Какую концепцию морали в ...


Вы здесь: Форумы sam.fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Какую концепцию морали в книгах вы предпочитаете?»

 

  Какую концепцию морали в книгах вы предпочитаете?

  Варианты ответов Мой голос
 
 
 
 
 
 
Внимание! Для голосования Вам нужно пройти авторизацию
 автор  сообщение


магистр

Ссылка на сообщение 10 мая 2013 г. 22:04  
цитировать   |    [  ] 
Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений
Все оттенки белого. В книге полностью отсутствуют злодеи, а все проблемы сводятся к моральным выборам героев.

Классический пример: "Приключения Незнайки и его друзей" Носова

Бело-серая мораль. Есть однозначно положительные хорошие герои, но их противники не являются полноценным злом и не творят настоящей жестокости итд.

Классический пример: "Незнайка в солнечном городе"

Черно-белая мораль. Есть противостояние однозначно положительных героев против злодеев, которые не гнушаются творить по-настоящему жестокие преступления.

Классический пример: "Путешествие Алисы" Кира Булычева.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Клянусь всем святым, что больше здесь не осталось ни одного человека! Можно спокойно уходить, – ответил Весельчак У. Совершенно спокойно. А потом мы взорвем это подземелье вместе с проклятым кораблем Крыса.
– Погодите! – крикнула вдруг Алиса. – Он же врет!

– Кто врет? – удивился Первый капитан.

– Толстяк врет. Когда я бежала за говоруном, я слышала стон.
....
Я наклонился над фиксианцем. – Они морили его голодом и пытали.

– Они пытали его четыре года, – сказал Второй капитан. – А мы были уверены, что он давно мертв! И если бы не Алиса, оставили бы его здесь.


Все оттенки серого. Ни одну из противоборствующих сторон нельзя назвать ни Добром, ни Злом с большой буквы, да и вообще в пределах мира нет четкого нравственного ориентира, позитивного или негативного.

Классический пример: цикл Дозоры Сергея Лукьяненко

Черно-серая мораль. Распространенная схема: протагонист этоантигерой, герой, наделенный злодейскими чертами (сложности с контролем своего гнева, страсть к наживе, пагубные привычки (алкоголизм, наркомания), трусость итд итп).

Либо протагонист это герой-прагматик. Человек, защищающий добро и порядок. Человек, который искренне верит в правильность своего дела и даже в какой-то степени идеалист. Но который живет по принципу "Цель оправдывает средства" и без колебаний может применить против злодеев самые жестокие методы: массовые убийства, похищения, пытки, провокации, шантаж.

С другой стороны, антагонист может быть маньяком-психопатом, получающим удовольствие от пыток и смертей. Может быть расчетливым прагматиком, который получает доход от смертей миллионов. Или озлобленным на весь мир мизантрапом-мраккультистом, который желая всему миру гибели, призывает демонов. Причём ради гибели ненавистного мира, он охотно пожертвует и своей жизнью, и душой.

То есть, как бы ни был неприятен протагонист, но по сравнению с антагонистом он может выглядеть почти святым

Классический пример: цикл по вселенной Warhammer 40,000

Все оттенки черного. Война зла со злом. Протагонист полноценный злодей, который абсолютно неразборчив в средствах, да и преследуют только личную выгоду. Протагонист ему под стать. Другое дело, что протагонист может быть симпатичнее по самым разным причинам:

а) протагонист мечтает завоевать мир, а антагонист мечтает уничтожить мир
б) у протагониста есть какие-то моральные ограничения. К примеру, протагонист убивает, ворует, пытает, но своих не предает и честно держит свое слово. А антагонист постоянно врет и предает своих.
в) У протагониста есть близкие, о которых он заботится, а его противник никого не любит
г) у протагониста есть стиль и чувство юмора, а злодей уныл

Классический пример: «Фредди против Джейсона». Веселый маньяк против молчаливого. А детишки не главные участники, а средство для сведения этих двух персонажей.

Все цвета спектра. В сеттинге есть святые паладины с благородными целями и методами. И герои-прагматики, творящие добро из зла. И антигерои с корыстными целями. Есть злодеи с четким кодексом. И абсолютно сумасшедшие злодеи-садисты. В рамках такой морали можно обыграть все возможные варианты конфликтов, характерных для более узких моральных рамок.

Классический пример: цикл Песнь Льда и Огня Джорджа Мартина


философ

Ссылка на сообщение 11 мая 2013 г. 12:12  
цитировать   |    [  ] 
Уважаемый Привратник, вы бы процитировали в своем сообщении хотя бы определения. А то лазить по пяти ссылкам и запоминать ужасно лень. 8:-0
По теме могу сказать, что все зависит от сюжета, от характера персонажей и изображаемых событий, от мастерства автора.
Чего я не люблю, так это кривых розовых слюней вокруг заведомо отвратительных персонажей — по жизни отвратительных. Типа, он убийца, садист и кретин, но у него, бедняжки в детстве отняли зайца, он отпустил бабочку и ваще он страда-е-е-ет :-(((. Этой псевдопсихологии точно не люблю.


магистр

Ссылка на сообщение 11 мая 2013 г. 12:20  
цитировать   |    [  ] 
Я за серость, т.е. реалистичность, характеры и интригу. Соглашусь, что лучше кратко описать морали здесь же, если не хотите, чтобы люди из-за лени тыкали куда попало


миродержец

Ссылка на сообщение 11 мая 2013 г. 12:25  
цитировать   |    [  ] 
"- Сейчас у нас идут очень интересные дебаты о сущности греха.
— Ну и что у вас там думают? Вы как там, против него, да?
— Всё не так просто. В мире же существует не только белое и черное. Есть и много оттенков серого.
— Ерунда.
— Прошу прощения?
— Нет никаких "серых", есть только белые неряхи. Странно, что ты этого не знаешь. А грех, молодой человек, — это когда ты относишься к людям, как к вещам. Включая себя самого.
— На самом деле всё гораздо сложнее…
— Ничего подобного. Когда люди говорят: "всё гораздо сложнее", это значит — они боятся, что правда им не понравится. Люди как вещи… с этого всё и начинается.
— Ну, я уверен, что есть и худшие преступления…
— Но начинаются они именно с этого".
(Терри Пратчетт. Сarpe Jugulum).
–––
Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений.


философ

Ссылка на сообщение 11 мая 2013 г. 13:24  
цитировать   |    [  ] 
Предпочитаю не заморачиваться натужным разделением на притянутые категории.
–––
Quae medicamenta non sanat, ferrum sanat, quae ferrum non sanat, ignis sanat.
TRUE NEUTRAL POWER MFK!


активист

Ссылка на сообщение 11 мая 2013 г. 14:20  
цитировать   |    [  ] 
Странный опрос и дефиниции странные.


философ

Ссылка на сообщение 11 мая 2013 г. 15:28  
цитировать   |    [  ] 
Художественное произведение это способ донесения морали до тех людей, которые не способны воспринимать ее в тезисном виде — детей, подростков, людей, обучающихся через эмоции, и др. Мораль произведения не может быть белой, серой, черной или еще какой. Она может соответствовать или не соответствовать морали, распространенной в определенной культурной среде, не более. Например, сборник рассказов по большому счету ниочем, который был всего-лишь пропиарен как антиоппозиционная антология "Либеральный апокалипсис" http://fantlab.ru/work423212 на традиционно либеральном Фантлабе очень не любят даже вспоминать. Да и авторов сборника, часть из которых активные пользователи Фантлаба, никто с публикацией рассказов не поздравлял и поздравляет. И в какой цвет мораль этого сборника красить? Так что КГ/АМ.
–––
Судья был неумолим: «Непонятливость».
"Даже детей не жалко. Они другого не видали. А мы им не расскажем. А раскажем - они не п


миротворец

Ссылка на сообщение 11 мая 2013 г. 15:34  
цитировать   |    [  ] 

цитата dobriy_doktor

Художественное произведение это способ донесения морали до тех людей, которые не способны воспринимать ее в тезисном виде — детей, подростков, людей, обучающихся через эмоции, и др.

Художественное произведение не есть способ донесения морали до кого бы то ни было. Способ донести мораль иначе называется агитка о плакат. А художественное произведение — это способ кого-то развлечь.
–––
Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно.
Тема не в тексте, но в голове у читателя.


магистр

Ссылка на сообщение 11 мая 2013 г. 15:34  
цитировать   |    [  ] 
Ну, если прямо категорически надо выбирать, то ближе всего к серому-серому.

Хотя и против него много возражений. Все кошки серы только в темноте, а на свету они оказываются разноцветными.
Я за разноцветных людей- персонажей.
За цвет, как спектр разложенного белого. И против черноты, которая просто отсутствие света- не уверена, что такое вообще бывает.

цитата Petro Gulak

Нет никаких "серых", есть только белые неряхи.

Возможно, цвет- это именно неряшливый белый :-))) Хотя скорее неполный белый.
Но черного в такой формулировке тоже не существует, кстати.

цитата Petro Gulak

А грех, молодой человек, — это когда ты относишься к людям, как к вещам.

И вот это отношение тоже идет от идеи полного черного. Назвал черным, и можно относиться как к вещи.

У самого Пратчетта-то ни абсолютно черных, ни абсолютно белых героев нет. Они именно что цветные, разные. И Ветровоск сама имеет яркий отчетливый цвет, отличный и от черного, и от белого ( и от серого. разумеется :-))))

Разве что Брутта , особенно ближе к концу, уверенно стремится к этому белому. Но он у Пратчетта такой один на весь плоский мир.
–––
Логика – замечательная штука, однако против человеческого мышления она бессильна. (с) Терри Пратчет


философ

Ссылка на сообщение 11 мая 2013 г. 15:43  
цитировать   |    [  ] 

цитата bbg

Художественное произведение не есть способ донесения морали до кого бы то ни было. Способ донести мораль иначе называется агитка о плакат. А художественное произведение — это способ кого-то развлечь.

Есть и то и другое. Есть масса талантливых агиток и бездарных развлекушек. И наоборот. :-)
В конечном счете "цветовая гамма" не главное.
Авторская мысль воздействует на читателя, если приблизительно соответствует читательской системе ценностей и ожиданиям — раз. И если автор излагает увлекательно и убедительно — два. А увлекательность и убедительность зависят от таланта автора, степени его убежденности в собственных словах и от читательского вкуса.
Уравнение со многими неизвестными, а вовсе на черно-белый двоичный код. :-)))


магистр

Ссылка на сообщение 11 мая 2013 г. 15:44  
цитировать   |    [  ] 

цитата dobriy_doktor

Художественное произведение это способ донесения морали до тех людей, которые не способны воспринимать ее в тезисном виде — детей, подростков, людей, обучающихся через эмоции, и др.

цитата bbg

А художественное произведение — это способ кого-то развлечь.

Две крайности и обе далеки от реальности. Литература не сводится ни к воспитательной функции, ни к развлекательной. Она может быть и тем и другим, а может быть ни тем, ни другим. Литература много разнообразнее.


миротворец

Ссылка на сообщение 11 мая 2013 г. 15:47  
цитировать   |    [  ] 

цитата Анри д_Ор

Литература много разнообразнее.

Но развлекательная функция гораздо важнее. И первичнее.
–––
Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно.
Тема не в тексте, но в голове у читателя.


магистр

Ссылка на сообщение 11 мая 2013 г. 15:51  
цитировать   |    [  ] 

цитата bbg

Но развлекательная функция гораздо важнее.

С какой стати?

цитата bbg

И первичнее.

На чем основан такой вывод?


философ

Ссылка на сообщение 11 мая 2013 г. 16:06  
цитировать   |    [  ] 
Ув. bbg, с чего вы взяли, что мораль не развлекает? Можете заодно показать произведение, лишенное морального содержания. Мораль в худ.произведении первична всегда, даже если слов нет или это не совсем те слова. Как бишь там у классика:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве
И хрюкатали зелюки,
Как мюмзики в мове
О, бойся Бармаглота, сын!
Он так свиреп и дик.
А в чаше рымит исполин,
Злопастный Брандашмыг.
Но взял он щит, и взял он меч,
Высоких полон дум.
Далекий путь его лежит
Под дерево тум-тум.
Он стал под дерево и ждет,
И вдруг граахнул гром -
Летит ужасный Бармаглот
И пылкает огнем!
Раз-два, раз-два! Горит трава,
Взы-взы — стрижает меч,
Ува! Ува! И голова
Барабардает с плеч!
О светозарный мальчик мой!
Ты победил в бою!
О храброславленный герой,
Хвалу тебе пою!
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
(с)Льюис Керрол. "Алиса в Зазеркалье"
–––
Судья был неумолим: «Непонятливость».
"Даже детей не жалко. Они другого не видали. А мы им не расскажем. А раскажем - они не п


миротворец

Ссылка на сообщение 11 мая 2013 г. 16:12  
цитировать   |    [  ] 
Плохо оформленный опрос. Многое неясно
–––
Читаю: Агата Кристи - Случай в Поллензе (сборник).
Слушаю: Артур Конан Дойл - Туманная земля.


философ

Ссылка на сообщение 11 мая 2013 г. 16:14  
цитировать   |    [  ] 

цитата bbg

развлекательная функция гораздо важнее. И первичнее.

А в развлекательной литературе как раз гораздо чаще встречается черно-белая раскладка и однозначный конфликт. И практически обязательна победа назначенного хорошим над назначенным плохим. :-) В крайнем случае — поражение хорошего с проливанием над ним потока слез. И это — не четко выраженная позиция автора? Не то, что принято называть моралью?


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 11 мая 2013 г. 16:29  
цитировать   |    [  ] 
Люблю черный цвет, поэтому выбрал последний пункт.
–––
And from his nose unto his chin, The worms crawled out, the worms crawled in...


авторитет

Ссылка на сообщение 11 мая 2013 г. 16:30  
цитировать   |    [  ] 
Описания морали немало удивили.
Лично я с подобной классификацией не согласен.
Кстати, из элементов А и Б можно составить 6 комбинаций: {AБ, АА, ББ, А-, Б-, --}. А представлено всего 5. Значит, какой-то из вариантов не рассмотрен, следовательно, классификация не полная.
–––
Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС


магистр

Ссылка на сообщение 11 мая 2013 г. 16:38  
цитировать   |    [  ] 

цитата tick

Значит, какой-то из вариантов не рассмотрен, следовательно, классификация не полная.

Белый-белый нет :-))) Интересно на описание было бы глянуть.
–––
Логика – замечательная штука, однако против человеческого мышления она бессильна. (с) Терри Пратчет


авторитет

Ссылка на сообщение 11 мая 2013 г. 16:44  
цитировать   |    [  ] 

цитата aznats

Белый-белый нет :-))) Интересно на описание было бы глянуть.

Ага, это борьба Хорошего с Лучшим. :)
Описания по ссылкам в первом посте, который можно развернуть.
–––
Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС
Страницы: 123    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы sam.fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Какую концепцию морали в книгах вы предпочитаете?»

 
  Новое сообщение по теме «Какую концепцию морали в книгах вы предпочитаете?»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх