Любава Горницкая «Теорема близнецов»
Здесь должна играть моя любимая песня. Но она играет только для тех, кто прочитал повесть. А отзыв вообще лучше не читать. Я серьезно, я писала на эмоциях — лучше не читать.
Повесть раскрывает две сюжетные линии — социальное устройство окружающего мира и отношения в одной отдельно взятой семье. Про семью не так масштабно, простенько и обычненько, поэтому начнем с них.
цитата «Одной из наиболее частых причин нервных срывов у основных обоих полов в возрасте 12–14 лет является несоответствие ожиданием родителей или законных опекунов»
цитата Любят и хромых, и очкастых, и занудных. Просто тех, кто не ты. Обычная семья. Мама, папа, дочка. Дочке тринадцать — гормоны, подростковый бунт, адреналиновая зависимость, первая невзаимная влюбленность. А еще элитная школа + художественная школа, потому что у девочки руки растут откуда надо, + музыкальная школа, потому что у папы руки сломаны. Да, именно так. Из-за травмы в детстве папа не смог стать музыкантом, как хотел, и работает в скучном офисе. Поэтому дочка обязана воплотить папочкины хотелочки. Хорошо хоть только папочкины, потому что сверх к этому визиты в больницу или биолабораторию порвали бы Нику на четыре маленьких Никочки, прощай успеваемость и портфолио, пришлось бы заменять на резервную.
При этом родителям на дочь откровенно плевать. Ребенок шляется непонятно где, одежда пропадает (потому что, шляясь непонятно где, ребенок эту одежду пачкает и рвет до непригодности и выбрасывает), ребенок врет и о том, где был, и о том, с кем дружит, а если не врет, так молчит в тряпочку. И им комфортно, их ничего не беспокоит... Если совсем-совсем коротко — это формально благополучная семья, в которую никогда не придет опека, но которая делает из ребенка настоящего звереныша. Потом будет и опека, и допросы, и визиты, но слишком поздно. Вот про что-что, а про это мне нельзя давать ни читать, ни смотреть, я злая становлюсь. Нехорошая. Но не могу остановиться, тут что ни семья, то...
цитата — А мои против брата, — хмуро говорит Лëн, — Всë равно. Дом загадит и точка. Только я добьюсь. Просто надо понять как. Э... я не понял. Настолько не понял, что даже мозг сбивается. Обязательного требования о рождаемости нет, иначе бы об этом не раз упомянули и это добавилось бы к проблематике повести. Но этого нет. И что получается? Старшего они воспитывали, и он ничего не загадил. А младший, значит, загадит. Но если старший умрет — младший как миленький домой переедет и ничего не загадит. И что это было?
цитата У основных прогорел бизнес. Пришлось продавать вещи, так влипли. Повезло ещё, что Тошку выставили на улицу с гитарой, А это я даже комментировать не могу. Вот просто не могу.
Гораздо интереснее масштабная картина мироустройства. Интересна она в первую очередь тем, что логика этого мира отбыла в неизвестном направлении. Он как зебра — то все привычно-понятное, то антиутопические ужасы.
Начнем с базового момента. Первый ребенок — основной, второй — резервный. Первый на домашнем воспитании, второй — на государственном. Первый — типа элита, второй — типа отбросы. У первых — права, у вторых — обязанности... И ни-ни никого любить! Ни основных, ни резервных!
Смешные они. Это вроде как для психического благополучия сделано. Чтоб детей не любили. Вот когда рожаешь десять, выкармливаешь, а внуков приносит только один или два, потому что остальные и до пяти не дожили, — вот это я понимаю. Отсутствие привязанности к детям возможно только при высокой детской смертности, а привязанности детей к родителям — при нулевых тратах на детей. Ходить умеешь — сам еду добывай и родителей корми за то, что родили. А не вот эти вот ваши музыкальные школы и не финал "ах Никочка захотела, давайте мы под дитащку систему прогнем".
цитата как в эпидемию, которую мы никогда не видели, а только читали о ней книги и смотрели кино, надо помнить: ты можешь потерять близких в любой момент. Потому ни-ко-го не надо любить слишком уж сильно. Интересно, чем костеломка отличалась от чумы, холеры или ковида? Почему именно она так изменила людей? Вот базовый вопрос, но ответа нет кроме того, что это была авторская воля. Но так неинтересно.
Уж если так оберегать от эпидемии, то один из детей должен жить в изолированном стерильном боксе. Еда по трубопроводу, дезинфекция не раз в месяц, а после каждого контакта с любым посторонним предметом или лицом. Анализы каждый день. Общение с людьми только в костюмах химзащиты. Вот это я понимаю сохранение фонда!
Но это интересно как воспитательный момент. С одной стороны, ты на коне. Ты элитка. Тебе уступают место и не смеют вякнуть на твои привилегии и хотелочки. С другой стороны, если у тебя есть замена, ты в любой момент можешь из элитки стать отбросом. Это посильнее даже угрозы тюрьмы. Не для взрослых, для детей. Это как родители нас пугают тем, что отдадут в приют. Но если в нашем мире это процентов на девяносто пугалка и пустые слова, в которые ребенок перестает верить после второго-третьего повторения, для них — суровая реальность. Да это просто конфетка, а не воспитание. Конфетища! Другой вопрос, что из этого воспитают? Не кого, кого при таком воспитаннии не получится. Что?
цитата Я понимаю, почему есть теорема привязанностей. И придумали всю эту муть с резервом. Когда влюбляешься, мозг отмирает. О дааа... Влюбленность, неважно во что, меняет личность. Но вот к худшему ли? Я сама себе нравлюсь только тогда, когда влюблена. Хотя и ругаюсь на собственную неадекватность. Кстати, мои отношения с этой историей тоже можно трактовать как привязанность. Очень странную, но привязанность. Что, меня теперь перевоспитывать? Не дамся!
Внезапно, как и в самой повести, сменим тему с антиутопических сюжетов и логики на вполне обычные.
цитата Длинный приклеивает скотчем к спине сидящего впереди Савушкина тетрадный листок с надписью: «Пни меня» Что это за... древность? Сейчас вообще так делают? Да и не сейчас...
цитата Достаëм двойные листочки. Проверочная. Э... Серьёзно? Текст написан в 2022 году, когда компьютеры в школе — реальность даже для дикой глубинки. Для, напомню, элитной школы это настолько привычно, что даже незаметно. Какие контрольные на листочках?! Ну ладно, учат их писать ручками. Но есть же такое понятие как тетрадь для контрольных работ... Вот на таких вроде бы мелочах и рушатся красивые, приятные сюжеты. Цепляют, как заноза или криво висящая вещь в шкафу. Цепляют не тем, как родители любят не своих детей, а свое личное представление об идеальном ребенке.
Такого там довольно много. То ли оттого, что автор не смог каждую мелочь с нуля придумать для нового мира, то ли для реалистичности... То ли автор тащит в текст глубоко личное, особенно в сцене с линейкой. Мне кажется более вероятным последний вариант, что многое из личного опыта, этакая сублимация... Но ничего плохого в этом нет, совсем! Оно на сюжет работает и на восприятие этого мира.
А ведь с демографией там непонятно что. При таком раскладе второй ребенок получается только случайно. Или цинично. Но никак не запланированно и с удовольствием. Так что численность населения должна ехать вниз с каждым поколением. При том, что это после эпидемии с хорошей смертностью несколько веков назад... Правда, смертность теперь не должна быть высокой, медицина и все такое... Но с другой стороны, ДТП с детьми и веночки у школы... И остаются еще тела для последователей доктора Менгеле! Ну не, это точно Китай бывший, который стремится стать Гренландией.
Типовая застройка. Вещи массового производства максимально без индивидуальности, по крайней мере для подростков. Места, где совершенно официально работают последователи доктора Менгеле (впрочем, это последнее не доказано, только на уровне детских страшилок, но во всякой шутке...) Низкая рождаемость. Но нищие и беспризорники. Нищие. Беспризорники. Массово. Достаточно массово, чтобы их не успевали ловить. Попрошайки в переходах. Правда, только дети. Или просто главные героини не видели взрослых попрошаек? Или они просто не доживают до взрослого возраста, что маловероятно — они покрепче всяких Ник будут. Или взрослых отлавливают гораздо тщательнее? Увы, на эти вопросы в повести ответа нет. А мне внезапно интересно.
цитата Вы, можно сказать, похитили и скрываете собственность приëмника-накопителя. На вас окажется не только финансовая ответственность, но и уголовная. За кражу. Насколько это иногда... альтернативно-морально. И вот именно в такие моменты ощущаешь чужеродность этого рассказа. Что тут вообще не люди в нашем человеческом понимании, а нечто иное. Но что и зачем оно растет?
цитата Резервных детей вообще заводят для удовольствия. Это нормальный основной ребёнок у семьи, чтобы был. А вы маленькая радость. Нет, ну серьезно? Допустим, я решу завести для удовольствия кота. Отправлю его во Владивосток, где кто-то будет его гладить, кормить (на мои денежки кормить, кстати), с ним спать и мне слать фоточки. И зачем мне такой кот? Какое от него удовольствие МНЕ? Если я хочу тискать своего кота — я заведу себе кота и буду его лично тискать. Если я хочу фоточек кота — я пойду в интернет смотреть фоточки кота. Может быть, котоблог чей-нибудь, чтоб кот был один, допустим. Но вот эти резервы — они ни вашим, ни нашим.
Хотя стоп. Это мир с альтернативной логикой. Поэтому и удовольствие в нем альтернативное. Итак, смотрим еще раз. Вот рожается ребенок номер один. Он для продолжения генетического рода, для изображения стандартной семейной жизни, для воспитательных экспериментов (все же знают, что первый ребенок — это последняя кукла?). А потом рожается второй. Няшечка-любимочка. Ребенок, которому хочется дать все самое лучшее. А один из вариантов утопических миров — коммунизм. А в коммунизме в первую очередь ценится кто? Рабочий. А резервные дети у нас на какие профессии имеют преимущественное право? Да все ж просто! И сколько времени мне понадобилось, чтоб до этого докопаться? А дети того мира и вовсе могут не докопаться примерно никогда. И мир с грохотом встает на место. И логика у него ни разу не альтернативная. Можно сказать, что не стоило такой огород городить, что вот эта вот элита — она в почти коммунистическом обществе лишняя. Но нет, не лишняя. Во-первых, она дает рабочим светлую мечту. Причем не как в лозунгах и песнях советских времен, где утопия лишь обещание для следующих поколений, утопия вот она, перед глазами. Но при этом она недостижима. Во-вторых, она дает обществу повод для взаимной ненависти. Мы такие, они не такие. Мы хорошие, а их надо ненавидеть/презирать/перевоспитывать. Элиту настраивают, что рабочие — второй сорт. Будущих рабочих настраивают, что элита над ними издевается, презирает, играет с ними. В-третьих, это явно переходный период, причем уже триста лет как, медленно и постепенно. Элита вымирает, ведь на двух взрослых элитных всего один элитный ребенок. И скоро она банально закончится. И все будут равны. И это будет настолько привычно за века, что и возмущаться никто не станет. Никаких бунтов и революций...
Финал я комментировать вообще отказываюсь. Принципиально. Пятое колесо — это вам не пятый элемент.
Хотя нет, прокомментирую. То, что я в этот финал не верю. В Нику — да, верю. В ее родителей — верю. Собственная совесть, подкрепленная истерикой типа любимого ребенка. В то, что дружеские посиделки детей разных социальных классов могут быть искренне-веселыми, — верю. Все остальное мимо логики того мира. Допустим, им бы разрешили. Деньги есть — вопросов нет. Но в прессе по этому поводу была бы абсолютная тишина. АБСОЛЮТНАЯ. Потому что этот мелкий скандал вроде как начал что-то шатать. Или нет, тишины бы не было, но было бы осуждение. Демонстрация, что так делать не запрещено, но это очень, очень плохо. Надзор. Визиты комиссий домой и допросы девочек каждый день. Обсуждение обуви классные часы. С демонстрацией Ники, Лики, всех их отличий от стандарта и прямые указания, что так делать неэтично.
technocrator, отличный совет. Как меня этим текстом зацепило!
|
––– Книголюб легкого поведения |
|