Каждый, кто пишет или читает фантастическую литературу, по-своему определяет, что такое фантастика. Есть наш современник, попавший куда-то? Все, это фантастика. Есть маги, эльфы и откровенное чудотворство? Конечно же, это фэнтези, часть фантастики.
Но есть еще часть книг, в которых можно найти правдоподобные ситуации, внутреннюю логику событий и фантастические элементы, которые органически прорастают в ткани произведения. «Здравствуй, марс!» В. Моисеева я отношу именно к таким. Вещь тонкая, выполненная, на мой взгляд, неторопливым и прекрасным языком. Я бы сказала даже, что это, прежде всего литература, которую так редко встречаешь в потоке серого, унылого и однотипного чтива, а потом — фантастика.
Аннотация
Люди стали другими, с некоторых пор будущее для них – доступный набор готовых к исполнению желаний. Хочешь отправиться на Марс – пожалуйста! Правда, билет выписывают в один конец, но разве это остановит человека, мечтающего стать одним из покорителей такой притягательной для человеческого разума планеты! Склонным к геройству обещают, что они станут героями, властолюбивые получают отличную возможность организовать, наконец, удачный Всемирный Заговор с очевидной пользой лично для себя, ученые научились творить любые чудеса. Проблемы в этом прекрасном мире только с дружбой, литературой и любовью. Писатели – народ своеобразный. Неудивительно, что именно писателю удалось разрушить эту замечательную утопию.
Писатели нередко пытались предсказать будущее. Пытаются и в наши дни. Утопии, антиутопии и т.д. Есть «Новый дивный мир», «1984» и «Метро», но есть «Туманность Андромеды» и Мир Полудня. Каждый может выбрать то, во что он верит.
В. Моисеев верит в то, что будущее нашей Земли — это будущее человека разумного, высокоразвитой науки и интереснейших технологий. Но все же, у меня возникло ощущение, что не столько технологии и наука были целью произведения «Здравствуй, Марс!». Человек, его чувства и нравственность — вот о чем, на мой взгляд, книга. Безусловно, я могу ошибаться, так как говорю только о том, на какие мысли эта книга натолкнула меня.
Итак, люди готовятся отправиться на Марс. Сколько фантастов, столько вариантов его изучения. Сколько авторов, столько и мнений о психологических проблемах освоения далеких планет.
«На самом деле, выбор друзей, это все знают, рациональной оценке не поддается. Далеко не каждого судьба награждает другом. Но с выбором судьбы приходится смириться, а вот с решением технического персонала из группы управления полетом не обязательно. Нельзя заставить признать другом чужого и неприятного человека. Окончательный выбор переселенец должен сделать сам».
Идеи книги, язык, описания, философия, характеры персонажей и проработка научно-технических деталей — все это доставило удовольствие при чтении. Но не только. Книга заставляет думать. Можно назвать это магией книги. Она, магия, или есть, или полностью отсутствует. А уж каким способом автор добьется этого магического влияния на читателя, пусть решает сам.
«— Есть книги, которые можно перечитывать каждые полгода. И, уверяю тебя, каждый раз там обнаружатся новые подробности, которые ускользали от тебя прежде.
— Разве литература не доказала свою ненужность и бессмысленность?
— Нет. Наоборот. Мне легче представить мир будущего без компьютеров и полетов на Марс, чем без литературы».
Э. Рязанов: «Надо помочь людям научиться отличать подлинное искусство от дешевой поделки, распознавать пошлость, безвкусицу. Одним словом, воспитывать зрительскую культуру, которая еще далеко не у всех людей существует. Ведь этому в школах не учат, а самостоятельно не все к этому приходят».
И хотя речь у Рязанова идет о киноискусстве, к искусству владения словом литературным это высказывание можно отнести тоже. На мой взгляд, произведение В. Моисеева «Здравствуй, Марс!» можно поставить в ряду тех, что помогают эту культуру слова воспитать.
Еще несколько цитат позвольте привести:
«Есть знания, которые способны не только запутать тебя окончательно, но и разрушить твою жизнь до основания».
«— Прошлое — ужасная штука. Признаться, я больше люблю будущее».
«Есть вещи, о которых особенно неприятно вспоминать. Не потому, что они запредельно гадкие или бросают тень на репутацию — как поступать в таком случае ясно: следует исправить то, что можно исправить и дать себе слово никогда больше не вытворять ничего подобного. Потом посетовать на то, что умные люди учатся на чужих ошибках, а дураки на своих, как следует потешить свою совесть искренним раскаянием, и, наконец, наплевать и забыть. По-настоящему страшно вспоминать о событиях, которые изменили твою жизнь. Ничто не терзает так душу человека, как паническая мысль: «В тот проклятый день меня вынудили сделать выбор. И я его сделал. Моя жизнь могла сложиться по-другому, если бы я сумел правильно оценить открывающиеся передо мной возможности, все было в моих руках».
«Мне кажется, что только после того, как появилась литература, люди стали человечеством. Они смогли обмениваться не только своими генами и простыми навыками, но и чувствами и их интерпретациями».
«Человеческая память на удивление коварна и лжива. Часто воспоминания имеют лишь отдаленное отношение к происшедшим событиям. Кое-что важное мы забываем, кое-что домысливаем, кое-что перевираем. Наша психика пытается вытеснить из воспоминаний все негативное и болезненное, мешающее оптимальной работе организма. Люди даже не замечают, что их память деформирована, они привыкли жить с естественной ложной памятью и не видят в этом ничего дурного».
Не все положения книги могут быть приняты безоговорочно. Но это, по-моему, нормальное явление. Каждый автор пропускает факты и гипотезы через призму своего мировоззрения.
Книга будет, несомненно, интересна тем читателям, которых интересуют не только технические детали покорения Марса, но взаимоотношения людей и чувства человеческие, проверяемые Марсом.
Писатели-фантасты часто стремятся заглянуть в будущее, пытаясь угадать, что мы, люди сможем принести туда, в это прекрасное далеко, которое, по мнению некоторых, прекрасным-то как раз и не будет. А каким оно будет, если судить по рассказу «Звёздные китобои»?
Люди разделились на два враждующих лагеря. Одна группа хочет спасти звёздных китов, другая — совсем наоборот. Для этой, второй группы, слова «кровь китов» и «топливо для ситрогравитонов» стали синонимами. Есть кровь, ситра, значит, будут работать двигатели, созданные умельцами на планете Эдельвейс, где и живут китобои. И только у китобоев-пиратов есть эти двигатели, секрет работы которых безуспешно пытаются разгадать ученые.
Космос всегда был и останется жестоким. Нравится нам это или нет. И борьба между звёздными китобоями, убивающими китов ради их крови, и звездолётами Экопатруля жестока и беспощадна. Один из эпизодов этой борьбы весьма ярко представляет нам В. Цуркан в своём рассказе «Звёздные китобои».
Звездолет «Левиафан» находит столь желанную добычу: звёздных китов. Ещё немного — и драгоценный груз будет доставлен на корабль и «Левиафан» может отправляться грабить караваны. Однако патрульный крейсер настигает пиратское судно. Кто же выйдет победителем из этой схватки?
Что мне нравится в рассказе? Стиль изложения, яркие образы, психология людей и их отношения, звездолёты, сражение, переживания героев, борьба за жизнь — все это не оставит равнодушным читателя.
Хочешь указать на ошибки, то сначала похвали. (с)
Несколько критических замечаний к рассказу В. Цуркана «Звёздные китобои».
Все субъективно и просто личное мнение.
1. Некоторая шероховатость рассказа. Не ощущала этой шероховатости ни в одном его произведении из тех, что уже читала.
2. Иногда воспоминания героев рассказа «нападают» на них в момент, не совсем подходящий для сентиментальных мыслей. Например, звездолет приближается к киту, напряжение растет, а Хок задумался.
«Воспоминания накатили морскими волнами и принесли на берега его памяти картины родной планеты. Он давно не ходил по рыхлому, свежевспаханному полю, не переминал в руках комки тёплой плодородной земли. Эдельвейс — планета звёздных китобоев, но не так уж и давно они были земледельцами и купцами. Изобретение нового вида двигателя заставило их превратиться ещё и в китобоев. А зелёные из службы "Эко" вынудили китобоев-торговцев стать китобоями-пиратами.
Хок вспомнил прадеда. Юлиан Смит в юном возрасте начал осваивать старинное ремесло. Он стал богатым фермером, плоды его труда имели спрос на многих планетах. Но экономическая блокада уничтожила все его начинания, и сейчас их родовая ферма пришла в уныние. Поля пустуют и обработана лишь небольшая делянка, которой хватит, чтобы прокормить семью».
3. Стрелок-писатель с республиканского звездолета тоже озадачился разборкой своих мыслей и чувств, на мой взгляд, не по делу. Снижает тем рассказа.
«Измученный мрачными и страшными мыслями, он забылся тяжёлым сном. Во сне он снова пережил последний разговор с отцом.
— Писательство, это самая неблагодарная работа, — сказал отец. — Скольких авторов сожгли на кострах, повесили, продержали всю жизнь в тюрьмах!
— Но я хочу написать книгу! Что такого опасного в книге о борьбе против корсаров?
— Страшно то, что любой писатель, не заметив этого, может перейти грань дозволенного и стать неугодным правительству. Стольких поэтов и писателей сгноили в тюрьмах, хотя, если прочитать все их произведения, ничего крамольного в них не найти. Просто кто-нибудь из правителей вдруг вбивает себе в голову, что отрицательный персонаж романа очень похож на него. И тогда на автора начинаются гонения. Нет, его не убирают сразу. Его "выводят на чистую воду". В конце концов, его назовут врагом цивилизованного общества, и по просьбе всего народа сожгут на костре. И какой-нибудь простак, который раньше запоем читал романы этого автора, первым подбросит хворосту в костёр».
4. Ну и еще раз о том, как изъясняются герои. В самом конце рассказа. Иван, конечно, писатель. Но и ему разговаривать попроще бы надо.
«- С жёсткой посадкой! — услышал Хок чей-то голос.
Открыв глаза, он увидел склонившееся над ним лицо незнакомца. Стекло его шлема было поднято и на нём блестели лучи голубого солнца.
— Где это мы? — спросил Хок, озираясь.
— На планете, которая надолго станет нам домом. Меня зовут Иван Глыбин. Нам предстоит осваивать новый мир, который мы нечаянно открыли.
— Хокмун Смит, — представился Хок. — Странно, что я ещё жив после всего случившегося.
— Не ты один так считаешь. Нас, удивлённых своим везением, собралось семьдесят восемь человек, семьдесят мужчин и восемь женщин. И нет никакой разницы, китобой ты или республиканец. Мы живы, мы вместе, и это главное».
«Утерянные свитки Клио»… На этот межавторский сборник я уже писала короткий отзыв. Но вот захотелось поделиться с народом мнением о нескольких рассказах из этого сборника дополнительно.
Каждое повествование в сборнике «Утерянные свитки Клио» имеет свое очарование, но некоторые из них все же произвели на меня впечатление более сильное. Это, на мой взгляд, естественно, так как каждый человек создает свою реальность, свой мир, в котором он что-то может отвергнуть, что-то принять.
Начну с рассказа Сергей Буридамова и Анастасии Юдиной «Кровавая осень Ацтлана».
Авторы показывают нам один из витков древней истории, а именно истории ацтеков, рисуют нам картину из жизни народа самобытного, имевшего свою культуру, но вместе с тем, историю кровавую и жестокую.
Загадочный мир ацтеков, в котором нет места безоблачной идиллии. Жрецы и воины, сражения, в котором враги беспощадны и безжалостны, боги, требующие кровавых жертв… Но все же и любовь находит себе сердца, чтобы прорасти в них и не дать исчезнуть надежде на то, что не всегда победителем в этом мире остается жестокость.
Авторы великолепными мазками своих красок погружают нас в атмосферу того времени, создавая причудливый узор, сотканный из описания сражений, быта, поклонения богам и страстей человеческих. Динамичное повествование, в котором есть место размышлениям персонажей и самых разных их чувств, описанию природы и странных и чуждых для нас, современных людей воззрений.
Несколько цитат позволю себе привести:
«Проходя по когда-то великолепному саду повелителя народа воинов – могучего Ауисотля, – старик остановился и покачал головой. Трава пожелтела и пожухла; деревья больше не радовали взгляд пышной листвой, а протягивали к безжалостному бледно-голубому небу сухие руки-ветви; прозрачные воды искусственных озер и ручейков превратились в липкую бурую грязь; земля растрескалась и покрылась коростой, как кожа больного проказой».
«Предводитель поднял ладонь. Рядом с ним, словно из ниоткуда, возникли двое воинов. Это были командиры отделений Орлов и Ягуаров – лучших бойцов владыки Ауисотля. Куохтлиотл воспитал обоих и научил убивать. Из его рук эти воины впервые приняли обсидиановые мечи, и каждому из них он самолично сбрил пучки волос на затылке после того, как они взяли в бою своих первых пленников. Эти двое понимали его с полуслова, и Куохтлиотл знал, что именно им он доверит охрану будущей священной жертвы».
«Внезапно предводитель вздрогнул: сквозь кровавую маску, покрывавшую лицо юноши, предводитель ацтеков увидел взгляд пленника, полный ненависти и ярости.
«А он отважен и смел!» – уважительно подумал воин и, повернувшись к слуге, произнес:
– Пусть перевяжут голову этому сапотеку, – и добавил, впервые за много дней улыбнувшись. – Кажется, мы нашли священную жертву для Тошкатля».
«Прекрасная Коаксок, завернувшись в алый плащ, спешит по искусно выложенной каменной дорожке к домикам пленных. Ночь уже вступила в свои права, над горизонтом поднялась лодка бога Луны, окрасив прекрасный Теночтитлан в цвета серебра и колдовства».
Думаю, что рассказ доставит удовольствие всем, кто интересуется историей, кто пожелает погрузиться в прошлое, кто захочет оценить красоту языка рассказа «Кровавая осень Ацтлана».
Книг я читаю очень много. Бывает так, что книга не нравится, но я дочитываю, так как хочу дать возможность автору высказаться до конца, не прерывать его. Бывает так, что книгу хочется перечитать сразу, потому что грустно расставаться с ее героями. Иногда перечитываешь через месяц, два или через год. Не всегда с первого раза можешь понять и оценить. Бывает так, что после прочтения книги хочется поделиться своим мнением. Что я сейчас и делаю.
Мне интересно было встретить нового для себя автора и познакомиться с его творчеством, погрузиться в мир, который он создал. Таким автором стал для меня Тимур Максютов, книгу которого, «Офицерская баллада», мне довелось прочитать.
80-е годы прошлого века. Юный офицер, лейтенант Марат Тагиров, отправляется к месту своей службы. Это гарнизон, расположенный в Монголии, в городке Сумбэр. Молодой человек полон стремлений и надежд. Он не знает еще, как неумолимо и резко изменится его жизнь, как рухнут его идеалы под нажимом суровой действительности. На его долю выпадут самые разные испытания и трудности. Справится ли Марат Тагиров с ними?
Что мне понравилось в книге:
1. Автор пишет о том, что сам хорошо знает. Такое создалось у меня впечатление, как у человека, который часть своей жизни прожил в разных гарнизонах.
2. Сюжет увлекателен и захватывает внимание с первых же страниц.
3. Герои книги выписаны ярко и все переживания их переданы автором без чрезмерно-пафосного надрыва, но с пониманием всего, что происходит в человеческих душах.
4. Писатель старается быть объективным наблюдателем. Хотя ему не всегда это удается.
5. Особо хочется сказать о том, что автор мастерски владеет умением разнообразно передавать речь своих героев. Для всех он находит нужную интонацию, что очень и очень привлекает.
6. Писатель Т. Максютов — не моралист-проповедник. Он не осуждает своих героев за пьянство, за циничное отношение к людям, за легкость некоторых из них в любовных отношениях. Он рисует нам картину человеческой жизни в условиях, в которых трудно сохранить чистоту души и нравственные идеалы. Но Марату Тагирову это удается.
6. Линия возникновения и развития любви между Маратом Тагировым и красавицей Ольгой Андреевной, женой замполита Сундукова, выписана с удивительной задушевностью.
7. Автор умелой рукой рисует нам фрагменты обыденной жизни гарнизона, затерянного в степных просторах Монголии. Бессмысленно-жестокая действительность, которая порождает моральный распад многих из тех, кто в ней обитает.
8. Особое спасибо от меня, как от любителя поэзии, за стихотворение.
Как неродившийся рассвет,
Так отношенья наши странны,
Аврора утром так туманным
Не говорит ни «да», ни «нет».
Но обнажится вдруг душа:
В словах случайным откровеньем,
В глазах – зеленым отраженьем,
И вновь закроется, спеша.
Мы в грезах сладостных парим,
Они пока еще невнятны,
Но остаются непонятны
Наверное, лишь нам одним…
Что огорчило в книге:
1. Отдаю должное мастерству писателя. Но мрачность бытия, безнадежность и тоскливость существования человеческого все же, как мне показалось, несколько преувеличены. Это мое субъективное ощущение.
2. Автор периодически вводит в повествование фрагменты времен давно минувших. А именно, времен Чингисхана. Попытки найти его могилу, ценности, похороненные вместе с ним, а также чудо-меч, обладатель которого выйдет победителем из всех сражений. Марат Тагиров оказывается потомком Чингисхана — чингизидом. Но Марат не сумел воспользоваться этим и найти меч. Все это было бы уместно и чрезвычайно интересно, если бы книга была именно о поисках могилы завоевателя. Но если и была у автора цель намеренно включать эти моменты в книгу «Офицерская баллада», то я их (цели) не поняла.
3. У меня также сложилось впечатление, возможно и ошибочное, что автор как-то уж очень сердит на бывший Советский Союз, чего-то не может ему простить. Если судить по этому произведению, то в Советском Союзе царило такое же бессмысленное и тоскливое существование людей, как в одиноком гарнизоне в Монголии. Мне трудно судить, намеренно ли так поступает писатель, или же это краски такие на его палитре, безрадостные и именно так он воспринимает прошлое.
Впрочем, все это не умаляет достоинств книги, прочитать которую я рекомендую всем, кто любит суровую мужскую прозу.
Любите ли вы смотреть на звезды? Увлекает ли вас картина, созданная Вселенной? Сжимается ли у вас сердце при мысли о тех далеких мирах, которые скрываются в ее беспредельной глубине? «И вечный, терзающий разум вопрос…» Почему он с такой силой влечет к себе, этот холодный и жестокий Космос? Что скрывает он и что откроет человеку?
Человечество мчится сквозь пространство и время. Что оставим мы после себя? Что ждет нас впереди? Александр Хакимов в рассказе «Китобой» рисует нам частичку будущего. Возможно уже и не такого далекого.
Действие происходит на спутнике Юпитера, где расположена База по наблюдению за внеземными формами жизни. «Европа представляла собой естественный сателлит, закованный в панцирь из потрескавшегося льда; очень спокойный сателлит, без каких-либо признаков вулканической активности». А в атмосфере Юпитера были обнаружены существа, чрезвычайно напоминающие земных китов. Разумны они или нет?
Автор прекрасно владеет словом, создавая яркие персонажи. На Базе встретились два героя рассказа. Каждый из них непоколебимо уверен в своей правоте. Один — потомственный китобой, мечтающий любой ценой добыть юпитерианского кита. Другой — наблюдатель на Базе, который полон решимости не допустить этого. Надежда, гнев, печаль, отчаяние, готовность к борьбе и разочарование… Удивительно страстный и, одновременно, очень печальный рассказ.
Иногда встречается мнение, что фантастический, так скажем, антураж не нужен. То есть, зачем вы, авторы, пишете фантастику? Уберите ваши фантдопущения, перенесите героев с их проблемами на Землю — и наслаждайтесь рассказом об отношениях персонажей. Нет, не согласна. Если мне захочется почитать о человеческих взаимоотношениях, я буду читать Толстого, Чехова и т.д. В фантастике меня интересует именно фантастика. И поведение людей именно в фантастической обстановке. «Китобой» дал мне возможность с удовольствием читать не только о страстях человеческих, но и полюбоваться достижениями технической мысли людей.
Единственное, что я могла бы поставить в упрек автору — это, на мой взгляд, чрезмерно неукротимое и не подвластное разуму стремление китобоя Расмуса. «Он докажет, что является достойным продолжателем традиции, он не уронит чести рода! И в музее появится новый, необыкновеннейший экспонат — кит с планеты Юпитер, добытый лично им!» Но с другой стороны, жизнь настолько разнообразна, а поступки людей часто настолько непредсказуемы…
Китов было пять. «И всегда будет пять. Всегда. Даже когда полностью изржавеет и рассыплется в бурый прах самый прочный из гарпунов, созданных Человеком. И не только Человеком».