Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 9 ноября 2022 г. 13:30

Образцово-показательная антиутопия, или «Теперь ты дракон» (поклон Катерине за напоминание)

ekvilibrium

Будущее. После третьей мировой войны человечество взялось за ум. Найдена основная причина всех бед цивилизации – эмоции. И препарат, позволяющий отринуть их, будто драную ветошь.

Правда, оказалось, что за гомо сапиенсами, чтобы они вели себя как должно, нужен жесткий пригляд. Возник мощный тоталитарный режим, и орден клериков – супербойцов, охотящихся за эмоциональными преступниками. Без организации Сопротивления тоже не обошлось.

Клерик Джон Престон был верным псом режима, ни на минуту не задумывающимся о том, что может делать что-то неправильно.

Однако вследствие случайности Джо оказывается перед нелегким выбором. Продолжить быть роботом-убийцей. Или окунуться в океан недозволенных и смертельно опасных эмоций.


Антиутопии уже не один десяток лет являются одним из самых распространенных жанров как в кино («Гаттака», ««V» значит Вендетта», «Тайна 7 сестер») так и в литературе («Младший брат», «Будущее»).

В 2002 году мир увидела одна из практически эталонных антиутопий, со всеми штампами, нелогичностями, перегибами, пищей для ума, берущими за душу всплесками, присущими этому жанру.

Перед нами кондовый тоталитаризм, общество, граждане которого находятся в идеальном для местного вождя состоянии. Бахнул дозу «прозиума» и весь день свободен – тебе наплевать на перегибы родного фюрера, тебя не зацепить ни дружбой, ни любовью. Робот-гитарист, готовый усердно пахать на благо нации. Плюс пропаганда из каждого утюга, мощная карательная машина, концепция единообразия, сводящая всех к состоянию винтиков.

Кажется, явный перебор. Ну какой человек способен на такую жизнь, без романтики в семейной жизни, дружеских посиделок за рюмкой чая, переживаний за любимую футбольную команду?




Статья написана 4 ноября 2022 г. 17:22

Беседа меж Вараввой и Пилатом (© Катерина), или Черно-белый спор разума и души, а может Тьмы и Света?

vecher_ekspress

Квартира в многоэтажке. Шум дождя за окном. Двое мужчин за столом. Черный и Белый. Долгий ночной разговор. О Боге, человечестве и самоубийстве.

Один из собеседников — отчаявшийся и уставший. Второй — верующий и вдохновленный, старающийся достучаться до первого.

Но все ли так просто, как кажется на первый взгляд?


Камерный проект, созданный по одноименной пьесе Кормака Маккарти (2006), ровно на двух актеров, еще и с режиссурой одного из них.

Активно перекликающийся с «Чистой формальностью», но несколько уступающий французскому коллеге.

Сперва кажется, что перед нами обычная житейская ситуация, когда проповедник пытается помочь заблудшей душе, собравшееся сотворить смертный грех. Затем (причем постановщики говорят об этом чуть ли не в открытую) — что мы видим прямого собрата «Формальности». Однако эта уверенность постепенно исчезает, взамен возникает третий вариант об искушении (сомнение – первый шаг) проповедника слугой Отца Лжи. В результате четкого ответа на вопрос – что именно мы увидели – нет. Каждый зритель решает для себя сам.

Перед нами разговорная кино-пьеса о смысле жизни, с безымянными персонажами (даже в титрах просто Черный и Белый), не покидающими пределов одной комнаты.

Важных тем ребята подымут от души.

Жестокость, отчаяние, безнадега, потеря цели, сомнения, дружба, родители, разочарование в людском роде, человеческая жадность и глупость, мировая история, выбор и его последствия. Ответственность, бедность и кулинария. Пьянство, страдание и счастье. Попытки изменить свою жизнь. Размышления, есть ли Свет без Тьмы, а счастье без страданий.

И, безусловно, поговорят с нами о Библии, Боге, порой странных способах пути к Нему, вере, жизни после смерти.

Перед нами столкновение двух кардинально противоположных мироощущений, своеобразный спор-поединок между мозгом, интеллектом, разумом с одной стороны, душой, верой с другой. Но с изрядными нюансами в лице тех, кто воплощает эти стороны. Ведь какой бы идеологический посыл ты не вложил в ленту, его еще нужно донести до зрителя.

Актеры стараются, как могут. У каждого из них есть мощные монологи, а у Джексона еще и настоящая экшен-сцена, полная саспенса.




Статья написана 2 ноября 2022 г. 12:53

Ватсон и Холмс на борту галеона, или Демоническое расследование

djavol_i_voda

1634 год. Из Батавии в Амстердам отправляются семь судов Ост-Индской компании. На борту галеона Саардам генерал-губернатор Ян Хаан с женой, дочерью и любовницей и еще три сотни человек. Среди которых известный детектив Сэмюэл Пипс с другом и телохранителем Арентом Хейсом.

Плавание предстоит не из легких. Живыми доплывут не все.

Тем более, когда путешествие начинается с пророчества прокаженного о том, что Саардам не достигнет Амстердама, и дьявольского знака на парусе.

Чей-то злой глаз явно прикипел к злосчастному Саардаму. Вот только чей? Демона или человека?

Казалось бы, когда на борту великий детектив, ему и карты в руки. Но что делать, если сыщик в положении узника, не смеющего казать нос из зловонной каморки под бушпритом? Кто возьмет на себя спасение трех сотен невинных душ?


Перед нами антуражный детектив, разворачивающийся посреди моря-окияна.

Своей морской стороной роман напоминает одновременно Хорнблауэра, Террор и Хозяина. С той лишь разницей, что действие Дьявола происходит на несколько столетий раньше, чем в наиболее известных морских повествованиях. Что накладывает некислый отпечаток на сюжет.

Мы видим если не самую зарю серьезного мореплавания, то его раннюю юность. Карт минимум, корабли не фонтан, навигация не внушает особых надежд. Капитан, который может четко проложить курс из Амстердама в Батавию – на вес золота. Вот и держатся галеоны на плаву «в равной степени благодаря суевериям ветру и волнам». В команде сплошное отребье, которое на берегу ждет встреча с «конопляной тетушкой». Все разногласия решаются официально назначенными драками между спорщиками. Галеон четко поделен на две половины: офицерскую/пассажирскую и матросскую. Доступ на «чужую» часть судна – только по работе. За здоровье тех, кто сунется туда из любопытства, никто не даст и ломаного гроша. Члены команды увешаны амулетами, как новогодняя елка игрушками. Любая неурядица, в которой можно усмотреть хоть долю мистики (а можно почти во всех) – вызывает истерию, озлобленность, нуждается в срочном купировании, ибо может привести к бунту. Плюс особенности жизни на борту, расположения, быта команды и пассажиров. Что в матросском, что в пассажирском кубриках аж никак не пятизвездочный отель. Дополняет картину схема галеона Саардам с обозначением его частей и расположением кают. Прям Майн Ридом с «Потерпевшими» повеяло.

Нелегко, в общем, мореходам просвещенного 17 века.

А уж когда дело дойдет до шторма! Тогда вообще ух! Выживание начинает зависеть не только от умения команды, талантов капитана, но и от мастерства далеких строителей корабля и банальной удачи. Атмосфера плавания на борту галеона – хороша.

Детективная линия старается не уступать своей морской товарке.

Главное оружие истины – великий сыщик Пипс — наполовину выведено из строя, вот и приходится отдуваться эдакому коллективному детективу галеона Саардам.

Каждый из участвующих в расследовании (а таковых набралось с полдесятка), пользуется своими главными талантами и умениями. Наблюдать, думать и сопоставлять, задавать вопросы, изобретать, соблазнять, драться. Они собирают информацию, сопоставляют, ищут «кому выгодно», делают выводы о возможных причинах действий, слабых местах, разбираются в потаенных желаниях потенциальных кандидатов в злодеи.

Причем если некоторые аспекты интриги читаются, то некоторые становятся настоящим сюрпризом.




Статья написана 28 октября 2022 г. 12:27

Живите глубоко! или Дети, уходящие с поля боя/«Смерть – дерьмовый повод, чтобы не жить»

klub_polunoch

17 летняя Илонка была полна планов на будущее. Но человек предполагает…

И вот она уже в частном хосписе для смертельно больных подростков. В старинном особняке Брайдклиф, непростом доме с богатой историей, в компании семи парней и девушек, доживающих тут свои дни.

Будоражащих друг другу нервы страшными историями, рассказываемыми возле очага. Договорившихся, что первый из них, покинувший сию скорбную юдоль, свяжется с остальными, дабы поведать о загробном мире.

И, возможно, в Брайдклифе – полном загадок, видений и теней, этот договор может быть исполненным.

А возможно, страшные истории оживут не только в буйном воображении ребят.


Новая работа талантливого создателя хорроров Майка Флэнегана («Призраки дома на холме», «Доктор Сон», «Призраки усадьбы Блай», «Полуночная месса») ожидалась с нетерпением.

В Клубе Флэнеган мастерит натуральный альманах фантастических, страшных и странных историй, давая каждому из персонажей не минуту, а несколько часов славы, позволяя раскрыться перед зрителем до донышка.

Во время полуночных сборов Клуба каждый из восьми обитателей хосписа по очереди «создает призрака», рассказывая сагу о своем альтер-эго. Классический прием ненадежного рассказчика, поскольку вместе с элементами правды, ребята прилетают немало вымысла. Либо напротив, вкладывают в фантастические новеллы свои истинные порывы, стремления, мечтания.

Есть среди них более или менее удачные. Некоторые рассказы кидают аллюзии на известные фильмы: то на Терминатора и Игру Эндера, то на Пункт назначения. Нам поведают о призраках, роботах и маньяках. О дьяволе (точнее дьяволице), который никогда не делает людям больно (сами справляются), положительных ведьмах, суициде, странных попутчиках, важных решениях и конце света.

Каждая история не только рассказана, но и показана. Причем персонажи историй воплощаются в исполнении собратьев по Клубу. Подростки активно обсуждаю новеллы прямо по ходу, критикуют неудачные и поддерживают удачные ходы. Действие резко переключается между рассказываемой сагой и хосписом. Слом четвертой стены в действии.

Герои сериала, как я уже сказал, хорошо, пускай схематично, проработаны и недурно сыграны.




Статья написана 25 октября 2022 г. 09:59

Легенды Прованса, или Дуновение кельтского прошлого/Сердца трех

izabel

15-летний Нед Марринер, отправляясь в Прованс вместе со своим отцом – известным фотографом и его съемочной группой, не ожидал от поездки ничего сверхъестественного. Обычные моменты: раннее прощание со школой, красивая природа, вилла с бассейном в распоряжении группы, куча старинных монастырей и прочих памятников истории. Вдобавок отец будет «снимать, как сумасшедший», домашнее задание все равно придется выполнить, да и мать, уехавшая врачом в «горячую» африканскую точку, оставила сердца родных не на месте.

Однако действительность оказалась очень даже мистической. Роковая случайность, неожиданная встреча в монастыре, невозможные ощущения, появление потерянного родственника и сущностей, которых просто не может быть в нашем урбанизированном мире.

И все ближе ночь Белтейна – время, когда призраки и души умерших оказываются совсем рядом с живыми.


Канадец Гай Гэвриел Кей ("Блеск минувших дней") начинал свою карьеру романиста с написания фентези в духе Толкиена («Древо Жизни»). Неудивительно, ведь за десяток лет до дебюта именно Кей помогал Кристоферу Толкиену редактировать Сильмариллион. Однако затем Гай отошел от традиций классического фентези, двинувшись своим путем. Совмещающим волшебство с различными чуток закамуфлированными историческими эпохами нашей Земли.

«Изабель», написанную в 2007 году, обычно ставят второй в условном цикле Миры Фьонавара, сразу после «Гобеленов» (вполне логично, ведь некоторые герои Гобеленов встретятся нам в Изабели). Роман весьма атмосферный, вызвавающий в памяти книги де Линта.

С первых строк перед нами бесплатная экскурсия по чарующим и колоритным землям Прованса. Леса, поля и дубравы, бродящие в них кабаны-«санглиеры». Непременный ветер-мистраль. Платаны для защиты полей и виноградников от ветра. Виллы и кипарисы. Волшебные рассветы. Бездонное небо и звон колоколов. Царящая над равнинами гора Сент-Виктуар, дух Сезанна витающий над ней. Древние города, монастыри, соборы и римские арены.

Земной рай, ни отнять, ни прибавить.







  Подписка

Количество подписчиков: 144

⇑ Наверх