Терри Пратчетт Обсуждение ...


Вы здесь: Форумы sam.fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Терри Пратчетт. Обсуждение творчества»

Терри Пратчетт. Обсуждение творчества

 автор  сообщение


миротворец

Ссылка на сообщение 15 мая 2005 г. 00:25  
FAQ

- С чего начинать чтение Пратчетта?

Существует два распространённых мнения, имеющих свои плюсы и минусы:
1) С "Цвет волшебства", "Безумная звезда" и так далее по порядку написания книг.
2) С "Стража! Стража!", "К оружию! К оружию!", "Вещие сестрички", чтобы увидеть как Пратчетт отходит от написания пародий и переходит к строительству того Плоского мира, за который его полюбили миллионы читателей.
–––
Кто-нибудь, сделайте что-нибудь! Это приказ!


миродержец

Ссылка на сообщение 12 марта 19:44  
Десять лет
–––
Привычка думать бесследно для организма не проходит ©
(моя авторская колонка: https://fantlab.ru/user77209/blog)


миротворец

Ссылка на сообщение 13 марта 18:56  
Книги Терри Пратчетта указали на деменцию за 10 лет до постановки диагноза
В них постепенно снизилось разнообразие слов

https://nplus1.ru/news/2025/03/13/dementi...

Британские ученые провели лингвистический анализ и нашли отличия в языке книг Терри Пратчетта, написанных до и после постановки ему диагноза болезни Альцгеймера. В первую очередь изменилось разнообразие использованной лексики — оно начало снижаться еще за десять лет до постановки диагноза. Препринт исследования доступен на портале PsyArXiv.

У людей с болезнью Альцгеймера в головном мозге постепенно накапливается бета-амилоид и тау-белок. Это приводит к снижению когнитивных функций: чаще всего люди начинают обращать внимание на проблемы с памятью. Однако первые признаки болезни Альцгемейра, возникающие за годы до появления явных проблем, могут остаться незамеченными. К таким ранним предикторам деменции относится снижение внимания, трудности с составлением предложений и снижение словарного запаса.

Английскому писателю Терри Пратчетту в 2007 году диагностировали заднюю корковую атрофию — редкую форму болезни Альцгеймера. При этом заболевании у пациентов появляются проблемы с пространственными представлениями, зрением и речью. Тем не менее писатель продолжал работу над своими произведениями до самой смерти в 2015 году.

Исследователи во главе с Томасом Вилкоксоном (Thomas Wilcockson) из Университета Лафборо решили проследить, как менялись произведения писателя на протяжении его карьеры. Они хотели понять, можно ли предсказать развитие деменции за несколько лет до появления видимых симптомов. Использовав инструмент SketchEngine, они проанализировали 33 романа примерно одинаковой длинны из серии «Плоский мир»: 29 из них Пратчетт написал до постановки диагноза, 4 — после.

Ученые выяснили, что в книгах, написанных после постановки диагноза, значительно возросло количество слов всех частей речи. Например, число существительных увеличилось с 21819 до 29195 (p = 0,001), а глаголов — с 20015 до 26405 (p = 0,003). В то же время снизилось разнообразие слов, особенно существительных (p = 0,044) и прилагательных (p = 0,028), которые использовал писатель. Это говорит о том, что язык книг упростился.


Изменения в разнообразии использованной писателем лексики со временем
Pattison et. al / PsyArXiv, 2025


Тенденцию в изменении текстов писателя ученые заметили в текстах, написанных за 10 лет до официальной постановки диагноза — постепенно стало уменьшаться лексическое разнообразие. Исследователи использовали линейную регрессию, и увидели что падение лексического разнообразия может быть предиктором возрастных лингвистических изменений.

Результаты работы свидетельствуют о том, что небольшие изменения в использовании лексики, которые обычно оказываются незамеченными, могут наблюдаться за годы до постановки диагноза. Поэтому лингвистический анализ может стать хорошим средством раннего выявления когнитивных нарушений.

Анастасия Кузнецова–Фантони
–––
Say, we should form our own book club. With black jack! And hookers! In fact, forget the books.
© Bender Bending Rodríguez


философ

Ссылка на сообщение 13 марта 19:02  
цитата heleknar
Результаты работы свидетельствуют о том, что небольшие изменения в использовании лексики, которые обычно оказываются незамеченными, могут наблюдаться за годы до постановки диагноза. Поэтому лингвистический анализ может стать хорошим средством раннего выявления когнитивных нарушений.
Сомневаюсь я. В смысле для анализа нужно проанализировать и других писателей тоже
–––
Чтение-Сила


философ

Ссылка на сообщение 14 марта 07:01  
heleknar , любопытно, но эффект конвейерной монотонии тоже надо б учитывать.
Что поздний Пратчетт побледнее, сомнению не подлежит


философ

Ссылка на сообщение 28 марта 16:47  
Второй омнибус про Городскую стражу в цветной серии опять везде в предзаказе. Издательство сумело обновить права на обложку?


философ

Ссылка на сообщение 28 марта 17:11  
цитата refre
про Городскую стражу в цветной серии опять везде в предзаказе. Издательство сумело обновить права на обложку?
Я спрашивал тут про издание с Полиной Граф сказали права старые https://fantlab.ru/news7068
–––
Чтение-Сила


миротворец

Ссылка на сообщение 28 марта 21:15  
refre это глюк, имхо. Насколько я понял, права на омники кончились
–––
девочка летом слушала гром...


активист

Ссылка на сообщение 30 марта 00:16  
цитата refre
Второй омнибус про Городскую стражу в цветной серии опять везде в предзаказе. Издательство сумело обновить права на обложку?

Висит в предзаказах минимум с ноября прошлого года https://fantlab.ru/forum/forum15page2/top...
Может и раньше, просто я именно в ноябре обратил внимание, что поменялся статус на "предзаказ".
Так что да, шансов немного, что издадут.


философ

Ссылка на сообщение 30 марта 13:50  
Moryachok , первый предзаказ был года 2-3 назад) затем пропал и опять появился. А теперь и на озоне есть.


активист

Ссылка на сообщение 30 марта 23:03  
цитата refre
первый предзаказ был года 2-3 назад) затем пропал и опять появился

Ну да, я там и написал, что с 2022 года отслеживаю.


магистр

Ссылка на сообщение 8 апреля 16:42  
Зашёл сюда, чтобы узнать мнение других о том, как лучше начать читать Пратчетта. И вот первое сообщение, написанное здесь 20 лет назад, тоже было о том же самом!
Тем временем я написал два отзыва, чтобы предостеречь остальных, а то «Ринсвенд» чуть не отбил у меня желание продолжать читать цикл пару лет назад.
–––
Не всё так, как кажется. В поисках истины


авторитет

Ссылка на сообщение 8 апреля 17:13  
Так и как всё же стоит начинать читать Пратчетта? : )
–––
Над вымыслом слезами обольюсь...


магистр

Ссылка на сообщение 8 апреля 18:16  
fluser Таково моё мнение. :-)))
цитата
Цикл о волшебниках — это та самая отправная точка, с которой Терри Пратчетт начал свое путешествие по Плоскому миру. В центре повествования — стены Незримого Университета, главного магического заведения Анк-Морпорка, населенного весьма специфическими академиками. Главным героем часто выступает Ринсвинд, волшебник, чье мастерство в основном заключается в умении убегать и выживать в самых невероятных ситуациях. Не стоит забывать и о приключениях легендарного Коэна-Варвара и его Орды, также тесно связанных с этой линией.

Несмотря на то, что книги «Цвет волшебства» и «Безумная звезда» формально открывают серию, настоятельно не рекомендую начинать погружение в Плоский мир именно с них. Этому есть несколько причин:

1) Стиль раннего Пратчетта: Первые книги цикла заметно отличаются от последующих. Они в значительной степени являются пародией на классическое фэнтези, с акцентом на чистый, порой абсурдный юмор. Сатира и глубина, ставшие визитной карточкой Пратчетта позже, здесь только намечаются. Эти книги можно охарактеризовать как «излишне юмористические» и порой «излишне глобальные» по своему охвату, что может создать не совсем верное первое впечатление о многогранности вселенной.

2) Характер главного героя: Ринсвинд — знаковый персонаж, но его роль часто сводится к тому, чтобы быть катализатором хаоса и спасаться бегством. Он редко активно влияет на события или глубоко их понимает, скорее, события происходят с ним. Это забавно, но не отражает всего спектра проработанных и деятельных персонажей, которых Пратчетт создаст позже, и в других циклах даже почти не упоминается.

3) Фокус повествования: В ранних книгах приключения часто уводят Ринсвинда далеко за пределы Анк-Морпорка, исследуя различные уголки Диска. Это расширяет географию мира, но не дает того плотного погружения в жизнь самого города, которое так ценно в других циклах.

К счастью, цикл о волшебниках не остался статичным — он рос и развивался вместе с мастерством автора. Более поздние произведения, такие как «Интересные времена», «Последний герой» и особенно «Незримые академики», гораздо ближе к тому стилю, за который Пратчетта ценят поклонники Городской стражи или Мойста фон Липвига. Здесь больше социальной сатиры, философских ноток и взаимодействия с другими аспектами мира.

Именно поэтому поздние книги цикла значительно выигрывают, если читать их, уже имея представление об Анк-Морпорке и его обитателях, полученное из других циклов. Эти книги глубоко погружены в жизнь города, его политику и социальные взаимодействия. Например, «Незримые академики» блестяще раскрывают динамику Незримого Университета в контексте всего Анк-Морпорка, и понимание этого общего контекста значительно обогащает чтение. К слову, у «Незримых академиков» есть прекрасная аудиоверсия, которая великолепно передает юмор и атмосферу книги. Читать эти поздние истории без предварительного знакомства с городом — значит упустить множество нюансов и отсылок.

Начинать читать Пратчетта с Волшебников не стоит. Лучше выбрать что-то более сбалансированное, например, «Стража! Стража!», а крайне противоречивый цикл оставить на потом.


цитата
Полный обзор:

«Плоский мир» Терри Пратчетта — это не просто цикл книг, а целая вселенная, наполненная сатирой, юмором и глубокими размышлениями о жизни. Стоит сразу отметить, что я не просто прочитал, но и прослушал практически все книги, за исключением некоторых рассказов и малоизвестных дополнений. Однако ключевые произведения, формирующие основное повествование, полностью освоены.


Важно понимать, что «Плоский мир» — это не линейный цикл с чётким началом и концом. Хотя внутри него существуют отдельные линии (например, цикл о Ринсвинде, Городская стража, Смерть, Ведьмы и др.), нет необходимости читать книги строго по порядку. Оптимальный способ знакомства с этим миром — начинать с наиболее удачных и увлекательных произведений, которые помогут лучше понять общий стиль Пратчетта и не отбить интерес к дальнейшему чтению.


С чего НЕ стоит начинать:

Хотя цикл о Ринсвинде (например, «Цвет волшебства» и «Безумная звезда») считается официальным началом «Плоского мира», я не рекомендую его как первую точку входа. Эти книги, несмотря на свою значимость, ориентированы преимущественно на юмор, что может создать ложное впечатление о всей серии. Кроме того, большинство тем и персонажей из этих книг раскрываются более полно в других частях цикла, так что их можно оставить на потом без значительных потерь.


Лучший старт: Городская стража

Наилучшим вариантом для знакомства с «Плоским миром» является цикл о Городской страже, начиная с «Стража! Стража!». Этот цикл сочетает в себе всё, за что ценят Пратчетта: иронию, философию, отличный сюжет и продуманных персонажей. Он также выделяется высокой качественной озвучкой (особенно первых книг) и балансом между юмором и серьёзными темами. В отличие от многих других частей «Плоского мира», здесь не просто смешные приключения, а полноценные детективные истории с ярко выраженным социальным подтекстом.


После прочтения Городской стражи можно перейти к «Мойст фон Липвигу», чьи книги в некотором смысле продолжают идеи этого цикла. Этот персонаж представляет собой другой взгляд на механизмы власти и общественные институты, что делает его истории отличным логическим продолжением.


Другие достойные начала:

Альтернативным стартом может стать цикл о Смерти. Эти книги тоже удачно сочетают в себе юмор и философию, хотя в них отсутствует столь выраженный детективный элемент, как в Городской страже.


Цикл о ведьмах заслуживает особого внимания, но если говорить конкретно о книгах про Тиффани Болен, то в начале они действительно ощущаются как сказка. Однако по мере развития истории они приобретают более серьёзный тон. В целом, весь цикл о ведьмах представляет собой интересное сочетание юмора, философии и социальных тем, но для знакомства с «Плоским миром» лучше выбрать что-то другое.


Влияние озвучки на восприятие:

Особое внимание стоит уделить аудиоверсиям книг. Александр Клюквин, один из основных чтецов, придаёт повествованию сказочную атмосферу, что может исказить восприятие «Плоского мира» как исключительно доброго и уютного произведения. Однако в книгах Пратчетта наряду с комедией встречаются сцены довольно жёсткой сатиры и неожиданных сюжетных поворотов. Поэтому стоит учитывать, что разные озвучки могут влиять на общее впечатление.


Одиночные произведения:

Помимо циклов, у Пратчетта есть несколько отдельных произведений, не входящих в основные линии, но заслуживающих внимания. Например, «Правда» и «Пехотная баллада» являются отличными примерами его сатирического мастерства. Их лучше читать после знакомства с основными циклами, чтобы лучше понимать общий контекст.


«Мелкие боги» — ещё один интересный роман, который можно рассматривать как самостоятельное произведение или же как дополнение к основной вселенной. Его можно прочитать и на ранних этапах знакомства с «Плоским миром», так как он мало связан с другими книгами.


Оптимальный подход к чтению «Плоского мира» — это начинать с лучших его частей и двигаться дальше в зависимости от предпочтений. Городская стража — идеальная отправная точка, за ней можно перейти к циклу о Мойст фон Липвиге, Смерти или Ведьмах. Цикл о Ринсвинде лучше оставить на потом, а одиночные произведения — рассматривать в качестве дополнения.
–––
Не всё так, как кажется. В поисках истины


авторитет

Ссылка на сообщение 8 апреля 21:44  
Спасибо вам. Поставила "+". Жаль можно поставить лишь один.
–––
Над вымыслом слезами обольюсь...


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 8 апреля 21:54  
Shorek
Спорно вообще то. Это вкусовое.
Мне больше всего в цикле нравятся Ведьмы и Волшебники, Стража ничего, но не восторг прям, а про Смерть вообще скучновато.
Начинал я читать, как раз с первых книг про Ринсвинда (других на то время и не было) и мне очень понравилось.
Подозреваю, что опросы любителей Пратчетта дадут полярные результаты. Недаром все серии у него популярные.
Начинающим, лучше всего, попробовать по первой книге каждого цикла и самому определяться.


миродержец

Ссылка на сообщение 8 апреля 22:18  
Читаю сейчас официальную биографию Пратчетта ("Жизнь со сносками"). И вот мнение самого автора 8:-0:
цитата
Как сказал Терри, будучи почетным гостем на Всемирном конвенте научной фантастики в Бостоне: "Теперь мне немного неловко, когда люди начинают читать книги о Плоском мире с "Цвета волшебства" или "Безумной звезды". Это не лучшие мои вещи. Это я, автор, вам говорю. В случае Плоского мира начинать с начала не стоит"
–––
Привычка думать бесследно для организма не проходит ©
(моя авторская колонка: https://fantlab.ru/user77209/blog)


миротворец

Ссылка на сообщение 8 апреля 22:22  
Lilian он ошибался:-)
Мое мнение (которое не меняется) — читать налдо в порядке написания. Это не только к Пратчетту относится
–––
девочка летом слушала гром...


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 9 апреля 00:21  
Начинал с начала ("Цвет волшебства") и бросил надолго, без всякого желания продолжать. Спустя время дал второй шанс с циклом Стража, теперь читаю потихоньку, может, даже вернусь к Ринсвинду.


авторитет

Ссылка на сообщение 9 апреля 08:30  
Мне тоже первые книги не понравились. Точнее, мне вообще ничего не понравилось, кроме цикла про Стражу и Городских служб. Думаю, это потому, что эти циклы более... неправильно будет сказать "приземлённые", наверное — заземлённые. Когда Терри Пратчетт иронизирует или даже философствует на близкие к реальному миру темы у него это отлично получается, бьёт в цель. Когда отрывается от "бытовухи" — тут мне так и не стало интересно.
–––
"Что бы там не говорил философ Кант, действительность хуже, чем он думает" (с) ЕГЭ-2015


миродержец

Ссылка на сообщение 9 апреля 10:00  
Про стражу и про ведьм — замечательно, а вот про волшебников не очень. И да, я тоже голосую за то, что начинать надо со стражи. Сто лет назад прочла, до сих пор помню, что офигительно здорово. Про Смерть — для меня где-то посерединке — похуже ведьм и стражи, но определенно лучше волшебников.
Страницы: 123...143144145146147    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы sam.fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Терри Пратчетт. Обсуждение творчества»

 
  Новое сообщение по теме «Терри Пратчетт. Обсуждение творчества»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх