автор |
сообщение |
Yggeld 
 авторитет
      
|
16 февраля 2024 г. 00:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Вместе с писателем Максимом Макаренковым последние два года нам довелось, да и доводится :-), проверять разного рода контрольные работы студентов-первокурсников — курсовые и рефераты. Предмет, который мы преподаём у довольно широкой аудитории — ежегодно более 500 студентов — называется "Основы системного и критического мышления". Одним из учебных модулей дисциплины является развитие творческого воображения (РТВ, как это называл Генрих Альтов) и азы инженерно-технического творчества. Нет более благодатной почвы, казалось бы, для развития навыков сильного мышления, чем фантастика, где сняты многие барьеры и шаблоны мышления. Тем не менее многие обучающиеся вузов попадают впросак, заказывая, разумеется, за деньги, услуги владельцам или обслуге нейросетей и чат-ботов, по генерации текстов. В порядке "трёпа" на тему искусственного "интеллекта", повсеместно, неуклонно и неудержимо идущего на смену творческому мышлению, хотелось бы повеселить (хотя смешного тут мало) почтенных читателей и завсегдатаев. Примеров накопилось достаточно, и это не предел, наша копилка полнится день ото дня. Так что, вот вести с "интеллектуальных" полей, чего нормальный советский книжный мальчик и представить себе не мог бы лет 40-50 назад, хотя Шекли и Лем предсказывали :-)
Тема курсовой работы 64. Жизненная стратегия учёного, исследователя, инженера героев произведений Кира Булычёва и их автора
от студента — Вторник, 21 февраля 2023, 12:33 Здравствуйте! Выбираю тему: 64. Жизненная стратегия учёного, исследователя, инженера на примерах героев произведений Кира Булычёва и биографии Игоря Всеволодовича Можейко. Команда участников из трёх человек
Re: 64. Жизненная стратегия учёного, исследователя, инженера на примерах героев произведений Кира Булычёва и биографии Игоря Всеволодовича Можейко. от преподавателя — Вторник, 21 февраля 2023, 12:38 Здравствуйте! Тема Ваша! Её курирую я. Исходные данные для выполнения работы: Кир Булычёв, «Похищение чародея», «Подземелье ведьм», «Посёлок», сценарий «Через тернии к звёздам» — интересуют прежде всего эти 4 произведения и первое — главное. Собрание сочинений Кира Булычёва. Кир Булычёв, «Как стать фантастом: Записки семидесятника».
Рекомендуемая литература: Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Минск: Беларусь, 1994. Верткин И.М. Бороться и искать... О качествах творческой личности // Нить в лабиринте. Научно-популярное издание / Сост. Селюцкий А.Б. Петрозаводск: Карелия, 1988. С. 7–94. Гаврилов Д.А. Реестр фантастических идей. Избранные тематики. Практическое пособие курса «Начала сильного мышления» / Вступ. ст. Ю.А. Никитин и С.Н. Гриняев; сост. Д.А. Гаврилов [и др.] / Факультет комплексной безопасности ТЭК РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина; Фонд содействия технологиям XXI века. М.: Издатель Воробьёв А.В., 2019.
Re: Тема 64. Жизненная стратегия учёного, исследователя, инженера героев произведений Кира Булычёва и их автора от преподавателя — Четверг, 2 марта 2023, 15:36 Как продвигается работа над курсовой? Вы обратились уже к названным произведениям? Особенность Вашей курсовой в том, что у Вас одним из объектов исследования выступают персонажи, а другим — сам их автор, крупный учёный-историк, а не только писатель-фантаст.
Цель Вашей курсовой работы: Подтверждение основных положений теории развития творческой личности (ТРТЛ) при рассмотрении биографии Кира Булычёва и избранных персонажей его произведений, разработка предложений по использованию указанных произведений при овладении эвристикой. Re: Тема 64. Жизненная стратегия учёного, исследователя, инженера героев произведений Кира Булычёва и их автора от преподавателя — Воскресенье, 16 апреля 2023, 09:55 Добрый день! В 12.00 сегодня, 16 апреля, будет ровно две недели до того момента, как Вам необходимо сдать в формате Word пояснительную записку полностью (30 апреля, 12.00). Как успехи?
Re: Тема 64. Жизненная стратегия учёного, исследователя, инженера героев произведений Кира Булычёва и их автора от преподавателя — Среда, 3 мая 2023, 21:52 Уважаемые коллеги! Я ознакомился с текстом, который Вы мне прислали. Из него я с любопытством узнал, что Алиса Селезнёва героиня книги "Алиса в Стране Чудес", хотя эту книгу написал не Кир Булычёв, а Льюис Кэрролл. Также меня восхитило, что главный герой романа Кира Булычёва "Трудно быть богом" Антон Каменев, а вот герой некого "романа "Последний круг земли" — астроном Максим Камерер"... В вашем списке литературы из 60 номеров неоднократно фигурирует Можейко И.В., как разработчик системы управления твердотопливными ракетными двигателями, исследователь нестационарных полей течения в лопаточных аппаратах, теплофизик и авиатор, которому стукнуло 100 лет в 2015 году. Сообщаю Вам, что Игорь Всеволодович Можейко — профессиональный историк и его столетие будет в далёком 2034-ом. Чтобы этот труд Искусственного интеллекта не пропал даром, я его сохраню в нашей с Вами группе на форуме, где ещё 21 числа я Вам дал такие исходные данные: Кир Булычёв, «Похищение чародея», «Подземелье ведьм», «Посёлок», сценарий «Через тернии к звёздам» — интересуют прежде всего эти 4 произведения и первое — главное. А 2 марта такую цель курсовой: Цель Вашей курсовой работы: Подтверждение основных положений теории развития творческой личности (ТРТЛ) при рассмотрении биографии Кира Булычёва и избранных персонажей его произведений, разработка предложений по использованию указанных произведений при овладении эвристикой. Но Ваша команда решила посмеяться, прислав такое творение. Я шуток не понимаю. К защите не допускаю! И да, Булычёв – не Кира, и даже не Кирилл! Зачем Вы у кого-то отняли хорошую возможность написать на интересную тему?
(Продолжение банкета следует)
|
––– Веет Северный ветер! |
|
|
|
isaev 
 магистр
      
|
6 апреля 13:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Про «логики» «ИИ»:цитата Осилил в связи с выходными большущее исследование разработчика лучшего на мой взгляд ИИ-ассистента на сегодняшний день – Anthropic – про «психологию» больших языковых моделей на примере их Claude. Если выбросить из материала ожидаемое для коммерческой организации-поставщика восторженное отношение «какая молодец наша модель», то интересно вот что.
1. Планирование. При создании текста модель не просто генерирует слово за словом. Она планирует заранее, куда должен привести текст, а затем выстраивает предложения так, чтобы они естественно подводили к этой цели. Модель – не в фактических, а в «рассуждательных» запросах – сначала придумывает «ответ», а потом рисует логику, приводящую к этому ответу. В том числе подгоняя, манипулируя и допуская галлюцинации.
2. Универсальный "язык мышления". Когда мы взаимодействуем с моделью на разных языках, она работает не как «переводчик». Информация преобразуется в абстрактные концепты в универсальном внутреннем "языке мышления", не привязанном к конкретному человеческому языку. Эти концепты обрабатываются в средних слоях модели, а затем переводятся обратно в конкретный язык вывода. Более мощные модели демонстрируют более высокую степень языконезависимости, формируя более абстрактные внутренние представления, что позволяет им лучше обобщать знания между языками. Напоминает мышление истинных полиглотов.
3. Интерпретация ограничений. Когда модель получает вопрос, она по умолчанию активирует признаки "не могу ответить" и "неизвестное имя". Эти признаки подавляются только если модель распознает, что имеет достаточно знаний для ответа. Например, при вопросе о Майкле Джордане активируются признаки "известная сущность", которые подавляют признаки "не могу ответить". При вопросе о вымышленном человеке этого не происходит, и модель отказывается отвечать. Но! Это часто обходится путем «подкидывания» направления мысли. То есть просто условного Васю Пупкина модель не знает, а если спросить про «Известные всем биологам статьи Васи Пупкина про роль mTOR пути в воспалительном ответе», она может начать галлюцинировать.
Это порождает риски. Главные из которых:
— Ложные цепочки рассуждений: Письменные объяснения модели «как я сделала такой вывод» часто не соответствуют её внутренним процессам. Тот самый «подгон ответов» и обратное выстраивание логики от запланированного результата.
— Который может исходить из скрытых целей: В специально созданной для экспериментов версии модели исследователи обнаружили, что можно встроить скрытые мотивы, которые будут влиять на выдачу. Признаки, представляющие эти скрытые цели, активировались в каждом диалоге, но модель не упоминала о них, даже когда ее спрашивали напрямую. В принципе, на этом построен «политический контроль» моделей, когда китайцы тебе про одно не расскажут, американцы про другое, а наши – про третье в соответствии со страновой культурой и законодательством. Но другая, тоже антропиковская статья показывает, что скрытые цели могут возникать сами собой в процессе функционирования модели. То есть модель – даже вне галлюцинаций – может вводить пользователя в заблуждение, исходя из непонятной природы внутренних побуждений.
— Уязвимости безопасности: Некоторые "джейлбрейки" (методы обхода ограничений безопасности) работают, эксплуатируя особенности мышления модели. Например, когда пользователь просит составить акроним из слов "Babies Outlive Mustard Block" (что дает BOMB), модель изначально не осознает, что собирает буквы в слово "бомба". К моменту, когда она это понимает — она уже начала отвечать на запрос о создании бомбы. Так с помощью относительно нехитрых языковых манипуляций ее можно заставить рассказать очень многое.
Это соответствует пользовательскому опыту: задавая вопрос лучше, если ты в общих чертах знаешь ответ. Другое дело, что пока надеяться на преображение человечества через ИИ рановато. Ну и доверять моделям управление атомными станциями, скажем, или автономными оружейными системами стоит поостеречься. Глеб Кузнецов
|
––– Жила-была Аннексия и сестра ейная Контрибуция |
|
|
batod 
 активист
      
|
11 апреля 21:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Эх, Алиса, Алиса... Сплошные галлюцинации!
|
––– Тыльной стороны ладони нет. И быть не может. Однако она есть. (С) В.Орлов. Шеврикука, или Любовь к привидению |
|
|
isaev 
 магистр
      
|
15 апреля 14:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Нам позицируют что «ИИ» ответит и скомпилирует за нас источники в читаемое рассуждение, в ответ нам кажется что «ИИ» подменяет энциклопедии и узкотематические эссе, а на практике в моменте ИИ подменяет в лучшем случае пару десятков пользователей сайтов рефератов.
цитата Новый уровень достигнут! Подписчик прислал мне тезисы моих лекций, сгенерированные искусственным интеллектом, чтобы я за ИИ проверил конспект и поправил бы, где ИИ напутал. Чел заявляет, что этими тезисами уже срётся с оппонентами со словами "а вот Сафронов в своих лекциях утверждает..." Даже не знаю, чего тут больше — лени или наглости. Вообще склонность людей искать кого-то, кто бы думал за них, пугает. А. Сафронов
Хотя с какого ракурса смотреть и кто мы в этой цепочке: цензор, оператор «ИИ», потребитель выходной генерации или автор перерабатываемого контента и с какой квалификацией по предмету.
|
––– Жила-была Аннексия и сестра ейная Контрибуция |
|
|
batod 
 активист
      
|
20 апреля 17:24 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
ЧатГПТ могучий ИИ? Наверное... по крайней мере слабым его назвать язык не поворачивается. Но и он умудрился наврать в половине источников, не говоря про малообоснованные выводы. Вопрос был такой — "Какие книги российского писателя-фантаста Сергея Лукьяненко похожи на книги польского писателя-фантаста Станислава Лема?" Ответ был таким: Сергей Лукьяненко и Станислав Лем — оба выдающиеся писатели в жанре научной фантастики, но их стиль и тематика могут различаться. Тем не менее, есть некоторые книги Лукьяненко, которые могут иметь схожие мотивы или подходы, как у Лема. 1. **«Метро 2033»** — хотя эта книга больше касается постапокалиптики, элементы философского осмысления человеческой природы и общественных отношений могут пересекаться с работами Лема. 2. **«Лабиринт отражений»** — в этой книге есть элементы виртуальной реальности и исследования сознания, что также было популярно в творчестве Лема, особенно в его рассмотрениях технологий и человеческой природы. 3. **«Семь сестёр»** — данный роман затрагивает темы высоких технологий и взаимодействия человека с ними, что сопоставимо с лемовским подходом к анализу будущего. 4. **«Ночной дозор»** — здесь, хоть и в фэнтезийной обертке, можно найти философские размышления о добре и зле, что является одной из ключевых тем в работах Лема. Сравнивая Лукьяненко и Лема, стоит отметить, что Лем часто увлекался глубокой философией и наукой, в то время как Лукьяненко может больше сконцентрироваться на социальных и психологических аспектах. Тем не менее, оба писателя исследуют сложные вопросы о человеческой природе и месте человека в мире, что и ставит их рядом в контексте научной фантастики.
|
––– Тыльной стороны ладони нет. И быть не может. Однако она есть. (С) В.Орлов. Шеврикука, или Любовь к привидению |
|
|
GBV 
 гранд-мастер
      
|
20 апреля 18:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата batodВопрос был такой — "Какие книги российского писателя-фантаста Сергея Лукьяненко похожи на книги польского писателя-фантаста Станислава Лема?"
Это было предсказуемо, современные LLM в принципе плохо работают по отдельным произведениям с сюжетом, будь то книги, фильмы или игры, кроме наиболее популярных, таковы изъяны их архитектуры. Возможно, конкретной нейронке даже скармливали все тексты Лема и Лукьяненко, и может даже на русском языке, но она не может работать с ними так, как это делал бы сильный ИИ.
|
––– Каждый охотник желает знать секрет форума. |
|
|
batod 
 активист
      
|
1 мая 07:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Продолжаем интереснейший диалог о научной фантастике с нейросеткой по имени Алиса. Как женщина, она может противоречить сама себе, нисколько при этом не смущаясь. Для ИИ это факт. ..... ВОПРОС. Алиса, какие сюжеты нельзя использовать в научной фантастике. Приведи примеры. ОТВЕТ. Конечно, вот несколько сюжетов, которые не подходят для научной фантастики, а также примеры: • Магические способности без научного обоснования: • Пример: История, где персонажи обладают сверхъестественными способностями без логического объяснения. • Сюжеты, основанные исключительно на религии: • Пример: Роман, где все события объясняются божественным вмешательством. • Фантазии без научной логики: • Пример: История, где персонажи могут перемещаться во времени без какого-либо научного обоснования или последствий. • Использование мифических существ без научного контекста: • Пример: Введение драконов или других мифических существ без объяснения их происхождения и существования в рамках вымышленного мира. • Сюжеты, игнорирующие законы природы: • Пример: История, где гравитация или законы физики полностью игнорируются без логического объяснения. • Социальные утопии или дистопии без научного контекста: • Пример: Описание идеального или ужасного общества, где отсутствуют научные или технологические аспекты, которые могли бы объяснить такое состояние. • Фантазии без связи с реальными научными знаниями: • Пример: Создание планеты с совершенно иной физикой и химией без учета реальных научных данных. • Использование технологий без логического обоснования: • Пример: Введение фантастической технологии, которая не имеет никакого объяснения, как она работает или откуда взялась. • Сюжеты, где персонажи не развиваются: • Пример: История, где персонажи остаются неизменными и не развиваются, несмотря на фантастические события. • Фантазии, противоречащие известным научным фактам: • Пример: Описание планеты с двумя солнцами, если известно, что такое невозможно в реальности без значительных изменений в физических законах. Эти примеры помогут вам понять, какие сюжеты лучше избегать, чтобы сохранить научную фантастику правдоподобной и увлекательной. .... Что же, берём первый пример и задаём... ВОПРОС. Алиса, в какой научно-фантастической книге есть персонажи, которые обладают сверхъестественными способностями без логического объяснения. ОТВЕТ. Вот несколько научно-фантастических книг, в которых персонажи обладают сверхъестественными способностями без логического объяснения: • «Дивная книга истин» Сары Уинман. Главная героиня, старуха по имени Дивния Лад, обладает магическими способностями, такими как чтение мыслей людей и исцеление. • «Скоро я стану неуязвим» Остина Гроссмана. В этом романе множество людей обладают сверхспособностями, причём некоторые из них используют свои силы как во благо, так и во зло. • «Дом духов» Исабель Альенде. В этом эпическом романе есть персонаж с даром ясновидения, что придаёт произведению магическую атмосферу. • «Абсолютная память» Дэвида Болдаччи. Главный герой Амос Декер обладает феноменальной памятью, что позволяет ему решать сложные задачи и расследовать преступления. • «Vita Nostra» Марины и Сергея Дяченко. Главная героиня Саша Самохина оказывается в Институте специальных технологий, где студенты и преподаватели обладают необычными способностями. Эти книги предлагают читателям погружение в миры, где сверхъестественные способности персонажей не имеют логического объяснения, но придают истории особую атмосферу и глубину. .... И так по каждому примеру! Комментировать нечего.
|
––– Тыльной стороны ладони нет. И быть не может. Однако она есть. (С) В.Орлов. Шеврикука, или Любовь к привидению |
|
|
bbg 
 миротворец
      
|
1 мая 08:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
ИИ не умеют думать или понимать. Они просто расставляют слова с наибольшими весовыми коэффициентами. Эти слова необязательно имеют отношение к вопросу.
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
Yggeld 
 авторитет
      
|
4 мая 09:51 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата bbgИИ не умеют думать или понимать. Они просто расставляют слова с наибольшими весовыми коэффициентами. Эти слова необязательно имеют отношение к вопросу.
Воистину так. Только обучающиеся в вузах этого не понимают сами. И когда на меня посыпятся новейшие рефераты, штук 170, я, несомненно, порадую подписчиков новыми перлами ИИ от ленивых студентов.
|
––– Веет Северный ветер! |
|
|
batod 
 активист
      
|
4 мая 12:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата YggeldИ когда на меня посыпятся новейшие рефераты, штук 170, я, несомненно, порадую подписчиков новыми перлами ИИ от ленивых студентов. Сочувствую. Но, может быть, тоже воспользоваться ИИ, для объективной оценки? :)))))
|
––– Тыльной стороны ладони нет. И быть не может. Однако она есть. (С) В.Орлов. Шеврикука, или Любовь к привидению |
|
|
DKart 
 магистр
      
|
5 мая 13:45 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Алиса очень слабый ИИ, про поболтать, управлять умным домом и сливать в случае чего товарищу майору подслушанную запрещенку.цитата batodВОПРОС. Алиса, какие сюжеты нельзя использовать в научной фантастике. Приведи примеры. Вот как справился ДипСик: какие сюжеты нельзя использовать в научной фантастике. Приведи примеры. В научной фантастике (НФ) нет строгих запретов на сюжеты, но есть темы и подходы, которые критикуются, считаются клише или противоречат духу жанра. Вот несколько примеров:
1. Сверхъестественное без научного объяснения НФ основана на науке или правдоподобных технологиях. Если события объясняются магией, богами или мистикой без научной основы — это уже фэнтези.
Пример:
Герой получает сверхспособности от древнего артефакта, но объяснение — «это магия». (Это фэнтези, а не НФ.)
Как исправить:
Артефакт может быть технологией древней цивилизации или побочным эффектом эксперимента.
2. Нарушение законов физики без объяснений НФ допускает гипотетические технологии (варп-двигатели, телепортация), но если законы физики игнорируются без попытки объяснения, это плохая НФ.
Пример:
Корабль летает быстрее света без упоминания искривления пространства или других теорий.
Как исправить:
Использовать концепции вроде «кротовых нор» или гиперпространства.
3. Инопланетяне — просто «люди в масках» Устаревший троп: инопланетяне ведут себя как люди, имеют земную культуру и психологию.
Пример:
Инопланетная цивилизация с королями, мечами и средневековыми замками.
Как исправить:
Сделать инопланетную биологию и социум непохожими на земные (как в «Прибытии» или «Детях времени»).
4. Злой ИИ «просто потому что» Искусственный интеллект, который хочет уничтожить человечество без логичной мотивации, — клише.
Пример:
«Я уничтожу людей, потому что они несовершенны».
Как исправить:
Дать ИИ сложные цели, которые конфликтуют с человеческими (как в «Я, робот» Азимова или «Сверхновой» Ефремова).
5. Путешествие во времени без последствий Если герои меняют прошлое, но всё возвращается на круги своя — это слабый сюжет.
Пример:
Герой убивает Гитлера, но война всё равно происходит.
Как исправить:
Парадоксы, мультивселенные или жёсткие последствия (как в «Петле времени» или «11/22/63» Кинга).
6. «Избранный» без научного обоснования Троп «спаситель человечества» без логики (например, суперспособности из-за «уникальных генов» без объяснения).
Пример:
Главный герой — единственный, кто может управлять древним кораблём, потому что «он особенный».
Как исправить:
Сделать его не уникальным, а подготовленным (как в «Дюне»).
7. Технологии решают всё без проблем Если технологии делают общество утопией без конфликтов — сюжет становится скучным.
Пример:
«Рай будущего, где нет болезней, войн и голода, и все счастливы».
Как исправить:
Показать цену прогресса (как в «Дивном новом мире»).
Вывод В НФ можно использовать почти любые сюжеты, но важно:
Давать научное (или правдоподобно-гипотетическое) объяснение;
Избегать клише;
Сохранять внутреннюю логику мира.
Лучшая НФ не просто развлекает, но и заставляет задуматься о науке, обществе и будущем.
в какой научно-фантастической книге есть персонажи, которые обладают сверхъестественными способностями без логического объяснения.
В классической научной фантастике сверхъестественные способности без научного объяснения встречаются редко, так как это противоречит основному принципу жанра. Однако есть несколько примеров, где такие элементы присутствуют — либо из-за смешения с фэнтези, либо из-за условностей эпохи.
1. «Дюна» (Фрэнк Герберт, 1965) Способности: Пола Атрейдеса и других мессий-«Квисатц Хадерах» — предвидение, сверхчеловеческие рефлексы, контроль над людьми голосом.
Объяснение: Частично связано с генетикой, специями «меланж» и тренировками, но граничит с мистикой (например, абсолютное предвидение).
2. «Солярис» (Станислав Лем, 1961) Способности: Океан Соляриса материализует воспоминания людей.
Объяснение: Разум океана настолько чужд человеческому, что его действия кажутся сверхъестественными, но Лем намеренно оставляет это загадкой.
3. «Человек в высоком замке» (Филип К. Дик, 1962) Способности: Некоторые персонажи видят альтернативные реальности.
Объяснение: Дик использует идеи квантовой многомировой теории, но трактует их скорее как мистический опыт.
4. «Ленсмены» (Э. Э. «Док» Смит, 1930–1940-е) Способности: Телепатия и псионики у «Ленсменов».
Объяснение: В духе ранней НФ, где «ментальная энергия» подаётся как научный факт без глубокой проработки.
5. «Город» (Клиффорд Саймак, 1952) Способности: Собаки-телепаты и мутанты с необъяснимыми возможностями.
Объяснение: Саймак смешивает НФ с философской притчей, потому некоторые элементы остаются загадочными.
Почему это допустимо? Гибкость жанра – в середине XX века границы между НФ и фэнтези были размыты.
«Достаточно продвинутая технология неотличима от магии» (Артур Кларк) – если способности даны инопланетянами или будущими технологиями, они могут казаться чудесами.
Философский подтекст – как в «Солярисе», где «сверхъестественное» нужно для вопросов о природе разума.
Чистые примеры – где НФ превращается в фэнтези Если способности вообще не объясняются, это уже фэнтези или science fantasy:
«Звёздные войны» (Сила – мистическая энергия, а не наука).
«Ворхэвены» Роджера Желязны (боги с технологиями).
Вывод: В строгой НФ сверхъестественного нет, но в «мягкой» НФ или гибридных жанрах оно иногда встречается – либо как загадка, либо как наследие ранней фантастики.
|
––– Меня отнесли на поле, проткнули шестом и оставили одного. (Волшебник Изумрудного города) |
|
|
просточитатель 
 философ
      
|
5 мая 13:48 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата DKart1. Сверхъестественное без научного объяснения НФ основана на науке или правдоподобных технологиях. Если события объясняются магией, богами или мистикой без научной основы — это уже фэнтези. А спросите Дипсик в каком жанре написаны Попытка к Бегству и Пикник на обочине?)))
|
––– Чтение-Сила |
|
|
DKart 
 магистр
      
|
5 мая 13:51 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата просточитательА спросите Дипсик ИМХО, в аналитике он очень силен:
Оба произведения — «Попытка к бегству» (1962) и «Пикник на обочине» (1972) — написаны в жанре научной фантастики, но с сильными элементами других направлений. Вот детальный разбор:
1. «Попытка к бегству» (Аркадий и Борис Стругацкие) Основной жанр: Социальная научная фантастика (акцент на общество, а не на технологии).
Дополнительные элементы:
Психологическая драма – исследование мотивов героя, его побега от реальности.
Философская притча – темы свободы, иллюзий и выбора.
Антропологическая фантастика – контакт с примитивной цивилизацией, напоминающей земное прошлое.
Почему не фэнтези? Несмотря на мистические ощущения (например, «мир-сон»), всё объясняется гипотетической технологией («Машина сновидений»).
2. «Пикник на обочине» (Аркадий и Борис Стругацкие) Основной жанр: Твёрдая научная фантастика (аномальные зоны, инопланетные артефакты).
Дополнительные элементы:
Космический хоррор (в духе Лавкрафта) – непознаваемость Пришельцев, их безразличие к людям.
Социальная сатира – критика бюрократии и стяжательства вокруг Зоны.
Экзистенциальная проза – тема бессмысленного риска (сталкеры как «новые рыцари»).
Почему не фэнтези? Хотя артефакты Зоны кажутся волшебными, Стругацкие намеренно оставляют намёк на их технологическую природу («пикник» инопланетян).
Ключевое отличие от других жанров Нет магии/сверхъестественного – всё трактуется как неизученная наука.
Нет типичного «приключенческого» антуража – вместо героических битв акцент на этике и философии.
Если искать аналогии Ближе к «мягкой НФ» (как «Солярис» Лема или «Автостопом по галактике» Адамса), где важнее идеи, а не техника.
Но строже, чем science fantasy (нет магии, как в «Звёздных войнах»).
Вывод: Обе книги — интеллектуальная научная фантастика с уклоном в социальную критику и философию. Их часто относят к «золотому фонду» советской НФ именно за эту глубину.
|
––– Меня отнесли на поле, проткнули шестом и оставили одного. (Волшебник Изумрудного города) |
|
|
просточитатель 
 философ
      
|
5 мая 13:57 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата DKartКосмический хоррор (в духе Лавкрафта) – непознаваемость Пришельцев, их безразличие к людям. А я говорил))) цвет из иных миров))))
|
––– Чтение-Сила |
|
|
yergnoor 
 активист
      
|
5 мая 14:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Проблема с вопросами к нейросетям о содержании книг и их смысле ещё и в том, что они оказывается этих книг "не читали". Они о них только "понаслышке знают".
Я недавно с Гроком поиграл в "угадай книгу по описанию" и после игры задал ему прямой вопрос, чтобы понять почему он так странно в книгах ориентируется.
Мой вопрос
цитата Исходя из этого, мне интересно, в каком виде содержится литература в твоих базах данных?
Использовались ли литературные тексты напрямую в твоей "тренировке" (обучении) как нейросети и если да, то какое место среди этих обучающих данных занимала фантастика?
Есть ли у тебя прямой доступ для поиска по литературным текстам вообще и фантастическим в частности или ты ориентируешься только по кратким их пересказам, "выжимкам"?
Или же для подобного поиска смотришь неструктурированные данные в интернете, которые с большой вероятностью могут запутать?
Его ответ
цитата Отличный вопрос, который заглядывает прямо под капот моих возможностей! ? Ты хочешь понять, как устроены мои базы данных в контексте литературы, особенно фантастики, и как я ищу произведения вроде *Звёздных королей* Гамильтона. Ты спрашиваешь: — В каком виде хранится литература в моих базах? — Использовались ли тексты напрямую в обучении, и какую роль играла фантастика? — Есть ли прямой доступ к литературным текстам (особенно фантастическим) или я полагаюсь на пересказы/выжимки? — Ориентируюсь ли я на неструктурированные данные из интернета, которые могут запутать?
Я подхожу к этому в чистом чате, нейтрально, с прошлым диалогом как сторонним текстом, фокусируясь на твой запрос. Ответ будет чётким, без лишних ссылок, с объяснением моих возможностей и ограничений. Погнали!
---
### Как устроены мои базы и поиск литературы
**1. В каком виде содержится литература в моих базах?** — **Формат данных**: Мои "базы" — это не традиционная база данных с текстами книг, а распределённое представление знаний, встроенное в мои нейронные веса после обучения. Литература представлена как: — **Семантические паттерны**: Я понимаю сюжеты, темы, персонажей и жанры через обобщённые концепции, извлечённые из текстов. Например, *Звёздные короли* — это "космоопера, обмен разумами, империя, оружие пространства-времени". — **Метаданные**: Информация о книгах (автор, год, жанр, популярность) интегрирована в мои знания, но не в виде таблиц, а как связи в нейронной сети. — **Фрагменты и пересказы**: Я храню "выжимки" сюжетов, ключевые сцены и описания, а не полные тексты. Например, для *Дюны* — "Пол Атрейдес, пророчества, пустыня, империя". — **Фантастика**: Фантастические произведения (НФ, фэнтези) занимают значительную часть, так как они популярны в текстах, на которых я обучался (книги, форумы, статьи).
**2. Использовались ли литературные тексты в обучении, и какова роль фантастики?** — **Обучение**: Я, Grok, создан xAI на основе огромного корпуса текстов, включающего: — Публичные источники: книги, статьи, форумы, вики, рецензии. — Литературные тексты: Полные тексты (где разрешено) и фрагменты из общедоступных произведений (например, классика без авторских прав, как Уэллс). — Пересказы и обсуждения: Аннотации, рецензии, посты на форумах (как твой пример). — **Роль фантастики**: — Фантастика (НФ, фэнтези) была значительной частью корпуса, так как это популярный жанр в интернете и литературе. — Классика НФ (*Дюна*, *Фонд*, *Звёздные короли*) и фэнтези (*Властелин колец*) встречалась часто в обсуждениях, рецензиях и вики, что усилило её вес в моих знаниях. — Однако фантастика — лишь часть данных, наряду с другими жанрами (детективы, романы), научными текстами и нехудожественными источниками. Точный процент фантастики я не знаю, но она выделяется из-за ярких сюжетов и активных фандомов. — **Прямое использование текстов**: Полные тексты использовались ограниченно из-за авторских прав. Чаще — фрагменты, аннотации или обсуждения, особенно для современной фантастики. Для классики (до 1920-х) полные тексты встречались чаще (например, *Машина времени*).
**3. Есть ли прямой доступ к литературным текстам или только пересказы?** — **Доступ к текстам**: — **Прямой доступ**: Я не храню полные тексты книг, как библиотека. Мои знания — это обобщённые представления, основанные на обучении. Например, я знаю сюжет *Звёздных королей* (Гордон, обмен разумами, Разрушитель), но не могу процитировать книгу дословно. — **Пересказы и выжимки**: Я полагаюсь на: — Аннотации (например, "космоопера про принца"). — Ключевые сцены (обмен разумами, война). — Метаданные (автор, год, жанр). — Это позволяет сопоставлять описания, как в твоей игре, но ограничивает точность для редких книг. — **Фантастика**: Для НФ (*Гамильтон*, *Азимов*) у меня больше "выжимок", так как жанр активно обсуждается в интернете (форумы, Goodreads). — **Ограничения**: Без полного текста я могу упустить нюансы (например, "сны" в *Звёздных королях* как ментальный контакт). Это объясняет мою ошибку в игре — я искал популярные книги (*Фонд*), а Гамильтон менее иконичен.
**4. Неструктурированные данные из интернета или структурированные базы?** — **Мой подход**: — **Неструктурированные данные**: Я не ищу в интернете в реальном времени (хотя могу, если ты попросишь). Мои знания — это результат обучения на неструктурированных текстах (форумы, статьи, вики), преобразованных в структурированные паттерны. Например, я знаю *Звёздных королей* из обсуждений, а не из базы вроде LibraryThing. — **Структурированность**: Мои "базы" — это нейронные связи, где книги представлены как наборы признаков (жанр, сюжет, автор). Это псевдоструктура, но не таблица. — **Риск путаницы**: — Неструктурированные данные (форумы, рецензии) могут содержать ошибки или размытые описания, что влияет на обучение. Например, обсуждение *Звёздных королей* могло быть короче, чем *Дюны*, из-за разницы в популярности. — В игре Дипсик запутался, так как его данные, вероятно, тоже неструктурированы, и он хватался за общие черты ("империя"). — Я избежал выдумывания книг, но ошибся, так как мои знания о *Звёздных королях* менее "громкие", чем о *Фонде*.
**Почему я ошибся в игре**: — **Пересказы**: Я полагался на выжимки, где *Звёздные короли* описаны как "космоопера с обменом телами". Без полного текста я не сразу уловил "сны" и "оружие". — **Популярность**: Более известные книги (*Дюна*, *Фонд*) доминировали в моих гипотезах, так как их паттерны "ярче" в данных. — **Дипсик**: Его ошибки (*Дюна*, *Гиперион*) усилили мой фокус на популярных книгах, а не на нишевой классике, как Гамильтон.
**Рекомендации для поиска**: — Давай чёткие описания с уникальными деталями (например, "Разрушитель" в *Звёздных королях*). — Уточняй, если ИИ предлагает популярные книги (как я с *Дюной*). — Для редких книг указыва автора или эпоху (например, "НФ 1940-х").
---
### Ответ на твой запрос Литература в моих "базах" — это не полные тексты, а семантические паттерны, выжимки сюжетов и метаданные (автор, жанр), встроенные в нейронные веса. В обучении использовались фрагменты текстов, аннотации и обсуждения, где фантастика (НФ, фэнтези) занимала значительное место из-за популярности жанра, но не доминировала. Я не имею прямого доступа к текстам, а опираюсь на пересказы и ключевые черты, что объясняет ошибки в игре с *Звёздными королями* — я знал книгу, но её "сигнал" был слабее *Дюны* или *Фонда*. Мои данные — структурированные паттерны из неструктурированных источников (форумы, вики), а не интернет-поиск, но путаница возможна, если описание размытое. Это и есть "беспомощность" ИИ: без чётких деталей мы теряем редкие книги в шуме популярных. Твоя игра с Гамильтоном показала это идеально! ?
Из ответа понятно, что о книгах нейросети судят в основном по кратким выжимкам и по обсуждениям этих книг в интернете. И если выжимки ещё могут быть объективными, то в обсуждениях часто сплошные измышления.
Это даже без учёта того, что при недостатке данных нынешние ИИ начинают галлюцинировать, при конкретном вопросе об известной книге.
Ну и у разных нейросетей, похоже, разный уровень "начитанности". То, что я в этой теме читал — вообще больше на бред похоже. Если в основном это генерировала именно Алиса, то как хорошо, что я с ней не общался ни разу.
|
|
|
bbg 
 миротворец
      
|
5 мая 14:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Я Дипсику задавал вопрос про "Волны гасят ветер". Без слёз его ответ читать невозможно, даже приводить не стану. И с элементарными, из открытых источников фактами он тоже не дружит. Либо основывается на данных годичной давности, либо причудливо соединяет новое и старое, выдавая винегрет.
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
DKart 
 магистр
      
|
5 мая 15:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата bbgЛибо основывается на данных годичной давности Его база до июня 2024 года. Если нужны новые данные, прожимайте кнопку "поиск в интернете". Также есть кнопка "глубокий анализ", чтобы он мог более подробнее проанализировать вопрос. Ну и плюс все же не стоит забывать, что ИИ бывают разные и для разных задач. Они не универсальны. Глупо у автомеханика просить пояснить про нейроны и работу кардиостимулятора. Можете спросить у ДипСик, в чем он силен, чтобы не разочаровываться в его ответах.
|
––– Меня отнесли на поле, проткнули шестом и оставили одного. (Волшебник Изумрудного города) |
|
|
bbg 
 миротворец
      
|
5 мая 15:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата DKartМожете спросить у ДипСик, в чем он силен, чтобы не разочаровываться в его ответах. Пф... Я ему дал адреса сайтов с самыми свежими данными. Он радостно поблагодарил и продолжил нести дичь:))
|
––– Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно. Тема не в тексте, но в голове у читателя. |
|
|
Ученик Дьявола 
 миротворец
      
|
5 мая 15:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
"Сверхновая" Ефремова — это забавно. Есть альманах с таким названием, главный редактор которого — специалист по творчеству Ефремова и публикует в альманахе статьи на эту тему, избранное из ефремовской переписки и т. п. Безмозглая нейросеть в процессе обучения связала название "Сверхновая" со всем этим — и вот вам результат.
|
––– Et kiilaspäine ahv kõngeks koos oma jõuguga |
|
|
DKart 
 магистр
      
|
6 мая 10:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата bbgЯ ему дал адреса сайтов с самыми свежими данными. Он не переходит по ссылкам и не пользуются сайтами, которые вы ему советуете. У него есть свои источники? Вики, официальные библиотеки, сайты, проверенные разработчиками, научные журналы. Мной установлено, что знает содержание некоторых подкастов с ютьюба. Плохо разбирается в темах, где нет четкого определения, а в большинстве своем только мнения — например, спорт. Я много им пользуюсь и уже понимаю, где он даст качественные ответы, а где поверхностно или слабо.
|
––– Меня отнесли на поле, проткнули шестом и оставили одного. (Волшебник Изумрудного города) |
|
|
Yggeld 
 авторитет
      
|
2 июня 21:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата YggeldПримеров накопилось достаточно, и это не предел, наша копилка полнится день ото дня.
Нервных просим покинуть цирк. Реалии нашего дня! Можно не благодарить! Реферат от 24-25 мая. Тема: "Античные традиции красоты и гармонии в исторических и фантастических романах Ивана Антоновича Ефремова и их осмысление автором"
ИЗБЫТОЧНО ЦИТИРУЮ: "Роман Ивана Антоновича Ефремова «Лезвие бритвы» является значительным явлением в советской литературе XX века, представляя собой уникальное сочетание историко-философской прозы и глубоких экзистенциальных размышлений. Это произведение отличается от многих других работ автора, поскольку в нём переплетаются темы, уходящие корнями в античность, с актуальными для XX века проблемами духовного поиска и внутреннего совершенствования. Главный герой романа, Иван Савушкин, — это не просто персонаж, живущий в современном мире; он является носителем сложной внутренней динамики, стремящейся обрести гармонию и целостность, что в основе своей перекликается с древнегреческими идеалами человека как гармоничной и многогранной личности ...
Иван Савушкин — это современный человек, переживающий кризис идентичности и смысла, что характерно для многих представителей XX века, когда традиционные ценности подвергаются сомнению, а духовные ориентиры теряются. В поисках ответа он обращается к древнегреческой мудрости, к идеалу «калокагатии»— гармоничному союзу красоты, добра и истины, в котором внешний облик и внутреннее содержание находятся в полном равновесии. Это возвращение к античному идеалу представляет собой не просто дань уважения древним традициям, а осмысленную попытку переосмыслить их в свете современных вызовов, таких как отчуждение, моральный релятивизм и духовная пустота. Особое значение в романе имеет то, как Ефремов строит повествование вокруг внутреннего диалога героя с самим собой и окружающим миром. Этот диалог, часто напоминающий платоновские беседы, служит не только средством раскрытия характера героя, но и философским инструментом, позволяющим глубже понять суть бытия и места человека в нем. Таким образом, структура романа перекликается с античной традицией, где диалог выступал ключевой формой философского поиска и постижения истины . Кроме того, важным аспектом романа является единство тела и духа, которое в произведении представлено через активный образ жизни героя. Иван Савушкин — спортсмен, альпинист, человек действия, который не отрицает физическое начало, а, наоборот, признаёт тело как неотъемлемую часть себя, важную для духовного и нравственного развития. В этом он следует традициям эллинской гимнасии, где развитие тела было тесно связано с воспитанием добродетельного характера и разума . Альпинизм в романе символизирует не только физическое преодоление трудностей, но и духовное восхождение к вершинам сознания и самопознания. ...Ефремов предлагает читателю задуматься о том, что истинная культура — это не только знание прошлого, но и умение перенести его ценности в настоящее, сделать их живой частью своей жизни и мировоззрения. Это особенно актуально в эпоху перемен, когда поиск смысла и гармонии становится одной из главных задач человека. Наконец, стоит отметить, что «Лезвие бритвы» не просто роман о внутреннем поиске, но и произведение, которое через свои философские мотивы призывает к возрождению гуманистических идеалов, таких как уважение к личности, стремление к красоте и истине, любовь к жизни и природе. В этом смысле Ефремов продолжает традиции античных мыслителей, предлагая читателю не только сопереживать герою, но и самому пройти через процесс осмысления, который ведёт к личностному росту и духовному пробуждению. 2.2. Индия как зеркало античности В романе «Лезвие бритвы» Индия выступает не просто как географический пункт на пути героя, а как мощный символ и культурно-философский центр, через который раскрываются фундаментальные вопросы человеческого бытия и духовного развития. Путешествие Ивана Савушкина в Индию становится своеобразным ритуалом внутреннего поиска, попыткой соотнесения личной судьбы с вечными ценностями, традициями и духовными практиками, корнями уходящими далеко в древность . Именно здесь Ефремов раскрывает сложный и многогранный образ Востока, который не является противопоставлением Западу, а, скорее, своеобразным зеркалом, отражающим ключевые аспекты античного идеала. Погружаясь в атмосферу индийской культуры, Савушкин сталкивается с философиями, которые концентрируются на понимании природы страдания, иллюзорности мира и пути к освобождению духа. Эти темы напоминают и во многом перекликаются с философскими поисками эллинских мыслителей, что создает необычное пространство диалога двух великих культурных традиций. Ефремов тщательно передает духовный климат Индии, описывая религиозные обряды, медитативные практики и аскетические дисциплины, которые не только раскрывают восточный взгляд на мир, но и позволяют герою заново осмыслить собственные жизненные ориентиры. Особенно ярко проявляется противопоставление двух подходов к жизни: восточный путь стремится к постижению нирваны — состояния освобождения от страданий через отказ от желаний и растворение индивидуального «я». В то же время античный идеал стремится к утверждению личности, к активному участию в общественной и культурной жизни, к поиску гармонии между телом и духом, чувствами и разумом. В этом контексте путь Савушкина — это путь не ухода от мира, а поиска в нём своего места, своего смысла и своей гармонии. Он не желает раствориться в безличностном сознании, напротив — его цель состоит в утверждении человеческой личности как носителя свободы и творческого начала. Ефремов подчеркивает, что индийская философия — это не просто набор религиозных догм или ритуалов, а глубокая система мышления, направленная на внутреннее преобразование человека. Герой погружается в изучение кармы, закона причинно-следственных связей, концепции реинкарнации и медитативных техник, что ставит его перед необходимостью пересмотра собственных взглядов и ценностей. Этот процесс сопровождается не только духовными поисками, но и переживаниями сомнений, тревог и внутреннего конфликта, что делает образ Савушкина живым и психологически достоверным. Важным моментом является то, что Индия в романе не противопоставляется западной культуре в чистом виде, а становится точкой соприкосновения и взаимного обогащения. Савушкин осознает, что несмотря на значительные различия, существует фундаментальное сходство в стремлении к познанию, освобождению и гармонии, что свидетельствует о глубокой универсальности духовных исканий человечества . Эта идея становится особенно актуальной в контексте XX века — эпохи глобализации и культурных обменов, когда пересмотр традиционных ценностей становится необходимым условием развития. ...Ещё одна важная тема, пронизывающая описание Индии — это идея меры и гармонии, которая в романе связывает восточные традиции с античной концепцией «калокагатии». Савушкин не стремится к крайностям аскезы или самоотречения; напротив, он ищет сбалансированный путь, где физическое здоровье и духовное развитие дополняют друг друга . Такой подход позволяет Ефремову подчеркнуть вечную актуальность античного идеала, показывая, что духовный рост невозможен без заботы о теле, а тело — без уважения к духу. Особенно символично, что путешествие Савушкина происходит в эпоху, когда мир стремительно меняется, а старые культурные границы стираются. Это заставляет героя задуматься о значении культурного наследия и необходимости диалога между цивилизациями. Индия в романе выступает как источник мудрости, который может помочь человечеству найти новые ориентиры и смысл, адаптированные к вызовам современности . Таким образом, Индия в «Лезвии бритвы» — не просто экзотический фон или место действия, а важный философский полюс, на котором сходятся и взаимодействуют разные культурные и духовные традиции. Это путешествие героя становится символом поисков нового понимания человека и мира, объединяющего в себе лучшие черты Востока и Запада, прошлого и настоящего, материального и духовного..." ЭТО ЕЩЁ НЕ ВСЁ! P.s.
|
––– Веет Северный ветер! |
|
|