автор |
сообщение |
fox_mulder 
 миродержец
      
|
19 августа 2008 г. 22:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Irena Здесь спор не имеет смысла. У каждого читателя есть собственный эталон, а универсального абсолютного мерила просто не существует.
|
––– "Tell the abyss to stop staring at me" (с) |
|
|
Irena 
 философ
      
|
19 августа 2008 г. 23:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
fox_mulder А я и не спорю — просто рассуждаю вслух Тем более — о чем спорить-то? Я абсолютно согласна, что цитата У каждого читателя есть собственный эталон, а универсального абсолютного мерила просто не существует.
|
|
|
antc 
 философ
      
|
20 августа 2008 г. 00:27 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Да уж это только у метра и килограмма есть общенародные шаблоны которые храняться за семью замками и то это шаблоны !!! может создатель темы имел в виду книгу. которая наиболее шаблонно подходит под фэнтези — типо ну чтобы все её считали фэнтезью и нельзя было найти более фэнтезийную книгу. в общем этакий наифэнтезийнейший вариант
|
––– ...хотелось бы мне когда-нибудь как-нибудь выйти из дома и вдруг оказаться вверху в глубине внутри и снаружи, где всё по-другому |
|
|
Robin Pack 
 миротворец
      
|
20 августа 2008 г. 01:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Согласен с Аntcем в том, что эталон есть, по сути, шаблон. В том числе и в последнем варианте твоей трактовки: самая фэнтезийная книга будет сбором всем самого шаблонного, что подходит под определение фэнтези.
Да, я отрицаю сам термин "городская фэнтези". Он возник от узколобости, когда кто-то, начитавшийся фэнтези, вдруг столкнулся с современной мистической литературой, вроде Лорел Гамильтон, Кунца и Баркера. И встал в тупик: как это, весь мир для меня раньше делился на "фэнтези про магию и прошлое, НФ про роботов и будущее", а это про магию, но настоящее? И придумал для самоуспокоения термин: это тоже фэнтези, но не обычная, а какая-нибудь "городская".
|
|
|
ааа иии 
 философ
      
|
20 августа 2008 г. 06:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Robin Pack Да, я отрицаю сам термин "городская фэнтези". Зря.Это очень меткое определение поджанра, который не выводит из города под сень лесов, а держит действие на том же асфальте, по которому движется абсолютное большинство читателей. Вместо "Неистового Роланда" — "Палата №6". И это важное отличие.В среде абсолютно им знакомой, и автор и читатель получают определенные возможности. Есть и переходные формы _ "Оук-Хилл" Маккилипп, например. И отождествлять с ней современную мистическую прозу, которую тоже удобно членить на вампирскую и хоррор, не стоит.
|
|
|
Dark Andrew 
 гранд-мастер
      
|
20 августа 2008 г. 08:35 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Robin Pack Да, я отрицаю сам термин "городская фэнтези".
Очень странно отрицать существующее явление. Если отказаться от его использования, то как вы будете описывать разницу между "Властелином Колец" Толкина и "Городскими легендами" Де Линта, которые вовсе не мистика никакая и не хоррор?
|
|
|
Robin Pack 
 миротворец
      
|
21 августа 2008 г. 01:32 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
ааа иии красиво, патетично.... и впустую. "Сень лесов" и "асфальт, по которому ходят"... это элементы антуража. А суть-то жанра, не в антураже она. Фэнтези по определению есть произведение о вымышленной вселенной. Если действие происходит в нашем мире, пусть даже сообщается, что в нем "все не так, как вы думали", это не вымышленный мир, это вымышленные обьекты реального мира. И вампирские кланы здесь не более фантастичны, чем масонские ордена и тайные шпионские организации из приключений Джеймса Бонда. Если вторые не создают новый мир, то и первые не создают, вводится лишь одно фантастическое допущение.
цитата как вы будете описывать разницу между "Властелином Колец" Толкина и "Городскими легендами" Де Линта
вот так и буду описывать. У Толкиена есть вымышленный мир, а у де Линта его нет, только фантастическое допущение (что все фантазии сбываются, если мне не изменяет память). С таким подходом надо и половину "Гуслярских историй" в "городскую фэнтези" записывать. Там тоже допущения бывают очень даже иррациональные. Лучше вы опишите, почему надо описывать их отличия от Толкиена, если они не относятся к фэнтези (по уже названным мной критериям)
|
|
|
Kuntc 
 гранд-мастер
      
|
21 августа 2008 г. 02:06 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Robin Pack Фэнтези по определению есть произведение о вымышленной вселенной.
Это вовсе не обязательное условие. Я могу, например, написать книжку, в которой главгерой заблудится, скажем, в новозедандских лесах, где встретит два воюющих друг с другом племени эльфов. Гг примкнет к одной из противоборствующих сторон, тут и начнутся его приключения. Магия, волшебники, колдовство — все присутствует. Это что, будет уже не фэнтези? Мистика? НФ?  Robin Pack, хоть убейте, но некоторые книжки иначе как "городской фэнтези" назвать просто невозможно. У меня язык просто не повернется некоторые современные истории отнести к мистике. Например, Гарри Дрездена. Ну какая же эта мистическая история? Да и Де Линт тоже не тянет. Фантастика? Да ну...  Кстати, а кто Баркера и Кунца в городской фэнтези приплел?
цитата Robin Pack С таким подходом надо и половину "Гуслярских историй" в "городскую фэнтези" записывать.
А что, кое-что можно и записать. 
А эталона фэнтези не существует. В одной книге невозможно собрать все свойственные фэнтези черты и особенности. И это есть хорошо.
|
––– And from his nose unto his chin, The worms crawled out, the worms crawled in... |
|
|
Irena 
 философ
      
|
21 августа 2008 г. 03:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Вообще-то фэнтези бывает разная. И "по определению в вымышленной вселенной" — неверно. Есть, в частности, деление на "высокую" фэнтези — вот она как раз в иных мирах — и "низкую", где действие происходит в нашем мире. Городская фэнтези относится к "низкой". И определение это не мною и не на форуме выдумано. Если в городской квартире в центре Москвы живет маг — это не реализм и не НФ. Маги — неотъемлемый атрибут фэнтези. Ну а поскольку не в лесах Белерианда, а на улице Пушкина... Любая фантастика характеризуется тем, что в ней имеется фантастическое допущение. Насколько оно большое — иной мир или некоторый "сдвиг" мира нашего, — вопрос второстепенный и на определение жанра влияет мало.
|
|
|
Dark Andrew 
 гранд-мастер
      
|
21 августа 2008 г. 08:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Robin Pack Фэнтези по определению есть произведение о вымышленной вселенной.
Покажите мне откуда вы взяли такое "определение". Оно не согласуется, ни с тем, как fantasy трактуют на западе, ни с российским восприятием этого жанра.
А что касается городской фэнтези, то очень ситуация мне напоминает пресловутое "миракль-фэнтези" Вероники, только в обратную сторону — она вводит новый термин, без четких критериев, а вы не хотите использовать термин, у которого эти самые критерии есть.
цитата Robin Pack С таким подходом надо и половину "Гуслярских историй" в "городскую фэнтези" записывать. Там тоже допущения бывают очень даже иррациональные.
А кто же спорить станет, что "берегись колдуна" у Булычева — это городское фэнтези? Оно и есть только в чистом пародийно-сатирическом варианте, так же как его рассказы про инопланетян из того же цикла — пародийно-сатирическая фантастика.
цитата Robin Pack Лучше вы опишите, почему надо описывать их отличия от Толкиена, если они не относятся к фэнтези (по уже названным мной критериям)
Интересный вы человек. Взяли определение фэнтези непонятно откуда, несовпадающее с более-менее общепринятыми и на основании этой новой предпосылки предлагаете что-то объяснить. Так предпосылка неверна, а не то, что из неё следует.
|
|
|
Robin Pack 
 миротворец
      
|
21 августа 2008 г. 12:14 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dark Andrew Покажите мне откуда вы взяли такое "определение". Оно не согласуется, ни с тем, как fantasy трактуют на западе, ни с российским восприятием этого жанра.
Наоборот. Это именно общепринятая трактовка термина. Раз — эссе на сайте Олмера Фэнтези – это литературный жанр, сформировавшийся в начале ХХ века, занимающийся конструированием вторичных миров, исходя из положений объективного идеализма. Два — Мир Фантастики Фэнтези — это поджанр фантастики, основой которого является повествование о вымышленном мире, в котором чудо является реальным, а мировой базис больше идеалистичен, чем рационален, и больше религиозен (чудесен, магичен), чем физичен. Три — еще одно эссе со ссылками на Сапковского. определение этого литературного направления, которое дал Сапковский: "Мир-мечта, мир Нигде-Никогда". Четыре — журнал НЛО ...это произведение, действие которого происходит в отличном от реального мире с непременным присутствием в нем волшебных, божественных или иных не поддающихся рациональному истолкованию явлений.
Ну и Вики, куда ж без нее. Произведения фэнтези обычно представляют собой приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, ...и герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами.
Как видите, никак сюда не пролезают романы о вампирах, экстрасенсах и прочих "ненаучных" чудесах в нашей с вами реальности. Да и возникло это явление совершенно независимо и, пожалуй, раньше, чем Дансени выдумал свою Пегану.
|
|
|
ааа иии 
 философ
      
|
21 августа 2008 г. 12:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Robin Pack Не люблю работать впустую. Попробуем применить Ваш тезис о фантастической вселенной "хорошей" фэнтези и внедрении в повседневную жизнь фантастического элемента для "плохой" городской. Вероятно, под ГФэн Вами подразумевается Панов. Маловато будет материала, чтобы отрицать городскую фэнтези. Если убрать "антураж" из "Понедельник начинается в субботу" — ничего толкового не останется в сухом остатке. То же самое с "Темным сердцем Лондона" С. Грина, "Роющим левиафаном" Блэйлока. Полностью самостоятельна вселенная "Войны Цветов" Уильямса, имеют собственное лицо города в "Межмировой таможне" Свиридова, цикле Ипатовой про Рохлю. Вот, последние три, нормальная городская фэнтези, в частности "про эльфов". Городская фэнтези может обеспечить книге не менее крепкий фундамент, чем условное средневековье классической фэнтези. Упрек в примитивности уподобления вампиры=тайное общество не принимаю, остранение действительности один из основных методов фантастики. Вообще, многие хорошие книги фэнтези переносят действие в города, больше похожие на современные, чем на исторические аналоги, и на качестве это не сказывается. Гленкуковский Танфер, последние книги Пратчетта цикла про Стражу, к примеру. Кстати, у первого сообщество вампиров больше похоже на вредную секту, у второго точь в точь тайное общество. Можете привести пример вампирского клана, да и любого другого, ни на что реальное не похожего? И еще чуть-чуть патетики, на закуску (закусывать надо, согласитесь): корни любой фантастики уходят в реальность. Что плохого в питании из приповерхностного пласта? Может, пусть авторы пишут то, что знают, а читатели видят, чем придумывать алмазные мечи и кесаревен, ими машущих? Изображение жизни на природе современными авторами предмет отдельного разговора, лишь бы смайликов хватило.
|
|
|
Robin Pack 
 миротворец
      
|
21 августа 2008 г. 12:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
ааа иии Так это просто замечательно, что существуют вышеперечисленные произведения! Потому что, по моему мнению, фэнтези изрядно выродилась и начала сдавать и в популярности, и в качестве. И причислять к этому сугубо архетипическому жанру все подряд, где встречается хоть капля "ненаучной фантастики" я просто не вижу смысла. И оснований. Фантастическая, мистическая литература о нашем мире — да сколько угодно! Но только не надо убого привязывать ее к принципиально другому, закостеневшему и варящемуся в своем котле жанру, с которым она даже не имеет пограничных произведений. Деление всего мира на два полушария "фантастика — все научное, фэнтези — все ненаучное" напоминает мне, как некоторые делят всю музыку только на "попсу" и "рок".
|
|
|
Kuntc 
 гранд-мастер
      
|
21 августа 2008 г. 13:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
1. цитата Robin Pack Раз — эссе на сайте Олмера
Меня сразу же "убили" вот эти строчки:
цитата За его основу я взял мнение Ника Перумова, одного из самых знаменитых современных писателей в жанре фэнтези. И именно потому, что он человек высокоинтеллектуальный, эрудированный, многогранный и весьма значимый в науке и литературе постмодернизма, я считаю его мнение авторитетным.
По ходу дела это эссе больше Перумову посвящено, чем фэнтези. И если уж у автора он "весьма значимый в науке и литературе постмодернизма", то можно представить, с каким "большинством современных писателей фантастов" согласен автор в определении фэнтези. 
2. цитата Robin Pack Два — Мир Фантастики
цитата Все же нам нужен какой-то отправной пункт для исследования, который, по крайней мере, в общих чертах опишет то, что мы тут собираемся исследовать... Это определение не бесспорно и не всеобъемлюще
Статья в МФ о городской фэнтези.
3. цитата Robin Pack Три — еще одно эссе со ссылками на Сапковского.
СИ? Ну-ну... У нас там сплошь спецы сидять. И вообще, цитата из этой статьи:
цитата Почему "мир Нигде-Никогда" должен обязательно походить на средневековье? Ерунда, он может быть любым! И появились "Дозоры" Лукьяненко и "Тайный город" Панова...
Внимательнее читайте. 
4. цитата Robin Pack Четыре — журнал НЛО
Без комментариев... Хотя есть один: еще в газете "Тайный оракул" посмотрите.  
цитата Fantasy is a genre that uses magic and other supernatural forms as a primary element of plot, theme, and/or setting. Fantasy is generally distinguished from science fiction and horror by the expectation that it steers clear of technological and macabre themes, respectively, though there is a great deal of overlap between the three (collectively known as speculative fiction). The identifying traits of fantasy are the inclusion of fantastic elements in a self-coherent (internally consistent) setting.[1] Within such a structure, any location of the fantastical element is possible: it may be hidden in, or leak into the apparently real world setting...
Из Википедии.
|
––– And from his nose unto his chin, The worms crawled out, the worms crawled in... |
|
|
Kuntc 
 гранд-мастер
      
|
21 августа 2008 г. 13:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Robin Pack Деление всего мира на два полушария "фантастика — все научное, фэнтези — все ненаучное" напоминает мне, как некоторые делят всю музыку только на "попсу" и "рок".
Что Вы сейчас и делаете. 
|
––– And from his nose unto his chin, The worms crawled out, the worms crawled in... |
|
|
Dark Andrew 
 гранд-мастер
      
|
|
Irena 
 философ
      
|
21 августа 2008 г. 19:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
ааа иии цитата Вообще, многие хорошие книги фэнтези переносят действие в города, больше похожие на современные, чем на исторические аналоги, и на качестве это не сказывается. Вообще у меня подозрение, что ЛУЧШИЕ писатели фэнтези в последнее время чаще обращаются к нашему миру — современности или прошлому, — чем уводят читателя в Неизвестногдеземье. Объелись иными мирами в средневековом колорите? Возможно.
Kuntc Да, пожалуй, добавить нечего. Разве что посоветовать всем, кто может, ознакомиться с процитированной статьей о фэнтези в английской википедии — там, в частности, о поджанрах фэнтези достаточно подробно.
|
|
|
Хыча 
 гранд-мастер
      
|
|
Irena 
 философ
      
|
|
Элгар 
 активист
      
|
|