автор |
сообщение |
Привратник 
 магистр
      
|
10 мая 2013 г. 22:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений Все оттенки белого. В книге полностью отсутствуют злодеи, а все проблемы сводятся к моральным выборам героев.
Классический пример: "Приключения Незнайки и его друзей" Носова
Бело-серая мораль. Есть однозначно положительные хорошие герои, но их противники не являются полноценным злом и не творят настоящей жестокости итд.
Классический пример: "Незнайка в солнечном городе"
Черно-белая мораль. Есть противостояние однозначно положительных героев против злодеев, которые не гнушаются творить по-настоящему жестокие преступления.
Классический пример: "Путешествие Алисы" Кира Булычева.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) Клянусь всем святым, что больше здесь не осталось ни одного человека! Можно спокойно уходить, – ответил Весельчак У. Совершенно спокойно. А потом мы взорвем это подземелье вместе с проклятым кораблем Крыса. – Погодите! – крикнула вдруг Алиса. – Он же врет!
– Кто врет? – удивился Первый капитан.
– Толстяк врет. Когда я бежала за говоруном, я слышала стон. .... Я наклонился над фиксианцем. – Они морили его голодом и пытали.
– Они пытали его четыре года, – сказал Второй капитан. – А мы были уверены, что он давно мертв! И если бы не Алиса, оставили бы его здесь.
Все оттенки серого. Ни одну из противоборствующих сторон нельзя назвать ни Добром, ни Злом с большой буквы, да и вообще в пределах мира нет четкого нравственного ориентира, позитивного или негативного.
Классический пример: цикл Дозоры Сергея Лукьяненко
Черно-серая мораль. Распространенная схема: протагонист этоантигерой, герой, наделенный злодейскими чертами (сложности с контролем своего гнева, страсть к наживе, пагубные привычки (алкоголизм, наркомания), трусость итд итп).
Либо протагонист это герой-прагматик. Человек, защищающий добро и порядок. Человек, который искренне верит в правильность своего дела и даже в какой-то степени идеалист. Но который живет по принципу "Цель оправдывает средства" и без колебаний может применить против злодеев самые жестокие методы: массовые убийства, похищения, пытки, провокации, шантаж.
С другой стороны, антагонист может быть маньяком-психопатом, получающим удовольствие от пыток и смертей. Может быть расчетливым прагматиком, который получает доход от смертей миллионов. Или озлобленным на весь мир мизантрапом-мраккультистом, который желая всему миру гибели, призывает демонов. Причём ради гибели ненавистного мира, он охотно пожертвует и своей жизнью, и душой.
То есть, как бы ни был неприятен протагонист, но по сравнению с антагонистом он может выглядеть почти святым
Классический пример: цикл по вселенной Warhammer 40,000
Все оттенки черного. Война зла со злом. Протагонист полноценный злодей, который абсолютно неразборчив в средствах, да и преследуют только личную выгоду. Протагонист ему под стать. Другое дело, что протагонист может быть симпатичнее по самым разным причинам:
а) протагонист мечтает завоевать мир, а антагонист мечтает уничтожить мир б) у протагониста есть какие-то моральные ограничения. К примеру, протагонист убивает, ворует, пытает, но своих не предает и честно держит свое слово. А антагонист постоянно врет и предает своих. в) У протагониста есть близкие, о которых он заботится, а его противник никого не любит г) у протагониста есть стиль и чувство юмора, а злодей уныл
Классический пример: «Фредди против Джейсона». Веселый маньяк против молчаливого. А детишки не главные участники, а средство для сведения этих двух персонажей.
Все цвета спектра. В сеттинге есть святые паладины с благородными целями и методами. И герои-прагматики, творящие добро из зла. И антигерои с корыстными целями. Есть злодеи с четким кодексом. И абсолютно сумасшедшие злодеи-садисты. В рамках такой морали можно обыграть все возможные варианты конфликтов, характерных для более узких моральных рамок.
Классический пример: цикл Песнь Льда и Огня Джорджа Мартина
|
|
|
|
Лунатица 
 философ
      
|
11 мая 2013 г. 12:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Уважаемый Привратник, вы бы процитировали в своем сообщении хотя бы определения. А то лазить по пяти ссылкам и запоминать ужасно лень.  По теме могу сказать, что все зависит от сюжета, от характера персонажей и изображаемых событий, от мастерства автора. Чего я не люблю, так это кривых розовых слюней вокруг заведомо отвратительных персонажей — по жизни отвратительных. Типа, он убийца, садист и кретин, но у него, бедняжки в детстве отняли зайца, он отпустил бабочку и ваще он страда-е-е-ет . Этой псевдопсихологии точно не люблю.
|
|
|
Zarin 
 магистр
      
|
11 мая 2013 г. 12:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Я за серость, т.е. реалистичность, характеры и интригу. Соглашусь, что лучше кратко описать морали здесь же, если не хотите, чтобы люди из-за лени тыкали куда попало
|
|
|
Petro Gulak 
 миродержец
      
|
11 мая 2013 г. 12:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
"- Сейчас у нас идут очень интересные дебаты о сущности греха. — Ну и что у вас там думают? Вы как там, против него, да? — Всё не так просто. В мире же существует не только белое и черное. Есть и много оттенков серого. — Ерунда. — Прошу прощения? — Нет никаких "серых", есть только белые неряхи. Странно, что ты этого не знаешь. А грех, молодой человек, — это когда ты относишься к людям, как к вещам. Включая себя самого. — На самом деле всё гораздо сложнее… — Ничего подобного. Когда люди говорят: "всё гораздо сложнее", это значит — они боятся, что правда им не понравится. Люди как вещи… с этого всё и начинается. — Ну, я уверен, что есть и худшие преступления… — Но начинаются они именно с этого". (Терри Пратчетт. Сarpe Jugulum).
|
––– Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений. |
|
|
Цефтриаксон 
 философ
      
|
11 мая 2013 г. 13:24 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Предпочитаю не заморачиваться натужным разделением на притянутые категории.
|
––– Quae medicamenta non sanat, ferrum sanat, quae ferrum non sanat, ignis sanat. TRUE NEUTRAL POWER MFK! |
|
|
Тэр 
 активист
      
|
|
dobriy_doktor 
 философ
      
|
11 мая 2013 г. 15:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Художественное произведение это способ донесения морали до тех людей, которые не способны воспринимать ее в тезисном виде — детей, подростков, людей, обучающихся через эмоции, и др. Мораль произведения не может быть белой, серой, черной или еще какой. Она может соответствовать или не соответствовать морали, распространенной в определенной культурной среде, не более. Например, сборник рассказов по большому счету ниочем, который был всего-лишь пропиарен как антиоппозиционная антология "Либеральный апокалипсис" http://fantlab.ru/work423212 на традиционно либеральном Фантлабе очень не любят даже вспоминать. Да и авторов сборника, часть из которых активные пользователи Фантлаба, никто с публикацией рассказов не поздравлял и поздравляет. И в какой цвет мораль этого сборника красить? Так что КГ/АМ.
|
––– Судья был неумолим: «Непонятливость». "Даже детей не жалко. Они другого не видали. А мы им не расскажем. А раскажем - они не п |
|
|
bbg 
 миротворец
      
|
11 мая 2013 г. 15:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата dobriy_doktor Художественное произведение это способ донесения морали до тех людей, которые не способны воспринимать ее в тезисном виде — детей, подростков, людей, обучающихся через эмоции, и др.
Художественное произведение не есть способ донесения морали до кого бы то ни было. Способ донести мораль иначе называется агитка о плакат. А художественное произведение — это способ кого-то развлечь.
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
aznats 
 магистр
      
|
11 мая 2013 г. 15:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Ну, если прямо категорически надо выбирать, то ближе всего к серому-серому.
Хотя и против него много возражений. Все кошки серы только в темноте, а на свету они оказываются разноцветными. Я за разноцветных людей- персонажей. За цвет, как спектр разложенного белого. И против черноты, которая просто отсутствие света- не уверена, что такое вообще бывает.
цитата Petro Gulak Нет никаких "серых", есть только белые неряхи.
Возможно, цвет- это именно неряшливый белый Хотя скорее неполный белый. Но черного в такой формулировке тоже не существует, кстати.
цитата Petro Gulak А грех, молодой человек, — это когда ты относишься к людям, как к вещам.
И вот это отношение тоже идет от идеи полного черного. Назвал черным, и можно относиться как к вещи.
У самого Пратчетта-то ни абсолютно черных, ни абсолютно белых героев нет. Они именно что цветные, разные. И Ветровоск сама имеет яркий отчетливый цвет, отличный и от черного, и от белого ( и от серого. разумеется )
Разве что Брутта , особенно ближе к концу, уверенно стремится к этому белому. Но он у Пратчетта такой один на весь плоский мир.
|
––– Логика – замечательная штука, однако против человеческого мышления она бессильна. (с) Терри Пратчет |
|
|
Лунатица 
 философ
      
|
11 мая 2013 г. 15:43 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата bbg Художественное произведение не есть способ донесения морали до кого бы то ни было. Способ донести мораль иначе называется агитка о плакат. А художественное произведение — это способ кого-то развлечь.
Есть и то и другое. Есть масса талантливых агиток и бездарных развлекушек. И наоборот.  В конечном счете "цветовая гамма" не главное. Авторская мысль воздействует на читателя, если приблизительно соответствует читательской системе ценностей и ожиданиям — раз. И если автор излагает увлекательно и убедительно — два. А увлекательность и убедительность зависят от таланта автора, степени его убежденности в собственных словах и от читательского вкуса. Уравнение со многими неизвестными, а вовсе на черно-белый двоичный код. 
|
|
|
Анри д_Ор 
 магистр
      
|
11 мая 2013 г. 15:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата dobriy_doktor Художественное произведение это способ донесения морали до тех людей, которые не способны воспринимать ее в тезисном виде — детей, подростков, людей, обучающихся через эмоции, и др.
цитата bbg А художественное произведение — это способ кого-то развлечь.
Две крайности и обе далеки от реальности. Литература не сводится ни к воспитательной функции, ни к развлекательной. Она может быть и тем и другим, а может быть ни тем, ни другим. Литература много разнообразнее.
|
|
|
bbg 
 миротворец
      
|
11 мая 2013 г. 15:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Анри д_Ор Литература много разнообразнее.
Но развлекательная функция гораздо важнее. И первичнее.
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
Анри д_Ор 
 магистр
      
|
|
dobriy_doktor 
 философ
      
|
11 мая 2013 г. 16:06 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Ув. bbg, с чего вы взяли, что мораль не развлекает? Можете заодно показать произведение, лишенное морального содержания. Мораль в худ.произведении первична всегда, даже если слов нет или это не совсем те слова. Как бишь там у классика:
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) Варкалось. Хливкие шорьки Пырялись по наве И хрюкатали зелюки, Как мюмзики в мове О, бойся Бармаглота, сын! Он так свиреп и дик. А в чаше рымит исполин, Злопастный Брандашмыг. Но взял он щит, и взял он меч, Высоких полон дум. Далекий путь его лежит Под дерево тум-тум. Он стал под дерево и ждет, И вдруг граахнул гром - Летит ужасный Бармаглот И пылкает огнем! Раз-два, раз-два! Горит трава, Взы-взы — стрижает меч, Ува! Ува! И голова Барабардает с плеч! О светозарный мальчик мой! Ты победил в бою! О храброславленный герой, Хвалу тебе пою! Варкалось. Хливкие шорьки Пырялись по наве. И хрюкотали зелюки, Как мюмзики в мове. (с)Льюис Керрол. "Алиса в Зазеркалье"
|
––– Судья был неумолим: «Непонятливость». "Даже детей не жалко. Они другого не видали. А мы им не расскажем. А раскажем - они не п |
|
|
Denver_inc 
 миротворец
      
|
|
Лунатица 
 философ
      
|
11 мая 2013 г. 16:14 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата bbg развлекательная функция гораздо важнее. И первичнее.
А в развлекательной литературе как раз гораздо чаще встречается черно-белая раскладка и однозначный конфликт. И практически обязательна победа назначенного хорошим над назначенным плохим. В крайнем случае — поражение хорошего с проливанием над ним потока слез. И это — не четко выраженная позиция автора? Не то, что принято называть моралью?
|
|
|
Kuntc 
 гранд-мастер
      
|
|
tick 
 авторитет
      
|
11 мая 2013 г. 16:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Описания морали немало удивили. Лично я с подобной классификацией не согласен. Кстати, из элементов А и Б можно составить 6 комбинаций: {AБ, АА, ББ, А-, Б-, --}. А представлено всего 5. Значит, какой-то из вариантов не рассмотрен, следовательно, классификация не полная.
|
––– Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС |
|
|
aznats 
 магистр
      
|
11 мая 2013 г. 16:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата tick Значит, какой-то из вариантов не рассмотрен, следовательно, классификация не полная.
Белый-белый нет Интересно на описание было бы глянуть.
|
––– Логика – замечательная штука, однако против человеческого мышления она бессильна. (с) Терри Пратчет |
|
|
tick 
 авторитет
      
|
11 мая 2013 г. 16:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата aznats Белый-белый нет :-))) Интересно на описание было бы глянуть.
Ага, это борьба Хорошего с Лучшим. :) Описания по ссылкам в первом посте, который можно развернуть.
|
––– Думать — это не развлечение, а обязанность © АБС |
|
|