Православная и католическая ...


Вы здесь: Форумы sam.fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Православная и католическая фантастика - что это за зверь и есть ли он вообще?»

Православная и католическая фантастика - что это за зверь и есть ли он вообще?

 автор  сообщение


магистр

Ссылка на сообщение 25 марта 2013 г. 16:31  
цитировать   |    [  ] 
странник27 ваш оппонент прав, не разводиье оффтоп. К тому же у вас подход иной: то что вы пренебрежиьельно зовете ритуалами для верующих и есть суть отличий. А отличие, вы правы, искать надо в историческом расколе. И они там не только власть не поделили.

А ваше опреднление религиозной фантастики и правда любопытное ))) но ведь вы не станете претендовать на него как единственно верное;)
–––
Истина мне дороже головы!(с)профессор, "12 месяцев"
В случае бана доступен вк * * * Истина где-то рядом***


философ

Ссылка на сообщение 25 марта 2013 г. 16:49  
цитировать   |    [  ] 

цитата странник27

Социальная фантастика — вера в возможность  идеального устройства общества, основанное на практических мотивациях.

Неправда, антиутопия тоже социальная фантастика, а основана она как раз на неверии в идеальное устройство общества, с любыми мотивациями.

цитата странник27

Религиозная фантастика — вера в возможность идеального устройства общества, основанного на божественном вмешательстве.

Совершеннейшая неправда. "Царствие мое не от мира сего". Это разве что анабаптистская фантастика.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


миротворец

Ссылка на сообщение 25 марта 2013 г. 18:12  

сообщение модератора

voroncovamaria получает предупреждение от модератора
Оффтоп, переход на личности
–––
...когда круг времён завершится и эльфы вернутся назад.


миротворец

Ссылка на сообщение 25 марта 2013 г. 18:14  

сообщение модератора

Остальных также просьба помнить, что в этой теме мы говорим о литературе, а не о чём-то другом.
–––
...когда круг времён завершится и эльфы вернутся назад.


активист

Ссылка на сообщение 26 марта 2013 г. 03:21  
цитировать   |    [  ] 
Чаще попадалась католическая фантастика. Это те книги, в которых попы хорошие парни или помогают хорошим парням, и где в целом, по описанию церкви с попами, можно сказать, что автор хорошо относится к церкви. Даже если автор атеист, он считает, что для общества от церкви больше плюсов, чем минусов. Ну и, книжные герои думают так же :-). Примеры таких книг это Досье Дрездена, где рыцари церкви мечами мочат всяких злодеев и помогают гг. Из наших вроде у Пехова в Страже церковная инквизиция стоит на страже мира. Скорее всего Пехов отталкивался от католической инквизиции, значит, его Страж отчасти католическая фантастика.
Православной я сейчас не вспомню. Но здесь написали, что в книгах Петухова герои то и дело молятся на церковь. Тогда, если церковь православная, то это о том, что вера помогает героям в их добрых делах — православная фантастика 8-)

З.Ы.

цитата be_nt_all

понимание и ненависть — понятия практически взаимоисключающие. Или вы считаете, что афоризм «понять — значит простить» не имеет отношения к реальности?
Для меня "афоризм" звучит чудовищно глупо. Наверно его каким-то сакральным макаром читать надо, потому что по обычному это бред. Например, я понимаю, что вор не хочет работать и предпочитает грабить людей, и раз уж он мне понятен, то, выходит, я прощаю воровство?..


магистр

Ссылка на сообщение 26 марта 2013 г. 03:25  
цитировать   |    [  ] 

цитата dahusim

Православной я сейчас не вспомню.

"Колодезь" С.Логинова пример шедевра православной фантастики.
–––
It's never wrong not to play (c) Tommy Angelo


миродержец

Ссылка на сообщение 26 марта 2013 г. 03:27  
цитировать   |    [  ] 

цитата dahusim

Для меня "афоризм" звучит чудовищно глупо. Наверно его каким-то сакральным макаром читать надо… я понимаю, что вор не хочет работать и предпочитает грабить людей, и раз уж он мне понятен, то, выходит, я прощаю воровство?..

Есть ещё вариант от Стругацких «понять, значит упростить», вы сильно всё упрощаете, поэтому вам всё понятно… наверное.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 26 марта 2013 г. 05:22  
цитировать   |    [  ] 

цитата Stan8

"Колодезь" С.Логинова пример шедевра православной фантастики.
вот уж классический случай внеконфессионального гуманизма. Там на каждого одного приличного православного трое православных уродов (начиная с патриарха) и трое неправославных хороших (Мартин, Фархад...)
фантдопущение внерелигиозное — это два, (там всей фантастики Дарья-баба)
а сам автор, простите, воинствующий атеист)))
–––
Список лонгселлеров всех нас рассудит...


миродержец

Ссылка на сообщение 26 марта 2013 г. 06:07  
цитировать   |    [  ] 
И всё-таки хотелось бы услышать примеры православной фантастики, написанной более-менее светским человеком (то-есть Юлию Вознесенскую не предлагать). Примеры не привязанной к конфессии христианской фантастики очевидны, с католичеством тоже особых проблем нету… А в авторы православной фантастики почему-то записывают человека, написавшего вот это и (спустя 10 лет) это
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


магистр

Ссылка на сообщение 26 марта 2013 г. 06:22  
цитировать   |    [  ] 

цитата be_nt_all

И всё-таки хотелось бы услышать примеры православной фантастики, написанной более-менее светским человеком

Не думаю, что существует.
–––
Плюсометчица


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 26 марта 2013 г. 07:13  
цитировать   |    [  ] 
как насчет Сарантийской мозаики Кея? Или "Четверо праведников в раю хозяина" Хаецкой? "Саботажник" Дивова, в конце концов!

но, если говорить о русском православии как о фантдопущении, в нем образ мира слишком мрачный, чтобы нормальную фантастику писать. Ад дышит отовсюду, ну хоррор можно еще так-сяк, а что-то радующее сердце — сложно...
–––
Список лонгселлеров всех нас рассудит...


магистр

Ссылка на сообщение 26 марта 2013 г. 08:17  
цитировать   |    [  ] 

цитата Shean

Но, если говорить о русском православии как о фантдопущении, в нем образ мира слишком мрачный, чтобы нормальную фантастику писать. Ад дышит отовсюду, ну хоррор можно еще так-сяк, а что-то радующее сердце — сложно...


Христианская идея, помещенная в фэнтезийный антураж, теоретически должна терять обрядовость и оставаться на уровне идеи. Я поэтому католической или протестанской фантастики не читала. Были книги, написанные писателями-христианами, закладывавшими в свои произведения христианские ценности, но так, чтобы именно конфессию, обряд — не встречала (если еще и по духу христианские)
Русской христианской фантастики в СССР не могло быть по умолчанию, сейчас ее сложно писать, а сказочные околохристианские произведения до революции сочинялись, тот же Лесков писал, напр. "Скоморох Памфалон" и пр.
–––
Плюсометчица


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 26 марта 2013 г. 08:44  
цитировать   |    [  ] 
Авторы, часто используют ту или иную религию как фон, но это не делает книгу религиозной. С другой стороны, некоторые авторы в книге могут пропагандировать ту или иную идею, в том числе и религию. Думаю вторые и можно было бы назвать религиозной фантастикой. Но где объективная грань между ними? Субъективно я могу разделить, где автор описывает религию как часть мира, а где пропагандирует идеи. Но другой читатель скажет, что я не прав и всё наоборот. Давая любое строгое определение религиозной фантастике можно или сильно заузить пространство книг, или наоборот расширить так, что в него попадут / не попадут книги, которые кто-то не считает / считает религиозной фантастикой. Хотя я бы считал религиозной фантастикой, ту в которой автор постулирует в книги ценности той или ной религии.


миродержец

Ссылка на сообщение 26 марта 2013 г. 09:49  
цитировать   |    [  ] 
Не знаю, вспоминали ли здесь Зотова, но собственно его книги основаны на различных религиях и культах — от христианства, до Вуду и культа Баала.
Белянин к упоминавшимся "Моцарту" и "Демону по вызову" + "Казак в раю" и "Казак в аду".
Барлоу "Демон Господа".
–––
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от мелких своих катастроф...


миродержец

Ссылка на сообщение 26 марта 2013 г. 10:51  
цитировать   |    [  ] 

цитата Shean

как насчет Сарантийской мозаики Кея?

Книга об Византии, правда лежащей в мире трёх лун. В частности вместо христианства в этом мире нечто иное. А то, что там тоже было иконоборчество (важная веха в расколе между католичеством и православием) так это факт истории а не религии.

цитата Shean

"Четверо праведников в раю хозяина" Хаецкой?

Сильная книга. Но, насколько я помню «Семеро праведных» весьма далеки от христианского канона вообще, а от православного — тем более. Разве что исходя из идеи

цитата Shean

в нем образ мира слишком мрачный, чтобы нормальную фантастику писать. Ад дышит отовсюду, ну хоррор можно еще так-сяк, а что-то радующее сердце — сложно...

но мне эта идея кажется спорной. Я не православный, не мне судить, но сдаётся мне, что Католичество с глядящими со стен готических соборов химерами в этом плане продвинулось куда дальше. Иероним Босх начинал как церковный живописец, и хотя расписанный им алтарь для собора Святого Иоанна протестантов не пережил, это была картина Босха, его знаменитый «Сад земных наслаждений» сохраняет традиционный формат нидерландских алтарей.

цитата Shean

"Саботажник" Дивова

Прекрасная христианская книга, и проповедь Причера в ней «построена на фрагментах и отдельных тезисах из труда русского богослова и церковного историка Б. С. Бакулина „Бессмертие души с точки зрения опытной психологии“». Но не сомневаясь в конфессиональной принадлежности Бакулина, не вижу ни у Дивова, ни в этой проповеди ничего специфически православного. Даром что-ли Дивов сделал Причера священником вовсе не православной церкви?

В общем мысли, которые высказала тут nalekhina мне кажутся ближе.
Но для себя я ещё этот вопрос не решил.
Ну и в поисках ответа задаю вопрос (может он кому-то покажется чуть провокационном, но это мой способ поиска ответов,уж как умею).
Написанная православной (насколько я знаю) Еленой Хаецкой трилогия «Мракобес» это внеконфессионально-христианская фантастика, католическая, или каким-то, неведомым мне образом — православная?
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


миродержец

Ссылка на сообщение 26 марта 2013 г. 11:09  
цитировать   |    [  ] 
Наихристианнейшая фантастика это "Экзорцист" Блэтти.
Вера рулит на всю катушку.
А вообще-то наверное искать христианскую фантастику в нынешних писаниях — напрасный труд. Сейчас религиозные идеи и смволы не более, чем антураж, декорации.
–––
из сильных и суровых врагов
получается прочная обувь


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 26 марта 2013 г. 11:29  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dentyst

Сейчас религиозные идеи и смволы не более, чем антураж, декорации.
смелость сего заявления почти превышает его необоснованность)))
–––
Список лонгселлеров всех нас рассудит...


миродержец

Ссылка на сообщение 26 марта 2013 г. 11:34  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dentyst

Сейчас религиозные идеи и смволы не более, чем антураж, декорации.

Слишком сильное заявление. Для той же Хаецкой христианство — это всерьёз, как всерьёз оно было для инклингов: Толкина, Льюиса и остальных. Юлия Вознесенская глубоко православный человек — но тем не менее её книги — фантастика и её библиография представлена тут.

Я скажу даже более, еретическое, зачастую осуждаемое церковью богоискательство, как у Казандакиса, Сарамаго, Льва Толстого, в конце концов, хотя он точно не фантаст — это тоже всерьёз. Конечно рядом с этим пластом литературы лежат околоцерковные спекуляции Дэна Брауна и человек неопытный может перепутать одно с другим, а порой вообще трудно понять, всерьёз автора поднимает религиозную проблематику, или нет… Но это нормально, в литературном мире чётких границ с полосатыми столбами и контрольно-следовой полосой нету, как правило, и это хорошо.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


миродержец

Ссылка на сообщение 26 марта 2013 г. 11:45  
цитировать   |    [  ] 
Забавно — я думал, что раздражение у форумчан вызовет первая половина моего поста.
–––
из сильных и суровых врагов
получается прочная обувь


миродержец

Ссылка на сообщение 26 марта 2013 г. 11:53  
цитировать   |    [  ] 
Хм, проявилась мысль относительно «еретической фантастики». Ереси существуют ровно столь-ко же, сколько существует церковь, это нормальный результат того, что люди, будучи отторгнутыми от Бога и не способными к познанию Истины («нет правды на земле»), умеют мыслить и, как следствие, сомневаться. Не является ли ярлык «это фантастика» своего рода буфером, смягчающим действие еретической идеи, тем, что у нашего брата-программиста называется «песочница»?

Ереси (как и всяческие церковные расколы) ведь штука, чреватая большой кровью. Суровый реалист Лев Толстой стал «зеркалом русской революции» (кровавой, беспощадной и во многом бессмысленной). Может ему было лучше, подобно нелюбимому Львом Николаевичем Леониду Андрееву, не брезговать фантастикой?
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)
Страницы: 123...31323334353637    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы sam.fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Православная и католическая фантастика - что это за зверь и есть ли он вообще?»

 
  Новое сообщение по теме «Православная и католическая фантастика - что это за зверь и есть ли он вообще?»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх