Аркадий и Борис Стругацкие ...


Вы здесь: Форумы sam.fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества»

Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества

 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 27 октября 2019 г. 19:08  
Прочел отзыв на Далекую радугу.

цитата

Г у д в и н, 11 августа 2013 г.
Ох, уж и не люблю я двусмысленные концовки...

Я прочла несколько произведений Стругацких, а потом уже решила читать по порядку. Если б я этого не сделала, то после прочтения «Далекой Радуги» у меня создалось впечатление,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
что волна всех убила. Но Горбовский, если мне не изменяет память, появляется и в других более поздних произведениях. Толи эксперимент удался, толи Камил его спас...
Честно говоря, «Далекая Радуга» одно из менее понравившихся мне произведений. Как и в «Стажерах», начало было скучноватым. Но в «Стажёрах», хотя бы концовка эффектная.

Мне не хватило чего-то типа – на планете все спаслись, а корабль с детьми погиб в космосе. Но это были бы уже не Стругацкие, наверное...

Подраматичней бы что ли... Людских терзаний и страданий мало по поводу близкой кончины... Контраста нет с теми, кто смиренно принимает судьбу, ну, или неяркий он какой-то...
А что если правда так? Мы знаем трагедии с оставшимися не случилось. Горбовский жив значит спасли их. А если дети все погибли?
–––
Чтение-Сила


философ

Ссылка на сообщение 27 октября 2019 г. 19:21  
И еще отзыв на Радугу

цитата

bbg, 10 июля 2010 г.
Все больше и больше убеждаюсь, что книги Стругацких нужно перечитывать регулярно. Ведь насколько простой казалась мораль этой повести ранее! Правильные люди, кладущие жизнь свою на алтарь Отечества ( в расширительном смысле, Человечество), увлеченные своим делом ученые, готовые на все, чтобы спасти результаты своих исследований, но готовые пожертвовать и ими ради детей. Также было понятно, что научные исследования — вещь очень опасная, вести их надо осмотрительно, и вообще, семьдесят семь раз отмерь, и все равно отрезать погоди.

Но есть еще один уровень, пласт восприятия. Все персонажи в этой повести делятся на тех, кто движется вслед обстоятельствам, и тех, кто пытается решать сам и решает сам, обстоятельствам вопреки. Один — Леонид Андреевич Горбовский, решает грузить на свой транспортник в первую очередь детей, тем самым сняв бремя ответственности и с руководства колонии и с самих ученых, и с родителей. Второй — Роберт Скляров. Он тоже старается обстоятельствам противостоять. И пусть кому-то его решения могу показаться нравственно небезупречными, они и не могут быть таковыми в ситуации негодного выбора, но эти решения есть. И Роберт, по моему мнению, является на самом деле не браком системы воспитания, как пытаются представить это авторы (или делают вид, что пытаются представить:-)), а ее несомненным успехом.

Пока есть люди, способные решать и брать ответственность на себя, у Человечества есть будущее.
А ведь верно... Каким бы ни был выбор Горбовского его принимают СРАЗУ и не думая. Пошли против только Роберт. из благородных побуждений. И Женя. Спасая только себя. Но. Какой бы ни был Выбор.. Это ее Выбор. Горбовский сказал вы не поместитесь и все соглашались. Они отдали Выбор ему. Те старшеклассники наоборот отказались лететь. Но Горбовский сказал НАДО и тоже сделал выбор за них. Женя же сделала Выбор за СЕБЯ. Какой бы он ни был....
–––
Чтение-Сила


миродержец

Ссылка на сообщение 28 октября 2019 г. 01:03  

цитата просточитатель

А если дети все погибли?

Тогда автор процитированного отзыва осталась бы очень довольна...:-)))
–––
из сильных и суровых врагов
получается прочная обувь


авторитет

Ссылка на сообщение 28 октября 2019 г. 01:33  

цитата bbg via просточитатель

Все персонажи в этой повести делятся на тех, кто движется вслед обстоятельствам, и тех, кто пытается решать сам и решает сам, обстоятельствам вопреки. Один — Леонид Андреевич Горбовский, решает грузить на свой транспортник в первую очередь детей, тем самым сняв бремя ответственности и с руководства колонии и с самих ученых, и с родителей. Второй — Роберт Скляров.

Скляров и Горбовский вообще-то персонажи по определению выделенные авторами (два POV, других в повести нет), и при этом довольно четко противопоставлены друг другу: у них, если присмотреться, совершенно одинаковые кульминационные сцены. Транспортное средство, много детей, которые туда вроде как не влезают, другие ценные кадры — кандидаты на полет. Решение Горбовского вроде как наглядно демонстрирует, что выбор "был" и у Роберта. Кавычки потому, что мы это понимаем задним числом, уже на примере Горбовского, а Склярову выпало решать передним...

И да, немного удивляет, что Г у д в и н в далеком тринадцатом не хватило того десятка погибших детей...


философ

Ссылка на сообщение 28 октября 2019 г. 01:50  

цитата i_bystander

И да, немного удивляет, что Г у д в и н в далеком тринадцатом не хватило того десятка погибших детей.
Да не в количестве детей дело А в том что если так.. то получается те кто остался умирать выжили. ( это канон кстати) а те кто улетел погибли. Было бы шокируеще в духе Кинга...

цитата i_bystander

Решение Горбовского вроде как наглядно демонстрирует, что выбор "был" и у Роберта.
Но он был. Можно было посадить детей сколько влезут а самим остатся...

цитата i_bystander

а Склярову выпало решать передним
Очередность имеет смысл?

цитата i_bystander

Скляров и Горбовский вообще-то персонажи по определению выделенные авторами (два POV, других в повести нет)
А Женя? Третий персонаж обладающей СОБСТВЕННОЙ волей.
–––
Чтение-Сила


авторитет

Ссылка на сообщение 28 октября 2019 г. 02:14  

цитата просточитатель

Но он был. Можно было посадить детей сколько влезут а самим остатся...

У Роберта и Габы по этому поводу вполне понятный консенсус — если все не влезают, кто станет решать, кому из детей остаться? Но Горбовский дает другое решение — выломать и выкинуть наружу все ненужное (а вот ровно на тот случай в сцене и присутствует силач Габа), набить транспортное средство детьми под завязку в нарушение всяких правил и норм безопасности, а пилотирование предоставить способному их утешить в подобной ситуации педагогу (для этого у Горбовского, чтобы аналогия была полной, весьма кстати случился Пишта).

цитата просточитатель

Очередность имеет смысл?

Да. Не найти в цейтноте и горячке правильного решения — это одно, осознанно принять неправильное, имея перед глазами иной пример — совсем другое.

цитата просточитатель

А Женя? Третий персонаж обладающей СОБСТВЕННОЙ волей.

Ну, остальных вы тоже зря в безвольных записали... Но я бы предположил, что Женя в данном случае — аналог Роберта, она тоже жертвует совестью и репутацией ради любимого человека, просто последствия ее выбора не столь фатальны, благо дети в звездолет поместились. Но авторы возможность подобного выбора как минимум понимают. Да и странно было бы ожидать от АБС черно-белой картинки.


философ

Ссылка на сообщение 28 октября 2019 г. 02:48  

цитата i_bystander

Но авторы возможность подобного выбора как минимум понимают.
Кхм8:-0 Мне то немного странно что таких так мало.... В такой ситуации должно было быть больше...

цитата i_bystander

Ну, остальных вы тоже зря в безвольных записали..
но есть и другая сторона. Наоборот были бы герои. Из юных. но. Вот

цитата

— …Считайте, что это экзамен. Поменьше думайте о себе и побольше о других. Ну и что же, что вам стыдно? Возьмите себя в руки, пересильте это чувство!
Старшеклассники упрямо молчали. И подавленно молчали взрослые, сгрудившиеся перед грузовым люком. Некоторые ребята украдкой оглядывались, и было видно, что они не прочь удрать, но бежать было невозможно — вокруг стояли их отцы и матери. Горбовский посмотрел на люк. Даже отсюда было видно, что корабль набит битком. В широком, как ворота, люке тесной шеренгой стояли дети. Лица у них были недетские — слишком серьезные и слишком печальные.
К Горбовскому как-то боком придвинулся огромный, очень красивый молодой человек с тоскливыми просящими глазами, безобразно не соответствующими всему его облику.
— Одно слово, капитан, — проговорил он дрожащим голосом. — Одно только слово…
— Минутку, — сказал Горбовский.
Он подошел к Пиште и обнял его за плечи.
— Места хватит всем, — говорил Пишта. — Пусть это вас не беспокоит…
— Станислав, — сказал Горбовский, — распорядись грузить оставшихся.
— Там нет мест, — очень непоследовательно возразил Пишта. — Мы ждали тебя. Хорошо бы очистить резервную Д-камеру.
— На «Тариэле» нет резервных Д-камер. Но место сейчас будет. Распоряжайся.
Горбовский остался лицом к лицу со старшеклассниками.
— Мы не хотим лететь, — сообщил один из них, белобрысый рослый парнишка с яркими зелеными глазами. — Лететь должны воспитатели.
— Правильно! — сказала маленькая девушка в спортивных брюках. Позади голос Перси Диксона крикнул:
— Бросайте! Прямо на землю!
Из люка посыпались звонкие пластины блок-схем. Конвейер заработал.
— Вот что, мальчики и девочки, — сказал Горбовский. — Во-первых, у вас еще нет права голоса, потому что вы еще не кончили школу. И во-вторых, нужно иметь совесть. Правда, вы еще молоды и рветесь на геройские подвиги, но дело-то в том, что здесь вы не нужны, а в корабле нужны. Мне страшно подумать, что там будет в инерционном полете. Нужно по два старших на каждую каюту к дошкольникам, по крайней мере три ловкие девочки для яслей и помогать женщинам с новорожденными. Короче говоря, вот где от вас требуется подвиг.
— Простите, капитан, — насмешливо сказал зеленоглазый, — но все эти обязанности прекрасно могут выполнить воспитательницы.
— Простите, юноша, — сказал Горбовский, — я полагаю, вам известны права капитана. Как капитан, я вам обещаю, что из воспитателей полетят только два человека. А главное — напрягитесь и попробуйте представить себе, как будут дальше жить ваши воспитатели, если они займут ваши места на корабле. Игры кончились, мальчики и девочки, перед вами жизнь, какой она бывает иногда, к счастью, редко. А теперь простите, я занят. В утешение могу сказать вам только одно: в корабль вы войдете последними. Все!
они послушно сели в корабль. То есть. Взрослым сказали надо пожертвовать собой ради детей. И все как один..... Хм... С другой стороны вот подростки. Они хотели пожертвовать собой ради других. Но им сказали НЕ СМЕТЬ. они и забыли. А где СОБСТВЕННАЯ воля?хоть кто то должен был сказать пусть лучше ученый или молодая женщина ( но взрослая) летит?
–––
Чтение-Сила


авторитет

Ссылка на сообщение 28 октября 2019 г. 03:16  
А в этой сцене тоже ведь непросто все. С одной стороны, у детей действительно получается протест ради протеста: а то вот прямо сейчас — а у них тоже там в настоящий момент бардак и цейтнот — кто-то будет прямо у трапа корабля решать, не поменять ли старшеклассника на воспитателя, то есть по сути шило на мыло. С другой, Горбовский вполне прав с прагматической точки зрения — условный старшеклассник легче и меньше условного воспитателя, а обязанности его в краткосрочной перспективе исполнить вполне в состоянии. С третьей, тот же Горбовский в полный рост демонстрирует здесь свои лидерские способности — или, говоря простыми словами, умение манипулировать "лидируемыми"...


авторитет

Ссылка на сообщение 28 октября 2019 г. 09:06  

цитата i_bystander

Горбовский в полный рост демонстрирует здесь свои лидерские способности — или, говоря простыми словами, умение манипулировать "лидируемыми"

Ну так себе демонстрирует, если говорить об этом эпизоде — пацан в лёгкую его манипуляцию считал, так что пришлось тупо приказать. :D
В целом же, реакцию людей, кмк, не правильно характеризовать как слепое подчинение. Большинство не знает, что делать и, соответственно, не лезет с советами к тем, кто знает (или делает вид, что знает) что делать. Это более разумное поведение, чем демонстрируемое подростками в приведённой выше сцене ( ну да они подростки, им простительна некоторая истеричность решений).
–––
"Что бы там не говорил философ Кант, действительность хуже, чем он думает" (с) ЕГЭ-2015


философ

Ссылка на сообщение 28 октября 2019 г. 09:37  

цитата Fox_Reinard

Ну так себе демонстрирует, если говорить об этом эпизоде — пацан в лёгкую его манипуляцию считал, так что пришлось тупо приказать. :D
Приказать.. Интересно если бы пацан оказался сильнее духом и сказал НЕТ? Что насильно Горбовский потащил бы?
–––
Чтение-Сила


философ

Ссылка на сообщение 28 октября 2019 г. 09:42  

цитата i_bystander

С другой, Горбовский вполне прав с прагматической точки зрения
Прагматичной точи зрения тут НЕТ. Вообще нет..
–––
Чтение-Сила


авторитет

Ссылка на сообщение 28 октября 2019 г. 10:02  

цитата просточитатель

Приказать.. Интересно если бы пацан оказался сильнее духом и сказал НЕТ? Что насильно Горбовский потащил бы?

По правилам игры, установленным в книгах Стругацких, никто не может быть сильнее духом, чем Горбовский :-D
–––
"Что бы там не говорил философ Кант, действительность хуже, чем он думает" (с) ЕГЭ-2015


авторитет

Ссылка на сообщение 28 октября 2019 г. 10:46  
Нет там приказа. Уж во всяком случае такого, от которого "было бы невозможно отказаться". Манипуляция как она есть. В данном случае даже и не в плохом смысле слова.


философ

Ссылка на сообщение 28 октября 2019 г. 11:32  

цитата i_bystander

Манипуляция как она есть. В данном случае даже и не в плохом смысле слова.
Ага. Но они согласились. отдали право Выбора Горбовскому..
–––
Чтение-Сила


авторитет

Ссылка на сообщение 28 октября 2019 г. 11:38  

цитата i_bystander

Нет там приказа.

Есть

цитата

— Простите, юноша, — сказал Горбовский, — я полагаю, вам известны права капитана. Как капитан, я вам обещаю, что из воспитателей полетят только два человека. А главное — напрягитесь и попробуйте представить себе, как будут дальше жить ваши воспитатели, если они займут ваши места на корабле. Игры кончились, мальчики и девочки, перед вами жизнь, какой она бывает иногда, к счастью, редко. А теперь простите, я занят. В утешение могу сказать вам только одно: в корабль вы войдете последними. Все!

Вежливый, но приказ. Конечно, от него можно отказаться. Насколько я понимаю, в МП в принципе невозможно заставить человека делать то, что он не хочет — ни полиции, ни каких-то других силовых структур там нет. Правда, у Горбовского есть Габа :-D
–––
"Что бы там не говорил философ Кант, действительность хуже, чем он думает" (с) ЕГЭ-2015


философ

Ссылка на сообщение 28 октября 2019 г. 11:53  

цитата Fox_Reinard

А главное — напрягитесь и попробуйте представить себе, как будут дальше жить ваши воспитатели
Какой то бред.. Старшеклассники могли бы ответить а как же мы? как будем жить мы зная что заняли чье то место? Чем они собственно от воспитателей отличаются?

цитата Fox_Reinard

ни каких-то других силовых структур там нет.
Сикорски?
–––
Чтение-Сила


авторитет

Ссылка на сообщение 28 октября 2019 г. 11:54  
Габы уже нету... Там в этом эпизоде у школьников на самом-то деле отсутствуют варианты, разве что упираться у самого трапа вплоть до полной потери лица, чего им самим вряд ли хочется. Горбовскому, впрочем, и такое низачем не нужно, так что он ведет себя, как если бы вопрос был уже решен. Это достаточно характерная манипулятивная техника, дети, впрочем, на нее покупаются — просто потому, что уже к тому готовы. В сознательности дело, в дисциплине или в том, что вокруг стеной стоят родители — вопрос отдельный. Во всем сразу, вероятно.

Выделенные вами слова приказа в большинстве случаев, конечно, никакой не приказ, особенно если продолжить фразу. Но да, и в них тоже заключена манипуляция. Опять же необязательно в негативном смысле.


авторитет

Ссылка на сообщение 28 октября 2019 г. 12:21  

цитата просточитатель

Какой то бред.. Старшеклассники могли бы ответить а как же мы? как будем жить мы зная что заняли чье то место? Чем они собственно от воспитателей отличаются?

Старшеклассники, как, впрочем, и остальные взрослые, отличаются от воспитателей психотипом. Такой выбор профессии — в рамках реальности МП — подразумевает особое отношение к детям, стремление их защищать и т.д. Для них выжить за счёт детей может стать непереносимым шоком. А обычные подростки — ну, погрустят немного, пройдут курс реабилитации. В детстве психика пластична.

цитата просточитатель

Сикорски?

Сикорски — исключение, он анти-прогрессор, так сказать. А какие-то регулярные силы охраны правопорядка в МП не упоминаются, емнип, ни разу.

цитата i_bystander

Это достаточно характерная манипулятивная техника,

Так подходя, можно любой разговор назвать манипулятивной техникой. И прямой приказ тогда тоже манипуляция :-)))
–––
"Что бы там не говорил философ Кант, действительность хуже, чем он думает" (с) ЕГЭ-2015


философ

Ссылка на сообщение 28 октября 2019 г. 12:44  
Кстати.. Утопия Мира Полудня крайне беззалаберна. Это же надо отдать ученым КУРОРТ. Что нет других планет? И ДЕТЕЙ туда привезти. И ни одного корабля.. Это как вообще может быть?! они бы еще на Земле устроили подобное...
–––
Чтение-Сила


миродержец

Ссылка на сообщение 28 октября 2019 г. 12:49  

цитата просточитатель

они бы еще на Земле устроили подобное...
Так устроили же — Массачусетскую Машину.

Вы здесь: Форумы sam.fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества»

 
  Новое сообщение по теме «Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх