Вирус, изменивший мир или Новая вершина пищевой цепи/ Зловещие мертвецы. Перезагрузка
2014 год. Благими намерениями, как обычно, люди вымостили себе дорогу не совсем туда, куда стремились. Казалось бы, куда уж благороднее цель. Полное излечение рака и гриппа. Однако и здесь вмешались нюансы. Ну и, конечно, человеческий фактор, как же без него.
В результате вместо здоровья и процветания, человечество уменьшилось процентов на 30. Приблизительно. Может больше. Вы не поверите – зомби. Да-да, как у Ромеро. Откуда? Да те самые вирусы, которые должны были облагодетельствовать людей. У оставшихся 70-ти (а может меньше?) процентов, существование изменилось в корне.
Остались в прошлом многолюдные собрания и спортивные состязания, открытые террасы ресторанов, игры на лужайке, пикники в лесу, собачки в квартирах. Вирус-то никуда не делся. Он в крови у всех живых существ на Земле. И переносится кем угодно, включая крупных животных.
В общем, к 2039-му году, жизнь выглядела абсолютно по другому, чем 26 лет назад. Леса и национальные парки для человечества потеряны полностью. Изрядное количество бывших поселений тоже. Все остальное разделено на зоны разного уровня безопасности, на каждом углу обязательные проверки уровня вируса в крови. Уйма ущемлений и ограничений. Паранойя развита настолько, что 80 процентов выживших и вовсе практически не покидают свои жилища.
Зато беспроводная связь и компьютерные технологии достигла заоблачных высот. И кто будет себя чувствовать хорошо в таких условиях? Правильно! Интернет-блогеры, выступающие для многих единственной связью с миром, стали новым стандартом новостных сообщений, изрядно потеснив классическую журналистику. Шон и Джорджия Мейсон как раз из таких. Людей, рискующих своими головами для правдивого освещения событий. Ну и для рейтинга сайта, само собой. В один прекрасный день их приглашают для освещения предвыборного тура кандидата в президенты сенатора Питера Раймана. Сенатора, вокруг которого вдруг начинается очень грязная и опасная возня.
Шеннон Макгвайр, издающаяся в частности под псевдонимом Мира Грант, помимо писательства известна как певица, мультипликатор и художник. На русском языке из ее работ кроме Newsflesh выходил лишь первый роман из цикла «Октобер Дэй»: «Магия крови. Розмарин и рута», о неудачливой полукровке фейри, живущей среди людей.
Литературы (а уж тем более кино) на тему зомби-апокалипсиса за последние десятилетия появилось немало. Каждый автор раскрывает эту тему по-своему. Кто-то любуется комбидресом Милы, и ее растяжкой. Кто-то уделяет максимум внимания вопросам выживания, собирательству трофеев и боевым сценам. Кто-то пытается составить пронзительную картину падения и возрождения человечества.
Шеннон Макгвайр из последних. Для нее «зараженные» всего лишь инструмент. Изящный, хорошо продуманный и воплощенный, но инструмент.
Ее больше интересуют люди. Люди, живущие в очень своеобразной антиутопии. Это не какая-нибудь Океания, или абстрактный мир в «далекой-далекой галактике». Это самая что ни на есть Америка, причем всего то четверть века спустя от нашего родного 2014-го.
Еще живы помнящие вкус красного мяса. Ветерок открытых площадок в летних кафе. Игру мускулов лошади на скачках. Атмосферу боления 100 тысяч фанатов на футбольном матче, или рок-концерте на огромном стадионе. Прогулки с любимой овчаркой.
Живы. Им хуже всего. Ведь для детей и подростков все эти вещи уже сказка. Реалии изменились кардинально. А вот изменились ли люди? Отчасти.
Политики, например, остались прежними. Посему такое удивление (и даже недоверие) вызывает положительный сенатор.
А среди электората махровым цветом цветет паранойя. Обоснованная, кто спорит. Но повсеместное затворничество, и общение исключительно в сети, вряд ли пройдет бесследно для психики общества.
Тем более что параллельно колосятся, скрежещут и со скрипом закручиваются гайки государственной машины. Бог с ними с постоянными, доходящими до маразма проверками крови на блокпостах. Никому не хочется очутиться близко от свежего зомби.
А как вам законопроекты, позволяющие растить детей, только в зонах с очень высоким уровнем? Пока не принятые, но все же. А домашние системы безопасности, проверяющие человека после каждого выхода на улицу и работающие согласно строгим правительственным требованиям? Недетские штрафы за угрозу заражения. Жесточайшая стерилизация и дезинфекция белья после прогулки?
И все вроде по делу. Ничего не попишешь, злобный вирус, хочешь жить, будь добр, соблюдай правила. Но какое же гнетущее ощущение остается после знакомства с таким вариантом будущего.
Смесь обычных, мирных реалий, типа походов в ресторан, папарацци, выборов, и стонущей смерти за заборами. В голове не укладывается.
Впрочем это пока еще не 1984. Это общество, застывшее в полупозиции, выбирающее как жить дальше. Что ждет эту Америку? Постепенное возрождение или безумие крестовых походов. Светский гуманизм или религиозная нетерпимость. Свобода (пусть в новых реалиях), или вяжущий, лишающий сил ужас. Открытость, правда, или ложь и двуличие. Что-то новое, или повторение старых ошибок.
Выбирать вам?
Вот кто здесь пока на коне, так это представители блогосферы. Именно они в самом начале эпидемии, кода правительство и официальные СМИ отмалчивались и обманом успокаивали народ, забили тревогу, сохранив изрядное количество жизней. Именно они сейчас освещают со всех сторон любое мало-мальски значимое событие, лезут в пасть зомби, и на фоне общей испуганной массы становятся глотком свежего воздуха.
Вот, к примеру, наши главные герои — Джорджия и Шон Мейсон. Отлично проработанные, привлекательные, полные жизни люди. Еще и связанные практически на ментальном уровне. Брат – настоящий «ирвин», любящий риск, адреналин, потыкать палкой в зомби. Сестра – наоборот, достаточно уравновешенная, фанат новостной журналистики, считающая правду – непременным условием существования человека.
Типичные представители блоггеров, несмотря на молодость, отлично видящие все недостатки и проблемы новой Америки.
Но без оригинального фантдопущения, все эти исследования штатовской психологии вряд ли были настолько интересны читателю фантастики.
И Грант постаралась. Взаимодействие вируса с людьми во многих аспектах описано чертовски нестандартно.
Человеческая цивилизация действительно висит на волоске.
Мало того, что вирус поселился во всех живых существах. Не хватает того, что для его активизации не обязателен даже укус, достаточно капли крови или слюны «зараженного». Так еще и любое животное весом более 40 кг. может стать зомби, и послужить причиной амплификации (активизации вируса). А ведь бывают еще и спонтанные амплификации (пускай их немного). И активизация после банальной смерти носителя.
Да, кстати, зомби способны объединятся в охотничьи стаи, повышая двигательную активность и приобретая некое подобие коллективного интеллекта. И зачастую они стремятся не сожрать человека, а заплевать, «вербуя» в свои ряды.
Это вам не примитивные зомби-бродилки – выстрелил в башку, и забыл. С таки вирусом надо быть на порядки осторожнее.
«Корм» — не боевик. Столкновений с зомби здесь немного, и они не слишком акцентированы. Зато происходят в действительно ключевые моменты повествования, и потому изрядно пробирают.
И детективом его не назовешь. Слишком прозрачна линия с главным злецом (к счастью, как мы знаем, у айсберга есть не только вершина).
Зато на гордое звание триллера роман претендовать в полном праве. Магистральная интрига с сенатором держит в напряжении почти до самого финала, и позволяет полнее раскрыться не только персонажам, но и всему миру.
К тому же оставляя изрядный задел на будущее.
Эрго. Вторая книга вслед за «Мировой войной Z» Макса Брукса, использующая зомби-апокалипсис для размышлений об очень важных и злободневных для человечества вопросах. Правде и лжи. Условной безопасности в клетке и вольной жизни. Свободе и неволе. Страхе и смелости. Ответственности и выборе. О том, что собственно и делает нас людьми. Однако. Зомби-романы стремятся к большой литературе. Приятно.
P. S. Следующий роман трилогии «Крайний срок» — уже переведен, но когда до наших палестин доберется завершающая часть трилогии – не ведомо даже самым продвинутым блогерам.
Двадцать хлебных крошек для беспамятного инженера или Борьба за будущее
Условия работы инженера Майкла Дженнингса (Аффлек) сложно назвать обычными. Не просто обмен своих способностей на хрустящие купюры. А прямое подтверждение тезиса «Время-деньги». Сделал проект – потерял память о времени, пока работал — получил вознаграждение. Политика неразглашения в идеальном виде. Обычно в утиль уходит несколько месяцев, и Майкл вполне может обойтись без памяти о скучных рабочих днях. До той поры, пока один из проектов потребовал целых трех лет его жизни. И с этим можно было бы смириться, если бы не тот факт, что по завершении работы, и стирании памяти, Дженнингс узнает, что самолично отказался от кучи денег. Оставив себе лишь конверт с парой десятков мелочей, типа пачки сигарет или пистолетного патрона.
Но как выяснилось, утрата 90 миллионов не единственная проблема Майкла. Ведь даже потерявший память Дженнингс чем-то изрядно мешает своим последним работодателям.
Филип Дик уже три десятка лет остается одним из самых экранизируемых авторов фантастики. Встречаются среди фильмов по его рассказам настоящие шедевры, хватает и средних лент. Дело в том, что в картине по Дику особенно важна роль буквально всех до единого членов съемочной группы (впрочем, как и в любом с душой создаваемом фильме). Филип в своих коротких вещах задает только стержень истории, ключевую идею, а сможете ли вы нарастить на этот скелет съедобное мясо, и станет ли воплощение кинематографически успешным, зависит уже и от постановщика, и от актеров, и от сценариста с оператором. Смогут ли все они подойти к проекту с интересом, огоньком, или просто спустя рукава выполнят свою работу.
Фильм поставлен по повести (или большому рассказу) Филипа К. Дика «Полный расчёт».
Эти азбучные истины очень хорошо иллюстрируются нашим сегодняшним героем.
Налицо куча вроде как положительных моментов. Тут вам и заводная движуха (которой и прославился в свое время Джон Ву). Погони, драки, стрельба, взрывы, противостояние. Качественное напряжение, достигаемое, правда, исключительно за счет этой самой движухи. И серьезная (хотя и очень спорная) работа сценариста, ведь, будем честными, от повести Дика остались «рожки да ножки». Постановщики Paycheck изрядно переделали «Полный расчет», приблизив его к современному американцу, переведя отношения героев из чисто деловой сферы во вполне личностную, и добавив слабологичного глобализма. И волоокая Турман вместе с серьезным дядечкой Экхартом. Плюс замахнувшись на серьезность проблем, ожидающих человечество, создатели ленты дали лишний повод поразмыслить над человеческой природой, способной испортить все, что угодно, даже получив в руки своеобразную панацею. О будущем, его влиянии на настоящее, и ценности каждого текущего дня.
В общем пустышкой картину на первый взгляд не назовешь.
Но вот той самой души фильму откровенно не хватает. При всем саспенсе, стрельбе и визге мотоциклетных шин не покидает ощущение изрядной условности происходящего. Не снимаем вины с режиссера, в погоне за зрелищем позабывшем о том, что снимается все таки фантастика по Дику, а не китайский боевик о плохих корпорациях. Но больше всего в этом повинен, конечно же, Бенджамин Геза Аффлек. Очень узкого диапазона лицедей, так и застывший, похоже, в образе Бартлби из Догмы, научившийся за это время лишь кривовато-ироничной ухмылке, больше всех работает на ухудшение впечатления от ленты. Практически полное отсутствие мимики, вечно одинаковая физиономия, изменившаяся пару раз за два часа, та самая улыбочка, и огро-о-о-омный вагон самолюбования. Вот уж точно лучше жевать, чем говорить. Бен у тебя ж получаются отличные фильмы, как у режиссера, завязывай уже с актерской деятельностью (а ведь впереди еще Бетмэн!!!!).
Да и вся история вышла в изложении создателей картины чересчур уж легковесно-простенькой и слащавой до приторности. Ни тебе революции на горизонте, ни диктата системы, ни Полиции безопасности. Так, жадный богач с поехавшей крышей. А финал с лотерейным билетом и вовсе залил патокой по самые уши. Причем пробрало даже американского зрителя, дружно проголосовавшего долларом против творения Ву. Аффлек, кстати, поимел за Paycheck целиком заслуженную «Золотую малину».
Вот так и выходит, что неудачный кастинг, да попытка подсластить не нуждающуюся в этом пилюлю, способны загнобить даже самую удалую движуху. И никакой Джон Ву не спасет.
Эрго. Зрелищная лента, полная энергии, как двухмесячный щенок, и слащавая, как коктейль из меда со сгущенкой, усугубленная никакущим главным героем.
P. S. На особую фантастику не рассчитывайте, по технологиям классический 21 век, разве что мониторы с объемным изображением выделяются.
Режиссер: Джон Ву
В ролях: Бен Аффлек, Ума Турман, Аарон Экхарт, Колм Фиор, Ивана Миличевич, Пол Джаматти, Джо Мортон, Джон Кассини, Фульвио Чечере, Каллум Кит Ренни, Кэтрин Моррис, Клодетт Минк, Питер Фридмэн, Мишель Харрисон, Майкл С. Холл, Кристофер Кеннеди, Райан Цвик
Сияние настоящей любви, или Сказка, лучащаяся волшебством
Тристану Торну (Кокс), казалось, была уготована участь обычного роботяги-англичанина из глубинки. В молодости — посыльный в лавке, затем более-менее удачная женитьба, спиногрызы в количестве двух-трех штук, тяжелый труд для прокорма семьи, артрит, и смерть, как желанное отдохновение ото всех забот. В любом другом месте, скорее всего так бы и произошло.
Но был один фактор, который полностью изменил его жизнь. Причем еще до рождения. Это фактор звался Стеной. А точнее Волшебной страной, привольно расположившейся за этой самой Стеной. Страной, где возможно все. Тут корабли летают, животные разговаривают, а беспечному путнику нужно бояться не столько бешено несущихся экипажей (хотя и их тоже), сколько злых колдуний и нервных принцев.
Именно в эту страну пролег путь нашего юного героя, сгоряча пообещавшего девушке достать упавшую с неба звезду. Страшновато идти в неизвестность. Тем более полную стольких жутких легенд. Однако джентльмен всегда держит свое слово. А уж если джентльмен молод и безрассуден! То нас ждет чертовски увлекательная история.
Всемирная известность пришла к Нилу Ричарду МакКиннону Гейману, одному из самых интересных современных английских литераторов, в 2001 году. После публикации «Американских богов». Однако и до этого Нил не избивал ни в чем не повинные байдыки. На его счету значилось «Задверье» (1996) и «Звездная пыль» (1998). Крайний на то время роман был встречен довольно тепло, получив несколько премий и номинаций.
Почти через 10 лет он станет первой (и пока последней), по-настоящему масштабной экранизацией работ Геймана. До этого зритель увидал сериал «Задверье» и «Зеркальную маску» с 4-х миллионным бюджетом. После – мультфильм «Коралина в Стране Кошмаров». Но даже если ничего из творчества Геймана больше не будет экранизировано (типун мне на язык), имя Нила уже вписано в историю кинематографа огромными золотыми буквами.
Ведь «Звездная пыль» Мэттью Вона оказалась лучшей фентези-сказкой минимум последних пары десятилетий. Да и из многосотмиллионных гигантских фентези-эпиков с ней смогут поспорить разве что ВК с Нарнией. Причем за исключением пары моментов экранизация не просто не уступает книге, а кое в чем даже превосходит оригинал (что случается крайне редко). Чем же так хороша «Пыль»?
— Атмосферой. Провинциальное Застенье, а уж тем более Волшебная страна, буквально окутаны ароматом сказки. Односельчане Тристана, в детстве и юности упорно пытающиеся пролезть за Стену, а во взрослом возрасте столь же упорно ее игнорирующие. Молодой Торн, буквально подпрыгивающий от жажды приключений и странствий. Его невозмутимый папаня. Целеустремленный Септимус. Потрясающий пиратский капитан летающего корабля. Великолепно-злобная Ламия. Колдуньи и единорог. В нужной пропорции приключения, юмор, красоты, магия, поединки. А когда в этот коктейль добавили качественных, уместных спецэффектов, на удивление заводной и удачной музыки, а также шикарных пейзажей, общая картина буквально заворожила.
— Динамикой. Действие практически не провисает. Даже в моменты, когда герои никуда не бегут, а просто общаются или танцуют, происходит масса вещей, необходимых для развития сюжета. Они узнают друг друга, отношения развиваются. Вокруг мелькают пейзажи, происходят второстепенные события, а все вместе еще больше погружает нас в волшебный мир Stardust.
— Актерскими работами. Среди них в первую очередь вспоминается Роберт Де Ниро с его обалденным капитаном Шекспиром (в книге такой персонаж отсутствует напрочь). И величественно аморальная Ламия в исполнении неувядаемой Мишель Пфайффер. Также отлично себя показал Марк Стронг со своим коварным, не ведающим преград Септимусом. Чарли Кокс, кстати, тоже каши не испортил. Сравните его героя в начале и в финале. Развитие образа налицо, что в ленте, второй стержневой идеей которой является взросление и становление юноши, крайне немаловажно. Да и бывшая Джульетта, сиятельная Клер Дэйнс, на тот момент еще не знакомая с сержантом Броуди, свою работу выполняет вполне адекватно.
Первая же и главная идейная опора картины – Ее Величество Любовь. Мы увидим зарождение этого чувства (или стихии?), его развитие, почувствуем энергию, которую вливает оно в своих верных паладинов. Насладимся историей любви, которая в кои-то веки закончится хорошо.
— Картинкой. $70 000 000 все-таки. Летающие в грозовых тучах корабли. Колдовство, прекрасные пейзажи и панорамы неведомых (и ведомых) стран. Забавные привидения и красочные замки. Красочные костюмы, внезапные превращения, жаркие схватки и смертельные поединки. Создается впечатление, что съемочная группа, при необходимости, могла бы рассчитаться за каждый цент (что тоже в кинематографе бывает нечасто).
— Саундом. Одна из немногих лент, где я заметил старания (и вообще наличие) композитора. Дичайшая редкость! Представляю героя: Илан Эшкери, прошу любить и жаловать.
Напоследок пару слов о литературном первоисточнике. Основных отличий от фильма, пожалуй, два. Первое — вместо капитана Шекспира, некий Альберик, обычный ловец молний. Тут без вариантов. Блистательный Де Ниро укладывает ничем не примечательного Альберика на обе лопатки. Второе – финал. А вот тут есть пару моментов, которые в книге мне понравились чуточку больше. Во-первых ситуация с Викторией и ее браком. У Геймана Виктория искренне полюбила своего будущего мужа, и была с ним счастлива. По-фильму, особого счастья Форестер испытывать не могла в принципе. Тем более, после издевательского приглашения на финальное торжество. Дальше, последняя встреча Ивейн с Ламией. В книге эта встреча несет абсолютно иной посыл, и дополнительно раскрывает характер Ивейн. С другой стороны, понятно и ежу, что вариант со сражением, выбранный для кино, на экране смотрится выигрышнее в сто раз. Здесь, даже не столько претензия, сколько сожаление о невозможности совместить оба подхода.
И кстати, дальнейшая судьба влюбленных, описанная у Геймана, несколько отличается от того, что выбрал Мэттью Вон. Но то такое, интересно лишь в контексте разных отражений одного события. А вот, отсутствие маленького лохматого человечка, и упоминания о Братстве замка (тема, и в книге-то не раскрытая абсолютно) я сильно критическими моментами не считаю (вон Джексон целого Бомбадила потерял). Он режиссер, он так видит.
Эрго. Пожалуй, лучшая фентези-сказка 21 века. Не удивлюсь, если и 20-го тоже.
Режиссер: Мэттью Вон В ролях: Чарли Кокс, Клер Дэйнс, Мишель Пфайффер, Роберт Де Ниро, Марк Стронг, Джейсон Флеминг, Руперт Эверетт, Кейт Магован, Сиенна Миллер, Натаниель Паркер, Бен Барнс, Питер О’Тул, Иэн МакКеллен, Бимбо Харт, Алистер Макинтош, Дэвид Келли, Мелани Хилл, Генри Кавилл, Дэрби Хокер, Фрэнк Эллис, Марк Хип, Струан Роджер
1806 год. Эпоха Наполеоновских войн. Англия. Йорк. Однажды теплым осенним утром двое уважаемых джентльменов, членов местного общества волшебников, твердо решили найти ответ на вопрос: почему в Англии больше не колдуют? Понятно, что множество магов-теоретиков задавались ним уже больше двухсот лет. Но у наших героев было то, чего не было у всех этих историков и ученых. Загадочный волшебник по фамилии Норрелл, живущий в дальней части графства. Обладатель огромной библиотеки, полной древних колдовских трактатов.
Если бы только мистер Сегундус и мистер Хонифут знали, какие грандиозные перемены потрясут Британию после их визита к этому самому Норреллу. Единственному (как казалось на тот момент) практикующему английскому волшебнику, решившему, наконец, прервав свое добровольное уединение, вернуть магию на Острова.
Однако кроме людей, позабывших великое искусство древности, в Англии все это время жили и иные существа. Существа, давным-давно принесшие магию в людской мир. Существа, которым и в голову не приходило отказываться от волшебства. Существа, непредсказуемые, как сама природа. Существа, если обратить на себя их внимание, способные на множество не вяжущихся с нашей моралью поступков.
В Средние века дождливая Британия была полна магии. Сперва основатель традиции Король Ворон. Затем его последователи, ауреаты, или маги Золотого века. Но время шло, ушел Джон Аскгласс. А за ним стало покидать английские берега и волшебство. Уже представители Серебряного века колдовства, или аргентианы, были гораздо больше учеными, чем практиками. А к 19 веку на туманных островах остались лишь теоретики в пыльных кабинетах. Ах да! Еще уличные «маги»: попрошайки да мошенники. Так было ровно до того момента, когда в столицу прибыл мистер Норрелл, еще в Йорке доказавший, что практическая магия живет и здравствует.
«Джонатан Стрендж» девять лет назад буквально взорвал трясину забугорного фэндома. «Хьюго», «Локус», Всемирная Премия фэнтези, Мифопоэтическая премия, Лучший роман года по версии «Time». «Лучший английский фантастический роман, написанный за последние семьдесят лет».
Автор этой бомбы, Сюзанна Кларк, уроженка Ноттингема, Великобритания, в свое время изрядно поколесила по Европе. Вернувшись на родину, Кларк занялась редактированием кулинарных книг в Кембриджском издательстве, параллельно начав писать «Джонатана». Он появился на свет в 2004 году, после 10-летней работы, принеся своему создателю известность и возможность посвящать гораздо больше времени творчеству. Сейчас Сюзанна работает над новой книгой, действие в которой будет происходить через пару лет после окончания «Джонатана», и где, по слухам, в основные герои выйдут некоторые второстепенные персонажи первой книги.
Очень интересный проект. Необычный, нетипичный, непривычный, нестандартный (еще много «не») для современного фантастического книжного сообщества. Со своим очень продуманным, гармоничным миром и темпоритмом. При этом чертовски реальный, увлекательный и завораживающий. Это действительно Роман. С большой буквы. Как раньше. В золотое время романистики. У классиков. Причем великолепно стилизованный под работы того периода. Но если читать реалистичные произведения мне почти всегда было скучновато, то с книгой Кларк соскучиться не получается. Никак.
Между тем, с работами монстров романистики у нее очень много общего. Шикарно проработанные образы. Полифония изложения. Великолепно продуманная канва и множество мелких нюансов, создающих мир. Одних только расширенных комментариев, наращивающих мясо ее вселенной, наберется на немалую книгу.
Что приятно, Сюзанна очень грамотно использует фантдопущение. Отнюдь не ради него самого, а лишь как дополнительный инструмент. Фантдопущение, которое не очень то и меняет историю нашего мира (практически все важные деятели на своих местах. Насколько можно судить, часть событий, знаковых для нашей истории, состоялась и здесь (к примеру, общая канва наполеоновских войн особо не изменилась).
Да, случилось так, что в мире Сюзанны завелся в средние века некий Джон Аскгласс, Король Ворон. Обучавшийся у эльфов/фэйри, и впоследствии правящий частью Англии. Да, в его былинные времена, когда магия была на коне, Король мог, например, легко выгнать Зиму на четыре года. Но затем он ушел, умерли его ученики, и изучение магии превратилась в любование достижениями колдунов прошлого. А история вернулась в свое русло. Ровно до тех пор, пока в Лондоне не появился мистер Норрелл.
Магия в этом мире практически полностью порождение волшебной страны. Точнее самой всесильной природы. А два главных героя – волшебника – представляют в романе Кларк противоположные взгляды на получение и использование знания, на взаимодействие людского и волшебного миров. Банальности и неведомого. Рациональных подражателей и безграничных творцов. Усердной работы с источниками и вдохновения. Возведенной цивилизации и изначального творения. Если мистер Норрелл всеми силами пытается вычеркнуть влияние фэйри на развитие людского магического искусства, считая эльфов вредоносными, порочными и безумными, то его ученик Джонатан Стрендж, наоборот, уверен в необходимости отдать должное и вновь наладить с ними связь (причем, именно Джонатан немало настрадается от действий одного из волшебного народа). Кстати, подобные научные споры, правда, по поводу других отраслей знания, не редкость и у нас.
Роман Сюзанны, очень английский по духу, некоторые рецензенты ничтоже сумняшеся сравнивают с произведениями Толкиена. Я с ними согласен лишь до некоторой, очень небольшой степени. В работе миротворца, например, Толкиену по-прежнему нет равных. Отлично раскрытая атмосфера Владычицы морей – бесспорно схожая черта. Людей постоянно живущих рядом с Полыми Холмами. Рассказы об особенностях национального характера – тоже (только у Профессора больше внимания уделено среднему классу, а у Кларк – высшему сословью). Но вот чего у Сюзанны в романе маловато, так это эпичности — того, чем полна главная работа Толкиена. Зато юмора у нее на порядок больше, чем у Дж.Р.Р. В общем, читайте, сравнивайте.
Заканчивая разговор об этом бесспорно выдающемся произведении, хочется отпустить пару-тройку матов в адрес издательства Аст, а конкретнее их обложки и аннотации.
«Волшебники состоят на тайной службе правительства». Ну, где она тайная? Что вы нам дешевую шпионскую интригу подсовываете? Абсолютно открытая работа на благо родной страны, как внутри Англии, так и в действующей на континенте армии.
«Волшебники забыли о своем истинном, извечном недруге и противнике — Древнем Народе». С какого перепугу Древний Народ – среди которого были как людские учителя, так и слуги, стал «извечным противником»? Трудно прогнозируемым эксцентричным соседом, с которым надо вести себя как можно осторожнее, возможно. Или вы имеете в виду Джентльмена с волосами, как пух на отцветшем чертополохе? Вам не кажется, что чем-чем, а «управлять человеческими землями и душами» он точно не собирался. И неплохо бы вспомнить, кто стал инициатором знакомства. А уж «магия слабеет и иссякает» уже лет 200 минимум. В книге она наоборот начинает возрождаться.
«Ведомые своей Новой надеждой — подменышем Королем-Вороном…» — полный бред. Куда ведомые? Каким Вороном? Вы книгу читали? Хоть пару страниц?
А если судить по мрачному рисунку, то нас ждет минимум готичный ужастик, полный злобного колдунства и непременных вампиров. Это примерно тоже, что для кинговского 11.22.63 сотворить рисунок в стиле «Лысый против Бешенного», сопроводив описанием типа «зубодробительный боевик: учитель против времени!», и после требовать адекватных ожиданий от потребителя. Негоже обманывать читателя, он такого может и не простить.
Эрго. Шикарный роман, вполне достойный своего букета наград. Только ради бога, не ожидайте водопада экшена, или легкого развлекательного чтива, по дурной современной традиции разжевывающего и глотающего все за читателя! Кларк ждет от читателя участия в Сотворении.
Невнятное предопределение, или Коряво дополненный Хайнлайн
В 1981 году судьба мира изменилась. Воплотилось в жизнь одно из сокровенных мечтаний человечества. Была изобретена машина времени. Вот только человечество об этом не узнало. Узнали лишь его лучшие представители. Заботу о людском благе взяло на себя Временное бюро по предотвращению преступлений. Причем бюро неплохо справлялось со своей работой. У них случился единственный серьезный прокол. Пшик-Подрывник. Человек, уничтоживший в Нью-Йорке 1975-го 11 тысяч человек. Не считая более мелких преступлений.
Агенты бюро отдавали поимке Подрывника все силы, и кое-что начало получаться. Тем более, когда за дело взялся один из лучших агентов, для которого поимка Пшика становится лебединой песней перед выходом на пенсию. Процесс пошел, но потом выясняется, что Подрывник всего лишь одно из звеньев цепи, вплотную завязанной на того самого агента, начальника Бюро и писателя, работающего под псевдонимом Мать-одиночка.
Лента служащая наглядным подтверждением того, что мы все стоим на плечах титанов. И, к сожалению, в большинстве случаев способны лишь на слепое использование их идей. Основой для фильма послужил рассказ Роберта Хайнлайна "Все вы зомби". Рассказ небольшой, на пять страничек, три из которых занимает история Матери-одиночки.
Создателей Predestination основная фишка рассказа явно поразила до глубины души. Фишка действительно интересная. Но проблема в том, что, повторюсь, "Все вы зомби" занимает ровно пять страниц, и никак не растягивается на час сорок экранного времени. Соответственно, сценаристам пришлось доливать воды, заполнять лакуны, и выдумывать, к чему вообще свести происходящее на экране. Ведь Хайнлайн в этой работе особо связным стратегическим финалом себя не утруждал. Так вот, со своей задачей они справились не лучшим образом.
После окончания ленты возникает желание поаплодировать Хайнлайну за идею и задать вопрос создателям картины. А о чем вы вообще снимали? О меньшем зле? О неизбежности и фатуме? О человеческом выборе? О временных парадоксах? Кидали аллюзии на Святую Троицу? Вы вообще сами определились, что хотели сказать? Или сочли, что достаточно продемонстрировать, какую крутую тему придумал старина Роберт?
Лента, по сути, так и осталась маленьким рассказом Хайнлайна, на который понацепляли абсолютно невнятных, и слабо проработанных навесок. Основная фишка экранизирована кинематографично, подробно и красиво. Но все остальное, не описанное у Роберта (а у него практически ничего, кроме стержневого парадокса не описано), не продумано абсолютно.
Чем конкретно занимается бюро? Какие преступления предотвращаются? Чего вы вообще прицепились к этому Подрывнику (которого, кстати, в рассказе нету как класс)? Неужели не существует на земле более серьезных проблем, которые нужно порешать? С какого перепугу агентов стало 11? Почему, наконец, не доведена до логического завершения основная линия, явно ведущая от ребенка прямиком к начальнику бюро Робертсону?
Сплошные вопросы и никаких ответов. Так, притянутые за уши намеки. Плюс, открытый финал. Это, конечно, концепция, вполне имеющая право на жизнь. Звучит как «Догадайся, мол, сама». Но творцы «Патруля времени» (прямой перевод названия, кстати, «Предопределение», что гораздо ближе по смыслу), все же изрядно перегнули палку, попросту не «заморачиваясь» хоть какими-либо объяснениями. Причем, похоже, не только для зрителя, но и для себя.
Эрго. Забавный, но чертовски недоработанный проект, сильный основной идеей (спасибо дядьке Хайнлайну), и изрядно подпорченный неспособностью сценаристов красиво дополнить эту самую идею для полного метра.
P. S. Особого действия от ленты не ждите. Это разговорная драма с детективной линией, держащая в напряжении в процессе просмотра, но заставляющая долго и сокрушенно удивляться лености создателей после финальных титров.
Режиссер: Майкл Спириг, Питер Спириг В ролях: Итэн Хоук, Сара Снук, Ноа Тейлор, Элиз Джэнсен, Фрея Стэффорд, Кристофер Кирби, Кейт Вульф, Мадлен Уэст, Люсинда Армстронг Холл, Алисия Павлис