Данная рубрика представляет собой «уголок страшного» на сайте FantLab. В первую очередь рубрика ориентируется на соответствующие книги и фильмы, но в поле ее зрения будет попадать все мрачное искусство: живопись, комиксы, игры, музыка и т.д.
Здесь планируются анонсы жанровых новинок, рецензии на мировые бестселлеры и произведения, которые известны лишь в узких кругах любителей ужасов. Вы сможете найти информацию об интересных проектах, конкурсах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.
Приглашаем к сотрудничеству:
— писателей, работающих в данных направлениях;
— издательства, выпускающие соответствующие книги и журналы;
— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.
Обратите внимание на облако тегов: используйте выборку по соответствующему тегу.
Издательство: М.: АСТ, СПб.: Астрель-СПб, 2025 год, 2500 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 320 стр. ISBN: 978-5-17-157771-1 Серия: Великий инквизитор
Аннотация: 1352 год. Эймерика назначают главным инквизитором Арагона. Преодолевая сопротивление, он сталкивается с мистическими событиями: в городе появляются тела странных двуликих детей, а в небе он замечает фигуру огромной женщины. Так начинается его первое расследование, эхо которого пронесется сквозь века. 1990-е годы, Техас. Эксцентричный физик Маркус Фруллифер выдвигает революционную идею межзвездных путешествий и объяснения паранормальных явлений. 2194 год. Космический корабль «Мальпертюи» отправляется на неизвестную планету с проявлениями иного разума. Все эти события соединятся воедино в зловещем и парадоксальном сюжете, охватывающем пространство и время, где исторический роман соседствует с мистикой и оборачивается альтернативной историей.
Вторая книга в рамках совместных чтений за 2025 год.
Могу сравнить это начало цикла с эмоциональными качелями. В повествовании существуют три временные линии сюжета. Первую треть романа я ничего не понимала, но было интересно. В середине стало прорисовываться логическое взаимодействие, но две линии (линия ученого из 90-х и линия на космическом корабле в будущем) меня абсолютно разочаровали. В итоге к финалу я с интересом следила только за нашим хоть немного выпуклым (а не картонным или штампованным, как все остальные) великим инквизитором. Сам роман небольшой и динамичный, без лишних описаний, но и без каких-либо объяснений. И по мере прочтения и после я всё никак не понимала, ну что же меня так триггерит. А потом я посмотрела на год написания. Конечно в 2025 году с большим багажом современной литературы можно говорить, что это слабо. Прочти я это в те годы, точно поставила бы оценку выше. В любом случае, за открытие итальянской фантастики или фэнтези (даже не знаю к чему это отнести) в моем кругозоре и скидкой на год написания, оценка будет чуть повыше.
Издательство: М.: АСТ, СПб.: Астрель-СПб, 2025 год, 2000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 320 стр. ISBN: 978-5-17-157793-3 Серия: Великий Инквизитор
Аннотация: 1365 год. Николас Эймерик живет в Авиньоне, при дворе папы Урбана V. Тот посылает его в городок Шатийон, где, как подозревает местный граф, появились катары. Новость приводит Эймерика в изрядное удивление, так как последних проповедников этого учения сожгли много лет назад. Вдобавок ко всему ходят странные слухи о том, что там в изобилии водятся настоящие чудовища, чему отец Николас сам становится свидетелем, как только прибывает на место. А во время Второй мировой войны нацистский биолог Якоб Граф делает страшное открытие, способное изменить саму сущность людей. Эхо от его замысла пронесется по всему XX столетию, парадоксальным образом сплетаясь с расследованием, которое вел средневековый инквизитор в далеком XIV веке.
Пусть меня не сильно зацепил первый том, но я всё же дала шанс второму. Видимо сам Инквизитор был не так плох, как история в которой он участвовал. Так как на этот раз читать про его приключения, было уже интереснее. История выглядела более правдоподобной. Не без странных поворотов, но в целом этот том меня заинтересовал. Немного смутило, что мы перескочили аж на 13 лет вперед, без каких либо объяснений. Но судя по аннотации на третью часть, там как раз эти пробелы будут восполняться. Если у нас продолжат выпускать этот цикл, еще парочку книг прочту, а там посмотрим.
Издательство: М.: АСТ, СПб.: Астрель-СПб, 2025 год, 2000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 320 стр. ISBN: 978-5-17-157796-4 Серия: Великий инквизитор
Аннотация: 1358 год. Великий инквизитор Николас Эймерик отправляется на юг Франции, в город Кастр, где ходят слухи о странных "масках" — сектантах, которые хотят заразить всех в округе зловещей Красной смертью и пьют кровь. Вдобавок в Кастре сложилась крайне запутанная политическая ситуация, в которой переплелись интересы сразу нескольких аристократических семейств и государств, а духовенство, судя по рассказам, погрязло в мирских соблазнах. Когда Эймерик прибывает на место, он довольно быстро осознает, что на самом деле проблем куда больше, чем казалось на первый взгляд, и принимает решение, невероятное даже для своего времени. А в Америке второй половины XX века та самая Красная смерть оказывается не легендой, а кошмарной правдой. Но, как и в Средние века, появляется она не волею случая, а по желанию людей, ослепленных ненавистью и враждой.
И отметиться тем, что иллюстрировал несколько раз его произведения, книги для разных издательств в разные годы.
Один и совместно с Викторией Денисовой.
Для диплома по композиции в ДХШ — "Ночь перед рождеством", в 14 лет.
Потом уже для "Верже", цикл "Миргород". Напечатали в Италии в коже и в шелке, еще продаются за бешеные деньги.
Для ИД "Феникс" были в сборниках, в сериях отдельные произведения — "Портрет", "Вий", "Страшная месть".
В "Рипол классик" раз в год выходили книги — "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Вий и другие повести из цикла Миргород", "Портрет" и другие "петербургские повести". И каждый раз в Доме-Музее Гоголя были презентации с вступительным словом директора музея.
Так же там выходили 7 томов с рисунками на обложках, 2 раза, с изменениями в дизайне. Ну и цветные для школьников "Вечера на хуторе...", чуть "урезанные". И по формату, и по составу произведений.
"Вий" попала с список лучших ста книг за 10 лет по версии "МОРС".
ИД "Городец" издали "Шедевры мистики", где Вий и Вечера на хуторе (избранное) сплелись вместе. Была презентация и в Москва-Сити, на книжной ярмарке, и в Доме-Музее Гоголя. В "Городце" же в серии "классика в подарок" есть в сборниках "Портрет" и будут когда-нибудь еще некоторые произведения.
А у вас есть какие-то из этих книг с моими, с нашими рисунками?
Призраки торфяных болот, или Приземленный ужас белорусской глубинки
80-е годы 19 века. Беларусь. Ученый этнограф Андрей Белорецкий в поисках древних легенд и прочих сокровищ фольклора оказывается в некогда величественном, а сейчас пришедшем в упадок имении Болотные Ялины.
Хозяйка имения – молодая девушка, последняя из некогда славного рода Яновских, живет под страхом скорого и неизбежного визита Дикой охоты – призраков, преследующих ее род за предательство предка.
Белорецкий не верит в привидения, но некоторые события, происходящие в имении и вокруг него, сложно объяснить с материалистической точки зрения.
Неужто он столкнулся со сверхъестественным? Или все же смертельная опасность, угрожающая Надежде Яновской, да и не только ей, исходит от людей?
Одной из известнейших работ великолепного белорусского писателя Владимира Короткевича («Чозения») является наш сегодняшний герой (многим памятный по фильму 1979 года).
Книга написанная «вкусным» языком, до одури атмосферная, переполненная сябровским колоритом, но имеющая при взгляде с современной колокольни ряд погрешностей.
Автор искренне, грустно и нежно любит родную страну. И щедро делится этой любовью с читателем. На нас водопадом обрушивается тот самый колорит. Поговорки («не хадзи кицю») и песни, блюда и наряды, танцы и обычаи. Отношения, больные места, исторические вехи и личности (не пространными описаниями, а манками, триггерами, подталкивающими открыть инет, и узнать побольше о тех временах).
Мы побываем на шляхетском балу по поводу именин, сопровождаемом аутентичными танцами и парадом подувявшей дворянской гордости. На эпичной холостяцкой пирушке с реками водки, горами снеди, пьяными песнями и ссорами. На похоронах с бабами-плакальшицами.
Столь белорусской по духу книги, раскрывающей этот народ, еще поискать.
Короткевич зло пройдется по имперскому уездному суду. Поиронизирует на тему русских. Поговорит о людских достоинствах и недостатках, особенно выделяя жадность. Попеняет простому люду за жестокость и чрезмерную любовь к деньгам, а шляхте за гордыню и высокомерное презрение к людям (не просто попеняет, но об этом чуток позднее). Посокрушается о тяжкой доле народа (не забываем о годе выхода книги – 1964, в ту эпоху писать о временах царизма без сожалений об ущемленном люде, сволочном дворянстве, не упомянув непременную классовую борьбу, и не показав революционно настроенных матросов — было сложновато. Правда, будем честными, ритуальных мантр о клятом царизме и угнетенном народе можно было бы поменьше).
Окунет в ощутимую всеми рецепторами атмосферу мрачного, глухого, провинциального запустения, окруженного вековечными пущами и торфяными болотами. Мистического ужаса, висящего над обшарпанными шляхетскими имениями и бедными мужицкими хатками. Заведет читателя в инфернальный дом, «тянущий из людей жизнь», позволит пройтись его пустыми коридорами и обветшалыми залами, задрав голову, изучить десятки горделивых портретов, проникнуться неизбывным холодом, царящим здесь (прям «Призраками» и прочими Ашерами повеяло, и никакого кино не надо, хороший писатель парой абзацев делает то, на что сериалу понадобиться десяток минут экранного времени).
Мистическую линию Владимир поддерживает долго, нагнетая обстановку, сгущая саспенс и напряжение, завораживая историей предателя, презревшего побратимство. Потусторонней мести, ради которой продают душу дьяволу, преследующей виновного и его потомков до 12 колена. Вещующими смерть призраками, не дающими спокойно спать. Эта самая линия держится, даже когда появляются обоснованные сомнения в ее природе, антураж сверхъестественного висит мутным маревом почти до финала.
Не забудет подпустить в сюжет внешнего действия, то делая нас свидетелями неординарной дуэли. То заставляя почувствовать напряжение погони и несущего смерть преследования (в качестве объекта охоты).
Порадует читателя отличным мастерством рассказчика и описателя. Даря шикарные, объемные портреты персонажей (включая второстепенных), их особенностей, повадок, характеров, составленные настолько нестандартно, с использованием ошарашивающих акцентов и сравнений, что ух!
Поэтичным, насыщенным языком, с хлесткими сравнениями («зол как поп, что пришел на похороны и увидел ожившего покойника»), эпитетами, метафорами и прочими средствами художественной выразительности.
Историей большой любви, сравнимой с лучшими мировыми образцами.
Создаст одного из самых благородных героев 20-го столетия. Андрей Белорецкий — настоящий шляхтич, каким должен быть дворянин, полный гордости, уважения к другим, уверенности в себе. Искренне любящий свою страну, ее народ. Тонко чувствующий человек, то безоглядно поддающийся горю, то открывающий в душе вялікая любоў. Трепетно относящийся к чужой жизни (до определенного момента), даже во время приступов гнева. Полный порывов, подверженный страхам, сомнениям, но способный с ними бороться.
Теперь о нюансах.
Детективная линия для искушенного читателя вряд ли станет откровением. Хотя Короткевич успешно использует красивые фишки, без которых нынче сложно представить любое «расследование». Смешение мистики с реальным криминалом. Несколько источников угрозы. Смена подозреваемых. «Вот это поворот!» с реальным злодеем, далеко не самым очевидным возможным виновником (хотя в наше время личность главгада повести отличается почти той же степенью таинственности, что и личность отца Люка). В общем, не придирайтесь, а наслаждайтесь процессом.
А вот от ассоциации с Собакой Баскервилей избавиться гораздо сложнее. Тут вам и мистика, и торфяные болота (на которые не стоит ходить, «когда силы зла властвуют безраздельно»), и легенда о козле-предке.
Да и с критикой шляхты автор чуток перебрал. Когда он первый раз пишет о ее вырождении, вымирании, упадке («Страшная штука – род»), показывает ее гордыню, презрение к нижестоящим, их ощущение себя солью (порченной) земли – это берет за душу. Когда во второй настаивает на том, что ее порченная кровь должна развеяться, как призраки поутру – усиливает и дополняет воздействие. Когда демонстрирует паноптикум рож на балу – заставляет прочувствовать мысль до самых гланд. Но когда те же идеи мелькают в четвертый и в пятый раз – это несколько надоедает.
Единственный вариант справиться с этим «багом» — перекинуть препарирование сябровской шляхты на нынешних «владык» и «вершителей» народных судеб. Тогда такие описания имеют шанс заиграть актуальностью.
Эрго. Полная белорусской атмосферы и напряжения восхитительная история, где детектив встречает мистику, а большая Любовь спорит с огромной Подлостью.
Мысли о хорроре как о пустом жанре — устарели. Сегодня он стал зеркалом, в котором отражаются страхи общества и глубины человеческой психики. С сегодняшнего дня запустил в публикацию серию из эссе о природе страха, Тьмы и Зла, их связи с культурой, мифом и социальной реальностью. Эти тексты — попытка осмыслить хоррор не как развлечение, а как инструмент познания. Приглашаю читать, размышлять и спорить.
Первая мысль из кельи. Отсутствие страха пугает нас
Популярность литературы зависит от того, насколько точно она говорит о нас сегодняшних. Хоррор отлично с этим справляется. Он актуален, а подчас может быть особенно злободневным. Этот жанр — чувствительный инструмент диагностики общества.
Причина в том, что ужас как культурное явление выполняет сегодня важную задачу. Он вышел за границы литературного жанра и показал, что наш страх — нечто большее, чем просто острые ощущения.
Ценителям хоррора жанр давно не интересен как форма. Их влечёт не столько мрачная эстетика, сколько возможность контакта со страхом, чтобы погрузиться в чувство ужаса и прожить его в безопасной среде. Для многих такой опыт становится тренировкой психики. Любители мрачного испытывают дискомфорт, если долго не ощущают тревоги, ведь отсутствие страха нас пугает. Однако, именно проживая страх в художественной форме, мы превращаем его в контролируемый опыт, а значит — в нечто, что можно перерасти.
О том, почему мы нуждаемся в таком перерастании, скажу позже. Пока стоит признать, что для постоянных ценителей хоррора, этот жанр — не развлечение. Он глубоко укоренён в наших коллективных травмах. И это нормально. Культуры многих народов, прошедших через череду катастроф — войны, революции, репрессий, голода — формируют особую связь со страхом. Культура темных жанров позволяет адаптироваться к коллективному страху, который – часть нашего общего бессознательного. И для русской аудитории ужас не стал исключением, превратившись в инструмент осмысления прошлого.
Мы должны его осмыслить – не разумом. А чувствами. Именно хоррор предлагает безопасный способ контакта с тем, что пугает. Поэтому нам нужна терапия кошмаром: литература и кино, позволяющие заглянуть в лицо собственным фобиям.
В контакте с коллективным ужасом человек учится видеть границы своих личных тревог. Таким образом, хоррор не только подсвечивает наши травмы, но и предлагает пути их осмысления. Помогая отделить собственный страх от того, чего боятся другие — и, таким образом, лучше осознать себя как личность.
“Мы сочиняем ужасы, чтобы помочь себе справиться с реальностью” (*Стивен Кинг)