Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «С.Соболев» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 20 февраля 15:28

Рэй Брэдбери, фотография примерно 1966 года
Рэй Брэдбери, фотография примерно 1966 года


Рэй Брэдбери

(Интервью записано 14 мая 1979 года в Лос-Анджелесе, Калифорния)



Рассказы Рэя Брэдбери говорят уникальным голосом. Их невозможно спутать с творчеством любого другого писателя. Да и сам Брэдбери столь же безошибочно узнаваем: харизматичный индивидуалист с сильными, экспансивными манерами и своего рода широкоформатной эпической преданностью силам Творчества, Жизни и Искусства.

Он терпеть не может коммерческую литературу, бездушно создаваемую для массового рынка:

«Все это дерьмо… все это дерьмо, и я не добродетелен по этому поводу; Я реагирую с точки зрения моего эмоционального, непосредственного «я», в том смысле, что если вы отвернетесь от того, кто вы есть, вы когда-нибудь заболеете. Если вы начнете писать для рынка, однажды вы проснетесь и пожалеете об этом. Я знаю многих сценаристов; они всегда делают что-то для других людей, за деньги, потому что это работа. Вместо того чтобы сказать: «Эй, мне действительно не следует этого делать», они берутся за это, потому что это быстрые деньги и потому что это льстит их самолюбию. Но потом никто даже не вспомнит, кто что написал. Придите вы куда-нибудь в Лос-Анджелесе среди признанных писателей и спросите: «Кто написал сценарий для «Унесённых ветром»? — они не смогут вам сказать.




Статья написана 7 февраля 12:42

На форуме изредка мелькают просьбы читателей издайте то, издайте сё. В век интернета и доступных средств связи дистанция от желания до высказывания его вслух и публикации — совсем ничтожная, несколько секунд. Поэтому хотелки выглядят скоробеглыми искрами.

В эпоху бумажных СМИ такие хотелки приходилось оформлять обстоятельно, выглядели они помпезно, впрочем, с абсолютно таким же результатом: никто их не слушал, не принимал к сведению, и тем более конечно же не воплощал в жизнь. Но как памятник прожектизма эти хотелки весьма интересны.

В 1988 году в журнале "Уральский Следопыт" было напечатано пространное письмо учителя математики Анны Белошистой из Мурманска о необходимости создания многотомной библиотеки фантастики для детей. В 1990 году, обработав десятки писем с предложениями читателей, активист составила список такой библиотеки фантастики аж на 70 томов. Серия делилась на три возрастные секции, 2-10 лет, 10-12, 12-16. Подбор был смехотворный, по мысли Белошистой детям фантастику, даже такую легковесную как "Борьба за огонь" Ж. Рони и "Королевство кривых зеркал" Губарева нельзя было читать до 10 лет!

Впрочем, что тут обсуждать прожекты, можно прочитать как это всё виделось в 1988 и 1990 гг, страницы из журналов далее помещены под катом. Фото кликабельны, увеличиваются при нажатии.




Статья написана 4 февраля 07:57

"Тарзан — приёмыш обезьян", первое издание, 1912 год
"Тарзан — приёмыш обезьян", первое издание, 1912 год


Тарзан, Джон Картер, мистер Берроуз и долгое безумное лето 1930 года

Летом 1930 года, если бы вы сошли с поезда и пошли пешком по зелёным проспектам Уокигана, штат Иллинойс, вы могли бы встретить толпу мальчиков и девочек, бегущих в противоположную сторону. Возможно, вы бы увидели, как они спешат окунуться в озере, или скрыться в овраге, или заскочить в театр, чтобы переждать бесконечное утро. Всё, что угодно, лишь бы сбежать...

От чего?

От меня.

Почему они убегали от меня? Почему я заставлял их бесконечно убегать, бесконечно прятаться? Был ли я очень непопулярным в возрасте десяти лет?

Ну, и да, и нет.

Видите ли, моей проблемой были Эдгар Райс Берроуз, Тарзан и Джон Картер с Марса.

Это проблема? — спросите вы. Не похоже на большую проблему.

О, но это было так. Видите ли, я не мог перестать читать эти книги. Я не мог перестать запоминать их строчку за строчкой и страницу за страницей. Хуже всего, когда я видел своих друзей, я не мог заткнуть рот. Слова просто вылетали наружу. Тарзан такой-то и Джейн такая-то, Джон Картер здесь, а Дея Торис там. И когда я говорил не о них, то вещал о Танаре из Пеллюсидара, или я издавал звуки, как тираннозавр рекс, и вёл себя как марсианский кот, у которого, как всем известно, восемь ног.

Теперь вы начинаете понимать, почему утро в Уокигане, штат Иллинойс, летом 1930 года было таким долгим, таким мучительным, таким невыносимым для всех?

"Тувия, дева Марса", суперобложка 1920 года
"Тувия, дева Марса", суперобложка 1920 года




Статья написана 3 февраля 07:57

Берроуз-футболист, 1895 год

Публикуем несколько страниц из монументальной биографии Эдгара Райса Берроуза, отца Тарзана и спасителя марсианских принцесс. В русском издании жизнеописание занимает два тома объемом 1400 страниц, с иллюстрациями и фотографиями (280 штук).


К концу 1894 года, за шесть месяцев до окончания Мичиганской военной академии, Эд уже принял решение о своём будущем. Его успехи в учёбе улучшилась, и он стал прекрасно справляться с различными предметами, но армия — и особенно кавалерия — оставалась его главным интересом. Мотивирующим фактором стала его любовь к лошадям и верховой езде, а также к природе. К этому добавился ещё один фактор: он провёл четыре года в академии и поднялся по карьерной лестнице, став кадетом. Теперь его мечтой было стать офицером регулярной армии; и с опытом и подготовкой, которые он приобрёл в академии, назначение могло быть возможным. Но если бы ему не удалось получить назначение, он был готов пройти стажировку в качестве рядового и планировал получить офицерскую должность в будущем.

В тот же период майор Джордж Берроуз уступил давлению со стороны сына и выдал ему письмо с согласием. Оно потребовалось, поскольку Эд был несовершеннолетним, письмо от 1 декабря 1894 года давало полное право:

.

«Любому офицеру-вербовщику

Армии США

Настоящим удостоверяется, что предъявитель, мой несовершеннолетний сын Эдгар Р. Берроуз, имеет согласие своих родителей на поступление на кавалерийскую службу Армии США.

С уважением

Дж. Т. Берроуз»

.

Как показали события, письмо не потребовалось. К маю 1895 года планы Эда изменились; его ожидало назначение в Военную академию Соединённых Штатов. Его неудача на экзамене привела к возвращению Эда в Мичиганскую академию той осенью. Но из-за утомительности академических обязанностей он снова нашёл прибежище в своих мечтах о карьере кавалериста.

Кавалерийский взвод Мичиганской военной академии; ЭРБ второй слева (далее все фото кликабельны)
Кавалерийский взвод Мичиганской военной академии; ЭРБ второй слева (далее все фото кликабельны)




Статья написана 2 февраля 12:36

Суперобложка биографии, издание 1975 года. Размер книги колоссальный: 20х28 см, 840 страниц
Суперобложка биографии, издание 1975 года. Размер книги колоссальный: 20х28 см, 840 страниц

Ирвин Порджес — писатель, историк, а так же старший брат писателя-фантаста Артура Порджеса (часто переиздают его юмореску "1,98"). Имеет ученые степени калифорнийского университета, двадцать лет преподавал литературу, автор биографии Э. А. По (1963). Семья Берроузов предоставила доступ к личному архиву писателя в особняке Берроузов, в котором Порджесы провели три года пока писали книгу.


Идея написать биографию Эдгара Райса Берроуза, которую я рассматривал лишь в предварительном порядке, получила сильный толчок в 1962 году в результате моего изумления и любопытства.

В годы молодости я прочитал рассказы Берроуза — несколько книг о Тарзане и научно-фантастические приключения на Марсе, Венере и других мирах. Я восхищался Берроузом за безграничность его воображения, за его изобретательность в создании научной среды для своих фантастических цивилизаций и по причинам, которые почти невозможно объяснить, за то, что его персонажи, хотя и являются нереальными и узконаправленными версиями добродетели и порока, каким-то образом живо и навсегда западают в сознание читателя.

Я убедился, что разрекламированный «ЭРБ», известный читателям и широкой публике, был лоскутным одеялом из обрывков биографии в газетах и журналах, многих из этих фактов его жизни были преувеличены или противоречивы. Поверхностные детали — простые списки данных или краткие сведения о жизни человека — могут создать только поверхностного человека. Но сработал дополнительный фактор. В результате его произведений с богатым воображением и фурора, который они вызвали, личность Берроуза была каким-то образом потеряна – забыта. Один только Тарзан — приёмыш обезьян оказался достаточно силен, чтобы ошеломить автора. Появился писатель Берроуз, но не человек. На протяжении многих лет, когда он предположительно писал о себе, на самом деле он предоставлял знакомую информацию о своих произведениях или повторял тонкий биографический очерк. Берроуза не существовало, — человек из плоти и крови, который сталкивался с проблемами, страдал от разочарований и боли, — был неизвестен.

Почему это должно было произойти? Пришла в голову ироническая мысль: возможно, существовало предположение, что человек, столь сильно отождествляющий себя с мирами фэнтези, писатель, избегающий ситуаций из реальной жизни, был самим собой без идентификации в реальной жизни — бестелесным существом. Но озадачивающий вопрос о том, почему не было написано итоговой биографии, побудил меня связаться с компанией Edgar Rice Burroughs, Inc., расположенной неподалёку, в небольшом сообществе, которое обязано своим названием ЭРБу — Тарзана, Калифорния.







  Подписка

Количество подписчиков: 639

⇑ Наверх