стрельбы, поскольку по словам Лавкрафта "его глаза были чертовски точными". (Г.Ф. Лавкрафт, из письма Джозефу Вернону Ши, 1933 год).
В конце концов, единственным оружием, оставшимся у него, был старинный мушкет с ударно-кремневым замком, который он хранил как настенную вешалку. Исходя из анализа разрозненной информации, можно сделать вывод, что изначально его коллекция включала, как минимум и примерно, следующее:
—Один револьвер. По всей вероятности, это был 7-зарядный револьвер 22-го калибра, хотя в то время у многих американских подростков были пистолеты и более серьёзных калибров.
—Один спортивно-целевой однозарядный пистолет для стрельбы по неподвижным мишеням — "Stevens No.43 Diamond Model" 22-го калибра (выпускался в 1888-1916 гг.). Он был куплен за 5 долларов, возможно в начале 1890-ых годов, поскольку в 1895-ом компания по доставке розничных товаров "Montgomery Ward & Co" предлагала его за 4 доллара 50 центов, и в 1897-ом году другая компания по доставке товаров "Sears Roebuck Inc" также продавала этот пистолет за 4 доллара 50 центов; но уже к 1902-му году "Sears Roebuck Inc" выставил на него цену всего в 3 доллара 85 центов. Лавкрафт разместил это оружие в разделе газетных объявлений в 1905-ом, утверждая, что из него "стреляли всего 2 или 3 раза" (рекламное объявление от 14-го мая 1905 года).
—Несколько винтовок 22-го калибра. Это могли быть разные ружья, как однозарядные винтовки, так и помповые винтовки, винтовки с затвором рычажного действия или винтовки с продольно-скользящим затвором, и даже полуавтоматические винтовки, но наиболее вероятны однозарядные и помповые винтовки, поскольку они были очень распространены в то время. Например, было произведено более 850.000 экземпляров помпового ружья марки "Winchester Model 1906" (с 1906-го по 1932-ой гг.).
—Одна однозарядная винтовка 50-го калибра. Это был подлинный карабин Армии США — "Sharps Model 1867 Carbine" (выпускался с 1867-го по 1870-ый гг.) под переделанный винтовочный патрон калибра 50-70 Government, ранее разработанный для Спрингфилдской винтовки образца 1866-го года. Этот карабин Лавкрафт планировал обменять на "астрономические предметы" (рекламное объявление от 7-го мая 1905-го года), а когда сделка не состоялась, он был выставлен на продажу за 2 доллара 50 центов (объявление от 8-го октября 1905-го года). В 1902-ом году компания "Sears Roebuck Inc" продавала эти карабины всего за 2 доллара 90 центов, рекламируя их предполагаемую стоимость в 12 долларов. Скорее всего, именно здесь приобрели данное оружие Лавкрафт или его дед. Учитывая фактическое происхождение карабина как переделанного боевого оружия, которому на тот момент было уже более трёх десятилетий, оно вряд ли могло быть новым, поэтому утверждение Лавкрафта о том, что он был "новый", должно означать, что он никогда из него не стрелял.
—Один длинноствольный кремневый мушкет (флинтлок) — старинное дульнозарядное ружьё с кремневым замком. К середине 19-го века кремневые ружья безвозвратно устарели и к 1860-му году окончательно вышли из употребления в Америке, поэтому очень маловероятно, что к моменту приобретения Лавкрафтом этот мушкет всё ещё мог находиться в исправном состоянии.
*
Со временем я внимательно рассмотрю ряд Лавкрафтовских произведений на предмет вооружения их героев. Что ещё важно, реальные люди (не художественные персонажи) ведут себя не так. Это естественный порыв — вооружиться перед лицом Неизведанных ужасов. Люди, это особи, использующие инструменты, — и точно так же, как карманные фонарики или землеройные орудия, пистолеты и другое вооружение, прежде всего являются инструментами. Кроме того, высокомерие человека, гордящегося своими достижениями во всех технологических областях, — это мощная тема в фантастической литературе, начиная с классической греческой мифологии и заканчивая фильмом Джеймса Кэмерона "Чужие" (1986). Исследователи вполне могут вооружиться всем самым новейшим и великолепнейшим оружием, чувствуя себя несокрушимыми. Падение обычно бывает тяжёлым и внезапным. Поскольку другая истина, конечно же, заключается в том, что человеческие инструменты имеют мало влияния на Мифы и, в лучшем случае, могут послужить только как предупреждение о Неизбежности…
Хоррор-серия "Самая страшная книга" породила очередное ответвление: серию "Самая страшная детская книга". Там будут выходить истории, рассчитанные на детей и подростков. А открывает серию повесть "Машинист паровоза-призрака" от старожила основной ССК Максима Кабира.
Не такие каникулы представлял себе Даня Сысоев! Приехав к бабушке в поселок Балябино, он не только познакомился со своим новым дедушкой, но и столкнулся с загадочным паровозом-призраком, тайну которого ему теперь предстоит раскрыть. В течение расследования ему и его другу, Валику Румянцеву, предстоит столкнуться с зомби-самураем и крабожабо-муравьедом и спасти все Балябино от машиниста паровоза-призрака!
Я хотел совсем не этого!!!, или Формулируйте скрупулезно
Пьянство на работе – это плохо. Лишние 50 грамм, выпитые крановщиком, разгружающим статую для известного коллекционера, грозят порабощением человечества.
Ведь в результате его действий хрупкая Александра освобождает джинна – древнее зло, жаждущее переместить на Землю орду своих злобных сородичей. Для этого монстру нужно поработить десяток-другой людских душ, исполнив их «хотелки», а главное — заставить Алекс загадать три желания.
Среди массы однотипных ужастиков 90-х был один, запомнившийся надолго. Причем даже не образом антагониста, хотя злой джинн (забудьте про милого Уилла Смита ) по сравнению с призраками, демонами и оборотнями смотрелся выиграшно. А пристальным вниманием к теме формулировок (то, что в 90-е звучало как «следите за базаром»). Wishmaster для играющих «кухонки» ролевиков даже стал программным фильмом, заставляющим игроков внимательно относиться к своим словам, и помнить нехитрую истину: если что-то из ваших речей может быть извращено, оно обязательно будет извращено.
Казалось бы. Я ведь так хорошо сформулировал у себя в голове, что именно случится после моего монолога. А вот озвучить позабыл. Или пропустил ограничивающий фактор, или не добавил парочку условий. Вуаля! Желаете прекратить боль? Добро пожаловать на кладбище. Я не желаю видеть что-то. Не будешь. Боюсь за свою красоту. Она останется вечной. Жажду посадить сколького типа. Легко! Хочешь денег? Подумал, кто для этого умрет? Причем за исключением ситуации со вторым охранником, когда джинн слишком уж притянуто за уши переформулировал «освобождение» (хотя если напрячься – можно понять и так), остальные случаи изврата «хотелок» поданы достаточно корректно.
Отличный тренинг, который имеет смысл если не показывать (кровищи много), то как минимум пересказывать детям, наивно глядящим на жизнь.
С кровищей постановщики не стесняются. Хотя кровь нарочито алая, а спецэффекты выглядят по большей части бледно, порой вызывая здоровую ухмылку. Причем желания спародировать то Чужого, то ЗВ, то Муху создатели ленты даже не скрывают. Черного юмора ребята отсыпали от души. Сюда же примыкает каст, собравший немало актеров, напрямую связанных с хоррором. От Фредди – Инглунда, до Джейсона – Ходдера и Кендимена – Тодда. Прям междусобойчик для своих.
Разве что самолично джинн (Дивофф) до этого вроде в ужастиках не снимался, хотя я мог что-то и пропустить.
К сожалению, кроме основного концепта «Будьте внимательны, когда просите», остальные части ленты выглядят похуже.
Эффекты, как я уже сказал, чертовски устарели. Джинн в натуральном обличье сверкает фигурно подпиленными зубами, непонятными трубко-щупальцами и длинными когтями. Подозрительно напоминая смесь бомжа, Палпатина и киборга. В обличье Дивоффа становясь харизматичным альфа-самцом с плохой кожей. Не чуждым психологии. Чтобы развести «насекомых» на нужные тебе желания нужно быть внимательным и прозорливым.
Главгероиня в исполнении мало известной у нас Лоурен порой радует неплохими эмоциями. Но большую часть времени вынуждена демонстрировать истерическое состояние и мощь легких. А еще неплохую смекалку (вычислить ключевой момент – это всегда важно).
Подавляющее большинство прочих лицедеев переигрывают, картинно, на уровне капустника изображая страх, жадность, гнев.
Затейливо-нарочитая расчлененка стартует почти с первых кадров и к финалу изрядно надоедает. Хотя видно, что постановщики изо всех сил старались разнообразить нелегкие финалы статистов. Но еще хуже то, что создатели сами несколько запутались в возможностях своего злодея. То они объявляют, что джинн исполняет единственное желание, прежде чем завладеть душой. То аж в двух случаях (продавщица, первый охранник) дают по два. То говорят, что без людского желания главгад ничего замагичить не сможет. То тут же позволяют ему управлять статуями. Хотя это никак не «всунешь» в желание крутой вечеринки. Где свидетели, что разнесут это для истории?
Разве что концепция мага, оказавшегося в уязвимом рациональном мире науки и разума неплоха.
Да возможность вспомнить беспечальные 90-е, когда самец оглашенный мог не опасаясь последствий приобнять даму за талию и даже отеческим жестом прикоснуться к подбородку! Нынче митушницы порвали бы нахрен.
Эрго. Ужастик, заставляющий задуматься над тщательной формулировкой своих желаний. Жаль, в остальных моментах дыр чересчур много.
Режиссер: Роберт Куртцман
В ролях: Тэмми Лоурен, Эндрю Дивофф, Роберт Инглунд, Крис Леммон, Венди Бенсон-Лендис, Тони Крэйн, Дженни О`Хара, Кэйн Ходдер, Тони Тодд, Рикко Росс
Издательство: М.: АСТ, 2002 год, 6000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 432 стр. ISBN: 5-17-014250-1 Серия: Тёмный город
Аннотация: К капитану и владельцу речной судоходной компании Эбнеру Маршу обращается с деловым предложением некий Джошуа Йорк. Он предлагает Маршу приобрести половину его компании и вложить деньги в строительство нового наисовременнейшего парохода, названного "Грезы Февра", в обмен на предоставление на судне мест таинственным друзьям Йорка и на то, что Марш не будет задавать вопросов. Переживающий тяжелые времена речник соглашается, но долго мириться с тайной он не в состоянии: слишком уж непонятен ему сам Йорк и его знакомые. Они появляются только ночью, отлично видят в темноте, да и вообще много в них странностей, вытерпеть которые без объяснений невозможно. Объяснения он в итоге получил, но пользы это ему, увы, не принесло. Пароход "Грезы Февра", с которым были связаны самые честолюбивые мечты Марша, стал ареной схватки между двумя могущественными лидерами расы вампиров — вышеупомянутым Йорком, желающим избавить своих соплеменников от вечной жажды крови и найти для них спокойное место в мире людей, и Деймоном Джулианом, видящим в людях лишь скот — источник пищи для более развитой расы.
Комментарий: Внецикловый роман. Художник не указан.
До этого я наверно, как и многие, читала у Мартина только цикл «ПЛиО». Однако, в библиографии автора есть и другие разноплановые произведения. Но почему я раньше не обращала на них внимания? Не знаю… Видимо слишком велика была мощь «льда и пламени».
И вот благодаря обзору одного из книжных блогеров я заинтересовалась «Грёзами Февра». Как оказалось, это роман про вампиров и речное пароходство. Довольно необычный антураж, плюс действие разворачивается в 1857 году.
Если посмотреть в каком году написана эта книга, а это 1982 год. То нужно отдать должное Джорджу Мартину, она и по сей день отлично читается. Тут конечно виден стиль автора, его умение погрузить нас в атмосферу. Река Миссисипи и все ее окрестности. Тонкости сплава по ней, работа пароходства, обустройство кораблей и еще множество мелочей создают очень реалистичную картину происходящего.
Ну и главный козырь — это конечно образы героев и конфликты сторон. Перед нами две расы люди и вампиры. Такие разные и такие схожие. Тут вампиры – это кровососы, для которых люди просто еда. Скот – как они нас называют. Но если бы не люди, возможно и жизнь у них была бы другая. Благодаря тому, что в данной трактовке вампир не может просто так обратить человека, с размножением их расы возникают некоторые проблемы.
И самая главная проблема в этой книге – это проблема выбора. Мартин приводит довольно страшные примеры того, что люди в своей жажде крови в некоторых моментах не уступают вампирам. И как зверь может превратиться в человека, так и человек может стать зверем. Всё дело в осознанном или неосознанном выборе. Где эта грань и как легко ее переступить.
Я получила большое удовольствие от прочтения. Это такой производственно-философский роман с налетом мистики в лице вампиров. Может показаться, что в начале действие идет очень медленно. Но тем, кто привык к описаниям, для большего погружения думаю будет только более атмосферно читать далее.
Для тех же кто привык к более динамичному развитию сюжета, есть графический роман. Там конечно не так подробно показаны все нюансы и глубинные смыслы. Но более динамично и красочно показан основной сюжет.
Аннотация: На дворе 1857 год… Для страны война еще не началась, но она наступила для Эбнера Марша – владельца лучшей на реке судоходной компании. Когда некий Джошуа предлагает ему партнерство и деньги на строительство парохода мечты, Маршу кажется, что исполнились его самые смелые желания. Однако Джошуа человек-загадка. Он ведет странный образ жизни и принимает у себя еще более странных друзей. Вскоре Эбнер задается вопросами: куда приплывет пароход под таким руководством и не слишком ли необычный друг напоминает опасного врага?