автор |
сообщение |
swgold 
 миродержец
      
|
|
Green_Bear 
 миродержец
      
|
29 мая 2011 г. 12:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
С.Соболев Открываю Википедию,
цитата Антиуто́пия (англ. dystopia) — направление в художественной литературе и кино, в узком смысле описание тоталитарного государства, в широком смысле — любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития.
Я говорил о широком, nibbles об узком. И все об одном термине.
|
––– Следующие рецензии в АК: Паркер, Ффорде, Дукай, Уоттс |
|
|
nibbles 
 магистр
      
|
29 мая 2011 г. 12:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Green_Bear Я говорил о широком, nibbles об узком.
Вы, батенька, еще и понимать прочитанное умудряетесь сугубо по-своему:
цитата nibbles В общем смысле к "этой тематике" относится любая фэнтезийная или фантастическая поделка, в которой действие разворачивается в более-менее тоталитарном обществе будущего или другого мира...
|
|
|
Green_Bear 
 миродержец
      
|
29 мая 2011 г. 12:35 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
nibbles меня смутило слово цитата nibbles тоталитарном Я считал, что цитата Green_Bear негативные тенденции развития.
Что я по вашему не так понимаю? Ведь это не одно и тоже ИМХО.
|
––– Следующие рецензии в АК: Паркер, Ффорде, Дукай, Уоттс |
|
|
мрачный маргинал 
 миротворец
      
|
|
Шолль 
 философ
      
|
29 мая 2011 г. 13:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Вы меня извините, что я со своими лекциями влезаю, но:
Происхождение термина. Термин «антиутопия» включает в себя греческую приставку anti-, что значит «против» и корень «утопия», который также имеет сложное происхождение. Термин «утопия» восходит к греч. topos – место и приставке a- – «против», «не» или, по другой версии eu- – «благой», «хороший». Таким образом, слово «утопия», придуманное англичанином Томасом Мором в XVI веке, можно перевести либо как «страна, которого нет» либо как «блаженная страна». Антиутопия, следовательно, это произведение, направленное против утопии, но в каком смысле? Опровергающее утопические идеи или пародирующее их? В связи с этим, современные исследователи используют также термины «какотопия», «дистопия», негативная утопия, контрутопия (греч. kakos – дурной, dys – нарушение, лат. contra – против). Эти термины используются литературоведами и как синонимы и как обозначающие разные литературные явления. Итак, по определению ЛЭС «Антиутопия, дистопия – это изображение опасных, пагубных и непредвиденных последствии, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу. В. Чаликова определяет антиутопию следующим образом: «Это изображение общества преодолевшего утопизм и превратившегося вследствие этого в лишенную памяти и мечты сиюминутность». Она отделяет антиутопию от дистопиии в зависимости от того, «что ненавистно автору: миф о будущем рае и сам этот рай как враждебный личности (антиутопия) или сегодняшний ад, который будет длиться и усилится в будущем (дистопия)". А.Ф. Любимова отмечает, что антиутопия исследует негативную модель технократического авторитарного общества как динамическую систему взаимодействия субъективно-объективных факторов в истории определенного социума. В современном литературоведении рассматривается также вопрос, следует считать антиутопию жанром или наджанровым единством? Классические черты антиутопии выделены на основе романов Замятина, Хаксли и Оруэлла, но в следующих за ними произведениях устойчивая модель антиутопического романа реализуется не полностью.
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
Green_Bear 
 миродержец
      
|
|
Цефтриаксон 
 философ
      
|
29 мая 2011 г. 13:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Green_Bear я понимал жанр антиутопии, как предупреждение об опасности в виде... подставляем нужное.
видели немецкое видео по технике безопасности?
|
––– Quae medicamenta non sanat, ferrum sanat, quae ferrum non sanat, ignis sanat. TRUE NEUTRAL POWER MFK! |
|
|
Шолль 
 философ
      
|
29 мая 2011 г. 13:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Green_Bear , пожалуйста, если пригодилось, я рада.
 У меня под сопоставление сделана таблица, но сюда в форме таблицы не проходит. Утопия Это образное воплощение представлений об идеальном государстве. Как сложившийся жанр существует с 1516 г., появления романа Т. Мора «Утопия». Она воплощает архетипические представления о «золотом веке», существующие в фольклоре и воплощавшиеся в трудах философов античности («Государство» Платона). Антиутопия Воплощает представления автора об антиидеальном государственном устройстве. Как жанр начинает складываться на рубеже XIX — XX вв, окончательно оформляется в 1 пол. ХХ века. Это кенотип (новообразование). Универсальным кенотипом для АУ является тоталитарное государство, маскирующееся под демократию.
Главным объектом изображения для утопии и антиутопии является государство и общество, причем можно отметить черты сходства изображаемых в обоих жанрах обществ, но отношение авторов к изображаемому государственному устройству в одном случае позитивно, в другом – негативно.
Утопия Это канонический, риторический, неизменяемый жанр, типичным сюжетным ходом которого является диалог, в котором неофиту, путешественнику объясняется государственное устройство утопии. Художественный мир утопии отнесен в удаленное пространство, на далекий остров, на Луну и т.п. В утопии отсутствует конфликт романного типа, она строится на противопоставлении реального государственного устройства идеальному, но герой не вступает в противоречие ни с тем, ни с другим, а просто описывает увиденное. Герой утопии – путешественник, наблюдатель, чужой для утопического мира. Он с восторгом принимает идеал государства, представленный в утопии.
Антиутопия Жанровые черты антиутопии меняются с течением времени, изменяется образ антиидеального государства, появляются новые мотивы. Художественный мир антиутопии отделен от реального мира во времени, как правило, он располагается в будущем. Для антиутопии характерен романный тип конфликта (личность / общество), рефлексирующий герой, действие, а не диалог. Центральный конфликт антиутопии связан с противопоставлением личной свободы и общественного благополучия. Центральный герой антиутопии – человек, бунтующий против государства. Он житель антиутопии, антиутопический мир раскрывается в этом случае изнутри. Судьбой героя проверяется государство. Как правило, бунт героя против государства заканчивается поражением. Противостоит ему герой-титан, воплощающий в себе идею тоталитарного государства.
Утопия Утопия строится на основе рационального мировоззрения, исходит из посылки, что если устранить все неразумное, все противоречия, то человек будет жить счастливо.
Антиутопия Антиутопия появляется как результат краха рационалистического мировоззрения, когда становится понятно, что для человека важно не только рациональное, но и иррациональное начало. Воплощением иррационального начала часто в антиутопии становится любовь, которая не контролируется рассудком
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
swgold 
 миродержец
      
|
29 мая 2011 г. 13:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
По этому определению чуть более чем примитивные вещи в канон утопии не вписываются. Достаточно взять персонажа, который плоть от плоти своего времени и от Утопии у него идиосинкразия или конкретное непонимание (типа "Парня из преисподней") или конкретная ненависть ("Семь дней ужаса" ЕМНИП, повесть про инквизитора, угодившего прямиком в коммунизм). Или он просто недалекий и не вполне понимает, что именно видит и что вокруг него происходит, типа "Записок Ковригина".
|
|
|
Clegane 
 активист
      
|
29 мая 2011 г. 13:39 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Дистопия — это немного не то. Это поджанр антиутопии ближнего прицела — самое худшее случилось в наши дни или в ближайшие сорок -пятьдесят лет. Вот "Остров доктора Моро" — дистопия.
|
|
|
Шолль 
 философ
      
|
29 мая 2011 г. 13:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата swgold По этому определению чуть более чем примитивные вещи в канон утопии не вписываются.
А утопия и антиутопия меняются, происходит взаимопроникновение и т.п. К тому же по сути описания утопического и антиутопического мира похожи, различается только отношение к этому миру. Кстати, о "Парне из преисподней", которого в утопии плющит — ведь "Змеиное молоко" Успенского не зря на той же основе было написано. По-моему, тут как с Ефремовым, отношение к тому, что казалось предыдущему поколению прекрасным миром, постепенно меняется.
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
Clegane 
 активист
      
|
29 мая 2011 г. 13:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Вот, еще одна нежно любимая мной антиутопия "Бледный всадник, черный валет" Андрея Дашкова. Там концовка просто идеально подходит под требования жанра.
|
|
|
kagerou 
 философ
      
|
29 мая 2011 г. 13:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Господа, ключевое отличие дистопии от антиутопии состоит в том, что в изображаемом мире дистопии отсутствует изначальная интенция к построению некоего рая, зерно утопической идеи. Например, мир "Фоллаута" — дистопия. Там просто плохо. А вот мир "Матрицы" — антиутопия: хотели сделать всем хорошо, а сделали плохо.
|
|
|
мрачный маргинал 
 миротворец
      
|
29 мая 2011 г. 13:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль Происхождение термина.
Совет: не закапываться в определения. Тут самое интересное — в свободе представления и сопоставления самых разных моделей общества, — от самых радужных расцветок — до наимрачнейших. С отменой всяких запретов и ограничений. Вот тогда и возникают те "опасные видения", которые не дают скатиться в беспросветный упадок... Или, наоборот, — образы светлого грядущего, минувшего и настоящего (в том числе и альтернативная история, которая суть ретроутопия). Где каждый автор создаёт позитивные образы в меру своих разумений и способностей. Стоит только заметить, — позитивные образы создавать, увы, куда сложнее, чем негативные.
|
|
|
Шолль 
 философ
      
|
29 мая 2011 г. 13:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Clegane Дистопия — это немного не то. Это поджанр антиутопии ближнего прицела — самое худшее случилось в наши дни или в ближайшие сорок -пятьдесят лет. Вот "Остров доктора Моро" — дистопия.
Смотрите, Чаликова пишет, что дистопия — это "сегодняшний ад, который будет длиться и усилится в будущем", то есть дистопия — продолжение сегодняшних тенденций, то во что превратится мир, если не... (Еще дистопию называют романом-предупреждением") и конечно, цитата kagerou отсутствует изначальная интенция к построению некоего рая
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
Шолль 
 философ
      
|
29 мая 2011 г. 13:54 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата мрачный маргинал Совет: не закапываться в определения.
А без определения, то есть формирования собственной позиции по тому, как мы понимаем конкретное явление, никуда уехать в исследовании нельзя.
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
kagerou 
 философ
      
|
29 мая 2011 г. 14:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль По-моему, тут как с Ефремовым, отношение к тому, что казалось предыдущему поколению прекрасным миром, постепенно меняется.
Если бы Ефремов не только представлялся, но и был диалектиком, он бы смог сам просчитать этот эффект на основе знаменитых трех законов, в частности закона отрицания отрицания.
Стругацкие изображают утопию — "Этот мир прекрасен". В утопию попадает парень, не знающий законов ее существования и внутреннего развития — "этот мир не прекрасен". По идее, следующим шагом должно быть отрицание отрицания — Гаг просветляется, понимает, что к чему, "этот мир не не прекрасен" = "Этот мир прекрасен".
А на деле при взаимодействии с читателем происходит следующее: ушло поколение читателей, бывших ментально "насельниками" мира Полдня — итээров 60-70х гг., реально веривших, что если не внуки, так правнуки будут жить в этом мире. Пришло новое поколение читателей — читателей разочарованных, прошедших человеческое становление в удушливой атмосфере позднего застоя, либо в декомпрессионном угаре перестройки (а многие успели хватануть и того, и этого). Читателей, отождествляющих себя не с насельниками мира Утопии, а с чужаком — Гагом. Заранее настроенных критически.
Отрицание происходит уже не в ходе сюжета, а в самом восприятии читателя. Теперь читатель согласен с Гагом: этот мир не прекрасен. Читатель прекрасно видит все ошибки Гага, то, как он мизинтерпретирует события — но раздражается не на Гага (ведь для Гага такие мизинтерпретации естественны, ожидаемы, какой с него спрос, с Маугли военного времени?), а на землян — ну вы тупые прекраснодушные идиоты, ну займитесь же парнем, не оставляйте его наедине с собой, когда его так плющит и корячит! Не-ет, ребята, этот мир не прекрасен, его обитатели в своем благополучии перестали понимать тех, кому рвутся помогать, перестали понимать собственное прошлое, собственную историю. А кто перестал ее понимать, обречен ее повторить...
Приходит следующее поколение читателей, выросших уже в лихие девяностые, и говорит предыдущему поколению: на ну вас в пень с вашим критическим восприятием, вот такие критики СССР и развалили, довели страну. Посмотрите на этот мир, какой он хороши! Все сыты, все одеты, нет олигархов, нет бандитов — чего вам еще надо? Гагу не все сопли вытерли? Пусть скажет спасибо, что живым с того света вынули! Мир Полдня не непрекрасен = мир Полдня прекрасен!
Так примерно.
|
|
|
Green_Bear 
 миродержец
      
|
29 мая 2011 г. 14:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль А без определения, то есть формирования собственной позиции по тому, как мы понимаем конкретное явление, никуда уехать в исследовании нельзя.
Согласен. А то будем спорить, путаясь в наших различиях понимания терминов. Хотя только на этом я бы заостряться тоже не стал.
|
––– Следующие рецензии в АК: Паркер, Ффорде, Дукай, Уоттс |
|
|
swgold 
 миродержец
      
|
29 мая 2011 г. 14:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
kagerou Следовало продолжить эстафету поколоний. Следующее поколение, родившееся\становившееся в нулевых. Читает "Парня", смотрит на предыдущее поколение пустым взглядом и спокойно вопрошает: "И чо?"
|
|
|