автор |
сообщение |
negrash 
 миротворец
      
|
|
Ashtrace 
 активист
      
|
9 октября 2024 г. 18:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
У меня возник небольшой вопрос по поводу творчества Грега Бира (он два года назад умер). Своей темы у него нет, поэтому пишу тут.
Критик Гарднер Дозуа в статье «Научная фантастика восьмидесятых» (1984) для «Вашингтон пост» причислил Грега Бира к ключевым авторам киберпанка наравне с Брюсом Стерлингом, Уильямом Гибсоном, Льюисом Шайнером и Пэт Кэдиган. По сути его записали в киберпанки авансом из-за попавшего в знаковую антологию Стерлинга Mirrorshades рассказа «Камень» (1982) и двух отличных, но коротких повестей, опубликованных в 1983: «Музыка, звучащая в крови» и «Смертельная схватка» (Hardthought). По этому поводу ещё Майкл Суэнвик писал, что киберпанки «встретили его (Бира) с распростёртыми объятиями».
Но вскоре выяснилось, что Бир не хотел иметь с ними ничего общего и активно открещивался от такого причисления, настаивая на ярлыке hard sci-fi для себя. А в 90-е внезапно выдал типа-посткиберпанк «Королева ангелов» (1990) и её разноуровневые по качеству продолжения, от абсолютно проходняковых «Голов» (1990) до присыпанного премиями Moving Mars (1993).
Так в чём была причина такой антипатии к киберпанкам, сменившейся отчаянной попыткой запрыгнуть на уходящий поезд? Никак не могу найти инфу, а надо. Грег Бир где-то пояснял свою позицию развёрнуто? Может, ещё кто-то об этом рассказывал? И если да, то где можно почитать (на русском или английском)?
Заранее спасибо.
|
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
9 октября 2024 г. 19:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Ashtrace
цитата Но вскоре выяснилось, что Бир не хотел иметь с ними ничего общего и активно открещивался от такого причисления, настаивая на ярлыке hard sci-fi для себя. А в 90-е внезапно выдал типа-посткиберпанк «Королева ангелов» (1990) и её разноуровневые по качеству продолжения, от абсолютно проходняковых «Голов» (1990) до присыпанного премиями Moving Mars (1993). Вы так пишете, как-будто "быть киберпанком" — это полный аналог "быть членом Союза писателей СССР". В антологию включили, темы в творчестве схожие, но в каких-то взглядах с тем же Стерлингом разнился, в каких-то интервью об этом сказал — только-то и всего. А уж к 1990 году ВСЁ, что было написано в подобной стилистике было посткиберпанком. Это как наши передвижники. Группа развалилась, но в живописи никто не додумался придумать термин "постпередвижники". 
|
|
|
vfvfhm 
 миродержец
      
|
9 октября 2024 г. 20:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата SeidheВы так пишете, как-будто "быть киберпанком" — это полный аналог "быть членом Союза писателей СССР". Да просто художники-писатели — тонкие натуры ,не любят, когда их с кем-то сравнивают. Самого Суэнвика тоже то вписывали, то выписывали из киберпанков. Думаю, тут все на личный успех завязано. Пока твое имя на слуху и книжки хорошо издаются, тебе противно, что на тебя ярлык навесили. А когда туго приходится, начинаешь канючить ,чтоб и тебя под прокачанный бренд убрали В этом смысле посмодернистам-гуманитарщиким не повезло с самого начала. Конни Уиллис, К.С. Робинсону, Люциусу Шепарду приходилось самим на рынке выгребать Омниаверитас про них дерзкие статейки в фэнзинах не писал
|
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
|
vfvfhm 
 миродержец
      
|
|
skour 
 миродержец
      
|
10 октября 2024 г. 23:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Ashtrace«Музыка, звучащая в крови» и «Смертельная схватка» (Hardthought) Странные люди. Какое отношение эти повести имеют к киберпанку? Там практически никаких соответствующих атрибутов нет.
|
|
|
Kavabanger 
 магистр
      
|
11 октября 2024 г. 09:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата skourТам практически никаких соответствующих атрибутов нет. "Соответствующие атрибуты" это виртуальность, дистопичное будущее и герой одиночка, который пытается выжить? А есть эти атрибуты в рассказе "Моцарт в зеркальных очках" из одноименного сборника, который был собсна манифестом "Движения", которое потом критики и читатели решили переименовать в "киберпанк"? Стерлинг, Гибсон и прочие идеологи от этого термина и рамок, которые он накладывает, руками и ногами отбивались. Не отбились
|
––– Землю накрапывал дождь... |
|
|
Ashtrace 
 активист
      
|
11 октября 2024 г. 15:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата SeidheА уж к 1990 году ВСЁ, что было написано в подобной стилистике было посткиберпанком. Это как наши передвижники. Группа развалилась, но в живописи никто не додумался придумать термин "постпередвижники". ;-) Всё-таки аналогия некорректна. Тут не просто «группа развалилась», тут скорее «основатели киберпанка банально протухли и не смогли преодолеть жанровый кризис».
Брюс Стерлинг после посткиберпанковских The Caryatids (2009) ушёл в сетературу, коллабы и торговлю лицом, так с тех пор и не выдав ничего путного. Глянул его Pirate Utopia (2016), а там альтернативная история после Первой мировой войны. Это что, точно Стерлинг? Ну и зачем такое?
Льюис Шайнер был прямым конкурентом Гибсона, но после триумфальной «Фронтеры» (1984) и «Моцарта в зеркальных очках» (1985) забил на киберпанк и не возвращался к нему, засев писать всё подряд, от фэнтези до мейнстрима. Теперь его как основателя киберпанка банально не помнят.
Пэт Кэдиган вообще эмигрировала в Лондон в 1996, произвела посткиберпанковские Tea from an Empty Cup (1998) и Dervish in Digital (2000), а потом потонула в написании новеллизаций. Врагу такого не пожелаешь.
Грег Бир, который «я вообще не киберпанк, но как бы рядом постоять не прочь», кончил написанием абсолютно вторичного и блевотного цикла «Псы войны» с закосом под «Звёздный десант» и участием в мутных межавторских проектах. Срамота.
Уильям Гибсон держался дольше всех, но в крайней на данный момент трилогии (пока написано лишь 2/3) «Джекпот» скатился в путешествия во времени, попаданчество и альтернативную историю. Если дошло до таких дешёвых тропов, то дальше можно уже не читать.
А посткиберпанк в итоге спасли и обжили совершенно другие люди: годные японские мангаки и аниме-рисователи на Востоке и Нил Стивенсон, Джефф Нун, Дэвид Марусек, Дэниэл Суарез, Йен Макдональд и Ханну Райаниеми на Западе.
|
|
|
skour 
 миродержец
      
|
11 октября 2024 г. 20:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kavabanger"Соответствующие атрибуты" это виртуальность, дистопичное будущее и герой одиночка, который пытается выжить? В первую очередь High Tech, Low Life. Дистопичность нужна, остальные два нет. А какие еще могут быть?
|
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
|
skour 
 миродержец
      
|
11 октября 2024 г. 20:24 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Ashtrace«Псы войны» с закосом под «Звёздный десант» Это зря. Там только первая книга под «Звёздный десант», а во второй автор дает читателю под дых и все оказывается совсем не тем, чем казалось.
|
|
|
skour 
 миродержец
      
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
|
skour 
 миродержец
      
|
|
Kavabanger 
 магистр
      
|
11 октября 2024 г. 21:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата skourА он сам знает?
цитата Первая публикация Джеймса Патрика Келли состоялась в 1975 году. Его карьера резко пошла в гору в начале 1980-х, когда он написал около двух дюжин рассказов и два романа. Второй из них, «Пляж свободы», созданный совместно с Джоном Кесселом, привлек внимание критиков непосредственной фантазией и богатой литературной эрудицией авторов.
Как и в случае Кессела, критики относили творчество Келли к достаточно условной группе НФ-писателей — «гуманистов», новому литературному крылу, которое противопоставляли (в теории) более «твердым» техническим интересам авторов киберпанка.
В 1985 году Келли с радостью осложнил критикам жизнь, опубликовав следующий рассказ, высокотехнологичную фантастическую историю безудержной визионерской смелости.
За ней последовали еще две повести, столь же изобретательные и оригинальные, составившие, по словам автора, «киберпанковскую трилогию». Своим примером Келли продемонстрировал азбучную истину научной фантастики: пока критики разделяют и анализируют, писатели объединяют и синтезируют. Да он то знает, только видение у него отличается от вашего. Движение как раз рамки пыталось ломать, в итоге же их попытались загнать в местечковое гетто и все разбежались кто куда, чтобы не клепать всю жизнь про хай тек лоу лайв и людей-флешек
|
––– Землю накрапывал дождь... |
|
|
skour 
 миродержец
      
|
11 октября 2024 г. 22:39 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата KavabangerДа он то знает, только видение у него отличается от вашего. Движение как раз рамки пыталось ломать, в итоге же их попытались загнать в местечковое гетто и все разбежались кто куда, чтобы не клепать всю жизнь про хай тек лоу лайв и людей-флешек Похоже, что единственное, что их на самом деле объединяет — принадлежность к одной тусовке. Ну а совпадения в идеях и стилистике, это уже постольку-поскольку.
|
|
|
vfvfhm 
 миродержец
      
|
11 октября 2024 г. 23:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Ashtraceтут скорее «основатели киберпанка банально протухли и не смогли преодолеть жанровый кризис». Думаю, это конкретные писатели должны страдать ,что у них лучший роман вышел двадцать лет назад. А просвещенный читатель, знающий, как трудно наваять шедевр или просто прорывную вещь в новом измерении искусства ,может и поуважительней относиться к художникам сумевшим-таки сказать новое и важное слово, прочистившее мозг и обогатившее душу миллионам людей по всему миру. Я не читал последние книги Уильяма Гибсона, да и вообще много лет его не читал, были такие периоды. Но за то, что он в конце 1990-х подготовил меня морально и интеллектуально к будущему ,которое наступило быстрее ,чем я мог себе представить, я ему и его соратникам буду по гроб жизни благодарен. Уверен ,что я далеко не один такой.
|
|
|
Kavabanger 
 магистр
      
|
12 октября 2024 г. 14:27 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата skourПохоже, что единственное, что их на самом деле объединяет — принадлежность к одной тусовке. Ну а совпадения в идеях и стилистике, это уже постольку-поскольку. Может быть. А может, первое следствие второго.
|
––– Землю накрапывал дождь... |
|
|
skour 
 миродержец
      
|
12 октября 2024 г. 19:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата KavabangerА может, первое следствие второго. Уже упомянутый сборник "Зеркальные очки". Что общего у "Баек про Гудини" с киберпанком, кроме личности автора?
|
|
|