| |
| Статья написана 27 декабря 2016 г. 14:34 |
«Моряки и рыбаки всего мира знают, что место падения золотого дождя непременно застилает непроницаемый туман. Из самой его глубины распространяется холодящий сердце страшный звук. А внутри туманного облака над морем распускаются диковинные цветы, которые человеку видеть никак нельзя». Люди живут своей жизнью и не задумываются о том, что в мире не все идет по заранее определенному пути. Бывает так, что в судьбу людей вмешиваются силы, не подвластные пониманию обывателей. « Люди цепляются за прошлое в страхе перед будущим. Да, золотой дождь не прост. Не случайно он приносит туман. Дыма без огня не бывает. Но надо ли лезть во всякую тайну?» Мое знакомство с научно-фантастическим романом В. Сабитова «Ошибка Фаэтона» доставило мне истинное удовольствие. Роман состоит из двух книг: «Цитадель» и «Звездная кара». Перед нами произведение, охватывающее самые разные проблемы, волнующие не только автора. Это вопросы мироздания, гипотезы, связанные с возникновением жизни не только на Земле, проблема контакта цивилизаций. Цивилизаций настолько разных, что проблема контакта между ними ведет к проблеме выживания человечества. «…имеется какая-то сила, создающая живое, ведущая к разуму. Данный процесс изнутри моделироваться потому не может принципиально. Не с нашими мозгами, иначе говоря. Откуда же мы, люди? Не из обезьян, это уже неопровержимо ясно. И не из молекул первичного случайно замешанного бульона, — тоже понятно». «- Сравнительно недавно в окрестностях нашего рукава Галактики мы обнаружили загадочную «пустыню». На протяжении нескольких парсеков там отсутствует всякое вещество. Частицы с массой покоя выше нуля туда не проникают. Полевую составляющую материи там исследовать нельзя. Геометрия «пустыни» говорит о наличии там непонятной нам целесообразности. Психозондирование позволило сделать вывод: в этом районе действует ключ порядка и устойчивости нашего физического мира. Там поддерживаются все известные и неизвестные фаэтам физические, химические и прочие константы. За исключением величин космологического значения. Какая сила и каким образом обеспечивает этот процесс, — загадка». Главного героя романа, Лерана Кронина, находит на берегу моря Леда, дочка рыбака. Он остается в этой семье и до определенного времени живет, не помня ничего о своей прошлой жизни и о том, как он попал на этот морской берег. Он еще не знает, какие испытания выпадут на его долю, не знает о том, что придется пережить ему и его друзьям. Трагизм жизни и проблемы человеческих отношений — все это он испытает сполна. «Что же происходило с самим Лераном? Озадаченный проявлениями в сознании и памяти непонятного и загадочного, после безуспешных попыток разбудить своё забытое прошлое, он занялся техникой медитации. Как и всё, за что он брался, она далась ему без усилий. Во время одного из сеансов он сделал вывод: лицо Старца, — так он его назвал, — хранится в нём самом, оно отпечаток его собственного прошлого. След удивительный, живущий самостоятельной жизнью. Вторым выводом стало важное открытие: его всё усиливающееся отличие от массы людей вовсе не ущербность, не следствие детской болезни или недоразвитости, а наоборот, — проявление присущих его личности исключительных качеств. Следующим шагом стало стремление раскрыть эти качества для самого себя, понять себя как человека. Стремление это, соединённое с сеансами медитации, быстро принесло результаты, которые можно было считать неожиданными и выводящими на некую новую ступень в его развитии. А в том, что он растёт, развивается, что ещё не стал по-настоящему взрослым и самостоятельным, Леран не сомневался». Автор щедро расходует краски палитры своего воображения, рисуя героев произведения и те испытания, через которые им приходится проходить. Это не просто персонажи романа, созданные писателем и живущие в придуманном им мире, а живые люди, со своими чувствами, переживаниями и мыслями. Следуя за героями, чувствуешь тот накал страстей, который сближает нас с ними, заставляет сопереживать им. В. Сабитов рисует не просто картину будущего, как он его видит, а огромное полотно, на котором он создает яркий мир. Мир людей, с их попытками найти ответы на вопросы, задаваемые им жизнью. Загадочный мир фаэтов и чужой опасный мир враждебных гостей из космоса. Переплетение фантастического антуража с реальностью происходит органично и живописно. Пред читателем раскрывается возможность встречи с обитателями других планет, что влечет за собой необходимость решать не одну нравственную проблему.
«Вера и надежда покинули земную цивилизацию, сделавшись призраками прошедших времён. И закипела кровь людская. И бросились люди искать утешения в буйно расцветшем огне обманных страстей. Разум снял с себя венец правителя человека, любовь лишилась спасительной чистоты и предстала изнанкой. Только океан сохраняет живую теплоту, поддерживая перед внешним, звёздным взором образ разумной планеты». Прочитав обе части романа, я могу смело сказать, что в «Ошибке Фаэтона» я встретила писателя, не только прекрасно владеющего словом, но и обладающего знаниями в самых разных сферах. В. Сабитов не только отражает в своем романе определенные социальные явления, а мастерски перемежает это изображение с элементами научной фантастики, что, несомненно, порадует любителей этого жанра. «Чёрная планета Йуругу, последняя планета отвергнувшей жизнь и гибнущей тройной звезды, продолжала скольжение по кратчайшим линиям-рельсам пространства, соединяющим умирающий Сириус с цветущим Солнцем. А бесконечные ходы-галереи, прорытые в коре Йуругу, укрывали легионы чудовищ, пожелавших колонизировать населённые миры Солнечной системы. И никто из людей либо фаэтов не мог и предположить, какая сила и какой изощрённый разум породил эту цель, и каково её истинное наполнение».

|
| | |
| Статья написана 17 декабря 2016 г. 13:30 |
Мир фантастической литературы грандиозен, неисчерпаем и безбрежен. Каждый, кто любит фантастику, может бродить по тропинкам этого мира и найти то, что его интересует, то, что ему нравится читать и то, что заставляет его возвращаться вновь и вновь в этот мир. Так получилось, что на одной из тропинок мне довелось встретить с серию книг под общим названием «Кремль 2222». Не скажу, что давно мечтала об этом. Но, тем не менее, изучая самые разные пласты российской фантастики, я заинтересовалась, каким получился созданный авторами столь странный и загадочный мир. Знакомство мое с этой серией началось с романа Олега Бондарева «Кремль 2222. Строгино». А продолжилось романом этого же автора «Кремль 2222. Тушино». И вот они, уже знакомые мне по первой книге дружинники Игорь и его лучший друг, Захар, а вот и нейромант Громобой, вновь готовый к битве. Снова приключения, борьба за жизнь, сражения с самыми разными существами. Автор, следуя стилю, задаваемому требованиями серии, создал множество самых разных обитателей московской зоны. Нео, крысособаки, мутанты, био, кровожадные шамы, кио, телепаты… А также виртуозно смешал в романе самое разное оружие и технологии. Мечи и пистолеты, дружинники и воеводы, ноутбуки и армированные дубины. Иногда это выглядит, на мой взгляд, странно, но таковы законы жанра, по-видимому. Углубляясь в чтение этой книги, я, конечно, представляла себе чего мне ждать. Картину О. Бондарев, рисует мастерски, и картину довольно мрачную. Но, каким бы унылым и мрачным не казалось читателю существование человека в этой действительности, автор оставляет нам надежду. Надежду на то, что помня о прошлом, сражаясь и погибая в настоящем, человек шагнет в будущее, выйдет за пределы зоны и вернет Земле все то, что сам же у нее и отнял. «Плохо попасть под дождь, когда ты в пути. Однако куда хуже под дождем сражаться. Мало, что видимость ухудшается, так еще и удары теряют былую хлесткость – ведь клинку приходится прорубаться не только через воздух, но и через стену воды, а это уже ощутимые потери в скорости». Дружинники сражаются, гибнут… Так всегда было там, где встречаются непримиримые враги. «Далеко не всегда нынешняя Москва предоставляла возможность достойно попрощаться с погибшим собратом. Куда чаще приходилось наблюдать, как очередное порождение Зоны проглатывает твоего товарища, того, с которым ты еще полчаса назад делил хлебную корку или девок обсуждал. После боя ты пытался вспомнить, как это случилось, и не мог – ведь не успели челюсти той прожорливой твари сомкнуться, как на тебя уже нападала другая, все еще голодная и оттого злая, как черт». «В московской Зоне никогда нельзя расслабляться. Кем бы ты ни являлся, огромным био или крохотной крысособакой, против того же Поля смерти все были равны. И где справедливость?» «Впрочем, попытки ее отыскать в нынешней Москве изначально были обречены на провал. О справедливости вопрошал каждый дом, растерянно взирающий на случайного путника черными квадратами окон, в которых давно не осталось ни стекол, ни рам. Та жалкая горстка людей, которая пережила Последнюю Войну, умерла много лет назад, а их потомки до сих пор барахтались на грани жизни и смерти. И теперь в приоритете была уже не справедливость, а боеприпасы, провизия и медикаменты». Трудно людям. Но важно, несмотря ни на что, оставаться человеком до конца, не списывая предательство на страдания и тяготы войны. «– Я друзей в беде не бросаю, – отрезал Игорь. – Друзей… – эхом повторил кио. – Никогда не понимал, зачем люди так обременяют себя таким странным взаимодействием с другими представителями своей расы? У кио все куда проще – одна модель сменяет другую, когда приходит время, и это никого не смущает. – Ну, вот в этом безразличии, наверное, и состоит главная разница между нами и вами, – дерзко вскинув подбородок, произнес Игорь, – а не во всяких… деталях в ваших телах». Если сравнивать первую книгу «Кремль 2222. Строгино» и эту, о которой мы сейчас говорим, то надо заметить, что во второй части гораздо меньше стилистических шероховатостей. Хотя полностью автору избежать их не удалось. Например: «Сердце бешено стучало в грудную клетку, а мозг продолжал недоумевать». «Он ступал осторожно, боясь, что шум шагов привлечет внимание мутантов, коль таковые действительно сидят в заброшенном доме слева от затуманенной дороги». Затуманенная дорога? «Удар вышел такой силы, что бедняга-разведчик тут же потерял сознание: перепачканная кровью голова упала на грудь, веки к этому моменту уже были опущены». «Игорь бросил отчаянный взгляд вглубь тоннеля. Митрофан и его пленители уже практически растворились в полумраке». «Они практически синхронно заозирались по сторонам». «Олег и вовсе с головой погрузился в раздумья – его взор, остекленевший, будто у покойника, был направлен сквозь других разведчиков». В целом, думаю, что книга заинтересует, прежде всего, молодое поколение, а также всех тех, кто любит читать о приключениях героев, попавших в самые неожиданные для себя и для читателя, ситуации. Приобрести книгу можно здесь: http://www.labirint.ru/books/563041

|
| | |
| Статья написана 2 декабря 2016 г. 13:37 |
«Ждет нас удача в великом походе, Самых достойных позвали Инглинги…»
Распевал один из норманнов, собравшихся на пир, похваляясь своими подвигами… Давно хотелось мне поговорить о рассказе Григория Родственникова «Золотая статуэтка Одина», найденном мной в старинном ларце, в котором хранятся полные тайны и очарования свитки Клио. Каждый рассказ — как драгоценный камень, который достаешь из ларца, чтобы еще раз полюбоваться игрой света в нем, поразиться в очередной раз мастерству того, кто создал эту красоту. Это сапфир. Синий, как небо в ясный день. Синий как море, когда оно нежно и ласково манит своей прохладой, обещая унести своими волнами все твои печали… Но бывает так, что море приносит на своих беду и страдания. Норманны высадились на берег Гардарики. Убивать, жечь дома и захватывать рабов — привычное дело для героя-норманна. Мало кому удается спастись. Один из воинов увез с собой девочку, Милаву, после того, как расправился с её отцом и матерью. На шее убийцы сверкала статуэтка Одина, которую девочка хорошо запомнила. Долго тянулись годы, проведенные Милавой в плену. «Ее участь была не слишком тяжелой. Норвежцы рачительные хозяева и без нужды не причиняют вред своей собственности. Уже десять лет её домом был скалистый продуваемый северными ветрами фиорд. А вместо теплой веселой речки у ног рокочет холодный пенный океан. Она привыкла. И уже не вспоминала Гардарику – так здесь называли её далекую Родину. Ей дали новое имя. Гудрун». «Еще в первый год пребывания в фиорде маленькую смышленую девочку приметила старая ведьма Аудхельга, целительница и ведунья. От нее Гудрун узнала много древних рецептов врачевания, наговоров и приворотов. Научилась разгадывать сны и вещать будущее». Но могла ли Милава предвидеть свое будущее? То будущее, в котором она окажется лицом к лицу с убийцей самых дорогих для нее людей? Чем меня привлек этот рассказ? Прежде всего, атмосферой, внутренней энергией текста и яркостью характеров, созданных автором. Рассказ уводит читателя в далекую глубь веков, сумев в небольшом рассказе вместить так много. Любовь и ненависть, трагичность судьбы человеческой и силу души, оставшейся несломленной. «Девы-валькирии – вестницы битвы. Молнией жгучей, режущей сумрак, Одина взор освещал нам дорогу…»
Рисунок выполнен Александром Павловым .jpg)
|
| | |
| Статья написана 25 ноября 2016 г. 15:14 |
«Утерянные свитки Клио»… Этот сборник содержит в себе столько очарования, что не могу не возвращаться к нему снова и снова, чтобы погрузиться в мир тайн и загадок, которые рассказчики показывают читателю столь живописно. Сборник рассказов этот напоминает мне старинную шкатулку, наполненную восхитительными драгоценными камнями. Открываешь крышку шкатулки и достаешь великолепный изумруд… Или сапфир… Рассказ, о котором мне хотелось бы сказать сегодня, можно сравнить с рубином. С великолепным большим и мастерски ограненным рубином. Потому что речь идет о рассказе Анастасии Юдиной «Одно из любовных приключений Антуана де ла Ренна», в котором талантливой рукой автора сплетены в незабываемый узор любовь и тайна, кровь и колдовские чары. Мечты и любовь приводят молодого виконта в замок леди Корнарвон. «Старинный замок располагался вдали от проезжих дорог, в десяти милях от ближайшего городка. Окружавший поместье запущенный парк переходил в лес – роскошные охотничьи угодья, где водились лисы, кабаны и (по слухам) даже медведи; и владения эти были так велики, что (опять-таки, по слухам) в прошлом году там пропало два молодых егеря, рискнувших отправиться в обход без опытного провожатого». Трепетная бабочка зародившейся страсти Антуана де ла Ренна заставила его приехать по приглашению леди Корнарвон в её поместье. Молодой виконт встретил там изысканное и немногочисленное общество. «Пребывание в замке было весьма приятным: погода стояла теплая и сухая, – редкость для столь поздней осени, – так что в дневное время охота сменялась прогулками по окрестностям – верхами или в открытых экипажах. Вечерами же все общество собиралось в гостиной или библиотеке: играли в бридж, музицировали, вели неторопливые беседы. Пару раз виконту удалось уговорить леди Камиллу совершить вечернюю прогулку по парку вдвоем. Но увы, ничего большего, чем позволить взять ее за руку и запечатлеть не вполне невинный поцелуй на нежной шейке, Антуану добиться не случилось». Не все складывалось так, как хотелось Антуану, и не таким как он мечтал, оказалось его пребывание в доме леди Корнарвон. Один из её лакеев был найден мертвым, а тело его было изуродовано так, словно на него напал огромный волк. Полицейский констатировал «смерть от несчастного случая», парк прочесывали команды егерей и слуг, и, казалось бы, можно наслаждаться жизнью и любовью. Но почему так беспокойна хозяйка поместья? Что пугает её? Виконт де ла Ренн пытается решить загадку такого поведения Камиллы Корнарвон. Что же скрывает прелестная Камилла от своих гостей? Пусть читатель откроет старинную шкатулку, хранящую так много прекрасных рассказов, и узнает тайну, скрытую в замке леди Корнарвон. 
|
| | |
| Статья написана 10 ноября 2016 г. 13:43 |
Открывая новую для себя книгу, я всегда погружаюсь в мир, созданный автором, с радостным ожиданием. Иногда это ожидание оправдывается, иногда – нет. Думаю, что это нормальное явление: замыслы автора не всегда совпадают с надеждами читателя. Что касается сборника рассказов Тимура Максютова «Авель, брат мой», то я, не колеблясь, причисляю его к произведениям, прочитав которые, испытываешь сожаление о том, что книга дочитана. У каждого автора есть свое представление о будущем, свои мишени, так скажем, для обличения, свои методы, позволяющие создать произведение, увлекательное и наполненное такими приключениями героев, созданных фантазией писателя, что заставляет не просто читать книгу, а задуматься о многом. «Авель, брат мой» — сборник фантастических рассказов. Специфика фантастического жанра такова, что она дает простор для фантазии автора. Кто-то пройдет мимо этого простора, не пытаясь использовать его. А кто-то, как Т. Максютов, найдет изумительные краски, чтобы перед нами с поразительной достоверностью возникла фантастическая картина. Арена действия героев его рассказов – это мир, в котором мы живем и космос, в который мы стремимся. Мир многообразный, населенный людьми, со всеми присущими им достоинствами и недостатками. Мир, в котором происходят самые разные события. И рисует нам картину этого мира Т. Максютов с большим мастерством. При этом герои его рассказов не выглядят нелепыми картонными фигурами, разбросанными по красочному полотну произведения, а сохраняют свою индивидуальность. «Авель, брать мой»… После того, как прочтешь рассказ, давший название всему сборнику, хочется воскликнуть: «Что же мы делаем, люди!» Неужели человечество должно пройти через все страшные испытания, обрисованные в рассказе? И, только тогда найти в себе силы остановиться и не шагнуть за ту грань, откуда вернуться уже невозможно? Может быть, мы все же одумаемся и повернем на дорогу мира и добра? Пусть не сразу… Пусть даже не все… Тимур Максютов оставляет нам надежду на это. «У Адама и Евы был один сын. Один, а не два. В каждом есть и Каин, и Авель. И кем из них двоих быть, зависит только от тебя самого». Отдавая должное фантазии автора, хотелось бы мне выделить те рассказы, которые произвели на меня наибольшее впечатление. «Пигалица», «Генератор совести», «Изменить полярность», «Теплая кровь», «В начале было мало», «Работа над ошибками», «Плоды воображения», «Яблочко наливное», «Гвоздь», «Кавардак под Новый год, или Шлем под Ёлкой», «Семьдесят два часа» … В каждом из них есть своя прелесть и яркое своеобразие. Ирония и владение словом, игра ума и фантазии автора, острые сюжеты и переплетение мифологии с атмосферой реальности происходящего — все это богатство красок делает рассказы Т. Максютова чрезвычайно увлекательными, и, думаю, они доставят тому, кто решит прочитать эту их, истинное удовольствие. 
|
|
|