автор |
сообщение |
Pirx 
 миродержец
      
|
7 октября 2013 г. 23:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Вот мы тут все любим фантастику. Более того, на разные лады эту самую фантастику всячески обсуждаем. И вот мне как-то подумалось: а все ли хорошо понимают, чем фантастика отличается от любой другой, обычной литературы? Интуитивно вроде бы отличие понятно — а если поразбираться подотошнее?
Обращение к общедоступным словарям картину не слишком проясняет, потому как в них можно вычитать, например, следующее: от греч. phantastike – искусство воображать. Или вот такое: ФАНТАСТИКА — То, что основано на фантазии, на творческом воображении, художественном вымысле.
Определения, конечно, безукоризненные, однако ж совсем не позволяющие отличить фантастику от любой другой литературы, потому как ВСЯ литература — это искусство воображать и художественный вымысел.
Если ж говорить об упомянутом выше интуитивном понимании, то для себя я всегда понимал фантастику как то, чего не бывает. Не то, чего нет, а то, чего не бывает. Как некий моделирующий приём. Т.е. моделируем ситуацию, невозможную с точки зрения реалиста, помещаем туда интересных персонажей и смотрим, как они себя ведут. Даже если потом выяснится, что бывает, — всё равно: моделирующий приём сработал как фантастический.
При этом полностью отдаю себе отчёт в том, что провести необходимую грань крайне трудно. Между "невозможностью" и — ну, как ещё сказать, — "неосуществимостью", что ли. Моделируется то, чего "не бывает". ТО, ЧАВО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ, по Л.Филатову, которое Федоту-стрельцу, как известно, вполне удалось добыть.
А вы как думаете/понимаете?
(Может быть, я, конечно, пытаюсь изобрести велосипед, и на эту тему понаписано уже много десятков томов академических исследований, но мне вдруг захотелось понять, как этот термин понимают для себя самые разные люди — прежде всего любители этой самой фантастики. Откликнитесь, плиз, кому не в лом!)
|
––– не поверишь: всё украдено до нас |
|
|
|
Pirx 
 миродержец
      
|
9 октября 2013 г. 19:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Фикс В реальном мире не существует настоящих ведьм, демонов и говорящих котов.
Ну, мы ведь так и не узнали из текста, существуют ли они на самом деле или это Правдивый Повествователь так изложил вполне реальную историю. А может, это и вовсе всё привиделось в горячечном бреду Ванечке Бездомному — недаром же он в психушку угодил...
|
––– не поверишь: всё украдено до нас |
|
|
Фикс 
 миротворец
      
|
9 октября 2013 г. 19:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Pirx , это вопрос из разряда — а будет ли оставаться произведение фантастическим, если в последнем абзаце ГГ просыпается? Мне кажется да, потому что сюжетные перипетии без введения фант.допущения были невозможны. Например, "Иван Васильевич меняет профессию".
|
––– Снорк усиленно соображал, дороже или дешевле стала тетрадь после того, как он исписал её... |
|
|
lena_m 
 миротворец
      
|
9 октября 2013 г. 19:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Фикс, ключевой момент, делающий произведение фантастическим, это сюжетообразующий фантастический приём...
Вот, к примеру, у Акутагавы в его знаменитом рассказе "В чаще" фантастический приём (вызов духа самурая) НЕ сюжетообразующий и потому сей шедевр НЕ фантастика...
|
––– Helen M., VoS |
|
|
Beksultan 
 миродержец
      
|
10 октября 2013 г. 07:45 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Фикс А можно пример, когда в совершенно не фантастическом произведении есть фантастика как литературный прием? — вспомнился роман Леонида Леонова "Дорога на океан", когда в совершенно реалистичном произведении неожиданно попадались вставки фантастического характера.
|
––– Mors certa, hora incérta |
|
|
Фикс 
 миротворец
      
|
10 октября 2013 г. 10:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата lena_m Вот, к примеру, у Акутагавы в его знаменитом рассказе "В чаще" фантастический приём (вызов духа самурая) НЕ сюжетообразующий и потому сей шедевр НЕ фантастика...
Там насколько помню был даже не дух, а говорящий от его имени медиум.
|
––– Снорк усиленно соображал, дороже или дешевле стала тетрадь после того, как он исписал её... |
|
|
Фикс 
 миротворец
      
|
10 октября 2013 г. 10:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Кстати вопрос на засыпку, а делает ли текст фантастичным одна лишь смена антуража? Допустим автор описывает свой поход с друзьями в бар и последующую драку с гопотой, только обзывает свою компанию эльфами, бар — таверной, а гопоту — гоблинами?
|
––– Снорк усиленно соображал, дороже или дешевле стала тетрадь после того, как он исписал её... |
|
|
тессилуч 
 миротворец
      
|
10 октября 2013 г. 10:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Чернышевский "Что делать?" -"Четвертый сон Веры Павловны". И вообще в русской литературе многие видят утопические сны в реалистических произведениях
|
––– |
|
|
vlandry 
 авторитет
      
|
10 октября 2013 г. 11:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата только обзывает свою компанию эльфами, бар — таверной, а гопоту — гоблинами
Увы, если не только обзывает, но и уши у приятелей заостренные — фантастика (фэнтези)
|
|
|
whatever_it_is 
 магистр
      
|
11 октября 2013 г. 09:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Фантастическое произведение основано на мифотворчестве автора. Это то, что признано невозможным, или возможным в будущем, при определенном стечении обстоятельств. Здесь точное определение зависит от двух основополагающих жанров — научная фантастика или фэнтези.
|
|
|
Pirx 
 миродержец
      
|
13 октября 2013 г. 19:43 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Вот любопытные размышления по сабжу от мэтров (1976 год):
цитата Мы не признаем никаких «скидок на жанр», хотя жанровая специфика фантастики, безусловно, существует. В известном смысле она сродни специфике исторического романа. Исторический роман, как правило, рассказывает о том, что и как могло бы произойти, но в рамках определенных исторических и социальных представлений. Фантастический роман тоже рассказывает, что и как могло бы произойти, но в рамках определенной фантастической гипотезы или фантастического допущения. Для обоих жанров характерно возрастание меры и роли условности (по сравнению, скажем, с бытовым романом), что объясняется, во-первых, принципиальным недостатком информации у автора, и, во-вторых, необходимостью приблизить описываемые события к читателю-современнику, к его реальной жизни, его мировоззрению и мироощущению.
Может быть, литературоведам следовало бы обратить внимание на эту «параллельность» жанров и попытаться использовать в разработке теории фантастики результаты, полученные литературоведением для жанра исторического романа?
http://rusf.ru/abs/books/publ15.htm
|
––– не поверишь: всё украдено до нас |
|
|
lena_m 
 миротворец
      
|
13 октября 2013 г. 19:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Фикс а делает ли текст фантастичным одна лишь смена антуража?
Зависит от антуража — смена океанских просторов на звёздные приключенческую беллетристику меняет на космическую оперу...
Хотя вахты зачастую остаются... :-)
Кстати, фэнтези-то практически всегда определяет-выделяет именно определённый антураж...
|
––– Helen M., VoS |
|
|
Dentyst 
 миродержец
      
|
19 октября 2013 г. 10:27 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Pirx Моделируется то, чего "не бывает". ТО, ЧАВО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ,
С одной стороны так. Но посмотрим с точки зрения НФ. Есть такая книга (не фантастика, науч-поп) "Физика невозможного". Японского автора М. Каку. Так вот по этой книжке возможно почти все, что преподносится, как фантастика сегодня. Если же брать фэнтези, то это уж совсем не фантастика. Там просто действие переносится в другой мир-антураж. И никакой игры ума. Вот никто не взялся перенести действие "Войны и мира" в антураж "Хроник Амбера", а Интригу
|
––– из сильных и суровых врагов получается прочная обувь |
|
|
Dentyst 
 миродержец
      
|
19 октября 2013 г. 10:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
(продолжение) А интригу "Тихого Дона" в мир Средиземья. И получилось бы вполне съедобно. При наличии у смельчака того же уровня мастерства, что у Толстого и Шолохова.
|
––– из сильных и суровых врагов получается прочная обувь |
|
|
Beksultan 
 миродержец
      
|
19 октября 2013 г. 10:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dentyst А интригу "Тихого Дона" в мир Средиземья. И получилось бы вполне съедобно. При наличии у смельчака — у Мартина что ли? 
|
––– Mors certa, hora incérta |
|
|
Dentyst 
 миродержец
      
|
19 октября 2013 г. 10:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Beksultan Про Мартина судить не возьмусь — не читал. "Книжка уж больно толстая"(Шукшин о "Войне и мире"). Но, судя по отзывам, примерно так.
|
––– из сильных и суровых врагов получается прочная обувь |
|
|
искин 
 философ
      
|
30 октября 2016 г. 06:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
фантастика это когда ты не в силах не прокричать, и не важно что это, книга ли, картина или фильм, и тебе хочется исторгнуть — "das ist fantastisсh"
|
|
|