Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «С.Соболев» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 15 октября 2024 г. 11:42

Обложка книги У Яня "История китайской научной фантастики в 20 веке"

Статья "Краткая история китайской научной фантастики", автор: У Янь. Перевод Артура Лю. Первоначально опубликовано в Alternate Worlds: The Illustrated History of Science Fiction , Simplified Chinese Edition, Shanghai People's Press, сентябрь 2020 г.

Краткое содержание:

Первая оригинальная научная фантастика в Китае появилась в 1904 году. Период с основания Китая в 1949 году по 1966 год, который называется литературой 17-летнего периода, был первой волной научно-фантастической литературы. Во время Культурной революции 1966-1976 годов научная фантастика не публиковалась. Вторая волна была с 1976 по 1983 год, когда научная фантастика пропагандировалась национальными СМИ. Но некоторые ученые считают, что сюжеты в научной фантастике вводят общественность в заблуждение в контексте популяризации науки, они считают, что научная фантастика должна использоваться для популяризации науки. В 1983 году была инициированная с самого верха КПК компания "против духовного загрязнения", и снова наступило затишье в издании фантастики. В конце 1980-х наступил подъем в издании НФ, и эта третья волна продолжается по сей день.

Об авторе: профессор У Янь (Wu Yan, 1962 г.р.) — один из первых исследователей НФ в Китае. 30 июня 2020 года Ассоциация исследований научной фантастики (SFRA) наградила его премией Томаса Д. Кларсона за выдающиеся заслуги. Премия Томаса Д. Кларсона часто считается высшей формой признания для людей, занимающихся педагогической деятельностью, связанной с НФ, и профессор У Янь стал первым китайцем, удостоенным такой чести. История У Яня как непреклонного поклонника НФ насчитывает несколько десятилетий. Он был первым ученым, разработавшим курс по научной фантастике в Китае, который он преподавал в Пекинском педагогическом университете в 1991 году. С тех пор он участвовал в издании SF-фэнзина Nebula (1988-2007), первого SF-фэнзина в Китае. Написал книгу «История китайской научной фантастики в 20 веке» (History of Chinese science Fiction in the 20th Century), составитель ряда антологий НФ, изданных в Китае, например https://fantlab.ru/work1822504

• • • •

1. Почва китайской научно-фантастической литературы

Научная фантастика — литературный жанр, исследующий уникальные отношения между человечеством и природой через человеческие возможности. Жанр имеет глубокие культурные корни в Китае.

«Классика гор и морей» (山海经) несомненно является одним из самых ранних и самых образных произведений о природе, наполненных повествованиями и легендами. В истории «Яростный удар Гун Гуна на горе Бучжоу» (共工怒触不周之山) Бог Воды и Бог Огня боролись за превосходство, и Гун Гун ударил гору Бучжоу головой, заставив столп, поддерживающий небеса, сломаться. Этот дисбаланс в мире привел к тому, что солнце и луна двинулись на запад, реки потекли на восток и воцарился вечный хаос. Эта история включает в себя элементы случайности и необходимости, взаимодействие природы и человечества и даже намекает на что-то похожее на «первую движущую силу» Ньютона. Если действия Гун Гуна представляют собой «провокационный вызов» природе со стороны людей, то «Нюйва, чинящая небо» (女娲补天) представляет собой стремление к выживанию среди потрясений природы. Столкнувшись с надвигающейся катастрофой, как выжившие могут перестроить свое пространство для существования и обеспечить преемственность своего рода? В «Классике гор и морей» мы видим не только героев, формирующих историю, но и простых людей, обеспечивающих будущее. Такие истории, как «Цзинвэй, заполняющий море» (精卫填海) и «Куа Фу, преследующий солнце» (夸父逐日), изображают борьбу маленьких существ с судьбой. Благодаря мужеству и решимости они установили совершенно новые отношения с природой. Возможно, это самый ранний прототип научной фантастики в китайском стиле?




Статья написана 7 октября 2024 г. 11:41

Фэн RiverFlow прислал нам еще одну заметку о КЛФ в Китае. Как я понимаю, это краткое изложение его свежей книги "History of Development of College Science Fiction Association" о движении любителей фантастики, которая планируется к выходу на английском языке в 2025 году.

За последнее десятилетие, поскольку китайская НФ неуклонно приобретала все большую известность в глазах поклонников за пределами внутренних границ Китая, ее фэндом также стал интригующей темой для изучения, вызывая интерес, недопонимание и вопросы. Эмили Джин, энтузиаст переводной китайской научной фантастики, предложила мне написать вводное эссе, основанное на моей собственной точке зрения как увлеченного поклонника НФ, и выделить вопрос «Кто такие поклонники китайской научной фантастики?», чтобы его увидело больше людей. Конечно, этот вопрос оставался распространенным на протяжении последних десятилетий. Поэтому я не мечтаю, что одно эссе может ответить на него раз и навсегда; однако я действительно считаю, что тщательный анализ исторических фактов всегда является наиболее эффективным способом общения и рассеивания некоторых недоразумений.

Прежде чем начать, мне нужно поблагодарить одного человека: профессора У Яня (Wu Yan, 1962 г.р.), одного из основателей исследований НФ в Китае. 30 июня 2020 года Ассоциация исследований научной фантастики (SFRA) наградила его премией Томаса Д. Кларсона за выдающиеся заслуги. Премия Томаса Д. Кларсона часто считается высшей формой признания для людей, занимающихся педагогической деятельностью, связанной с НФ, и профессор У Янь стал первым китайцем, удостоенным такой чести.

История У Яня как непреклонного поклонника НФ насчитывает несколько десятилетий. Он был первым ученым, разработавшим курс по научной фантастике в Китае, который он преподавал в Пекинском педагогическом университете в 1991 году. С тех пор он участвовал в издании SF-фэнзина Nebula (1988-2007), первого SF-фэнзина в Китае. Первоначально написанный от руки, он не имел официальной обложки до девятого выпуска.




Статья написана 25 сентября 2024 г. 21:41

Марат Исангазин "Платон, Плотин и Баламут"

Екатеринбург: Ridero, 2024 г. (июнь)

Тираж 75 экз., ISBN: 978-5-0062-9737-1

https://fantlab.ru/edition418295




Статья написана 29 августа 2024 г. 11:06

Обложка американского издания 1968 года



Американский писатель и фэн Роберт Блох (1917-1994) интересовался фантастикой всю свою жизнь. В детстве он перечитал массу фантастических журналов, в юности вел обширную переписку с другими любителями фантастики и с писателями, общался с Г.Ф. Лавкрафтом, свои сочинения он рассылал по редакциям профессиональных журналов и любительских самиздатовских журнальчиков (называемых фэнзинами). Роберта Блоха всегда интересовало место фантастики в литературе, мире, обществе, он постоянно писал рецензии и обзоры на новые книги, фильмы, события литературной и тусовочной жизни, такие как конвенты и премиальные сезоны (около полусотни статей и эссе Р.Блоха недавно переведены и изданы). Эти статьи и эссе Роберт Блох рассылал по фэнзинам, коих в США существовали десятки наименований, изготавливались тиражами от 10 до 500 экземпляров, и рассылались по фэндому за деньги либо в обмен на аналогичные фэнзины, а так же распространялись на конвентах. Фэнзины распространялись как правило только среди своих (адресно при переписке по почте среди фэнов, либо на съездах и конвентах), широкая публика не имела к ним ни доступа, ни возможности случайного приобретения в силу достаточно высокой цены (в среднем доллар за 50 страниц, при том что типовой покетбук в 200 страниц стоил раза в четыре дешевле), поэтому, как верно заметил Станислав Лем в своей монографии "Фантастика и Футурология", самые интересные и самые умные обзоры фантастической литературы находятся не в академических исследованиях, а в любительских фэнзинах, отпечатанных на пишущей машинке и растиражированных на примитивных мимеографах или гектографах.(*)

Публикуемая ниже рецензия Блоха на повесть Германа Вука — характерная и яркая реакция человека неравнодушного, давно знающего фантастику и увлеченного жанром, на попытку писателя из Бол.Литры зайти на чужеродное поле. Герман Вук (Herman Wouk, 1915-2019) – лауреат Пулитцеровской премии за роман «Бунт на “Кайне”» (The Caine Mutiny, 1951, рус. пер. 1988), писатель-долгожитель, проживший сто четыре года, типичный автор мэйнстрима, писавший обычную реалистическую прозу и вдруг зачем-то выдавший фантастическую повестушку.


Заметки о Ломокоме

В феврале 1956 года «Collier's» опубликовал «блестящую социальную и политическую сатиру — рассказ о фантастические приключения первого человека, отправившегося на ракете на Луну». Это были «The Lomokome Papers» Германа Вука, шедевр научной фантастики и сатиры: с мудрых вступительных слов — «уже много забыл» — до блестящего заключительного предложения — «больше нет времени». Если вы помните отличные критические отзывы Роберта Блоха в «Arkham Samplers», то поймете, почему мы с таким восторгом представляем его комментарии к «The Lomokome Papers», которые якобы приносили Вуку по доллару за слово. Стоит ли сейчас удивляться, почему «Collier's» прекратил публикацию?

Джерри ДеМут


Я взялся за «The Lomokome Papers» с большими надеждами. Начнем с того, что я всегда радуюсь, когда научно-фантастический рассказ находит себе место в большом журнале с широким тиражом. Думаю, это хорошая реклама для отрасли и может помочь привлечь читателей. Во-вторых, тот факт, что рассказ был написан Германом Вуком, имел определенную общую престижную ценность. Вук сделал себе громкое имя и заработал большие деньги. Обычных читателей, не знакомых с научной фантастикой, мог бы впечатлить тот факт, что такой человек, как Вук, решил писать в этом жанре.

Публикуя рассказ, «Collier's» зашел так далеко, что поместил на обложку цветную фотографию Германа Вука. На заднем плане за письменным столом сидел в позе глубокого мыслителя и смотрел прямо на читателя наш парень Герман. На случай, если вы никогда не видели эту обложку, он напоминал Билла Хэмлинга, который сидит и обдумывает редакционную статью.

Что ж, признаюсь, эта обложка меня немного обеспокоила. Открыв журнал и перелистав страницы, я обнаружил небольшие заметки об авторах. Прочитав соответствующую, я узнал, что «The Lomokome Papers» не такая уж свежая работа. Похоже, рукопись пролежала неопубликованной довольно много лет. Но однажды, убирая в доме, Герман нашел ее на дне птичьей клетки или что-то в этом роде. Он как бы привел рассказ немного в порядок и отослал в «Collier's», где все пришли в восторг, потому что получили настоящую жемчужину.




Статья написана 27 августа 2024 г. 20:26

В середине 1980-х гг. в Англии издательство Xanadu была затеяна серия книг "100 лучших..." фильмов, книг, пьес, балетов, и т.п.. Специалисты в области искусства отбирали лучшие по их мнению произведения искусства, и писали об этом справочники. Часть книг имеет непосредственное отношение к фантастике, часть — лишь косвенное, как справочник по фэнтези и справочник по хоррору, некоторые эти справочники внесены в библиографическую базу данных "Лаборатории Фантастики". Данные книги можно рассматривать как рекомендательные списки, адресованные не только новым читателям, но и читателям искушенным, ибо как правило из ста книг в каждом списке — некоторая часть труднонаходима, а четверть даже не переведена на русский язык, но тем не менее это весьма важные (по мысли составителей) книги, составляющие основу жанра. Сегодня мы публикуем отзыв о книге, которая дважды издавалась на русском языке, но совершено ушла в тень благодаря малым тиражам. Ситуация настолько прискорбная, что в статьях о Германе Мелвилле эту книгу затмевает его великий "Моби Дик", но фантастику в творчестве автора обходят стороной и не замечают вовсе.

Позиция номер 15 в списке "Хоррор: 100 лучших книг"

Герман Мелвилл

"Маскарад, или Искуситель" (1857)

По Миссисипи из Сент-Луиса в Новый Орлеан отправляется пароход «Фидель», который перевозит представителей всех слоев американского общества середины девятнадцатого века. Среди пассажиров есть личность, которая появляется вновь и вновь под разнообразными масками — чернокожий калека, человек, занимающийся сбором средств на благотворительность, биржевой спекулянт, агент по трудоустройству, лжефилософ — и лишает корыстных и легковерных не только денег. Это не фрагмент из «американы» в стиле Марка Твена и не обыкновенная история коварного преступника; «Маскарад или Искуситель» — это шедевр мизантропии, в котором Мелвилл пародирует великое множество американцев, включая такие личности, как Эмерсон, Торо и Фенимор Купер. Сам Искуситель — злобное, возможно сверхъестественное существо, чьи методы маскировки не получают рационального объяснения: его modus operandi был использован в таких разных книгах как «Африканский миллионер» Гранта Аллена (1898) и «Долина огней» Стивена Галлахера (1987). Отрицательные отзывы о книге убедили тридцативосьмилетнего Мелвилла бросить писательство и посвятить себя работе в солидной должности таможенного инспектора. Многие его работы (в том числе наиболее известный роман «Моби Дик», 1851), содержат описания ужасающих, странных или отчасти сверхъестественных событий; сравнительно немногочисленные очевидные «ужасы», посвященные вампирам, роботам и привидениям, появляются в «Рассказах на веранде» (изд. 1966).







  Подписка

Количество подписчиков: 639

⇑ Наверх