Антиутопии


Вы здесь: Форумы sam.fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Антиутопии»

Антиутопии

 автор  сообщение


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 31 мая 2011 г. 22:42  
И из свеженького про роботов хороша антиутоия, "Генезис 2075".


философ

Ссылка на сообщение 31 мая 2011 г. 23:34  

цитата Шолль

слова "эмоциональный настрой", "эмоциональный тон произведения", "эмоционально-ценностная ориентация" никак не относятся к эмоциональному содержанию?
Относятся. Но в том, в гигантском отрывке, который зачем-то запостили, их нет. Есть "типом идейно-эмоционального отношения к жизни". А содержание произведения не есть отношение автора к описываемому. Это азы.

цитата Шолль

Так уже несколько раз:
Вопрос был: типы эмоционального содержания. Вопрос был иллюстрирован примерами различных типологий. В ответ получил цитату про пафос и идейное отношение. ??? К тому же, Ваш источник разделяет героическое и трагическое, юмор и романтику, сатиру и драму. Т.е., ни "Трое в лодке", ни бюрократическая сатирическая антиутопия "Додкин при деле" ему не по зубам.

цитата Шолль

Я считаю, что ваша аналогия не подходит
Опять уклоняетесь. Мне известно, что такое определяющее настроение, тон, атмосфера. Мне интересно, какой тип эмоционального содержания определяет сатира.


философ

Ссылка на сообщение 1 июня 2011 г. 00:14  

цитата ааа иии

А содержание произведения не есть отношение автора к описываемому. Это азы.

???%-\Извините, но отношение автора к описываемому, его идеи, мысли, эмоции — это и есть содержательный план произведения. Автор через систему персонажей, художественный мир, события выражает нечто, мысль, эмоцию, которую хочет донести до читателя. В этом смысле герои, мир, фабула, особенности композиции являются формой. Но. Форма в литературе очень тесно связана с содержанием, мы проделываем условную логическую операцию, чтобы их разделить.

цитата ааа иии

В ответ получил цитату про пафос и идейное отношение.

Ну я уже не знаю, сколько раз нужно повторить одно и то же.
Типы эмоционального содержания: героизм, трагизм, романтика, драматизм, комизм, сатира, и так далее по списку.

цитата ааа иии

К тому же, Ваш источник разделяет героическое и трагическое, юмор и романтику, сатиру и драму.

Объясните мне, почему вы считаете, что эмоциональное содержание в произведении может быть только одно и точка? Как есть главный и второстепенный герой, тип эмоционального содержания тоже может быть основным и второстепенным, сопутствующим.

цитата ааа иии

Опять уклоняетесь.

Хорошо, вот ваша аналогия.

цитата ааа иии

Да. Иначе... Если под "содержание молочного жира не менее 20%" некто будет подразумевать наличие ржавых гвоздей в упаковке — тоже согласитесь?

В анатомии есть термин "древо жизни мозжечка". Раз анатомы назвали это древом, будьте добры, обеспечьте содержание древесины внутри черепной коробки.
Тип эмоционального содержания — более абстрактное понятие, чем молочный жир.

цитата ааа иии

Мне интересно, какой тип эмоционального содержания определяет сатира.

В принципе, в цитате все достаточно доступно написано. Сатира не определяет тип, она им является, одним из.
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


философ

Ссылка на сообщение 1 июня 2011 г. 08:13  

цитата Шолль

Типы эмоционального содержания: героизм, трагизм, романтика, драматизм, комизм, сатира, и так далее по списку.

Нефилологи такое читают и понимают, что литературоведение занимается подсчетами ангелов на конце иглы. Или, вернее, классификацией невидимых розовых единорогов.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


миродержец

Ссылка на сообщение 1 июня 2011 г. 09:03  

цитата ameshavkin

Нефилологи такое читают и понимают, что литературоведение занимается подсчетами ангелов на конце иглы. Или, вернее, классификацией невидимых розовых единорогов.


А ведь серьезно, дамы и господа. С "ироническим пафосом" замечу, что Вы дискредитируете литературоведение в глазах читающей общественности.
С "романтическим пафосом" взываю к Вам: прислушайтесь к гласу вопиющему в пустыне:

цитата ameshavkin

Эта терминологическая игра в бирюльки производит на меня угнетающее впечатление.
Термин имеет право на существование, только когда он указывает на какой-то аспект реальности. Здесь же термины ссылаются только друг на друга.
Увы, советское литературоведение имеет много общего с псевдонаукой. В частности, это логически непротиворечивая система понятий, которая практически не имеет отношения к реальному существованию литературы. Это особого рода риторика, которая надевает шоры на тех, кто ею пользуется. Все ответы давно известны, и дело только в том, чтобы в очередной раз их подтвердить.


А с другой стороны, эта дискуссия отлично показывает беспомощность и нелепость советского литературоведения (не всего, конечно, и там были приличные люди) — и то польза.


философ

Ссылка на сообщение 1 июня 2011 г. 09:09  

цитата Шолль

Объясните мне, почему вы считаете, что эмоциональное содержание в произведении может быть только одно и точка?
В общем, после этого психоаналитического пассажа

цитата Шолль

отношение автора к описываемому, его идеи, мысли, эмоции — это и есть содержательный план
решил закончить, но объяснить могу попытаться.
Тот, кто внедряет типологию по эмоциональному содержанию — обязан так считать. Иначе чем он занят?
Типу может принадлежать множество значений, он суть совокупность элементов. Например

цитата Роман Воронежский

Крестьянин, приехавший в Москву покупать лошадь, девочка, сидящая на подоконнике и смотрящаяся в зеркальце, глухонемой вор-карманник, абитуриент художественного вуза в лесу с мольбертом и злобная сука на мотоцикле — это всё Селиванова, человек удивительный, разносторонний, как грампластинка.
Но множество значений элементов, принадлежащих типу, должно быть устойчивым и независимым. И по Ожегову, и по Далю :-) Если у тебя с самого начала все признаки переливаются, сливаются, наслаиваются и растворяются, и поэтому классификация по объему приближается к размеру текста — подумай о смысле и назначении систематики.


философ

Ссылка на сообщение 1 июня 2011 г. 09:10  

цитата С.Соболев

И из свеженького про роботов хороша антиутопия, "Генезис 2075".
Насколько хороша?


философ

Ссылка на сообщение 1 июня 2011 г. 09:32  

цитата ameshavkin

Нефилологи такое читают и понимают, что литературоведение занимается подсчетами ангелов на конце иглы. Или, вернее, классификацией невидимых розовых единорогов.

Может быть нефилологам последовать совету и немножко познакомиться с предметом дискуссии? А то вон физики какие-то элементарные частицы подсчитывают, откуда я знаю, что это не очередные розовые единороги, чтобы вытянуть побольше финансов, а?

цитата Kniga

А ведь серьезно, дамы и господа. С "ироническим пафосом" замечу, что Вы дискредитируете литературоведение в глазах читающей общественности.
С "романтическим пафосом" взываю к Вам: прислушайтесь к гласу вопиющему в пустыне:

А я вот не понимаю этого пафоса отрицания всего. Я в курсе, что советское литературоведение не в моде среди просвещенных. Но зачем все-то выбрасывать на помойку?
Эта ситауция, когда никто ничего не знает, но твердо стоит на позиции, что знать ничего и не нужно, потому что единой и непреодолимой, как каменная стена, классификации не существует, ведет в никуда. Вы и ameshavkin сейчас в этой уверенности, что ничего не нужно знать о литературе и литературоведении, народ убеждаете. Вот человек проблему соотношения формы и содержания вообще воспринять не может как проблему именно из-за этого убеждения, что знать о литературе ничего не нужно, все — розовые единороги и в терминологический словарь смотреть не надо — там же все врут!
В итоге на этом сайте и дилогию и книгу, опубликованную в двух томах, называют романом-эпопеей, потому, что так удобнее. Все!

цитата ааа иии

Если у тебя с самого начала все признаки переливаются, сливаются, наслаиваются и растворяются, и поэтому классификация по объему приближается к размеру текста — подумай о смысле и назначении систематики.


Типология и классификация в литературовдении условна. Но если вообще не пытаться, хоть абстрактно, провести хоть условную классификацию, мы так и не поймем, чем одно произведение отличается от другого. Я все пытаюсь вам это объяснить, но вы меня слышать не хотите.
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 1 июня 2011 г. 11:12  

цитата Kniga

С "ироническим пафосом" замечу, что Вы дискредитируете литературоведение в глазах читающей общественности.

Ничего страшного. Его тут уже давно дискредитировали, сведя к "я так вижу, мне так хочется и кто громче кричит — тот и прав". Еще одна чухня навроде

цитата kagerou

Я вижу, что антиутопические и дистопические тексты различны. По структуре, по пафосу, по идейному наполнению.
Я, блин, одна, что ли, это вижу?

или вот этой самой игры в термины-бирюльки ничего не изменит. :-)
–––
And from his nose unto his chin, The worms crawled out, the worms crawled in...


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 1 июня 2011 г. 11:55  
то ааа иии на странице произведения отзы отписал. http://fantlab.ru/work174043


философ

Ссылка на сообщение 1 июня 2011 г. 12:35  

цитата Kuntc

Ничего страшного. Его тут уже давно дискредитировали, сведя к "я так вижу, мне так хочется и кто громче кричит — тот и прав". Еще одна чухня навроде
цитата kagerou
Я вижу, что антиутопические и дистопические тексты различны. По структуре, по пафосу, по идейному наполнению.
Я, блин, одна, что ли, это вижу?


Чухня — это то, что пишете вы.
Можете оспорить меня предметно — оспорьте. Докажите, что, например, "Свободное владение Фарнхэма" и "Если это будет продолжаться" структурно одинаковы. Слабо?


философ

Ссылка на сообщение 1 июня 2011 г. 12:58  

цитата kagerou

Докажите, что, например, "Свободное владение Фарнхэма" и "Если это будет продолжаться" структурно одинаковы

Их структурные различия очевидны, но вовсе не говорят о том, что одно "дистопия", а другое "антиутопия". Нет, это вы докажите. Каковы структурные признаки дистопии, какие из них присутствуют в "Фарнхэме"? Слабо?
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


миродержец

Ссылка на сообщение 1 июня 2011 г. 13:02  
Вот для меня структурные отличия неочевидны. В том смысле, что эти отличия принципиально образуют новую сущность.


философ

Ссылка на сообщение 1 июня 2011 г. 13:11  

цитата ameshavkin


Их структурные различия очевидны, но вовсе не говорят о том, что одно "дистопия", а другое "антиутопия". Нет, это вы докажите. Каковы структурные признаки дистопии, какие из них присутствуют в "Фарнхэме"? Слабо?


Да что ж тут "слабо", раз пять уже говорили: актуальные на момент написания страхи, экстраполированные в будущее: ядерная война и торжество расизма. Оба вопроса куда как актуальны в США начала 60-х, с Карибским кризисом и движением Кинга.
Правда, с присущей Хайнлайну иронией, он изобразил господствующей расой черных.


философ

Ссылка на сообщение 1 июня 2011 г. 13:15  

цитата kagerou

ядерная война и торжество расизма

Это структурные признаки? Нет, тематические. Для структуры произведения они нерелевантны. Неудачная попытка.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


философ

Ссылка на сообщение 1 июня 2011 г. 13:17  

цитата swgold

Вот для меня структурные отличия неочевидны. В том смысле, что эти отличия принципиально образуют новую сущность.


Смотрите. Дистопия: берется некое актуальное сегодняшнее "плохо" — гонка вооружений, наплевательство на экологию, расизм, засилье преступности — раздувается до мироструктурирующего масштаба и экстраполируется в вымышленное "завтра".
Антиутопия: берется некое актуальное "хорошо", или, по крайней мере то, что принимается за "хорошо" заметной группой населения: торжество религиозного мировоззрения, торжество коммунизма, отмена частной собственности или торжество либерализма, кому что по душе. И точно тем же методом экстраполируется в "завтра", по пути МЕНЯЯ ЗНАК.


философ

Ссылка на сообщение 1 июня 2011 г. 13:19  

цитата ameshavkin

Это структурные признаки? Нет, тематические.


Но утопии, в антиутопии и дистопии тематика и есть структурным признаком. Все три жанра/субжанра — "о том, как жить/о том, как не надо жить". Вне этой тематики ни утопии, ни антиутопии, ни дистопии нет.


философ

Ссылка на сообщение 1 июня 2011 г. 13:26  

цитата kagerou

Смотрите. Дистопия: берется некое актуальное сегодняшнее "плохо" — гонка вооружений, наплевательство на экологию, расизм, засилье преступности — раздувается до мироструктурирующего масштаба и экстраполируется в вымышленное "завтра".

Смотрите. Для подавляющего большинства постапоков не имеет значения, чем накрылась цивилизация — ядерной войной, кометой или мором. На самом деле общество, построенное после глобальной катастрофы, может быть как дистопическим, так и утопическим (например, в "Почтальоне" Брина конкурируют обе модели).
Вывод: ядерная война сама по себе не может считаться признаком "дистопии".

цитата kagerou

Все три жанра/субжанра — "о том, как жить/о том, как не надо жить". Вне этой тематики ни утопии, ни антиутопии, ни дистопии нет.

Все правильно, жанры как правило различаются по тематическому признаку, а не по структурному.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


философ

Ссылка на сообщение 1 июня 2011 г. 13:39  

цитата ameshavkin

Смотрите. Для подавляющего большинства постапоков не имеет значения, чем накрылась цивилизация — ядерной войной, кометой или мором.


Для большинства постапоков сейчас не имеет значения, стоят ли в тексте запятые — жанр стал модным, а значит, в него хлынуло дикое количество дерьма.
Так что давайте говорить о КЛАССИКЕ жанра. Где это как раз имеет значение.

цитата ameshavkin

На самом деле общество, построенное после глобальной катастрофы, может быть как дистопическим, так и утопическим


Та невжеж?
А по мне так мир Брина дистопичен весь насквозь. И выбор у людей — либо превратить его в окончательный ад, либо использовать разрушение старого мира как фундамент для чего-то нового.

цитата ameshavkin

Вывод: ядерная война сама по себе не может считаться признаком "дистопии".


Вы опять оспариваете заявления, которых никто не делал?
Почему бы вам тогда не вести эту дискуссию полностью соло?


философ

Ссылка на сообщение 1 июня 2011 г. 14:23  

цитата kagerou

Так что давайте говорить о КЛАССИКЕ жанра. Где это как раз имеет значение.

Давайте.
Классика постапока:
* «После Лондона» Ричарда Джеффериса (пасторальная утопия!!!)
* «Алая чума» Джека Лондона
* «На реках Вавилонских» Стивена Винсента Бене
* «Долгое завтра» Ли Брэкетт
* «Отклонение от нормы» Джона Уиндема
* «Смерть травы» Джона Кристофера
* «Земля без людей» Джорджа Стюарта
Структурные различия минимальны, медиум катастрофы не имеет значения.

Классика антиутопии:
* "Мы"
* "Прекрасный новый мир"
* "1984"

Классика дистопии:
* «Железная пята» Джека Лондона
* «Когда спящий проснётся» Уэллса
* «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери

Никаких катастроф нет.

цитата kagerou

Та невжеж?

Экологисты и антипрогрессисты часто рисуют умилительную пастораль, сложившуюся после (неважно какой) глобкатастрофы. Ну хотя бы "Заря" Октавии Батлер, вполне руссоистская утопия, построенная в мире после ядерной войны.

цитата kagerou

Вы опять оспариваете заявления, которых никто не делал?

цитата kagerou

цитата ameshavkin

Их структурные различия очевидны, но вовсе не говорят о том, что одно "дистопия", а другое "антиутопия". Нет, это вы докажите. Каковы структурные признаки дистопии, какие из них присутствуют в "Фарнхэме"? Слабо?


Да что ж тут "слабо", раз пять уже говорили: актуальные на момент написания страхи, экстраполированные в будущее: ядерная война и торжество расизма
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator
Страницы: 123...1718192021...303132    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы sam.fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Антиутопии»

 
  Новое сообщение по теме «Антиутопии»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх