"Сквозь тьму и свет". Райан Кейхилл.
Разочарование.
Прежде, чем перейти к тому, что не так с этой книгой, стоит отметить, что первая, “Сквозь кровь и пламя”, оставила в целом приятные впечатления. Ламповая, атмосферная, слегка сказочная по своему исполнению и содержанию “героика”, с не самыми плохими героями и зигзагами сюжета. Да, “уши” классиков жанра в лице Толкина, Джордана и др. торчали везде, где только можно, начиная с завязки и общих идей и заканчивая отдельными мелочами вроде меча главного героя, который подарил ему его отец (Привет Ранд ал Тор и его меч с цаплей на эфесе, который достался ему схожим образом).
За вычетом копипасты и отдельных нелепых моментов, “Сквозь кровь и пламя” мне понравилась, и я ей поставил высокую оценку, в некоторой надежде, что автор дальше пойдет по своему пути, проведет работу над ошибками и выдаст продолжение, которое в лучшую сторону будет отличаться от первой книги. Тем более, что все западные фанаты в один голос твердили, что ‘’Сквозь тьму и свет” это разрыв всего и вся, и что Кейхилл восходящая звезда фэнтези и все в этом духе.
Что ж, надежда была. Не маленькая. Но после прочтения второй книги- сгорела до состояния угольков и уже вряд ли снова сможет вспыхнуть.
Первое, что отличает “Сквозь тьму и свет” от предыдущей книги- это масштабность и количество сюжетных веток с кучей персонажей. Тут Кейхилл дал себе волю и разошелся по полной. Количество героев реально много. Масштаб большой. Охвачены многие регионы Эфирии. И это, наверное, единственный плюс во всей книге. Если можно “такую” масштабность записывать в плюсы.
Из такого авторского размаха и растут ноги всех основных проблем романа. Первое.
Персонажей много. Реально много, как для книги объемом 660 страниц. Тут как уже известные по “Сквозь кровь и пламя”, так и новые. Но вся беда в том, что они НИКАКИЕ абсолютно. Бездушные, картонные, манекены, без какого-либо характера и развития. Автор не удосуживается их хоть как-то прописывать (или банально не умеет это делать) и давать им характерные черты, по которым можно было одного от другого отличить. Назови ух условно Воин 1, Воин 2, Маг 1, Маг 2 или Злодей 1 или Злодей 2- ничего не поменяются, ведь картон однообразен по своему виду и содержанию. Кейхилл не делает какой подводки к ним, экспозиции нет.
Доходит до абсурда, что ряд персонажей не имеют какой-то сюжетной привязки к остальным героям и сюжету в целом, и к прошлой книги вообще. То есть появились из воздуха. Сюжетная линия, которая разворачивается вокруг этих героев, написана так, как будто читатель уже в курсе кто они такие и какая обстановка сложилась вокруг. Автор отделывается скромными намеками о прошедших событиях, но этого явно недостаточно. Я сначала даже не понял, а зачем все это надо, почему это должно быть интересно? Да и в конце я тоже не понял, так как связь данных субъектов с остальным происходящим не особо просматривается.
В следствии всего этого, драма, которую автор пытается нагнетать, силясь вызвать чувства сострадания и сопереживания к героем, с треском проваливается. Какие вообще чувства и эмоции можно испытывать к пустым картонкам?
Да и романтика, коей нашлось место в романе, по развитию и содержанию нелепа и не убедительна. Постояли рядом друг с другом, в глазки поглядели друг другу, обменялись колкостями и глядь через некоторое время между нами уже симпатия ни с того ни с сего нарисовалась. Мало того, что герои сами по себе пустые, так и их взаимоотношения между собой просто НИКАКИЕ. Станиславский от такого точно кричал бы во весь голос- НЕ ВЕРЮ!!
Второе. Сюжет. Сюжетно “Сквозь тьму и свет” продолжает “Сквозь кровь и пламя”, прямо с того места, с которого последняя закончилась. Как и в случае с персонажами- сюжет в данном романе абсолютно несуразен.
Да, у нас куча повов с такой же кучей персонажей, но какой с этого толк, если каждая линия повествования не связана друг с другом? В одной мутят революцию, в другой пытаются ее предотвратить, в третьей проходят обучение в магической академии, в четвертой и пятой вообще не понятно чем занимаются, а лишь тупо приключаются и таскаются из одного места в другое без какой-то конкретной цели, а в другой вообще топчутся на месте, ничего толком не делая.
У сюжета нет цельного ядра, основы, идеи, которая объединяла бы все линия повествования.
Например. У Толкина- это добраться до Роковой горы и уничтожить Единое Кольцо, у Джордана появление Дракона Возрожденного и освобождение Темного из его узилища, у Стивена Эриксона вообще целый букет из борьбы с повстанцами и захватчиками с хитросплетением разного рода интриг, с противостоянием древнему богу, набирающему силы.
У Кейхилла ничего этого нет. Удали каждую ветку сюжета и ничего кардинально не поменяется. Просто набор отдельных историй, ничем не связанных друг с другом. Автора еще сильно подводит то, что нового он ничего предлагает. И если в первом романе это было отчасти простительно ввиду его неопытности, то здесь такое не прокатит.
Ведь что отличает хорошего автора? Умение работать с уже наработанными предшественниками материалами и разбавлять все своими фирменными фишками (Привет Брендон Сандерсон и его глубоко проработанные магические системы), либо продолжать пахать на уже перепаханном миллионы раз огороде, но чтобы там и дальше продолжало все цвести и пахнуть (Привет Брайан Стейвли, где он ничего абсолютно нового не предлагает, но сами истории цельные, крепко сбитые и видна грамотная работа с имеющимся материалом).
Райн Кейхилл не смог сделать ни то, ни другое. Дергает от разных циклов всего понемногу, но что-то своего интересного, оригинального, у него нет. Но при всем при этом самая история у неровная, рваная, с кучей проблем и нелепостей, о цельности и речи даже не идет. Одна из немногих вещей, за которую автора можно отчасти похвалить- экшена много. Очень много. Кровь льется рекой, море трупов, персонажи мрут направо и налево. Автор их не жалеет. Но с другой стороны- чего этих бездушных фигур жалеть? Выкинул одну, ее место живо заняла другая и так можно проворачивать долго.
Итог. Грустно. Абсолютно жаль потраченного времени
По сравнению с первой книгой автор сделал один весомый шаг вперед. История обрела масштабность, охватывая множество действующих лиц и локаций. Но при этом сделано два огромный шага назад. У сюжета нет цельности, того, что объединяло бы разрозненные линии повествования, сплетая их в один единый клубок. Того, что служило бы смыслом всего происходящего. И персонажей нет. Точнее они есть, но персонажами, в их привычном смысле, сложно назвать. Скорее набор имен, под которыми нет ничего. Ни характера, ни объема. Ничего.
Роман пустой. Без хребетный. Без характерный. Ну и еще раз убеждаюсь, что самиздат, это конечно, хорошо. С одной стороны. Не висит за плечом дамоклов меч в лице “злобного редактора”, который бьет палкой бедного автора за то, что он пишет не то, что этот “злой” редактор хочет. Это хорошо. Полная свобода действий. Твори что хочешь, как хочешь и сколько хочешь.
Но есть и в этой свободе один жирный нюанс. Нет того человека, который вправил бы автору мозги, заставил не то что некоторые моменты переписывать, а весь роман пускать под нож и писать все сначала, но уже под чутким руководством, ведя текст от начала до конца, помогая грамотно его выстраивать. За примером далеко ходить не надо- Брайану Стейвли пришлось переписать свой последний написанный на данный момент роман “На руинах империи” с нуля, полностью. Что пошло ему пользу- на выходе мы получили великолепный образец современного фэнтези.
Но в случае с Райаном Кейхиллом мы имеем, то, что имеем. За все приходится платить. И судя по восторженным рецензиям западных читателей- им текущее творчество автора нравится. А он и рад стараться, раздувая объемы следующих своих книг до огромных значений в 1000-1500 страниц. И честно говоря- даже страшно представить, что там наворочено далее. Ведь помимо исправление текущих проблем, историю надо двигать дальше к логичному завершению. И что-то я сомневаюсь, что дальше все кардинально изменится в лучшую сторону, и что Кейхиллу в принципе удастся завершить свой цикл должным образом.
Но я не переживаю по этому поводу абсолютно. В мире так много хороших книг, которые так и ждут чтобы их наконец прочитали.
|