автор |
сообщение |
ааа иии 
 философ
      
|
|
Bansarov 
 авторитет
      
|
9 апреля 23:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иииОн гневный и убивец в гневе. Лимб? Гнев подразумевает ситуативный аффект. А не организацию экспедиции на другой конец моря, с дружиной, и в целях запоздалой мести — которая, как говорят некоторые, относится к разряду холодных блюд, в отличие от гнева, который употребляют прямо из духовки. Также замечу, что я несколько потерял нить, что именно Вы мне доказываете. То, что помощник №2 в "Божественной комедии" — это Геракл, Вы мне уже доказали. Мало того, цитатой из "Лягушек" несколько углубили моё понимание, что это персонаж с чертами архетипического змееборца (чего я ещё недавно, признаться, не вкуривал). У меня остались к этому толкованию чисто процессуальные вопросы — в какой части Ада должен проживать Геракл, чтобы не противоречило одновременно его бурной биографии и его назначению помощником №2. В принципе, можно по-македонски разрубить все противоречия одним допущением — что Данте считал Геракла настолько великим, что ему даже разрушение Трои и истребление свояков Энея можно поставить лишь в доблесть, а не во грех. Quod licet и далее по тексту. Меня такое объяснение, вообще говоря, устраивает, и на сём считаю для себя вопрос решённым. А Вам огромное спасибо за беседу. Я из неё немало почерпнул.
|
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
20 апреля 19:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Издательство Альма Матер анонсировало весьма любопытную новинку:

цитата Каким образом эпические нарративы отражают и формируют представления о героизме, власти, моральных нормах и структуре общества? Как выстраивается взаимодействие между устной традицией и изменяющимся культурным контекстом? Какова истинная роль рассказчика как посредника между прошлым и настоящим?
Дмитрий Функ обращается к героическому эпосу как к культурному и социальному явлению, выходящему за рамки литературы. Он рассматривает эпос как живую традицию, через которую сообщества выражают свои представления о мире, истории и нравственных ценностях. Исследование соединяет подходы антропологии, фольклористики и культурологии, и стремится показать, как эпические тексты формируют коллективную память и идентичность народов.
Книга будет интересна специалистам в области культурной и социальной антропологии, фольклористики, литературоведения, а также всем, кто интересуется глубинными механизмами мифопоэтического мышления и передачи традиции в человеческих сообществах.
|
|
|
count Yorga 
 гранд-мастер
      
|
|
k2007 
 миротворец
      
|
|
Verveine 
 гранд-мастер
      
|
|
Bansarov 
 авторитет
      
|
22 апреля 21:35 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата k2007цитата count Yorga Мифы Таро
а вот это что такое? Объяснение, что возможность предсказания по картам — миф? Это юмор такой? Мифы Таро — это такая штука, которая сделает книгу о них примерно третьей заслуживающей внимания среди всего этого потока. Первыми двумя были монгольские и румынские мифы, еще жду ингушские мифы и окаменелости. Правда, догадываюсь, что у меня тут два разных издания в куче, но я не очень различаю их продукцию. Необходимо лишь надеяться, что книга про Таро не будет переписана с глянцевой макулатуры 90-х и будет исследованием символизма, а не практическим пособием по гаданию. Намекну: у Менли П. Холла есть эпитома этого вопроса на 20 страниц, с ней можно сверяться при оценке уровня серьёзности.
цитата VerveineБез всякой эзотерики, исключительно в историческом-культурологическом-архетипическом-и т.д. контексте. Извините, а что такое "культурологический и архетипический контекст без эзотерики"? Такой бывает? А, я вспомнил, было такое, называлось "марксистский подход".
|
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
|
k2007 
 миротворец
      
|
22 апреля 21:55 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Verveine спасибо. Может, даже куплю. В цитата Verveineисторическом-культурологическом-архетипическом-и т.д. контексте. меня Таро всегда интересовало, отравлен Хрониками Амбера
|
––– девочка летом слушала гром... |
|
|
Bansarov 
 авторитет
      
|
22 апреля 22:16 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата SeidheТо есть книга признанного авторитета Петрухина или монография про Туата Де Даннан — это так, проходные, а вот "Мифы окаменелостей" — то да, это прям ! С удовольствием поясню. Выделенные мною книги — это написанные по темам, на которые до них писалось мало. "Кельтятины и нордятины" даже на русском языке изданы моря. Как и греческих, египетских, вавилоно-аккадских, славянских мифов, и пр. Небольшая популярная антология ничего к этому не прибавит, потому что сколько их уже было в том числе, этих небольших популярных антологий. Петрухин? По финно-уграм, на самом деле, издано не меньше, просто основная литература издавалась в Томске и Ханты-Мансийске и плохо доходила до средней полосы России. А вот чтобы антология тенгрианских мифов — мне так сходу припоминается только Бисенбаев "Мифы древних тюрков", которая издавалась многими изданиями в Казахстане (где она вроде местного Н.А.Куна), но не у нас. По неисламским верованиям Северного Кавказа — знаю только книги Шортанова, но они издавались в Нальчике и посвящены адыгским народам, а не нахским. Что же касается окаменелостей... Как-то раз на youtube нашёл малопосещаемый канал с роликами Нерчинского краеведческого музея. Один из них был про верования, связанные с окаменелостями, "следами" различных персонажей и существ на поверхности камней, "чёртовыми пальцами" и т.п. Посмотрел с большим интересом и понял, что никакой обзорной книги по этому вопросу я не знаю, чтобы такая была...
|
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
22 апреля 22:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Bansarov
цитата "Кельтятины и нордятины" даже на русском языке изданы моря. И Вы, разумеется, можете назвать хотя бы десяток свежих работ по "кельтятине и нордятине", которые были написаны и опубликованы на русском языке с начала нынешнего века, например. Ну ведь сможете же, да? 
|
|
|
badger 
 миротворец
      
|
23 апреля 06:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Seidheхотя бы десяток свежих работ по "кельтятине и нордятине" Опа, а что в серии публикуются именно свежие научные работы, а не популярные компиляции на различные темы? Я ее в таком аспекте никогда не рассматривал. Взял несколько книг на интересные темы и все. И в этом плане действительно те же румынские мифы или окаменелости выглядят свежо и привлекательно. А зачем брать греческие мифы, если дома есть комплект работ Куна и Лосева? Была серия популярных энциклопедий от Эксмо в начале нулевых, там этих мифологий в достатке издано, и каждый томик по объему как пять новых. Если я ошибаюсь и там каждая вторая книга уровня ну хотя бы относительно свежего массового издания Кораблева, тогда конечно, хотелось бы видеть список книг которых нельзя пропустить. Пока же ориентир идет по теме/автору, и набор получается весьма скудный.
|
––– "В нашей стране фундаментальную науку скоро запретят за оскорбление чувств верующих" © Башорг
|
|
|
Bansarov 
 авторитет
      
|
23 апреля 06:51 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата SeidheИ Вы, разумеется, можете назвать хотя бы десяток свежих работ по "кельтятине и нордятине", которые были написаны и опубликованы на русском языке с начала нынешнего века, например. Ну ведь сможете же, да?
Нет, не смогу. А мы всё ещё говорим про небольшие популярные антологии мифов и легенд, и способность очередной из них что-то прибавить к литературе по вопросу? А мой список соответствует тематикам, разработанным на русском языке настолько слабо, что даже небольшая популярная антология мифов и легенд даёт качественный скачок. Не было на русском языке книги — и вдруг появилась, пускай популярная, но единственная, и теперь на какое-то время видимо основная.
цитата SeidheP.S. Монгольских мифов в серии не было. А, ну так я же и сказал, что путаю в одну кучу похожую продукцию разных издательств. Я вот только при написании первого поста понял, что издательства разные. А до этого я при покупке монгольских мифов (изданных Эксмо) и румынских (изданных МИФом) удивлялся, почему у одной серии книги разного формата... Я, к слову говоря, ещё не понимаю, какую монографию про Туата Де Даннан, изданную в МИФе, Вы имеете в виду. В поиске вываливается только книга Касталии. Может быть, Вы про "Ирландские мифы"?
|
|
|
Bansarov 
 авторитет
      
|
23 апреля 07:51 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата BansarovПо неисламским верованиям Северного Кавказа — знаю только книги Шортанова, но они издавались в Нальчике и посвящены адыгским народам, а не нахским. Чтобы не подумали :) Говоря это, я конечно имел в виду именно книги по неисламским верованиям и культам Кавказа, а не многочисленные издания нартского былинного эпоса во всех его мыслимых вариантах. Кстати, заметил, что у Эксмо такая компиляция уже вышла, но там всё разом, от Северного Кавказа до Закавказья, и от Анаит до Сослана соответственно, и всё это вместе — с размахом аж на 240 страниц. Галопом по Европам (а что? в Евровидении участвуют, значит, Европа!)
|
|
|
Seidhe 
 миротворец
      
|
23 апреля 08:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
badger, Bansarov Возможно, я просто не совсем верно сформулировал свои мысли, поэтому попробую ответить более обстоятельно. Во-первых, я ничего не имею против хоть "Мифов окаменелостей", хоть "Мифов Суздаля", хоть "Мифов "Ведьмака", хоть "Мифов села Малое Кукуево" — если книги выходят немалыми по нынешним меркам тиражами, значит, они кому-то интересны. Меня смущает само название, потому как не существует в природе вышеперечисленных мифов в традиционном понимании этого термина. Но здесь это именно маркетинг, поэтому мотивы издательства вполне понятны. Во-вторых, дискуссия началась после вот этой фразы уважаемого Bansarov:
цитата Мифы Таро — это такая штука, которая сделает книгу о них примерно третьей заслуживающей внимания среди всего этого потока. Первыми двумя были монгольские и румынские мифы, еще жду ингушские мифы и окаменелости. На что я возразил, что переиздание Петрухина или издание книги Марка Уильямса, на мой взгляд, заслуживают внимания ничуть не меньше. Я понимаю, разумеется, что Петрухин — это всего лишь переиздание и люди "в теме" его давно прочитали и на полках имеют, а Уильямс слишком специфичен, чтобы быть востребованным широкими читательскими массами, но это не отменяет того факта, что это работы, созданные профессионалами в своей области научной деятельности. (И да, книга Уильямса — это именно научная работа, она и в западных источниках проходит как "монография", и ни про какие "ирландские мифы" речь в ней не идёт, потому как в оригинале именуется она "Ирландские бессмертные". ) И отсюда вытекает в-третьих. Серия могла бы пополниться очень многими работами как современных, так и сложно доступных работ исследователей прошлых лет по самой разной тематике (чем-то подобным сейчас занимается "Альма Матер", но там и позиционирование совершенно иное, это не массовые издания), а русскоязычные читатели получили бы возможность узнать, как обстоят дела в современном восприятии той или иной религиозно-мифологической традиции, но... Но в итоге серия, вероятнее всего, придёт именно к "Мифам села Малое Кукуево". Против которых я, повторюсь, ничего не имею.
|
|
|
Verveine 
 гранд-мастер
      
|
23 апреля 10:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата BansarovИзвините, а что такое "культурологический и архетипический контекст без эзотерики"? Такой бывает? А, я вспомнил, было такое, называлось "марксистский подход".
Я имела в виду ровным счетом то же самое, что вы и написали: указанная книга из моей библиотеки -- исследование символизма (насколько глубокое — это уже другой вопрос), а не практическое пособие по гаданию. k2007, как я понимаю, опасается последнего.
|
|
|
k2007 
 миротворец
      
|
|
Bansarov 
 авторитет
      
|
23 апреля 21:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата VerveineЯ имела в виду ровным счетом то же самое, что вы и написали: указанная книга из моей библиотеки -- исследование символизма (насколько глубокое — это уже другой вопрос), а не практическое пособие по гаданию. А я имел в виду, что при изучении культурологии, архетипов и символизма, к эзотерике обращаться не можно, а нужно. Попытка написать что-то на эти темы, как Вы выразились, "без всякой эзотерики", будет чем-то вульгарно марксистским, часто идущим в неверную сторону, и лишенным малейшей возможности синтеза. Или спрошу так: неужели человек, который во-первых без тени сомнения считает о себе, что знает, что такое Великое Делание, а во-вторых уверен, что оно есть плод ошибочных представлений, сможет написать по-настоящему глубокую книгу по символизму? Что же касается гадания... Нежелание того, чтобы книга о символизме Таро оказалась практическим пособием по гаданию на картах, возникает оттого, что это сузило бы её предмет до области инженерного применения некой теории, притом с высокой вероятностью — в изложении человека, самой теорией не владеющего. Но при этом, нужно понимать, что гадание — это легитимный вид ченнелинга. Как-то раз В.И.Ленин случайно написал очень эзотерическую фразу, ставшую одним из самых известных его афоризмов — "Электрон столь же неисчерпаем, как атом". Во всём малом есть полнота, равная полноте великого, и правильно спросить о чём-то колоду карт — идея не хуже, чем спросить о том же самом Вселенную. Хорошая книга о Таро не станет этого отрицать.
|
|
|
Bansarov 
 авторитет
      
|
4 мая 09:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата count YorgaОксана Балашова Суздальские мифы...
цитата SeidheОх, чувствует сердце моё, что доживём мы и до "Мифов села Кукуево" от МИФа...
цитата SeidheПроблема только в одном: это что угодно, только не мифы. Увы.
цитата Seidheочень неудачно (к собственно мифам относится хорошо, если треть изданий) А с Вашей точки зрения мифология — это что? Выстраивание пантеона верховных богов и их родственных связей? Рискну напомнить, что слово "мифология" стабильно наличествует в названиях научных изданий по быличкам и народной демонологии. Вот по русскому материалу, по каталогу моей бумажной библиотеки, сделав поиск по названиям на "мифолог":
Мифологические рассказы и поверья Нижегородского Поволжья. СПб., Тропа Троянова, 2007 Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. Сост. В.П.Зиновьев. Новосибирск, Наука, 1987 Криничная Н.А. Русская мифология. Духи-хозяева и традиционный крестьянский быт. Былички, бывальщины, легенды, поверья о духах-хозяевах. М. Академический проект, 2019 Криничная Н.А. Русская мифология. Человек на перепутье миров. Былички, бывальщины, легенды, поверья о поисках и посещениях заповедных мест и миров. М. Академический проект, 2019 Криничная Н.А. Русская мифология. Властители мироздания. Былички, бывальщины, легенды, поверья о людях, обладающих магическими способностями М. Академический проект, 2019 По заветам старины. Мифологические сказания, заговоры, поверья, бытовая магия старообрядцев Литвы СПб. Тропа Троянова, 2005 Мифологические рассказы и легенды Русского Севера. Сост. О.А.Черепанова. СПб., СПбГУ. 1996
Есть ли шанс, что увидев постоянное соотнесение термина "мифология" с народными поверьями, зафиксированными в жанрах малой этиологической и демонологической прозы, Вы несколько подобреете к словосочетанию "Мифы Суздаля" и нормативности такого словоупотребления?
|
|
|
Bansarov 
 авторитет
      
|
4 мая 10:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата BansarovЗнаю также о существовании книг по египетской теологии — скажем, Уоллес Бадж. Прочитать это мне надо обязательно, т.к. читать египетские нарративы и не касаться египетского богословия — это примерно то же самое, что прочитать книжку с названием типа "Библейские сказания" или даже саму Библию, и сказать "ну вот я всё и понял", не прочитав при этом учебник по догматическому богословию. Прочитал на перемотке (на скорости 8х) "Египетскую религию" Э.У.Баджа. Будучи вдохновлен первыми страницами, про единое тренсцендентное начало "нефер" в египетской религии, ожидал от книги просто неизмеримо большего. Тем более когда автор — Уоллис Бадж, авантюрист, археолог, мистик, хранитель отдела Британского музея, практик во всех смыслах слова. Оказался поверхностный пересказ хрестоматийных мифов, уснащённый чересчур пространными цитатами из первоисточников, словно главное, что автор хотел продемонстрировать читателю — это свою способность читать древнеегипетские тексты. В идейно-смысловом плане — увы, это "книга с ятями" в плохом смысле слова, написанная для изучения посетительницами лондонских салонов, чтобы они могли провести протокольный small talk с Баджем, посещавшим те же салоны, а также понимать новости археологии, опубликованные в The Daily Mirror.
|
|
|