автор |
сообщение |
Алексей121 
 миротворец
      
|
24 июня 2021 г. 12:39 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
В последние годы направление Young Adult в современной фантастике набирает все большую популярность: появилось несколько профильных издательских серий, количество переведенных на русский язык авторов исчисляется сотнями, множество русскоязычных авторов пишут янг-эдалт под иностранными псевдонимами. Из простого определения возраста предполагаемых читателей (условно говоря, до шестнадцати и старше) термин Young Adult постепенно мутирует в направление литературы, обладающее собственными характерными чертами, устоявшимися литературными тропами и приемами. Классическими представителями жанра принято считать подростковые антиутопии: "Голодные игры", "Дивергент", "Бегущий в лабиринте" и другие. Но Young Adult только подростковыми антиутопиями не ограничивается и включает в себя несколько совершенно различных тем. Между тем, записывать классические произведения для юношества в янг-эдалт у меня как-то не поднимается рука. В связи с этим хотелось бы обсудить границы данного направления, какие книги можно отнести к янг-эдалту, а так же то, почему у многих читателей сформировалось стойкое неприятие к литературе такого рода.
|
––– Если я что-то обещал, но не сделал - напомните мне, пожалуйста, из-за большой загруженности я могу забывать. |
|
|
garuda 
 философ
      
|
24 июня 2021 г. 17:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Алексей121 так же то, почему у многих читателей сформировалось стойкое неприятие к литературе такого рода. мне кажется, что такой посыл изначально затруднит конструктивный диалог. Имхо, конечно
|
|
|
андрон966 
 гранд-мастер
      
|
24 июня 2021 г. 18:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Алексей121 Классическими представителями жанра принято считать подростковые антиутопии: "Голодные игры", "Дивергент", "Бегущий в лабиринте" и другие
«Рыцари Сорока Островов» Сергея Лукьяненко можно считать YA?
|
|
|
Славич 
 миродержец
      
|
24 июня 2021 г. 18:16 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Алексей121 Тезисно. 1. Young Adult — это новое название для молодёжной литературы, адресованной прежде всего старшеклассникам и студентам. Ничего принципиально нового, только маркетинг. 2. Сочинять книжки для молодёжи банально выгодно. Мнение, будто бы молодое поколение совсем не читает книг, не подтверждается продажами. Это миф. 3. Молодёжную литературу писать легче. Литература для детей младшего возраста требует более глубокого понимания психологии своего читателя, да и родители предъявляют к ней более высокие требования. У взрослого же читателя другие запросы, ему есть, с чем сравнивать. 4. Эпоха рассвета подростковой антиутопии завершилась лет 5-10 назад, когда фильмы этого жанра стали проваливаться в прокате. Судить о Young Adult по книгам вроде "Голодных игр" теперь уже неверно. 5. Если хотите формальные признаки "жанра": главному герою должно быть от 15 до 21 года, а сама книга должна быть написана за последние 30 лет. Понятно, что эти "признаки" — сущая ерунда.
|
––– Ёфикаторы - это страшные люди, им не лень тянуться к клавише "ё". |
|
|
ilya_cf 
 гранд-мастер
      
|
24 июня 2021 г. 18:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Даже если сформировалось неприятие, можно ведь просто игнорировать. Другое дело когда купишься на восторженные мнения прочитавших, мол там и не янг-эдалт, а если и он — то хороший и совсем не такой как все остальные янг-эдалты... Являются ли "Мстительница" Рейнольдса и "Гидеон" Мьюир янг-эдалтом? Мне обе книги понравились, но выбирал я по автору в первом случае, и тупо захотелось узнать, что это там такое — во втором.
|
––– Когда дела обстоят черней некуда, я просто говорю себе: «Выше нос, могло быть и хуже!» И, само собой, дела становятся ещё хуже. |
|
|
Алексей121 
 миротворец
      
|
24 июня 2021 г. 18:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата андрон966 «Рыцари Сорока Островов» Сергея Лукьяненко можно считать YA?
Думаю, нет, "Рыцари" ориентированны на взрослого читателя, выросшего на книгах Крапивина и, ЕМНИП, задумывались как полемика с ним.
|
––– Если я что-то обещал, но не сделал - напомните мне, пожалуйста, из-за большой загруженности я могу забывать. |
|
|
AkihitoKonnichi 
 миродержец
      
|
24 июня 2021 г. 18:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Алексей121 почему у многих читателей сформировалось стойкое неприятие к литературе такого рода
На мой взгляд, это примерно как картофельные бунты в России. Как эпидемию холеры недалёкие крестьяне считали последствием того, что заморский овощ вторгся в их реальность, так и падению уровня фантастики и всё глубже проникающим в неё современным трендам ("повесточке"), по мнению определённой доли читателей, предшествовало развитие направления YA. Хотя всё гораздо проще. Мир меняется, и в нём появилось много такого, что старшее поколение не признаёт, но чисто по внутренним причинам и из нежелания принимать перемены, а не по той причине, что всё это — ужас и кошмар и из-за этого последние дни литературы настанут.
Так как я YA в разных проявлениях охотно покупаю-читаю, начиная от однозначно подростковых вещей, типа Криса Колфера ("Безумнее всяких фанфиков" на мой взгляд — отличная книга, и одной ей по силам воспитать много больше отличных читателей из современных подростков до 30 лет включительно, чем святым Граалям НФ и фэнтези, которые так рьяно защищают "взрослые" читатели) или Фрэнсис Хардинг до более неоднозначных, типа Эмили Сент-Джон Мандел, ничего плохого в таком широком и повсеместном присутствии YA (во всех возможных делениях и градациях) не вижу. Напротив — мы свидетели того, как литература снова молодеет, чтобы взрослеть вместе с читателями.
Вспомните, где были много лет назад комиксы, научная фантастика и жанр хоррора, как им старательно отводили роль и место чего-то такого для не особо развитых читателей. Как потрясали томами Диккенса и прочих классиков, и как медленно, но верно авторы, создававшие приключенческое и фантастическое развлекательное чтиво, становились классиками. Имён множество: По, Верн, Лавкрафт и т. д. Как на этих именах выросли авторы, которым сначала была дорога в основном в журналы с обложками, от которых тогдашние приличные люди начинали креститься и звонить в полицию, а вот сегодня те же авторы — золотой фонд литературы, каждый в своём жанре, которые благодаря им не только не канули в лету под давлением классических романов, пьес, поэм и прочего культурного наследия веков. И вот комиксы из историй с продолжением в развлекательных разделах газет доросли до визуального искусства, НФ от журналов с обложками, где пришельцы похищают фигуристых красоток, доросли до золотого фонда. Не все авторы выдержали испытание временем, многие остались там, в тех газетных разделах и журналах с кричащими обложками, но те, у кого был талант, из авторов, которых читают только детишк (и недалёкие взрослые с низким уровнем развития), доросли до авторов, которых ставят в пример детишкам.
Примерно то же самое и с YA. Основная проблема для ФЛ, если попытаться вычленить некое общее для всех негативных отзывов об этом литературном направлении, заключается в том, что взрослому читателю неинтересно читать о взрослении персонажей. Они хотят сразу же умудрённых опытом героев, уже прошедших через этапы сомнений, поиска, ошибок. Что ж, желать от развлекательной литературы, чтобы герои вели себя так, как хочет искушённый читатель, наверное, справедливо, но любое литературное произведение в сути своей заключается в поиске героями ответов на вопросы. Они и должны расти по ходу развития сюжета, меняться, а для этого обязаны ошибаться. И их возраст ни при чём. Таковы законы литературных произведений.
Ну а закончить импровизированный спич, в коем я не защищаю YA от нападок (каждый читает то, до чего дорос, как читатель, и заставлять никого не надо), хочется вопросом, который мне давно не даёт покоя. Вот вы, взрослые читатели, цедите сквозь зубы: "этот ваш янг-эдалт о малолетках", а объясните, пожалуйста, отчего так много в России издаётся книг о попаданцах и разного рода постапа и о девушках из магических академий? Аудитория этих книг в общем срезе явно 30+. Ибо это ж невозможно читать, когда у тебя всё впереди. Не потому ли, что у каждого возраста должен быть свой янг-эдалт? Только для молодых — это начало пути, а для взрослых — конец в тщетной попытки исправить ошибки жизни и вернуть что-то, чего не вернёшь, взад, стать героем в искусственно созданной ситуации, раз уж в реальности не смог. А раз это вполне может оказаться одним из вариантов, то не стоит пенять на YA. За ним, как минимум, будущее. Он трансформируется во что-то, вырастет, а куда расти читателю, у кого чётко сформировано представление о том, какой должна быть литература в том или ином жанре, каким ожиданиям она должна соответствовать?
|
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
24 июня 2021 г. 18:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
AkihitoKonnichi
цитата Вот вы, взрослые читатели, цедите сквозь зубы: "этот ваш янг-эдалт о малолетках", а объясните, пожалуйста, отчего так много в России издаётся книг о попаданцах и разного рода постапа и о девушках из магических академий?
Вы и сами прекрасно знаете ответ на этот вопрос: потому что ЭТО покупают и читают. И дело здесь не в том, что эта литература хуже или лучше ЯЭ, дело в том, что там изначально понятно, что будет под обложкой. А с пресловутым ЯЭ — не понятно. То ли это будет достойная книга про молодых персонажей, то ли ванильные сопли с сахаром. ИМХО, разумеется.
|
|
|
AkihitoKonnichi 
 миродержец
      
|
24 июня 2021 г. 18:51 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Seidhe А с пресловутым ЯЭ — не понятно. То ли это будет достойная книга про молодых персонажей, то ли ванильные сопли с сахаром.
Вы немного валите с больной головы на здоровую. В литературе о попаданцах тоже есть свои звёзды, уровень книг которых выше, чем в среднем по жанру. Но винить направление YA в том, что читателю будет непонятно, хит внутри или пустышка — это слегка не к направлению претензия, а к пиару книги, к таланту автора, к количеству доступной в интернете информации о книге и авторе и т.д. Но направление здесь ни при чём. Иначе выходит, что, покупая книгу без условной плашки YA, читатель получает хорошую книгу. Такая же лотерея. Стоит ли на ФЛ приводить то самое знаменитое высказывание Старджона, которое в оригинале звучит как "Ninety percent of everything is crap"? Условная возрастная градация книги не гарант её качества или плохости.
|
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
24 июня 2021 г. 18:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
AkihitoKonnichi
цитата В литературе о попаданцах тоже есть свои звёзды, уровень книг которых выше, чем в среднем по жанру. Но винить направление YA в том, что читателю будет непонятно, хит внутри или пустышка — это слегка не к направлению претензия, а к пиару книги, к таланту автора, к количеству доступной в интернете информации о книге и авторе и т.д. Но направление здесь ни при чём.
С этим — сложно поспорить. Да я и не собирался, в общем-то. Не имею ничего против книг о взрослении/становлении персонажей. И, кстати, бывшей коллеге по работе приобретал в ИМ для дочки много чего рассчитанного именно на подростков — "Часодеи" там всякие, книги Варвары Еналь и так далее. Ничё, выросла дочка и спокойно перешла на нормальную, более зрелую литературу.
|
|
|
Denver_inc 
 миротворец
      
|
24 июня 2021 г. 18:59 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Нехрена не понял ничего кроме первого поста. Не понятно что это такое и с чем его едят? Понятно только, что нужно быть сильно недалёким, чтобы навешивать на это непонятное — ярлык "дерьмо"))))
|
––– Читаю: Агата Кристи - Случай в Поллензе (сборник). Слушаю: Артур Конан Дойл - Туманная земля. |
|
|
Алексей121 
 миротворец
      
|
24 июня 2021 г. 19:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Славич Если хотите формальные признаки "жанра": главному герою должно быть от 15 до 21 года, а сама книга должна быть написана за последние 30 лет.
Эдак и "Игру престолов" надо в Янг-эдалт записывать. На мой взгляд все несколько сложнее. То есть да, изначально Янг-эдалт это просто возрастная направленность, но сейчас на его основе формируется (можно сказать, уже сформировалась) литературная традиция со вполне узнаваемыми чертами. Можно сравнить с жанром сенен например (перевод слова, кстати, тоже апеллирует к возрасту). Однако то, что это жанр со своими жанровыми характеристиками сейчас так же вряд ли подвергается сомнению.
|
––– Если я что-то обещал, но не сделал - напомните мне, пожалуйста, из-за большой загруженности я могу забывать. |
|
|
Shorek 
 магистр
      
|
24 июня 2021 г. 20:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Алексей121 почему у многих читателей сформировалось стойкое неприятие к литературе такого рода.
Не знаю как относятся к жанру другие, но у меня он ассоциируется с глупыми подростками, которые вечно не понимают что хотят, то есть совершенно не разбираются в своих чувствах, поэтому довольно сложно следить за подобными персонажами, когда большинство их действий выглядят глупо. Замечал за собой, что чётко выраженные мотивы персонажей, которые приводят к печальным последствиям, меня не раздражают, но когда всё это проявляется от лица эмоциональных подростков, не осознающих последствий, тогда следить за этим больно. Это всё равно что моменты из ужастиков, когда персонажи сами находят себе неприятные приключения. Всякое странно выраженное восприятие отдельная тема. Можно ли назвать эту литературу плохой? Вряд ли, всё-таки образы вполне логичны, хоть и оценивать персонажей довольно сложно. Возможно Young adult это что-то другое, но у меня ассоциируется с глупыми подростками.
|
––– Не всё так, как кажется. В поисках истины |
|
|
Славич 
 миродержец
      
|
24 июня 2021 г. 20:35 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Алексей121 На мой взгляд все несколько сложнее. То есть да, изначально Янг-эдалт это просто возрастная направленность, но сейчас на его основе формируется (можно сказать, уже сформировалась) литературная традиция со вполне узнаваемыми чертами. Ну какой же это жанр, если в качестве Young Adult в англоязычных странах продаётся и научная фантастика, и фэнтези, и детективы, и любовно-романтические истории, и чистый реализм? Выгляните за пределы Фантлаба, посмотрите, как определение Young Adult используется на других сайтах и в других краях.
|
––– Ёфикаторы - это страшные люди, им не лень тянуться к клавише "ё". |
|
|
Алексей121 
 миротворец
      
|
24 июня 2021 г. 21:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Славич Выгляните за пределы Фантлаба, посмотрите, как определение Young Adult используется на других сайтах и в других краях.
Я выглядывал. И во многих англоязычных источниках Янг-эдалт классифицируется как жанр, вот что самое удивительное. Даже в первой строчке определения Янг-эдалта в англоязычной Википедии ее называют жанром. А если этот источник для вас не котируется, то есть куча других, я в теме фанзона выборку приводил. https://www.thebalancecareers.com/the-you... https://www.theatlantic.com/entertainment... https://www.newyorker.com/culture/cultura... Уж если столько источников называют Янг-эдалт жанром-наверное это жжж не спроста. Хотя, на мой скромный взгляд, разговор о том, как называть Янг-эдалт, жанром или направлением-вопрос исключительно заклепничества. Но для меня Янг-эдалт это что-то более узкое, чем просто любая литература для юношества.
|
––– Если я что-то обещал, но не сделал - напомните мне, пожалуйста, из-за большой загруженности я могу забывать. |
|
|
the Химик 
 авторитет
      
|
24 июня 2021 г. 21:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Янг-эдалт -- это литература как бы для детей, но с небольшим количеством недетского контента (умные критики закрывают глаза и говорят, что там его нет). Примеры: Гейман, "Звездная пыль" (милая сказочка, в которой, однако ж, есть кровь и расчленёнка). Рушди, "Гарун и море историй" (приключения маленького мальчика в стране Литературы. Но присутствуют описания грязного нищего города, упоминаются всякие Кафки, которых дети не читали, и т.д., и т.п.) "Гарри Поттер", в конце концов. С одной стороны -- детское чтение, с другой -- всякие там оккультные практики. Жанр был популярен в начале нулевых, а сейчас потихоньку сходит на нет, превращаясь в обычную детскую литературу.
|
|
|
Славич 
 миродержец
      
|
24 июня 2021 г. 21:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Алексей121 Даже в первой строчке определения Янг-эдалта в англоязычной Википедии ее называют жанром. Ага, а чуть дальше в той же Википедии написано:
цитата The genres available in YA are expansive and include most of those found in adult fiction.
Если переводит по смыслу, получается, что в категорию Young Adult входят книги самых разных жанров, которые можно найти среди художественной литературы для взрослых. Суть в том, что Young Adult — это возрастная категория и маркетинговое понятие, не более. Какой бы индивидуальный смысл не вкладывали в эту фразу отдельные читатели. Кстати, первая же приведённая Вами ссылка этот вывод подтверждает. Young Adult литература столь же разнообразна, как и литература для детей. А значит, любые попытки провести обобщение или тем более огульно заклеймить Young Adult как "низкопробное чтиво" заведомо лишены смысла.
|
––– Ёфикаторы - это страшные люди, им не лень тянуться к клавише "ё". |
|
|
Славич 
 миродержец
      
|
24 июня 2021 г. 22:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Как мне кажется, когда в этой теме говориться о неприятии Young Adult, речь на самом деле идёт только о некоторых категориях книг: подростковые антиутопии, подростковые любовные романы, подражания "Гарри Поттеру".
|
––– Ёфикаторы - это страшные люди, им не лень тянуться к клавише "ё". |
|
|
Алексей121 
 миротворец
      
|
24 июня 2021 г. 22:55 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Славич Суть в том, что Young Adult — это возрастная категория и маркетинговое понятие, не более
Мне кажется, вы немного лукавите. Если уж Янг-эдалт-маркетинговое понятие, то уж наверное с помощью него происходит таргетирование на определенную группу читателей: "Смотрите, эта книга-янг эдалт, в ней вы найдете то, что вам нужно".
|
––– Если я что-то обещал, но не сделал - напомните мне, пожалуйста, из-за большой загруженности я могу забывать. |
|
|
Славич 
 миродержец
      
|
24 июня 2021 г. 23:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Алексей121 Мне кажется, вы немного лукавите. Если уж Янг-эдалт-маркетинговое понятие, то уж наверное с помощью него происходит таргетирование на определенную группу читателей: "Смотрите, эта книга-янг эдалт, в ней вы найдете то, что вам нужно". Ну-у, если я лукавлю, то Вы сильно упрощаете и смешиваете... Как там говорят? Сладкое с мягким?
Таргетирование работает, потому что подростки и молодёжь — это единственные категории граждан, которые покупают себе книги, исходя из возраста персонажей. Детям книжки приобретают родители, а для взрослого читателя важны уже другие критерии.
|
––– Ёфикаторы - это страшные люди, им не лень тянуться к клавише "ё". |
|
|