Не бойся тюрьмы, Не бойся сумы, Не бойся ни мора, ни глада… или Размышления о дальнейшем пути
человечества
После Катастрофы в мире воцарились смятение, зависть и ненависть. И тогда выжившие люди создали новое общество. Коммуны, места, где царит умиротворенность и красота. Общество, без воспоминаний о прошлом, построенное на нескольких нехитрых правилах. Никогда не лги, правильно употребляй слова, носи предписанную одежду, и будет тебе благо. Ах да! Еще инъекции каждое утро. Для улучшения здоровья, конечно.
По достижении совершеннолетия каждый подросток во время торжественной церемонии узнает свое назначение и получает распределение на будущее.
Кто роженицей, кто пилотом дрона, кто воспитателем, кто генетиком, кто озеленителем.
Лишь Джонаса (Туэйтес) (без фамилии, по-простому, тем более здесь ни у кого нет этого пережитка мрачного прошлого) старейшины избирают следующим Принимающим Воспоминания (оба слова с большой буквы). Ему предстоит пройти обучение у прежнего Принимающего (Бриджес), узнав воспоминания всего мира, и со временем стать тем, к чьему совету прислушиваются сами Старейшины.
Однако с каждым днем Джонас все больше задается вопросом. Так ли уж совершено общество, отказавшееся от памяти. И не стало ли это решение еще большим злом. Тем, что уничтожает саму человеческую природу.
Признаюсь честно, изначально смотреть очередного (прости господи) Дивергента-лайт у меня не было ни малейшего желания. А какой еще вывод можно сделать из аннотации к ленте? Снова мрачно-светлое будущее, снова подросток-избранный, идущий против системы.
Однако кум меня попросил все же сделать рецензию, и я решился на просмотр. К счастью, о потраченном времени не пожалел.
Giver вышел на порядок глубже и качественней, чем творение Нила Бёргера.
Фильм снят по мотивам романа Лоис Лоури «Дающий», написанного в далеком 1993-м году.
Вместо лицезрения чертовски занимательных пубертатных проблем здоровой кобылицы, мы получили неплохую притчу, завернутую в приключенческо-подростковую обертку. Притчу, ставящую перед зрителем довольно актуальные сейчас (впрочем, как и всегда) вопросы:
Не ошибаются ли те «кто знает, как надо», и имеют ли они хоть малейшее право отнимать у человека право выбора (даже руководствуясь вполне благими намерениями)?
Станет ли незнание и безответственность панацеей от всех бед?
Получится ли, спрятав голову в песок избежать прежних ошибок?
Реально ли изменить человеческую природу, вмешиваясь в саму ее суть?
Возможно ли купировать злую часть людской натуры, и останутся ли пациенты людьми?
Кем станут гомо сапиенс потеряв эмоции: существами не знающими греха, или превратятся в роботов-гитаристов, творящих зло по неведению.
И основное: можно ли построить что-то хорошее, отринув главный подарок богов: эмоции и любовь.
Создатели ленты настроены оптимистично, веря в то, что добрая сторона человека возьмет верх над своей злой сестрой, и это хорошо, слишком много в последнее время на экранах чернухи и беспросветности. Рассказывая о приключениях Джонаса, они обращаются к зрителю с призывом понять и принять главное достоинство человеческой расы – любовь. Осознать, что мир прекрасен и неповторим, каждая эмоция уникальна, а серость и забвение не приведут ни к чему хорошему.
Эмоциональное наполнение картины спокойное и выдержанное. Никакого насилия, никаких суперужасов, никакого свехзлодейства, никакого «1984». С младых ногтей все воспитаны в подобающем духе, плюс волшебные уколы, всем все нравится, поскольку о том, что может быть иначе, никто и не подозревает. Просто болото, просто никакого развития, просто каждодневное обыденное злодеяние от незнания. Просто закат человечества.
Фильм очень символичен. Начиная от попытки старейшин фактически обойти Первородный грех, устранив из общества само понятие зла. Через абстрактные Башни и Границу. Завершая идеей Джонаса как Спасителя, совершающего опасный квест для возрождения людской расы.
Фильм интересен игрой с цветом, давненько я не встречал работ режиссера, не забывающего о том, что цветность это тоже вполне себе кинематографический прием.
Фильм временами весьма условен. Абсолютно неясно, что за катастрофа, почему такое месторасположение коммун. Условен способ решения проблемы – фактически важно намерение и поддержка друзей.
Но все эти моменты не напрягают.
Ведь лента не об устройстве мира после апокалипсиса, а об устройстве мира здесь и сейчас.
Вот чего не мешало бы добавить, так это движения. Хотя создатели не забывают о приключенческом наполнении, движняка ленте малехо не хватает.
А ведь основной аудиторией все же являются подростки, для которых этот аспект немаловажен, и отражается на общем восприятии фильма.
Но все равно я в легком недоумении по поводу сборов.
Туповато-примитивный Дивергент поимел 260 лимонов баксов, а наш сегодняшний герой не дотянул до 60-ти. Уважаемые зрители, а вы не охренели?
Эрго. На удивление достойная работа (которой, впрочем, не помешало бы побольше живости), способная, даст бог, что-то изменить в мозгах подрастающего поколения.
Дезертировавший Морфей, или Дурак ты, Гена, мутатор мыть надо
Конец света оказался не таким, как его представляли. Не было орд зомби, стремящихся добраться до людского мяса. Или вспышки на солнце. Даже без ядерной войны обошлись. Просто постепенно все больше и больше людей утрачивали сон. Полностью.
Как вы понимаете, без объятий Морфея особо долго не протянешь. В нашем случае — год максимум.
Лекарства не было. Изобрели лишь «дрему», средство, позволяющее заболевшим ненадолго забыться, но не останавливающее разрушение организма.
По неясным причинам наштамповать ее в достаточном количестве не вышло. И теперь «дрема» одно из самых желанных веществ на планете. Ее производство и распространение под строгим государственным учетом. Но нет системы контроля, которую человек при должном желании не сможет обмануть.
Коп под прикрытием Парк, один из тех, кто пытается найти источники утечки «дремы». У него даже появляется один очень интересный след. Но непонятное убийство обрывает ниточку, оставляя на руках у Парка жесткий диск, полный информации. Диск, из-за которого над полицейским нависает серьезнейшая угроза. Диск, разыскиваемый одним из самых могущественных людей в США, и одним из лучших киллеров мира.
Ведь, похоже, информация на «винте» гораздо важнее, чем кто-либо мог даже предположить.
Имя американского писателя Чарли Хьюстон известно за рубежом с 2004-го. Тогда он дебютировал обычным нуарным криминальным романом «Caught Stealing». Однако уже в следующем году на свет появился частный сыщик-вампир Джо Питта («Мертвее не бывает»). Также Чарли засветился как автор комиксов «Moon Knight», изданных «Marvel». Наш сегодняшний герой «Неспящие» вышел в 2010, и стал вторым романом Хьюстона, переведенным на русский.
Итак, очередная версия конца света. На этот раз довольно оригинальная. Согласитесь, зомби, а также природные катаклизмы уже несколько запарили.
Вот Хьюстон и решил побаловать читателя, преподнеся на блюдечке свежую причину гибели человечества. Точнее, еще не совсем гибели, ведь на момент описываемых событий (2010 год) гомо сапиенс находятся в самом разгаре этого увлекательного процесса.
Мир изменился кардинально. Евросоюз развалился, все страны старушки Европы позакрывали границы на огромные амбарные замки. Экономика Китая рухнула, фактически вернув страну к средневековью. И лишь Америка, по мнению автора, смогла хоть как-то («хоть тушкой, хоть чучелом») выстоять перед глобальным кризисом, объявив дефолт, и высадив доблестных морпехов на нефтяные месторождения Ирака и Бразилии. Но и здесь дела все хуже и хуже.
Более тридцати миллионов неспящих. Серьезный спад во всех отраслях хозяйства. Жуткое подорожание всего, в первую очередь бензина. Уничтожение коров, объявленных виновником пандемии. Разруха, нищета, огромное количество террористических и религиозно-фанатичных организаций. Жесточайшее закручивание гаек государством. Даже бейсбольная лига остановила игры! В общем, как не крути, конец того мира, что мы знаем, однозначно настал.
И на этом мало оптимистичном фоне действуют два персонажа, которых без сомнения можно назвать украшением романа.
Первый, которому автор уделил львиную долю своего внимания, Паркер Томас Хаас. Некогда гордый защитник порядка, теперь наркодиллер, и по совместительству – агент под прикрытием. Некогда самый честный, наивный, гордый и ненавидимый всеми коллегами коп Лос-Анджелесса, теперь до одури уставший человек, растерявший многое из того, что составляло его личность. В процессе своего бессмысленного и беспощадного внедрения случайно наткнувшийся на «бомбу», способную изменить мир.
Второй – Джаспер. Тоже весьма вкусный типаж. Невзирая на свою не очень человеколюбивую профессию. Ветеран спецназа. Шикарный профессионал. Циник, маниакально любящий порядок. При этом нетрадиционной ориентации. Представляете коктейль? А ведь рано или поздно наши два протагониста встретятся. Лед и пламень. Свет и тьма. Ждем изменений.
Персонажей, а также весьма тщательную проработку НСП, неспящего приона, я отнесу к однозначным плюсам книги. Ну и, конечно же, тот факт, что большинство нынешних заядлых геймеров, попав в мир описанный Хьюстоном, скорее всего даже не заметили бы начала пандемии. Ведь виртуальная часть умирающего мира развита «на ура». Что не удивительно. Бензин дорогой, собираться в кучи как-то не охота, можно НСП подхватить. А интернет всегда под боком. И пообщаться, и с родственниками поболтать. Но особенно на коне сетевые многопользовательские игры. Причем до такой степени, что виртуальные игровые сокровища ценятся во вполне реальных деньгах. И людьми, скопившими состояние в виртуале, затем продавшими артефакты за натуральные баксы, уже никого не удивишь. Тем более что и неспящие, на протяжении оставшегося им времени, тоже не прочь оттянуться.
А значит виртуальность форевер! Ну, или на то время, что осталось человечеству до конца.
Также сильное впечатление производит то, что НСП действует отнюдь не мгновенно. Как обычно в апокалиптушках? Раз! И вместо человека ничего не соображающий зобми. В мире, описанном Хьюстоном все гораздо сложнее. Болезнь неизлечима. Но еще долгое время (до года) твои любимые люди остаются рядом, постепенно умирая, теряя связь с реальностью, погружаясь в прошлое. А на последних этапах испытывая еще и жуткую боль.
Испытание еще то. Причем для всех.
Отсюда и мощное эмоциональное наполнение книги. Причем оно интересует автора в первую очередь, гораздо больше движухи, экшена, и общей ситуации в мире. Эмоции, а также роль личности в истории. Чарли явно верит в ее важность, и силу влияния на происходящее.
Но этим идейное наполнение не ограничивается. Поразмышляет автор над игрозависимостью, тлетворным влиянием богатства, грязью политических игрищ, силой любви, грузом ответственности, и поведением человека в сложные времена. Ничего особенного, но и в пустоте Неспящих не обвинишь.
Стилистика и язык Sleepless неплохи, но щенячьего восторга не вызовут. Текст особо не провисает, частое переключение между главными героями добавляет в блюдо остроты, и хотя книга действием не переполнена, скучать во время чтения не придется.
А вот логические неувязки, вылазящие, как только дело касается «дремы», изрядно портят впечатление от книги. И хотя к финалу кое-что проясняется, все равно неподобранных хвостов остается достаточно. Ну, в самом деле, что за детсад, вот всех-всех правительство прижало, кроме фармацевтического лобби. Ага, конечно. И вот никак невозможно наделать этой «дремы» от пуза. Вот нельзя, и все. Автор сказал. А на этом, знаете ли, изрядный кусок интриги построен.
Эрго. Интересный, но местами чересчур увлекающийся проект, с оригинальной идеей апокалипсиса, отличными персонажами, и качественным эмоциональным фоном. Супервосторга не вызвал, но прочел c удовольствием.
P. S. Порадовала уверенность автора в том, что кино не прекратят снимать даже после наступления конца света. И то верно, конец концом, а показ фильмы по расписанию.
Кейси Ньютон (Робертсон) всю свою не очень длинную жизнь искала ответы на вопросы. Ей не хватало рассказов о том, как все плохо, и какие ужасы творятся на нашей маленькой Земле. Она хотела знать, что делать. А еще она умела мечтать, и верить в лучшее.
Не удивительно, что когда ей в руки попадает странный значок, открывающий видения прекрасного города будущего, Кейси всей душой захотела попасть на его серебристые улицы. Но вскоре выясняется, что все далеко не так радужно, как показалось девушке в первый миг. И будущего у нашей планеты может не оказаться вовсе.
Но настоящим шоком для Кейси оказалось известие, что между жителями земли и концом света стоят всего три фигуры: изобретатель Фрэнк Уолкер (Клуни), странная девочка Афина (Кэссиди), и она — Кейси Ньютон.
Еще в 1955 году в детском раю Disneyland появился новый аттракцион «Земля будущего». Шли годы и настроение, царящее в его стенах, менялось от восторженного оптимизма до мрачного опасения. Эта забавная эволюция представлений о грядущем подтолкнула продюсера Дэймона Линделофа на написание рассказа. А позднее и сценария к Tomorrowland.
Фильма в корне отличающегося от большинства современных картин, не ждущих от человечества и его будущего ничего хорошего.
Что стало безумно популярным как в кинематографе таки в литературе последнего десятилетия (если не больше)?
Ожидание апокалипсиса. Трепетное, волнующе-тревожное, и чуть ли не радостное. Как будто Деда Мороза с подарками обещали. А не конец света.
Человечество жаждет перемен. Но вместо работы над собой гениальные представители гомо сапиенс сподобились лишь на внутреннее скандирование замшелого лозунга большевиков «…до основанья, а затем…».
Книжные раскладки заполонили смакования зомби-апокалипсиса, и саги о выживании в разрушенном мире.
На экранах (больших и малых) царят фильмы-катастрофы, и те же рассказки о борцах с живыми мертвецами.
Причем каждый из потребителей такой продукции в глубине души искренне уверен, что уж он то непременно останется среди пары процентов уцелевших из нынешних 7 миллиардов.
Каждый!
Все эти «произведения искусства», заполненные негативом по самое «не балуйся», кормят отнюдь не того волка, который дал бы людям что-то хорошее.
Создатели Tomorrowland, решили, наконец, (не прошло и десятка лет), попробовать подкормить противоположную, «положительную» зверюгу. Начав с самой благодарной аудитории – детско-подростковой.
Причем получилось у них весьма недурно. Фильм вышел заводным, озорным, позитивным, и в лучшем значении этого слова приключенческим. Временами веяло воспоминаниями босоногого детства, а конкретнее нежно любимыми приключениями Алисы, одним из лучших советских подростковых проектов. Что как на меня уже говорит о высоком качестве продукта.
Плюс тинейджеровский формат картины позволяет зрителю спустя рукава относиться к забавным идеям типа ракеты в Эйфелевой башне, или тайной организации, основанной совместно Жюлем Верном, Теслой, Эдисоном и Эйфелем.
И не такое видывали. Да и бог с ним, чем бы дитя не тешилось.
Тем более что напряжение практически на протяжении всей ленты поддерживается на высоком уровне, периодически и вовсе устремляясь вскачь. Экшена, пускай немноголюдного также хватает. Да и Город будущего смотрится весьма и весьма достойно. Все же 190 лимонов бюджета, не кот чихнул.
Но эффектная картинка, драки роботов (и с роботами), действие и приключенческая канва отнюдь не то, чем ценен Tomorrowland.
Он действительно способен показать подростку путь.
Путь мечтателя, путь Вершителя, путь особенного. Того, кто не отступает. Путь человека, формирующего другую реальность. Человека, не идущего на поводу у разочарованных толп, уставших от беспросветных будней. Толп, не желающих ничего делать, и обреченно ожидающих конца. Мол, может хоть там отдохнем. Человека уверенного в существовании прекрасного будущего. Верящего в любовь и высокое предназначение человечества.
Подростку показать, а взрослому напомнить.
Мы сами формируем свою реальность. Мы сами, а не супергерои или высшие силы. И если нам не нравится то, что происходит вокруг, мы способны это исправить. Изменив себя, близких, а затем и кусочек окружающего пространства. Постепенно, по чуть-чуть, по капельке, сделав лучше весь мир.
Эрго. На удивление позитивная картина, как будто навеянная работами Булычева и ранних Стругацких. На фоне массовой чернухи, в которой гибнут сотни миллионов, а выживают единицы, комиксоидных блокбастеров с тысячными стадами беспомощного офисного планктона, Tomorrowland стал лучиком света в темном царстве. Лучиком, возможно, возвещающим рассвет.
P. S. В прокате фильм провалился с оглушающим треском. 190 – бюджет, 150 – реклама. Сборы около 200 миллионов. Как хорошо, что это уже неважно. Свое дело «Земля будущего» сделала.
Режиссер: Брэд Берд
В ролях: Бритт Робертсон, Джордж Клуни, Рэффи Кэссиди, Хью Лори, Тим МакГроу, Кэтрин Хан, Кигэн-Майкл Ки, Кристофер Бауэр, Томас Робинсон, Пирс Гэнон, Мэттью МакКоулл, Джуди Грир, Мэтт Андерсон, Майкл Джаккино, Д. Хэрлан Катшелл, Шило Нельсон, Ксанта Рэдли,Дэвид Найкл, Пол МакДжиллион, Пирс Виссер
Вечная жизнь матерого строителя или Благородный бизнесмен — редчайшее краснокнижное животное
Строительный магнат Дэмиан Хэйл (Кингсли) прожил долгую и насыщенную жизнь. Но сколько человеку не давай – он все равно хочет еще. Посему когда умирающему от рака Дэмиану предлагают новую жизнь, в молодом и полном сил теле, он сомневается недолго. Невзирая на огромную суму, которую приходится заплатить. Галлюцинации, периодически преследующие обновленного Хэйла (Рейнольдс). И даже короткий поводок в виде таблеток, глушащих видения. Поводок, на котором Дэмиана держит творец новой технологии профессор Олбрайт (Гуд). Но с каждым днем у Хэйла возникает все больше сомнений по поводу правдивости Олбрайта. И все больше соблазна проверить оптимистичные заверения профессора.
Все время своего существования, как разумного вида люди задумывались о продлении жизни. Кто-то бросался в омут религии, надеясь на посмертие души. Кто-то вел здоровый образ жизни, пытаясь полностью использовать ресурс тела. Кто-то задумывался о смене изношенных органов, искусственно продлевая свои дни. Но одним из самых привлекательных, конечно же, была идея абсолютно нового молодого тела, с переносом всего опыта и воспоминаний старого.
Эта идея, воплощенная в кино, дает возможность подумать о многих морально-этических вопросах, при этом обеспечивая любой уровень экшена. Хотите философскую фантастику с размышлениями? Не вопрос. Убойный детектив? Пожалуйста. Нечто среднее? Да ради бога.
Вот именно нечто среднее, но с изрядным креном в движуху и получилось у создателей Self/less. Особой философской глубины мы не дождемся, хотя некую пищу на поразмыслить Тарсем Сингх все же зрителю предоставит.
Возможно ли продление жизни без чьей-либо смерти? Как определить, кто достоин лишних годочков и за чей счет? Выдающийся интеллектуал? Пробивной делец? Гений? Посредственность? Просто муж и отец? Стоит ли бороться с законами мироздания, или смириться как с необоримым всемирным тяготением? А пытаться продлить существование, если ты прожил насыщенные, полные достижений и побед годы?
Есть что обсудить и над чем поспорить, не правда ли?
Хотя очень жаль, что Тарсем не пошел дальше, и крайне слабо коснулся внутренних противоречий «новорожденного». Его неизбежного желания увидеть близких из той, прошлой жизни. Конфликта между логикой, напрочь запрещающей такие встречи, и нутряным инстинктом быть рядом с дорогими людьми.
И вдвое жаль, что у Сингха не хватило духу сделать Дэмиана не обычным, пускай чертовски удачливым бизнесменом, коих по сто штук на этажу, а ученым, способным на жизненно важные для человечества открытия. Тогда бы выбор, предстоящий Хэйлу, стал на порядок сложнее и ответственнее. А с ним и внутренний выбор каждого зрителя. А при таком выборе протагониста: акулы бизнесы, явно порвавшего немало глоток, создавая свою строительную империю, все как-то попроще. Да и во внезапно проснувшуюся благотворительность высшего порядка у суперкрутого олигарха поверить как-то сложновато. Если не сказать невозможно.
Как и в глупость профессора Олбрайта, не подумавшего о возможности раскрыть все карты перед своими пациентами. Ведь позволить себе его услуги смогут лишь те, кто, создавая состояния, давным-давно позабыл само понятие морали. И процент отказа от «процедуры» по-прежнему будет стремиться к нулю. Да и подбором кадров профессору нужно было озаботиться тщательнее. Ну, кто поручает тонкую дипломатическую работу по уговариванию пациента, только что узнавшего правду, бывшему уголовнику? Тот еще «переговорщик», прости господи. Да и столь кардинальные меры по отношению к Мэдди Битвелл (Мартинес), как на меня, абсолютно не требовались. Ну кто ей поверит? Ах, она призрак «покойного» видела! Пить меньше надо.
Эти моменты, как и чересчур предсказуемый финал (после открытия основной загадки, фильм стремится к единственно возможному «правильному» завершению, как поезд в депо), слегка портят в целом неплохое впечатление от ленты.
Зато к экшену, и поддерживанию напряжения практически на протяжении всей картины не возникает ни малейших претензий. Обстановка накаляется, протагонист бегает, как подстреленный, враги грозят, пуляют, и махают кулаками, женщины и дети трогательно прекрасны, начало картины и вовсе заставляет теряться в догадках. Все же в этом отношении Сингх способный парень.
Эрго. Интересный «движухой» и парой моральных задачек проект, к сожалению побоявшийся замахнуться на большее.
Режиссер: Тарсем Сингх
В ролях: Райан Рейнольдс, Бен Кингсли, Натали Мартинес, Мэттью Гуд, Виктор Гарбер, Дерек Люк, Джейни-Линн Кинчен, Мелора Хардин, Мишель Докери, Сэмюэл Пейдж
Максим, обеспеченный и успешный молодой человек, не ждал от нового дня никаких каверз. Ровно до того момента, пока не объявился Бас, старый кореш, с которым они не виделись много лет. И сразу же все пошло наперекосяк.
Неведомым образом Максим попадает в виртуальный игровой мир, построенный по законам RPG. Ну, знаете, прокачка персонажей, приобретение новых умений, сражения и магия. Точнее в этот мир попадает не физическое тело Максима, а его разум или душа, кто ее эту виртуальность разберет. В игре это самый разум облекается в плоть, и начинается игровой процесс. Поскольку Максим очутился на седьмом круге Ада, особо приятным этот процесс не стал. Совсем наоборот. Боль, кровь, смерть. Первая, сотая, тысячная. Но время шло, Макс потихоньку повышает свой уровень, силу, ловкость, выносливость, каждый миг думая о главном. О причине своего появления здесь. И способе отсюда выбраться.
Это не книга. А шприц с чистейшим и ничем не замутненным адреналином. Идеи? Побойтесь бога, какие идеи! Глубокие, выстраданные мысли, которыми тянет поделиться с читателем? Не смешите мои тапочки! Смелое, оригинальное фантдопущение? К чему эти сложности! Новый, интересный мир? Ах оставьте, кому это сейчас интересно!
Адреналин! Вот все, что нужно читателю. Полное погружение в компьютерную игру. Почувствуйте эту грязь, эту кровищу, эту боль. Переживите вместе с героем сотни смертей. Пропитайтесь его ненавистью и яростью. Порадуйтесь найденным тряпкам и оружию. Достигните десятого уровня. Выплюньте изо рта песок Арены. Дотянитесь до глотки врага. Одного. Второго. Третьего. Вырвите ему кадык, сломайте хребет. Умрите. Воскресните.
Все это конечно благородно, но лично я предпочитаю играть в игры, а не читать о том, как кто-то играет. Пускай для него это и не совсем игра.
А литература все же должна нести хоть минимальное идейное наполнение. Помимо бессмысленного действия и животного наслаждения адреналином. Иначе это не литература, а банальная эрзац-жвачка. И отнюдь не для мозгов.
Эрго. Классический убийца времени. Причем с особым цинизмом.
P. S. И шоб вы таки не сомневались: парни вас ждет вторая серия! (а там глядишь и третья).