автор |
сообщение |
Buhrun 
 миродержец
      
|
4 сентября 2010 г. 13:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Интересно мнение фантлабовцев по нескольким вопросам:
0. Что для вас "странная литература": элементы гротеска, сюрреализма, абсурда или основной художественный прием жанра? 1. Какие авторы/произведения "странной литературы" вам ближе прочих? 2. Есть и нужна ли читателям российская "странная литература"?
Чем больше примеров/названий и имен Вы назовете, тем лучше.
|
|
|
|
swgold 
 миродержец
      
|
4 сентября 2010 г. 15:26 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
В моем топе такие рассказики: Время, зеленое как стекло — Юн Бинг Игрища в зале, где никого нет - А.Горбовский Зирн без охраны, дворец Дженгик горит, Джон Вестерли мертв — Р.Шекли Водопад — Г.Гаррисон а также Сборник рассказов "Печерный день" Д.Шашурина и повесть "Пальмовый Пьянарь и его Упокойный Винарь, или Путешествие в Город Мертвых" А.Тутуолы На этом, наверное, стоит остановиться, иначе можно не остановиться никогда.
Элементы гротеска и сюра, ИМХО хороши только в двух позициях: юмор и поэтические произведения, т.е. Шекли и Брэдбери\Желязны. Во все остальных случаях сюр только портит кушание. Ну и, разумеется, его можно просто есть ложками — без каких-либо иных ингридиентов. Если имеешь здоровый желудок, конечно.
А вот российская странная литература нам не нужна. От нее просто некуда дется. Все начинающие начинают с записи своих снов, а эти описания снов редко кому интересны кроме самого сновидца. За вычетом этого сора сюра ничего хорошего не припомню — все знаки остались в прошлом: Ким, Данилов и Птица Гаруда. Ну и, неудобно говорить: но это же неформат. Где теперь такое печатают? И стоят ли типографские мощности и тиражи сюрной литертауры обсуждений?
|
|
|
V-a-s-u-a 
 гранд-мастер
      
|
4 сентября 2010 г. 15:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Мне нравится подобная литература. Особенно элеиенты всего выше перечисленного хороши в произведениях Роберта Шекли, Дугласа Адамса и Филипа Дика. А, ну и ещё:как я мог забуть "Тигр!Тигр!" с "Человеком без лица" Альфреда Бестера.
|
|
|
Buhrun 
 миродержец
      
|
4 сентября 2010 г. 18:06 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
А как же известные нам современники: Зонис/Шакилов "Культурный герой" Данихнов в ассортименте Лукьянов "Глубокое бурение" Колодан + Шаинян = вместе и по отдельности активно используют сюр и гротеск
Они и им подобные нам совсем не нужны?
А если нужны, то куда им плыть? В каком направлении вы хотели бы видеть развитие подобного рода литературы?
|
|
|
swgold 
 миродержец
      
|
|
subhuman 
 философ
      
|
4 сентября 2010 г. 18:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Buhrun 2. Есть и нужна ли читателям российская "странная литература"?
Мне нужна категорически!!!:)) Что-нибудь в духе Михала Айваза, Стива Айлетта, Беккета, Виана, Кржижановского, Анжелы Картер и так далее.:) Из российских подобных авторов Семилетов прекрасен (вернее, он украинский), но не весь, а среднего периода, скорее. Никогда не забуду, как Ройфе прислал ему уморительный и длиннющий критический отзыв, кода Семилетов забавы ради послал одну свою околофантастическую повесть в Если. :))
Отличная тема, кстати.:)
|
––– [профиль остановлен] |
|
|
bbg 
 миротворец
      
|
4 сентября 2010 г. 18:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Что вы, право... Читателям нужна литература простая, как кирзовый сапог. Алекс Орлов с сопутствующими.
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
horseman 
 магистр
      
|
4 сентября 2010 г. 18:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Отвечаю по пунктам. 0. Несомненно последнее, т.е. элементы "странности" в обычном произведении внушают лишь недоумение, а вот произведение, построенное по гротескным, абсурдным канонам, будь оно даже написано самым классическим языком — неизменно пробуждает интерес. 1. В первую очередь вспоминаются Джеффри Форд со своей трилогией (впрочем, у него всё творчество не хуже) и "Дочь железного дракона" Майкла Суэнвика. 2. Российская — нужна несомненно. Но вот есть ли она? Сейчас — не знаю, после "Альтиста Данилова" ничего столь же необычного и талантливого припомнить не могу.
|
––– Плохих людей нет - есть невнимательные. |
|
|
Buhrun 
 миродержец
      
|
4 сентября 2010 г. 18:59 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Получается занятная штука. Узкому, я бы сказал, исчезающе малому числу читателей нужна странная литература, построенная вокруг необычной формы и содержания. Но т.к. таких читателей горсть песка против Великой китайской стены, все произведения неудобных жанров = неформат.
Причем неформат в широком смысле. Неформат (в который у нас в стране незаслуженно попали не только фрик-сюр-мод-пост-кибер-треш, но и ряд других направлений) = любая литература, в которой основной художественный прием/реалии/тема/сюжет/метод возведены абсолют = хоть "Осень патриарха"/хоть любая строгая НФ/историческая фантастика с глубокой и сложной проработкой эпохи.
Выходит, неформат = надо думать, разбираться, задумываться, работать.
Я тут вовсе не призываю немедля родить своих Вианов, Суэнвиков и Ффорде (хотя было бы неплохо).
Мне лично крайне любопытно расширить свой кругозор относительно российских и зарубежных авторов.
|
|
|
Kuntc 
 гранд-мастер
      
|
4 сентября 2010 г. 19:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Buhrun Получается занятная штука. Узкому, я бы сказал, исчезающе малому числу читателей нужна странная литература, построенная вокруг необычной формы и содержания...
А что тут занятного? Обычное житейское дело. Вот кто захочет жить в сюрреалистическом доме, вкушать каждый день психоделические блюда и разъезжать на абсурдном автомобиле? Не думаю, что таких людей наберется много. Точно также и с фантастикой. 
цитата Buhrun Какие авторы/произведения "странной литературы" вам ближе прочих?
"Тройка" Чепмэна, рассказы Саймона Логана, "Токио не принимает" Дасгупты...
|
––– And from his nose unto his chin, The worms crawled out, the worms crawled in... |
|
|
subhuman 
 философ
      
|
|
danihnoff 
 авторитет
      
|
4 сентября 2010 г. 19:18 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата . Есть и нужна ли читателям российская "странная литература"?
Российская странная литература читателям фантастики, конечно же, не нужна. Читателям фантастики нужны межавторские проекты вроде "Сталкера", "Метро" и любые другие, созданные на основе видеоигр. В ближайшем будущем, как мне кажется, любая фантастическая или околофантастическая книга не из межавторской серии или написанная не по мотивам какой-нибудь компьютерной игрушки будет казаться читателю фантастики "странной";)
|
|
|
swgold 
 миродержец
      
|
|
ааа иии 
 философ
      
|
4 сентября 2010 г. 19:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата swgold Водопад — Г.Гаррисон странного там нет, обычная притча. По теме. 0. Не элементы. Весь текст должен быть из игры смыслов на грани понимания. 1. Близки? Айлетт. Айваз Другой город. Флэнн О'Брайен Третий полицейский и На редкость бедные люди. Исаев Николай «Почетная шуба» . Могу вынести Шеппарда. 2. Нет. Это хорошо лишь в малых дозах, а лажу можно гнать километрами. Фрик пишут Сорокин с Пелевиным — на любителя более чем достаточно.
|
|
|
swgold 
 миродержец
      
|
|
bvelvet 
 миродержец
      
|
5 сентября 2010 г. 21:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии Флэнн О'Брайен Третий полицейский
О'Брайен — супер! Только что там, строго говоря, фантастического? Такой же постмодерн, как и "Плывите-птички!" (недаром от этой книжки Борхеса такой восторг охватил!) Собственно, "странноЙ" оказывается любая нереалистическая литература, а это не всегда фантастика (магические реалисты вроде Анджелы Картер и сомнительные субъекты вроде Джонатана Кэролла попадают в эту кучу вместе с необычными книгами вполне себе мэйнстримовых писателей и пишущими маргиналами). Куча ОЧЕНЬ большая, весь Роб-Грийе при таком подходе оказывается одним крутым сюрреалистическим боевиком про парадоксы восприятия. В общем, почитать можно много всякого разного — но почему непременно маскировать свое чтение под фантастику? И другие книжки приличные есть...
|
|
|
Buhrun 
 миродержец
      
|
5 сентября 2010 г. 21:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Ничего не имею против любой стоящей литературы в любом жанре и направлении, но спрашивал именно про фантастику. Безусловно, современная литературная традиция (мейнстрим, БолЛитра) отчаянно тяготеет к нереалистичным приемам, но меня интересуют произведения, в которых нереалистический элемент является ведущим, основоопределяющим, осевым.
|
|
|
Vlad Tot 
 магистр
      
|
|
subhuman 
 философ
      
|
6 сентября 2010 г. 00:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата bvelvet О'Брайен — супер! Только что там, строго говоря, фантастического?
Описанное там не может происходить в нашем мире. Формально этот роман "фантастический". Но не жанровый, то есть это не SF. :)
цитата bvelvet это не всегда фантастика (магические реалисты вроде Анджелы Картер
Магический реализм — это тоже "фантастика". Равно как проза Кортасара и его друзей, которые даже и сами говорили, что "фантастику" пишут и обосновывали это.
|
––– [профиль остановлен] |
|
|
Veronika 
 миродержец
      
|
6 сентября 2010 г. 02:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Странные странным рознь. Блэйлок мне понравился, и Вандермеер. Павич, Г.Петрович, Айваз и Живкович — тоже. А Келли Линк — нет, не моё. Суэнвик тоже скорее не понравился.
|
––– я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно |
|
|