Творчество фантлабовцев


Вы здесь: Форумы sam.fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Творчество фантлабовцев.»

Творчество фантлабовцев.

 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 8 июля 09:56  
цитировать   |    [  ] 
цитата JSullen
которую несла эта медленно накатывающееся Небытие

Несло это
цитата JSullen
Вас здесь не сидело.

Это как?

В целом вырванный откуда-то кусок, смысл в котором едва угадывается
–––
Дочь-хризантема наивна — каждый сорвёт,
Дочь-бенибана сорваться может сама. Кого взрастил самурай?


философ

Ссылка на сообщение 8 июля 09:56  
цитировать   |    [  ] 
цитата JSullen
Волна висела над Столицей и Леониду Андреевичу Горбовскому не надо было оглядываться, чтобы рассмотреть в деталях её несущую неминуемую смерть красоту, но он всё равно время от времени оглядывался и каждый раз поражался какой-то бархатистой бездонной тьме, которую несла эта медленно накатывающееся Небытие.

Зачем такое монструозное предложение, да еще и в самом начале? Ведь в дальнейшем вы все равно не выдерживаете заданный стиль.
Ну и:
цитата JSullen
какой-то бархатистой бездонной тьме, которую несла эта медленно накатывающееся Небытие.

Какого у нас рода Небытие?
цитата JSullen
— Ему точно не хватает чалмы, — подумалось Леониду Андреевичу, однако вслух он произнёс. — Вас здесь не сидело.

Что мысли, что фразы, — все оформляете одинаково.
цитата JSullen
Горбовский повернул голову и от неожиданности присвистнул.

Присвистнуть можно при виде хорошенькой девушки, а когда рядом с вами материализуется незнакомый человек, возможно, более подходящей будет какая-то другая реакция? Вздрогнул, например. Но, у вас все в эдакой саркастической + расслабленной манере, хотя, имхо, разве она подходит к описываемой драматической ситуации?
цитата JSullen
— Ему точно не хватает чалмы, — подумалось Леониду Андреевичу, однако вслух он произнёс. — Вас здесь не сидело.

Неестественная реакция, либо Горбовский под какими-то препаратами. :-)

В целом, рассказ понравился, в нем поднимаются морально нравственные вопросы (пусть и избитые), в нем есть глубина. Диалог, если закрыть глаза на некоторую неестественность, любопытный. Но персонажей вы не раскрыли, и есть чувство незавершенности. Будто это фрагмент из повести или романа.


новичок

Ссылка на сообщение 8 июля 10:21  
цитировать   |    [  ] 
цитата Алексей Черкасов
Скорее с атеистическим.

Интересно, почему вы сделали такой вывод?
Даже через миллион лет религия осталась, и даже наказание за ересь.
Ева сомневалась? Ну тогда она, скорее, агностик, а не атеист.
Согласно библейской истории, Адам и Ева всё-таки услышат Глас Божий.
Рай (райский сад) на Земле? А почему бы и нет? Кто может знать точно, где он?


новичок

Ссылка на сообщение 8 июля 10:30  
цитировать   |    [  ] 
цитата Дочь Самурая
Это как?

Перефразирование общеизвестного (возможно, в узких кругах) выражения:
Вас здесь не стояло!


философ

Ссылка на сообщение 8 июля 10:35  
цитировать   |    [  ] 
цитата olegauthor
Вас здесь не стояло!

Не слышала, звучит как оскорбление. Обращаться к живому человеку — оно. Я бы сразу послала за такое.
–––
Дочь-хризантема наивна — каждый сорвёт,
Дочь-бенибана сорваться может сама. Кого взрастил самурай?


новичок

Ссылка на сообщение 8 июля 10:37  
цитировать   |    [  ] 
Дочь Самурая
Вас здесь не стояло — эта фраза используется в насмешливой форме по отношению к человеку, который старается влезть в чужое дело или вмешивается в разговор.
Родом из Одессы.


философ

Ссылка на сообщение 8 июля 10:47  
цитировать   |    [  ] 
цитата olegauthor
старается влезть в чужое дело или вмешивается в разговор.

Ну возможно такое допустимо в отношении человека, который лезет не в свое дело, но просто говорить человеку так очень невежливо.
–––
Дочь-хризантема наивна — каждый сорвёт,
Дочь-бенибана сорваться может сама. Кого взрастил самурай?


философ

Ссылка на сообщение 8 июля 10:56  
цитировать   |    [  ] 
цитата olegauthor
Родом из Одессы.

Так надо было все в одном стиле: :-)

— Ему-таки точно не хватает чалмы, — подумалось Лене Андреевичу, однако вслух он произнёс. — Вас здесь не сидело.
— Не сидело, — легко согласился незнакомец и мило улыбнулся. — А теперь вот я сижу рядом с вами, Леня Андреевич, и имею вам кое-что сказать. Разрешите представиться. Мойша Львович Глумович.


философ

Ссылка на сообщение 8 июля 11:12  
цитировать   |    [  ] 
цитата Дочь Самурая
Не слышала, звучит как оскорбление. Обращаться к живому человеку — оно. Я бы сразу послала за такое.

Возможно, что-то в этом есть. Сидит Леонид Андреевич, смотрит как на него идет ужасная Смертоносная Волна, понимает, что жить ему осталось недолго, тут видит рядом какого-то странного человека в позе лотоса, которого только-что на этом месте не было. Вот Леонид Андреевич и прикалывается. Как бы ему уже, по большому счету, все равно, что вокруг происходит, он ничему не удивляется. Поэтому на появление Глумова реагирует флегматично и с ноткой юмора.


философ

Ссылка на сообщение 8 июля 11:17  
цитировать   |    [  ] 
цитата Firewalking
Поэтому на появление Глумова реагирует флегматично и с ноткой юмора.

Разница в восприятии. Мне не кажется это флегматичным и смешным. По мне это как минимум пассивная агрессия
–––
Дочь-хризантема наивна — каждый сорвёт,
Дочь-бенибана сорваться может сама. Кого взрастил самурай?


авторитет

Ссылка на сообщение 8 июля 12:16  
цитировать   |    [  ] 
цитата olegauthor
Интересно, почему вы сделали такой вывод?

Применительно к вашему произведению, потому что у вас акт сотворения человека заменён пенитенциарной деятельностью. Этакий вариант панспермии. Это не религия, а пародирование религии. С точки зрения творчества ничего плохого в этом нет, такого полно у весьма крепких авторов. Но…

Концепция получает шансы стать религией при наличии соответствующего архетипа в коллективном бессознательном. Или хотя бы востребованности в коллективном сознании. Создать новую религию или вариант существующей очень непросто. Неплохая попытка была у Хайнлайна, но и та выродилась в фетиш субкультуры, а через пару десятилетий выдохлась полностью. Думаю, именно потому, что его попытка была ориентирована на сознание, а не на бессознательное.

В вашем же случае глубина концепции примерно соответствует таковой в концепции макаронного монстра.

Надеюсь, не обидел вас. А если обидел, то прошу учесть, что вы сами просили. Я всего лишь ответил.
–––
Моя авторская колонка: https://fantlab.ru/user221623/blog


философ

Ссылка на сообщение 8 июля 12:23  
цитировать   |    [  ] 
цитата Алексей Черкасов
Концепция получает шансы стать религией при наличии соответствующего архетипа в коллективном бессознательном.

У вас все дороги ведут к коллективному бессознательному. :-)
Кстати, есть у вас короткие рассказы? Можете какой-то выложить, если это не проблематично?


авторитет

Ссылка на сообщение 8 июля 12:26  
цитировать   |    [  ] 
цитата Firewalking
У вас все дороги ведут к коллективному бессознательному.

Это не у меня. :)
Я в малых формах слаб, мне в них тесно. Совсем коротких нет. Но есть пара длинных.
Сейчас поищу…
–––
Моя авторская колонка: https://fantlab.ru/user221623/blog


авторитет

Ссылка на сообщение 8 июля 12:33  
цитировать   |    [  ] 
Над вечным покоем

Я как всегда проснулась от звуков фортепьяно. Гостиная от моей комнаты через коридор, и я всегда слышу, когда Софья Петровна начинает играть. Она встаёт рано, как птичка, и ещё до завтрака устраивает концерт. Софья Петровна почти всегда играет Шопена — прелюдии, вальсы, ноктюрны. Сейчас звучит его цисмольный вальс. Он как будто специально написан для утра — во второй теме что-то взлетает, взлетает и в самом конце улетает в небеса и так и хочется взлететь вместе с ним.

Я Настя, мне четырнадцать лет. Я живу в усадьбе, но это не потому, что мои родители помещики, просто Софья Петровна взяла меня с собой на лето в съёмное именье, как на дачу. Меня и мою сестру Веру. Вера старше меня на год, матери у нас нет, она умерла, когда я родилась, Софья Петровна была её подругой. А ещё с нами в усадьбе живёт Яков Исаевич Левицкий, он известный художник. Софья Петровна — его ученица, они вместе приехали в Островно писать этюды и каждый день после обеда, а иногда и после завтрака, уходят с мольбертами и красками заниматься, а к ужину Григорий посылает за ними повозку. Муж Софьи Петровны, Дмитрий Павлович Кувшинников — полицейский врач. Пока жена учится художествам, он остаётся на службе и каждый месяц присылает ей сюда семьдесят рублей.

Звучат последние ноты цисмольного вальса, а это значит, что пора вставать, я себе дала слово, что встану, когда Софья Петровна доиграет. Да и часы в гостиной только что пробили девять, а это значит, что через полчаса завтрак и нужно умываться и одеваться.

Гостиная вся заставлена этюдами. Софья Петровна ходит между ними и поминутно посматривает на стены, словно примериваясь. Яков Исаевич сидит в кресле и читает вчерашнюю газету, которую принёс ему Григорий.

— Яша, — говорит Софья Петровна, — я хочу вот этот этюд повесить против окна. Да твой, твой этюд… мои пока недостойны. Распорядись, чтобы Григорий вбил гвоздик.

Яков Исаевич встаёт и подходит к Софье Петровне. Он красивый мужчина в уже зрелом возрасте — ему около сорока, а Софья Петровна года на четыре моложе. Они очень подходят друг другу — оба загорелые с чернющими пронзительными глазами, а у Якова Исаевича бородка с аристократической проседью, из-за которой он похож сразу на всех испанцев с картин Веласкеса. Если бы ему ещё усы загнуть кверху…

— Да, Яков Исаевич — настоящий идальго, — кивает Софья Петровна в ответ на моё замечание. — Или нет, он тореадор, — она прыскает от смеха и достаёт платок, чтобы утереться.

В это время в гостиную входит заспанная Вера. Она выглядит как лунатик, потому что ночи напролёт читает новеллы месье де Мопассана, засыпает под утро, а к завтраку опаздывать нельзя.

Яков Исаевич поворачивается к Вере и говорит ей:

— Вера, а ты хотела бы, чтобы сей, — он так и говорит — «сей», — пейзаж висел в гостиной?

Картины у Якова Исаевича очень интересные, он любит писать пейзажи и пишет их так достоверно, что глядя на них, словно утопаешь в листве деревьев, озёрах, в домиках и монастырях.

— Он грустный, этот пейзаж, — вмешиваюсь я. — Яков Исаевич, почему все ваши картины такие… — я подбираю слово, — такие задумчивые?

Мне кажется, что в его картинах я вижу людей, которых там нет. Вот старик в лаптях бредёт по пыльной дороге, опираясь на клюку, а там дальше монах возвращается в стены обители. А обитель — она всегда печальна и горестна. Так мне теперь кажется, и на всех пейзажах Якова Исаевича я вижу эту глубокую тоску, которой, кажется, там и нет, но она есть, она сквозит из каких-то скрытых глубин каждого его полотна.

Вера смотрит на меня осуждающе и перебивает:

— Яков Исаевич, вы великий художник, и никакой печали я в ваших картинах не вижу.

Он задумчиво крутит ус пальцами левой руки, затем говорит, обращаясь ко мне:

— Русская природа такова по своей сути, Настенька. Она всегда будит во мне грусть нереализованных надежд и даром потраченных сил, — вдруг он оживляется. — Иногда я и сам хочу написать что-то этакое… — он закатывает глаза и откидывается на спинку стула, — что-то сладострастное, даже откровенное. Словно женщина в любви.

Вера краснеет. Взрослые никогда не говорят с нами о таком и слышать это от Якова Исаевича мне тоже неудобно. Я не могу участвовать в таком разговоре и опускаю глаза.

— Так все к столу, все к столу, — говорит Софья Петровна, и мы рассаживаемся по стульям.

А Яков Исаевич смотрит теперь на Софью Петровну, он всегда смотрит на неё нежно и ласково, как на цветок и говорит:

— Помнишь, Сонечка, на вечерах у Алексея Николаевича, царствие ему небесное, — он крестится, а затем декламирует:

— Безмесячная ночь дышала негой кроткой.
Усталый я лежал на скошенной траве.
Мне снилась девушка с ленивою походкой,
С венком из васильков на юной голове.


Софья Петровна кивает головой, а он говорит:

— Я хотел бы написать что-то такое, но каждый раз, как берусь, что-то останавливает меня.

— Так, Яша, — нарочито строго говорит Софья Петровна. — Что это за мечты о девушках в васильках? — она не выдерживает своей строгости и снова прыскает, а потом продолжает: — Значит, сегодня начнёшь писать меня на фоне озера. Я сяду к нему спиной, а ты будешь писать с меня…

— Но, Софи́, — говорит он неуверенно. — Ты же знаешь, что я не пишу портреты…

После завтрака они, действительно, собираются и уходят с мольбертом и красками. Яков Исаевич несёт зонтик и складной стульчик для Софьи Петровны, а она сложив в ридикюль кисти, берёт в руку мешочек с красками, мольберт, и оба уходят, помахав нам рукой.

Место, куда они направляются, действительно, очень живописное. Наш дом стоит на холме, а под ним разлито озеро и в центре его островок. Островок этот имеет несколько заводей и бухточек, и мы с Верой… впрочем об этом потом. Если пройти от усадьбы всего версту к юго-западу, то оттуда открывается замечательный вид на него. Я как-то раз оказалась там в ненастье, когда свинцово-лиловые тучи нависли над островком. На высоком берегу, ближе ко мне стоит церквушка, старенькая, не из модных каменных, а совсем ещё та, деревянная, без подклетов, просто как большая изба с куполом и крестом над крышей. А слева от неё — совсем небольшой погост с покосившимися крестами. Меня тогда охватило странное чувство — словно я оказалась в вечности и не могу эту вечность познать или хотя бы понять. Я стояла над этой картиной как заворожённая, и из оцепенения меня вывел голос Софьи Петровны:

— Настенька, сейчас дождь хлынет. Пойдём-ка домой.

Я оглянулась. Они с Яковом Исаевичем шли мимо со своим обычным арсеналом — мольбертами, красками, кистями.

— Хотели пописа́ть немного, да вот погода… — обречённо пояснила Софья Петровна.

Она подошла и встала на краю холма вместе со мной. Лицо её изменилось, она оглянулась на Якова Исаевича и крикнула:

— Яша-Яша-Яша! Быстро иди сюда. Ты посмотри какое здесь… великолепие. Вечный покой! И каково жить здесь — над вечным покоем!

Яков Исаевич, подойдя, одобрительно кивнул:

— Да, действительно, величественно. Интересное сочетание… если бы в церквушке ещё свет горел — было бы вечное и обыденное в параллелях плюс надежды против безысходности… — он махнул рукой на погост. — Впрочем, свет-то можно изобразить. Над вечным покоем — как это точно, Сонечка. Ты удивительная!

Он немедленно стал устанавливать мольберт. Софья Петровна с удивлением посмотрела на него:

— Ты что, Яша! Сейчас же дождь… Не время сейчас.

Уже в усадьбе Софья Петровна восторженно описывала увиденное Вере и вдруг сказала:

— Хотела бы я каждый день видеть такое… каждый день и вечно, даже в Москве. Я бы ради этого…

— Что ты ради этого? — несколько игриво спросил её Яков Исаевич и та, подхватив его тон, жеманно ответила:

— От многого могла бы отказаться, даже… даже от тебя!

Они считали нас с Верой детьми и не считали нужным особенно скрываться. А нас эта иногда всплывающая откровенность коробила, особенно при воспоминании о семейном положении Софьи Петровны.

— Софья Петровна, — обратилась к ней я. — А Дмитрий Павлович приедет к нам хоть к концу вакации?

Она тогда густо запунцовела, встала и вышла из комнаты…

И вот сейчас они ушли туда, на ту площадку, писать портрет Софьи Петровны.

А мы с Верой, как всегда, когда они уходят на этюды, сели в лодку, и Григорий отвёз нас на остров. Часть его заросла рощицей, в роще есть поляна и на ней растёт земляника. Каждый день мы с Верой ползаем на коленях по этой поляне и складываем в рот пахучие красные ягоды. Потом, насладившись их ароматом и набегавшись, мы идём на пляж, купаемся и просто валяемся на берегу. Григорий вбил для нас здесь огромный зонтик, и в его тени мы прячемся от хотя и северного, но довольно-таки злого летнего солнышка.

Сегодня мы отсюда видим силуэт Софьи Петровны на холме, а Якова Исаевича не видим. Мы машем ей руками, но она сидит спиной и не оборачивается.

После обеда, когда мы сидели в гостиной и слушали, как Софья Петровна играет на фортепьяно и поёт, Григорий объявил, что у нас гости. Из Петербурга приехали сёстры Турчаниновы — хозяйки соседней усадьбы в Горке. Узнав, что здесь по соседству отдыхает знаменитый Левицкий, они не могли не нанести визит. Анна Николаевна и Надежда Николаевна были немедленно приглашены войти. Им подали новые приборы и предложили чай.

Увидев их, я невольно вздрогнула — Анна Николаевна, старшая сестра, была удивительно похожа на портрет княжны Марии Лопухиной, написанный сто лет назад. Об этом портрете говорили мистические вещи, и я невольно отвела взгляд от красавицы. А Вера и вовсе отвернулась и больше в её сторону не смотрела. Младшая сестра, Надя, была нашей ровесницей, и её сразу определили сидеть рядом с нами.

А Яков Исаевич посмотрел на неё с интересом и сказал:

— Софья Петровна, посмотри-ка, какие интересные черты у Наденьки, особенно вот так, на треть лица…

Софья Петровна, кажется, не разделяла восторгов Якова Исаевича, но кивнула и пробормотала какой-то комплимент.

Анна Николаевна была одета в лёгкое белое платье, подпоясанное голубой лентой и кажется, даже без корсета. На плечах у неё лежал атласный голубой плат, отделанный мехом. В ушах сверкали брильянты в серебряной оправе. От неё веяло столичным холодом. Лет ей было около двадцати пяти, и она была очень красива. Наша Софья Петровна рядом смотрелась деревенской простушкой.

Зашёл разговор о Петербурге, свете, приёмах. Анна Николаевна регулярно бывала на балах, зналась даже с императорской семьёй. Мы посидели немного с ними, а потом нам стало скучно, мы взяли Надю за руки с двух сторон и ушли в сад. С Надей было весело. Она оказалась очень умной, но озорной девочкой, всё время что-то затевала: то показывала нам па, которым научил её учитель танцев в Институте благородных девиц, то полезла на чердак и нас потащила за собою. А на чердаке, где мы до сих пор не бывали, оказался старый кожаный диван, времён ещё, наверное, Екатерины Великой, и мы валялись на нём то все втроём, то поодиночке, а потом в куче старого тряпья мы нашли сундук с прошлогодними яблоками — нынешние-то ещё не поспели — и грызли их, пока у нас животы не заболели. Потом мы спустились с чердака вниз и все в пыли ввалились в гостиную к ужасу Софьи Петровны, которая тут же потащила нас отмываться.

Анна Николаевна уже собиралась, и Яков Исаевич пошёл их с Наденькой провожать. До Горки тут недалеко — всего полторы версты или даже чуть меньше. Их усадьба даже видна с того холмика на берегу озера.

Уже смеркалось, когда они уехали в своём экипаже. Софья Петровна была в лирическом настроении и в ожидании Якова Исаевича села за фортепьяно. Она заиграла первую часть «Лунной сонаты» Бетховена. Мечтательность этой мелодии обычно вызывала во мне ощущение настороженной ночной тишины, но сегодня Софья Петровна играла как-то по-особому, и из-под её пальцев струилась какая-то внутренняя скорбь или даже тоска.

— А ты чего всё время отворачивалась от Анны Николаевны? — спросила я Веру.

— Так она же вылитая Лопухина, — сказала Вера с таким видом, словно я спрашиваю неимоверную глупость. — А ты же знаешь, что молодым девушкам нельзя смотреть на портрет, а то умрут скоро.

— Так то на портрет…

— Так она же и есть портрет, как будто в неё дух княжны вселился. Княжна-то бедная, и пары лет не прожила после этого портрета, а муж её пригласил медиума, и они вызвали дух Марии, который вошёл в картину. С тех пор все девушки, увидевшие портрет, прокляты — или помрут, или детей не будет…

Тем временем Софья Петровна доиграла до конца, повернулась к нам и сказала:

— Девочки, пора ложиться, — затем она перевела взгляд на Веру и продолжила строго: — И не вздумай читать всю ночь своего Мопассана, иначе я отберу у тебя эту книжку и выброшу.

— Мы хотим дождаться Якова Исаевича, — сказала я просяще.

— Яков Исаевич пойдёт из Горки пешком, — ответила Софья Петровна, — возможно, придёт поздно, так что давайте-ка по постелям.

Уже ночью я проснулась от голосов в гостиной. Я встала, приоткрыла дверь и выглянула в щёлку. Софья Петровна обнимала Якова Исаевича, у которого все брюки снизу были в пыли и говорила нежно:

— Ну наконец-то!

Яков Исаевич отстранял её:

— Сонечка, ну я же весь в пыли, сумасшедшая.

— Пойдём быстрее наверх, — сказала Софья Петровна, а я закрыла дверь и легла обратно в постель.

Со следующего дня наши режимы полностью поменялись. Теперь Надю с утра присылали к нам, а Софья Петровна и Яков Исаевич, проведя положенные два часа над этюдами, уезжали в Горку. Анна Николаевна принимала их там до вечера, когда они возвращались домой.

А через несколько дней, поднявшись, мы не нашли в доме Якова Исаевича. Софья Петровна сказала, что он на охоте. И действительно из лесу раздалось несколько выстрелов, а Софья Петровна печально сказала:

— Год назад он так ни с того ни с сего подстрелил чайку. А когда я ужаснулась из-за этого бессмысленного убийства, бросил её на землю со словами, что вместе с ней бросает к моим ногам свой скверный поступок.

Яков Исаевич вернулся к вечеру без добычи. Ужинать он не стал и сразу ушёл спать, сославшись на усталость. Чуть позже, выйдя из комнаты за водой, я заметила, что Софья Петровна стоит в гостиной над его амуницией и держит в руках патронташ. Увидев меня, она странно улыбнулась и ушла в свою комнату. Я из любопытства заглянула в патронташ и обнаружила, что все патроны на месте.
–––
Моя авторская колонка: https://fantlab.ru/user221623/blog


авторитет

Ссылка на сообщение 8 июля 12:34  
цитировать   |    [  ] 
Следующим утром вместо Шопена звучал Шуман. Сердитые аккорды «Порыва» тысячей молоточков били в мою душу, и я немедленно вскочила, даже не дожидаясь, пока Софья Петровна доиграет. Я выбежала в гостиную в ночной рубахе и невольно бросила взгляд на руки Софьи Петровны — было немыслимо, чтобы эти тонкие ручки с такой убедительностью воспроизводили эти громадные аккорды, которые мог взять даже не каждый мужчина. Софья Петровна немедленно остановилась и сказала мне:

— Настенька, ты почему neglige? Быстро иди одеваться, сейчас Яков Исаевич спустятся.

Яков Исаевич действительно спустился через полчаса и, быстро позавтракав, объявил, что сейчас уходит в Горку.

— Но Яша, — умоляющим голосом сказала Софья Петровна. — Мы же собирались сегодня идти писать мой портрет, ты забыл? Кстати, когда ты мне покажешь, что там получается? Ты всё время накрываешь его и прячешь.

— Да, хорошо, что напомнила, — Яков Исаевич благодарно посмотрел на неё. — Я договорился с Анной Николаевной — теперь я буду дописывать его у неё, а ты потом увидишь сразу результат. Как раз сегодня я должен увезти туда картину.

— А я… — начала было Софья Петровна.

— А ты больше не нужна, мне остались только мелкие штрихи, я допишу их de memoire…

Он быстро собрался, сбегал наверх, и вскоре уже укладывал в повозку своё полотно, завёрнутое в холщовую ткань. Улыбнувшись нам, он махнул Григорию, и повозка тронулась. Через пять минут только пыль клубилась за поворотом.

Через час из Горки в той же повозке приехала Надя. Софья Петровна ушла к себе и половину дня пролежала там в постели. Мы с Верой были так ошарашены происходящими переменами, что даже не предложили Наде чаю и сами никуда из дому не пошли. До обеда мы просидели в гостиной за разной болтовнёй. Надя была необычно задумчива и рассеяна. В какой-то момент она вдруг вскочила с места и тихо сказала, взмахнув своими ручками:

— Ненавижу её. Ненавижу.

Тихо, но достаточно, чтобы мы с Верой услышали. Мы удивлённо переглянулись, и Вера спросила:

— Ты о ком, Надя? Кого ты ненавидишь и за что?

Она подняла на нас глаза и мне показалось, что они странно блестят. Вид у неё был непонимающий, словно она только что проснулась и не знает, где она.

— А? Да нет, это я так. А знаете, девочки, в прошлом году был бал у Лагранже, — она произнесла фамилию на французский манер, с прононсом, — и там, на этом балу, графиня Зубова…

Последовал очередной анекдот из столичной жизни. Мы с Верой с интересом слушали, нам была интересна эта петербургская богема, даже со всей её грязью и интригами. А может быть особенно из-за них.

В три часа из своей комнаты спустилась Софья Петровна. Она была накрашена, нарумянена и одета в своё лучшее платье.

— Девочки, переоденьтесь, — сказала она. — Через пятнадцать минут мы едем в Горку.

Мы с Верой немного оторопели, а на лице Нади мелькнуло что-то, похожее на удовлетворение и даже торжество.

Вскоре мы тряслись в нашем тесном тарантасе по пути в Горку. Езды туда было четверть часа. Оказалось, что в усадьбе у Турчаниновых гости. По небольшому усадебному парку туда-сюда сновали студенты, юнкера, какие-то усатые дядьки в фуражках… За столом в беседке шумная компания играла в преферанс. Анна Николаевна была в чудесном белом платье в кружевах и с чёрными розами на груди. Причёску скрепляли брильянтовые заколки, блеск которых в лучах уже начавшего путь к закату солнца ослеплял. Яков Исаевич был с ней, они под руку прогуливались по парку. Увидев нас, Анна Николаевна освободила руку и быстрыми шагами с улыбкой направилась навстречу. Улыбка у неё была как у Снежной королевы, и сама она была как Снежная королева — блестяще прекрасная и настолько же ледяная. Даже карие глаза её выглядели холодно, и она впилась этим мёрзло-карим взглядом в лицо Софьи Петровны. Я повернулась — на лице Софьи Петровны тоже была улыбка, но не холодная, а полная ярости и страсти.

Две дамы остановились друг напротив друга. Яков Исаевич стоял в паре метров позади и прятал глаза. Анна Николаевна сложила руки на бёдрах, Софья Петровна заложила их за спину.

Из карих глаз смотрела злоба, из чёрных — ненависть. Казалось, они смешаются и взорвутся тысячей огненно-ледяных брызг. От этой дуэли у меня даже мурашки побежали, и я от страха отступила на шаг назад.

— Рада видеть вас, дорогая, — сказала Анна Николаевна. — А что ж не предупредили? Я бы экипаж выслала.

— И я очень рада, — отвечала Софья Петровна. — Да мы по-соседски, о чём тут предупреждать.

— А мне Яков Исаевич подарок сделали. Не хотите ли сейчас посмотреть?

— Извольте, — поклонилась Софья Петровна.

Анна Николаевна провела нас в дом. На бюро в гостиной стоял её портрет, сделанный пастелью. Размером он был с большую книгу, уже в раме и с сигнатурой Якова Исаевича в углу.

— Вот посмотрите, какая изящная получилась вещица. Я так рада!

Ещё бы не рада, подумала я. Любая, даже самая мелкая, работа Левицкого стоит тысяч пять.

Софья Петровна побледнела, но овладела собой и, похвалив портрет, сказала, что ей нужно выйти на воздух. Там она подсела в беседку к офицерам. Они стали делать ей комплименты, Софья Петровна кокетничала, давала руку для поцелуев, смеялась, словно одержимая и даже пролила вино на платье. Потом завели фонограф, вращался барабан, а Софья Петровна танцевала по очереди с офицерами, юнкерами и даже студентами. Казалось, она сошла с ума.

Часа через два засобирались домой. Подсаживая нас в повозку, Яков Исаевич, которому места не было, и он собирался идти назад пешком, сказал, глядя на Софью Петровну:

— Вы были неприличны!

— Ах, бросьте, Яков Исаевич, — махнула она и толкнула Григория.

Меня тогда почему-то даже не удивило, что они перешли на «вы». Через минуту я обернулась — усадьба Турчаниновых осталась позади, а Яков Исаевич замер на дороге, словно сомневаясь, вперёд ему идти или возвращаться.

Когда он входил в дом, в гостиной звучала «Лунная соната». Но не мечтательно-печальная мелодия первой части, а яростно-гневная третьей. Учитель музыки в гимназии рассказывал нам, что Бетховен писал её, будучи в ужасном гневе от того, что Джульетта предпочла ему какого-то австрийского графа.

Софья Петровна бросила играть и закрыла крышку. Она подошла к Якову Исаевичу вплотную и сказала:

— Прости меня.

Он молча обнял её, и они ушли наверх.

Несколько следующих дней Яков Исаевич в Горку не ездил. Они с Софьей Петровной снова ходили писать этюды, опять по утрам меня будил Шопен, а мы с Верой и Надей как раньше уплывали в лодке на остров. На четвёртый день Яков Исаевич сказал, что ему нужно сходить в Горку, чтобы дописать картину, которая там оставалась. И ещё дней пять после этого он каждый день уходил туда после обеда с кистями и красками, возвращаясь к ужину.

Через неделю Надя сказала нам, что Анна Николаевна завтра уезжает в Швейцарию, где по совету докторов всегда проводила конец лета. Сама Надя через день-два тоже уезжает в Петербург, где до возвращения сестры будет жить с гувернанткой.

Софья Петровна, кажется, отнеслась к новости равнодушно или даже с огорчением:

— Скучно там будет Анне Николаевне одной-то. Но что поделать, — она вздохнула, — что поделать, если это нужно для здоровья.

Надя весь день была напряжённой и неразговорчивой. Когда я спросила, что случилось, она только посмотрела на меня искоса и сказала:

— Тебе не понять.

И снова замолчала.

К вечеру пришла проститься сама Анна Николаевна. Она ходила по гостиной, расхваливая Софью Петровну за то, что она создала здесь такой «художественный уют», за её заботу о Якове Исаевиче. Восторгалась этюдами самой Софьи Петровны, говорила, что есть в них что-то глубинное, истинно русское. Софья Петровна смотрела на неё с благодарностью, обнимала и говорила разные приятные слова. Анна Николаевна объяснила, что уезжает из усадьбы завтра чуть свет («ах, как не люблю я вставать в такую рань! В восемь ведь только мужики да бабы поднимаются»), поэтому сегодня нужно лечь до полуночи, и она долго не засидится.

Яков Исаевич гостью почти не замечал. Он равнодушно поздоровался с нею и сел читать газеты. Когда Анна Николаевна уходила, он только привстал и кивнул ей головой. Софья Петровна укоризненно посмотрела на него, тогда он вскочил, догнал Анну Николаевну и поцеловал руку.

Утренний Шопен звучал с особенным настроением, за завтраком Софья Петровна вся сияла, а Якова Исаевича не было. Я спросила, где он.

— Он сегодня в семь утра уехал на охоту, — ответила Софья Петровна. — Верхами! Вернётся к вечеру, клялся принести рябчиков на ужин.

Приехала Надя, проводившая сестру. Она была заплаканной и грустной.

— Ты чего? — спросила я. — Из-за отъезда Анны Николаевны? Да ведь на месяц всего!

— Дура ты, — отвечала она мне, всхлипывая. — Она ведь не одна там будет.

— Ну и что, что не одна, — не поняла я. — И хорошо, что не одна, одной-то скучно и тоскливо.

Надя странно посмотрела на меня и промолчала.

К вечеру Софья Петровна стала нервничать и поглядывать на часы.

— Ну что же он задерживается! — говорила она, нахмурившись. — Рябчиков-то ещё надо отдать приготовить!

В восьмом часу раздался стук копыт. Софья Петровна расцвела и побежала во двор. Но это оказался посыльный из Горки.

— Вот, барыня! — сказал он, спрыгивая с коня и подавая ей что-то прямоугольной формы, большое, завёрнутое в холст. — Наша барыня велела привезть аккурат к вечеру. Забирайте! Сказала — на память.

Развернули. Это была картина с тем самым пейзажем — озеро, остров, церковь, погост… Уже в раме, словно подготовленная к выставке. В углу была сигнатура Левицкого. Софья Петровна растерянно посмотрела на посыльного. Тот развёл руками.

— А! — сказал он вдруг, стукнув себя по лбу. — Барыня сказала вам обязательно табличку прочитать.

Мы наклонились над рамой. На деревянной табличке в нижней части рамы была надпись: «Над вечным покоем».
–––
Моя авторская колонка: https://fantlab.ru/user221623/blog


новичок

Ссылка на сообщение 8 июля 13:02  
цитировать   |    [  ] 
цитата Алексей Черкасов
у вас акт сотворения человека заменён пенитенциарной деятельностью

Это не совсем сотворение. Они не создавали ничего нового. Их самих создали в виде человека. В ходе эволюции они стали другими. Хотя, здесь , возможно, спорный момент.
цитата Алексей Черкасов
Создать новую религию или вариант существующей очень непросто.

Никакой новой религии нет. Жизнь на Земле началась с Адама и Евы.
У меня просто альтернативный вариант. Что-то типа приквела.
цитата Алексей Черкасов
Надеюсь, не обидел вас.

Ни коим образом. Конструктивную критику я воспринимаю спокойно.


авторитет

Ссылка на сообщение 8 июля 13:13  
цитировать   |    [  ] 
цитата olegauthor
Жизнь на Земле началась с Адама и Евы

Да ну… что вы. Это уж слишком альтернативно.
Бог сотворил людей на шестой день, на седьмой отдыхал. А что он делал в предыдущие пять?
–––
Моя авторская колонка: https://fantlab.ru/user221623/blog


новичок

Ссылка на сообщение 8 июля 13:28  
цитировать   |    [  ] 
цитата Алексей Черкасов
Да ну… что вы. Это уж слишком альтернативно.

Неправильно написал. Не вся жизнь, а человечество.
цитата Алексей Черкасов
Бог сотворил людей на шестой день, на седьмой отдыхал. А что он делал в предыдущие пять?

Это по общепринятой концепции. В моей альтернативной версии по-другому. На Земле он людей не создавал.
Вы слишком серьёзно воспринимаете развлекательный рассказ.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 8 июля 13:30  
цитировать   |    [  ] 
цитата Дочь Самурая
В целом вырванный откуда-то кусок, смысл в котором едва угадывается

Текст содержит отсылки на Полуденный цикл Стругацких, этакий кросс по романам "Далёкая Радуга" и "Волны гася ветер", и краешком "Парень из преисподней" задет.
Рассказ подвязывает некоторые ниточки повествований, которые были оставлены братьями Стругацкими в открытых финалах упомянутых романов.
–––
Мы заявляли, что Венера не пройдет транзитом по Солнцу, и она не прошла! (с) М. Галина


авторитет

Ссылка на сообщение 8 июля 13:35  
цитировать   |    [  ] 
цитата olegauthor
Вы слишком серьёзно воспринимаете развлекательный рассказ

Да. Я считаю, что писатель должен верить в то, что пишет. Если не в сюжетные перипетии, то в идею.

А вы сами как относитесь к своему рассказу?
–––
Моя авторская колонка: https://fantlab.ru/user221623/blog
Страницы: 123...222223224225226...230231232    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы sam.fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Творчество фантлабовцев.»

 
  Новое сообщение по теме «Творчество фантлабовцев.»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх