| |
| Статья написана 4 мая 2017 г. 10:28 |
Александр Хакимов КИТОБОЙ Фантастический рассказ (Первопубликация: газета «Сегодня (Баку), № 16 от 28 августа 2003 и № 17 от 30 августа 2003) «Их было пятеро. Их всегда было пятеро, с самого сотворения Солнечной Системы. Впервые увидев эти существа в юпитерианской атмосфере, космонавты с Земли сразу же нарекли их «китами». Что ж, внешнее сходство было огромным. И здесь, в Космосе, срабатывал закон биологической конвергенции, согласно которому разные живые организмы, обитающие в сходных условиях, выглядят одинаково. Потом в обиход вошло и прочно укоренилось неизвестно кем придуманное словечко «юпит» – сокращенное «юпитерианский кит» – и с тех пор их стали называть именно так». Так начинается рассказ А. Хакимова «Китобой». Рассказ о достижениях в развитии технологий и исследования Космоса? Можно сказать, что да. Рассказ о человеческих страстях? Да. О столкновении различных взглядов на то, как воспринимать существование жизни на других планетах? И это есть в рассказе. Прогресс не остановить. Как невозможно остановить стремление человека летать к другим планетам. К сожалению, мораль человеческая меняется не такими темпами, как развивается техника. И фантасты, пытаясь заглянуть в будущее, создавая свои фантастические миры, стремятся предупредить человека о том, что в это будущее мы несем с собой не только новые технологии. Итак, на одной из лун Юпитера располагается База по наблюдению за внеземными формами жизни, юпитами. «Космобиологи изучали юпитов всевозможными способами: снимали на фото-и видеопленку, подолгу сопровождали на маршрутах миграций, наблюдали вблизи и издали». «И, конечно же, науку волновал вопрос: разумны ли юпиты? Их всячески пытались вызвать на контакт, но все ухищрения людей ничем не кончились». Прогресс и личность. Столкновение двух людей, воплощающих собой такие различные взгляды на инопланетную жизнь. Один из них, наблюдатель Исмаил Хименес, делает всё возможное, чтобы изучить эту жизнь, не нарушая её, другой, Расмус, стремится ценой уничтожения одного из юпитов удовлетворить свою страсть китобоя. «– Я охотник, – повторил Расмус. – Потомственный китобой. Десять веков мои предки были китобоями. Еще со времен викингов». По мнению Расмуса охота — не означает жажду убийства. Это, по его словам, благородная страсть. Мнение юпитов, естественно, его не интересует. Расмус находит возможность избавиться на время от Хименеса с его горячим желанием защитить юпитов. И, возвратившись на свой корабль «Кракен», готовится к охоте, для которой у него припасены специальный скафандр и гарпун. «Расмус спросил себя: а равны ли силы? Честно ли все это по отношению к добыче – и мощный вельбот, и усиленный скафандр, и гарпун, равного которому не знала история китобойного промысла, и вся эта видящая, следящая, наводящая аппаратура? Все ж-таки он считал себя благородным охотником и всегда старался поступать так, чтобы шансы добычи и охотника были равны. Ведь его предки-викинги выходили с китом один на один в бушующем море, в деревянной лодке, с обычным гарпуном, рассчитывая лишь на человеческую силу и мужество… Долгая изнурительная борьба человека с животным, звериное упорство против человеческого, инстинкт против разума, сила кита против силы китобоя и искусства гребцов…» Отказаться от охоты на юпита? Нет, стремление добиться своей цели слишком завладело китобоем. «Расмус ответил сам себе: все правильно. Да, вельбот, да, гарпун, да, техника… но ведь и добыча-то какая – юпит! Исполинский неземной кит, о котором и мечтать не смели поколения его предков! И не в море идет охота – в атмосфере планеты-гиганта… Нет, все честно. Тем более, что предки, бывало, применяли и гарпунную пушку, и даже гарпун с гранатой против земных китов». Смело можно сказать, что рассказ «Китобой» — это живописное полотно, созданное Александром Хакимовым. Возможно, читатель найдет в нем отражение своих мыслей, отголоски своих чувств. Можем ли мы повлиять на будущее? Да, если будем вспоминать ошибки, уже совершенные человеком, беспощадно и безжалостно уничтожающим мир, в котором сам же и обитает, ошибки, последствия которой придется исправлять нашим потомкам. Александр Хакимов, кистью своего дарования и красками своего воображения создает образы яркие, живые и естественные. Для того, чтобы такие образы создать, автору нужно сначала проникнуться мыслями и чувствами героев произведения. Пропустить переживания героев через себя, ощутить самому тот мир, который он строит. Есть вечные, непреходящие ценности. Их-то и защищает писатель, привлекая внимание к одной из острейших проблем, которые стоят перед человечеством сегодня. Исмаил Хименес, обличая Расмуса, страстно произносит: «Скольких вычеркнули из жизни – навсегда, безвозвратно… Морскую корову, дронта, тура…» Хименес мог бы перечислять еще долго… Казалось бы, всё просто — есть китобой, готовый на всё, чтобы исполнить свою мечту. Есть человек, стоящий на его пути. На самом деле всё гораздо сложнее. Это не просто столкновение двух людей, видящих мир по-разному. Это выбор пути в будущее для человека. Дано ли человеку право вторгаться со своими понятиями о жизни в жизнь обитателей других миров? «Расмус развернулся вправо и отвел руку с гарпуном назад. Затем с силой выдохнул воздух из легких и, вкладывая в бросок всю силу естественных и искусственных мышц, метнул оружие прямо в пятнистый бок перед собой. Трос длинной извилистой змеей последовал за гарпуном». «Я – океан, рождающий цунами, Но это между нами. А людям говорю, что я рыбак, Ютящийся у кромки океана И знающий, что поздно или рано Цунами нас поглотит, бедолаг. (Дмитрий Сухарев)
|
| | |
| Статья написана 4 мая 2017 г. 10:24 |
«Остановился бег времен, Вновь в мире места нет для нас. И вместо радости вдвоем Печаль несем в себе сейчас» Современные фантасты даровали нам множество книг. И самых разнообразных оттенков фантастики существует столько, что каждый читатель может найти для себя автора и произведения по своему вкусу. «Треугольник ошибок» — третья книга Александра Долинина, прочитанная мной. Это третья книга из серии «Одиночка». Из аннотации: Когда удается воплотить в жизнь давнюю мечту, судьба обязательно сыграет с тобой злую шутку с самыми непредсказуемыми последствиями. Именно так, неожиданно и драматически складывается жизнь главного героя в мире Новой Земли. Чем привлекает творчество А. Долинина? Меня притягивает в его книгах умение создавать атмосферу того мира, о котором он пишет. Мне по душе и такой момент, как единение автора и читателя. Можно сказать, что А. Долинин умеет вовлечь читателя в ту чреду событий, в которую втянут герой книги, Алекс Долин. На мой взгляд, автор смог создать образы живые и естественные, а также погрузить читателя в переплетение их судеб и событий, нарисовать яркие, счастливые, трагичные и наполненные самыми разными чувствами страницы. Герои книги влюбляются, страдают, выполняют свою работу, теряют близких... «Не знаю, что творится... Как будто сейчас волшебство кончится, и все пропадет... Чувствую себя Золушкой из сказки... Ей сказали, что все закончится в полночь, а я жду этого в любой момент... Устал, наверное, извини... Она усмехнулась: — Боишься, что твой самолет внезапно превратится в тыкву? — Что-то вроде этого... — Ты знаешь, что взрослым сказка нужна даже больше, чем детям? — Я никогда не попадал в сказку, поэтому не задумывался об этом. — Мы с тобой не сказочные герои, — сказала Джин. — Я не принцесса, а ты не принц. У нас все чудеса происходят на самом деле». «Просто мне надоело бояться каждого скрипа, каждого шага сзади! Автомат под рукой держу, пистолет под подушкой лежит... Нормальной жизни хочу, понимаешь? Пусть приезжает замена, и уедем отсюда, хотя бы на время, пока вопрос не «утрясется». Спокойно пожить хочется... Пусть приезжает замена, и уедем отсюда, хотя бы на время, пока вопрос не «утрясется». Автор не стремится к тому, чтобы играть роль просветителя и толкователя законов миропорядка. А. Долинин ведет неторопливый диалог с читателем, рассказывая о событиях, происходящих с героями книги, вникает в различные технические подробности. Это, несомненно, помогает создавать ощущение реальности, так как автор прекрасно знает то, о чем пишет. Каждое событие в книге – это часть продуманного и тщательно выстроенного сюжета. Но в каком-то смысле можно сказать, что это и путевые заметки главного героя, в которых он делится с нами своими проблемами, встречающимися на его пути, радостями и печалями. Он много видел, многое испытал, получая суровый жизненный опыт, попадая в водовороты, уготованные ему судьбой, в водовороты опасные и требующие большого интеллектуального и эмоционального напряжения. «Я стоял и думал: а сколько таких, практически неизвестных никому могил, в этом мире? Да и на «Старой» земле их тоже хватает... Жить чужой жизнью, почти забыв свое настоящее, данное родителями при рождении имя, опасаясь неосторожно сказать лишнее слово даже самым близким друзьям, которых может вообще не быть, постоянно чувствовать одиночество... И вдруг — погибнуть от шальной пули, успев совершить немногое, а то и вообще не успев сделать то, для чего и жил все это время...» А. Долинин, на мой взгляд, не только мастерски рисует технические детали в своей книге. Можно сказать, что он является весьма тонким психологом, умеющим заметить и показать самые разные взаимоотношения людей в самых разных ситуациях. «Наши отношения с Бригиттой были похожи на катамаран — судно, где два корпуса соединены перемычками. Да, они плывут в одном направлении, крепко держась друг за друга, эта конструкция может выдержать очень сильный шторм... Но между ними всегда останется какое-то пространство, и они никогда не смогут приблизиться вплотную друг к другу. Мы ведь не играли в семью, не притворялись, чтобы поддержать «легенду». И чувства у нас были настоящими. Может быть, нам просто не хватило времени, чтобы стать ближе? Сейчас уже поздно об этом рассуждать». Переплетение нитей-судеб… Мозаика событий… Как писатель своего времени, А, Долинин сумел точно выразить то, что он хотел сказать современникам, показав нам картину непростого повседневного существования героев «Треугольника ошибок». «Нет смысла ни в чем: ни в войнах, ни свершениях, ни в познании, ни в способностях — если забыта душа. А любящая женщина восхищенно смотрит на своего любимого, как на свет, который помогает ей не забыть себя».
Приобрести книгу можно здесь: https://shop.cruzworlds.ru/?a=book&id=285

|
| | |
| Статья написана 8 марта 2017 г. 15:22 |
«Что за прелесть эти сказки!» (А.С. Пушкин)
Издавна увлекают людей самые разные легенды и сказания, мифы и сказки. Им и посвящен сборник, о котором хотелось бы рассказать. Наивные и поэтичные, трогательные и пленительно-волшебные, захватывающие и трагичные — таким предстают перед читателем сборника… включенные в него произведения разных авторов. Словно рассыпались передо мной жемчужины ожерелья старинного, красоты необыкновенной… Бери жемчужину и любуйся ею! Не все, конечно, одинаково прекрасны. Но это уж дело читателя самому решать, какие именно жемчужины ему понравились. А выбирать есть из чего: сказания и мифы самых разных народов из самых разных стран были собраны в ожерелье жемчужное. «Бамбуковая роща»… Анастасия Юдина переносит читателя в загадочную Японию, где во мгле времен скрывается множество тайн. А Павел Шушканов предлагает совершить путешествие в Древнюю Грецию, создавая своё видение мира героев и богов Эллады, посвятив им рассказ «В лабиринте». Григорий Родственников создал для нас рассказ-жемчужину «Веер из перьев», где переплетаются извечные и не стареющие чувства: любовь, верность и надежда. И его же рассказ-легенда о победившей любви «Камаль и Басина», который откроет читателям жаркий и полный страстей мир Востока. «Ирис» — еще один рассказ Анастасии Юдиной полон непередаваемой прелести, залитой отблесками таинственности. «Здесь обитали в кадках искривленные, словно от сильного ветра, бонсаи; журчал ручеек с переброшенным через него плетеным мостиком; возле самого дома росла рощица бамбука, нежно-зеленого по весне и темно-бурого к осени. Был и сад камней – черных, серых, белых и нежно-голубых. Но самым главным сокровищем Итихацу-сан были ирисы: темно-синие, неправдоподобно огромные, с золотистыми искорками в глубине цветочных чашечек, – они заполоняли весь сад, тянули тонкие, стреловидные листья до самой крыши дома, заглядывали ночами в открытые окна. Иногда Джонни казалось, что еще немного – и цветы заговорят». Михаил Загиняк в рассказе «Первый блин» нарисовал короткую, но необычайно любопытную картину того, как была создана наша Земля. «Берёшь субстанцию, придаёшь ей протяжённость, и вот уже — материя. А там — на жаровню, и глядишь, как в жаре времени вспухают холмы, как наливаются озёра и реки, материя множится и причудливо разделяется на отдельных существ и места их обитания... Волшебство». «Песнь о взятии Сиракуз» и «Сказка о князе Петре и Февронии-знахарке» автора, представшего в сборнике под именем Марита, не только увлекательны, но и чрезвычайно красивы по стилю и языку. «Если в полдень посмотришь на небо, в солнце – медным пышущий щит, – то увидишь ее отраженье. Змеи льнут к ее волосам, слепят золотисто-жаркой чешуей, цепкие, как древесная поросль, оплетают эгиду и шлем ее – она смеется, стряхивая наземь чешуинки света, бесстрашная, светлоокая, копьем своим пронзающая облака, и солнце истекает под веки ядовито-рыжими пятнами, и полное гулкой синевы – небо плещется над головою, нырнуть, раскинув руки, камнем уйти в льдом обжигающую синь… «Афина, Дева Паллада!» – птицей срывается с губ, стрелой уносится к медью звенящему солнцу». («Песнь о взятии Сиракуз») И еще много, очень много дивных рассказов можно найти в сборнике. Читатель встретит в нем сказания о мифологических и сказочных чудовищах, о взаимоотношениях людей и природы, о чувствах человека, потрясающих его, человека, душу и меняющих его жизнь навсегда… Образность и поэтичность рассказов, созданных богатым воображением авторов, не оставит читателя равнодушным. А их умение передать с таким мастерством дух и стиль самых разных мифов и сказок можно тоже назвать волшебством. 
Приобрести книгу можно здесь: http://shop.cruzworlds.ru/?a=book&id=723
|
| | |
| Статья написана 12 февраля 2017 г. 14:01 |
«Рука, сжимающая сталь Приблизит миг расплаты. Мы ненавидим кровь и смерть, Но все же мы — солдаты...» (из стихотворения А. Долинина) Моё знакомство с творчеством А. Долинина продолжается. А это значит, что продолжается моё знакомство со старшим лейтенантом Долиным, жизнь которого не назовешь безмятежной. Перед нами ещё один, «очередной этап судьбы, новые дороги на другой планете (или в другой реальности, ученые до сих пор не разобрались), которую мы называем «Новой землей». Сюжет книги — напряженно-динамичный. Легкий юмор, искренность, теплота — то, что так понравилось мне в первой книге, автор сохранил и здесь, в «Прочной нити». Как и в первой своей книге, автор делится своими знаниями. Причем, делает это ненавязчиво, в непринужденной форме, как бы беседуя с читателем. Ткань книги полна красок и чувств, которые, на мой взгляд, показаны без излишнего пафоса. Просто такая у героев книги жизнь, и они служат своему делу, выполняют свой долг, верны в дружбе и любви. Можно даже назвать всю книгу откровенным и искренним разговором, который ведет старший лейтенант Долин с теми, кому стала интересная его жизнь, столь наполненная разными событиями. «Служба-гостиница-служба-гостиница... Гружу себя так, чтобы времени на душевные терзания не оставалось. Это разве что в кино главный герой часто вынимает из кармана фотографию семьи и подолгу на нее смотрит. А еще, если в фильме второстепенный герой показал кому-то фотку семьи — значит, хана, жить ему осталось только пару эпизодов. Это у меня так, шутка усталого мозга. Пойду лечить нервы работой, нужно несколько антенн срочно изготовить, да и вообще, пора ремонтников в мастерской взбодрить...» Война, враги и сражения, в которых так хочется выжить. Друзья и любимая, надежды, грусть расставания и радость встречи, победы и усталость… Всё это автор умеет передать очень тонко, опять же, не прибегая с чрезмерному пафосу. «Присаживаюсь возле торчащего из земли на склоне камня, прислоняюсь к нему спиной. Автомат ставлю рядом, винтовку кладу на колени, закрываю глаза и подставляю лицо под лучи уже высоко поднявшегося солнца. Хорошо-то как...» Безусловно, автор сумел создать в своей книге такую атмосферу, что её персонажи постепенно становятся для тебя если не друзьями, то, по меньшей мере, теми, за кого начинаешь переживать. «Вот и закончился этот короткий эпизод длинной войны. Пусть и не «официальной войны», но от этого она не становится менее кровопролитной. Кто-то может спросить: «А ты-то что на ней забыл, зачем в окопы полез?..» Все очень просто: сейчас я сижу в окопе для того, чтобы через несколько лет не пришлось воевать сегодняшним детям. Пусть они на Новой Земле что-нибудь строят, исследуют, создают... только не разрушают и не стреляют в других людей ради сохранения своей жизни и жизней близких. Когда закончится «угрожаемый период» — буду работать как простой радиоинженер, надеюсь, что смогу найти себе место где-нибудь в Демидовске. Но до того момента еще дожить надо...» И чтобы дожить, приходится воевать, и воевать так, чтобы побеждать. А после боя ждет покой? Нет, друг, покой нам только снится. И всё же… «Приятно чувствовать себя живым. И вообще, почему-то, чем дольше живешь — тем больше хочется пожить еще. Что-то меня на философию потянуло, нужно бы вниз пойти, травяным чаем нервы полечить, что ли...» Удачи тебе, старший лейтенант Долин! Книгу можно приобрести здесь: http://shop.cruzworlds.ru/?a=book&id=45
 
|
| | |
| Статья написана 8 января 2017 г. 12:15 |
Возможно, для кого-то книга А. Долинина оказалась ещё одной встречей со знакомым миром под названием «Земля лишних». Я же встречаюсь с этим миром впервые. У меня всегда было впечатление, что те, кто пишет подобные произведения, рассчитывают, в основном, на мужскую аудиторию. Но оказалось, что читать интересно и мне тоже. Из аннотации к книге: «Как выжить в другом мире, прибыв туда без денег и оружия, только с парой радиостанций в рюкзаке? Если не служил в спецназе, никогда не охотился в тайге, и не сделал состояние на торговле?» И, правда, как? Ответы в книге «Одиночка», сюжет которой не так чтобы хитроумно закручен, но выстроен таким образом, что заставляет читателя заинтересоваться судьбой героя. Во многих произведениях можно найти следы того, что довелось прожить автору, отражение его мыслей и чувств. У меня есть ощущение, что А. Долинин пишет именно о том, что хорошо знает. И надо сказать, что он умело использует свои знания, скажем, в области радиотехники и оружия, создавая картину того мира, в который попадает его герой, военный инженер, Алекс Долин. Примеров можно привести множество, но тем, кто заинтересуется, лучше прочитать всю книгу, а также воспользоваться глоссарием, который сопровождается фотографиями. Что еще привлекает в этом произведении? Мне очень понравилось, что всю книгу пронизывает легкий и не раздражающий юмор, которым автор пользуется, не делая его навязчивым. А еще мне по душе пришлись его рассказы о дружбе Алекса с котом. «В Порто-Франко у меня есть друг. Ну, «друг» — это условно. Не знаю, кем он считает меня. У него свой образ мыслей — потому что он вообще не человек. Он — кот». «Хозяйка зовет его Fluffy («Пушистик»), я зову его Васькой, а он делает вид, что откликается. Коты, они такие... сами по себе. Хотя что-то он все равно чувствует». Также понравилось то, как автор развивает тему любви: без пошлости, без надрывно-истерических сцен, без излишней сентиментальности. Но читатель, тем не менее, сопереживает героям. Оставляет приятное впечатление язык этого произведения. Простой и жизненный, но настолько теплый, что главный персонаж перестает быть просто героем произведения. Он становится близким человеком, что заставляет переживать за него, сочувствовать ему и радоваться за него. У фантастов нет возможности побывать на других планетах у далеких солнц, заглянуть в параллельную Вселенную или воспользоваться варп-технологией, чтобы пообщаться с представителями других цивилизаций. Они создают свои миры так, как подсказывает им воображение. А читатель имеет возможность оценить степень правдоподобия и увлекательность творения писателя. На мой взгляд, Александру Долинину вполне удалось создать мир, как достоверный, так и интересный. Думаю, книга, несомненно, найдет своего читателя. Пробрести книгу можно здесь: http://shop.cruzworlds.ru/?a=book&id=285 
|
|
|