Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Esminets Marat» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 12 марта 2019 г. 10:39

Огонь, вода и медные трубы…

ЗЕРКАЛЬНЫЕ ЧИСЛА – М.: РИПОЛ классик, 2019.

В сборнике рассказы двух авторов: Тимура Максютова и Ольги Рэйн. С «нумерологическим» предисловием… С Тимуром я знаком достаточно плотно, с Ольгой встречаюсь впервые. Взял в руки книгу без особого энтузиазма. Но – после первого рассказа задор появился! О причине его – чуть ниже. Вторым пошло творение Тимура… И я встретился со своим первым затруднением: переход от одного автора к другому. Это как переключение между разными сериалами на двух телеканалах после каждого эпизода. Сериалы оба могут быть превосходны. Но – только настроишься на одну творческую волну, как приходится приспосабливать внутренние настройки на другую. Такое требует затрат дефицитного времени. И я принял решение: вначале читать Ольгу Рэйн, а затем Тимура Максютова. Не параллельно, последовательно, излагаю и свои впечатления.

Ольга Рэйн

Составитель сборника поступил мудро: открывающим сделал её рассказ. И какой! – я воспарил в восторге. Всё реже встречаются такие, настоящие, тексты.

10+++ «ИЗДАЛЕКА ДОЛГО»… Очень светлый рассказ, поведанный таким очаровательным, проникновенным, тонким языком! О чуде, которое подвластно детям. Да, и дети, бывает, рождаются взрослыми. Но – не все… В повествовании Ольги явственно звучит внутренний, душевный голос Мудрости, говоривший с нами в полузабытые изначальные годы.

Сюжет не отпускает… Потому что в нём – жизнь, как она есть, без искажений. И фантастика здесь не фэнтезийная, а жизненная, реальная. О связи времён. О том, что связь через время возможна только через детство, проникнутое магией любви. А не через вуду или астро-нумерологию.

Да, возрадовался я! Не погибла наша фантастика, коли есть в ней такие шедевры! – сказал мне внутренний голос.

Не лень мне переписать: «Коля с Мишей на чердаке тоже слушали, а потом долго шепотом болтали про все-все – про японскую кампанию, про волшебство у разных народов, про будущий год в гимназии, про Шерлока Холмса и капитана Немо. Потом засыпали крепким мальчишеским сном, не слыша, как шурудят в потолочных балках наглые мыли, как идет за ними черный бабушкин кот.

Да и кот ли – или само их детство неслышно кралось на мягких лапах, останавливалось посмотреть на спящие лица, чуть коснуться сомкнутых ресниц, выйти по трубе на крышу и щуриться там сквозь темноту космоса на далекие загадочные звезды?»

Вспомнили?

«ПЯТНАДЦАТЬ СЕКУНД»… Здесь – игра в жизнь в открытую. Профи-театр для актёров-«лунных людей», с круглосуточным показом по приоритетным видео-каналам. С отбором-карьерой в зависимости от рейтинга. Даже в святые могут при жизни записать.

Интересное, детально разработанное будущее: «…мы только на луне базу строим. И то всей Европой. И китайцы в спину дышат…» В центре внимания двое: в сравнении, в соревновании. Но в критической ситуации они отрываются от зависимости в борьбе, забывают о пребывании в своеобразном «Доме-2х». И тогда, на грани, на пределе жизни, происходит Чудо. И оно, Чудо, даётся читателю профессионально, по-Ольгиному – намёком, касанием, без перебора вариантов объяснения.

«СКАЖИ, ЧТО МЫ НЕ УМРЁМ»… Альтернативный исторический Интернационал… Ох, эта зовущая альтернативность крючков истории! Получается та же серая реальность. Уберём пред-определение «фантастика», и рассказ по сути не изменится. Описанный в рассказе остров преждевременно взрослых детей возможен и в состоявшейся реальности. Всё тот же «пердимонокль», словом автора.

Цветной рассказ, составленный из кусочков печальной радуги. Гипербола цветов: красного, белого и тех, что между ними. «И одиночество, вечное теперь одиночество. Темен человек, темны его мысли, темны его тени».

«ОХОТА НА БАРМАГЛОТА»… Рассказ от лица мужского рода! Начало смелое, «мужеско-коренное», по настоящему времени модно-привлекательное. Наблюдаем мы происходящее из генной памяти погибшего капитана звездолёта… Колония людей оказалось не в том месте космоса. И в процессе борьбы за выживание всё у них, колонистов, смешалось. Но к этому смешению стремится и наша, реальная планета. К чему же всё идёт? Посмотрим…

Есть добрый и ласковый живородящий «мапа» — он! Но он и она прежде всего! Памы я в строчках не встретил… Но мапа был предрасположен к такому раскладу ещё на Земле. Его слова: «К двадцати трём годам понял окончательно, что я – не женщина, а мужчина в женском теле, так бывает». Мапа рожает клонов капитана, предназначенных для сверхзадачи… Ситуация воздействует и на стиль автора, он делается утилитарным, понятие «срамность» исчезает… Цивилизационные кулисы уже не нужны. Колонии, борющейся за выживание, вот-вот придёт «песец», плавно перетекающий в текст рассказа.

А цивилизация успела весьма развиться. Воду синтезирует, терраформирование планеты в тридцати пяти световых годах от Солнца способна начать. Да вот Ядро, от которого всё и зависит, требует жертвы. И не всякой, само избирает. Положение спасает абориген той планеты – Бармаглот…

9+ «57-Я»… Есть машина времени! И среди следствий – новая, и дорогая, форма любви – к человеку из Прошлого. «Большинству желающих переселение в прошлое не по карману». Всё необходимое берёшь с собой – и вперёд. Но общий вес не должен превышать 61 кг. 546 г. Так появился особый «вид» женщин – декабристки. Декабристка Милена влюбилась в поэта… Отдаться кумиру из прошлого – её высокая мечта всей жизни.

Руке автора – много-много плюсов! Да и ветер времени добавил в лексикон немало плюсиков. Из своего настоящего Милена прихватила силиконовых медицинских нанороботов. Рассказу – второе место в рейтинге за про-чувственный женский слой (в контексте тоже).

9+ «АЙЯ ШАМАНА АРБУЗОВА»… Третье место в рейтинге женской половины сборника. За красивую попытку проникнуть в дух человеческий. И не надо бубна, если есть в сердце эмпатия к миру. Ты – шаман, если в тебе – любовь!

9+ ПИЛОЧКА ДЛЯ НОГТЕЙ»… Тоже третье место! Какой плавный рассказ! И это после математического многообразия в начале… О скрытом «пространстве вариантов». И о том, что нет у нас своего личного прибора отличить добро от зла. И не знаем мы, что будет завтра. Очень приятно – масса аллюзий! И нет у человека мелочей, которые можно или надо продать другому. Есть только для того, чтобы подарить…

10++ «ВОЗВРАЩЕНИЕ»… Второе первое место! Ещё один мужской рассказ. Даже – повесть! Но не столь «мужественный», как первый из этой условной обоймы. И сразу я вновь с радостью расслабился. Стиль какой! Оригинальный, притягивающий высотой интеллекта, мягкостью, литературной художественностью! Захотелось немедленно заморозить чисто мужскую фантастику. До тех пор, пока авторы не освободятся от ложной крутизны. А какая гармония в лексиконе! И от того нисколько не потеряна естественность описываемой жизни. А жизнь – война с другой стороны. Такая диспозиция могла случиться и на нашей Земле. Но не так: вторая линия судьбы с отпечатком первой… Повесть альтернативных жизней. Новая судьба – не повтор старых, с новыми вероятностями. И – с общей неизбежностью. Интересно? Да! И потому больше о сюжете ни слова.

Повесть как бы мужская. Но женская линия явно сильнее! То, чего нам так не хватает в жизни и текстах. Надо ли переодеваться в чужое платье? Но признаю: пример удачного воплощения в Ян-образ. Иначе как проникнуть в полиморфный мир, уничтожающий человеческое, императивное? Тут сколько ни повторяй вчерашний день, лучше не будет. Почему? А нет основы, дух ослаб… Знакомо, да?

9+ «ВСЁ ТЕЧЁТ»… Зрелое весьма погружение во времена Петровские. О чуде кунсткамерском. А уж где такое творится, там темнота властвует и слово принижает… На многих стульях норовим усесться. «»Пахом был удачлив и суеверен – перед большим ловом с вечера в церкви отстоит, свечек понаставит апостолу Петру-рыбаку, а утром и рыбному царю жертвой поклонится, гусем или курицей». Потому и сила нечистая в силе. Тут невольно вампиром станешь…

Но картинку Ольга из слов сплела живую, с натуральным проникновением. С женской нежностью. И поэтому финал в тумане влажном, с запахом живой крови, оставляет надежду.

«УСТАЛАЯ РЕКА»… Цветной возвышенный калейдоскоп… Из кусочков любви, жизни и смерти. Любви, которая больше секса. И красивой смерти, которая меньше жизни. Из осколков времён… Калейдоскоп – частичка мирового фрактала. Захватывает!

Тимур Максютов

«ОСКОЛОК СИНЕВЫ»… О мечте с началом из детства, о магии неслучайной находки. Сразу напрягает контраст со стилем Ольги Рэйн: лексикон мужской, твёрдый, кременной. В небольшом рассказе – череда непрожитых жизней, преломленных осколком стёклышка в начале судьбы… Но финал вызвал у меня психоспазм. То ли от резонанса, то ли от диссонанса с логикой сюжета. Восприятие читателей будет весьма неодинаковым, неоднозначным.

9+ «ШЕНАНДОА»… О «живых, нормальных, психованных людях». Ещё бы – ведь перед нами борьба за выживание после термоядерного планетарного спазма. Мир людей показан через психику бывших врагов, совместно уничтоживших человеческий мир.

«Время сыпется сквозь пальцы человечества, как труха сгнившего райского дерева». Вот и намёк на причину взаимоуничтожения: стремление построить рай на земле для своего, отдельного отряда. Погоня за миражом – земными райскими деревьями… Построили уже гравитонные генераторы, превращают гравитацию в полезный вид энергии – но ничего не вышло и не выходит…

Психодинамичный рассказ о жутких последствиях тайной власти транснационального дьявола. От него же – представление о любви как процессе телесного соития, но никак не особом состоянии душ. Отсюда же – присутствие в будущем жаргона современной целевой аудитории. Но о нём подробнее в заключение этого обзора.

Рассказ особенный. Прежде всего незавершённостью человеческого Космоса, открытостью финала. Разумеющий поймёт. «Человечество способно объединиться. Против общей беды, против гибели. Но «за» гораздо лучше, чем «против». Если бы у человечества было хоть немного мозгов, оно давно бы объединилось ради космоса».

Завершая мысль автора, продолжу-уточню: ради микрокосмоса! В нём – все ответы. Нет звёздных натальных карт. Но судьба отдельного микрокосма-человека уже записана в нём. Но люди старательно зачёркивают те письмена и по-своему их редактируют. Вот и меняется рисунок на ладони при жизни, рвётся намеченная линия судьбы. Откуда же после этого взять хоть немного мозгов?

Столько мыслей зароилось при чтении! Именно потому этот рассказ в Ян-ском ряду рядом с рассказом «Про звезду», которому уверенно присвоил 10+. Уверен, разумный читатель меня поддержит.

«ЗНАМЯ НОЧНОГО МОТЫЛЬКА»… «Историческое» сочинение на свободную, близкую по судьбе тему.

«Они не должны дремать в пыльном подсумке. Они должны лететь к великой цели с горящими жопами». «Невозможно подчинить себе пули с горящими жопами, летящие к великой цели».

Признаюсь: возникший в воображении образ летящей Пули меня потряс! Какой яркий красочный образ – летит пуля и деловито вертит страстно пылающим задом! Только бы горючка не кончилась до достижения цели, переживает она.

Реактивные, антропоморфные внутри, пули. Именно высоколитературное слово «жопа» делает их символом человека-борца за… За какую идею страдать в таком самовыражении? Сами угадайте, у меня не получилось. .

В чём тут фант-идея? В мистическом предположении о метаисторическом существовании неких борцов за некую нефант-цель? Но восточная экзотика скрасит некоторое разочарование любителя фантастики. Плюс ещё тонкая ирония над экономическим марксизмом. Ясно, что автор в нём как рыба в воде. «Официальная пресса не писала о единственном вернувшемся в Ханой пропагандисте, желудок которого был набит страницами из «Капитала»; остальные переварить такое богатство не смогли и умерли по пути через джунгли. Поэтому я уверен: Государство существует до сих пор». Вывод: не ешьте «Капитал» и ваше Государство просуществует вечно. Правда, не в этой реальности.

«ТРИЖДЫ РОЖДЕННЫЙ»… Рассказ для детей (12+). Дело было в неземной колонии… Там самое важное – вырасти и не стать чепушилами! То есть грязным бродягой из низшей касты неприкасаемых. Выбор-отбор делается в момент Посвящения.

Потерявший знание, обречённый мир показан живо, выпукло, детально. Вот так и надо перевоспитывать преступников – вывезти их на дальнюю планетку, и пусть попробуют…

10+ «ИЗМЕНИТЬ ПОЛЯРНОСТЬ»… Будущее – гипертрофированное настоящее. В фокусе – прошлое.

«Начальник службы безопасности, бывший генерал разведки и герой трёх войн, вытянул руки по швам, закрыл глаза и рухнул в обморок». Эх! Не любит автор людей из безопасности и разведки. Особенно – генералов. Да кто их любит-то, да?

Но пируэт с кольцом времён – конкретно оригинально! Мы – туда, они оттуда – сюда! И всё из-за пресловутого человеческого фактора. Случайность, активный каприз правят миром? Не будите загадки прошлого, и – может быть – вам повезёт!

10+ «ЛЕБЕДИ»… Сколько уже освоили фантасты других планет? Неизвестно… Особенность этого эпизода: человек всё тот же, наш, настоящий. Не желает он меняться вместе с прогрессом! «Хабар да пьянки. Пропил все – опять за хабаром. Пустота. Разве для такого разум нам дан и душа?» Хороший вопрос: зачем нам душа?

Но Тимур завязывает красивый узел. Для внутреннего перерождения героя. Или всё же переформатирования? Второе место после «Про звезду»!

10++ «ПРО ЗВЕЗДУ»… Я уже писал отзыв на этот рассказ. Добавлю: Звезда сама знает, для кого летит и падает. И это – фантастика, то есть настоящая жизнь. А без звезды – суета, прозябание…

«МОЙ КОМАНДОР»… «Разведчики идут впереди строем фронта»… Такой уж у них боевой порядок! Но пусть идут… «Ёкарный бабай», как говорили за фиг знает сколько веков до них. Интеллект за это время скорее упал, чем… Тот же жаргон в будущем, что и сегодня на улицах и авторских страницах. Почти охлократический «Арго»-навтический футурум-круиз… Печально? Но ведь на землях – империи, а в космосах – войны. Была бы техника на уровне, да роботы чтобы прогрессировали, и нету других забот. Такая вот крутая реальная романтика. Правда, роботов в войска не пускают. Людей должны убивать сами люди. Потому «настоящий бой – это свалка, в которой побеждает тот, кто позже испугался. И кому больше повезло». Такое вот высокое военное искусство. Но сюжет – весьма хорош, прочен.

Очень патриотичный рассказ! Историю делают простые ребята!

«ВОРОН»… Пласты времени… В первых двух слоях воронья магия только намечена. В процессе она вырастает в языческую фантазию. Своеобразный тотемный всплеск. Уклон в «родноверие»? Есть такое течение в современном «патриотизме».

Запутался я тут немного. В деталях тоже. Не могу выбрать цифру, в затруднении…

«ИМЯ ТВОЁ»… Набор жёстких конструктов… Слова и фразы твёрдыми острыми углами наружу… Оправдано? Мы – внутри гиперболизированного мирового империализма, в полицейском государстве размером в Солнечную систему. Народ бродит по империи с приклеенными к черепам модемами.

«Я подумал: вот она, истинная картина того, что нужно человечеству. Жрать и делать то. Что рифмуется со словом жрать». Ну да! И как же удержаться от таких рифм? Никак! Разве что в космофлоте… Но ведь и там – известный нам неизменяемый армейский быт. Константа мира? И автор возмутился!

И перешёл к прямому, назидательному, оценочному описанию общества. Особенно – его военной сферы. Да, тут не до художественности… Как не понять? Мы ведь тоже не любим казарму, армию, полицию, государство, политическую систему управления обществом? Но чтобы всё это отменить, оказывается, надо всех чипировать. Иного пути и не предполагается. Только через науку с техникой! Какая уж там душа…

Но автор вдруг удивляет. И показывает преимущества неоцифрованного мозга. Но, возможно, цифра ещё не достигла совершенства в том мире? Но ждать некогда. Кругом война, много войны. А без войны не достичь мира.

Рассказ мировоззренческий, философский. Автор поддерживает теорию неоэволюции, распространяя её на сознание. В какой-то законспирированный момент вселенная решила овладеть собой. Зачем? Неважно. Как она обходилась без этого до – тоже. В итоге появляются психованные молекулы, слившиеся в людей. Но не простых, а подобных люденам или грагалам – господам Вселенной. Но господство это – не абсолютно. Ведь кроме вещества, имеются всяческие поля. И рождают они волновую форму разума. Состояние частицы и прочий дуализм не признающую. Не интересно им в принципе и присутствие Наблюдателя-Человека.

Тут-то всё и закручивается. Новые люди дадут элементам Вселенной новые имена и войны закончатся. Другого способа примирить враждующие свои части Вселенная не нашла. Суперматерия в виде супер-людей договаривается с прочими людьми, полудикой формой той же материи.

Так идёт эволюция. Куда идёт? Материальное сознание желает себя осознать через раздачу имён своим же частичкам: скоплениям звёзд, квазарам, гулящим нейтрино… Сценарий аллюзорно известен, не так ли?

***

Опора составителя сборника на астрологию сделана, как я понял, в расчёте на коммерческий успех. Общая интегральная идея – зеркальность. И в этой зеркальности выделяется прежде всего сопоставление мужского и женского, как среза всеобщего универсального вселенского противоречия Инь-Ян. Вопрос в масштабах обнажённости этого среза.

Одно зеркало напротив другого. Рождается множество отражений. В них в разной мере присутствует то, что беспокоит человека текущего момента. Но ведь зеркала ещё и ограничивают объём отражаемого. Меня взволновали два момента.

Первый. Романтика будущего. Какова её доля в представленных текстах? За исключением отмеченных в обзоре моментов планка романтизма весьма невысока. Языковая картина мира привязана к известному нам настоящему времени. Времена показаны разные. Но различаются они чисто технически. Люди в отношении к себе и миру – те же, наши люди. Где будущее, в котором хочется жить? Нет его…

И отсюда Второй момент. Притягательная сила Прошлого! Из настоящего или будущего народ устремляется именно туда. Что же он там ищет, в потерянном краю? Да всё то же, что ищут наши современники в подавляющем большинстве. ОГОНЬ, ВОДУ И МЕДНЫЕ ТРУБЫ! Власть, богатство, славу. В разном взаимосочетании, в зависимости от особенностей личностного нрава. В прошлое устремляются как из настоящего, так и из будущего – там и тут люди те же, желающие того же, с теми же смыслами бытия. Отсюда такая неиссякаемая мода на альтернативную историю – фэнтезийное искажение известного исторического отрезка. Фэнтезийность постепенно замещает фантастичность… Зеркало Сборника достаточно ярко показало и этот процесс. Авторы Сборника приглашают нас в будущее и прошлое. Но получаются вариации настоящего. Техносфера всяческая, до недостижимой продвинутости. Но человек тот же, он отсюда, из текущего через нас времени. Он так же думает, говорит, действует. В лексикон добавляется профессиональный жаргон. Почему так? Нет архимедова рычага, которым возможно изменить человечество, перевернуть его, поставить на истинные, природные, не технологические основания. Потому мне, читателю, не хочется жить в предложенных мирах. А тогда зачем они? Отрицателей и вне фантастики предостаточно. Ветер времени и Флюгер?

Альтернативная история, как и попаданчество – это фантастика? Есть ли тут вопрос?

На место Романтики заступает «Реальность-фикшн». Трудно вырваться из издательско-авторско-читательского кризиса. Фантастическая реальность сменяется искусственной фантасмагоричностью. Жизненная природность уходит в подвалы желудочно-кишечного тракта, в животный бездушный секс. Приблизились нижние круги Данте, печаль комедии падения… Свобода слова наступает, ломая рамки не только гибкой человеческой морали, но и твёрдой нравственности. «Запретных» для литературы тем больше нет! Инстинкты можно не сдерживать. Мы внутри самой дикой революции в известной истории. Чувственно ищем опоры в прошлом, будущее – калька настоящего. Процесс проявляется во многих аспектах. Меня корёжит процесс замены Словаря русского языка на словарик русско-славянского мата и кухонно-половых выражений. Так утверждается естественность родной речи? Но получается сплошная ЖОПА! А ведь есть и у этого, и других подобных слов столько отличнейших синонимов к любому контексту! Вопрос, конечно, в степени вкуса… Жаргон вызывает дискомфорт далеко не у каждого автора-читателя. Но уж когда авторская речь проваливается в этот подвал!

Ведь так можно дойти до крайних беспределов… И в 4-Д стереовидении будут демонстрироваться все детали отправления естественных надобностей. Покажут крупным планом фекалии с присущим запахом. Нанокамеру установят в унитазы. И лексикон обретёт наконец первозданную точность и выразительность. А уж зеркальное прямое отражение половых отношений из высшего пока шика станет обыденностью.

Но вернёмся к конкретике. У Тимура Максютова люди живые: чувствующие, реагирующие на раздражения. Акцент сделан на реагирующих особенно остро, не похожих на собратьев из окружения. Особо чувствительные биоорганизмы. И я не понял: то ли они с внутриклеточным сознанием, то ли с душой. Где-то тут поставлен невидимый барьер…

У Ольги Рэйн этот внутренний барьер не сплошной. И нет жёсткого казарменного ограничения, которое и хочется убрать, но неизвестно, как это сделать. И что поставить на место невидимой, а потому не признаваемой души, чем заменить императивы-регуляторы межчеловеческих отношений?

Астронумерология (то есть обусловленность теми же молекулярно-атомными связями, пусть и вынесенными в космос) ей не мешает (правда, не везде) погружать читателя в мир иного измерения. В мир загадочного Я личности, где и живёт Разум, независимый как от набора первичных рефлексов, так и от движения планет или звёзд. Заданный составителем поиск искусственно-абстрактного начала сбивает с авторского настроя, деформирует восприятие текста. Почему не опереться на реальную зеркальность, на бинарность мира? Сдвинуть акцент чуть восточнее, на неисчерпаемое богатство Инь-Ян? И тогда сочетание мужского и женского обретёт органическую, истинно природную глубину.

Но я доволен в итоге представленными в Сборнике вещами. Он – зеркало далеко не низшего среза авторского сознания фантастов нашего момента. Оба автора ищут себя в себе, выращивают крылья. Всем бы так, пишущим! Да и читающим не помешает… Но велико притяжение материи… Диапазон моего восхищения достаточно узок, в пределах оценок 9 и 10. Те рассказы, что ниже, я не стал ранжировать. Это естественно, тексты созданы в разное время, в разных обстоятельствах и настрое. Но как замечательно, что Зеркальные Числа показали нам авторов, от которых можно ждать взлётов в малой форме. Жива наша фантастика, не потеряла силу. Заключающий вопрос: а в чём сила, брат? В правде? А в чём правда?

Немаловажно: книгу приятно взять в руки! Качественная белая бумага, буковки (и даже цифры) читаются легко. Особое восхищение вызвало мастерство художника Оксаны Романовой, иллюстрации критике не подлежат. Издание, как и заявлено, по-настоящему литературно-художественное! Спасибо всем, кто работал над книгой!


Статья написана 25 февраля 2019 г. 13:37

Это крайне неприятная книга. Она вызывает отторжение, стремление захлопнуть и забыть всё, что прочитал; так больной раком организм воспринимает химиотерапию – страданием, отторжением волос и рвотой.

Потому что автор равнодушно, без эмоций и сантиментов, подобно патологоанатому, препарирует труп человеческой истории и раскладывает, как в анатомическом театре: вот это – наши заблуждения, это – самообман, это – мифы; мы сами себе придумали всю эту ерунду и страдаем от неё на протяжении то ли ста, то ли восьмидесяти тысяч лет, и чем выше поднимаемся по склону выдуманной горы прогресса, тем больше удаляемся от того, что считаем счастьем.

Потому что счастливым был первобытный человек – охотник и собиратель; а всё, что произошло потом – самозабвенное и добровольное строительство Человеком Разумным собственной тюрьмы, камеры пыток и расстрельного подвала в одном флаконе.

Да и счастья, как выясняется, никакого нет: это лишь набор химических веществ, вырабатываемых железами внутренней секреции: дофамина, серотонина, окситоцина.

Само страшное заключается в том, что хочется возразить, а нечем: аргументы выверены и убойны.

И наше будущее ещё более чудовищно, чем прошлое: наверняка уже вовсю идут работы генетиков по созданию постчеловека: с совершенно иным набором генов, с абсолютно другими возможностями, бессмертного и равнодушного к нашей возне и переживаниям.

Вот как Homo Sapiens равнодушен к переживаниям миллиардов обречённых на скорую смерть, наколотых антибиотиками бройлеров или несчастных коров дойных пород, которые всю свою недолгую жизнь проводят в тесном стойле, где перед мордой едет лента транспортёра с комбикормом, совершенно непохожим на луговую траву, на вымени висит доильный аппарат, а под хвостом едет другая лента, транспортирующая навоз.

Так и пост-сапиенсу будет плевать на нас.

И ничего нельзя поделать: динозавров вытеснили млекопитающие, неандертальцев уничтожили кроманьонцы; теперь нам команда – с вещами на выход. Рулит Дарвин, Бога нет. Единственное утешение, которое видит автор – в буддизме; буддизм, конечно, не отменит страданий и тревог, но научит забить на них. Этакая ударная доза галоперидола, которая всегда с тобой. Спасибо, чивоужтам.

Автор не совершает прорывных открытий – ничего подобного; более того, многие факты просто утоптаны, умяты, чтобы поместиться в концепт, есть и ошибки. Но они не принципиальны: автор просто систематизирует то, что мы и так знали, но боялись об этом думать.

Читать обязательно. Предварительно затарившись болеутоляющим в виде этилосодержащих жидкостей.


Статья написана 23 января 2019 г. 20:00

Краткое пояснение: увы, я не состоял в КЛФ, не участвовал в семинаре БНС, совсем недавно узнал о том, что такое фэндом; словом, чечако и дилетант. Причины понятны: с 1982 по 2006 примерно год я существовал в параллельном, хотя и не менее реальном мире.

Поэтому я с таким нетерпением ждал эту книгу. Она многое объясняет, она содержит бесценные сведения; Николай Романецкий (Nick Romanetsky) рассказывает об истории журнала/альманаха, бессменным главредом которого до самой смерти был Борис Натанович Стругацкий.

Как возник «Полдень»? Кто дал ему название? Как спустя всего год от основания журнал чуть не погиб и каким образом спасся? Как, втайне от Бориса Натановича, готовился юбилейный выпуск? Ответственный редактор издания, Николай Романецкий рассказывает обо всём этом.

«Полдень» стал инкубатором, стартовой площадкой для многих авторов – нынешних глыб отечественной фантастики; один факт его существования вызывал дискуссии, споры, восхищение и наоборот.

Как журнал прекратил существование и как был возрождён?

Нужная, познавательная, насыщенная уникальными фотографиями, иллюстрациями, документами книга, описывающая события с 2002 по 2018 год.

Николай, ты проделал колоссальную работу. Спасибо тебе!

Очень рекомендую всем любителям и знатокам отечественной фантастики.


Статья написана 9 ноября 2018 г. 16:10

Месяц выдался крайне наполненным; впрочем, гонка продолжается, так что даже итоги я подвожу только сегодня, хотя уже и ноябрь к середине.

Во-первых, конечно, октябрь 2018 года был знаменателен поездками по России. Пригласили в Вышний Волочёк и Архангельск, в каждом городе прошло по четыре встречи с читателями. Было здоровско! Дошколята, ученики 1-4 классов, курсанты Арктического морского института и архангельского колледжа – все очень разные, разумеется, и в тоже время – одинаково прекрасные, заинтересованные, неравнодушные.

Дал интервью местным газетам, радио, филиалу ТВ «Россия» по Архангельску (очень интересная и продуктивная вышла встреча, спасибо ведущим); стал фигурантом и теленовостей местного канала в Вышнем Волочке.

Эти города, конечно, с разной и очень интересной историей. И тесно связанные с моим родным Санкт-Петербургом: Вышневолоцкая гидросистема обеспечивала доставку хлеба и прочего необходимого в столицу более века, вплоть до открытия железной дороги. Весьма любопытна история «вышневолоцкого арапа Петра Великого» — захваченного ещё ребёнком забайкальскими казаками в плен бурята Михаила Сердюкова. Пётр Великий толкового мальчишку приметил и всячески привечал.

А Архангельск вообще сыграл сакральную роль: именно после путешествия в этот древний русский город Пётр Алексеевич влюбился в море навсегда (хотя матушка ему и запрещала ходить в плавание, «дабы не потонул»).

Во-вторых, в октябре в издательстве «Антология» вышла флагманская книга новой серии, посвящённой спорту – «Игра миллионов». Рукопись прочёл и официально одобрил сам Сергей Богданович Семак.

В-третьих, я поиграл новыми фантастическими рассказами в трёх конкурсах. Результат не выдающийся, но неплохой.

В-четвёртых, я побывал во Пскове, участвовал в ежегодных Кутузовских чтениях, посвящённых на этот раз столетию окончания Первой мировой войны, и весьма кстати презентовал новый роман «Атака мертвецов». За месяц с небольшим со склада Эксмо ушла половина тиража, отзывы на книгу от очень положительных до восторженных. Роман не идеален, но важен для меня; думаю, что начинаю им новый этап писательской жизни.

В-пятых, в октябре я додумал и начал писать, а 5-го ноября закончил новую повесть в небывалый для отечественной фантастики проект. Ждём анонса.

В-шестых, в октябре закончена работа над сборником рассказов в серию «Зеркало». В ближайшие месяца жду выхода книги.

Так что месяц был необычайно насыщенный, интересный и успешный.

А ноябрь придётся впахивать: издательство ждёт продолжения «Атаки мертвецов».

Что же, потрудимся.


Статья написана 25 сентября 2018 г. 20:23

Роман Эдуарда Веркина «Остров Сахалин»

Настоящая фантастика – о будущем. В принципе, вообще настоящая литература должна быть о нём; но фантастика – в первую голову.

Весьма трудно при этом видеть в грядущем позитивные картины: достаточно пролистать новостные ленты или, если вы храбрый человек, включить какую-нибудь «Россию 24» на полчаса (свят-свят-свят) – сразу исчезнет вера в человечество и его перспективы.

Нет, году этак в 1963 членам Союза писателей СССР было легче: космос почти наш, саженцы для марсианских яблонь заготовлены, американские империалисты загнивают; будущее было незамутнённым, как текст «Программы КПСС», по которой мы уже с 1980 года живём при коммунизме То есть сорок лет вокруг – рай, Утопия, Солнечный город.

И очень тяжело, невозможно, физически больно признать: будущее не свалится победой в лотерее, его не пришлют из «Али», не объявят приказом коменданта (хотя, конечно, объявить могут – рупоров, спаренных с пулемётами, хватит). Его надо… Даже не заслужить. Его нужно выродить, вылепить из собственной плоти, обильно политой собственной кровью.

Унавозить поле Армагеддона собой – потому что больше некем. Тогда, быть может, пробьётся росток.

Веркин провёл нас через это. Через Чистилище, через чудовищные картины постапокалипсиса, через смерть, ненависть и мобильное бешенство. Именно так: в крови, задыхаясь в родовых путях, ломая кости прошлого, Человек доберётся, на зубах доползёт до времени обетованного.

Очень трудно верить в Человека, когда перед глазами – миллиарды тщательно выпотрошенных и набитых паразитами, лишённых сердца и души оболочек. Когда людьми топят печи (хотя это нерационально, люди – жидкие, с таким же успехом можно топить огурцами или медузами; но расскажите об этом техническим специалистам нацистских концлагерей).

Очень трудно верить в будущее, когда каждый из нас – это слепой корейский ребёнок, или обгрызенный шаманами мальчик-альбинос (кстати, вполне реальный опыт в современной Африке – отрезать альбиносам уши и пальцы, выбивать зубы и готовить из этого зелья), или негр (независимо от цвета кожи), подвешенный в клетке на потеху толпе.

Очень трудно.

Но Веркин смог. Он смог провести читателя через девять кругов ада; он смог заново пройти сорокалетний путь через пустыню; в его Евангелии Лотова жена тоже обернулась на погибающий Содом – и сожгла в адском пламени синие глаза…

Это очень сильная книга.

Её надо пройти до конца, прорваться сквозь кровь, вонь и пламя – чтобы увидеть Будущее. Чтобы когда-нибудь наши потомки нашли планету Бога у тёплой жёлтой звезды.

И унаследовали царствие небесное.

Низкий поклон тебе, Эдуард Николаевич.





  Подписка

Количество подписчиков: 16

⇑ Наверх