автор |
сообщение |
Massaraksh 
 философ
      
|
1 октября 2013 г. 15:26 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dark Andrew 4. Социальный конфликт в описываемом мире (т.е. для классического киберпанка — это мрачный мир поделенный корпорациями и т.д. и т.п.)
Я бы добавил еще и пункт насчет мотивации героя. Герой не спасает мир и не борется с этими самыми корпорациями, не устанавливает вселенскую справедливость и не сражается с местными мегазлодеями, и очень жаль, что понятие "крыса из нержавеющей стали" уже занято Гаррисоном, потому что герой и есть та самая крыса. Хотя, сама суть такого понятия у Гаррисона сформулирована верно, хоть и не имеет никакого отношения к киберпанку. Кстати, еще, в отличии от Гаррисона, "крыса" в данном случае сугубо отрицательная характеристика.
Конфликт героя, при все романтической направленности жанра, происходит не с миром, а со своим положением в нем. Именно поэтому Кейс у Гибсона герой киберпанка, а вот Нео из Матрицы — нет.
Ну а в целом, киберпанк вовсе не умер. Просто он наступил и мы в нем теперь живем.
цитата Фикс Под сколько пунктов из этого списка подпадает цикл Стерлинга о Шейперах и Механистах?
Ну вот и я что то полезное узнал из данной темы. У Стерлинга читал только "Схизматрицу", очень понравилось, а оказывается там целый цикл. Буду искать. Правда, когда я "Схизматрицу" читал, я так и не понял, при чем там вообще киберпанк.
|
|
|
Dark Andrew 
 гранд-мастер
      
|
1 октября 2013 г. 15:27 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата subhuman Они-то — КП, просто пункт 2 не имеет отношения к КП
Имеет-имеет. Это не обязательное условие, но 9 из 10 книг, о которых говорят, как о киберпанке именно этот пункт соблюдают вовсю. ИМХО, кстати, "Схизматрица" и остальный цикл Стерлинга киберпанком называть можно довольно условно — это НФ, исследующая ту же тематику, что и киберпанк.
|
|
|
Dark Andrew 
 гранд-мастер
      
|
1 октября 2013 г. 15:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Massaraksh Я бы добавил еще и пункт насчет мотивации героя. Герой не спасает мир и не борется с этими самыми корпорациями, не устанавливает вселенскую справедливость и не сражается с местными мегазлодеями, и очень жаль, что понятие "крыса из нержавеющей стали" уже занято Гаррисоном, потому что герой и есть та самая крыса. Хотя, сама суть такого понятия у Гаррисона сформулирована верно, хоть и не имеет никакого отношения к киберпанку. Конфликт героя, при все романтической направленности жанра, происходит не с миром, а со своим положением в нем. Именно поэтому Кейс у Гибсона герой киберпанка, а вот Нео из Матрицы — нет.
А я и отметил — герои-индивдуалисты именно это и подразумевает.
|
|
|
Фикс 
 миротворец
      
|
1 октября 2013 г. 15:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата opty Гибсон не разбирался в компах , и по этому его описания ВР и хакинга , с научной точки зрения ничего кроме улыбки не вызывают .
А вы в курсе что из себя представлял персональный компьютер на момент публикации "Сожжения Хром" в 82 году?
цитата opty Научного прогностического потенциала нет , и фантастические допущения принятые в рассказе к научности так же отношения не имеют .
Похоже вы просто не представляете насколько сильно описываемый у Гибсона мир отличался от существовавшей тридцать лет назад реальности.
|
––– Снорк усиленно соображал, дороже или дешевле стала тетрадь после того, как он исписал её... |
|
|
Massaraksh 
 философ
      
|
1 октября 2013 г. 15:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dark Andrew А я и отметил — герои-индивдуалисты именно это и подразумевает.
Герой индивидуалист — сугубо романтический герой. Это никак не может служить отличительным признаком именно киберпанка.
|
|
|
opty 
 гранд-мастер
      
|
1 октября 2013 г. 15:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dark Andrew "Машина различий" Гибсона/Стерлинга никак не киберпанк
Альтернативно исторический стимпанк с элементами гуманитарной НФ и триллера 
|
––– "Справедливость не милосердна , милосердие не справедливо" (с) Альберт Майнц |
|
|
Dark Andrew 
 гранд-мастер
      
|
1 октября 2013 г. 15:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Massaraksh Герой индивидуалист — сугубо романтический герой. Это никак не может служить отличительным признаком именно киберпанка.
ОК, согласен, я неудачно сформулировал.
Я имел в виду именно то, что вы написали — герой-индивидуалист, и ему не интересно спасать мир, он занимается своими делами.
|
|
|
Фикс 
 миротворец
      
|
1 октября 2013 г. 15:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dark Andrew ИМХО, кстати, "Схизматрица" и остальный цикл Стерлинга киберпанком называть можно довольно условно — это НФ, исследующая ту же тематику, что и киберпанк.
Ого, оказывается одно из программных произведений идеолога киберпанков не принадлежит к жанру. При том что минимум лет пятнадцать существует масса переведенных статей, интервью и эссе от самих участников этого процесса. Суровый русский фэндом, бессмысленный и беспощадный. 
|
––– Снорк усиленно соображал, дороже или дешевле стала тетрадь после того, как он исписал её... |
|
|
Massaraksh 
 философ
      
|
1 октября 2013 г. 15:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата opty Альтернативно исторический стимпанк с элементами гуманитарной НФ и триллера
А "Тихий дон" исторический лошадопанк.) При всем уважении, но тут опять та же старая проблема, когда забывают, зачем же в слове вообще присутствует окончание "панк".
|
|
|
opty 
 гранд-мастер
      
|
1 октября 2013 г. 15:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Фикс А вы в курсе что из себя представлял персональный компьютер на момент публикации "Сожжения Хром" в 82 году?
В курсе , (я программист с 20-ти летним стажем) Именно по этому отталкиваться Гибсону особо было не отчего , и состояние ИТ даже на современном ему этапе развития он представлял слабо . Просто полет фантазии , отлично написанной но никак не научной
|
––– "Справедливость не милосердна , милосердие не справедливо" (с) Альберт Майнц |
|
|
Massaraksh 
 философ
      
|
1 октября 2013 г. 15:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Фикс Ого, оказывается одно из программных произведений идеолога киберпанков оказывается не принадлежит к жанру.
Ну, таки, там весь сюжет вертится вокруг человечества в целом, которое покинуло один кусок камня и не нашло причин для заселения другого.) Кстати, имхо, замечательная концепция, просто замечательная. Ну и само человечество достаточно сильно отличается по ценностям от нам привычного.
|
|
|
Dark Andrew 
 гранд-мастер
      
|
1 октября 2013 г. 15:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата opty Альтернативно исторический стимпанк с элементами гуманитарной НФ и триллера
Просто стимпанк. То есть иначе говоря киберпанк, в котором нет "кибер", а есть "стим".
цитата Фикс Ого, оказывается одно из программных произведений идеолога киберпанков не принадлежит к жанру. При том что минимум лет пятнадцать существует масса переведенных статей, интервью и эссе от самих участников этого процесса. Суровый русский фэндом, бессмысленный и беспощадный.
Если мы говорим о "киберпанке", как о литературном течении, то "Схизматрица" без вариантов к нему относится. Если мы говорим о киберпанке, как о некотором поджанре, то "Схизматрица" к нему относится довольно условно.
|
|
|
opty 
 гранд-мастер
      
|
1 октября 2013 г. 15:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Massaraksh А "Тихий дон" исторический лошадопанк.) При всем уважении, но тут опять та же старая проблема, когда забывают, зачем же в слове вообще присутствует окончание "панк".
Вот именно , вот именно . Слово "панк" в жанровых определениях давным давно утеряло свой смысл , а в том же стимпанке или дизель панке никогда в общем таковым и не обладало . А термин киберпанк остался , термин который определяет жанр (ну или поджанр) фантастики об ИТ технологиях их влиянии на общество и человека
|
––– "Справедливость не милосердна , милосердие не справедливо" (с) Альберт Майнц |
|
|
opty 
 гранд-мастер
      
|
1 октября 2013 г. 15:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dark Andrew Просто стимпанк
Нет , в "Машине различий" дело однозначно происходит в альтернативной истории Земли где Беббиджу удалось построить и внедрить свою машину . Стимпанк может быть и не в Земной истории , даже в фентезийном антураже
|
––– "Справедливость не милосердна , милосердие не справедливо" (с) Альберт Майнц |
|
|
Dark Andrew 
 гранд-мастер
      
|
1 октября 2013 г. 15:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата opty в том же стимпанке или дизель панке никогда в общем таковым и не обладало
Как это не обладало??? "Машина различий" — стимпанк. Стимпанк = "Машина различий". Это то, откуда он пошёл. А то, что потом антураж остался, а наполнение ушло, это уже другой вопрос.
|
|
|
opty 
 гранд-мастер
      
|
1 октября 2013 г. 15:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Dark Andrew И что там такого "панкового" ? Просто авторы — отцы основатели киберпанка , ну вот и назвали по прямой ассоциации так поджанр 
И естественно стимпанк с этим никто не спорит , альтернативно-исторический Точно так же как "Никакой магии" — фэнтезийный А "Герметикон" опернокосмический
|
––– "Справедливость не милосердна , милосердие не справедливо" (с) Альберт Майнц |
|
|
Dark Andrew 
 гранд-мастер
      
|
1 октября 2013 г. 15:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата opty И что там такого "панкового" ? Просто авторы — отцы основатели киберпанка , ну вот и назвали по прямой ассоциации так поджанр
Все три названных мной пункта там панковские, кроме времени действия.
|
|
|
Dark Andrew 
 гранд-мастер
      
|
1 октября 2013 г. 15:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата opty Точно так же как "Никакой магии" — фэнтезийный А "Герметикон" опернокосмический
Ни первое ни второе не является стимпанком. Это приключенческое фэнтези и технофэнтези, соответственно, в антураже стимпанка.
|
|
|
Фикс 
 миротворец
      
|
1 октября 2013 г. 15:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата opty Именно по этому отталкиваться Гибсону особо было не отчего , и состояние ИТ даже на современном ему этапе развития он представлял слабо . Просто полет фантазии , отлично написанной но никак не научной
Вот поэтому проблема в терминологии. Под НФ вы понимаете не Science Fiction в широком смысле, а hard SF. Посмотрите статью в Энциклопедии Клюта где-то выше в теме в моем сообщении. Вряд ли кто-нибудь будет утверждать что Гибсон пишет Твердую НФ, но обычное НФ на самом деле шире, чем вы похоже считаете.
цитата Dark Andrew Если мы говорим о киберпанке, как о некотором поджанре, то "Схизматрица" к нему относится довольно условно.
Киберпанк как поджанр с акцентом на ИТ и антураж — это такой же мертворожденный кадавр, как и "турбореализм". Даже "попаданцы" имеют большее право именоваться поджанром, потому что этот ход хотя бы сюжетообразующий. По существу в 90-х на волне популярности разнообразной кино-фантастики про виртуальную реальность, компьютеры и хакеров произошло перенесение термина с литературного течения на эту нишевую продукцию. Потому что термин яркий, запоминающийся и продающийся. Это как с развитием языка, когда смысл слова может меняться буквально за пару лет, например "трахнуть". Проблема в том, что "литературный киберпанк" и "кинематографический киберпанк" имел разные корни, совершенно противоположные приоритеты и развивался в разное время и по разным сценариям.
зы. Вдобавок ретроспективное прочтение накладывает свои особенности, когда на прозу первой половины 80-х проецируются кино-образы и окружающая нас сейчас реальность. Например, как вы считаете каким представлял себе киберпространство среднестатический читатель году в 1985-м после просмотра фильма Tron или зависания по несколько часов на игровых автоматах или Спеке?
|
––– Снорк усиленно соображал, дороже или дешевле стала тетрадь после того, как он исписал её... |
|
|
Ithron 
 авторитет
      
|
1 октября 2013 г. 15:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
По-моему все разногласия от различий в том, какие произведения/фильмы брать за иконы жанра. Лично для меня это кинематограф, фильмы которые я уже перечислял: Blade Runner, Johnny Mnemonic, Nirvana, Split Second. Притом эти и некоторые другие фильмы у меня сгруппировались безо всякого отношения к термину (которого я не знал). Может это не киберпанк, но на мой взгляд эти ленты определенно имеют большое сходство, и как называть эту совокупность черт иначе, я не знаю.
|
|
|