Харон в желтом Мерседесе, или Потрещим за жизнь/Исповеди под шашечками
Профессию Андрея на первый взгляд сложно было назвать необычной – таксист он и в Африке таксист.
На самом деле Андрей исполнял роль перевозчика и исповедника для мятущихся душ, оставивших на земле незавершенные дела. Помогая им осознать важные вещи, связанные с улетучившейся жизнью и отправиться дальше.
Но как сам Андрей получил столь нестандартную работу, и долго ли ему осталось ее выполнять?
Любопытный проект. Простой по структуре, но сильный по наполнению.
Серии по 20 минут, весь проект по хронологии сравним с современным блокбастером), но тут этот прием оправдан. Пара минут вступительная сцена смерти, остаток времени — поездка с разговорными откровениями. В каждой части один (либо пара) пассажиров. Во время поездки поднимается одна-две важные темы, тревожащие гомо сапиенсов.
Как сохранить любовь. Не закрутиться в рабочих буднях и гипертрофированной ответственности, а помнить о самом главном – человеке, который рядом с вами. Как «не такому как все» выжить во враждебном мире. Подростку, оставшемуся без родительского тепла. Как не нужно вести себя с детьми. Этой теме посвящено две серии, показывающих противоположно неверные подходы. Ровно плохо, как поддавшись ревности, бросить бэби одного сражаться с социумом. Так и давить своего ребенка маниакальным родительским контролем («любовь строгого режима», он же «ради твоего счастья я испорчу тебе жизнь»), переходящим в откровенную подлость.
Поговорят со зрителем о подростковой жестокости, последствиях поступков, сокрушающей и портящей жизнь ревности одного ребенка к другому, наркомании, вине, искуплении, затягивающем быте, рушащем семьи, тенденциях жизни «в сети». Вечных тем «на подумать» постановщики подкинут зрителю с избытком.
И лишь после того, как пассажир сможет рассказать таксисту о своем незавершенном деле, главной тайне, застарелой боли, до костей волнующей жизненной ситуации, ему откроется переход на другую сторону.
Структура жизни после смерти, по мнению создателей Пассажиров, такова – есть те, кто получают прямой путь (вверх или вниз «по делам их»?). Есть пассажиры Андрея, исполняющие свой последний квест, затем отправляющиеся дальше. Есть те, кто остается на Земле в виде невидимых и неслышимых живым призраков. Их судьба незавидна.
Отдельное спасибо постановщикам за оптимистичность проекта. В большинстве случаев уходящие души, исповедовавшись (в некотором смысле получив отпущение грехов) оказываются в месте, с которым у них связаны самые лучшие воспоминания. Посмертие, где вас ждет то, что было лучшим в их жизни? Заверните, берем два.
Да и последняя поездка по городу, в котором жил, который любил, возможность еще раз посмотреть на него собственными глазами, впитать круговорот жизни, дорогого стоит.
Не позабудут в сериале и о социальных моментах. Связаны они в основном с молодым поколением. Четко понимающим, что их готовят к тому, чтобы «стать еще одной дойной коровой для государства». Наглым, по-другому чувствующим, не способным так легко пригибаться и обманывать себя, как старшее.
Центральный персонаж сериала таксист Андрей в исполнении Кирилла Кяро. С этой таинственной личностью связана стержневая линия проекта. Эдакий Харон-психолог, не просто подрабатывающий извозчиком в «душевозке», а становящийся последним живым человеком, с которым общается безвременно усопший. Андрей объясняет душам расклад, раскручивает их на откровенность, помогает докопаться до роковых тайн. Понять и принять свои ошибки, очистится, дать и получить прощение.
Хороший, душевный, ироничный мужик, способный день ото дня выслушивать потоки боли, отчаяния, грязи и роковых тайн.
С самим Андреем долгое время понятного мало. Как он попал на эту должность? Отчего видит души? Постепенно картина проясняется, если следить за намеками, разбросанными по сериалу, личность Харона в мерседесе формируется на наших глазах. Трагедия. Возвращение. Обязательства. Отдельная интрига связана со счетчиком душ, стоящим в машине. Крайне любопытно, что произойдет, когда он дойдет до нуля.
Еще одной сквозной линией становится любимая заправка Андрея с шикарными хотдогами, и продавщица с этой самой заправки.
Интересно, что Андрей, считающий себя неверующим, порой обращается и даже общается с некоей высшей силой («так и не понял, почему ты это допускаешь»).
В сериале много крупных планов, кадров, показывающих глаза, что обусловлено спецификой действия, почти все время проходящего в тесном салоне такси. Хватает городских панорам, как ночных, так и дневных, съемок с высоты птичьего полета, магистралей, заполненных автомобилями, помогающих разбавить камерность проекта. Что тоже логично.
Эрго. Приятный камерный мини-сериал, позволяющий поразмыслить о важных для каждого человека вещах.
Режиссер: Карен Оганесян
В ролях: Кирилл Кяро, Юлия Снигирь, Анатолий Белый, Екатерина Соколова, Вениамин Смехов, Андрей Бурковский, Юлия Ауг, Даниил Воробьёв, Сергей Гилёв, Егор Губарёв, Анастасия Уколова
В реальности фейри, или Горячая сестринско-братская любовь
Кэтрин Хелстон, сестра преподобного Лаона, испереживалась за брата.
Немудрено, если учесть в какие края он понес Слово Божие. Не индейским племенам, восточным людям или африканским дикарям. А в Аркадию – землю нечестивых фейри.
Кэтрин отправляется по следам Лаона, и, прибыв в Эльфан, понимает, что ее волнение было не напрасным.
Страна фейри таит в себе массу опасностей. А покинуть ее прежним – нет и вовсе никаких шансов.
За Фейриленд — в этом мире абсолютно реальную страну фейри — автору однозначный зачет. Территория, которая находится неведомо где, но куда можно целенаправленно доплыть (а может и доехать?). Правда, просто необходимо в процессе сбиться с пути. Качественно и всерьез. Без этого никак. Земля, впервые исследованная небезызвестным капитаном Куком, во время своего четвертого путешествия. Ставшего последним. Страна, где реальность — очень странная вещь, а расстояния ненадежно-условны («далеко ли до места — два откровения одно прозрение, но есть путь покороче — два тягостных воспоминания, одна мечта»). Край иллюзий, безумной космогонии и изменчивых городов. Состоящий в частности из снов и мыслей, которым лишь разум способен придать форму (Яцек, ты ли это?). Держава, внутренние области которой практически не видывали людей. Место, где Солнце является фонарем (в буквальном смысле), висящим на конце длинного шнура. Фонарем, раскачивающимся как маятник, дарящим свет по очереди разным частям поверхности. А Луна находится на «удилище» огромной и зубастой рыбы.
Родина мотыльков, питающихся напечатанными словами. И морских (потому что в них обитает море) китов, живущих в земле (мы их увидим не только снаружи), содержащих в себе соленую воду и рыб. Невыразимо гигантских созданий, раза в два больше привычных нам китов.
Населенная существами, далеко не всех из которых можно спутать с людьми. Крылья, рога, перья, тени, хвосты, кровоточащие глаза на ладонях, оживающие картины, «ангелы», старушки, вызывающие снег. А главное – психология. Лишенные духа любви. По-другому относящиеся к слову, лжи и правде – являющейся оружием.
Мы, вместе с Кэтрин, ощутим себя полностью вне людского мира. Непременная соль. Портовый город, где еще попадаются представители гомо сапиенс. Уединенный готический замок, полный теней, шорохов, ветра, иллюзий. Пугающий роковой дверью в никуда. Место, где заблудиться раз плюнуть. Окруженное непроглядным туманом. А из компании – новообращенный гном да подменыш. Но когда население замка увеличивается, легче не становится. Ведь сюда прибывает Бледная Королева Маб со своим двором. И начинается самый смак. Словесные игры, отголоски политических интриг. Нюансы отношений между волшебным народом. Воздействие на людей. Осознание разницы между фейри и подменышами. Безумный бал с автоматонами и откровениями. Зверино-илюзорная сущность «дивных». Охота с сюрпризами. Базар гоблинов, где можно прикупить что угодно: от воспоминаний до истин. Правда, порой за немалую цену.
Второй приятной стороной книги стала главная героиня. Изложение идет от ее первого лица, с большим количеством воспоминаний, монологов, раздумий и рефлексий. Кэтрин Хелстон – молодая незамужняя девушка, выпускница школы для дочерей священников. С детства мечтающая о новых землях. Лишившаяся иллюзий и некоторых порывов в той самой школе. Долгое время просто неразлучная со своим братом. Безоглядно, не имея никакой информации о происходящем, бросившаяся ему на выручку. Столкнувшаяся с непостижимыми обитателями Эльфана. Запутавшаяся в сомнениях, эмоциях, переживаниях, загадках и опасениях. Ощутившая непозволительные желания, чувства и влечения. Не признающаяся в них сама себе. Получившая сногсшибательное откровение, кардинально изменившее жизнь.
Третьей — размышления о вере и религии. Богословские, теологические вопросы. Роман переполнен цитатами из Писания и трудов теософов. Сомнениями миссионера, раздумьями как нести Слово Божье тем, кто воспринимает реальность по-другому, попытками отыскать им место в библейской картине творения. Подготовкой Лаона к проповедям. Искренним энтузиазмом новообращенного гнома, задающего неудобные вопросы о неоднозначных моментах из Писания. Мыслями о грехе, душе, ее наличии у фейри, жертве, божественном плане, апокрифах. О притчах, как способе проповедника общаться с паствой. О том, что кроме осознавших – избранных, в религиозной картине мира всегда должны быть непонимающие.
Любопытна в этом ключе судьба предыдущего миссионера Джейкоба Роша (ставшего еще одним заочным героем повествования), чья судьба долгое время остается для персонажей загадкой. А дневники – своеобразной путеводной нитью.
Стоит отметить обширные эпиграфы, открывающие главы. Перед нами выдержки из работ, посвященных фейри, легенд и преданий. Переводы, раскрывающие их происхождение. Зоологические и психологические описания чудного народца, их волшебной фауны. Заметки, отрывки из дневников. Джаннет красиво подвязала свои эпиграфы к реальным трудам реальных людей, порой чуток меняя акценты, а порой лишь пару-другую слов. В результате страна фейри приобретает дополнительную глубину, облекается источниками, обрастает серьезными научными работами. Становится реальной.
Жаль, остальной мир оказался вне внимания автора. А ведь людское сообщество 19 века, где наряду с привычными континентами имеется подтвержденная, описанная, принятая научным и религиозным сообществом земля фей, не может остаться неизменным. Взглянуть на него не только глазами Кэтрин (которая практически не уделяет внимания своей старой жизни) было бы любопытственно.
Внутренних переживаний, загадок, озарений в романе на порядок больше, чем внешнего действия, и порой кажется, что некоторые из рефлексий можно было бы заменить описаниями особенностей Эльфана. Повествование от этого только бы выиграло. Как и от уменьшения многословия героини во внутренних монологах.
Да и первый финт, связанный с откровением, полученным Кэт на охоте, читается слишком рано. А если вспомнить рассказы о натуре фейри, то и второй тоже.
Эрго. Еще одна история о фейри и людях, с радующими глаз особенностями Эльфана, приятной, хотя и многословной во время внутренних переживаний героиней. А вот минимум внешнего действия, отсутствие внимания к остальному миру, и некоторую предсказуемость сюжетных финтов к достоинствам романа не отнесешь.
P. S. Выступления автора на вручении премии Кэмпбелла оставим за кадром, хотя, по большому секрету, дулю ей с маком после такого хамства, а не премию.
На Земле, страдающей от экологических катастроф, осталось лишь одно поистине прекрасное место.
Парк развлечений «Королевство». И его изюминка – семь Волшебниц-андроидов. Тут можно легко позабыть о тяготах внешнего мира. Тут легко, увлекательно, и главное – безопасно.
Было безопасно, пока Волшебница Ана не совершила то, что считалось невозможным – убила одного из сотрудников парка.
Но что если все происходило совсем не так, как казалось?
Тема искусственного интеллекта, его развития и взаимодействия с людьми, поднималась в литературе и кино не раз. «The Kingdom» изрядно напоминает облегченную, семейную версию сериала «Мир Дикого Запада», но при этом цепко держит читательское внимание и откровенно радует протагонисткой.
У романа любопытная структура. Перед нами три временных линии. Основной массив текста рассказывает о прошлом за много месяцев до убийства, и последовательно погружает нас в жизнь Аны. Вторая линия посвящена суду над Волшебницей, подана в виде протокола и вводит в повествование реакции, личные обоснования действий других персонажей. Третья – разговорам доктора с Аной после судебного заседания.
Одна из основных фишек романа – шикарное развитие образа главной героини. Она – андроид, созданный, чтобы реализовывать самые невероятные мечты людей. Не те, о которых вы подумали (по крайней мере, те — не для всех), ее официальное предназначение — дарить людям сказку. Волшебницы – существа не простые, а «гибридные», совместившие людские и машинные качества. В отличие от героев «Мира Дикого Запада» они знают о внешнем мире и рады служить людям. Они способны записывать и позднее вызывать воспоминания обо всех, кого встречали в жизни. Они быстрее людей, не чувствуют боль, обладают выдающимся слухом, способны надолго задерживать дыхание и без проблем переносить низкие температуры (интересно зачем были созданы диснеевские принцессы с физическими параметрами спецназовцев?). Физически выглядят как люди, хотя внутри у них камеры, процессор, микросхемы, операционная система и программы. Но как выясняется, не только это.
В частях книги посвященных былому, перед нами наивная девушка, широко распахнутыми глазами глядящая на окружающих. Полностью поглощенная тем, чтобы быть красивой, выбирать наряды, укладывать прическу и радовать посетителей. Есть правда нюансы, в виде ее внеслужебных интересов. В часы отдыха Ана увлекается математикой, литературой, наслаждается музыкой, живописью и вирт-путешествиями по планете. Постепенно, под воздействием стрессовых факторов, героиня меняется. Познает чувства, потери, начинает познавать добро и зло.
Из судебных протоколов мы видим уже совершенно другое существо. Повзрослевшую и многое осознавшую женщину. В разговорах после заседания эти отличия усиливаются. Мы слышим нотки цинизма, практичности, ощущаем трезвый острый разум. Вся эта эволюция происходит на протяжении не такого уже огромного времени. Вдобавок изложение почти всегда идет от первого лица Аны, что добавляет ее образу глубины и способствует читательскому сопереживанию.
К сожалению, большим количеством других интересных персонажей Королевство похвастать не может. Сюжет сконцентрирован вокруг Аны. Кроме нее из героев романа можно выделить лишь Оуэна Чена. Молодой подсобный рабочий парка, юный гений, переживший страшную трагедию и ставший для Волшебницы светом в окошке, одним из катализаторов развития. Но это далеко не все его функции в книге.
Волшебницы не единственные гибридные существа в королевстве. Есть еще животные. Ранее исчезнувшие биологические виды, восстановленные учеными парка, или новые существа, типа коней с крыльями, давшие возможность автору поразмышлять об этичности, праве и ответственности творца. Особенно забавно это смотрится в мире, где люди уничтожили огромное количество живых существ, стерли их с лица земли, где прямо, а где опосредованно через загрязнение планеты.
В остальном идейная и моральная основа романа на уровне. В чем отличие искусственного и природного интеллекта? Как справляться с высокомерием, гордыней, жестокостью, желанием власти? Как переживать ложь и предательство? Можем ли мы, люди позволить себе пренебрежительное отношение к нелюдскому разуму? А эксперименты, ставящие нас на уровень Создателя? Что такое гомо сапиенс? Как им становятся? Кто настоящий человек, а кто лишь подделка под сотворенное природой живое существо. Интересно, что, по мнению автора, стать в полной мере думающим и чувствующим человеком, можно лишь покинув зону комфорта. Нечто тревожаще-истинное в этой концепции имеется.
Идейное наполнение «Королевства» не слишком оригинально, но убедительно и хорошо воспринимается благодаря полюбившейся и въевшейся в душу героине.
На протяжении книги автор удачно поддерживает интригу и напряжение. Кто все же убил? В виновность Аны не верится совершенно, но что именно произошло в то роковое утро 4 сентября, остается загадкой почти до финала книги. Финала, переворачивающего происходящее с ног на голову.
А вот слишком уж долгую раскачку к достоинствам романа не отнесешь. Что случилось в Королевстве, из-за чего весь сыр бор, Ротенберг окончательно формулирует лишь по истечении трети книги.
Эрго. Приятная сказка для взрослых о разуме, человечности и любви.
Джентльмен-грабитель 21 века, или Незавершенное воздаяние Ассана
La Belle France встретила выходцев из Сенегала Бабакара Диопа и его сына Ассана неласково.
Старшего Диопа обвинили в похищении у влиятельной семьи жутко ценного колье, сфабриковали дело, довели до суицида. Драгоценность так и не нашли.
Прошло немало времени. Выросший, многому научившийся Ассан узнает, что колье выплыло наружу, и будет продаваться прямиком в Лувре.
Парень решает докопаться до правды, выяснив, что именно произошло в те далекие времена, а заодно изъять чертову погремушку у старых владельцев.
Действовать он собирается, опираясь на методы своего любимого героя – неуловимого джентльмена-грабителя Арсена Люпена.
Детище Мориса Леблана – авантюрист и мошенник Люпен — неоднократно гостил на больших и малых экранах. Постановщики сериала 2021 года решили не создавать еще одну экранизацию книг, а показать новую историю, где Люпен служит не героем, а вдохновителем оного (вторым знаковым для сериала французским персонажем стал некий Монте-Кристо, только Монте-Кристо не чуждый милосердия).
Начали постановщики во здравие. В первую очередь благодаря «легкости бытия», протагонисту и атмосфере сериала. А вот завершение вышло откровенно «за упокой».
Сперва о приятном.
-Переплетение времен, поначалу смотрящееся весьма стильно.
Нам показывают две хронолинии: настоящее и юность Ассана: потеря отца, формирование характера, встречи со знаковыми персонажами. Перетекают времена одно в другое легко и гармонично, былое дополняет и раскрывает происходящее в современности.
В финальных сериях прошлое начинает слишком активно вторгаться в настоящее, тормозя сюжет, работая на затяжку времени, до зевоты подробно описывая моральные терзания и сложные семейные отношения героев. Из уместной «фишки» становясь надоедливым «багом».
-Стилистика и общая атмосфера сериала.
Перед нами волшебная Франция с ее Лувром, парижскими панорамами, скалами Гавра, «кафе-шантанами», круассанами. Поданная в таинственном, завораживающем антураже, передающем дух авантюризма, загадки, приключения. Густой туман, тусклые ночные огни, темные фигуры с закрытыми лицами, погони, исчезновения и обман.
Непременных расовых расшаркиваний нам покажут «в плепорцию», большинство из них служат источником комичных ситуаций (вспомним хотя бы обмолвку аукциониста, или диалог айтишника с комиссаром в мэрии).
-Главный герой.
Омар Си – обаятелен, харизматичен, полностью на своем месте. Паренек, влюбившийся в литературного персонажа, досконально изучивший его приемы и ухватки. Развивший свой интеллект и способности до высочайшего уровня. Обладающий восхитительной ловкостью рук, шикарной реакцией в критических ситуациях. Строящий продуманные, многоступенчатые планы. Талантливо манипулирующий людьми. Тонкий знаток психологии. Хакер, боец, и гений авантюры одновременно. Сохранивший доброту, милосердие, тягу к справедливости. Он не одинокий волк. Зачал сына, поддерживает дружеские отношения с экс-супругой. Периодически пользуется помощью верного друга. Хороший, привлекательный образ.
Имеется к нему, правда, ряд вопросов.
Перевоплощения, один из козырей Люпена, Ассану в актив не занесешь. Аж никак не классический Арсен, или старина Холмс, которых «в образе» узнать невозможно. А единственная попытка героя по полной использовать грим, напоминала персонаж из «ужастиков».
Наш современный Люпен использует смену одежды, накладные брови, очечки да шапочки. Как на меня – опознается парниша на раз. И только киношными условностями можно объяснить долгие мучения полиции с фотороботом. У вас преступник своим собственным лицом светит везде и всюду. От его фотографий из интернета, сопровождаемых разными фамилиями (тонко намекающими на кумира), шкафы (винчестеры) должны ломиться. А вы, скрипя, чем только можно, несколько дней пытаетесь получить лицо подозреваемого. Непрофессиональненько.
Любопытно, что даже в такой полиции, несмотря на взятки, коррумпированность и общую непутевость, найдется усердный сотрудник, сумевший разгадать загадку новоявленного джентльмена-грабителя. Какая у этого копа настольная книга?
А как вы догадались?
В начале сериала Ассану как-то слишком уж легко удаются его авантюры. Понятно, что постановщики ориентировались на комиксный подход, создавая эдакого чернокожего суперантигероя/трикстера с большим сердцем и криминальными наклонностями. Также этим они демонстрируют изящество и качество подготовки планов молодого Диопа. Мол, главное все продумать заранее. А как же роль «неизбежных в море случайностей»?
Также непонятно плачевное финансовое состояние Ассана на момент начала сериала. Он со всеми своими талантами и «похищениями века» (о! фаберже!), даже алименты на сына вовремя отдать неспособен. Неувязочка (Или очередной обман?).
В последних сериях Ассан резко поглупел, начав совершать ошибку за ошибкой. Вместо того, чтобы слить полную версию компромата в сеть, начинает заигрывать со СМИ (четко зная, что большинство из них в руках антагониста). Не дожимает комиссара, довольствуясь обрывком инфы вместо полного признания. Бросает на произвол судьбы втянутого им в опасную ситуацию человека. Никакой силовой подстраховки, слепая вера в то, что «от хвоста оторвались». Понимая, что его инкогнито вскрыто, занимается семейными делами, беззаботно гуляет по пляжу, веря в хорошую работу полиции. Вовсю страдает натуральным размягчением мозгов.
Экшена в сериале немного, но совсем без головокружительных ограблений, напряженных погонь, хитроумных побегов постановщики нас не оставят.
Детективная линия не претендует на особую изворотливость. Для зрителя все довольно предсказуемо, но следить за тем, как герой приходит к нужным выводам — волнительно.
Перед просмотром стоит учитывать, что противостояние Ассана с коварным врагом не завершено.
Оно вроде как пять серий немного – в других проектах гораздо дольше с одной темой мучились.
Но, чаще всего, вместе с мифологией сериала, идущей красной нитью через несколько сезонов, в дело вводятся приемы процедурала (новые расследования/авантюры/ограбления каждый час) или монстры недели. Один сквозной сюжет считается хорошим тоном завершить за один сезон (бросив, понятное дело, непременный клиффхэнгер на следующий). Уважение к зрителю, знаете ли, которому придется невесть сколько ждать финала. Постановщики Lupin решили оборвать повествование о магистральной линии с местью на полуслове. Далеко не всем такой прием придется по нутру.
Эрго. Неоднозначный авантюрный "комиксный" детектив с хорошим началом и «слитым» окончанием. Омару Си и атмосфере — зачет, сценаристам – неуд.
Режиссер: Марсела Саид, Людовик Бернард, Луи Летерье
Сотни Залов, Коридоров, Дворов, Лестниц. Тысячи Статуй. Птицы, приливы, дожди.
И всего двое людей.
Первый – наивный, добрый аскет. Изучающий Дом с уважением и любовью, поклоняющийся, восхищающийся Им.
Другой – исступленно ищущий Великое Тайное Знание.
Но что если все не так просто, и в Доме есть кто-то еще?
Новую работу Сюзанны Кларк – автора восхитительного «Джонатана Стренджа и мистера Норрелла» ждали с огромным нетерпением. Хотя знали, что книга не будет продолжением приключений магов из альтернативной Британии (работе над второй частью Стренджа помешала болезнь писательницы).
В целом, Пиранези не разочаровал. От Катерины (К): В целом Пиранези очаровал.
Новая книга Кларк изрядно отличается от той, что принесла ей всемирную известность. «Пиранези» вещь уютная, камерная, домашняя, лишенная эпичности. К: Книга эпичная, монументальная, полная сражений, побед и поражений, только описанных не экзо, а эзотерично.
При этом некоторые идеи романа перекликаются с концепциями Стренджа. В частности размышления о магии, ее уходе и возвращении. Утерянном Древнем знании, на смену которому пришел технический прогресс.
Также автор поразмыслит об Иных мирах. Различных подходах к открывшейся эзотерической информации. Людских недостатках и достоинствах. Мистиках, стремящихся достигнуть желаемого, идя по головам, манипулируя людьми. Играх памяти и психических отклонениях. Мистических сектах. Религиозных практиках. Перетекании идей, энергий из мира в мир.
С первых страниц «Пиранези» захватывает внимание читателя описанием монументального Дома и завораживающей тайной. Ошеломляющая громадина, состоящая из неисчислимого количества Залов, Вестибюлей, Ниш, Лестниц, Коридоров, Внутренних Дворов (заглавных букв в романе с избытком). Гигантский лабиринт, полный непременных Статуй. Целый мир, омываемый морем, заливаемый дождями, населенный различными птицами. Давший постоянный приют одному единственному человеческому существу – одновременно Жрецу и Пастве этого безлюдного величественного мира. Человеку, фактически приобщившемуся к тому самому знанию Древних. Ибо «Красота Дома несказанна. Доброта его беспредельна». Изложение идет от первого лица, в виде дневника. Мы вместе с героем будем знакомиться с прелестями и структурой Дома. Навевающего откровенные ассоциации с некоторыми работами Борхеса (второй предметной для Дома книгой стала Нарния). К: Слышны нотки Германа Гессе «Сиддхартха».
Ремарка от Катерины
Книга наполнена символами. Дом – символ мироздания (совокупности миров). Залы как отдельные миры/эпохи. Птицы — символы духа. В частности: Альбатрос – выносливость, сила, мужество. Яйцо — символ новой жизни. Воробьи – благие вести. Чайка – полет души. Грач — связь неба и земли. Ворон – посредник меж мирами. Море/вода – сохранение информации, приливы, скорее всего, отвечают за энергию/магию, сохраненную морем. Лестницы – переход от одного плана бытия к другому, восхождение человека.
Пиранези как персонаж хорош. Эдакий по-детски наивный блаженный, наслаждающийся жизнью, путешествующий, общающийся со Статуями, любующийся красотой Залов. Считающий все происходящее — волей Дома. Составляющий каталог Статуй. Искренне заботящийся о костях Мертвых. Беседующий с птицами, при этом не воспринимающий их как еду. Получающий информацию, меняющую его мировоззрение. Отметим также любопытную финальную эволюцию образа.
А ведь есть еще и загадочный Другой, явно находящийся по сравнению с Пиранези, на более высоком уровне осведомленности.
Ремарка от Катерины
Отчего наш протагонист заслужил у Другого имя Пиранези? Все становится на свои места, если познакомиться с личностью, носившей его в 1720-1778 годах.
Пиранези Джованни Батиста – итальянский архитектор, график, археолог. Мастер архитектурных пейзажей. Наиболее известны многотомное издание офортов (гравюра на меди или цинке) под названием «Римские древности» и серия «Фантастические изображения темниц».
В частности в «Древностях» немало внимания уделялось скульптурным фрагментам, планам зданий, городским ансамблям. «Темницы» посвящены «непостижимым архитектурным построениям, где пространства загадочны, как непонятно и предназначение этих лестниц, мостиков, переходов, блоков и цепей».
Детективная составляющая становится второй приятной стороной книги. Мы одновременно с Пиранези разгадываем загадку 16-го лица. Несколько раз меняем отношение к остальным персонажам. Обнаруживаем забытые записи, кусочек за кусочком раскрывающие истинную картину. Участвуем в своеобразном расследовании и заполнении лакун прошлого.
Пытаемся понять, что, собственно говоря, происходит. Строим догадки и предположения. Их, начиная с экватора романа, появляется все больше и больше (возможно стоило продержать интригу подольше). Кое-что вырисовывается уже тогда. Некоторые тайны раскроются лишь в финале. Ближе к которому нас даже ждет кульминационная экшен-сцена. Единственная на весь не очень большой по объему роман. К: Все вовремя и своевременно.
Как и должно быть с Возлюбленным дитя Дома.
Эрго. Медитативное размышление об иных мирах, магии, одиночестве. Людях, посвятивших себя мистическим изысканиям. Радующее концепцией Дома и жирной интригой. К: Великолепный роман в стиле реализма.