Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 26 октября 2020 г. 11:21

Антология социальных ужасов, или Человек — самый страшный монстр

zemlya-monstrov

Неладно что-то в Цитадели демократии. То нищая девица своего ребенка благополучной бабе подкинет. То старшеклассник, не вынесший бессилия, безденежья и ответственности, начнет искать виновных не там, где надо. То благополучный на вид дядечка новую волну MeToo поднимет, на этот раз вполне обоснованную. То корпорация экологическую катастрофу учинит.

Не Соединенные Штаты, а натуральный Monsterland выходит.

А что до мистических чудовищ, нелюдских сущностей и прочих монстров, им только и остается нервно курить в углу. Сходя с ума от зависти.

Ведь никто из них не способен сравниться с самым главным монстром.

Человеком.


Давно бытует мнение, что самое опасное существо на земле – человек. Создатели Monsterland полностью и всецело согласны с этим утверждением. Соответственно главным источником хоррора в сериале выступают не вампиры, демоны или оборотни. А представители гомо сапиенсов.

Если верить тырнету в основу антологии лёг сборник хоррор-рассказов Нэйтана Бэллингруда «Озёрные чудовища Северной Америки». Кто бы объяснил, при чем к этому сериалу озерные чудовища?

Перед нами эдакая социальная антология, бичующая пороки, особенности западного общества и психологии его обитателей.

Сериал пройдется по экологическим катастрофам и корпорациям, допускающим кошмарные аварии, уродующие планету. Тлетворному влиянию бедности, толкающему нищебродов на ужасные вещи (обратите внимание на американскую особенность нищеты по Monsterland — каждый бедняк имеет, тем не менее, отдельный дом и машину). Замалчиванию развратных действий богачей. Стремлению перекладывать вину на кого угодно, кроме себя (да хоть на тень на стене!) – лень, невезение, случайность? — нет происки врагов! Теория заговора в лучшем виде («я ее никогда ее не видел — но она управляет моей жизнью»). Самообману ради достижения сиюминутной (или стратегической) выгоды. Тяжести ответственности. Проблеме психических заболеваний. Безоглядном любовном эгоизме. Смертельно-животворным иллюзиям, которые дарит это великое чувство. Тлетворной зависти. Разрушающей скорби.

Превалируют несколько тем, проходящих эдаким стержнем через несколько серий – проблемы бедности и то, на что они толкают, самообман, экологическая катастрофа, ее последствия. Имеется также одна сквозная философствующая героиня, возникающая в паре-тройке эпизодов.




Статья написана 23 октября 2020 г. 11:03

Островная душа мира, или Кровавая соль земли

3_den

День у Сэма (Лоу) не задался. Известие об ограблении офиса, откуда увели крупную сумму налички. Ожидание важного звонка, который никак не поступал. А тут еще и встреча в глухом лесу с юной девицей, решившей укротить себе век.

Девицу Сэм спас и отвез к ней домой – на маленький островок, добраться до которого можно было лишь по регулярно заливаемой приливом дамбе.

Попасть на остров оказалось легко, а вот выбраться с него, по разным причинам, куда сложнее.

А ведь Сэму кровь из носу нужно в Лондон. Вдобавок, с каждым часом пребывания на острове странности вокруг мужчины множатся как грибы после дождя.

Достигая критически опасной отметки.


От The Third Day публика в первую очередь ожидала фантастмагорической психоделики. Надо отдать должное постановщикам – дождалась. Также очень не хотелось получить очередную версию злых язычников из «Плетеного человека» или «Солнцестояния». Без древних культов в результате не обошлось, но к счастью, лишь ними «День» не ограничился.

Стоит сериал, как старой сборки табурет, на трех ножках.

Психоделика с природой. Интрига. Работа Джуда Лоу. Во второй части эстафетную палочку перенимает Наоми Харрис.

Пасторальной природы нам покажут много и со вкусом. Пустынные, свободные от людей густые леса (в заселенной по самое не балуйся Англии и такие водятся?). Могучие деревья и папоротники. Поля, перерезанные редкими лентами дорог. Путеводная нить дамбы, с высоты птичьего полета. Побережье с ракушками и крабами. Зеленые заросли и прочие пейзажи острова. Города? Забудьте людские муравейник остались далеко за горизонтом, тут муравейники настоящие. Даже поселение на острове открыто всем ветрам, тут не запирают дверей, и безопасность возможна только для тех, кого остров и его жители сочли своими.

Психоделики создатели проекта отсыплют зрителю сполна. Исчезающий мальчик. Скрытные жители. Галлюцинации и сны, которые оказываются не совсем глюками. Психоз и не самый крепкий рассудок героя. Тревожный антураж острова, кости на просушке, фото трупов на стене бара. Наркотический бред, измененное состояние сознания протагониста. Зловещие тени и фигуры в масках. Опасность, постепенно становящаяся из возможности реальностью. Растерзанные трупы животных. Безумный отрыв фестиваля. Гнетущая тишина острова на следующее утро. Бег по воде. Засилие пресловутых сверчков. Странноватая религия местных, смешавшая христианство с кельтскими верованиями. Предательство со всех сторон. Ненадежный рассказчик, получившийся из Сэма (да и остальные герои недалеко шагнули). Что на самом деле реально, а что является продуктом воспаленного мозга протагониста, долгое время непонятно от слова «совсем». Хотя определенные догадки, как выясняется, довольно близкие к истине, появляются.




Статья написана 19 октября 2020 г. 11:00

Новый кармический закон, или Земля без убийств

karp_drakon-dve

Япония. Эпоха Воюющих Провинций.

Тысячи. Десятки тысяч погибших. Их число растет.

Настоятель монастыря Хонган-Дзи Кэнне уже не мог смотреть на эти смерти. Решив покончить с собой. Но перед этим обратиться к будде Амиде.

И будда услышал.

Даровав рай на земле. Фуккацу – воскресение.

Проходит сто лет, в Чистой Земле, в которую превратилась заливаемая кровью Страна Восходящего Солнца, у юного самурая Рэйдена умирает бабушка. Все думали, что это конец всему. Конец постоянному бдению отца семейства Хидео над постелью больной старушки. Тратам на лекарства, и ссорам супругов из-за денег.

Однако это было только начало.


Кармическое воздаяние здесь и сейчас? Не дожидаясь посмертия и следующего воплощения? Отчего бы и нет! Именно это фантдопущение легло в основу дилогии харьковского дуэта Д. Громова и О. Ладыженского, пишущего под псевдонимом Г. Л. Олди.

Правда, под «ответку» попадает лишь тягчяйшее из преступлений – убийство, но и это, как говорится: «огромный скачок для человечества», точнее некоторой его части, обитающей в Стране Восходящего Солнца.

Именно наблюдение за нюансами «Воскресения» становится одним из интереснейших занятий во время чтения «Карпа».

На самом деле все просто: «украл – в тюрьму», то есть убил – в ад, а жертва обустраивается в твоем теле. Причем неважно, умышленное душегубство произошло, или случайное. Результат один. Но как во всяком деле, даже благословленным лично буддой Амидой, имеются нюансы. Для разбирательств с нюансами создана специальная служба «Карпа и дракона».

Первое, что бросается в глаза при знакомстве с работой тамошних дознавателей — классическая и непременная бюрократия. Все ходы записаны, на каждое действие составлена подробная должностная инструкция, каждый шаг продуман и проработан, схема дознания утверждена и работает. Кто там у нас считается самыми прожженными бюрократами? По мнению Олди – все-таки японцы.

Вдобавок в процессе развития сюжета авторы отвечают на многие вопросы, которые могут возникнуть у продвинутого читателя, пробующего Фуккацу на зуб. А что если в насильственной смерти виновны несколько человек? А вдруг к плачевному итогу привела цепочка действий многих людей? А если дело в недеянии и оставлении на смерть? А как поступает новое Восстановление с корыстными мотивами? А если Фуккацу ложное? А что делать с преступниками, о казнях то приходится забыть? А что произойдет, если тот в кого переселяется жертва, находится на пороге смерти? А…?

Система Олдями явно хорошо продумана и тщательно проработана. Приятно. Разве что непонятна резвость конных самураев, скачущих по делам сегуна. «Могут стоптать…», а если насмерть?

Не позабыл харьковский дуэт и о внешнем мире. Ведь хотя дар будды распространяется только на жителей Ниппона, во время взаимодействия японцев с представителями других народов Фуккацу влияет и на них. Переворачивая представление человека о возможном. Ломая шаблоны и подвергая сомнению религиозные догматы. Реакция, как не сложно догадаться, воспоследовала жесткая.




Статья написана 16 октября 2020 г. 10:48

«Абсолютно превосходное поместье», или Парад воспоминаний/Смерть им к лицу?

prizraki_blaj

2007 год. Во время богатой свадьбы в замке, слывущем обиталищем призраков, дама весьма средних лет рассказывает страшную историю.

О юной девушке, в далеком 1987 году устроившейся на работу няней с «проживанием» в усадьбе Блай. На попечении новой гувернантки оказываются двое детей – 8 и 10 лет. Живущих в огромном особняке, полном теней, скрипов и картин.

А еще – призраков. Ведь усадьба Блай известна не только архитектурными изысками и шикарным садом. А и тем, что судьба ее хозяев — родителей детишек, была не особо завидной. Как и предыдущей гувернантки, погибшей прямо на территории поместья.

Неужто та же судьба уготована и новой няне? А давняя история, о которой идет речь, еще не завершена?


После успеха «Призраков дома на холме», ставшего одним из лучших мистико-психологических проектов года, его непрямое продолжение (создатели решили создать антологию, связанную друг с другом различными домами с приведениями) ждали с большим нетерпением.

К сожалению, в некоторых моментах потомок до уровня идейного родителя не дотягивает.

С одной стороны игры с Хроносом, переключение времен по-прежнему с нами, но склеены эти переходы более топорно, стандартно, «комфортно» для зрителя, и попросту скучновато. Есть исключения, но они припадают на вторую половину сезона, до которой еще нужно дожить, к примеру, на серию управляющей. В «Холме» прыжки по разным временным пластам выглядели более уместными и красивыми.

Основная линия проекта – 1987 год и поместье Блай. Также нас обеспечат приличным количеством флэш-беков, связанных со многими персонажами. Правда, переносят они зрителя в основном на год-два назад (не считая экскурса в 17 век). Благодаря ним мы узнаем тайну Дэни, историю предыдущей гувернантки и Питера — еще одного сотрудника лорда Уингрейва. Познакомимся с некоторыми особенностями жизни управляющей, прошлого садовницы и характера Майлза.

Линия 2007 открывает и завершает историю, выступая эдаким взглядом сверху. Периодически напоминая о себе закадровым голосом рассказчицы, комментирующей некоторые моменты происходящего и даже позволяющей ведать слушателям о мыслях и внутренних переживаниях героев истории 1987-го. То бишь поделиться домыслами и предположениями.

Сериал снят по мотивам повести Генри Джеймса «Поворот винта» (1898).

Также с нами огромный особняк, играющий меньшую роль, чем его собрат из первой части, но все равно выступающий одним из героев ленты. Дом хорош. Приветлив днем, мрачен после захода солнца («Ночью дом вдохнул и стал больше»). Полон воспоминаний, вещей и гордости. Антуражен также сад с его статуями, ландшафтный дизайном и укромными уголками. И озером. Как без него. Сколько открытий чудных преподнесло бы оно любопытным водолазам.

Не забывают постановщики о пейзажах пасторальной Англии.




Статья написана 9 октября 2020 г. 11:37

Благостная утопия под напевы Конфуция, или Империя с человеческим лицом

delo_zhadnogo_varvara

Преждерожденный Багатур Лобо, один из лучших следователей Палаты наказаний, буквально только что закончил дело банды фальшивомонетчиков и не без оснований рассчитывал хотя бы на пару дней отдыха.

«Проникший в законы» Богдан Оуянцев-Сю из Управления этического надзора, тоже думал немного отвлечься от службы. Тем более такой повод. Супруга уезжает рожать в девичий дом матери, и подыскала Богдану временную жену из далекой Франции.

Однако хищение из ризницы Александрийской патриархи реликвии – креста святителя Сысоя испортило множество планов.

Баг и Богдан назначены на поиски креста, несмотря на то, что Баг всегда работает один, а Богдан не слишком часто занимает деятельным расследованием.

А тут еще из Ханбалыка, для контроля прибывает уполномоченный из императорского рода, на глазах которого розыск должен пройти быстро, чисто и как говорят «без сучка и задоринки»!

А значит, новых знакомых ждут несколько очень напряженных дней.


Записи Хольма Ван Зайчика, которым помогли дойти до читателя Игорь Алимов и Вячеслав Рыбаков, очень интересный вид литературы.

С одной стороны – это откровенная юмористическая альтернативная фантастика, пронизанная иронией (подчас довольно ядовитой), а то и попросту стебом (правда, произносимым с абсолютно серьезным выражением лица).

С другой – это утопия, мечтательно напевающая нам об одном из вариантов идеального для блага подданных государства (натуральный оксюморон, получился, кстати).

С третьей – повод в очередной раз задуматься над национальными особенностями западных и восточных культур, величине и откормленности державных «тараканов», и том, как же все-таки должно выглядеть нормальное общежитие индивидуумов в социуме.

С юмором все понятно – автор играет в первую очередь на контрастах восточной мудрости в изложении питерских (пардон александрийских) жителей. На аллюзиях типа вэйтухаев (охраняющие небо и землю), именах типа Му Да, и общей абсолютно юмористической для современного человека атмосфере. Ну как же в России – восточные приколы, храмы Будды и Конфуция на берегах Невы (пардон, Невы-хэ) и власть закона. Ух, смешно! Причем не совсем понятно, какой именно пункт вызывает больший хохот: Конфуций, или законы.







  Подписка

Количество подписчиков: 144

⇑ Наверх