Вчера в 23:10 модифицированный «Боинг-747» «Cosmic Girl», пилотируемый летчиком-испытателем британских ВВС Мэтью Стэннардом, отстрелил над Атлантикой ракету Launcher One и сделал поворот через крыло, уходя от огня. Ракета упала на несколько метров и включила двигатель первой ступени, направляясь в сторону Канарских островов и вверх — прочь от Земли. Вскоре Virgin Orbit написала в твиттере «LauncherOne успешно достигла околоземной орбиты! Наша миссия ещё не завершена, но мы поздравляем жителей Великобритании! Это первая в истории орбитальная миссия, запущенная с британской земли — огромное достижение». Толпа из 2000 человек, собравшаяся в аэропорту Ньюки в Корнуолле встретила новость криками и танцами вокруг полноразмерного макета Launcher One. Миссию «Start Me Up» торжественно объявили началом новой космической эры для Великобритании.
Однако через двадцать минут Virgin Orbit удалила первоначальный твит и написала: «Похоже, у нас есть аномалия, которая помешала нам выйти на орбиту. Мы оцениваем информацию». Толпа на несостоявшемся космодроме разочарованно разошлась. Футболки, шапочки и спец.пиво Harbour со слоганом Launch Our Future остались нераспроданными.
Девять спутников Министерства обороны Великобритании, султаната Оман, Национального разведывательного управления США, британского стартапа Space Forge и прочих участников проекта канули в Атлантику и теперь Virgin Orbit придётся платить за них компенсацию.
Мелисса Торп, глава несостоявшегося космодрома в Корнуолле, заявила: «Это не первая наша неудача, но, определённо, самая крупная. Досадно, ведь мы вложили в это наши сердца и душу. Но мы встанем, отряхнёмся и пойдём дальше». Это были правильные слова, но энтузиазм, царивший в октябре, заметно поутих.
Я мог бы добавить, как обычно, «Безос — лучший!». Но после сентябрьской катастрофы он что-то притих, и его Blue Origin давно не подают признаков жизни. Что ж, посмотрим, что год грядущий нам готовит.
«Надеюсь, следующий 2022-й будет годом покоя и милых неспешных занятий…». Ага, щас. Весь год то болел, то выздоравливал, а в промежутках пахал как лошадь. Спасался, в основном, карамельно-фэнтезийными дорамами. Так что на итоги года нужно хорошенько поскрести по сусекам... Если вообще что-то наскребётся...
Почитать
Роман
Внезапно, Лукьяненко. «Семь дней до Мегиддо». Это самый свежий из романов, которые я прочитал, остальные по большей части XIX-начала XX вв. Лукьяненко привычный и уютный, как разношенные тапочки. Первая часть Индиго-логии вполне читабельна, вторая заметно слабее, третья, как водится, из серии «А ну-ка, Вася, налей нам ещё стаканчик». Надеюсь, четвёртой не воспоследует.
Повесть
Грег Иган «Материализация» («Instantiation», 2019). Собственно, я просто недавно перечитывал «3-адику» и вспомнил эту историю. Как обосновать этот выбор? Ну, это же Иган. :)
Нонфикшн
«Омерзительное искусство» Софьи Багдасаровой поведет вам о том, «о чём не говорят, чему не учат в школе». Это подлинный рассказ об Искусстве без придыхания и воздевания очей горе. Люблю Шакко, она умеет рассказывать о высоком низким бархатным голосом.
Книгу Натальи Осояну «Румынские мифы. От вырколаков и фараонок до Мумы Пэдурий и Дракулы» я захотел купить, едва услышал её название. В нём есть что-то подлинно-глубинное, выползшее из дремучих чащоб подсознания. Дети в песочнице, услышав «Прячься, Мума идёт!» тут же так и прыскают во все стороны, хотя вовсе на молдован не похожи. В общем, если вам уже приелись вездесущие греки, кельты или китайцы, и хочется чего-то новенького, то румынские мифы — это оно и есть.
Биография
Фрэнсис Лайал «Клиффорд Саймак: Спасибо за всё». Об этой книге достаточно сказать только одно: единственная книга о Клиффорде Дональде, выпущенная на русском языке. Она же, по сути, единственная на английском, так что выбор очевиден. Рад что её перевели и напечатали.
Почитать-посмотреть
Манга и ранобе
Выбор опять же однозначный. Я остаюсь фанатом Re:Zero – что тут добавить?
Книжка с картинками
Азбука выпустила две книги с иллюстрациями Зденека Буриана «Плутонию» и «Охотников на мамонтов». Не могу выбрать, какая лучше, пусть будут обе.
Посмотреть-послушать
Фильмы, Сериалы, Дорамы и прочие мультики
Ни один фильм 2022 года мне что-то не поглянулся, сериалы все на один раз, а дорамы, как на подбор, приторно-карамельные, так что рекомендовать нечего. Могу только сказать, что без перемотки просмотрел очередного "Чужого" под названием "Добыча" (Prey, 2022), все шесть серий датского "Каштанового человечка" (The Chestnut Man, 2021) и корейские дорамы "Пиноккио", "Коснуться твоего сердца", "Императрица Ки" и кучу других, которые тут же намертво забыл. Ничего плохого со мной из-за этого не случилось. :) Из аниме понравился только свежий сезон Dungeon ni Deai wo Motomeru no wa Machigatteiru Darou ka IV он же ДанМачи, он же "В подземелье я пойду, там красавицу найду" — а всё потому, что "Сделано в бездне" скатился в нечто совершенно несуразное.
Прочие итоги года:
«Азбука» успешно завершила выпуск сс Хайнлайна, а Эксмо дополнило его последним "последним" романом Грандмастера:
Я от всего этого слегка подустал, так что очередной выпуск "Хайнлайна в картинках" выйдет только в будущем году. Надеюсь. Почти точно выйдет. Да.
Всех, кто сюда заглянул, с наступающим! Пусть новый год будет чуточку лучше уходящего. Эй, почему так смотришь, дедушка? Разве это какое-то непомерное требование? Ну ладно, ладно, я же пошутил. Открывай свой мешок.
За пару месяцев у меня накопилась изрядная пизанская стопочка, даже без пары толстячков она едва влезает в кадр:
Упомянутые толстячки – это Саймак. «Мастодония» пока не вышла, чтобы скрасить ожидание я решил добавить на полку парочку пропущенных делюксов:
Азбука, Мир Фантастики. Коллекция делюкс, 2022 г. Художник M. Whelan
«Прелесть» полна рассказов, это третий том малой формы Саймака. Кажется, теперь в делюксе собраны все рассказы, какие только можно было собрать, так что книга обязательна к покупке. Во втором томике крупная форма, и это был не простой выбор. Не люблю «Пересадочную станцию». Роман слабый и сумбурный, но я понимаю, почему он в своё время получил «Хьюгу». Не за литературные достоинства, а потому что говорил правильные вещи. Что лишний раз демонстрирует: фэндом и в те «золотые» времена был так же политически ангажирован, как и сейчас, и точно так же мало смыслил в вопросах чисто литературных. Но, по счастью, в этой книге есть и три совершенно замечательных романа Саймака – «Почти как люди», «Всё живое» и «Заповедник гоблинов».
Ещё одно «бохатое» издание – Уэллс от СЗКЭО. Я решил, что рядом с «Войной в воздухе» он будет хорошо смотреться.
СЗКЭО, Библиотека мировой литературы, 2022. Художники Л.Стримпл, Э.Корреа, Дж МакКоннелл.
Но, конечно, главное тут не корешок или ляссе, а те самые классические иллюстрации с пучеглазыми марсианами в шляпках нон:
Художник Э.Корреа
Когда-то я начинал собирать визуальные образы, порождённые «Войной миров», но быстро сдался – их надо было как-то классифицировать, но у меня было слишком много идей по этому поводу, чтобы выбрать один-единственный вариант. Потом я собирал обложки к книгам Андрэ Нортон, это была странная затея, потому что к Нортон я практически равнодушен. С Нортон я переключился на Саймака, и тогда начал собирать не только обложки, но и иллюстрации. Но Саймак был практически неисчерпаем, а мне хотелось какой-то завершённости, и я обратил внимание на Хайнлайна. Это было лет двадцать назад, с тех пор у меня скопилось 5 гигабайт разобранных картинок (примерно 9 000 штук) и ещё пара сотен неразобранных. Лень вечно подбивает меня ставить перед собой только достижимые цели, но на этот раз что-то явно пошло не так...
Для пополнения своей визуальной коллекции я периодически начинаю обшаривать букинистические магазины и алиб. Поэтому в моей стопке среди новеньких книжечек затесались три стареньких:
Московский рабочий, Цех фантастов, 1991. Художник А.Кукушкин.
Вот в этом перестроечном издании вышла якобы «полная» версия перевода повести «Если это будет продолжаться…». Я уже писал, что повесть вышла в Союзе с большими купюрами, и в этой книге переводчик решил восстановить историческую справедливость. Что из этого вышло, наверное, стоит написать в отдельной статье. Вот только разберусь с картинками и напишу, да.
А во второй книге – одна из ранних публикаций «Магии, Инкорпорейтед»:
Крим-пресс, 1992. Художник П.Навдаев.
Хорошая (по задумке) серия книг «Крим-пресс», как и многие другие задумки бурных 90-х быстро исчерпала запас средств и энергии и канула в лету. Взял я эту книгу, естественно, ради иллюстраций. Несмотря на аляповатость обложки (фирменные девяностые, да) внутри есть парочка симпатичных картинок Павленко, и если когда-нибудь у меня дойдут руки до обзора по «Магии», я их с удовольствием использую.
А вот и третья букинистика. В своё время это тоже было «богатое» издание:
Физкультура и спорт, 1990. Художник Е.Флёрова.
Готовил его сам Ростислав Рыбкин, историческая фигура в отечественной фантастике, печаталось оно на спортивные деньги и, судя по всему последних никто не жалел (возможно это был какой-то быстрый попил оставшихся с советских времён бесхозных бюджетных средств). Госпожа Флерова, в те времена ещё вполне адекватная, отметилась в книге качественными иллюстрациями:
Художник Е.Флёрова.
Взял я этот томик ради хайнлайновской «Угрозы с Земли». Не уверен, что стоит писать разбор небольшого рассказика, но если добавить к нему три истории толстушки Морин из цикла «Мужчины невыносимы», то из этих карамельных рассказов получится выжать что-то путное. И тогда иллюстрация Флеровой может пригодиться.
И снова богатое издание, всё в золоте, ляссе и с классическими иллюстрациями внутри:
Азбука, Мир приключений, 2022. Художник З.Буриан.
Книгу Эдуарда Шторха я прочёл в нежном возрасте и запомнил почти наизусть. Она была моим другом и учителем, из неё я узнавал разные факты о жизни, Вселенной и прочих вещах. Таких, например, как
биология:
«— Стрекозы — это хорошо, они отгоняют комаров!»
косметика:
«Сегодня каждый может натереть тело толстым слоем жира, и никто не остановит его, не стукнет палкой за расточительство. Жир спасает от комаров и мух»
социология:
«— Ты вождь — мой — твой, — повторили те, кланяясь и прикладывая руки к голове.
Космач, раньше всех сообразивший, в чем дело, подскочил к ним и подал им руку:
— Сын Мамонта — вождь всех!
Все радостно закричали, начали пожимать друг другу руки, тереться носами»
Злобные выкрики принесли облегчение. Мальчишки поднялись и медленно поплелись в пещеру»
Книги, которые и так помню наизусть, я часто покупаю из сентиментальных соображений, но в данном случае она ценна иллюстрациями самого Зденека Буриана:
Художник З.Буриан.
Первое советское издание не баловало меня цветными вставками, в нём была только чорно-белая графика, что ж, попробую побаловать себя хотя бы с запозданием.
Ещё одна книжка с доисторическими картинками от замечательного художника Саймона Столенхога:
Эксмо, 2023. Художник С.Столенхог.
К сожалению, на этот раз Саймон не разродился графическим романом, и это просто Книжка Про Динозаберов – в меру научно-популярная, и по сравнению с настоящими толстыми познавательными альбомами ценности не представляющая. Если, конечно, вы не фанат Столенхога, как я.
Художник С.Столенхог.
В чём радикальное отличие «Первобытных картин» от какой-нибудь условной «Тысячи фактов о меловом периоде»? В визуальном подходе. Научпоп в принципе стремится подать обыденное в максимально необычном виде, и если ему нужно продать динозавров, они будут на иллюстрациях яркими и впечатляющими, в максимально выгодных ракурсах. Основной графический мотив Саймона Столенхога – показать нечто экстраординарное в максимально обыденном виде, вписать чудеса в обычный круг повседневных вещей. Так что у Саймона и у научпопа диаметрально противоположные задачи.
Художник С.Столенхог.
Возможно, идея выпуска этого альбома и была изначально ошибочной, но в итоге у меня на полочке появилась новая книга Саймона, а это уже неплохо.
И ещё немножко книг с картинками, манги и ранобе:
Истари комикс, 2022. Художники С.Оцука, М.Фугэцу
Истари комикс (дай им бог здоровья и денег побольше) возобновил выпуск Re:Zero и отпечатал сразу кучку томиков:
Художники С.Оцука, М.Фугэцу
Просто бальзам на душу, майский день, именины сердца. Эти книжечки пришли очень вовремя. Последний сезон Zero-аниме закончился чертовски давно, а душа фаната требует пищи ежедневно. От безысходности я уже начал с вожделением посматривать на фигурку Ехидны:
Фигурка, надо сказать, что надо. Но меня пока останавливает ценовой барьер. Когда авторы подло убрали Рэм со сцены, Ехидна быстро превратилась для меня в фигуру номер один Re:Zero. Девушка, полная внешнего шарма и внутренних достоинств, безусловно, самая интеллектуально одарённая из всех персонажей этой истории. Бесконечно обидно смотреть, как она орастрачивает цветочки своей души в присутствии идиота-Субару. И всё же меня жаба давит покупать фигурку, а тут и книжечки подоспели. Ладно, отложу ведьмочку до следующего года – глядишь, и цена снизится, да и место на столе освободится (это вряд ли).
Очередь на чтение у меня по-прежнему забита на много лет вперёд. Вдобавок я недавно решил проредить 200 томов библиотеки всемирной литературы, и для этого мне нужно прочитать каждый из них – иначе относить на помойку то, что стояло много лет на полках, просто рука не поднимется. Если тратить на один томик хотя бы сутки, то целый год классики мне обеспечен. Чтобы её чем-то разбавить, я либо беру Игана, либо покупаю максимально лёгкое чтиво:
Самиздат, 2022.
Малотиражка из серии почитать и забыть, но подобные вещи помогают мне держаться в тонусе и не терять отметку среднего уровня НФ-беллетристики. Картинка на обложке родная, и в кои-то веки связанная с сюжетом: труп астронавта в скафандре, найденный на Луне. Его кости на сотни тысяч лет старше программы Apollo, и это большая проблема...
Последняя в этом году книжка – нонфикшн.
Самиздат, 2022.
Книга о Клиффорде Дональде Саймаке, крайне редкий зверь не только в наших краях, но и за рубежом. Потому что великий американский фантаст по-прежнему неинтересен соотечественникам. Существует пара-тройка книг с его библиографией и краткой, на пару десятков страниц, биографией. Никаких серьёзных исследований его творчества никогда не предпринималось. И эта книга тоже плод чисто фэнского энтузиазма, а не итог вдумчивого исследования. Но синица в руке предпочтительней журавля, которого к тому же никто не видел.
Азбука продолжает выпускать Саймака в серии «Мир Фантастики. Коллекция делюкс». И в очередном томе выйдет «Мастодония»:
В чём ценность этого издания? Ну, во-первых, это де люкс, и цена у него заметная. Во-вторых — это же «Мастодония», мой любимый роман Саймака, я прямо сейчас его перечитываю. В терапевтических целях, как обычно. Когда начинают одолевать свинцовые мерзости жизни или просто грипп, «Мастодония» неизменно меня спасает. Начиная с 1993 года я перечитал этот роман, наверное, не один десяток раз. Он вышел тогда в «Полярисе» вот в таком томике:
То был перевод Карины Кафиевой, и я могу сказать о нём только одно: Кафиева чувствует Саймака, но этого маловато для хорошего перевода. Несколько лет назад я начинал править кафиевский перевод «Кота, проходящего сквозь стены» для сс Хайнлайна, и он был очень сильно не очень, и технически, и стилистически. Настолько сильно не очень, что я даже вывалил раздражённый пост по этому поводу. По счастью, Азбука тогда спохватилась и заказала новый перевод Плешкову. Так вот, в-третьих, «Мастодония» выходит в новом переводе. Я очень надеюсь, что переперевод пойдёт роману на пользу... Правда, для этого нужно, чтобы с романом поработал не только хороший переводчик, но и хороший редактор, которые чувствуют Саймака. Потому что это самый саймаковский из романов Саймака — он весь сложен из самоповторов, которые удивительным образом собраны в единое гармоничное целое. Формально роман возник из рассказа 54-го года "Проект «Мастодонт»", в котором трое друзей отправились в прошлое и основали там свою страну. Но если присмотреться, в «Мастодонии» мелькают знакомые куски и образы из других вещей: Деревенский Дурачок, Собака, Пришелец, Верная Подруга, Местный Банкир и т.п. А сам исходный рассказ подарил «Заповеднику гоблинов» замечательного саблезубого тигрика... У Клиффорда всегда так, лучшие его вещи построены из очень знакомых и уже ставших родными компонентов. Поэтому с ними бесконечно уютно — как с корейскими дорамами, объективно вроде бы и штамп на штампе, но это настолько красиво, качественно и, главное, с любовью, сделано, что никакого протеста не вызывает. Это не просто вещь, сделанная по лекалам, это какое-то иное качество, для которого в литературоведении нет адекватного названия.
Разумеется, роман по выходу обругали. "Книга не предлагает ничего принципиально нового для НФ" — сказал Будрис (по-моему Альгис был обыкновенным лузером и банально завидовал более успешным писателям). "Это чертовски скучное чтение. Нет ничего такого, что сделало бы эту книгу достойной прочтения" — сказал Кард. (Орсона зовут Скотт, и этим всё сказано). По-моему они все дураки, а «Мастодония» — это изумительный роман, способный подарить тепло, когда за окном черно и стыло, и вовсю метёт злая метель — вот как сейчас.
А ещё я надеюсь, что у Азбуки дойдут руки и до другого романа Саймака, «Что может быть проще времени?». Это тоже любимый роман (впрочем, иных у Саймака почти и нет), и ему крайне не повезло — он так и ходит с 1982 года в журнальном варианте. Я, помнится, специально выписал в тот год «Урал» ради этой вещи и был в восторге от перевода Тёмкина, но всё-таки полвека читать порезанный под журнальный формат текст — это немного чересчур. Покончив в начале года с Хайнлайном, я даже начал посматривать в сторону Саймака, и сделал быструю сверку исходного текста и того, что мы до сих пор читали. Порезано было аккуратно, ничего существенно не исчезло, но всё же хочется поставить на полочку полный вариант. Немного смущает, что по слухам планируется новый перевод «Времени» — на мой взгляд хватило бы ревизии старого, у Тёмкина хорошо передан стиль автора, а у современных переводчиков, с этим часто бывают проблемы. Но будущий год покажет, как всё обернётся. Пока предвкушаю «Мастодонию», а там видно будет.