автор |
сообщение |
glupec 
 миротворец
      
|
29 декабря 2010 г. 19:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Думал сделать опрос, да не решил, какую там толком можно придумать выборку (чтоб были разнообразные варианты, а не просто Д\Н). Поэтому просто обозначу проблему. Уже давно встречаюсь в интернете с такой т.з., что "кроме фантастики, современной литературы и не существует толком". На другом форуме читал (года 4 назад) — прямым текстом было сказано: "спустя десятилетия в школах будут преподавать детям Семенову и Перумова" (т.е., автор этого поста был не в курсе, что есть еще как минимум А. Иванов и А. Геласимов. А как максимум -- Пелевин, не-к-ночи-будь-помянут Сорокин и пр. Веллеры. Очевидно, потому, что сам их не читал). На оф. форуме В. Бондаря была озвучена фраза, что единственные востребованные сейчас области д\иллюстратора -- детская книга и ФиФ. На Фантлабе постоянно встречаются суждения вроде: "исторический роман умер", "детектив как жанр умер" (потому как все детективщики жили в первой половине 20 в. [тут полагается смайлик, но я не знаю, какой]... и пр. Есть ли сейчас писатели-анималисты?.. Или про орков -- проще, потому и книг про них больше? (Видел илл. к сказке про "Тараканище", где это самое Тараканище было нарисовано с внешностью заправского Темного Властелина из... какой угодно фэнтезийной РПГ Пример чуть более чем показателен). В. Пузий пишет в отзыве на Норфолка: "лучше воспринимать как фэнтези-эпик" (а я-то, грешный, его мэйнстримщиком полагал...) Ну, и есть, вроде, статья Лукина, где он утверждает, что "в совр. России ничего, кроме фантастики, написать невозможно" Не происходит ли поглощение "Бол. Лит-ры" фантастикой? Или, м.б., уже произошло? "Современной прозы" в других жанрах практически не осталось, одни лишь переиздания классики (которые тоже со временем сойдут на нет)? А если это все не так, и никто ничего не поглощает -- то ведь мнение такое по-любому существует, и в рунете с ним встретиться -- не редкость. Кто и что думает касательно этой проблемы?
(Что думаю я сам -- озвучу попозже. Пока интересно, что скажет народ )
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
|
glupec 
 миротворец
      
|
25 марта 2011 г. 13:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Wuf-fuW не-фантастика никому не интересна
Как любит говорить ув. Vladimir Puziy -- отучайтесь говорить за всех. Не "никому", а, скорее, молодому поколению. Выросшему на РПГ, супергеройских мувиках и тому подобном. Старшее поколение -- например, моя мама -- вполне себе читает и Акунина, и Довлатова с Веллером... и еще кое-кого из "неФиФовской когорты". Фэнтези она тоже читает, но только когда я ее "снабжаю" такого рода книгами. Сам я с большим удовольствием читаю, кроме всего прочего, авторов серии "Интеллектуальный бестселлер" (которые если и фантасты, то магреалисты, не более. Да и нефантастов среди них полно). Мне 32 (вот-вот будет), матери -- несколько больше. Так что, думаю, все зависит от возраста. Лично мне ФиФ уже стала поднадоедать...
цитата можно посмотреть на рунет: какие здесь есть "книжные" ресурсы? Пиратские библиотеки — сплошь фантастика в отзывах и обсуждениях, форумы — тоже, живые ресурсы про литертуру = Фантлаб + всяческая фэндомная мелочь + довольно-таки убогие "соцсети" — всё
Как я уже говорил, сие объясняется тем, что фантастика сейчас модна и "раскручиваема". Если бы Веб 2.0 появился на пол-декады раньше (когда "рулила" в книготорговле Маринина + Анна Малышева + прочие "дни рождения буржуя") -- на форумах обсуждали бы их.
цитата живые ресурсы про литературу = Фантлаб
Даже если брать только ФиФ -- сходу назову еще как минимум три портала: Цитадель Олмера, Русеф (где оф. форум Олди, а тж. Стругацких, Крапивина, Лукьяненко) и А-н-К. "За пределами Фантлаба жизнь не кончается"
зы И давайте, коллеги, отделим мух от котлет: говоря сейчас, на данном форуме, о "фантастике", мы разве имеем в виду "Марсианские хроники"? "Кукушек Мидвича"? "Жука" Стругацких или что-то подобное им? В 9 случаях из 10 имеется в виду "галимая фэнтезня", причем не уровня Пола Андерсона или Говарда, а куда как попроще. Поэтому я и говорю все время, что фантастика и фэнтези -- разные термины. Первая бывает научной и социальной, вторая... да Бог с ней, со второй
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
mischmisch 
 миродержец
      
|
26 марта 2011 г. 09:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата glupec Не "никому", а, скорее, молодому поколению.
цитата glupec Как любит говорить ув. Vladimir Puziy -- отучайтесь говорить за всех
Знаю нескольких представителей именно молодого поколения, читающих исключительно классику и мэйнстрим и удивляющихся, когда я говорю, что ФиФ — это тоже неплохо.
|
––– Пехаль киндриков куравь, пехаль киндриков лузнись — смуряком отемнеешь. |
|
|
glupec 
 миротворец
      
|
26 марта 2011 г. 09:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
mischmisch, классику читают -- потому что есть "зарубежка" в вузах. Вот на современную прозу норот поплевывает с высокой колокольни...
цитата ФиФ — это тоже неплохо
А это -- неплохо?
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
mischmisch 
 миродержец
      
|
26 марта 2011 г. 09:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата glupec классику читают -- потому что есть "зарубежка" в вузах. Вот на современную прозу норот поплевывает с высокой колокольни
Не скажите. Подобное "Фу!" слышала и от школьников, говоривших высокие слова о прозе Набокова, Уэлша, Паланика и Берроуза (это который с ножницами). Моя попытка внедрения ФиФ в вузе для занятий по домашнему чтению закончилась провалом: молодежь сказала свое "ДА" Голсуорси и Драйзеру.
цитата glupec А это -- неплохо?
У Вас сомнения? 
|
––– Пехаль киндриков куравь, пехаль киндриков лузнись — смуряком отемнеешь. |
|
|
Шолль 
 философ
      
|
26 марта 2011 г. 10:32 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата mischmisch Моя попытка внедрения ФиФ в вузе для занятий по домашнему чтению закончилась провалом: молодежь сказала свое "ДА" Голсуорси и Драйзеру.
А вот у нас попытка внедрить современую литературу для занятий по домашнему чтению окончилась провалом не из-за молодежи, а из-за "старой гвардии", которая уже много лет разбирает Голсуорси, и которой не нравится Лодж, Фрейн, Мантел и другие современные авторы. Да и готовиться к занятиям заново придется И хотя были привезены бесплатные книги по 25 экземпляров, комментарии к текстам, книжки так и остались пылиться в шкафу, а студенты знакомились не с современным английским, а рубежа 19-20 веков, если еще не с диккенсовским вариантом. И ведь это была не ФиФ, а современная проза. Вот, кстати, это еще и вопрос восприятия, почему читателю проще и удобнее воспринимать реализм, чем постмодернизм и ФиФ. Я думаю, что часто читатели не прикладывают дополнительных усилий для восприятия произведения, оставаясь на уровне "наивного реализма". Кстати, это , то бишь "наивный реализм" характерен и для потребителей массовой ФиФ. Просто читается развлекательная история, главное — поверить в реальность происходящего, хоть в прошлом, хоть на другой планете и не заморачиваться.
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
zvezdochet2009 
 миродержец
      
|
26 марта 2011 г. 10:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль книжки так и остались пылиться в шкафу
Обидно.. Диккенс и ко, безусловно, крут, но нужно и дальше двигаться. У нас тоже почему-то говоря о русской литре имеют ввиду 19 век — Достоевский, Толстой и т.д., как будто после них достойных авторов не было.
|
––– Stranger in a Strange Land |
|
|
mischmisch 
 миродержец
      
|
26 марта 2011 г. 11:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль А вот у нас попытка внедрить современую литературу для занятий по домашнему чтению окончилась провалом не из-за молодежи, а из-за "старой гвардии", которая уже много лет разбирает Голсуорси, и которой не нравится Лодж, Фрейн, Мантел и другие современные авторы. Да и готовиться к занятиям заново придется И хотя были привезены бесплатные книги по 25 экземпляров, комментарии к текстам, книжки так и остались пылиться в шкафу
Судя по всему, на кафедре немецкого в вузе, где я училась, произошло то же самое: были книги, но читали их не организованно на домашнем чтении, а того же "Парфюмера" Зюскинда силой раздали тем, для кого немецкий — второй язык. Но я не жалею, что так вышло — прочитала с удовольствием.
цитата Шолль удобнее воспринимать реализм, чем постмодернизм и ФиФ
Кстати, Голсуорси воспринимается студентками лучше всего: оно ж про любовь (а Сомс — негодяй, мучитель и эгоист: ишь что удумал — дом жене строить!). Но как я с ними же Воннегута "Бойню №5" читать пыталась , лучше не вспоминать. Это была "книжка про войну, в которой много глупостей про инопланетян". И именно из-за инопланетян книга абсолютно "не пошла" в качестве "настоящей" литературы.
|
––– Пехаль киндриков куравь, пехаль киндриков лузнись — смуряком отемнеешь. |
|
|
Шолль 
 философ
      
|
26 марта 2011 г. 11:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата mischmisch Кстати, Голсуорси воспринимается студентками лучше всего: оно ж про любовь
А то! Пра любоффь — самое оно! Я уже несколько лет даю романы Фейхтвангера в списке для чтения по выбору: "Гойя" или "Безобразная герцогиня". 95% девиц читает про герцогиню, потому что про художников читать напряжно, да и нужно немного представлять себе, о чем идет речь. В общем, идем по пути наименьшего сопротивления. А с Воннегутом тяжело у многих. По-моему, ваши студентки подкоркой чувствовали, что инопланетяне там не просто так, а решают какую-то серьезную авторскую задачу, а чтобы понять, что это за задача, требуются мозговые усилия, поэтому гораздо проще объявить, что это глупость, да и себя при этом считаешь не полной идиоткой.
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
Kniga 
 миродержец
      
|
26 марта 2011 г. 11:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль А вот у нас попытка внедрить современую литературу для занятий по домашнему чтению окончилась провалом не из-за молодежи, а из-за "старой гвардии", которая уже много лет разбирает Голсуорси, и которой не нравится Лодж, Фрейн, Мантел и другие современные авторы. Да и готовиться к занятиям заново придется И хотя были привезены бесплатные книги по 25 экземпляров, комментарии к текстам, книжки так и остались пылиться в шкафу, а студенты знакомились не с современным английским, а рубежа 19-20 веков, если еще не с диккенсовским вариантом. И ведь это была не ФиФ, а современная проза. Вот, кстати, это еще и вопрос восприятия, почему читателю проще и удобнее воспринимать реализм, чем постмодернизм и ФиФ. Я думаю, что часто читатели не прикладывают дополнительных усилий для восприятия произведения, оставаясь на уровне "наивного реализма".
Поразительно!!! Я вроде бы в вузах той же страны чаще всего болтаюсь и вижу совершенно обратную картину — классику люди себе представляют очень поверхностно и знают ее скорее по Сорокину и др. "постмодернистским пародиям". Даже специалисты не могут толком назвать кого же, собственно, и что пародирует Маркес, скажем, во "ста годах одиночества". А классику так чаще всего и представляют как "наивный реализм".
Господа, или мы живем в разных измерениях, или тут точка зрения решает все.
|
|
|
Шолль 
 философ
      
|
26 марта 2011 г. 12:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kniga Поразительно!!! Я вроде бы в вузах той же страны чаще всего болтаюсь и вижу совершенно обратную картину — классику люди себе представляют очень поверхностно и знают ее скорее по Сорокину и др. "постмодернистским пародиям".
Ээээ, тут о немного о другом. Я выше писала о ситуации, которая сложилась у нас на специальности "иностранный язык", когда преподаватели фактически отказались использовать современную литературу для обучения языку. Домашнее чтение — это ведь не исторический курс литературы. Кстати, на этой специальности как раз очень мало внимания уделяется литературоведению и истории литературы. Я не раз наблюдала картину, когда человек, желающий поступить в аспирантуру по специальности 10.01.03, после иняза демонстрировал почти полное незнание истории литературы той страны, по которой собирался специализироваться.
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
Kniga 
 миродержец
      
|
26 марта 2011 г. 12:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль Ээээ, тут о немного о другом.
Упс. Тысяча извинений, не разобрался и сунулся, брызжа слюной во все стороны. Пардон.
С другой стороны, я бы русскому языку учил по Толстому-Чехову, а не Венечке-Бродскому (при всем к ним уважении), но это оффтоп
|
|
|
lunner 
 философ
      
|
12 июля 2012 г. 13:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Ну если брать не по тиражам, а по влиянию на все — великих и ужасных ХХ века — Пруст, Джойс, Кафка, и все-таки Борхес.
Кафка — Процесс, Превращение, Замок, Исправительная колония, и др. — сферическая фантастика. Борхес. Можно найти что угодно, от любовной истории и дететектива. Но фантастика — главное. Алеф. Джойс. Улисса не читал, но, конечно, нет. Зато слово кварк взято Гелл-Манном из "Поминок по Финнегану". Пруст. То же нет, но все-таки — В поисках утраченного времени. Как бы намекает. В обретенном времени он так же раскритиковал реализм как не отражающий реальность. То есть 50/50
Плюс авторы помельче — Манн, Волшебная гора. Довольно близко. Гессе. Игра в бисер. Фантастика. Ну и другое.
|
|
|
ullaeg 
 авторитет
      
|
3 мая 2016 г. 18:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Как по мне, на сегодняшний день 03.05.2016 года, ФиФ поглощена китом... нет, не Большой, а Средней литературы. Бедняге киту явно не по себе, так и хочется сказать: "Оттого твои мученья, Что без Божия веленья Проглотил ты средь морей Три десятка..." фантастических идей.
|
|
|
amlobin 
 миродержец
      
|
19 сентября 2016 г. 12:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ullaeg ФиФ поглощена китом... нет, не Большой, а Средней литературы.
Я бы не сказал, что современные студенты сильно хорошо знают фантастику, особенно современную. Активное освоение фантастичеких сюжетов беллетристикой идет полным ходом — см. труды Б. Акунина. А в целом, идет активное слияние жанров, и где сейчас большая литература, а где ФИФ без этикетки не разберешь.
|
––– Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает. |
|
|
visionshock 
 миротворец
      
|
19 сентября 2016 г. 13:18 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Никак и ничем не поглощена. Отдельные случаи есть, были и будут. Можно вспомнить фантастику Сорокина или средневековую литературу имеющую мифический оттенок происходящего. ФиФ до сих обитает в гетто которая наоборот все больше запирается. Единичные случаи не гарантируют слияния.
|
––– Мысли – это пустоты тела. Антонен Арто |
|
|
просточитатель 
 философ
      
|
|
visionshock 
 миротворец
      
|
|
Папаша Паша 
 миротворец
      
|
19 сентября 2016 г. 13:43 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Гетто, конечно существует, но как феномен массового восприятия ярлыков — раз на книжке написано "фантастика", то это для дебильных подростков... Вот почему никто из шикарных фантастов-лауреатов современных мейнстримовских премий не желает фантастом называться (ну не от скромности же, ха-ха). То есть гетто в головах малообразованных и снобистски настроенных не читавших качественную (и с соответствующим ярлыком на обложке) фантастику.
|
––– по дороге разочарований снова очарованный пойду... |
|
|
visionshock 
 миротворец
      
|
19 сентября 2016 г. 13:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Папаша Паша То есть гетто в головах малообразованных и снобистски настроенных не читавших качественную (и с соответствующим ярлыком на обложке) фантастику.
Тот же Дэн Симмонс мейнстримовец куда больше чем фантаст. Почему фантастика в гетто? Да ответ прост — она не хочет и не желает вырываться за рамки. Тот же нобелевский лауреат Жозе Сарамаго часто обращался к фант. допущениям. Его книги — литература. Назвать большинство современной ФиФ (особенно отечественной) литературой язык не повернется. Поэтому многочисленные создатели фантастики и входящие в большую литературу не желают стоять рядом с бульварным среднестатичным чтивом.
|
––– Мысли – это пустоты тела. Антонен Арто |
|
|
amlobin 
 миродержец
      
|
19 сентября 2016 г. 13:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Evil Writer ФиФ до сих обитает в гетто которая наоборот все больше запирается.
Это касается не только ФИФ. Вся литература распадается на клеточки, загончики, отдельные полочки. Стимпан, дизельпанк, кибепанк, что-то там еще панк...
|
––– Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает. |
|
|