Слабый искусственный ...


Вы здесь: Форумы sam.fantlab.ru > Форум «Трёп на разные темы» > Тема «Слабый искусственный "интеллект" о фантастах и произведениях фантастов»

Слабый искусственный "интеллект" о фантастах и произведениях фантастов

 автор  сообщение


авторитет

Ссылка на сообщение 16 февраля 2024 г. 00:44  
цитировать   |    [  ] 
Вместе с писателем Максимом Макаренковым последние два года нам довелось, да и доводится :-), проверять разного рода контрольные работы студентов-первокурсников — курсовые и рефераты. Предмет, который мы преподаём у довольно широкой аудитории — ежегодно более 500 студентов — называется "Основы системного и критического мышления". Одним из учебных модулей дисциплины является развитие творческого воображения (РТВ, как это называл Генрих Альтов) и азы инженерно-технического творчества. Нет более благодатной почвы, казалось бы, для развития навыков сильного мышления, чем фантастика, где сняты многие барьеры и шаблоны мышления. Тем не менее многие обучающиеся вузов попадают впросак, заказывая, разумеется, за деньги, услуги владельцам или обслуге нейросетей и чат-ботов, по генерации текстов. В порядке "трёпа" на тему искусственного "интеллекта", повсеместно, неуклонно и неудержимо идущего на смену творческому мышлению, хотелось бы повеселить (хотя смешного тут мало) почтенных читателей и завсегдатаев. Примеров накопилось достаточно, и это не предел, наша копилка полнится день ото дня. Так что, вот вести с "интеллектуальных" полей, чего нормальный советский книжный мальчик и представить себе не мог бы лет 40-50 назад, хотя Шекли и Лем предсказывали :-)

Тема курсовой работы 64. Жизненная стратегия учёного, исследователя, инженера героев произведений Кира Булычёва и их автора

от студента — Вторник, 21 февраля 2023, 12:33
Здравствуйте! Выбираю тему: 64. Жизненная стратегия учёного, исследователя, инженера на примерах героев произведений Кира Булычёва и биографии Игоря Всеволодовича Можейко.
Команда участников из трёх человек

Re: 64. Жизненная стратегия учёного, исследователя, инженера на примерах героев произведений Кира Булычёва и биографии Игоря Всеволодовича Можейко.
от преподавателя — Вторник, 21 февраля 2023, 12:38
Здравствуйте! Тема Ваша! Её курирую я.
Исходные данные для выполнения работы:
Кир Булычёв, «Похищение чародея», «Подземелье ведьм», «Посёлок», сценарий «Через тернии к звёздам» — интересуют прежде всего эти 4 произведения и первое — главное.
Собрание сочинений Кира Булычёва.
Кир Булычёв, «Как стать фантастом: Записки семидесятника».

Рекомендуемая литература:
Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Минск: Беларусь, 1994.
Верткин И.М. Бороться и искать... О качествах творческой личности // Нить в лабиринте. Научно-популярное издание / Сост. Селюцкий А.Б. Петрозаводск: Карелия, 1988. С. 7–94.
Гаврилов Д.А. Реестр фантастических идей. Избранные тематики. Практическое пособие курса «Начала сильного мышления» / Вступ. ст. Ю.А. Никитин и С.Н. Гриняев; сост. Д.А. Гаврилов [и др.] / Факультет комплексной безопасности ТЭК РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина; Фонд содействия технологиям XXI века. М.: Издатель Воробьёв А.В., 2019.

Re: Тема 64. Жизненная стратегия учёного, исследователя, инженера героев произведений Кира Булычёва и их автора
от преподавателя — Четверг, 2 марта 2023, 15:36
Как продвигается работа над курсовой? Вы обратились уже к названным произведениям? Особенность Вашей курсовой в том, что у Вас одним из объектов исследования выступают персонажи, а другим — сам их автор, крупный учёный-историк, а не только писатель-фантаст.

Цель Вашей курсовой работы: Подтверждение основных положений теории развития творческой личности (ТРТЛ) при рассмотрении биографии Кира Булычёва и избранных персонажей его произведений, разработка предложений по использованию указанных произведений при овладении эвристикой.
Re: Тема 64. Жизненная стратегия учёного, исследователя, инженера героев произведений Кира Булычёва и их автора
от преподавателя — Воскресенье, 16 апреля 2023, 09:55
Добрый день! В 12.00 сегодня, 16 апреля, будет ровно две недели до того момента, как Вам необходимо сдать в формате Word пояснительную записку полностью (30 апреля, 12.00). Как успехи?

Re: Тема 64. Жизненная стратегия учёного, исследователя, инженера героев произведений Кира Булычёва и их автора
от преподавателя — Среда, 3 мая 2023, 21:52
Уважаемые коллеги! Я ознакомился с текстом, который Вы мне прислали. Из него я с любопытством узнал, что Алиса Селезнёва героиня книги "Алиса в Стране Чудес", хотя эту книгу написал не Кир Булычёв, а Льюис Кэрролл.
Также меня восхитило, что главный герой романа Кира Булычёва "Трудно быть богом" Антон Каменев, а вот герой некого "романа "Последний круг земли" — астроном Максим Камерер"...
В вашем списке литературы из 60 номеров неоднократно фигурирует Можейко И.В., как разработчик системы управления твердотопливными ракетными двигателями, исследователь нестационарных полей течения в лопаточных аппаратах, теплофизик и авиатор, которому стукнуло 100 лет в 2015 году.
Сообщаю Вам, что Игорь Всеволодович Можейко — профессиональный историк и его столетие будет в далёком 2034-ом.
Чтобы этот труд Искусственного интеллекта не пропал даром, я его сохраню в нашей с Вами группе на форуме, где ещё 21 числа я Вам дал такие исходные данные: Кир Булычёв, «Похищение чародея», «Подземелье ведьм», «Посёлок», сценарий «Через тернии к звёздам» — интересуют прежде всего эти 4 произведения и первое — главное. А 2 марта такую цель курсовой: Цель Вашей курсовой работы: Подтверждение основных положений теории развития творческой личности (ТРТЛ) при рассмотрении биографии Кира Булычёва и избранных персонажей его произведений, разработка предложений по использованию указанных произведений при овладении эвристикой. Но Ваша команда решила посмеяться, прислав такое творение. Я шуток не понимаю. К защите не допускаю! И да, Булычёв – не Кира, и даже не Кирилл!
Зачем Вы у кого-то отняли хорошую возможность написать на интересную тему?

(Продолжение банкета следует)
–––
Веет Северный ветер!


авторитет

Ссылка на сообщение 2 июня 21:10  
цитировать   |    [  ] 
цитата Yggeld
ЭТО ЕЩЁ НЕ ВСЁ! P.s.


ПРОДОЛЖАЮ ЦИТИРОВАТЬ ДЕВУШКУ, авторшу реферата

"
2.3 Женское начало и символ гармонии
Женский образ в романе «Лезвие бритвы» является не просто одним из элементов повествования, а важным символическим и философским началом, через которое автор раскрывает ключевые идеи произведения. Элла Кларк — американская актриса, возлюбленная главного героя Ивана Савушкина, — воплощает идеал гармонии, красоты и внутренней силы, играя роль своеобразного катализатора духовного и нравственного преобразования героя . Ее образ выходит за рамки обычного любовного мотива и становится выражением глубокой философской концепции, связанной с поиском целостности личности и осмыслением человеческой природы.
Иван Савушкин в романе находится на пути самопознания, духовного роста и осмысления смысла жизни. В этом поиске женский образ Эллы служит не только источником вдохновения, но и образом идеала, который помогает герою понять и принять собственную внутреннюю сложность. Элла — это не просто персонаж, вызывающий у Савушкина чувства, но символ воплощения «калокагатии», древнегреческого идеала, объединяющего в человеке прекрасное и доброе, тело и дух . Этот идеал в произведении Ефремова приобретает новое звучание — он становится мостом между древними философскими учениями и современными духовными исканиями.
Особое значение имеет тот факт, что Элла в романе не представлена как пассивный объект влечения, а как активная, самостоятельная личность с собственными взглядами, переживаниями и стремлениями. Ее внутренний мир и духовная сила раскрываются через диалоги с Савушкиным, её поступки и отношение к жизни. Это отражает современное понимание женственности, где женщина рассматривается не только как источник красоты, но и как полноправный субъект, способный вести философский и этический диалог .
Образ Эллы в романе напоминает платоновское понимание «эроса» — любви как стремления к красоте и высшему знанию. В античной традиции любовь воспринималась как движущая сила, способствующая духовному развитию и постижению истины. Ефремов возрождает эту идею, показывая, что любовь — это не просто эмоциональное переживание, а мощный мотиватор личностного роста и нравственного совершенствования. Элла выступает для Савушкина как символ высшей красоты и гармонии, к которой он стремится, и через эту любовь герой постигает новые уровни бытия и сознания.
Кроме того, образ Эллы связан с темой жертвенности и самопожертвования, что также является важным элементом античной эстетики и этики. В произведении подчеркивается, что истинная сила женщины заключается не в проявлении власти или доминирования, а в умении поддерживать, вдохновлять и помогать партнеру на пути духовного развития. Эта идея перекликается с древнегреческими представлениями о женском начале как источнике жизни, созидания и внутренней силы, необходимой для поддержания гармонии в мире.
Важно отметить, что в романе Ефремова отношения между Савушкиным и Эллой рассматриваются не только на личностном уровне, но и в более широком культурном и философском контексте. Элла как представительница западной культуры и современности становится своеобразным мостом между традициями и новыми мировоззренческими поисками. Их взаимодействие отражает диалог культур, что подчеркивает универсальность темы любви и гармонии, выходящей за пределы национальных, исторических и социальных рамок.
Помимо этого, через образ Эллы раскрывается тема единства телесного и духовного начала, которая проходит красной нитью через весь роман. Элла — не только красивая женщина, но и символ внутренней целостности, где красота тела неразрывно связана с красотой души. Это соответствует древнему идеалу, когда здоровье, красота и нравственность рассматривались как взаимодополняющие аспекты гармоничной личности.
Образ Эллы также поднимает важные вопросы о роли женщины в обществе и культуре XX века. В советской литературе того времени тема женственности и любви часто трактовалась с точки зрения общественных и идеологических задач.
Ефремов же предлагает более сложный и многомерный взгляд, восстанавливая связь с античными традициями и делая акцент на глубокой духовной роли женщины. Это особенно заметно в том, как автор демонстрирует Эллу не как объект пассивного влияния, а как активного участника философского поиска и нравственного диалога.
Таким образом, женский образ в «Лезвии бритвы» становится не просто мотивом любви или описанием взаимоотношений, а сложным философским символом, через который раскрывается тема поиска гармонии, красоты и истины. Элла Кларк, воплощая эти идеалы, помогает герою и читателю увидеть, что любовь и красота — это неотъемлемые элементы пути к духовному пробуждению и человеческому совершенству. Ефремов возвращает к жизни древнюю идею о женщине как хранительнице высших ценностей, показывая её актуальность и значимость в современном мире..."
–––
Веет Северный ветер!


авторитет

Ссылка на сообщение 2 июня 21:15  
цитировать   |    [  ] 
цитата Yggeld
Таким образом, женский образ в «Лезвии бритвы» становится не просто мотивом любви или описанием взаимоотношений, а сложным философским символом


И КОНТРОЛЬНЫЙ В ГОЛОВУ:

"2.5 Гуманизм как итог философского поиска
Одна из центральных идей романа «Лезвие бритвы» — это идея гуманизма. Ефремов поднимает важные философские вопросы: зачем человек живёт? в чём смысл бытия? как найти своё место в мире? И отвечает на них через путь главного героя, Ивана Савушкина. Этот путь не только личный — он отражает судьбу человечества в целом. Постепенно, от сомнений и боли, герой приходит к выводу: только человек, уважающий и развивающий в себе разум, доброту, красоту и стремление к истине, может называться по-настоящему Человеком.
В этом смысле гуманизм Ефремова близок к античной философии — особенно платонизму и стоицизму. У Платона, например, идея «эроса» — это стремление души к прекрасному и истинному. Это движение от телесного к духовному, от земного к вечному. Подобное стремление мы видим у Савушкина, особенно в его отношении к любви, знаниям, природе. Однако Ефремовская трактовка гуманизма — более деятельная. Если у Платона цель — достичь Истины, то у Ефремова — изменить реальность, сделать её лучше, гуманнее.
Савушкин в процессе поиска проходит несколько этапов. Сначала он хочет просто «понять», он наблюдатель. Он изучает философские и религиозные учения, читает, много думает. Но постепенно он осознаёт, что истина мертва без действия. Истинное знание — не то, что находится в книгах, а то, что помогает сделать мир добрее. Это знание, соединённое с нравственностью, — и есть суть гуманистического мышления.
Также важным поворотным моментом в его пути становится встреча с Эллой Кларк. Её образ — это не только любовь, но и проверка его убеждений. Она символизирует настоящую, земную красоту и женственность, и в то же время — высшую жертвенность и душевную чистоту. Через неё герой понимает, что гуманизм — это не отвлечённая идея, а живая человеческая связь, способность чувствовать боль другого, быть с ним рядом, помогать и вдохновлять. В этом отражается древнегреческий идеал: человек — это «существо для других». Только в общении, в дружбе, в любви он может реализовать своё предназначение.
Ещё одной важной чертой гуманизма в романе становится отношение к науке и технике. Ефремов подчёркивает: прогресс сам по себе не делает людей лучше. Напротив, он может привести к разрушению, если не будет контролироваться нравственностью. Это напоминание о тех антиутопиях, где человек теряет себя в мире технологий. В этом смысле гуманизм у Ефремова — это баланс между разумом и сердцем. Он верит, что наука должна идти рука об руку с добротой, честностью, верой в человека.
Интересно, что Ефремов показывает гуманизм не как нечто законченное, а как процесс становления. Финал романа открыт: герой не получает окончательных ответов, он только встаёт на путь. Это тоже важный философский посыл. В античности считалось, что мудрость — не цель, а путь. Человек учится всю жизнь, и даже в конце пути он может быть только «стремящимся к истине». Савушкин не обретает «абсолютной истины», но он приходит к пониманию, что смысл жизни — в служении добру, в раскрытии лучших человеческих качеств . "

И всё это с научными сcылками на конкретные страницы и диапазоны страниц изданий Ефремова! :-)
–––
Веет Северный ветер!


миротворец

Ссылка на сообщение 2 июня 21:20  
цитировать   |    [  ] 
Этак вы скоро сможете написать целую диссертацию на тему "Представления нейросетей о творчестве И. А. Ефремова" :-)))
–––
Tegul nudvėsia plika beždžionė su savo gauja


миротворец

Ссылка на сообщение 2 июня 22:43  
цитировать   |    [  ] 
Лезвие бритвы я читал давно, лет сорок назад, и ни черта не помню уже. Кроме того, что это довольно скучно.
–––
Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно.
Тема не в тексте, но в голове у читателя.


авторитет

Ссылка на сообщение 2 июня 23:38  
цитировать   |    [  ] 
цитата bbg
Лезвие бритвы я читал давно, лет сорок назад, и ни черта не помню уже. Кроме того, что это довольно скучно.


Я бы никогда не додумался дать именно этот спорный роман Ефремова девушке (посмотрите на название темы), которую вырастило уже поколение пепси. Мне и самому этот роман представляется не лучшим. НО это был её выбор. Свобода выбора определяет свободу наказания за неправильный выбор :-) Элементарно пролистать книгу и понять, что её надули, когда склеивали ей реферат — не хватило естественного интеллекта. Так что пусть страдает.
–––
Веет Северный ветер!


миротворец

Ссылка на сообщение 2 июня 23:42  
цитировать   |    [  ] 
И главгер, кажется, совсем другой. Гирин, что ли?
–––
Стой, кто живёт! Здесь жить запрещено. Это вас касается, и это не смешно.
Тема не в тексте, но в голове у читателя.


авторитет

Ссылка на сообщение 2 июня 23:49  
цитировать   |    [  ] 
цитата bbg

И главгер, кажется, совсем другой. Гирин, что ли?


да, Иван Гирин, и он хирург, а его любимая русская — cоветская гимнастка... :-) А не зарубежья контра — :-)
–––
Веет Северный ветер!


активист

Ссылка на сообщение 3 июня 19:17  
цитировать   |    [  ] 
Дипсик'у была задана такая тема:

"Поступки и характер главного героя романа "Лезвие бритвы" писателя И.А.Ефремова"

Ответ — интересная смесь фактов и выдумки...

Главный герой романа «Лезвие бритвы» (1963) Ивана Ефремова — Иван Гирин (также известный как Гирин-Родионов) — один из самых сложных и многогранных персонажей в советской литературе. Его поступки и характер отражают философские, научные и этические идеи автора.

1. Основные черты характераА) Интеллектуал и учёный

Гирин — нейрофизиолог, изучающий тайны человеческого мозга и подсознания.

Обладает энциклопедическими знаниями (от биологии до истории искусства), что делает его «универсальным человеком» — идеалом эпохи Возрождения.

Рационален, но при этом верит в интуицию и скрытые возможности разума.

Б) Сильная воля и самодисциплина

Воспитывал себя через физические и духовные практики (йога, медитация, закаливание).

Отказывается от излишеств, следует принципу «лезвия бритвы» — баланса между крайностями.

Контролирует эмоции, но не подавляет их полностью — стремится к гармонии.

В) Нравственный ориентир

Бесстрашен в поисках истины, даже если она противоречит общепринятым нормам.

Помогает людям, используя свои знания (например, лечит психические травмы).

Презирает ложь и лицемерие, но не агрессивен — скорее, холодно-ироничен.

2. Ключевые поступки, раскрывающие его характерА) Отказ от карьеры ради истины

Гирин мог бы сделать блестящую академическую карьеру, но предпочитает независимые исследования, так как официальная наука ограничена догмами.

Б) Спасение Симы

Помогает Симе Вороновой, девушке с травмированной психикой, применяя гипноз и психоанализ.

Видит в ней не просто пациентку, а родственную душу, способную к духовному росту.

В) Противостояние с «антигероями»

Андрей Скворешня (циничный художник) и Виктор Банев (эгоистичный учёный) — его идейные противники.

Гирин не вступает в открытый конфликт, но разоблачает их слабости через логику и психологический анализ.

Г) Путешествие в Индию

Его поездка — не просто приключение, а поиск древних знаний о сознании.

Демонстрирует уважение к восточной философии, но без слепого мистицизма — он ищет научное объяснение духовным практикам.

3. Философская основа характера Гирина

Идеал гармоничного человека: сочетание силы, ума и нравственности.

Вера в эволюцию сознания: человек должен развиваться, преодолевая животные инстинкты.

Критика мещанства: Гирин презирает обывательский комфорт, считая, что истинная жизнь — в познании и борьбе.

4. Сравнение с другими героями Ефремова

Дар Ветер («Туманность Андромеды») — тоже учёный, но более «каноничный» герой коммунистического будущего.

Эрг Ноор («Час Быка») — ближе к Гирину, но более жёстокий и трагичный.

Таис Афинская — как и Гирин, стремится к самопознанию, но через исторический, а не научный путь.

Вывод

Иван Гирин — это alter ego Ефремова, воплощение его идей о новом человеке, который сочетает науку, этику и силу духа. Его поступки — не просто сюжетные повороты, а демонстрация философии жизни, где главное — поиск истины и преодоление себя.
–––
Тыльной стороны ладони нет. И быть не может. Однако она есть. (С) В.Орлов. Шеврикука, или Любовь к привидению
Страницы: 123...89101112    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы sam.fantlab.ru > Форум «Трёп на разные темы» > Тема «Слабый искусственный "интеллект" о фантастах и произведениях фантастов»

 
  Новое сообщение по теме «Слабый искусственный "интеллект" о фантастах и произведениях фантастов»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх