«Неизвестно где, но давным-давно…», или Двуликий Аладдин без обезьянки/ В песчаном царстве-государстве
Лули аль-Назари в целом довольна своей жизнью. Облик Полночного купца, уважаемого торговца магическими реликвиями, позволял неплохо зарабатывать. Джинн Кадир всегда был готов поддержать Лули, а его компас указать путь к этим самым дорогостоящим реликвиям.
Все шло хорошо, до того момента, пока султану Мадинны не удосужилось отыскать лампу, где по преданию заточен могущественный ифрит, способный исполнить любые желания. В том числе те, которые могут полностью изменить мир, направив магию против магии.
Теперь Лули и одного из сыновей султана ждет опаснейшее путешествие в само сердце пустыни — Песчаное море, простирающееся над легендарным городом джиннов.
И шансов вернуться из этого похода не так чтобы много.
Еще один представитель ориентального фентези в его арабском варианте (вспомним хотя бы Чакраборти и Кларк), который не скрываясь опирается на сказки «Тысяча и одной ночи». Вон колоритный восточный город, вон исполняющие желания, но держащие фигу в кармане и заточенные в домашнем инвентаре джинны, вон султан, а вон и 40 разбойников, пардон воров. Разве что Аладдин тут разделился надвое, потеряв по дороге обезьянку, зато обзаведшись джинном-оборотнем. Ну или сменил пол, взяв под крыло миролюбивого прынца. Да злодеем в этом варианте оказался отнюдь не дворецкий (пардон, визирь).
Мы отправимся в сказочное приключение, с колоритными восточными городами, деспотичным султаном, опасным путешествием по пустыне, отдельно выделенными из текста и вдумчиво рассказанными легендами.
Но здешняя сказка рассчитана не на детей младшего школьного возраста, скорее на подростков. Основная «жесть» в романе Челси связана с джиннами. Это аж никак не стихийные духи, или вольнотусующиеся одиночки, а скорее отдельная раса существ со своим городом, внутренними социальными и семейными отношениями. Да, обстоятельно описанный быт джиннов мы уже видели у той же Шеннон, и тут Абдула уступает предшественнице. Но у Челси есть «фишка», которой я пока не встречал (может спецы в арабской фентези поправят). Здешние джинны представляют собой материал для рождения жизни. И не так как люди, чьи тела после кончины неторопливо разлагаются, участвуя в вечном круговороте природы. А практически мгновенно и чертовски наочно, когда смерть джинна влечет за собой мгновенное и буйное цветение, превращающее мертвую пустыню в полный жизни сад или оазис. На этом фоне вполне логично смотрятся лекарственные свойства крови джинна для гомо сапиенсов.
Как вы догадываетесь, при этих раскладах, если бы не было легенд о накосячивших перед богами джиннах, такие мифы надо было срочно выдумать (может так и случилось). Ведь неизбежность охоты за жизнью джиннов встает в полный рост с того мига, когда становится известно о животворящих свойствах их смерти.
Соответственно, дальше мы наблюдаем натуральный геноцид, когда появляется специальная профессия охотников на джиннов, которые гоняются за любым появившимся представителем этого рода, появившемся в нашем мире.
Неясно, правда, как охотники справляются с магией, которой у джиннов полно, от стихийной до теневой и умений некроманта (а 7 повелителей, в отличие от обычных джиннов, могут совмещать разные виды колдовства). Ведь это только в сказках джинны сильные, но тупые, а в жизни вполне сообразительные. Из инструментов у охотников мы увидим лишь железное оружие (стрелы, безусловно, аргумент) да оковы (железо традиционно паршиво сказывается на самочувствии фейри и прочих представителей иного мира) чего явно недостаточно. Кандалы ж надо еще как то водрузить на объект, который в это время шмаляет в тебя, к примеру, огненными шарами.
Нет, джинны не ангелы (они бывают разными, как заявил один из персонажей), часть героев пострадала от их рук, потеряв близких. Но это, пожалуй, неизбежно, когда идет натуральная война насмерть между представителями двух рас.
Сюда же примыкают моральные терзания некоторых героев, размышляющие об этичности использования одушевленных инструментов (это отдельная тема – о ней без спойлеров). И, безусловно, об убиении невинных джиннов и благосостоянии жителей оазисов, построенном в буквальном смысле на крови. В то же время охотники считают свое дело единственно богоугодным и верным, а сомневающихся — хлюпиками и слюнтяями.
За социальный и моральный подтекст ставим плюсик, поглядим как дело с локацией.
Мир романа недурен. В наличии:
-Восточный антураж с великим городом, поделенным на аристократические кварталы, возглавляемые дворцом султана с минаретами и башнями. И нижний город простолюдинов, где бурлит жизнью не только верхний базар, но и Ночное нелегальное торжище в пещере. Портом и Чревом – тюрьмой, откуда не выходят. Колоритными блюдами с неведомыми западному уху названиями типа фаттуша или тибули. Непривычными обращениями к людям.
-Любовно описанная автором пустыня, с ее величественностью, светящимися в воздухе пылинками, сияющими золотом потоками песка, дюнами, как червонное золото. Одновременно Абдула не забывает о темных сторонах desertа: «в пустыне нет места добрячкам», «пустыня опасна», моментах, когда трудно дышать, а песок оказывается в тех местах организма, о которых ты и не думал никогда. А уж если не повезет встретиться с песчаной бурей, вечер прекращает быть томным напрочь.
-Стремление к кочевому образу жизни, которое у многих героев в крови. Гостеприимные стоянки бедуинов с шейхами-предводителями племени.
-Приключения в полный рост, включающие схватки с использованием магии (джинны между собой тоже сойдутся), поединки с тенями, подземелья, ловушки, коварных повелителей, частую одержимость (тут джинны демонов напоминать начинают), «немертвые»-гули, заставляющие пустыню замолкнуть.
-Интрига с одиноким Охотником в Черном, явным приветом из прошлого ГГ.
-Качественные перипетии, обрушивающие протагонистов на грань (а порой и за грань) смерти.
-Коварные интриги и предательство, валящиеся на нашу троицу (четверицу) как песок на голову.
Герои каши не портят, но и шедевральными не выглядят. Основных протагонистов-рассказчиков у нас двое (при посильной поддержке еще одной дамы).
Лули аль-Назари. 20-летняя девушка, потерявшая всю родню в нападении неведомых убийц, спасенная от неминуемой смерти джинном, ставшим ее верным спутником. Выросшая в Полуночного купца – охотника за реликвиями, зачарованными джиннами. Недурной боец, когда дело «доходит до триариев». Знающая, что знания-сила, регулярно подслушивающая разговоры горожан. Не желающая связывать себя узами с мужчиной (пока), но имеющая настойчивого воздыхателя в лице градоправителя одного из поселений. Полная рефлексий и сомнений в себе любимой. Добрая девушка, хорошо относящаяся к джиннам, не одобряющая убийства как класс. Эдакий моральный компас всего романа.
Мазен бин Малик, младший сын султана, любитель сказок и историй, сказитель и сын сказительницы (здешней Шахерезады). Любящий играть в Гаруна-аль-Рашида и сбегать из дворца в народ, потусить, послушать истории. Трусоват, нерешителен, но человек хороший. Как у садиста-султана, пустившего в расход добрую дюжину жен, появился такой мальчик-колокольчик — неведомо (наверняка мать постаралась). Никогда не покидал город, смотрит на мир за пределами Мадинна широко раскрытыми глазами. Принца ожидает изрядное развитие образа, ряд сложных моральных (и не только), выборов.
Дополнением — Айша бинт Луас – вор, охотница на джиннов (ненавидящая их по личным причинам) из «40 воров», преданная (до определенной степени) помощница наследного принца Омара. Эта девица тоже не останется неизменным истуканом.
А ведь есть еще и непростой джинн Кадир…
Косяки встречаются, куда ж без них, к примеру, изменчивый браслет вроде как должен был работать после «напоения камня кровью», а не в руках у первого встречного. Перевод не лучший, нередки режущие ухо и неуместные в этом антураже слова типа «пацифиста». Да и богом из машины Челси злоупотребляет.
Но в целом, приемлемо , хотя и не выходит за рамки не особо претенциозного yong adult
Эрго. Тем, кто соскучился по историям из «Тысячи и одной ночи» — посвящается.
Вечный зов по-колумбийски, или Реальность и мифосознание
Колумбия. Макондо — поселение среди болот, основанное Хосе Аркадио Буэндиа. Несколько поколений этого уважаемого, но не всегда удачливого семейства, проходящих перед нашими глазами.
Десятки лет, мелькающие за стенами их жилища. Любовь, трагедии, рождения и смерть.
Внешний мир, все настойчивее вмешивающийся во внутренний мирок Буэндиа. Властной рукой ставящий точки в судьбах многих из них.
Но не способный до конца заставить магическую составляющую жизни этой семьи и этого места «прогнуться» перед реальностью. Хотя очень старается.
Габриэль Гарсия Маркес, наравне с Борхесом (и возможно Кортасаром) уже не первое десятилетие открывают для нас таинственный мир южноамериканской литературы. Визиткой Маркеса (если не считать Полковника) считается роман, впервые увидевший свет в далеком 1967 году, и ставший одним из наиболее известных представителей «магического реализма».
Экранизаций романа не было (не учитывая театральных постановок и лент «вдохновленных» им), тем паче сам Габриэль напрочь отказывался продавать права киношникам. И лишь сейчас, благодаря сыновьям писателя, и тому, что перенос 100 лет на экран происходил на родине Маркеса (пускай и под крылышком Нетфликса), и непременно на испанском – свершилось.
Смотрится сериал, сопровождаемый закадровым голосом, вкрадчиво делящимся со зрителем нюансами происходящего, обстоятельствами, мыслями героев, а на самом деле цитирующим отрывки из романа — достойно.
Ошеломляющее начало, готовящее зрителя к предстоящим негараздам и смертям, сменяется долгим, лирическим зачином, полным хороших людских качеств, иронии и природы. Длящимся чуть больше трети проекта.
Колоритная атмосфера Колумбии становится одной из его визиток. Неизведанный мир без карт, названий и дорог, лежащий вокруг. Фляжки из тыкв, бананы гроздьями, снимаемые с деревьев, плащи-накидки из соломы, богатейшая природа с панорамами и деталями. Непривычная нашему глазу флора, растущая на каждом углу (особое внимание немаловажному для сюжета огромному каштану в центре двора). Вездесущие муравьи.
Обряды и отношения среди колумбийцев. Роды, свадьбы, похороны и званые обеды (любопытный момент — при семейном обеде – мать и отец садятся в двух главах стола напротив друг друга, остальные по бокам). Бойцовые петухи. Непременные мачете на поясах. Быт и рабочие будни местных хозяек и хозяев. Архитектура, демонстрируемая нам в эволюции Макондо. От глинобитных халупок до обстоятельных, обширных гасиенд с верандами, вымощенными булыжником дорожками, просторными комнатами и внутренними двориками-патио. Спасибо за визит в Южную Америку.
Да, ханжам на заметку: секса в проекте хватает. И как же без инцеста!
Следующими бросаются в глаза операторская/монтажерская работа. Запоминающиеся монтажные переходы, сплетающие пространство и время, добавляющие мистики и фантасмагории (жаль после экватора этих приемов становится гораздо меньше).
Без магии и сверхъестественного, понятное дело, не обойдется. Тут вам и призраки, и необъяснимые наукой явления, как-то ковер-самолет или зелье невидимости (ай, не-не-не-не), и эпидемия забвения, доказавшая, что суеверия не всегда беспочвенны, и видения некоторых персонажей. Магический реализм во всей красе, показывающий насколько тесно обыденная жизнь переплетается с волшебством и сказкой.
Учитывайте и готовьтесь: молодые годы показаны на порядок легче и светлее, вторая часть сериала, когда в уют Макондо вторгается грубая реальность с ее политикой, гораздо тяжелее и мрачнее.
Морально-этическая и идейная основа сериала на диво богата и нажориста (ну дык, литературная основа обязывает). Нам подарят чертовски насыщенное переплетение судеб, создаваемое семейными связями, рождающейся и умирающей страстью, внутренними побуждениями, ошибками и чувствами. Устроят путешествие по всему спектру людских эмоций, насыщенное как сама жизнь: от любви («Что за напасть эта любовь») и привязанности, до вражды и ненависти. И немножечко чуда, куда же без него. Поговорят о разнице мужских и женских подходов к бытию. Мужском, завязанном на работе, открытиях, познании мира, и женском – основанном на заботе о близких. Проблеме отцов и детей. Взрослении, первой влюбленности, поиске своего места в мире. Конфликтах, ревности и злости, частенько вершащих наши судьбы. Увлеченности, порой чрезмерной. Религии и вере.
И, безусловно, о суке-политике, вынимающей из-под спуда худшие черты, превращающей недурных, в общем, людей в фанатиков, сволочей и убийц. Рождающей смерти и ненависть, идущие по кругу до бесконечности.
Об отличающейся реакции разных поколений на гражданскую бойню. О том, что любое правительство, чиновник или другой-какой паразит достойны исключительно пинка под зад, или превентивного свидания с Господом, а нормальная жизнь возможна лишь при самоуправлении общины, без влияния любых центровых хлопцев. О революционных порывах, тайных сходках, печатании листовок, пропаганде (где тут у нас телеграф, пора его брать вместе с почтой и телефоном). Железобетонном убеждении в собственной правоте. Влиянии власти, развращающей самых стойких. О природе войны, мужском желании почувствовать себя важным, нужным, по-настоящему живым. О привычке воевать и нелегком, порой невозможном пути домой.
О стержневом концепте одиночестве в романе Маркеса и без меня сказано немало, можно лишь добавить, что постановщики не делают на этой теме всеобъемлющего акцента (слишком многое нужно показать и помимо), но в лице некоторых героев (лидирует глава семейства, даже больше Аурелиано) она получает достаточно внимания.
Плавно переходим к героям. Так как мы увидим несколько поколений Буэндиа, причем в разном возрасте, многие персонажи представлены в юности и зрелости разными актерами.
Причем попадание с Аурелиано – стопроцентное в любом его временном воплощении, а вот расставаться с актерами, игравшими Урсулу и Хосе Аркадио в молодости – хуже всего. К их пожилым версиям я так и не привык.
Хосе Аркадио – основатель Макондо и здешней ветви фамилии. Парень, увлекающийся до одержимости, обладатель необузданного воображения и иного взгляда на мир. Харизматичный лидер, способный сдернуть с насиженных мест кучу народа, поведя их за мечтой. Изобретатель, вечно хватающийся за новые игрушки, и не доводящий их до ума. Не слишком обращающий внимание на бытовуху, регулярно витающий в облаках, стремящийся к «странному». Не нашедший поддержки в своих стремлениях (особенно после ухода Мелькиадеса, здешнего Гэндальфа), не готовый расстаться с мифологическим сознанием и мировоззрением, превратиться в обычного буржуа.
Урсула – матриарх семейства. Властная, уверенная, могутная. Глыба, женское/материнское начало в его наивысшем проявлении. Частенько забывающая о себе, цементирующая семью, заботящаяся о каждом ее члене. Надежная опора супругу в его пути по фронтиру (а вот когда тот занимается «глупостями», поддержки не жди). Да, Урсула аж никак не идеальна, подвержена страхам, косности, глупости. Допускает ошибки в воспитании, и отношении к чадам (ну дык, а ответственности и забот сколько на бабе!), которые потом частенько вылазят боком и самим детям и окружающим их людям.
Аурелиано – третий по наполненности и силе персонаж (а порой и вовсе выходящий на первый план). Второй ребенок в семье, мальчишка, прослывший ясновидцем, посещаемый видениями. Отрешенный, погруженный в себя, немногословный, одинокий, не ищущий шумных развлечений. Нашедший и потерявший большую любовь. Долгое время отстраненно сопротивляющийся влиянию реальности с ее «политикой», но когда уж его достанут – ховайся в жито. Да, и кстати о фанатизме.
Остальные герои проработаны и развиты поменьше, воплощая собой определенные мазки на моральном полотне картины и работая эдакими функционалами конкретной идеи. Хотя даже у них имеются нюансы, способные изрядно расцветить и дополнить образ.
Аркадио – о том самом тлетворном влиянии власти, особенно шикарно ложащемся на душу, отравленную в детстве неправильным отношением родных.
Хосе Аркадио младший – о том, что вечно не побесишься, а когда перебесился, пора и домой — остепениться. Ну а заодно поработать Провидением.
Амаранта/Ребекка – эти двое воспринимаются исключительно в паре, ведая о вреде ревности и чрезмерного соперничества.
Пилар – местный аналог цыганки, мать-кукушка, будто застывшая во времени (до определенного момента).
Эрго. Вкусное и насыщенное путешествие в Южную Америку, смешавшее грубую, кровавую реальность и щемящее мифосознание. Разве что идея растянуть экранизацию романа на два сезона (второй ориентировочно ждем к концу 2025го) кажется не слишком верной. Через год у зрителя будут другие фавориты. «Люпен», финальную часть которого я так и не посмотрел, тому в подтверждение.
Юный Квиллифер был полностью доволен своей жизнью. Отец – пускай всего лишь мясник, зато член городского совета. Ученичество у адвоката, способное дать ему в руки уважаемую профессию. Успех у девушек. Возможность время от времени предаваться любимому безделью и мечтам о большом мире.
Все это одной несчастной ночью обратилось в прах и пепел. А Квиллиферу выпал шанс узнать, что большой мир отнюдь не столь прекрасен, как в его грезах. Но как бы там ни было, мозгами парень не обделен, как и хорошо подвешенным языком, а значит нужно устраивать свою дальнейшую жизнь. Благо, в королевстве, после смерти государя, начинается грызня за власть, и таланты Квиллифера могут оказаться востребованными.
Авантюрное фентези без особых претензий? Отчего и нет. Тем паче, Уильямс смешал в своем произведении элементы приключенческого, плутовского, интриганского, военного и авантюрного поджанров, подарив читателю обаятельного, активного развивающегося протагониста, описываемого от первого лица.
Главный герой, его взросление и трансформации становятся основными удачами романа.
Итак, Квиллифер. Хороший, добрый человек, не лишенный мозгов и сострадания. Сын мясника (уважаемая профессия, да еще и связи в гильдии). Член любящей семьи. Ученик адвоката, частенько пользующийся юридическим подходом к вопросам. Обладатель хорошо подвешенного языка. Творец новых для этого мира слов типа: «веродоверчивому» или «монотенизируют». Не красавец, но плечист, харизматичен и очарователен. Имеет некислый успех у дам. Обычный 18-летний повеса, в ком борются тщеславие, толкающее его к борьбе за место под солнцем с любовью к праздности.
Ровно до того момента, пока старая жизнь не накрывается медным тазом, а о праздности приходиться позабыть. Ведь наш герой оказывается вынесен водоворотом событий из уютного родного гнезда в большой мир. Вот тут то и начинаются приключения, грозящие время от времени отправить его в мир иной, или как минимум некисло осложнить бытие. Однако где наша не пропадала!
Став свидетелем пиратского набега и «познакомившись» с разбойниками, возглавляемыми самым натуральным сэром, ГГ надолго оказывается при дворе (так вышло, что на высших постах и вокруг них огромное количество представительниц прекрасного пола, что поделать: «в стране переизбыток королев»). Придворную жизнь мы познаем досконально. Тут вам и коронация. И грызня из-за должностей (среди которых такие перлы как Йомен кувшина, моющий руки гостям и Грум королевского табурета (попросту ночного горшка). И шикарные пиры на десятки экзотических блюд. И подробнейшим образом описанная королевская охота с изничтожением тысяч птиц и сотен крупного зверья. Знакомство с различной знатью, порой весьма высокого пошиба. Обустройство и попытки занять уютное местечко. Внимание и немилость венценосных особ. Интриги, восстание и прочие элементы борьбы за власть. Поприсутствует ГГ при изготовлении громадных орудий (сопровождаемых магическими песнопениями). Поучаствует в написании пьес для королевского театра.
Ах да, была еще одна встреча, кардинально повлиявшая (и продолжающая это делать) на судьбу протагониста. С самой натуральной богиней (или нимфой, или фэйри, кто их разберет). А божественные сущности, как вы догадываетесь существа непостоянные и обидчивые. Порой не слишком отличающиеся от брошенных «бывших». А эти бывшие, ух! Так и норовят палки в колеса.
Затеет герой самое натуральное детективное расследование (причем, к его последующему огорчению, удачное), проявив задатки без малого Холмса. Раскрыв нам параллельно особенности здешней системы правосудия. Поимеет (пускай и не слишком долго) беременную любовницу. Попробует силы в каперстве. Станет свидетелем морской (ну ладно, прибрежной) битвы. Попрыгает по волнам побед и поражений. Скучать ему (и читателю) не доведется.
А затем, будто вспомнив о тех, кому недостает батального экшена, автор перебрасывает героя на поля сражений, заставляя проявить недюжинные офицерские таланты (тут он играет скорее на поле Векслера). Скажу сразу, при дворе, несмотря на попытки убийства, было безопаснее.
Квиллифер взрослеет, меняется, обрастает мяском, опытом и связями. Ну и недоброжелателями, куда ж без них. Пробует свои силы в различных сферах. Становится «широко известным в узких кругах».
Отметим внимание автора к морской тематике: при любой удобной возможности Уильямс с нескрываемым удовольствием щеголяет знанием морских терминов и обозначений мореходных приблуд.
Мир романа стандартен, оригинальностью не отличается: по нашему времени примерно на заре Нового времени. Но раскрыт вменяемо.
Особенно выделяется красиво и с любовью описанный родной город ГГ – Этельбайт, уютно расположившийся в болотистой дельте реки, окруженный лабиринтами каналов и намытых из ила отмелей (ил становится для поселения настоящей проблемой, медленно убивая город, ограничивая торговлю, преграждая подход больших судов). Город славный производством изделий из стекла и главной фишкой – разноцветными кирпичами из местной глины. Крышами, позволяющими по верху обойти почти весь Этельбайт. Купцами, во время войны становящимися каперами. И утилитарным подходом к статуям королей.
Имеется даже иная раса, правда отличается она от людей лишь золотистым цветом кожи.
Интрига с личностью предателя, ставшего причиной изменений в жизни города и протагониста.
Легкий ретро-финт (см. Квоута, Клинки, Райан, Лайонс, Леопарда). Но он тут скорее для галочки.
Порадует автор умеренно оригинальным пантеоном (и отправит его куда подальше). Наличием учения милосердного Паломника — сплава идей буддизма, христианства и конфуцианства. Учения, не поддерживающего веру в богов, призывающего не обращать на них внимания и не поклоняться им. Предлагающего изучать человека и строить человеческую этику, основанную на нашей реальности.
Местами попадаются философские размышления о религии, предназначении, месте человека в мире, свободе воли, воздействии сверхъестественных сил на судьбы людей.
Читается роман легко, за Квиллифера порой даже становится волнительно (но не слишком, чай главный герой, не сошка какая, способная помереть в любой момент, тем паче ретро изложение).
В целом — простенько, идейных прорывов и миротворческих свершений не ждите, книга хорошо подойдет, чтобы разгрузить мозг. Что тоже дорогого стоит.
Эрго. Приятный приключенческий коктейль из поджанров Страны фантазии. Ненапряжно, без особых претензий, с привлекательным протагонистом.
Следи за небом!, или Вот кто на самом деле «царь природы»
Во время подземных работ в столице Соединенного королевства человеки докопались не туда (пример морийских гномов не помог). В случайно обнаруженной пещере их ждал самый натуральный дракон. Не мудрый, все понимающий философ, а кровожадное, пышущее огнем чудовище, ведомое лишь одним инстинктом – жрать. Вскоре неведомым образом крылатые твари расплодились в невообразимых количествах и уничтожили людскую цивилизацию на корню.
Проходит пара десятков лет. От могущественного человечества остались отдельные очаги в виде немногочисленных общин, тщательно скрывающихся от новых царей природы.
Лидер одной из них – Куинн, некогда стал первым гомо сапиенсом, увидевшим дракона. Теперь его забота дотянуть до следующего урожая, не дав недальновидным согражданам сожрать плоды раньше времени, да обучить детвору жить в смертельно опасном мире.
Но что если на пороге появится некто, заявляющий, что знает, как уничтожить драконов?
Одна из первых отложившихся в памяти постапокалиптичных лент, да еще и с использованием всегда выигрышного пышущего огнем фантдопущения. Которое становится одной из основных претензий к логике фильма.
Драконы в качестве могильщика цивилизации? Вы серьезно? Существа из плоти и крови, обладающие единственной фишкой – способностью выдыхать аналог напалма (и дырявыми крыльями, отнюдь не повышающими их летные качества). Супротив крупнокалиберных пулеметов, авиационных пушек, ракет «воздух-воздух» и систем ПВО с обнаружением целей за сотни километров? Мясо против радаров, стали и взрывчатки. Даже не смешно. При условии того, что против летучих нехристей работают самые примитивные «бардовские» методы. Даже постановщики сами не определились с тем, как вышеозначенные драконы, начав с одной-единственной особи (ладно-ладно, наверняка не одной), смогли расплодиться в неимоверных количествах (кстати, насколько неимоверных? сотни тысяч? миллионы? миллиарды особей? Кто из достаточно крупных живых тварей достигал когда-либо таких циферок?), особенно учитывая их гендерные особенности.
В общем, в данный апокалипсис поверить крайне сложно.
Лады, прекратим занудствовать, поглядим на сам фильм.
Перед нами достаточно бюджетное приключение (апокалипсис подают в виде журнальных вырезок и закадрового голоса, драконов показывают мало, да и не сравнятся они качеством с коллегами из Сердца или Эрагона, не говоря уже о Хоббите или Доме), радующее кастом, одной красивой небесной охотой и умеренно нестандартным ходом со злецом.
Приятных глазу лицедеев тут действительно немало.
Куинн (Бэйл). Острый на язык малец, выросший в харизматичного лидера. Сверкающий ослепительной, располагающей улыбкой, полный энергии молодости (не ходит, а носится галопом). Старающийся не забывать о будущем. По мере сил заботящийся о своих людях (резануло глаз отсутствие полноценной реакции на «призыв» шести парней из замка, или если проиграл в драке, уже и рыпаться не чего?) При этом не рыцарь без страха и упрека, а мятущийся герой, подверженный сомнениям и рефлексиям.
А вот замок в качестве базы – так себе решение (все же литературку стоило почитать, а не только ЗВ смотреть, а то знали бы на примере Харенхолла, что высокие замки драконам на один зуб).
Его лепший друг в исполнении тонкого и звонкого Батлера. Эдакий хрестоматийный «второй», всегда готовый подставить плечо лидеру. Тоже кстати не лишенный обаяния и иронии.
Любопытен подход к личности антагониста (или скорее антигероя). Перед нами не типичный для постапа злодей, жаждущий власти, баб и поклонения. А трагичная фигура, готовящаяся к обреченной схватке, решающей судьбу вида.
Итак, встречайте — Дентон Ван Зан (МакКонахи). Несмотря на фамилию – типичный американец («хуже драконов только американцы»). Понтовитый, пафосный, самоуверенный. Альфа-самец, способный не только переть буром, но и применять дипломатию. С безумным взглядом, полным боли и угрозы (МакКонахи решил, что даже в фентезийной безделушке не будет работать спустя рукава). Возомнивший себя спасителем, готовым ради достижения цели идти по трупам.
Ведь Ван Зан ни капли не заботится не только о чужих, но и о своих людях. Все его напыщенные речи о трех погибших не стоят и выеденного яйца, как мы увидим уже в следующей сцене.
Въезд в Лондон нужно заносить в учебники как вопиющий провтык командира, после которого его должен ждет трибунал, выговор с занесением в грудную клетку и кастрация. Сгрудить подчиненных в кучу, ожидая нападения гигантского летающего огнемета, вместо того чтобы рассыпаться по руинам; отпустить вертолет; не использовать броню и крупный калибр. Кастрация, причем медленная.
Кстати, постановщики вообще в курсе, сколько кушает танк? А вертушка? Того десятка бочек, что нам показали, хватит ненадолго.
Даже в третьестепенных образах персонажей с репликами типа: «кушать подано», не самые безвестные товарищи типа Деннехи, Мэйнарда или Сиддига.
Актерский состав подобрался на диво звездный.
Сама лента, как вы уже поняли, составу не слишком соответствует.
Денег жалеют (из 60 лимонов бюджета львиная доля, похоже, ушла на гонорары). Особых спецэффектов не ждите. Последствий апокалипсиса почти не покажут, кроме разве что грубыми мазками прорисованной панорамы лондонских руин. В наличии аж две экшен-сцены с драконами (одна даже запоминается). Диалоги слабые и пафосные, еще герои полюбляют много и бестолково кричать.
Из приятного – та самая небесная охота на летучую тварь, с использованием вертолета и планирующих камикадзе-сеточников.
Да пара мелочей, типа асбестовых костюмов и пожарных машин с водометами при выезде на природу под драконьи выхлопы. И, конечно, Звездных войн в качестве детской театральной постановки (это вы сами сочинили? А как же! скромно потупляет очи долу ГГ).
Эрго. Слабенький фентезийный постап с на удивление богатым кастом.
Режиссер: Роб Боумен
В ролях: Кристиан Бэйл, Мэттью МакКонахи, Изабелла Скорупко, Джерард Батлер, Скотт Моттер, Дэвид Кеннеди, Александр Сиддиг, Нед Деннехи, Рори Кинэн, Теренс Мэйнард, Даг Кокл, Рэндолл Карлтон, Крис Келли, Бен Торнтон, Элис Крайдж
В гостях у кельтов, или Ответ на загадку: «Ни дитя, ни мужчина, ни жив, ни мертв»
Примерно 6 век до нашей эры. Места, которые через множество лет будут известны как Западная Европа. Пока здесь никто не слыхал о гордых квиритах, бал правят разнообразные кельтские племена.
Белловез, племянник Верховного короля битуригов был одним из многих знатных кельтских юношей. Сын потерпевшего поражение короля, изгнанник, живущий лишь милостью коварного дядюшки. Обычный отрок, еще даже не постриженный в мужи.
До той поры, пока во время первого же для юнца настоящего боя, Белловез получает смертельную рану. Несмотря на это, напрочь отказываясь умирать. Ситуация, вызвавшая натуральный скандал в суеверном кельтском обществе.
Чтобы понять, как поступить с дерзким феноменом, Верховный друид решает подвергнуть Белловеза испытанию. Требуя совершить невозможное. Отправиться на остров Старух, где обитают девять бессмертных пророчиц, и переговорить с ними. Остров, на который не должна ступать нога человека. А тех, кто нарушает запрет, ждет неминуемая смерть.
Но что если судьба хранит Белловеза для других свершений?
«Неумерший» по подаче материала совершает явный оммаж Ветру и вышел почти столь же завораживающе-атмосферным. Завязка, как и у Квоута, ретроспективна. Старик, проживший до ежиков насыщенную жизнь, готовясь через три зимы уйти к предкам (стратегическое планирование — великая вещь), рассказывает о себе иноземному ионийскому купцу. Изложение нелинейное, идет в обратно-хронологическом порядке с вариациями. Сперва вступление в настоящем – велеречивое, полное размышлений, философствований. Затем нас переносят в юность героя, его путешествие на таинственный остров. После – поведают о роковом походе Белловеза. Следом – более глубокое погружение в бездну времени: окунут читателя в детство протагониста, занимающее добрую половину романа. А вот и время после общения с пророчицами. Добавляют перчику смешение хронологических потоков во время галлюцинаций и видений героя. О комментариях из настоящего автор не забывает.
Прием с рассказом о жизни, как я уже неоднократно писал (Сайкс, Райан , Лайонс ) двойственный. С одной стороны отлично поддерживает любопытство, вставки из настоящего объединяют куски былого в единое роскошное полотно. С другой – изрядно снижается сопереживание и волнение а ГГ, если уж он лично рассказывает о прожитом, все перипетии прошлого уж как-нибудь да преодолеет. Правда, могут ждать сюрпризы в сегодняшнем дне.
Повествование неторопливое, обстоятельное, с отступлениями, подробностями быта, внутреннего мира протагониста. Добавляет погружения изложение от первого лица главгероя. Будто в голове у него побывал. Что самое приятное, мастерства автора хватает, чтобы держать читательское внимание даже при таком при неспешном рассказе с кучей подробностей, не увлекаясь излишним экшеном.
Роман вышел чертовски атмосферным. Мы с головой заныриваем в быт кельтских племен «до нашей эры». Нас проведут практически от рождения и до могилы этих бравых парней. Детство сорванцов, принадлежащих к знатному роду, но лишенных привилегий. Отношение с челядью и редкими гостями. Проказы и забавы, помощь по хозяйству. Обучение воинскому искусству. Приобщение к мистическому миру большого леса. Опасное знакомство с лесными «хранителями» (и неважно насколько добрые у тебя намерения, доказано Уйдгу). Появление в большом мире. Служба пажами (да, некоторые переводческие решения откровенно режут слух) у известных воинов. Непременные торквесы. Подготовка к войне. Большой пир перед ее началом с пьянками, бахвальством, поединками. Врастание в воинское братство. Особенности похода воинов, откликнувшихся на соседский призыв к оружию: последнему, добравшемуся до места сбора – несдобровать. Курс «молодого бойца». Первая стычка в кругу. Татуировки. Жидкое мыло, придающее волосам огненное сияние (о роли мочи промолчим). Головы врагов, тщательно сберегаемые в виде трофеев.
Масса кельтских топонимов, имен богов и земель. Манера подходить к незнакомцам выставляя правый бок в знак мира. Трепетное отношение к богам и духам: лучшее оружие в дар, обращение к силам реки при переправе. «Кусок героя», за который порой разражалось соперничество вплоть до смертоубийства. Отсутствие боязни смерти. Поединки богатырей, с обильным поношением друг друга, перечислением подвигов и убитых врагов. Постоянные войны меж племенами («Покорить мир? что за выдумки, кельты слишком заняты разрывая друг друга в междуусобицах»). Зацикленность кельтов на собственных делах (космополитизм явно не их конек, при том, что они знают о наличии и особенностях окружающих их народов, чужаки кельтов практически не интересуют). Галлы 6-го века выходят у автора натуральными домоседами. Информации о том времени минимум миниморум, может так оно и было, а вот к 4-му столетию кельты с удовольствием «ходили в гости» и в Страну Телят, и не только.
Влияние пресловутых друидов. Особенно роль бардов – весьма уважаемых товарищей, считающихся у кельтов священными. Служащих не только источником развлечения и фельдъегерями, переносящими сообщения. Но обладающих заклинаниями, способными при сложении «сатиры» на человека принести тому неисчислимые беды и сделать реальным изгоем. А восхвалением, напротив, преумножить достаток и благоденствие. Обширные элементы мифа и сказки (для нас сказки, а для них обыденности), живущие рядом с людьми в те былинные времена: ведьмы, волшбари, лесные чудища, великан.
Весьма круто заверчена интрига: как именно сложиться судьба Белловеза, с помощью чего ГГ станет крутым вождем.
Активного действия не густо: операция «ниндзя» во время штурма крепости, да пара поединков.
А вот напряженных сцен поболе, вспомним хотя бы почти любое пересечение с мистическими персонажами, или выматывающую гонку к месту сбора.
Язык на уровне: чуток не дотягивает по завораживающей завлекательтности до Ротфусса, но уступает ненамного.
Но главным все же становится погружение в легендарную историю, позволяющее прожить с далекими европейскими предками несколько захватывающих часов. Ощутить особенности той
эпохи. Познать мифологичность далекого прошлого. Вырасти вместе с героем. Превратиться из мальца в мужа…
И ждать перевода продолжения (в оригинале оно вроде как имеется, неясно правда, до конца ли дописан цикл). С надеждой, что возьмем его в руки пораньше, чем третьего Ротфусса.
Эрго. Отличное погружение в легендарное прошлое, созданное в духе «Имени ветра».