Русский роман 20 го века


Вы здесь: Форумы sam.fantlab.ru > Форум «Другая литература» > Тема «Русский роман 20-го века»

 

  Русский роман 20-го века

  Варианты ответов Мой голос
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Внимание! Для голосования Вам нужно пройти авторизацию
 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 13 августа 2012 г. 11:11  
цитировать   |    [  ] 
"Воскресение" Толстого — ХХ век.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


миротворец

Ссылка на сообщение 13 августа 2012 г. 11:59  
цитировать   |    [  ] 
Из списка — безусловно, "МиМ" и "Дар". Почему в список попала именно "Лолита", не понимаю. Также подписываюсь про "Москву" и "Петербург" (имхо, в данном случае можно убрать Замятина и Платнова, заменив их на Белого).
Пелевину, имхо, еще расти и расти до остальных кандидатов, а Солженицын — это вообще не литература.
–––
Шпенглер & Инститорис


авторитет

Ссылка на сообщение 13 августа 2012 г. 12:19  
цитировать   |    [  ] 

цитата kerigma

а Солженицын — это вообще не литература.

интересно, а что это?
–––
tomorrow never knows


миротворец

Ссылка на сообщение 13 августа 2012 г. 12:20  
цитировать   |    [  ] 

цитата Blackbird22

интересно, а что это?

не художественная литература, я имела в виду.
–––
Шпенглер & Инститорис


авторитет

Ссылка на сообщение 13 августа 2012 г. 12:24  
цитировать   |    [  ] 

цитата kerigma

не художественная литература, я имела в виду.

и чем вам "В круге первом" не угодил с художественной точки зрения?
–––
tomorrow never knows


миротворец

Ссылка на сообщение 13 августа 2012 г. 12:27  
цитировать   |    [  ] 
Blackbird22
тем же, чем и все остальные вещи АС. Очень сильный социальный посыл при полном отсутствии художественности. Хотя это на мой вкус, конечно, но я об его язык просто глаза ломаю.
–––
Шпенглер & Инститорис


авторитет

Ссылка на сообщение 13 августа 2012 г. 12:35  
цитировать   |    [  ] 

цитата kerigma

Очень сильный социальный посыл при полном отсутствии художественности.

а, ну это дело вкуса.
По мне так художественности "В круге" предостаточно.
–––
tomorrow never knows


магистр

Ссылка на сообщение 13 августа 2012 г. 12:48  
цитировать   |    [  ] 

цитата ameshavkin

ХХ век

Хочу уточнить. Лично я под XX веком понимаю не столько календарное время, сколько историческую эпоху. Иначе лучший роман — безусловно, "Жизнь Арсеньева" Бунина. Но для меня "Жизнь Арсеньева" или "Воскресение" — это явления не столько XX века, сколько "золотого века" великой русской классики. Т.е. немного из другой оперы. Сравнивать Толстого и Бунина с тем же Булгаковым — это смешно.
Как-то так.


авторитет

Ссылка на сообщение 13 августа 2012 г. 13:07  
цитировать   |    [  ] 

цитата kerigma

Солженицын — это вообще не литература

Полностью согласен.
А его "художественный метод" еще Войнович в Москве-2042 обозначил -

цитата

Между прочим, я еще тогда обратил внимание на одну главу из КПЗ. Она была большая, страниц около ста, и из всего повествования выбивалась. В начале ее даже было сказано, что она не для любителей легкого чтения, а только для пытчивого читателя. Слово пытчивый Симыч извлек, конечно, из словаря Даля, который он регулярно читал и в работе своей постоянно использовал.

цитата

– Чепуха! нервно воскликнул Симыч и стукнул по столу вилкой. Чепуха и безмыслие. Что значит, разделяют идеи или не разделяют? Для того чтобы разделять мои идеи, нужно иметь мозг немножко больше куриного. У заглотчиков мозг заплеван идеологией, а у плюралистов никакого мозга и вовсе нету. И те и другие не понимают, что я говорю истину и только истину и что вижу на много десятилетий вперед.


авторитет

Ссылка на сообщение 13 августа 2012 г. 13:10  
цитировать   |    [  ] 
И кстати, Чонкин — гениальный роман.


миродержец

Ссылка на сообщение 13 августа 2012 г. 14:24  
цитировать   |    [  ] 
Демитрий,
дело в том, что я не понимаю в чем вам вообще оппонировать?
Если мы все-таки говорим о литературе, а не о социологии, то причем тут все вот это

цитата Демитрий

Вы мне приведите хоть кого-нибудь, кто описывал бы эти события точно так же до Шолохова или после.

??

Все писатели просто обязаны это описывать, это обязательна тема? Да и причем тут тема, она по умолчанию "возвышает" текст?

Пожалуйста, не привносите в "другую литературу" вульгарные элементы из "ОИ". Не надо повторов:

цитата Демитрий

вы мне приведите хоть одно произведение, художественный уровень которого выше "Тихого Дона."


уже привел и я и коллеги.

Не надо сомнительных догадок, которые вас подставляют:

цитата Демитрий

Или Шолохов заслужил ваш упрёк тем, что он в первую очередь СОВЕТСКИЙ писатель и состоял в КПСС?


откуда это вообще? Это вам важно так?

Демитрий, поскольку ваши вопросы куда адекватней и корректней сформулировал другой человек, я ему и буду отвечать. Но они относятся косвенно и к вашей позиции, если угодно.

Дорогой сэр, glazier.
Вы застали меня в очень невыгодной позиции. Не то, что бы со спушенными штанами, но все-таки неловкой. Я видите-ли развивал и защищал как мог чужие тезисы. Более того стоял на позиции такой, "общеобразовательной", а не совсем своей. Я надеюсь вы настоящий gentilhomme и все это учтете.
Вынужден заметить, что "другая литература" для меня, это не "ОИ" с тамошним нескончаемым балаганом. Я предпочитаю строгость и определенность. Посему я разобью ваше послание на тезисы и попробую ответить.

цитата glazier

Прежде всего, субъективно, "Т.Д." ощущается как многоцветное, эмоционально насыщенное


Строгсть и определенность. И тут нам не о чем спорить: вы ощущаете так, я иначе. Или мы будем спорить у кого ощущалище лучше? С параметрами моего ощущалища вы можете хоть как-то ознакомиться через отзывы и мою авт.кол., а мне как? Нет предмета для дискуссии. По крайней мере публичной.

цитата glazier

Кроме того, с чего Вы взяли, что на момент написания язык романа устарел?


А я не говорю, что устарел. Он как раз вровень, как раз современен. Но это дело ремесленника брать готовое и "современное". Писатель, он создает себе новые инструменты, перефразируя классика: писатель принадлежит языку, которым не говорит никто, который ни к кому не обращается и со временем он творит себе и читателя.
Современны когда-то были В.П. Клюшников и Мельников-Печерский, но они даже готовым инструментарием владели не очень (а Шолохов владел весьма), хотя уж какие современные были и темы "глыбокие" подымали. Но я рискну предположить, что про них и слышали единицы, не говоря уж о чтении.
В общем, после уже названных, Белого, Ремизова, Пильняка — Шолохов это топтание на месте, или бодрое подпрыгивание.

цитата glazier

Но его язык и форма романа ощущаются как адекватные времени и задаче.


Опять же, предпочитаю строгость. И я далек от традиции, которая непойми с чего точно знает в чем "задача" романа и что такое его "форма". Для дискусси по этому вопросу нам нужно будет долго договариваться по терминологии. А частично я этого коснулся выше.

цитата glazier

Да, он продолжает добрую старую реалистическую линию, но омолаживает ее, делает более динамичной


Во-первых, не замечаю, во-вторых, это уже сделали Чехов и Горький. Сологуб очень неплохо это сделал в "Мелком бесе" (см. отзыв Kniga на "Мелкого беса"), вот пример тщательного развития приемов.

цитата glazier

обогащает местной лексикой


Вот именно. А это, простите, романтизм: местная экзотика, словечки, Мэриме с "Кармен" и La Guzla, ранний Гоголь и пр. После того, как с этим поигрались русские реалисты, после того как это виртуозно обыгрывал и извращал Лесков, это три шага назад и без всякого обновления. Старая, замызганная скатерочка на "новой"
теме — это я шутливо.

Вот, если кратенько и грубенько. glazier, простите меня за аутоцитирование, просто темы уже подниались.

Господин Almeg, господин ameshavkin тонко шутит.


философ

Ссылка на сообщение 13 августа 2012 г. 20:10  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kniga

Современны когда-то были В.П. Клюшников и Мельников-Печерский, но они даже готовым инструментарием владели не очень (а Шолохов владел весьма), хотя уж какие современные были и темы "глыбокие" подымали. Но я рискну предположить, что про них и слышали единицы, не говоря уж о чтении.

Ну как же ж, "В лесах" да "На горах" в макулатурной серии издавали, да в других всяких, да в провинции, тираж за много миллионов перевалил. Лескова хуже знают.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


философ

Ссылка на сообщение 13 августа 2012 г. 21:27  
цитировать   |    [  ] 
Антироман Шаламова

Главная русская книга ХХ века — не "Улетающий монахов", не "Лолита", не "Дар", не "Тихий дон",
а "Колымские рассказы".
"Мастер и Маргарита" возможно самый великий роман.
Но Главный — это "Колымские рассказы" Варлама Шаламова.


миротворец

Ссылка на сообщение 13 августа 2012 г. 21:30  
цитировать   |    [  ] 
Тихий Дон...

Всё остальное и рядом не стоит...

Даже нобелевский комитет был вынужден сие признать...
–––
Helen M., VoS


философ

Ссылка на сообщение 13 августа 2012 г. 21:38  
цитировать   |    [  ] 

цитата lena_m

Даже нобелевский комитет был вынужден сие признать...

Сей комитет присудил премию Паустовскому, но СССР пригрозил Швеции экономическими санкциями, и они согласились на Шолохова.

цитата lena_m

Всё остальное и рядом не стоит...

Известный доктор явно стоит.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


авторитет

Ссылка на сообщение 13 августа 2012 г. 21:42  
цитировать   |    [  ] 
Kniga Очень многозначительно — по сути же — мутная вода. Но, нижележащее императивное утверждение — суть того в Вашей позиции, с чем я лишь отчасти согласен.

цитата Kniga

Писатель, он создает себе новые инструменты, перефразируя классика: писатель принадлежит языку, которым не говорит никто, который ни к кому не обращается и со временем он творит себе и читателя.

Или НЕ ТВОРИТ (наш ответ Керзону). Я не даром упомянул Вагинова. Можно сколько угодно постулировать строгость формулировок, но в качестве аргументов лепетать о "топтаниях и подпрыгиваниях". Линии: Короленко — Шолохов — Шаламов и даже Шолохов — Пастернак, это очевидное развитие, движение. Не факт, что оно прервалось. А Пильняк, как выяснилось — тупик. И даже соцарт Пелевина уже умер. А "Т.Д." (субъективно, естесссенно) читается живым. Но сколько нас таких субъектов. В качестве резюме: я полагаю, что содержание, поставленные автором задачи в идеале должны полностью определять форму, а разрабатывание формы как самоцели — отвлеченное (от читателя ) бумагомарание. Поэтому Сервантес применял (в частности) характерные формы рыцарских романов, Джойс аппелировал к стилю работ Фрейда, Толкин к "Смерти Артура", а Ал.Толстой к славянофилам 19 века. Не топтуны даже — эпигоны и ретрограды, не правда ли? Другое дело — "Повесть непогашенной луны" (великий, кстати, роман). Просто для того, чтобы выразить новое в жизни, Пильняку, Набокову и Платонову естественно понадобились новые формы. А использование понятия "романтизм" в качестве деверсифицированного ругательства я Вам простить не могу, не просите.


авторитет

Ссылка на сообщение 13 августа 2012 г. 21:49  
цитировать   |    [  ] 

цитата ameshavkin

Известный доктор явно стоит.
И сильно впереди. Да и Бунин, Набоков, Платонов, Пильняк.


миродержец

Ссылка на сообщение 13 августа 2012 г. 21:56  
цитировать   |    [  ] 

цитата ameshavkin


Ну как же ж, "В лесах" да "На горах" в макулатурной серии издавали, да в других всяких, да в провинции, тираж за много миллионов перевалил.


Я-то имел ввиду его актуальные истории про взяточников, но вы правы, такого слонопотама забыл...
Только не говорите, что Клюшникова массово издавали?

glazier, в стиле ОИ общаться не буду. А если бы и стал, все равно ничего не понял из вашего потока эмоций.

По сути ничего — до встречи. Извините, что не так о вас подумал.


магистр

Ссылка на сообщение 13 августа 2012 г. 22:55  
цитировать   |    [  ] 
glazier

цитата

Джойс аппелировал к стилю работ Фрейда

А не Уильяма Джемса?
–––
Каждый день в своей точёной ванне умирает раненый Марат.
С каждым днём верней и постоянней Жанны Д Арк поднятый к небу взгляд.


миродержец

Ссылка на сообщение 13 августа 2012 г. 23:05  
цитировать   |    [  ] 

цитата Грешник

Уильяма Джемса?


Джемса, конечно. Научные основы психологии (Psychology: Briefer Course)
Страницы: 12345678910    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы sam.fantlab.ru > Форум «Другая литература» > Тема «Русский роман 20-го века»

 
  Новое сообщение по теме «Русский роман 20-го века»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх