автор |
сообщение |
arcanum 
 магистр
      
|
12 июля 2010 г. 10:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Предлагаю указать любимые книги, проходящие по цеху предельно эстетских, красивых, тотально декадентских и стилистических утонченных. Причем прошу ориентироваться не просто на «потому что понравилось», а именно за ярко выраженное стремление автора написать предельно изысканную и изукрашенную красивостями прозу. 1. Лорд Дансейни – любая вещь, хоть рассказы, хоть романы. Красота в концентрированном виде. Но романы почему-то оказывают более убаюкивающее воздействие, особенно «Дочь короля эльфов». Спокойное, размеренноо и невероятно красивое повествование с минимальным сюжетом, зато с массой чарующих описаний. 2. Джеймс Брэнч Кейбелл – все «Сказание о Мануэле» вряд ли назовешь апофеозом литературной красивости, но «Domnei» невероятна красивая и пронзительная в своем рыцарственном чувстве вещь. И изысканно украшенная, как будто Кейбелл в ней осознанно экспериментировал с декадансом. 3. Танит Ли – «Плоская земля», хотя у нее можно брать заодно практически все сборники рассказов из 80-х. Томно, откровенно, по-женски чувственно, мелодраматично, предельно красиво и цветисто. Уникальное в своем роде явление. 4. Говард Лавкрафт – «Сомнабулический поиск неведомого Кадата».Ну, здесь все понятно. Дансейнизм во всей своей красе, но благодаря силе таланта преодолевший изначальный материал и вышедший на качественно новый уровень. Когда читал первый раз, эффект был абсолютно наркотический, как будто растворяешься в какой-то фантастически невероятной и колдовской грезе. 5. Анджела Картер – «Кровавая комната». Такие сказки мог бы, наверное, написать Бодлер, если бы озаботился такой идеей. А Оскар Уайлд бы долго аплодировал. 6. Александр Кондратьев – можно брать весь сборник «Сны» 93-го года и читать от корки до корки. То, что Лавкрафт называл «поющая проза» применительно к Дансейни, здесь на великолепном русском языке. Читая, спустя долгие годы ощутил примерно тот же эффект, что и от «Сомнабулического поиска неведомого Кадата» — полное погружение в царство грез. Хотя местами со смутным зловещим флером, как в тех же одноименных «Снах». Ну, так декаданс… 7. Кларк Эштон Смит – за его поэмы в прозе я готов поставить Смиту памятник. Эдгар По не достигал такой изысканной квинтэссенции красоты и томительного желания чего-то «превыше жизни», как это удавалось Смиту. 8. Артур Мейчен – прежде всего «Холм грез» и бесподобные «Нефритовые орнаменты». А далее можно (и нужно) брать «Белых людей». Видения Луциана из «Холма» в свое время заставили меня забыть и про булгаковский Бал Сатаны, и про поиски неведомого Кадата, и про незабвенные «Цветы зла» Бодлера. Такой страстной, мазохистски чувственной и возвышенной прозы я тогда еще не читал. Да и сейчас это редчайшее явление. 9. Джин Вулф – «Книга Нового Солнца», естественно. Казалось бы, простой и лаконичный стиль, без красивостей. Но так дух захватывает от этой строгой красоты, что испытываешь невыразимое чувство эстетического удовлетворения. Что, наверное, нетипично для восприятия этой книги. 10. Джон М. Харрисон – «Вирикониум». Недавнее приобретение в мою копилку, но какое! Ядовито-сладкое, струящееся колдовским дурманом – откроешь страницу и все, пропал. Странная красота, болезненная, причудливая, упадническая. Помимо этого еще конечно нельзя не назвать «Томаса Рифмача» Кашнер и «Альрауне» Эверса, «Маленький Большой» Краули и все Эдгара По, Йейтса, Уайлда, а еще Лиготти и Сологуб с Брюсовым. Как ни странно (для кого-нибудь, но не для меня) «Сэндмен» Геймана. Да сколько их еще… перечислять можно до бесконечности. А ваши предпочтения?
|
|
|
Pickman 
 миротворец
      
|
|
Бурцмали 
 гранд-мастер
      
|
12 июля 2010 г. 12:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Для меня — "Дюна" Герберта. Кто угодно может говорить, что это тяжело, что это некрасиво, что это нудно и т.д. — для меня все совсем не так.
|
––– Я всегда это знал... |
|
|
Raiden 
 философ
      
|
12 июля 2010 г. 12:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
К. Черри — "Эльфийский камень сна". При чтении этой книги возникает грусть по уходящему миру, который описывает автор.
Добавлю сюда ещё Симмонса — "Террор" — повествование настолько пронизано холодом, что при чтении его ощущаешь почти что наяву. Не советую читать этот роман зимой во время сильных морозов. Хотя, если в кресле под пледом и с чашечкой глинтвейна, то можно и зимой. 
|
––– Отдел по внеклассному чтению во внеурочное время. |
|
|
valery123 
 активист
      
|
12 июля 2010 г. 12:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Мервин Пик — трилогия о замке Горменгаст — стилистически и математически, если можно так сказать, выверенный пугающий в третьем томе текст (писатель — художник). Клайв Баркер — Имаджика — поразило прежде всего поэтизмом, как и остальное у Баркера, и любовью к персонажам.(писатель — художник). Нил Стивенсон — Барочный цикл — это не фантастика как указано на обложке и в аннотации, а фантастически написанный исторический большой пребольшой роман.
|
|
|
Dark Andrew 
 гранд-мастер
      
|
12 июля 2010 г. 12:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
сообщение модератора Обязательное требование — не просто перечислять, но и объяснять, аналогично тому, как это сделано в первом сообщении темы.
Простое перечисление ниже данного сообщения буду удалять.
|
|
|
pacher 
 философ
      
|
12 июля 2010 г. 12:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Несогласен по двум пунктам. 1. Кларк Эштон Смит конечно велик и мы все его безумно любим, но где в его рассказах вышеупомянутые эстетические навороты и красивости? Я вот их в упор не вижу. Стиль, конечно, не такой сухой, как у Лавкрафта, но и далеко не поэтический. Я правда читал пока только в русский текст, может это перевод такой убитый и оригинал безумно поэтический, не знаю. Миры он рисует ого-го, визионер еще тот, но вот под определение
цитата эстетских, красивых, тотально декадентских и стилистических утонченных по-моему не подходит.
2. Анджела Картер показалась довольно убогой и вымученной постмодернистко-феминистской поделкой. Я был очень разочарован, когда начитавшись дифирамбов, прочел "Кровавую комнату". Единственный понравившийся мне рассказ — про девушку-вампира, остальные имхо ниже среднего уровня.
|
|
|
Claviceps P. 
 миротворец
      
|
12 июля 2010 г. 13:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Бруно Шульц — "Коричные лавки" и "Санатория под клепсидрой". Навскидку — не знаю иного такого же соседства и переплетения реальности и мифа, буйства жизни и смерти  Текст — мед, патока, колдовство.
К вышеназванным, без сомнений достойнейшим товарищам — тоже питаю самые искренние симпатии и любовь  К.Э. Смит — наше все. Переводы вполне себе неплохи, хотя могли быть и лучше. К оригиналам претензий нет вообще — красота, поэтичность, изысканность, богатая палитра слов и красок — все на месте.
|
|
|
arcanum 
 магистр
      
|
12 июля 2010 г. 13:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата pacher Кларк Эштон Смит конечно велик и мы все его безумно любим, но где в его рассказах вышеупомянутые эстетические навороты и красивости?
Есть они, есть. Особенно в его серии непереведенных несвязанных поэм в прозе типа "Белой сивиллы", "Цветочного демона", да и переведенная "Морфилла" в этом плане очень показательна, и еще немало переведенных вещей. Но это мое имхо, конечно.
цитата pacher Анджела Картер показалась довольно убогой и вымученной постмодернистко-феминистской поделкой.
А вот с этим категорически не согласен, я объявляю вам войну! На феминистские штучки-дрючки у меня чутье натасканное, обхожу за километр. если бы заметил это у Картер, сразу среагировал. по мне так необыкновенно красивые истории, эротично-заряженные, лукаво-плутовские, очень трогательные и местами очень готичные, но без пафоса.
цитата Claviceps P. Бруно Шульц — "Коричные лавки" и "Санатория под клепсидрой".
Взял на вооружение, спасибо
цитата Pickman Мервин Пик — трилогия о замке Горменгаст.
Абсолютно поддерживаю, крайне изысканное блюдо (хотя и несколько клаустрофобичное ). Хотел включить в список, но в последний момент передумал. но в моей "второй десятке" он на первом месте
цитата Raiden К. Черри — "Эльфийский камень сна".
А ведь и правда. Забыл про него, но вещь, конечно, очень трогательная, грустная и хрупкая. Для Черри, по моему, абсолютно нетипичная.
|
|
|
baby furnace 
 новичок
      
|
12 июля 2010 г. 13:54 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Жюльен Грак — "Побережье Сирта" — может быть, самая красивая книга из всех, что я читал. Грак был прекрасным знатоком литературы романтизма (в частности немецкого) и в своих книгах нередко стилизовал язык, соединяя его с сюрреалистической образностью и другими новомодными (на то время) модернистскими приемами. Его "Побережье Сирта" — это три сотни страниц чарующих, неповторимых по своей красоте описаний, каждое из которых вполне может быть прочитано, как нечто символическое. Неспешное повествование этой книги, ее изящный, поэтический язык, тяготеющий к длинным, одновременно и в духе Новалиса, и в духе Пруста, предложениям, сложная, сгущенная образность, однако, ничуть не мешают ее восприятию. Книга читается очень легко.
Бруно Шульц — "Коричневые лавки", "Санатория под Клепсидрой". Такого описания простой повседневной жизни, как у Шульца, нет больше не у кого. Каждое, даже самое незначительное событие, превращается у Шульца в некое магическое действо. Рассказы Шульца — это как раз тот случай, про который можно сказать, что "здесь нет ни одного лишнего слова". Я не знаю, что делал Шульц с языком, но у него даже обычные, серые и незаметные у других слова, обнаруживают ту самую красоту.
Михаил Кузмин — у Кузмина красиво почти все, даже его романы из "современной" жизни, вроде "Тихого Иосифа". Однако, особого внимания достойны его причудливые, полные фантастических событий и магического символизма, стилизации. "Подвиги великого Александра", "Путешествие сэра Джона Фирфакса", "Римские чудеса" и другие причудливые истории можно перечитывать сколько угодно раз, всякий раз наслаждаясь их языком и стилистическим совершенством.
Томмазо Ландольфи — "Осенняя история". Ландольфи написал один из самых причудливых и красивых романов двадцатого века. Его высокий поэтический язык, органично сочетающийся с самыми что ни на есть прозаическими деталями, какая-то туманная, призрачная и зыбкая образность и обманчивая простота, образуют совершенно неповторимую, колдовскую атмосферу.
Поль Клодель — "Познание Востока". Сборник стихов в прозе одного из крупнейших французских поэтов 20 века. Я прочел книжку где-то месяц назад и до сих пор нахожусь под ее впечатлением. Клодель в общем-то всегда писал красиво, но здесь, поскольку пишет он о культуре, в которой нет ничего похожего на его собственную, Клодель нашел какой-то особенный язык. Его стихотворение в прозе о свинье и вовсе гениально.
Герман Мелвилл — "Моби Дик". "Моби Дик" красив от первой до последней строчки. Кто читал, тот знает. Плюс сложная философская образность, и сам белый кит — смерть, от которой не уйти никому... Да и куча описаний моря — одно бесподобнее другого.
Гийом Апполинер — "Гниющий чародей". Книга скорее поэтическая, нежели прозаическая, странная модернистская мистерия, переосмысленный средневековый бестиарий и очередная история о любви. Фантазии Апполинера просто нет предела.
|
––– this is Combat, I know |
|
|
glupec 
 миротворец
      
|
12 июля 2010 г. 13:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Я просто процитирую то, что писал в колонке и отзывах:
цитата 1. А. Мерритт. «Корабль Иштар» (безумно красивая фантазия, насыщенная и -- я бы даже сказал -- перенасыщенная поэтическими образами. Одна из тех книг, где приходится вдумываться и вчувствовываться в каждон слово, "смаковать" каждую детальку мира подолгу и с удовольствием. Короче -- постоянно перечитывать унд каждый раз открывать этот мир заново).
2. Дж. Толкин. «Мифопоэйя», «Баллада об Аотру и Итрун», «Имрам». Очень изящная образность + умение описывать то, что всем давно известно (напр. "красота = хорошо, уродство = плохо"), и именно потому, что это всем известно, никто на это не обращает внимания. автор же не счел эти истины банальными, и... "оживил" их, вдумавшись в них заново. (Note: Средиземская пенталогия, безусловно, есть классика — но по уровню поэтичности до вышеназванных вещей не дотягивает. Я бы даже сказал, что в «Хоббите» и ВК изобилует прозаичность — как то: описания быта, вещей и т.п. «Том Бомбадил» не попал в канон по причине разнородности стихов, в него входящих. Если бы существовали только 3 стихотворения оттуда — «Клад», «Фириэль», «Невеста-тень» — они бы сюда попали безусловно).
3. М. Стюарт. «Артуриана» (а если уж выбирать одно произведение — то «Последнее волшебство» (а точнее все-таки — «Последнее очарование», The Last Enchantment). Почему: книга о любви к жизни, о глубокой сопричастности с природой + о «последнем очаровании» этой бренной землей на пороге смерти. Как видим, присутствуют и поэтичность, и философичность в оч. высокой степени. Кроме того, это одна из тех книг, в которых Стюарт наиболее вольно обходится с артуровскими сюжетами (Нимуэ не "злая", Бедуир вместо Ланселота, Грааль -- не чаша Христа). Видно, что ее заботит высказать свои мысли, а не просто "пересказать легенду".
Сюда же, на второе место -- "Умирающую землю" Вэнса (роман, а не цикл). Причина -- высокий гуманистический пафос в первой новелле цитата «Рви, режь, руби», — говорил ее мозг, но в ее теле, в каждой его частице разрасталось... наслаждение?»
А в самом деле, почему люди (пусть немногие, но всё-таки) творят добро? Не в последнюю очередь потому, что им же самим от этого хорошо...
+ возможно, "Призрачный город" Муркока. (Я не оч. люблю цикл об Элрике как таковой, в основном из-за его неимоверной "раскрученности" в фанской среде в ущерб другим хорошим вещам... но эта книга -- исключение).
цитата Красивая, романтичная вещица. Главный герой ещё юн, наивен и не испорчен плохим влиянием окружающего общества (он даже пытается противостоять ему — быть «не таким, как все»! Как говорится, знал бы, где упасть...)
И, надо сказать, в ТАКОМ Элрике я узнаю себя. Себя тех времён, когда впервые прочитал эту книгу. Очень многое близко мне, потому что напоминает меня-тогдашнего: и уход от общества с его проблемами в миры книжные, и малое количество друзей вокруг, и осознание собственной слабости (волшебный меч представляется овеществленной мечтой подростка о том, чтобы «быть сильным»...)
Итог: для 14-16-летнего возраста эта книга идеальна. А также идеальна она для перечитывания лет через десять, когда вдруг потянет на ностальгию.
Ну и — написано, разумеется, прекрасно. Как филигранно «вычерчен» Йиркун — как медленны, последовательны и поступательны его действия... Это вам не пресонаж голливудских боевиков, который сразу говорит «я злодей» — и сразу же пускается во вся тяжкая... Сюжет развивается неспешно, и весь он в итоге ведёт к поединку... а поединок происходит только в самом конце (сравните с «Амбером»: помахали братцы-принцы шпагами на середине книги, и разошлись каждый своей дорогой! Здесь — не так. Здесь — всё продуманнее...) Собственно говоря, во всём цикле об Элрике только одна книга так же филигранно «вычерчена» — это «Месть Розы»...
+ его же "Серебряная рука". Чувство влюбленности героя (и автора) в жизнь очень велико ("Он был в мире, а мир был в нем, он был миром, а мир был им") -- и еще: цитата «К земле, скоту и плугу они относились с тем же почтением, что к отцу, жене и другу...»
В наш циничный век повесть вызывает большое чувство ностальгии по «раньшим временам». Причём не обязательно это должны быть времена каких-нибудь там давно ушедших кельтов... Муркок не совсем это имеет в виду, всё ж таки. Но урок, который он преподаёт, весьма поучителен и актуален
NB Это не попытка переписать мой канон, который был в колонке -- это просто перечень любимых книг
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
Anariel 
 магистр
      
|
12 июля 2010 г. 14:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Мне вот сразу на ум пришла книга "Томас Рифмач" Эллен Кашнер. Написано именно красиво, изящно, особенно описания волшебной страны. От книги так и веет чем-то приятным, теплым и немного печальным. Хотя написана довольно просто без искусственных красивостей и громоздких конструкций.
|
––– Сhacun son goût |
|
|
arcanum 
 магистр
      
|
12 июля 2010 г. 14:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kshishtof A. КНС — одно из любимых моих литературных произведений; книга без преувеличений гениальная. Но вот насчёт "простой и лаконичный стиль, без красивостей" — это Вы, право слово, промахнулись. Например:
Я может быть неправильно сформулировал. Стиль у Вулфа конечно красивейший, в чем-то даже архаично цветистый. Но у меня он просто вызывал стойкое ощущение какой-то благородной строгости, твердости, может быть даже аскетизма. Он не настолько напоказ "красивый" как "Портрет Дориана Грея", к примеру. Или изящные зарисовки Дансейни. Я это имел ввиду, не знаю как еще выразить...
|
|
|
arcanum 
 магистр
      
|
12 июля 2010 г. 14:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата baby furnace Томмазо Ландольфи — "Осенняя история". Ландольфи написал один из самых причудливых и красивых романов двадцатого века. Его высокий поэтический язык, органично сочетающийся с самыми что ни на есть прозаическими деталями, какая-то туманная, призрачная и зыбкая образность и обманчивая простота, образуют совершенно неповторимую, колдовскую атмосферу.
Можно только сказать "хорошо, но мало" Уж больно книжечка небольшая.
|
|
|
glupec 
 миротворец
      
|
12 июля 2010 г. 14:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
"Томасу Рифмачу" не хватает живого мяса. Красивейшие, филигранно вычеканенные кости -- и такая же первосортная кожа на них. Плоть-то где
цитата arcanum 4. Говард Лавкрафт – «Сомнабулический поиск неведомого Кадата».Ну, здесь все понятно. Дансейнизм во всей своей красе, но благодаря силе таланта преодолевший изначальный материал и вышедший на качественно новый уровень. Когда читал первый раз, эффект был абсолютно наркотический, как будто растворяешься в какой-то фантастически невероятной и колдовской грезе.
Согласен, подписываюсь под каждым словом, и т.п. Поставил бы его на одну ступеньку с Толкином и "Умирающей землей".
цитата arcanum > К. Черри — "Эльфийский камень сна". А ведь и правда. Забыл про него, но вещь, конечно, очень трогательная, грустная и хрупкая. Для Черри, по моему, абсолютно нетипичная.
Все-таки героиня этой книги -- не Арафель с ее влюбленностью в жизнь, а как раз-таки наоборот -- Бранвен. Воспринимающая все гораздо более приземленно и прозаично (вспомните, как она превращала волшебных голубей обратно в "обычных", и т.п.) И, хотя она в итоге (из-за детей) приходит к осознанию, что была неправа, и идет на контакт с Ши -- это не отменяет "античудесатого" пафоса книги второй. Как раз подобное для Черри вполне типично ("да, да, чудесное и прекрасное в мире есть, но дело не в этом, а в том, что поддаваться ему не надо...") Хотя написано более чем красиво, изящно и тонко. Кто бы спорил. (Правда, дракон и интрига, которую он плетет, скорее были бы уместны в каком-н. "Ордене манускрипта"). Из произведений Черри (малая форма) ОЧЕНЬ хороши "Последняя башня" и "Братья". Вот там романтика присутствует "на полную катушку".
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
gamayunov 
 миродержец
      
|
|
baby furnace 
 новичок
      
|
12 июля 2010 г. 14:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
роман небольшой, да, но, учитывая специфический язык книги, по-моему, в самый раз в подобных произведениях главное — это чувство меры
|
––– this is Combat, I know |
|
|
arcanum 
 магистр
      
|
12 июля 2010 г. 14:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата glupec Поставил бы его на одну ступеньку с Толкином и "Умирающей землей".
Да, "Умирающую Землю" в этом ряду тоже никак нельзя пропустить Хотя Вэнс берет скорее не изысканностью литературного стиля, а общим упадническо-романтичным настроением. Но это ничуть не умаляет красоты этой вещи.
|
|
|
glupec 
 миротворец
      
|
12 июля 2010 г. 14:26 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
"Меч в камне" -- да. "Царица воздуха и тьмы" -- да. Когда читал, то так и представлял себе всех этих рыцарей, по сути дела, мальчишками а ля Том Сойер. Такие же добрые в душе, вольнолюбивые, раскованные и ершистые. С 3-й части начиная, все становится несколько мрачнее и более сложно психологически.
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|