Данная рубрика представляет собой «уголок страшного» на сайте FantLab. В первую очередь рубрика ориентируется на соответствующие книги и фильмы, но в поле ее зрения будет попадать все мрачное искусство: живопись, комиксы, игры, музыка и т.д.
Здесь планируются анонсы жанровых новинок, рецензии на мировые бестселлеры и произведения, которые известны лишь в узких кругах любителей ужасов. Вы сможете найти информацию об интересных проектах, конкурсах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.
Приглашаем к сотрудничеству:
— писателей, работающих в данных направлениях;
— издательства, выпускающие соответствующие книги и журналы;
— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.
Обратите внимание на облако тегов: используйте выборку по соответствующему тегу.
Открыт отбор в антологию вампирского хоррора «Багровые иглы».
Планируемый возрастной рейтинг сборника: 18+.
Тематика: свободная.
Сеттинг: свободный.
Жанры текстов: рассказ, новелла, повесть.
Все материалы высылаются на электронную почту mrhate1319@gmail.com
Тексты принимаются до 1 мая 2025 года.
Объем текстов: от 10 000 до 40 000 знаков с пробелами (по счетчику программы Word). В исключительных случаях данное условие может быть нарушено по решению редакции.
Принимается: готический хоррор, гримдарк, темное городское фэнтези. В приоритете тексты, тяготеющие к романтизму.
От одного автора принимается до трех текстов. В итоговый состав сборника от каждого автора может войти не более одного текста. В исключительных случаях данное условие может быть нарушено по решению редакции.
Принимаются тексты, написанные в соавторстве.
В итоговый состав сборника от каждого автора помимо «сольного» текста может войти еще один, написанный в соавторстве.
Ключевое требование: качество текста.
Не принимаются тексты, написанные неграмотно, оформленные не по требованиям, а также нарушающие законодательство РФ.
ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсном отборе текстов в сборник «Багровые иглы»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение утверждает порядок организации и проведения конкурсного отбора текстов (далее – Отбор), порядок участия в Отборе и определения победителей, а также требования к работам и критерии оценивания.
1.2. Организаторы
Организатором Отбора выступает сообщество «Komm Mit» в лице редактора Морозова Р.В.
Партнером Отбора выступает сообщество авторов вампирской прозы.
Члены жюри:
Алексей Холодный – писатель, рецензент, исследователь хоррора, один из авторов и руководителей литературного проекта «Русский хоррор», автор нескольких сборников;
Александр Гуляев – писатель, поэт, победитель литературных конкурсов и фестивалей, член жюри нескольких литературных премий, член Ассоциации авторов хоррора, член Союза деятелей культуры и искусства, член Союза детских и юношеских писателей, член Ассоциации творческих деятелей «Россия. Образ будущего»;
Роман Морозов – писатель, автор научных статей, посвященных хоррору, составитель и редактор нескольких сборников, автор проекта Komm Mit.
2. Участники Отбора
К участию в Отборе приглашаются авторы из России и других стран в возрасте от 18 лет.
3. Организация и порядок проведения Отбора
3.1. Условия проведения Отбора:
Участие в конкурсе является бесплатным и добровольным.
Отбор текстов проводится онлайн. Для участия необходимо в установленные настоящим положением сроки прислать текст, а также краткую творческую биографию автора в документе Word на указанную электронную почту Организатора.
Все материалы высылаются на электронную почту mrhate1319@gmail.com
В теме письма указывается: «Сборник вампирского хоррора».
Количество работ от одного автора – не более 3. В случае, если один автор присылает более 3 текстов, к рассмотрению принимаются только первые 3, следующие в порядке прикрепления текстовых файлов к письму.
Принимаются тексты, написанные в соавторстве. В итоговый состав сборника от каждого из соавторов может войти не более 1 соавторского текста, помимо 1 «сольного».
Отбор проводится на безвозмездной основе. Авторы не делают никаких взносов. Авторские гонорары не выплачиваются. Авторские экземпляры не предоставляются.
3.2. Порядок проведения Отбора
Отбор проводится на основании изложенных в пункте 4.1. настоящего положения требований к текстам членами жюри.
Члены жюри не рецензируют тексты участников отбора и оставляют за собой право не объяснять причины отклонения текстов.
3.3. Сроки проведения Отбора:
Авторы предоставляют материалы с 20.03.2025 по 01.05.2025. В случае необходимости сроки могут быть скорректированы в ходе Отбора.
4. Требования к работам
4.1. Требования к текстам
1. Качество текстов: работы должны быть написаны грамотным языком, без чрезмерного количества ошибок. Работы, написанные откровенно неграмотно, не принимаются к рассмотрению.
2. Направление текстов: к рассмотрению принимаются готические тексты. В приоритете произведения, тяготеющие к романтизму. Сеттинг не имеет значения – от средневекового гримдарка до мрачного городского фэнтези, сливающегося с хоррором.
3. Тематика: свободная. Обязательным условием является присутствие в тексте образа вампира.
4. Качество оформления текстов: тексты предоставляются в документе Word, шрифт Times New Roman, кегль 14, абзацный отступ 1.5, межстрочный интервал 1.15, выравнивание по ширине; заголовок выделяется жирным шрифтом и выравнивается по центру. Если текст предваряется эпиграфом, последний выделяется курсивом и выравнивается по правому краю. Тексты, не соответствующие требованиям к оформлению, не принимаются к рассмотрению.
5. Содержание текстов: тексты, каким-либо образом нарушающие законодательство РФ, не принимаются к рассмотрению. Политизированные тексты не принимаются к рассмотрению. Произведения, не укладывающиеся в рамки возрастного ценза сборника (18+), могут быть рассмотрены редакцией и направлены авторам на доработку с соответствующими рекомендациями.
6. Объемы текстов: от 10000 до 40 000 знаков с пробелами (по счетчику программы Word).
7. Оригинальность: к рассмотрению принимаются только оригинальные авторские произведения, написанные самостоятельно.
7.1. Использование ИИ: использование искусственного интеллекта запрещено. Тексты, созданные искусственным интеллектом либо с его использованием, к рассмотрению не принимаются.
8. Цельность и законченность текстов: к рассмотрению принимаются только законченные самостоятельные художественные произведения. Не принимаются фрагменты, отрывки, эпизоды.
9. Статус публикации текстов: при рассмотрении текстов в приоритете будут ранее не публиковавшиеся в сети. Уже опубликованные работы также принимаются к рассмотрению.
10. Язык текстов: к рассмотрению принимаются тексты на русском языке.
4.2. Исключительные случаи
Последнее слово всегда остается за редакцией. В исключительных случаях приняты могут быть тексты, незначительно отклоняющиеся от установленных требований (за исключением требования 6), если они представляют значительный интерес для редакции.
Редакция оставляет за собой право не рецензировать тексты и не объяснять авторам причины отклонения работ. Также редакция оставляет за собой право на этапе редактуры вносить в тексты незначительные изменения без дополнительного согласования с авторами.
5. Авторские права
Авторы предоставляют редакции право на публикацию их работ на условиях неисключительной лицензии. Авторы сохраняют свои полные права на тексты.
6. Контакты
Все материалы высылаются на почту mrhate1319@gmail.com
По всем вопросам обращаться к составителю по тому же электронному адресу либо через контакты сообщества ВК «Komm Mit»: https://vk.com/komm_mit_literature
Сегодня расскажу о хороших книжных сериях, на которые стоит обратить внимание любителям классической мистики, готики, вирда, и т.д. Те, кто давно в теме, вряд ли найдут что-то новое, но новичкам может быть интересно.
Венсан должен умереть (2023), режиссёр Стефан Кастанг
В жизни дизайнера Венсана вдруг стало больше жестокости: его избил стажёр на работе, потом один из коллег постарше беспричинно напал на него. Затем стали проявлять агрессию все вокруг. Поняв, что причина нападений была в том, что он контактирует взглядом с будущими обидчиками, Венсан укрылся в деревенском доме своего отца, оборвав все социальные связи. Но угроза его жизни и здоровью никуда не исчезла. Практически все вокруг хотят его убить...
Фильм начинается, как социальная драма о том, как люди выплёскивают свои напряжение и усталость. Бешеный ритм городской жизни, большие объёмы информации и вечная спешка делают человека агрессивным и непредсказуемым. Но как только выясняется, что причина агрессии в отношении главного героя — это визуальный контакт будущих агрессора и жертвы, то становится понятным, что в повествование вплетается фантастический элемент. Режиссёрская находка метафорична: люди действительно часто способны на странные поступки, неправильно истолковав невербальные сигналы другого человека. Взгляд — это довольно частая причина начала конфликта. Причём, мотивация насильника подчас не поддаётся никакому разумному объяснению. В фильме особенно примечательна сцена, когда Венсан впервые совершает открытие причины жестокости окружающих: пожилая женщина, встретившись с ним взглядом, мило улыбнулась герою, а через мгновение, когда Венсан вновь поднял взгляд на старушку, та уже прожигала его ненавистным взглядом насквозь. Всё остальные сцены показаны зрителю уже не так ярко и впечатляюще, поскольку их каскад становится просто неостановимым. Опасность крылась в каждой человеческой фигуре и наблюдать за тем, как герой приспосабливается к новой агрессивной реальности, крайне интересно.
Случайная встреча с бомжом на заправке, который оказался бывшим школьным учителем, привела Венсана к открытию, что есть в мире не только те, кто стремиться его убить. Целое законспирированное интернет-сообщество людей, в отношении которых осуществляется насилие, говорит о том, что главный герой не один. Поэтому создатели подкинули ещё одну интригу: может быть вирусом заражён Венсан или же это все агрессоры заражены странной болезнью? Ответ на этот вопрос зритель получит ближе к финалу.
Но когда в сюжете появляется официантка Марго, в которую влюбляется Венсан, интрига нарастает. Ведь несмотря на взаимные чувства, Марго тоже временами подвержена вспышкам агрессии в отношении своего возлюбленного. И потому главным героям приходится искать выход из этого тупика: любить друг друга можно, но только приняв соответствующие меры. Между исполнителями ролей Марго и Венсана происходит то, что оживляет любой фильм, в которых есть любовная линия — химия. Актёр Карим Леклу внешне далеко не Ален Делон, поэтому в его персонаже есть то, что притянуло слегка бесшабашную Марго, превосходно сыгранную Вималой Понс — это какая-то трогательная застенчивость и трепетность среди агрессивной окружающей среды. За трогательными отношениями героев, в которые вмешивается неизвестный вирус агрессии, наблюдать интересно и поневоле проявляется сочувствие этим двум персонажам, создавшим чувственный островок нежных чувств в шторме налетающих порывов зла и насилия.
Фильм весь пропитан ожиданием некоего взрыва. И создатели не обманывают зрителя — в финале его ждёт не только шокирующий сюжетный твист, связывающий воедино причину массовой агрессии и поведения жертвы Венсана, но и придавая более глобальный масштаб происходящим в фильме событиям. К этому привела общая гнетущая атмосфера и апокалиптичные нотки происходящего: параноидальное поведение главного героя, непредсказуемость вспышек агрессии Марго и ожидание разгадки причин эпидемии. Фоново звучащие по радио рассуждения о природе насилия и агрессии напомнили триллер "Райское озеро" о подростковом насилии, а взаимоотношения главных героев посреди быстро распадающегося мира отсылают к картине "Последняя любовь на Земле". Эти мотивы, хоть и с небольшой оглядкой на фильмы прошлых лет, но всё же придают картине индивидуальность, столь редко встречающуюся в триллерах.
В фильме есть и недостатки. К примеру, совершенно непонятно, почему к Венсану не проявила агрессии соседка по сельскому дому, с которой он встречается взглядом, в то время, как её малолетняя дочка проявляет. Непонятная сцена борьбы одним из агрессоров в болоте с фекалиями — смотрится, как отсылка к культовому "Зелёному слонику": отвратно и мерзко (хотя для фестивального кино это в самый раз). Обрыв социальных связей выглядит неполным, так как герой продолжает общаться по телефону с бомжом. И если бы не перечисленные недостатки, да к тому же отсутствие разгадки сопротивления некоторых представителей человечества эпидемии агрессии, то фильм стал бы настоящим бриллиантом в жанре триллера.
Довольно необычный представитель жанра триллер, подпорченный некоторыми сюжетными несостыковками и ориентацией на артхаус. Посмотреть фильм всё же стоит: шикарные актёрские работы и общая густая параноидальная атмосфера доставят удовольствие даже искушённому зрителю.
«Меня переклинило от страха, когда корни в ногу вонзились. В горле резко пересохло, вместо слов какое-то мычание. Дрожащими руками стал отбрасывать от себя корни, а они разрастаются и сильнее меня опутывают. Краем глаза вижу: мелькнуло что-то голубое за ближайшими кустами...» («Березы иногда бегают», Евгений Вальс).
«Страшные сказки» — культовый проект издательства «Союз писателей». И он, действительно, представляет интерес. Прочитав сначала второй, а потом третий выпуск, я поняла, что хоррор может быть довольно увлекательным и, что еще больше поражает, существует не только за морями и океанами, где живет-поживает Стивен Кинг. Поэтому вопрос «заглядывать или нет в "Страшные сказки. Выпуск 4"?» для меня не стоял, тем более, на страницах были имена уже хорошо известных мне авторов, чье творчество я успела оценить.
Второй выпуск «Страшных сказок» довольно разношерстный. В нем ужас есть и мистический, и фэнтезийный, и романтический, и даже юмористический. Местами читать было действительно страшно, а местами скорее смешно. Третья книга серии более мистическая. Там много призраков и жути на уровне снов и подсознания. В новинке жанры все те же: хоррор, мистика, фэнтези. Они перетасованы в разных пропорциях. Но, как мне показалось, в целом четвертая книга жестче третьей. Хотя... тут на вкус и цвет, смотря какие страхи у кого имеются.
Тьма на страницах, что типично для жанра и проекта, наступает: «Через пару минут очертания предметов начали расплываться, а тени в углах комнаты, наоборот, приобрели необыкновенную чёткость. Бойд пристально вглядывался в пламя свечи, стараясь очистить голову от вся ких мыслей и погасит любые желания. Постепенно в глубине огня начали появляться призрачные силуэты, за которыми клубилось облако антрацитовой тьмы.» («Демоны плоти», Михаил Жаровский). Мифические существа безумствуют. Их образы частично каноничны, частично выдуманы: «Всякому, кто изучал бестиарий Принципалис, известно: неяды гнездятся у чистой воды и живут малыми общинами. Среди них не бывает мужчин, их дети привязаны к гнездовью и взрослеют долго. Живут неяды обособленно и к человеку относятся настороженно.» («Крючья», Роман Морозов). Сочетание фольклора и фантазии ценно. Современные жанры и стили изложения, имеющие культурные коннотации, пусть они и получили изрядный апгрейд, отлично дополняют друг друга, вызывая интерес не только к новой литературе, но и к первоисточникам, без которых она не родилась бы.
Насколько мрачные «Страшные сказки. Выпуск 4»? Зависит от того, как сильно пугает вас перспектива застрять в снежном шаре или стать жертвой плотоядных гномов. Насколько книга интригующая? В той же степени, как секреты, притаившиеся под бенедиктинским аббатством...
Честно признаться, меня всегда привлекали сюжеты в стиле "сотрудники остались работать сверхурочно и нашли приключения на свои пятые точки". А если точнее, то с того момента, как я впервые прочел рассказ Стивена Кинга "Ночная смена", впечатление от которого подкрепила отличная экранизация за авторством Ральфа С. Синглтона. Поэтому когда встал вопрос, знакомиться или нет с романом Грейди Хендрикса "Хоррормолл", я не долго мучился с ответом.
Действие в книге разворачивается в "Орске" — огромном сетевом магазине мебели наподобие "IKEA", где однажды с наступлением темноты начинают происходить различные неприятности. То кто-то испачкает товар, то разобьет, то разорвет в клочья.
Дабы разобраться в источнике данного непотребства, помощник управляющего Бэзил решает остаться на дежурство после закрытия гипермаркета. Но поскольку уследить за столь обширной территорией в одиночку сложно, он привлекает к мероприятию двух своих подчиненных: молодую работницу торгового зала Эми и опытную кассиршу Руфь Энн.
Не смотря на серьезный настрой Бэзила, девушки не питают особого оптимизма в отношении поиска неуловимого хулигана и рассчитывают спокойно отсидеться до рассвета, получив хорошее денежное вознаграждение за потраченное время. Но то, что в итоге случится с нашей троицей, превзойдет все мыслимые ожидания и бесповоротно изменит их жизни. И далеко не в лучшую сторону...
Если долго не вдаваться в детали, то роман можно охарактеризовать как "непритязательные ужасы на один раз". Среди его плюсов: запоминающиеся герои, высокая динамика повествования и атмосферная хоррор-составляющая (в тексте присутствует пара-тройка сцен, заставляющих неуютно поерзать в кресле). На этом положительные черты заканчиваются.
К минусам творения Хендрикса я бы отнес неоригинальность (многие элементы истории уже неоднократно встречались в других произведениях кино и литературы), невнятную мифологию главного злодея (который порядком утомил пустой болтовней) и однобокий взгляд на происходящее. По поводу последнего поясню подробнее. Суть в том, что когда ты помещаешь несколько персонажей в лабиринт (а именно им и является "Орск"), то наиболее правильной тактикой будет вести рассказ от лица каждого героя, чтобы читатель сложил в голове максимально полный пазл придуманного тобой хаоса.
Однако в "Хоррормолле" Грейди не стал заморачиваться, поэтому обо всех событиях мы узнаем только через Эми. А так как девушка по понятным причинам не могла присутствовать во всех локациях магазина одновременно, то в книге накопилось достаточно белых пятен, мешающих по полной проникнуться кошмарами, завладевшими американским клоном "IKEA". В этом плане Рэмси Кэмпбелл в своем "Ночном дежурстве" поступил грамотнее и подарил нам разные точки зрения на чертовщину, поселившуюся среди книжных полок (жаль, что в остальном роман оказался откровенной макулатурой).
В целом же "Хоррормолл" вышел вполне неплохим развлечением на несколько вечеров (да, простеньким, но зато бодрым и неотягощенным лишней "водой"). Если вы ищете нечто подобное, то считайте, уже нашли.