Серии книг по мифологии ...

Здесь обсуждают тему «Серии книг по мифологии/фольклору» Подсказка book'ашки

Вы здесь: Форумы sam.fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Серии книг по мифологии/фольклору» поиск в теме

Серии книг по мифологии/фольклору

Страницы:  1  2  3  4  5 ... 167 168 169 [170] 171 172 173 ... 176 177 178 179 180  написать сообщение
 автор  сообщение


миротворец

Ссылка на сообщение 24 января 13:18  
цитировать   |    [  ] 
AndT
Спасибо за информацию! :beer:
В этом же анонсе, кстати, замечен "Беовульф" в современном подарочном оформлении.
Очень любопытно будет взглянуть, а то чего-то как-то обходят стороной наши издатели это замечательное произведение.
А так же "Песнь о Нибелунгах", "Старшая Эдда", "Роман о Тристане и Изольде" и много чего ещё...
P.S. + продолжение линейки книг, начатой "Кельтами" М.Уильямса:


авторитет

Ссылка на сообщение 24 января 14:36  
цитировать   |    [  ] 
По идее, если издатели будут продолжать оригинальную серию, должна быть ещё и такая книга:


Но насчёт неё никакой информации пока что не было.


магистр

Ссылка на сообщение 24 января 20:04  
цитировать   |    [  ] 
Мифы Поволжья https://www.labirint.ru/books/921953/ и Старшая Эдда https://www.labirint.ru/books/921954/ в предзаказе на Лабиринт плюс книга из сопутствующей серии :
Греческая Мифология https://www.labirint.ru/books/911238/


авторитет

Ссылка на сообщение 24 января 23:11  
цитировать   |    [  ] 
Оказывается, что книга "Мифы Поволжья" написана Татьяной Муравьёвой, автором не менее интересной работы Чудь начудила да меря намерила по угро-финской этнологии в России.

И интересно, что ещё, кроме греков и кельтов, будет в серии "Мифология, сформировавшая наше сознание".


активист

Ссылка на сообщение 26 января 21:50  
цитировать   |    [  ] 
цитата C.Хоттабыч
1. герой, находясь в некоем потустороннем локусе, не замечает течения времени (вернувшись в мир смертных обнаруживает, что прошло очень много времени)


Супруга-умница подсказала истинно фольклорный и идеальный по форме пример этого мотива. Это тувинское предание о происхождении народного струнного инструмента "эгил" и его названия. Там некий человек пошёл за дровами и забрёл в пещеру, где некий "чёрный парень" играл на этом инструменте. Главный герой изъявил желание иметь такой же, и получил инструмент в подарок. Выйдя из пещеры, он обнаружил свою оставленную у входа вязанку дров совершенно истлевшей, а вместо топора — только его лезвие, покрытое ржавчиной. В родной деревне оказались какие-то совсем другие юрты, незнакомые люди, и только самые старые старики смогли ему рассказать, что один человек из этой деревни много лет назад ушёл за дровами и не вернулся. Сам он после случившегося быстро поседел и состарился. Посмотреть текст можно в 28-томе ПФНСиДВ.


миротворец

Ссылка на сообщение 26 января 21:57  
цитировать   |    [  ] 
Bansarov
Шикарно, спасибо!
Практически полная параллель британским вариантам. Даже мотив музыки присутствует!


миротворец

Ссылка на сообщение 27 января 18:11  
цитировать   |    [  ] 
Bansarov , спасибо, очень интересный пример. Похоже, что иномирная музыка может быть одним из факторов забвения. Благодаря Вашей подсказке я обратил внимание, что и с Арджуной на небе Индры происходит нечто подобное: после многолетнего овладения оружием богов (основная причина стажировки героя на небе) Индра неожиданно предлагает: "Неведома в мире людей музыка богов; прими же знание ее..." В результате "Партха беззаботно предался развлечениям"
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


активист

Ссылка на сообщение 28 января 13:32  
цитировать   |    [  ] 
цитата C.Хоттабыч
Похоже, что иномирная музыка может быть одним из факторов забвения. Благодаря Вашей подсказке я обратил внимание, что и с Арджуной на небе Индры происходит нечто подобное: после многолетнего овладения оружием богов (основная причина стажировки героя на небе) Индра неожиданно предлагает: "Неведома в мире людей музыка богов; прими же знание ее..."


Умение извлекать ритмизированные звуки, в частности музыку, из специально изготовленных технических устройств (т.е. не человеческими голосовыми связками), во всех культурах классифицировалось как умение мистическое, получаемое за границами Среднего мира. Разумеется, этическая оценка наличия у человека такого знания варьировалась, в зависимости от господствующей парадигмы. Шаман, получая от духов дар бубна, становится в шаманистическом обществе уважаемым человеком. Но, скажем, в христианской парадигме "умение, получаемое за пределами Среднего мира" однозначно относилось к области бесовского. Уже Климент Александрийский учил славить Бога только голосом, без флейт и труб. Скоморохов, гусляров и гудошников на Руси хоронили за пределами православных кладбищ, наравне с самоубийцами — как людей, при жизни сознательно делавших неприятное Богу дело. Скрипка — распространённый в живописи атрибут дьявола и Смерти, и не случайно посмертная судьба тела Паганини, особенно искусного в игре на этом инструменте, решалась в том же ключе, что и судьба останков бедных древнерусских гусляров, но в предельно макабрическом варианте. В живописи русского авангарда постоянный мотив — это кубистически трансформированные скрипки и виолончели; это сознательное хулиганство, графический символ призыва чёрта. Спросите, как получилось, что в католическом богослужении используется орган, и как самой "народной" книгой Библии стал у православных Псалтырь, представляющий собой гимнографический песенник для исполнения под струнное сопровождение? Не знаю!


миротворец

Ссылка на сообщение 28 января 15:23  
цитировать   |    [  ] 
цитата Bansarov
Умение извлекать ритмизированные звуки, в частности музыку, из специально изготовленных технических устройств (т.е. не человеческими голосовыми связками), во всех культурах классифицировалось как умение мистическое, получаемое за границами Среднего мира.

Судя по сохранившимся мифам, это общее объяснение происхождения всех технических умений, от элементарных вроде разведения огня (Прометей), до более комплексных как хлебопашество (Иасион). А невероетное умение кузнецов во многих традициях сближало их с колдунами. К этому сводится и идея небесных покровителей разных ремесел ремесел и искусств. По ирландским мифам, даже погребальному плачу людей научила Бригита.
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


активист

Ссылка на сообщение 28 января 16:20  
цитировать   |    [  ] 
цитата C.Хоттабыч
Судя по сохранившимся мифам, это общее объяснение происхождения всех технических умений, от элементарных вроде разведения огня (Прометей), до более комплексных как хлебопашество (Иасион). А невероетное умение кузнецов во многих традициях сближало их с колдунами. К этому сводится и идея небесных покровителей разных ремесел ремесел и искусств. По ирландским мифам, даже погребальному плачу людей научила Бригита.


Но в музыке есть важный аспект, выделяющий её из этого ряда. Не утверждается, что богам или духам нравится, что люди куют железо или пашут землю. Они просто научили их этому из сострадания к тяжёлой жизни в Среднем мире — причём иногда, как в мифе о Прометее, имея при этом разногласия, стоило ли их этому учить. А слушать музыку нравится самим духам, на её исполнение людьми они благосклонно реагируют. Именно поэтому в православии такое отношение к музыкальным инструментам — когда люди на них играют, они не просто применяют какое-то умение, которое у них непонятно откуда имеется по Божьему попущению, а впрямую, конкретно и сознательно радуют бесов.


миротворец

Ссылка на сообщение 28 января 17:17  
цитировать   |    [  ] 
цитата Bansarov
в православии такое отношение к музыкальным инструментам — когда люди на них играют, они не просто применяют какое-то умение, которое у них непонятно откуда имеется по Божьему попущению, а впрямую, конкретно и сознательно радуют бесов.

Обвинение в радовании бесов можно отнести к специфике музыки, а к общему "ревнивому" отношению христианства к любым иномирным контактам и знаниям/умениям, поэтому уважаемые в традиционных обществах провидицы в средние века оказались ведьмами, и ученые вызывали подозрение и репрессии. А насчет того, что духам нравится музыка — тоже не обязательно. Вспомним историю Марсия. Чем случай с музыкой Марсия отличается от истории с медициной Асклепия? Реакция богов была одинаковой.
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


активист

Ссылка на сообщение 28 января 17:52  
цитировать   |    [  ] 
цитата C.Хоттабыч
А насчет того, что духам нравится музыка — тоже не обязательно. Вспомним историю Марсия. Чем случай с музыкой Марсия отличается от истории с медициной Асклепия? Реакция богов была одинаковой.


Извините, я не понимаю, что Вы пишете. Марсий проиграл богу музыкальное состязание, Асклепий подсмотрел секрет бессмертия и начал им пользоваться. Их истории можно обобщить понятием "гордыня", но никакого отношения к тому, "нравится ли музыка духам", эти истории не имеют. Они повествуют о том, нравится ли богам гордыня смертных (спойлер: нет, не нравится).
Ссылка на сообщение 28 января 18:10   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
  |    [  ] 


активист

Ссылка на сообщение 28 января 21:58  
цитировать   |    [  ] 
цитата urs
Плясал царь Давид перед Ковчегом


Это был особый, экстраординарный случай наивысшей экзальтации. Акт которой не поняли и осудили присутствующие, а для христианских богословов последующих веков это событие стало экзегетической проблемой, потому что со стандартной точки зрения, Давида вёл себя неподобающе. Вот хасиды, как я понимаю, наоборот могут относиться к примеру Давида как к положительному — по крайней мере, судя по анекдотам Мартина Бубера.

цитата urs
а сам Спаситель и его ученики, как говорится в одном из Евангелий, воспев, пошли на гору.


Так петь хвалу Господу при помощи голосовых связок у христиан только приветствуется. Повторюсь, что речь шла про получение ритмизированных звуков при помощи специальных технических приспособлений.

цитата urs
Скорее всего гонения на скоморохов и гусляров объяснялись тем, что пели они языческие сказания, гимны и хвалы


Что они пели — достаточно хорошо известно. От одного из поздних скоморохов, Кирши Данилова, записан сборник его репертуара, возможно полный. Духовные стихи и апокрифы записаны в большом количестве. Кое-какие общемифологические корреляции там, конечно, есть — но никаких специфических "языческих сказаний и гимнов". Если бы скоморохи действительно пели "языческие сказания, гимны и хвалы", сейчас не было бы проблемы понять, какова именно была языческая религия восточных славян, потому что тем самым сохранились бы Веды этой религии. А тем временем, просто понять, даже хотя бы примерно, в кого и во что славяне верили до христианизации — большая проблема!
Ссылка на сообщение 29 января 00:23   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
  |    [  ] 


авторитет

Ссылка на сообщение 29 января 10:48  
цитировать   |    [  ] 
цитата
Хвалите Бога во святых eго, хвалите eго во утверженiи силы eго; хвалите eго в силах eго, хвалите eго по множеству величествiя eго; хвалите eго во гласе трубнем, хвалите eго во псалтири и гуслех; хвалите eго в тимпане и лице, хвалите eго во струнах и oргане; хвалите eго в кимвалех доброгласных, хвалите eго в кимвалех восклицанiя. Всякое дыханiе да хвалит Господа.


Вопрос о церковной музыке и "репрессий" по отношению к скоморохам давний. З. И. Власова этот вопрос подробно рассматривала ("Скоморохи и фольклор"). Правда, кое-какие постулаты её работ уже оспаривались.

Здесь корни проблемы, на мой взгляд, в отделении народной музыки от светской и церковной, и обострение, ватаги людей веселых, только подлило масла в огонь.

Если же смотреть на ситуацию с русской музыкой дохристианского периода в целом, то большинство из того, что мы располагаем — догадки либо реконструкции, причём авторские, чаще всего. Даже относительно недавняя находка части от волынки в Старой Руссе не снимает вопросов, а что именно на ней играли?


авторитет

Ссылка на сообщение 29 января 15:09  
цитировать   |    [  ] 
Из актуальных работ рекомендую для ознакомления, по данной теме Петровская И. Другой взгляд на русскую культуру XVII в.

цитата
В книге доктора искусствоведения Иры Федоровны Петровской по-новому рассмотрена музыкальная жизнь России XVII века. Опровергнуты утвердившиеся мифы. В противоположность сложившемуся мнению доказано бытование инструментальной музыки во всех социальных слоях в течение всего века. Выяснены: связь ряда явлений русской культуры с потребностью в совершенствовании социальной нравственности, роль Кружка ревнителей благочестия при царском дворе в запрещении от имени верховной власти деятельности скоморохов и игрЫ на народных музыкальных инструментах, безуспешность запретительных актов.

Книга предназначена не только музыковедам, но и более широкому кругу: историкам русской культуры в целом и всем интересующимся историей России.


И монография Устюгова. Древнерусские смычковые инструменты 10-17 веков.

цитата
Настоящая монография — первое исследование, посвященное истории древнерусских смычковых инструментов Х-XVII веков. На основании обобщения широкого круга источников (письменных, изобразительных, археологических и фольклорных) исследовано возникновение и развитие древнерусского смычкового инструментария. Впервые выделены основные типы древнерусских смычковых инструментов, определена сфера их бытования и функционирования. Раскрыта преемственность древнерусских смычковых исполнительских традиций и современного русского фольклора. Особое внимание уделено проблемам древнерусской музыкальной терминологии и анализу изменения смыслового значения термина в исполнительской практике различных исторических периодов. Издание адресовано музыкантам-профессионалам, музыковедам, преподавателям и студентам музыкальных учебных заведений, а также всем, кто интересуется историей древнерусской музыкальной культуры.


активист

Ссылка на сообщение 1 февраля 06:16  
цитировать   |    [  ] 
цитата AndT
Хвалите Бога во святых eго, хвалите eго во утверженiи силы eго; хвалите eго в силах eго, хвалите eго по множеству величествiя eго; хвалите eго во гласе трубнем, хвалите eго во псалтири и гуслех; хвалите eго в тимпане и лице, хвалите eго во струнах и oргане; хвалите eго в кимвалех доброгласных, хвалите eго в кимвалех восклицанiя. Всякое дыханiе да хвалит Господа.


Ну кому, как не псалмопевцу Давиду, давать перечисление музыкальных инструментов, которыми можно славить Бога :) Это ему по профилю :)
Но тем не менее, по первой же ссылке на текст 150-го псалма, Интернет выдаёт антологию толкований на Псалтырь, и везде написано примерно одно и то же — что рекомендации царя Давида по использованию устройств звукоизвлечения относятся только к ветхозаветным временам, а православные христиане должны славить Бога только совокупностью органов своего тела, а слова Давида воспринимать как метафору этого.
Кстати, в дореволюционных православных изданиях Псалтыри обычно имеется одна гравюра, изображающая царя Давида. Я не знаток антикварной книги, поправьте меня, если ошибаюсь. Но мне кажется, Давид на этих гравюрах обычно изображается пишущим в книге, и вот прямо редко-редко — играющим на струнном иструменте. Ибо второе некоторый моветон, как и экстатический танец перед ковчегом. Да, православные богословы способны легализовать эти причуды царственного пророка, наполнив их духовным смыслом через призму экзегезы. Но лишний раз говорить об этом, а тем более рисовать на картинках, уходящих "в народ", они рекомендовать не станут.
Ссылка на сообщение 1 февраля 10:44   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
  |    [  ] 


магистр

Ссылка на сообщение 1 февраля 14:06  
цитировать   |    [  ] 
В издательстве ЯСК вышел сборник И был явлен им Остров ..острова Иного Мира в древнеирландской традиции В составе, наряду с класссическми переводами Смирнова, есть и переводы из альманаха Атлантика :
Плавание Уа Корра
Плавание Снедгуса и Мак Риагла
Скитания Уликса, сына Лертикса
Повесть о Минотавре
Плюс подборка текстов об Ойсине и статьи кельтологов.
Файл -предисловие во вложении Купить тут https://gnosisbooks.ru/books/filologiya/i...
Страницы:  1  2  3  4  5 ... 167 168 169 [170] 171 172 173 ... 176 177 178 179 180

Вы здесь: Форумы sam.fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Серии книг по мифологии/фольклору»

 
  Новое сообщение по теме «Серии книг по мифологии/фольклору»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх