Книжный клуб Фантлаба Читаем ...


Вы здесь: Форумы sam.fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Книжный клуб Фантлаба. Читаем сборник К.А. Терины «Все мои птицы»

Книжный клуб Фантлаба. Читаем сборник К.А. Терины «Все мои птицы»

 автор  сообщение


миротворец

Ссылка на сообщение 29 апреля 2024 г. 17:04  
цитировать   |    [  ] 
Книжный клуб Фантлаба начинает свою работу.
Здесь мы вместе читаем и обсуждаем фантастические новинки. В обсуждении может принять участие любой желающий.
Каждый месяц мы путём голосования выбираем новую книгу для чтения и обсуждения. Также в клубе будут публиковаться материалы, посвященные обсуждаемой книге: фрагменты статей, интервью, отзывов, при наличии карты и фанатские иллюстрации. Я убежден, что совместное обсуждение прочитанного обогатит читательский опыт всех участников.


Регламент работы, июль 2025:
01.08. — 03.08 — открытое голосование за книгу для прочтения.
04.08. — 31.08 — чтение, обсуждение, публикация дополнительных материалов по книге.
01.09 — Подведение итогов, начало голосования за следующую книгу для совместного прочтения.
_________

Правила работы книжного клуба
1. Выбор книг.
1.1. К ежемесячному голосованию допускаются книги, впервые официально опубликованные на русском языке за последние 6 месяцев.
1.2. Предложить книги для голосования может любой желающий, но в итоговый список для открытого голосования попадут книги, которые назывались на этапе предварительного отбора чаще всего.
1.3. Максимальная величина итогового списка — 20 книг. При обновлении списка новыми книгами заменяются аутсайдеры прошлого голосования и книги, опубликованные более 6 месяцев назад.
1.4. Недавно опубликованные книги, не имеющие официальной электронной версии, не принимают участие в голосовании.
1.5. В голосовании могут принимать участие только первые тома книжных циклов и внецикловые произведения.
1.5.1. Допускаются к голосованию первые тома циклов, по которым ранее был опубликован один или несколько рассказов, если эти рассказы ранее не издавались отдельным сборником.
1.6. В открытом голосовании допускается голосовать более чем за одну книгу.
1.7. Книги, не содержащие в сюжете фантастического элемента, к голосованию не допускаются.
1.8. Призывы к голосованию за одного из номинантов на книгу месяца допустимы только в рамках книжного клуба. При обнаружении сообщений, призывающих проголосовать за одну из номинированных книг со стороны заинтересованного лица (автор или издательство) на площадке, не относящейся к книжному клубу книга может быть снята с голосования.
2. Порядок чтения и обсуждения.
2.1. При написании сообщений рекомендуется прятать серьезные сюжетные спойлеры, используя

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

скрытый текст
.
2.2. В книжном клубе действуют все правила основного форума фантлаба. Ссылки на пиратские библиотеки запрещены. Оскорбления авторов и других участников книжного клуба — строго запрещены.
3.3. В процессе работы книжного клуба ведётся статистика количества отзывов и оценок. При этом статистикой учитываются только те отзывы, которые были опубликованы на странице произведения.
3. Итоговое голосование.
3.1. В последнюю неделю месяца запускается голосование, которое определит, появится ли книга в рубрике "Книжный Клуб Фантлаба рекомендует". Книга рекомендуется Клубом в том случае, если она наберет боле 2/3 голосов "За". Голоса воздержавшихся при этом не учитываются.
3.2. В рекомендательной статье могут быть процитированы фрагменты лучших отзывов и комментариев с указанием авторства.
4. Разное.
4.1. Обсуждение технических вопросов и выбор книг для голосования идет в технической теме.
_______
Читаем сборник К.А. Терины «Все мои птицы»

_______
Летопись книжного клуба
–––
Если я что-то обещал, но не сделал - напомните мне, пожалуйста, из-за большой загруженности я могу забывать.


миродержец

Ссылка на сообщение 20 августа 2024 г. 12:24  
цитировать   |    [  ] 
цитата Алексей121
Я вот даже журнальчик поддавшись настроению купил, чтобы там ответ поискать:)

И? На самом, деле интересно, что печатается в Сверхновой спустя тридцать лет после того, как там были повести Резника.


миротворец

Ссылка на сообщение 20 августа 2024 г. 12:27  
цитировать   |    [  ] 
слОГ и я только вот сегодня из почты забрал))
https://fantlab.ru/work1924802
состав внес в карточку)
–––
Если я что-то обещал, но не сделал - напомните мне, пожалуйста, из-за большой загруженности я могу забывать.


миротворец

Ссылка на сообщение 20 августа 2024 г. 12:31  
цитировать   |    [  ] 
цитата Алексей121
Но у меня так и остался вопрос, как должно выглядеть светлое африканское будущее без полной потери культурного кода и без скатывания в комиксовый гротеск а-ля Ваканда.


никак, скорее всего. Потому что даже Кириньяга без постоянной коррекции орбиты жила бы очень сложно
–––
девочка летом слушала гром...


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 20 августа 2024 г. 12:34  
цитировать   |    [  ] 
цитата слОГ
На самом, деле интересно, что печатается в Сверхновой спустя тридцать лет после того, как там были повести Резника.

Если вдруг не видели:

Континент между прошлым и будущим: колонка редактора из № 49-50 «Сверхновой»
https://fantlab.ru/blogarticle87734


миродержец

Ссылка на сообщение 20 августа 2024 г. 12:50  
цитировать   |    [  ] 
цитата Ga_Li
А чем определяется формальность? Что не указно где можно смеяться?

Вроде того.
Истории про масаи ведь не заявлены напрямую как юмористические заметки.
А там где не заявлено — всегда остаётся небольшой шанс, что да, это было всерьёз.
Если автор понимает ироничность описываемых ситуаций и делает это осознанно — ну и хорошо.
–––
Привычка думать бесследно для организма не проходит ©
(моя авторская колонка: https://fantlab.ru/user77209/blog)


магистр

Ссылка на сообщение 20 августа 2024 г. 12:52  
цитировать   |    [  ] 
цитата Lilian
А там где не заявлено — всегда остаётся небольшой шанс, что да, это было всерьёз.
Если автор понимает ироничность описываемых ситуаций и делает это осознанно — ну и хорошо.

Я надеюсь на это, иначе это в моей голове не уложить, только так, да и то с трудом, я уже неделю думаю отзыв на всю книгу сразу и не могу ничего выродить)) У вас вот хорошо получается)
–––
Талант бывает непризнан. Дурак — никогда.


авторитет

Ссылка на сообщение 20 августа 2024 г. 13:18  
цитировать   |    [  ] 
На первый взгляд кажется, что "Килиманджаро" написано для того, чтобы получить ещё немного денег за популярность "Кириньяги". Но ваши версии нравятся мне больше (=

цитата Lilian
А там где не заявлено — всегда остаётся небольшой шанс, что да, это было всерьёз.

А там, где заявлено, остаётся довольно большой шанс, что всё всерьёз, ибо что может быть серьёзнее юмора.


магистр

Ссылка на сообщение 20 августа 2024 г. 14:30  
цитировать   |    [  ] 
цитата Алираэль
На первый взгляд кажется, что "Килиманджаро" написано для того, чтобы получить ещё немного денег за популярность "Кириньяги". Но ваши версии нравятся мне больше (=

А одно другому не противоречит же: срубить деньжат по приколу)))
–––
Талант бывает непризнан. Дурак — никогда.


миротворец

Ссылка на сообщение 20 августа 2024 г. 14:44  
цитировать   |    [  ] 
цитата Алираэль
чтобы получить ещё немного денег за популярность "Кириньяги".

думается, все рассказы из цикла про Кириньягу писались со схожими мотивами))
–––
Если я что-то обещал, но не сделал - напомните мне, пожалуйста, из-за большой загруженности я могу забывать.


миродержец

Ссылка на сообщение 20 августа 2024 г. 15:10  
цитировать   |    [  ] 
цитата Алексей121
все рассказы из цикла про Кириньягу писались со схожими мотивами)

цитата Ga_Li
срубить деньжат по приколу)))

Ну, и еще номинироваться на премии. Цикл на слуху, автор на слуху, продастся не только цикл, но и что-то ещё.
В любом случае, мне романы Резника нравятся меньше, хотя "По следу Единорога", как минимум интересен, но все остальное, по мне, прямолинейно и скучновато. А вот короткие произведения будут поинтереснее.


философ

Ссылка на сообщение 20 августа 2024 г. 16:28  
цитировать   |    [  ] 
цитата Алексей121
Но у меня так и остался вопрос, как должно выглядеть светлое африканское будущее без полной потери культурного кода и без скатывания в комиксовый гротеск а-ля Ваканда.

Порабощение "белого мира" и установление черной диктатуры в рамках всей планеты.
–––
ищу вопросы на свои ответы


миротворец

Ссылка на сообщение 20 августа 2024 г. 16:32  
цитировать   |    [  ] 
Luсifer А кто тогда работать будет?
–––
Say, we should form our own book club. With black jack! And hookers! In fact, forget the books.
© Bender Bending Rodríguez


философ

Ссылка на сообщение 20 августа 2024 г. 16:36  
цитировать   |    [  ] 
heleknar порабощенные белые, очевидно. Сгонят всех на плантации собирать кофейные бобы.
–––
ищу вопросы на свои ответы


миродержец

Ссылка на сообщение 20 августа 2024 г. 16:51  
цитировать   |    [  ] 
цитата Luсifer
Порабощение "белого мира" и установление черной диктатуры в рамках всей планеты.
Фармер как вестник афрофутуризма?


философ

Ссылка на сообщение 20 августа 2024 г. 20:19  
цитировать   |    [  ] 
Дочитала. Сразу скажу две вещи:
— без книжного клуба никогда бы эту книгу не прочла
— была уверена, что мне не понравится (ожидала свинцовые мерзости жизни, сползание от плохого к совсем беспросветному)

Но, на удивление, всё оказалось куда как интереснее. Читается легко, в наличии некоторый юмор даже в более серьёзной части про Кириньягу. А уж «Килиманджаро» вообще всё насквозь иронично.
Было очень интересно следить за поединком несгибаемого фанатика Корибы с энтропией, он даже заслужил моё сочувствие и уважение, но жалеть человека, который один шагает в ногу, а вся планета — нет, всё-таки не стоит.
Уважение — потому что никого не пытается обратить в свою веру из другой культуры, потому что честно говорит своим последователям о последствиях их действий, а не придумывает страшилки, чтобы запугать их и заставить поступить как должно (А кто другой мог бы: «Если будете пользоваться медициной европейцев — член отвалится, а ваши жёны уйдут к белым»)
Сочувствие — потому что у каждого человека есть свои какие-то внутренние несгибаемые убеждения, порой совершенно иррациональные и неочевидные, но эти адамантиновые штыри никак не изменить, потому что они составляют самую основу личности. И даже если внешние обстоятельства и твоё собственное благополучие с ними несовместимы — тем хуже для обстоятельств и благополучия. У Корибы это идентичность кикуйю и необходимость её сохранить любыми способами.

Люблю, когда книги приносят какие-то новые мысли, доселе не посещавшие мою голову. Эта книга не из таких, но она заставила меня интенсивно думать на старые темы: какое устройство общества является наилучшим, могут ли уживаться рядом разные системы ценностей, что есть идентичность и зачем она нужна? Рассказы «Кириньяги» были своего рода мысленными тренажерами, на которых можно было опробовать разные модели обществ: Что говорил бы своим последователям условный Кориба, если бы они были общиной европейских эко-активистов, решивших жить в гармонии с природой? Что отвечали бы ему непутёвые последователи? Какие бы тогда возникали проблемы?
«Килиманджаро» является ответом на один из таких сценариев: а что если придерживаться золотой середины и находить компромиссы между технологиями и традициями? Гораздо более легковесная и юмористическая иллюстрация того же самого принципа: какую утопию не строй, всё равно получается автомат Калашникова Кения, которую они оставили на Земле.

Мне кажется Резник довольно оптимистичен: хоть Утопию построить нельзя, человеческая лень, изобретательность и непоследовательность наковыряют слишком много дырок в плотине ценностей — но ровно это же не позволит людям застыть в янтаре любой антиутопии :) Или, если совсем уж сконденсировать основную мысль, то это будет надпись на кольце Соломона «И это пройдёт», которая радует в печали и печалит в радости. Таким образом более радостное «Килиманджаро» становится не излишним продолжением, написанным ради денег (ну или не только им), а частью симметричной литературной конструкции наподобие знака «инь-ян». Это просто красиво.

Буду однозначно рекомендовать при голосовании.


миродержец

Ссылка на сообщение 20 августа 2024 г. 21:03  
цитировать   |    [  ] 
Ладно, Килиманджаро выдало-таки фразу, которую можно считать авторским ответом на вопрос о построении Утопии
цитата
«Утопия, может быть, не конечный результат, а всего лишь процесс его достижения»

То есть важен не конец пути, а сам путь.
(Эх, аж Сандерсон вспомнился и его идеалы Сияющих)
–––
Привычка думать бесследно для организма не проходит ©
(моя авторская колонка: https://fantlab.ru/user77209/blog)


миродержец

Ссылка на сообщение 20 августа 2024 г. 22:11  
цитировать   |    [  ] 
«Килиманджаро: Рассказы об Утопии»

Килиманджаро никак не избежать сравнения с Кириньягой — и в этом главный минус этой повести.
Можно сколько угодно критиковать фанатизм Корибы и невозможность построения его Утопии, но персонажи Кириньяги запоминались, а события вызывали много эмоций.
Килиманджаро — сборник заметок хрониста. Стиль повествования суше, в событиях есть доля иронии или даже пародийности, а вот драмы нет вовсе. Перед нами словно кривое зеркало, в котором одна яростная недостижимая мечта сменилась самодовольным экспериментом, изо всех сил старающимся учесть все прошлые ошибки. На первый план выходят экономика, демократия, выборы, права женщин, тонкости определения принадлежности человека к масаи и правитель со стороны. Многие вопросы вынуждены решать историк, адвокат и социолог (впоследствии ставший политиком). Проблемы легко преодолеваются, пускай череды внутренних кризисов избежать и не удалось.
Ещё один минус — главные действующие лица. Это функции, а не полноценные герои. А вот среди второстепенных персонажей встречаются запоминающиеся истории, но их не так много. Отец, потерявший когда-то родного сына из-за старого обычая — и не желающий рисковать сыном приемным. И старый шаман, столкнувшийся с кризисом смысла жизни на фоне надвигающегося прогресса, но в отличии от Корибы сумевший кое-что понять и найти себе место в изменившемся мире.
Итого новая попытка в Утопию получилась не идеальна, порой гротескна или поверхностна, во многом беззуба. Но всё же жизнеспособна.
Кроме того, это история без финала, чему даже подводится своё объяснение: «Утопия, может быть, не конечный результат, а всего лишь процесс его достижения».
Вместе с тем эта история проигрывает в изображении персонажей и в раскрытии более глубоких конфликтов.
И от ярлыка «необязательное продолжение» вероятно так и не избавится.
–––
Привычка думать бесследно для организма не проходит ©
(моя авторская колонка: https://fantlab.ru/user77209/blog)


авторитет

Ссылка на сообщение 20 августа 2024 г. 22:25  
цитировать   |    [  ] 
Рассказы об Утопии
Когда вы начинаете читать книгу, у вас существует определенный набор ожиданий и кредита доверия к автору. В процессе чтения вы соглашаетесь с правилами мира и условностями, которые были допущены. С Резником же у меня так сделать не получилось. Я ожидал мягкую научную фантастику, но, увы, её тут нет и в помине. С самого начала и до конца остаётся множество вопросов. Зачем и кто выделил средства на создание семидесяти трёх, а по факту больше, утопий? Каким образом меньше чем за день корректируется курс орбиты целой планеты? Почему это нужно делать постоянно? Неужели при таких развитых технологиях и неограниченных ресурсах люди не смогли создать искусственные планеты с курсом, который не нужно будет корректировать каждый месяц? Каким образом работают пресловутые компьютеры на Кириньяге? Ладно, осознали, что все рассказы Кириньяги — это больше сказки с соответствующими допущениями. Двигаемся дальше. У нас тут идёт возрождение целой культуры в попытках построить утопию, значит логично предположить, что мы узнаем много о обычаях и традициях кикуйю и их повседневной жизни. А вот и нет. О повседневной жизни мы не узнаем ничего, кроме самых отвратительных, с точки зрения современного человека, традициях. Вы не найдете тут ни информации о живописи кикуйю, ни о сказках, которые рассказывают матери своим детям. Нет тут также информации о том, как они создают свои орудия труда, строят дома, почему у нас на все поселения один мундумугу. Не описаны даже повседневные ритуалы по заговору пугало, которые проводит Кориба. Более того, по непонятным причинам часть тех знаний, которыми обладали реальные кикуйю в книге просто отрицается. Так что же тогда есть в этих самых рассказах? А есть в них утопия, вернее её понимание одним единственным двуличным фанатиком. В одном из предисловий автор пишет, что в отличии от остальных рассказов, в этом нет привычной двусмысленности. Вот только в прошлых рассказах её тоже не было. По крайней мере, я не представлю, чтобы кто-то в здравом уме поддерживал традицию, одобряющую убийство детей только потому, что они родились ногами вперед, либо потому, что это близнецы. Для того чтобы превратить Корибу из обычного злого фанатика, Резнику приходится создать ещё более отвратительного персонаж в Бване. Можем ли мы считать мундумугу неоднозначным только потому, что всегда существуют люди хуже него? Пожалуй, нет. В итоге мы наблюдаем, как в «идеальной утопии» Кориба каждый раз утром сталкивается с проблемой, днём фоном выполняет привычные ритуалы, а вечером придумывает её решение. Да, иногда это у него занимает больше времени, но примерно такой цикл повторяется из раза в раз. Постепенно его утопия трещит по швам и, в конце концов, разваливается на части. Однако это не помешает Корибе всё ещё считать себя правым во всём. Но по швам тут трещит не только утопия мундумугу. Рассказы формально связаны между собой, но чем дальше, тем они больше противоречат друг другу. Вот у нас в одном из них строят колодцы, и эти никоим образом не порицается, а в следующем оказывается, что так делать нельзя. То у нас Кикуйю — земледельцы с палкой копалкой, то оказывается, что им можно быть охотниками и войнами, хотя сами же притчи Корибы говорят об обратном. В конечном итоге Кириньяга — это сборник неплохо написанных рассказов про людей, которые решили поиграть в традиционных кикуйю. Правда, они сами не представляют, кто такие эти их Кикуйю, какую утопию строят, да и что такое это ваша утопия.

Теперь пару слов о Килиманджаро. Это в какой-то степени продолжение Кириньяги. Теперь уже Масаи пытаются построить свою собственную утопию, анализируя ошибки, совершённые кикуйю. Если Кириньяга была сказкой, то тут я уже даже не знаю, как это назвать. Планета поделена на части. На одной расположено пять городов, олицетворяющих современную сторону, а другая – традиционную, с племенными общинами. Всё ведётся от лица современных масаи, которые строят утопию согласно европейским ценностям, хоть и отрицают это. Но тут я ещё больше не верю происходящему, потому что все проблемы решаются историком либо чуть ли не по щелчку пальцев, либо откладываются на потом. Некоторые моменты вообще абсурдны. Вот, например, скажите, для чего коллекционеру с Земли покупать рог носорога с Килиманджаро? Все носороги когда-то вымерли, а теперь их можно спокойно клонировать в любой удобный момент. Для чего эта сложная операция с браконьерами? Каким образом обычный житель племени смог взломать современные средства защиты? Все истории здесь заканчиваются хорошо либо на данный момент времени, либо на долгий период. Если от этих решений и будут какие-то последствия, то автор словами персонажей утверждает, что это абсолютно нормально и потом с ними определенно справятся. По сути, мы здесь наблюдаем ускоренные в десять раз процессы эволюции общества в абсолютно идеальных условиях, с людьми, которые договорятся друг с другом. Если в Кириньяге намеренно сгущались краски, то здесь все солнечно и прекрасно. Вот только про культуру масаи мы узнаем ещё меньше, чем про кикуйю.


авторитет

Ссылка на сообщение 21 августа 2024 г. 07:44  
цитировать   |    [  ] 
цитата Ranvalon
он даже заслужил моё сочувствие и уважение, но жалеть человека, который один шагает в ногу, а вся планета — нет, всё-таки не стоит.

По-моему, Кориба заслуживает как раз не уважения и сочувствия, а именно жалости. Я не умею сочувствовать тем, кто кладёт всю жизнь на затею, кажущуюся мне глупой, неправильной, бессмысленной и обречённой на провал.
Уважение за упорство — возможно. Но тоже нет, ибо упорство очень быстро превращается в упрямство и ведёт к краху.
А жалость — да. Человек столько лет шёл к мечте, верил, что почти построил её, а потом всё рухнуло. И его жалко.
Ирония в том, что один не может шагать в ногу, как бы ни старался.

цитата Ranvalon
«Если будете пользоваться медициной европейцев — член отвалится, а ваши жёны уйдут к белым»

Ага. Кориба говорит: "Если будете пользоваться медициной европейцев, ваши дома будут разрушены, а дети уйдут к белым". И так и происходит.

цитата Ranvalon
а что если придерживаться золотой середины и находить компромиссы между технологиями и традициями?

Изначально они не пытались придерживаться золотой середины, они пытались примирить две крайности. Середина нашлась лишь в первом рассказе. И то не совсем. В остальных одна крайность радостно кушала другую.

цитата Lilian
Ладно, Килиманджаро выдало-таки фразу, которую можно считать авторским ответом на вопрос о построении Утопии

И выдало её так, будто вся повесть написана только для того, чтобы в конце ввернуть эту фразу и объяснить, что же Кориба делал не так.


миротворец

Ссылка на сообщение 22 августа 2024 г. 17:05  
цитировать   |    [  ] 
цитата Ranvalon
Буду однозначно рекомендовать при голосовании.

Вам бы это сообщение оформить как отзыв на странице произведения, было бы вообще отлично ;-)

До конца "заседания" остается девять дней. Получается, что голосование за лучший рассказ и за рекомендацию клуба будут проводиться одновременно?
–––
Qu'ils clampsent, le singe chauve avec sa bande
Страницы: 123...147148149150151...814815816    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы sam.fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Книжный клуб Фантлаба. Читаем сборник К.А. Терины «Все мои птицы»

 
  Новое сообщение по теме «Книжный клуб Фантлаба. Читаем сборник К.А. Терины «Все мои птицы»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх