Киберпанк


Вы здесь: Форумы sam.fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Киберпанк»

Киберпанк

 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 1 октября 2013 г. 15:26  

цитата Dark Andrew

4. Социальный конфликт в описываемом мире (т.е. для классического киберпанка — это мрачный мир поделенный корпорациями и т.д. и т.п.)

Я бы добавил еще и пункт насчет мотивации героя. Герой не спасает мир и не борется с этими самыми корпорациями, не устанавливает вселенскую справедливость и не сражается с местными мегазлодеями, и очень жаль, что понятие "крыса из нержавеющей стали" уже занято Гаррисоном, потому что герой и есть та самая крыса. Хотя, сама суть такого понятия у Гаррисона сформулирована верно, хоть и не имеет никакого отношения к киберпанку. Кстати, еще, в отличии от Гаррисона, "крыса" в данном случае сугубо отрицательная характеристика.

Конфликт героя, при все романтической направленности жанра, происходит не с миром, а со своим положением в нем. Именно поэтому Кейс у Гибсона герой киберпанка, а вот Нео из Матрицы — нет.

Ну а в целом, киберпанк вовсе не умер. Просто он наступил и мы в нем теперь живем.

цитата Фикс

Под сколько пунктов из этого списка подпадает цикл Стерлинга о Шейперах и Механистах?

Ну вот и я что то полезное узнал из данной темы. У Стерлинга читал только "Схизматрицу", очень понравилось, а оказывается там целый цикл. Буду искать. Правда, когда я "Схизматрицу" читал, я так и не понял, при чем там вообще киберпанк.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 1 октября 2013 г. 15:27  

цитата subhuman

Они-то — КП, просто пункт 2 не имеет отношения к КП

Имеет-имеет.
Это не обязательное условие, но 9 из 10 книг, о которых говорят, как о киберпанке именно этот пункт соблюдают вовсю. ИМХО, кстати, "Схизматрица" и остальный цикл Стерлинга киберпанком называть можно довольно условно — это НФ, исследующая ту же тематику, что и киберпанк.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 1 октября 2013 г. 15:28  

цитата Massaraksh

Я бы добавил еще и пункт насчет мотивации героя. Герой  не спасает мир и не борется с этими самыми корпорациями, не устанавливает вселенскую справедливость и не сражается с местными мегазлодеями, и очень жаль, что понятие "крыса из нержавеющей стали" уже занято Гаррисоном, потому что герой и есть та самая крыса. Хотя, сама суть такого понятия у Гаррисона сформулирована верно, хоть и не имеет никакого отношения к киберпанку. Конфликт героя, при все романтической направленности жанра, происходит не с миром, а со своим положением в нем. Именно поэтому Кейс у Гибсона герой киберпанка, а вот Нео из Матрицы — нет.

А я и отметил — герои-индивдуалисты именно это и подразумевает.


миротворец

Ссылка на сообщение 1 октября 2013 г. 15:28  

цитата opty

Гибсон не разбирался в компах , и по этому его описания ВР и хакинга , с научной точки зрения ничего кроме улыбки не вызывают .

А вы в курсе что из себя представлял персональный компьютер на момент публикации "Сожжения Хром" в 82 году?

цитата opty

Научного прогностического потенциала нет , и фантастические допущения принятые в рассказе к научности так же отношения не имеют .

Похоже вы просто не представляете насколько сильно описываемый у Гибсона мир отличался от существовавшей тридцать лет назад реальности.
–––
Снорк усиленно соображал, дороже или дешевле стала тетрадь после того, как он исписал её...


философ

Ссылка на сообщение 1 октября 2013 г. 15:29  

цитата Dark Andrew

А я и отметил — герои-индивдуалисты именно это и подразумевает.

Герой индивидуалист — сугубо романтический герой. Это никак не может служить отличительным признаком именно киберпанка.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 1 октября 2013 г. 15:30  

цитата Dark Andrew

"Машина различий" Гибсона/Стерлинга никак не киберпанк

Альтернативно исторический стимпанк с элементами гуманитарной НФ и триллера :-)))
–––
"Справедливость не милосердна , милосердие не справедливо" (с) Альберт Майнц


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 1 октября 2013 г. 15:31  

цитата Massaraksh

Герой индивидуалист — сугубо романтический герой. Это никак не может служить отличительным признаком именно киберпанка.

ОК, согласен, я неудачно сформулировал.

Я имел в виду именно то, что вы написали — герой-индивидуалист, и ему не интересно спасать мир, он занимается своими делами.


миротворец

Ссылка на сообщение 1 октября 2013 г. 15:33  

цитата Dark Andrew

ИМХО, кстати, "Схизматрица" и остальный цикл Стерлинга киберпанком называть можно довольно условно — это НФ,
исследующая ту же тематику, что и киберпанк.

Ого, оказывается одно из программных произведений идеолога киберпанков не принадлежит к жанру.
При том что минимум лет пятнадцать существует масса переведенных статей, интервью и эссе от самих участников этого процесса.
Суровый русский фэндом, бессмысленный и беспощадный.
–––
Снорк усиленно соображал, дороже или дешевле стала тетрадь после того, как он исписал её...


философ

Ссылка на сообщение 1 октября 2013 г. 15:33  

цитата opty

Альтернативно исторический стимпанк с элементами гуманитарной НФ и триллера

А "Тихий дон" исторический лошадопанк.) При всем уважении, но тут опять та же старая проблема, когда забывают, зачем же в слове вообще присутствует окончание "панк".


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 1 октября 2013 г. 15:34  

цитата Фикс

А вы в курсе что из себя представлял персональный компьютер на момент публикации "Сожжения Хром" в 82 году?

В курсе , (я программист с 20-ти летним стажем)
Именно по этому отталкиваться Гибсону особо было не отчего , и состояние ИТ даже на современном ему этапе развития он представлял слабо . Просто полет фантазии , отлично написанной но никак не научной
–––
"Справедливость не милосердна , милосердие не справедливо" (с) Альберт Майнц


философ

Ссылка на сообщение 1 октября 2013 г. 15:36  

цитата Фикс

Ого, оказывается одно из программных произведений идеолога киберпанков оказывается не принадлежит к жанру.

Ну, таки, там весь сюжет вертится вокруг человечества в целом, которое покинуло один кусок камня и не нашло причин для заселения другого.) Кстати, имхо, замечательная концепция, просто замечательная. Ну и само человечество достаточно сильно отличается по ценностям от нам привычного.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 1 октября 2013 г. 15:37  

цитата opty

Альтернативно исторический стимпанк с элементами гуманитарной НФ  и триллера 

Просто стимпанк. То есть иначе говоря киберпанк, в котором нет "кибер", а есть "стим".

цитата Фикс

Ого, оказывается одно из программных произведений идеолога киберпанков не принадлежит к жанру.
При том что минимум лет пятнадцать существует масса переведенных статей, интервью и эссе от самих участников этого процесса.
Суровый русский фэндом, бессмысленный и беспощадный.

Если мы говорим о "киберпанке", как о литературном течении, то "Схизматрица" без вариантов к нему относится. Если мы говорим о киберпанке, как о некотором поджанре, то "Схизматрица" к нему относится довольно условно.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 1 октября 2013 г. 15:38  

цитата Massaraksh

А "Тихий дон" исторический лошадопанк.) При всем уважении, но тут опять та же старая проблема, когда забывают, зачем же в слове вообще присутствует окончание "панк".

Вот именно , вот именно . Слово "панк" в жанровых определениях давным давно утеряло свой смысл , а в том же стимпанке или дизель панке никогда в общем таковым и не обладало . А термин киберпанк остался , термин который определяет жанр (ну или поджанр) фантастики об ИТ технологиях их влиянии на общество и человека
–––
"Справедливость не милосердна , милосердие не справедливо" (с) Альберт Майнц


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 1 октября 2013 г. 15:41  

цитата Dark Andrew

Просто стимпанк

Нет , в "Машине различий" дело однозначно происходит в альтернативной истории Земли где Беббиджу удалось построить и внедрить свою машину . Стимпанк может быть и не в Земной истории , даже в фентезийном антураже
–––
"Справедливость не милосердна , милосердие не справедливо" (с) Альберт Майнц


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 1 октября 2013 г. 15:41  

цитата opty

в том же стимпанке или дизель панке никогда в общем таковым и не обладало

Как это не обладало???
"Машина различий" — стимпанк. Стимпанк = "Машина различий". Это то, откуда он пошёл. А то, что потом антураж остался, а наполнение ушло, это уже другой вопрос.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 1 октября 2013 г. 15:47  
Dark Andrew
И что там такого "панкового" ? Просто авторы — отцы основатели киберпанка , ну вот и назвали по прямой ассоциации так поджанр :-)

И естественно стимпанк с этим никто не спорит , альтернативно-исторический
Точно так же как "Никакой магии" — фэнтезийный
А "Герметикон" опернокосмический
–––
"Справедливость не милосердна , милосердие не справедливо" (с) Альберт Майнц


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 1 октября 2013 г. 15:49  

цитата opty

И что там такого "панкового" ? Просто авторы — отцы основатели киберпанка , ну вот и назвали по прямой ассоциации так поджанр

Все три названных мной пункта там панковские, кроме времени действия.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 1 октября 2013 г. 15:50  

цитата opty

Точно так же как "Никакой магии" — фэнтезийный
А "Герметикон" опернокосмический

Ни первое ни второе не является стимпанком. Это приключенческое фэнтези и технофэнтези, соответственно, в антураже стимпанка.


миротворец

Ссылка на сообщение 1 октября 2013 г. 15:53  

цитата opty

Именно по этому отталкиваться Гибсону особо было не отчего , и состояние ИТ даже на современном ему этапе развития он представлял слабо . Просто полет фантазии , отлично написанной но никак не научной

Вот поэтому проблема в терминологии. Под НФ вы понимаете не Science Fiction в широком смысле, а hard SF. Посмотрите статью в Энциклопедии Клюта где-то выше в теме в моем сообщении.
Вряд ли кто-нибудь будет утверждать что Гибсон пишет Твердую НФ, но обычное НФ на самом деле шире, чем вы похоже считаете.

цитата Dark Andrew

Если мы говорим о киберпанке, как о некотором поджанре, то "Схизматрица" к нему относится довольно условно.

Киберпанк как поджанр с акцентом на ИТ и антураж — это такой же мертворожденный кадавр, как и "турбореализм". Даже "попаданцы" имеют большее право именоваться поджанром, потому что этот ход хотя бы сюжетообразующий.
По существу в 90-х на волне популярности разнообразной кино-фантастики про виртуальную реальность, компьютеры и хакеров произошло перенесение термина с литературного течения на эту нишевую продукцию. Потому что термин яркий, запоминающийся и продающийся. Это как с развитием языка, когда смысл слова может меняться буквально за пару лет, например "трахнуть".
Проблема в том, что "литературный киберпанк" и "кинематографический киберпанк" имел разные корни, совершенно противоположные приоритеты и развивался в разное время и по разным сценариям.

зы. Вдобавок ретроспективное прочтение накладывает свои особенности, когда на прозу первой половины 80-х проецируются кино-образы и окружающая нас сейчас реальность. Например, как вы считаете каким представлял себе киберпространство среднестатический читатель году в 1985-м после просмотра фильма Tron или зависания по несколько часов на игровых автоматах или Спеке?
–––
Снорк усиленно соображал, дороже или дешевле стала тетрадь после того, как он исписал её...


авторитет

Ссылка на сообщение 1 октября 2013 г. 15:53  
По-моему все разногласия от различий в том, какие произведения/фильмы брать за иконы жанра. Лично для меня это кинематограф, фильмы которые я уже перечислял: Blade Runner, Johnny Mnemonic, Nirvana, Split Second.
Притом эти и некоторые другие фильмы у меня сгруппировались безо всякого отношения к термину (которого я не знал). Может это не киберпанк, но на мой взгляд эти ленты определенно имеют большое сходство, и как называть эту совокупность черт иначе, я не знаю.
Страницы: 123...1516171819...737475    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы sam.fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Киберпанк»

 
  Новое сообщение по теме «Киберпанк»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх