Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 6 сентября 2024 г. 11:31

Как успокоить Суку? или В поисках Цели

ugli_vojny

Будущее. Жуткая война между двумя межзвездными группировками человечества, уносящая миллионы людских жизней, закончилась. Способом, повергшим в шок каждое мыслящее существо. Война закончилась, но исчезли ли породившие ее причины?

Проходит несколько лет, бывший тяжёлый крейсер класса «хищник», подавший в отставку и ставший спасательным судном, отправляется на выручку потерпевшему крушение лайнеру. К экипажу корабля присоединяются двое агентов спецслужб тех самых противоборствующих группировок. Получивших задание отыскать живым или мертвым одного из пассажиров лайнера.

С крушением не все чисто. Очень похоже, что судно сбили, и это не банальные пираты.

А от результатов спасательной экспедиции «хищника» зависят не только жизни выживших после крушения. Но и судьбы большинства представителей вида гомо сапиенс. А, возможно, и других разумных рас.


Космоопера жанр благодарный, переживающий в последнее время настоящий расцвет. Вспомним хотя бы Кори, Гамильтона, Руоккио, Уэджерс, Флинна или Леки.

Англичанин Пауэлл в первом романе своего цикла не особо торопится вскрывать все карты, лишь обозначая нюансы созданного мира, и радуя читателя сложными моральными дилеммами.

Одна из которых и становится зачином романа. Какой цену можно заплатить за прекращение войны? Сколькими людьми пожертвовать? Как посчитать потенциальное количество погибших в продолжающейся войне и соотнести с числом гекатомбы? Есть ли право решать судьбы мирного населения? Отбирать жизнь у одних, возможно сохраняя ее другим? Походя уничтожать иную жизнь, учиняя натуральный геноцид? Или бог с ним со всем, будем после каждой военной операции хоронить сотни тысяч людей вкупе с еще большим «сопутствующими потерями» до того момента, пока кто-то из противников не сдастся?

Чертовски болезненные вопросы, не имеющие простого ответа и решения.

Сюда же автор подверстывает тему силы, и цели для этой силы. Ведь даже источнику непредставимой мощи, способной изменить ход развития людских и прочих рас, нужна цель, ради которой стоит отрывать задницу от дивана. Некий достойный, лидер, который «скажет как надо». Да ну ладно, могут возразить мне, это ты описал особенности не человека разумного, а недолугого ИИ, неспособного самому решить, где черное и где белое. В ответ я попрошу вспомнить людскую историю.

Вопросом цели бытия, так или иначе, задаются большинство героев романа.




Статья написана 30 августа 2024 г. 14:24

«Магия с последующим разоблачением», или В поисках Чуда/Противостояние шестидесятникам

zlo

Психолог-криминалист Кристен Бушар за время работы на прокуратуру видела многое. Но, как оказалось, не все. Неожиданный конфликт с работодателем, и вот уже Кристен трудится на некоего асессора Дэвида Акосту, сотрудничающего с католической церковью.

Чем же занимается Дэвид? Вещами крайне неординарными. Расследованиями необъяснимых явлений, медицинских аномалий (кто сказал чудо?), случаев демонической одержимости etc.

Кристен не верит во всю эту демоническую чушь, но Акосте как раз и нужно мнение скептика, способного взглянуть на происходящее с точки зрения психологии и медицины.

Верить-то она не верит, но Дэвид четко знает, что демоны отнюдь не фигура речи. Ведь один из них уже долгое время не дает покоя Акосте. А теперь заинтересовался и его новой сотрудницей.

Или мы имеем дело с обычным психопатом, а остальное Дэвид попросту вообразил?


Сериал, оставляющий двойственное ощущение.

С одной стороны, вы будто возвращаетесь во вторую половину 90-х, начало 2000-ных, до того как малый экран стал вровень со своим старшим собратом, а в сериальную гавань косяком потянулись деньги, известные актеры и сценаристы с прямыми руками. Evil не скрываясь совершает оммаж бессмертным Иксам, заимствуя оттуда массу элементов, разбавляя их приветами от мистических собратьев. «Зло» создано по примеру полицейских процедуралов, с одним делом на серию. Пользуется старой-доброй схемой с монстрами недели и сквозной линией, о которой всплывает упоминание хотя бы пару раз за 45 минут. Выглядит достаточно бюджетно, и позволяет себе сценарные вольности.

С другой — откровенно затягивает (напоминая, как мы часами «залипали» над Иксами, Горцем, Героями, Супернатуралом или Гриммом) благодаря неидеальным, но искренне созданным и сыгранным образам. Шикарному антагонисту, «демонической» интриге и некоторым сюжетным поворотам.

Перед нами классическая команда, только в виде не пары, а троицы (религиозная тематика обязывает), навеянная уже упомянутыми Материалами. Имеется лидер, твердо уверенный, «что истина где-то там», в смысле бог реален, не менее реальны и его оппоненты. Он ставит задачи, подходит к решению с мистической стороны, но при этом готов выслушать соратников, и сокрушенно согласиться с тем, что им опять попался случай, не имеющий никакого отношения к сверхъестественному.

Акоста (Колтер) частенько напоминает огромного медвежонка с обаятельной улыбкой. Исключительно положительный малый с журналистским прошлым, учащийся на священника. Искренне верующий, но по канонам толерантного 21 века. Минимум фанатизма, готовность принять мнение другого, согласиться с тем, что чудо им опять не встретилось, смириться с ироничными ухмылками атеистов. Считает, что церковь права отнюдь не во всем, и косяков у прелатов хватает («Церковь сосредоточена на Зле с большой буквы, а не на бытовых пороках», может это и становится ее самой большой ошибкой – чухают репу зрители?). В наличии также некоторые слабости и спорные действия, но исключительно для приобщения к Господу. Посещаем видениями, в частности одним чрезвычайно назойливым товарищем (который нам вовсе не товарищ). Ну и без тайн прошлого, жутких потерь и роковых ошибок, Дэвида, понятное дело, создатели сериала не оставят.

Следующие двое вкупе исполняют роль неповторимой Скалли.




Статья написана 26 августа 2024 г. 11:40

Типичное фентези по лекалам мэтров, или Дракончик и его человек

skvoz_krov_i_plamja

Эфирия. Земля, некогда процветающая под справедливым приглядом Ордена дралейдов с их драконами. Но те благословенные времена остались далеко в прошлом. Пал Орден, поддались искушению многие дралейды, а власть захватил маг Фейн Мортем, создавший могучую Лорнийскую империю. Давным-давно никто не видал вольных всадников драконов, независимых от воли Фейна.

До той поры, пока юный Кейлен Браер с друзьями не отправились по хозяйственным делам из родной деревни в ближайший торговый городок.

Случайная встреча в таверне с троицей суровых мужчин и жизнь Кейлена в корне меняется. Вместо работы в отцовской кузне, посиделок с товарищами и попыток завоевать любовь местной красавицы, Браер оказывается в компании тех, кого преследует вся мощь Империи. А заодно становится надеждой для жаждущих сбросить имперское ярмо.


Давненько я не встречал настолько классического (кто сказал штампованного?) фентези, пожалуй, со времен Древа. На фоне современных тенденций (от дарка до ориентальных, дворцовых, паро и стим вариантов) в Стране Фантазии, ирландец Кейхилл решил создать эпическое фэнтези в ранешнем стиле, написанное по старым лекалам, с изрядным закосом в young adult. Изрядно потоптавшись при этом по плечам гигантов (особенно досталось старине Роберту).

Но беда Райана не только во вторичности, и уж безусловно не в «классичности» его работы: писать романы в духе Профессора и Джордана новым авторам никто запретить не может. А в неторопливости дебюта и недостатке мастерства, чтобы сделать эту плавность завораживающе-увлекательной.

Замысел автора понятен, нас постепенно знакомят с миром, начиная историю в маленькой деревне, имеющей слабые контакты с остальной Эфирией. Затем перемещая в более крупное поселение, увеличивая, раскрывая горизонты происходящего, следом в настоящий город и так далее, включая единственный свободный от империи красочный мегаполис. Не забывая с головой окунать героев в процессе квеста-путешествия в «природную пастораль» (вне конкуренции местный жупел по имени Темнолесье), и снабжать читателя историческими экскурсами, смешанными с политинформацией.

Однако при всем кажущемся многообразии локаций, мир читается слабо, очень уж он шаблонный. Темнолесье невнятное, деревни и городки сливаются в одно целое, разве что вольный город Белдуар чуток выделяется, да место обитания гномов (ну и за Ветроход накинем десяток вистов).

По расам прорывов не ждите. Люди, эльфы, гномы, великаны. Подгорных парней (и не только парней) мы увидим в самом конце (танграровского колориту не густо), эльфы не отличаются от хумансов ничем кроме ушей и долголетия, которое слабо влияет на развитие сюжета (за исключением разве что Тэрина, помнящего времена Ордена). Великаны умеренно большие, вдвое выше среднего гомо сапиенса и легко пользуются магией. Есть еще местные орки по фамилии араки: крупные и с красными глазами. Про них информации негусто: имеют речь, социальные отношения и предводителей-шаманов обладающих вполне реальным чародейством. Зачем бегают? Чего хотят? Сие эльфам неведомо. Нынче регулярно ходят в набеги на людские деревни, а раньше прямо поспособствовали падению пресловутого Ордена.

Из любопытного: убиение человека несет для юных героев некислые моральные терзания. А вот об изничтоженных своей рукой вполне человекообразных араках они как-то не сильно переживают.




Статья написана 9 августа 2024 г. 13:31

Поход за пиццей, или Поющий город

Tixoe_mesto_prikvel

Неизлечимая больная Самира тихо доживает последние деньки в хосписе неподалеку Нью-Йорка. Все чего бы ей хотелось, побывать еще разок в гарлемской пиццерии и отведать их свежеприготовленного продукта. Вскоре ей выпадает случай получить желаемое. Несколько пациентов хосписа едут на Манхэттен чтобы развеяться, посмотрев кукольный спектакль.

И надо же было такому случится, что именно в этот день на землю вместе с астероидами обрушиваются полчища неведомых тварей, обладающих недюжинной силой, огромной скоростью и чрезвычайно тонким слухом.

Самира оказывается в самой гуще апокалипсиса, но единственной ее настоящей целью остается вожделенная пиццерия.


Конец прошлого и первая половина этого годов дали старт «приквелам/вбоквелам» двух неординарных хорроров. «Птичьему коробу», который перенесся в «Барселону». И Тихому месту, после прямого продолжения вернувшемуся к истокам.

Day One вышел не самым громким и амбициозным проектом, мало развивающим мир, обращающим массу внимания на психологические аспекты неминуемого расставания с жизнью. Но не забывающим о саспенсе и пришельцах, которые почти как старина Гомер «были слепы», но неплохо слышали.

Постановщики пытаются показать конец света изнутри, из глаз обычного прохожего на улице (момент классно переданный в японской Годжире), время от времени вздымая ввысь и разбавляя камерность редкими панорамами умирающего города (вид на Нью-Йорк через кладбище хорош). Выходит аутентично, но изрядно сумбурно: не понятно, что происходит, вокруг дым и пепел от пожаров, слабая видимость, мелькающие в туманной дымке фигуры, напрочь потерянные и перепуганные люди, давящее на плечи ощущение смертельной опасности.

Скажу сразу: сцен со слабой видимостью в «Дне» выше крыши. Очень напоминает экономию бюджета.

Хватает в фильме стандартных моментов, к сожалению завораживающей оригинальностью предка 2018 года «День первый» похвастать не может. В наличии скримеры, штампованные подходы, условности, моменты, притянутые за уши.




Статья написана 5 августа 2024 г. 10:55

«Боги в кандалах», или Гнев Отца-Земли

5_vremja_goda

Земля с издевательским именем Спокойствие. Земля, которая много и с удовольствием двигается, обрушивая на головы своих обитателей регулярные землетрясения, цунами, зимы с кислотными дождями, длящиеся десятилетия, и прочие катаклизмы. Земля, полная ненависти, будто жаждущая избавиться от всех, кто населяет ее поверхность. И, похоже, в этот раз у нее получится. Ведь конец света уже начался. Опять.

Большинство аборигенов могут лишь почувствовать приближение землетрясений. Но есть те, кто способен управлять движением земли, и вызывать его. Орогены, они же рогги. Люди, сравнимые по могуществу с богами (в кандалах). Или чудовищными монстрами. Те, кого боятся, ненавидят, убивают, используют, с детства держат под неусыпным контролем.

Рогга, по мере сил скрывающая свои способности, ищет мужа, убившего их сына и похитившего дочь.

Маленькая девочка лишь начинает познавать все сложности обучения в контролирующем орогенов Эпицентре, под пристальным приглядом Стражей.

Женщина, в сопровождении одного из сильнейших коллег, отправляется выполнить на первый взгляд обычное поручение Эпицентра. По дороге открывая неведомые стороны своего проклятия (дара?) и некоторые нюансы обращения с орогенами.

Есть ли связь между этими историями и концом света? Или в нем виновна третья сила?


Любопытное фентези, которое открывает свои прелести далеко не сразу. Попервах в глаза бросаются заимствования у разнообразных мэтров, от стратегического начала и особенностей мира из Буресвета, Колеса , Песен и зимы, которая близко. Но по истечению первой трети оказывается, что Джемисин занимается не только танцами на плечах гигантов. Но и созданием собственных, оригинальных наработок.

Но прежде чем мы до них доберемся, взглянем на место действия. Пускай опять же ушки великих торчат из всех щелей, Спокойствие вышло колоритным. Мир, регулярно «радующий» жителей землетрясениями различной силы, извержениями, ураганами и цунами (японцы по сравнению со Спокойствием живут на абсолютно стабильном и тихом острове). Место, где в океане гуляют настоящие водяные горы, и (по слухам) водятся различные чудища. Соответственно, никаких морских путешествий, максимум каботажка, а острова и вовсе считаются местами непригодными для жизни. Где время от времени наступает зима на годы и десятилетия. Сопровождаемая не только морозами, но выпадением пепла, уничтожающего растительность и кислотными дождями, разъедающими металл. Ходят легенды, рассказывающие о том, что изначально добрый Отец-Земля рассердился на людей, терзающих и загрязняющих его плоть. Эдакое экологическое назидание для потомков.

Социальный строй, понятное дело, ориентируется на особенности природы. Люди живут общинами, некоторые из которых превращаются в города, другие остаются огороженными деревнями. В ожидании Пятого времени года накапливаются запасы, выстраивается стена вокруг поселения, всех людей причисляют к той или иной функционал-касте, показывающей их важность для общины. Полезность индивидуума во главе угла, а ее отсутствие становится причиной изгнания из социума. Если подытожить – общественное на порядки важнее личного.

И даже все эти телодвижения не всегда помогают пережить особо суровые Зимы. Рушатся государства, редко какое из них оказывается целым после долгой зимовки. Оттого на континенте столько артефактов (и обрывков знаний) прошлых, погибших цивилизаций (особенно важную роль в повествовании играют обелиски).

Как я уже сказал, ничего особо оригинального, но антураж для истории недурной.

Самым интересным аспектом романа становится магия, над которой автор поработала с душой. Да, это очень напоминает магию земли, но дьявол, как известно, в деталях. Орогены (так называют местных волшбарей) с младых ногтей, инстинктивно, могут управлять землей. Двигать горы, используя энергию колебаний. Воздействуя на землю — вытягивать тепло, движение и саму жизнь из окружающего мира. А после обучения, овладения контролем своей силы — орогены еще и не такое могут.







  Подписка

Количество подписчиков: 144

⇑ Наверх