автор |
сообщение |
dmsl 
 философ
      
|
30 апреля 17:27 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата dmslне типичный человек для МП Полдень — Утопия интеллигентных порядочных людей. Этот мир в некотором роде зеркален нашему, если у нас, условно говоря, 10% интеллигенции, то там этот процент 90. И 10% тех, кто по разным причинам не вполне вписывается в этот мир, но и не мешает ему существовать. В эти 10% входят и прогрессоры. Ведь даже в Полдне будут рождаться люди, чьим призванием будет борьба за счастье человеческое, профессиональные революционеры, гении подпольной работы. Прогрессоры — это большевики! Прототипом их Базисной теории, несомненно, является марксизм. Но, поскольку в Полдне и так уже всё хорошо, реализовать себя они могут только в других, отстающих мирах. Революционерам, "большевикам" приходится, и не редко, доставать свой маузер, стрелять и убивать. За это в интеллигентской Утопии эта профессия не пользуется уважением, ибо для интеллигента в полуденном смысле убийство всегда чрезмерно, всегда неприемлемо. Поэтому, когда в ВГВ Горбовский говорит "Тойво, мой мальчик, вы за что-то очень не любите Странников. За что?", а Тойво отвечает "Я не люблю прогрессоров. Я ведь и сам был прогрессором" это практически автобиографический момент, ведь по сути Тойво говорит: "Я не люблю большевиков. Я ведь и сам был большевиком". Нелюбовь Полдня к прогрессорам часто вызывает непонимание, ведь, казалось бы, прогрессоры — герои. С точки зрения марксистов — несомненно, с точки зрения либеральной интеллигенции — нет.
|
––– «Мы как раз то, чем хотим казаться, и потому должны серьёзно относиться к тому, чем хотим казаться» Воннегут |
|
|
Aleolyias 
 авторитет
      
|
30 апреля 19:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата dmslПрогрессоры — это большевики! Я бы не сказал. Если брать "Далёкую Радугу" и "Волны гасят ветер", как связную дилогию. А так можно. То скорее прогрессоры это защитники человеческой цивилизации от людей во власти не связанных моральными законами. Ну типа нынешнего Илона Маска.
|
|
|
Vramin 
 философ
      
|
30 апреля 20:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата AleolyiasТо скорее прогрессоры это защитники человеческой цивилизации от людей во власти не связанных моральными законами. И от кого во власти они в этих двух повестях защищают? 
|
|
|
dmsl 
 философ
      
|
30 апреля 21:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата AleolyiasЕсли брать "Далёкую Радугу" и "Волны гасят ветер", как связную дилогию. А так можно. То скорее прогрессоры это защитники человеческой цивилизации от людей во власти не связанных моральными законами. Ну типа нынешнего Илона Маска. — Эту реплику из зала мы, товарищи, сейчас отметем с негодованием. Как неорганизованную. 
|
––– «Мы как раз то, чем хотим казаться, и потому должны серьёзно относиться к тому, чем хотим казаться» Воннегут |
|
|
chert999 
 гранд-мастер
      
|
1 мая 19:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Мой сегодняшний и даже сиюминутный пост в Фейсбуке, который я почему-то (а — наверное, ради Первого Мая) захотел скопипастить еще и сюда, на Фантлаб (а дубль — в свою авторскую колонку):
-- Други мои, если вы заметили по моим свежим постам и по перепостам из архива Фейсбука, есть одна довольно важная тема, к которой я очень давно подбираюсь. И эта тема — это те желания, которые Артур Барбридж и Рэдрик Шухарт высказали, оказавшись перед Золотым Шаром. А ведь тут есть одна очень тонкая грань, которую почти никто не чувствует. Ведь что такое Золотой Шар? Это просто такой магический механизм сферической формы, чьё предназначение — выполнять довольно простые желания людей — здоровье, богатство, удача, потомство. По сути, это ведь просто большая волшебная палочка — умклайдет, но просто произведённая на иной планете, а не в Китежграде. И он/она эти желания, если судить по Стервятнику Барбриджу, худо-бедно выполнял/ла аж несколько лет подряд. Ну а эти ребята, которые припёрлись к Шару по старой карте Стервятника — они-то чего хотят? Да они ведь и сами не знают, чего они хотят!!! У них ведь даже самые простые, чёткие, конкретные желания заранее не сформулированы! И именно поэтому Артур и завёл всю эту бодягу, оказавшись рядом с Шаром: "Счастье для всех! Даром! И пусть никто не уйдёт обиженным!". А ведь это не желание, это — самая настоящая молитва, обращённая к Богу. А ведь Шар — не Бог, он молитвы не слышит, он слышит только желания.
Ну а вы как думаете — исполнит ли Шар эту молитву, исполненную в два голоса двумя сталкерами — старым прожжённым гопником-алкоголиком и молодым красавчиком, который даже с девушками еще никак не общался? Устроит ли он всему миру по их взаимной просьбе натуральный "Полдень, XXI век"? Где все всех любят, холят и обеспечивают, и никто никого не держит в рабах или в слугах, не грабит, не пытает и не насилует?
|
|
|
просточитатель 
 философ
      
|
1 мая 19:14 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата chert999 Устроит ли он всему миру по их взаимной просьбе натуральный "Полдень, XXI век"? Где все всех любят, холят и обеспечивают, и никто никого не держит в рабах или в слугах, не грабит, не пытает и не насилует? Проблема в том.. Что если возможна ТАКАЯ глобальная магия. То создатели Шара просто боги. Но.. Что если. Магия строго индивидуальна? Она не создаст Мир Полдня. А ПЕРЕНЕСЕТ желающего туда?
|
––– Чтение-Сила |
|
|
chert999 
 гранд-мастер
      
|
|
Vramin 
 философ
      
|
1 мая 19:40 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
У Лема было такое высказывание по поводу Шара (не могу сейчас найти), что исполнение желаний — не более чем часть мифологии Зоны, и якобы сами авторы ему это подтвердили. Хотя, подозреваю, тут могло быть недопонимание.
|
|
|
просточитатель 
 философ
      
|
1 мая 19:54 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Vramin Лема было такое высказывание по поводу Шара (не могу сейчас найти), что исполнение желаний — не более чем часть мифологии Зоны, и якобы сами авторы ему это подтвердили. Хотя, подозреваю, тут могло быть недопонимание. Вот что он писал цитата Наши замечательные авторы разрушили то, к чему стремились, сделав пришельцев в конце повествования злодеями. То, что Золотой Шар выполняет желания, — наивное верование, одна из легенд, появившихся на заре Посещения. Авторам ясно, что они не могли сделать из Золотого Шара адскую машину, поскольку это преувеличение, которое изменило бы смысл книги, превратив Зону из чего-то многозначного, хотя и мрачного, в — однозначно — ловушку для человечества. Поэтому они сделали Золотой Шар почти нейтральным объектом и позволили смерти находиться не в нем, а рядом, в виде "прозрачной пустоты, притаившейся в тени ковша экскаватора" (4: 150), пустоты, заглатывающей Артура на глазах у Рэдрика. Сравнивая первую экспедиции в Зону (предпринятой Рэдриком с Пановым) и последнюю (с Артуром — к Золотому Шару), можно узнать в последней структуру "черной волшебной сказки". Качества волшебной сказки нетрудно определить: подобно тому, как доблестный странствующий рыцарь ищет эликсир жизни или магическое кольцо, герои должны преодолеть трудные и опасные преграды, пробираясь к высоко ценимому сокровищу. Далее, Рэдрик знает, что подход к Золотому Шару преграждает таинственная "мясорубка" (4: 141), которую надо "насытить", принеся ей человеческую жертву. Вот почему он позволяет Артуру идти к Золотому Шару первым — и, действительно, Артур умирает у него глазах, и его смерть ломает злое заклятие, так что Рэдрик может, в свою очередь, попасть к Золотому Шару. В этот момент авторы внезапно прекращают повествование и пишут слово "конец". Это, впрочем, выход, который смягчает вещи, но не изменяет их. Авторы утверждают — и я обсуждал это с ними, — что соединение в образе Золотого Шара волшебно-сказочных мотивов и мотивов "ужастиков" происходит в человеческом уме, являясь результатом случая и человеческой фантазии. Но, как мы выяснили ранее, не надо устраивать слишком много "совпадений", указывающих в одном направлении, поскольку не верится, что все они случайны. Кроме того, у последней экспедиции в Зону нет родовых признаков научной фантастики. Реалистическое обрамление событий превращается в волшебно-сказочное5, потому что "совпадения" следуют одно за другим, составляя, как мы уже показали, стереотип поиска проклятого сокровища, хотя они не должны совпадать ни с какими стереотипами. Тайна не сохраняется до конца, через нее проглядывает истина, поскольку у нас, без сомнения, есть мнение о том, что представляют собой пришельцы: они — чудовища, хотя и невидимые чудовища. Авторы стараются отвлечь читателя от этой мысли, которая решительно утверждается в нашем сознании. Они подчеркивают, например, что Золотой Шар на расстоянии выглядит так, как будто неизвестный гигант случайно потерял его. Это, впрочем, неправильная тактика. Это не авторский комментарий, который должен отвлечь нас от структурно навязчивого решения, а сами события в их объективном раскрытии. Сильный удар эпилога портит замечательное впечатление, производимое книгой в общем. Макс Фриш перенес миф об Эдипе в нашу современную реальность романом "Homo Faber", где отец по неведению вступает в кровосмесительную связь со своей дочерью, так же, как Эдип — со своей матерью. Фриш описывает события так, что каждое из них нормально, реалистично, правдоподобно, но все вместе они структурно соотносятся с мифом об Эдипе. Разница между близостью "Homo Faber" к мифу и романа "Пикник на обочине" — к волшебной сказке заключается в следующем: Фриш учитывал полученное сходство, в то время как Стругацкие ни в коем случае не желали этого. Это — та самая причина, по которой я сказал, что они "разрушили то, к чему стремились", потому что только осторожность в описании событий могла бы оградить финал повествования от нежелательных связей с основным замыслом и тем самым с этикой волшебной сказки. Теолог без труда сохранил бы таинственность романа "Пикник на обочине", поскольку он может использовать противоречия. Но поскольку наука не имеет такого убежища, не будет преувеличением сказать, что трудности фантаста, примыкающего к науке, значительно больше, нежели трудности теолога, признающего совершенство Бога...
|
––– Чтение-Сила |
|
|
просточитатель 
 философ
      
|
1 мая 20:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Vramin Хотя, подозреваю, тут могло быть недопонимание. Бориса Стругацкого спросили. Ответа по сути не было цитата 4. Вопрос: Я тут недавно скупил на amazon.com все, что смог найти из английских переводов Лема. Среди книг была одна named «Microworlds» – сборник литературоведческих статей и рецензий с предисловиями (как ни странно, на реальные книги :-). Среди них было предисловие к «Пикнику», которое я прочитал с не меньшим интересом, чем сам «Пикник» (жаль только, что оно оказалось значительно короче :-). В связи с этим у меня возникло несколько вопросов. Прошу Вас подтвердить, что Вы это предисловие тоже читали или, по крайней мере, знаете, о чем там идет речь.
Felix Kogan < koganf@deshaw.co> New York, USA — 06/26/99 23:20:23 MSK
Я читал это предисловие, но это было очень давно, лет 20 назад, и я совершенно не помню, о чем там у пана Станислава идет речь. Помню только, что был разочарован, как это всегда бывает, когда читаешь о себе хвалебную статью, в которой тебя хвалят совершенно не за то, что ты сам считаешь важным и хорошим.
|
––– Чтение-Сила |
|
|
просточитатель 
 философ
      
|
1 мая 20:24 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
А еще интересно цитата 18. Вопрос: 1. Ваши слова: «Фэнтези... отличается от научной или «твердой» фантастики прежде всего тем, что никакие чудеса не требуют объяснений». Не получается ли тогда, что Ваш «ПнО» – тоже фэнтези (ведь все эти комариные плеши, ведьмины студни и тем более – папаша Рэда тоже «не требуют объяснений»)? Ведь, перефразируя Вас же, «Никакому читателю и в голову не придет спрашивать: а как они работают? а каким именно образом? Они действуют – и все!»
Валерий КОРОЛЮК < koroluk@fesma.ru> Владивосток, Россия — 06/21/00 14:09:43 MSD
Не согласен с Вами. Все фантастические атрибуты Зоны по сути своей принадлежат к естественному миру, и вопрос «как они работают» является совершенно естественным и закономерным (независимо от того, задаете вы его или нет). Просто мы понимаем, что в отношении ко всем этим предметам мы находимся в положении дикаря, разглядывающего портативный магнитофон. Но отнюдь не в положении Аладдина, разглядывающего лампу с джинном! Борис Стугацкий не понимал.. Что разницы между естесственным и лампой с джинном.. нет.Лампа с джинном если она существовала бы. Существовала бы по определенным законам. И ее вполне можно изучить. И насчет фэнтези. В фэнтези как раз требуют. А вот в мистике нет. Чем Пикник по сути и является. Мистикой
|
––– Чтение-Сила |
|
|
Vramin 
 философ
      
|
1 мая 20:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Спасибо за цитату, получается, подтвердили авторы не мифичность самого исполнителя желаний, а иллюзорность «волшебно-сказочных мотивов» на пути к нему. Впрочем, Лем мог слишком глубоко закопаться с анализом текста, он это любил, сам БНС вспоминал, что рецензия Лема оставила у него странное ощущение, когда тебя хвалят не за то, что ты на самом деле имел в виду.
PS цитата Помню только, что был разочарован, как это всегда бывает, когда читаешь о себе хвалебную статью, в которой тебя хвалят совершенно не за то, что ты сам считаешь важным и хорошим. Ну да, как раз оно.
|
|
|
просточитатель 
 философ
      
|
1 мая 20:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата VraminСпасибо за цитату, получается, подтвердили авторы не мифичность самого исполнителя желаний, а иллюзорность «волшебно-сказочных мотивов» на пути к нему. Собственно предисловие Лема интересно. Он там вывел что радиант Пильмана невозможен. С дальнего расстояния. А возможна катастрофа на орбите. И то что мистичность это хорошо и цель в произведении)
|
––– Чтение-Сила |
|
|
bbg 
 миротворец
      
|
1 мая 21:27 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Vraminне более чем часть мифологии Зоны, и якобы сами авторы ему это подтвердили. Решительно не важно, что авторы думали или предполагали. Важно лишь то, что они написали:))
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
verst 
 авторитет
      
|
1 мая 22:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Интенция и эмоциональная составляющая там не соответствуют мистике. Магия требует восхищения или ужаса, но не желания изучить. Земляне не знают механизмов, но ученые пытаются их исследовать, а сталкеры отмечают опасность и идут мимо.
|
|
|
просточитатель 
 философ
      
|
1 мая 22:13 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата verstЗемляне не знают механизмов, но ученые пытаются их исследовать, а сталкеры отмечают опасность и идут мимо. Цвет из иных миров Лавкрафт) Мистика?)) Мистика! Ученые метеорит изучают? Изучают!) Понятно на уровне 19 века но) Так и тут) так что.цитата verstМагия требует восхищения или ужаса, но не желания изучить Отнюдь не верное утверждение) Тем более что речь именно о мистике. В фентези все не так) В конце концов у Стругацких и НИИЧаВо был)))
|
––– Чтение-Сила |
|
|
просточитатель 
 философ
      
|
2 мая 11:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
А я только что понял! Вот есть поговорка про спорт. Главное не победа а участие! Или про олимпиаду? Не важно. Так вот Стругацкие так же считают про прогресс! Главное не результат а научный поиск!
|
––– Чтение-Сила |
|
|
verst 
 авторитет
      
|
3 мая 20:18 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата просточитательЦвет из иных миров Лавкрафт) Не читал. Насколько знаю, Лавкрафта и Лема интересовала грань рационального и иррационального, а Стругацких не очень.
Законы природы (и вытекающие из них эффекты, в том числе принципы действия технических устройств) познаваемы, предсказуемы, не обладают собственной волей и не зависимы от чужой. Комбинации эффектов кроме того поддаются анализу, то есть разложению на составляющие и связи между ними. Мистические явления обычно связаны с волей сверхъестественных существ, а механизм их действия не поддается анализу и объяснению. Предсказать их — хотя бы указав границы возможных последствий — невозможно. Разумеется познаваемость не означает познанность. Я не знаю, как работает компьютер, но волшебным его не считаю.
Утверждение, что джинн из лампы подчинялся бы законам природы, если бы существовал, равноценно утверждению о несуществовании сверхъестественного. Почтенная точка зрения, но несуществование сверхъестественного не равно тождеству естественного и сверхъестественного. Джиннов не наблюдается в действительности, но воображаемый джинн может не подчиняться законам природы. Можно представить себе события, трактуемые как сверхъестественные, но на деле являющиеся проявлением неизвестных трактующему естественных эффектов, но любитель магического скажет, что это не то.
Мы оставим за скобками факт, что принципы функционирования общества — хотя бы юридические — в корне отличаются от законов природы, хотя составляющие общество люди состоят из атомов, подчиненных естественному закону.
Вот мой комментарий к словам Б. Стругацкого о лампе Аладдина.
|
|
|
просточитатель 
 философ
      
|
3 мая 20:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата verstУтверждение, что джинн из лампы подчинялся бы законам природы, если бы существовал, равноценно утверждению о несуществовании сверхъестественного. А это так)) Сверхъестественное это то что мы лично не понимаем) Вот для папуасов самолеты были сверхъестественными. И они пытались делать копии вызывать подарки) Для древнего человека сверхесстесствено все. Грозу вызывает Зевс. Или Перун. Солнце это бог Ра. Итд. Но со временем . Люди узнают больше. И сверхъестественное уходит. Но что интересно. Окажись мы в мире фентези с его джиннами богами. Посмертием. Обнаружим что все это.. Естественно. Потому что дано нам в ощущениях. В богов в мире фентези верить не надо. Это факт. А правила магии вполне поддаются изучению. Или не поддаются. Но тогда это не магия а чудеса. И.. Возможно мы в Матрице. И ничего сверхъестественного тут нет.цитата verstМистические явления обычно связаны с волей сверхъестественных существ, а механизм их действия не поддается анализу и объяснению. Предсказать их — хотя бы указав границы возможных последствий — невозможно Такие существа вне нашего мира. И возможно не познаваемы из этого. Но они ничем не менее естественны чем создавший Матрицу программист.цитата verst Джиннов не наблюдается в действительности, но воображаемый джинн может не подчиняться законам природы. Такой как мы знаем. Но космический корабль из мира Стругацких тоже их нарушает. Не может таких быть) Не говоря о Сауле Репнине и путешествий во времени))))
|
––– Чтение-Сила |
|
|
paul_atrydes 
 авторитет
      
|
7 мая 18:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата paul_atrydesВчера спускался в метро (Гостинный двор, Питер), видел плакат «Аркадий Стругацкий — 100 лет. Читайте хорошую фантастику» (жаль, не сообразил сфотографировать). Может, заинтересуются. На улице

|
|
|