Предчувствие гражданской войны между Таргариенами уже не просто витает в воздухе. Можно сказать, бойня между членами одного Дома на наших глазах становится свершившимся фактом.
Королевская гавань и Драконий замок скалятся друг на друга через просторы Вестероса, идет напряженная борьба за верность знаменоносцев великих и малых Домов. Отправляются в поход бряцающие железом армии, а символ мощи Таргариенов – драконы, вскоре вступят в смертельную схватку.
Схватку, победителя в которой не будет.
Первый сезон House of the Dragon, сериала, должного взять на себя роль одного из флагманов HBO и заполнить лакуну после завершения Игры престолов по романам Мартина, мучительно долго готовил зрителя к одному из самых кровавых событий истории Вестероса – Танцу драконов.
Продолжение стартует так, будто первый сезон и не думал заканчиваться. Герои по-прежнему плавно и неторопливо (на протяжении половины сезона!!!) совершают ритуальные па-де-де, то пытаясь предотвратить великую бойню, то занять накануне наилучшую позицию. Плетутся интриги, накаляется противостояние внутри цветных партий «черных» и «зеленых», где существует несколько взглядов на ведение будущей войны. Юнцы, как и положено, рвутся в бой, старики и женщины норовят придержать коней. Некоторые персонажи выказывают неожиданные стратегические таланты, совмещая подходы «ястребов» и «голубей». Другие, напротив, совершают детские ошибки, усложняя ситуацию для своей стороны. Идет борьба за верность Домов, с использованием всех возможных средств, от пропаганды до прямого насилия. Выплескиваются наружу скрытые (и не очень) конфликты между аристократией Вестероса, доходящие до массового смертоубийства. Нам даже напомнят о первых сезонах ИП, где постановщики максимально экономно избегали показа сражений, сразу переходя к последствиям. Что странно, нынче вроде такой нужды в скупердяйстве нет (или есть?). Любопытно, одна из сторон фактически самоустраняется от нормальной подготовки. А вторая, несмотря на некоторые успехи, и наличие натуральной вундерфавли, тоже выглядит далеко не идеально.
Обращает на себя внимание упоминание простого люда, напрочь отсутствующего в первом сезоне, где героями выступала исключительно аристократия (кроме разве что Мисарии, но она тоже весьма условная «обычная горожанка»). Их признают одним из факторов, всерьез влияющим на события в стране (вестеросский бунт – бессмысленный и бспощадный). Появляется даже умеренно известный сериальный лицедей (Киран Бью), играющий обыкновенного кузнеца с обыкновенными простолюдинскими проблемами. Появляется явно не просто так.
Без непременных упоминаний тяжелой женской доли также не обойдется. Как и размышлений о том, что самцы оглашенные не ценят того, что делают дамы, воспринимая их в лучшем случае как символ. А в худшем – сами знаете.
Все эти пляски продолжаются почти четыре серии, и лишь к экватору сезона постановщики вознаградят наше долгое терпение вяленьким сражением и полноценной драконьей схваткой, затем вновь беря паузу на интриги (интимный вопрос, на сколько сезонов вы собираетесь растягивать несчастную «Пляску»? Она же не резиновая! По слухам, не меньше четырех!!!!).
Персонажей по-прежнему негусто, новых лиц раз-два и обчелся. Нам попеременно показывают обе стороны конфликта, концентрируясь не только на Рейнире с Алисентой. Получат свою минуту (или десять) славы и Дэймон, и Эймонд с Эйгоном. Некоторые фигуры, не самые главные, но примелькавшиеся, в процессе сметут с доски. Причем сделают это весьма эффектно.
Вне конкуренции Рейнира (Д`Арси). Она и в первом сезоне была на высоте, а тут развернулась по полной. Человек, в котором буквально скользит обреченность, высочайшее внутреннее напряжение и внутренняя же борьба. Между осознанием «пирровости» возможной победы и желанием доказать, что отец не зря избрал ее наследницей, и она сможет доказать всему миру, что женщина на троне переплюнет мужика. Человек, готовый бить по мордам тупых мужланов, не признающих ее ума и достоинств. Осознающий свое бессилие, одиночество и слабость, но вынужденный демонстрировать непреклонность. Не желающий драки, но готовый на неконвенционные методы войны. Способный приближать людей, независимо от их родовитости и положения. Исключительно за заслуги. Женщина с добрым сердцем, не избегающая необходимой для властителя безжалостности. Рожавшая, терявшая сыновей, понимающая весь ужас гибели детей в огне войны. Постановщики по ходу сезона начинают все больше болеть за Рейниру, ведь среди обитателей Красного замка адекватных личностей негусто.
Король-консорт Деймон (Смит ). Сперва проявит неуместную горячность, а затем массу времени проведет в галлюциногенно-сексуальной экспедиции, введя в сюжет небезынтересного персонажа. Основное, чем запомнится – растущими как на дрожжах амбициями, чего раньше за ним заметно не было (по крайне мере, в таких количествах).
Вдовствующая королева Алисента (Кук («Первому игроку приготовиться», «Медленные лошади»). И эту прекрасную даму не обошли мнительность и шатания. Неудивительно, хотя трон под задним местом ее первенца, детишки у Алисенты вышли явно так себе. Как говорится, взводом командовать и то много, а тут страной. Плюс любовничек головой рискует направо и налево. Плюс раздумья о том, неужто муженек на смертном одре имел в виду нечто другое. Да и от власти потихоньку отодвигают.
Десницы покойного короля Отто Хайтауэра (Иванс) на диво немного, и с возрастом старичок постепенно теряет хватку.
Зато косолапый хромец лорд Ларис Стронг (Нидэм) развернулся от души, олицетворяя «лучшие» черты и хитроумность одновременно Вариса, Мизинца и Тириона. Натуральный паук, плетущий целые гроздья интриг, настраивающий «черных» один против другого, «проклятие своей семьи», рвущееся на самый верх. Порой даже кажется, что Ларис чрезмерно много на себя берет, но на фоне остальной наивной и прямодушной братии попервой прокатывает.
Эйгон (Глинн-Карни ). Раздолбай и бабник почувствовал вкус власти. И ему понравилось. А поскольку парниша ни к чему не приспособлен, делать толком ничего не умеет, думать тоже – выглядит это упоение властью стыдно, будто недержание у 10-летки.
Эймонд (Митчелл ). А вот младший все больше проявляет звериный оскал, совмещенный с глубокими психотравмами (явная диссертация по психиатрии, как и подавляющее большинство персонажей). Лучший меч страны, владелец монструозного дракона – почему не я царь горы?
Из приятного. Разлет локаций увеличивается. Нас помотает по городам и весям от Стены до Ступеней, от промерзшего Севера до палящего Юга. Кроме непременной Королевской гавани и Драконьего камня мы увидим Орлиное гнездо и прочие небольшие, но важные замки. Поселимся в полуразрушенном Харенхолле, до сих пор находящемся в упадке. Прокрадемся подземными уровнями, тайными ходами и отнорками Красного Замка (скажем сразу, система безопасности в королевском обиталище на нуле). Расширение мира всегда приятно.
Недурны некоторые операторские решения, как то активное использование открытого пламени в виде свечей, факелов, каминов. Особенно запоминается похоронная перекличка. Хороши красивые переходы между героями с симметричными позами. Костюмы, наряды и доспехи также на уровне.
С боевкой ситуация напряженная. Ее откровенно жалеют (неужто с бюджетом нелады? Все деньги на рисование драконов ушли?), будто конфет младенцу, как вариант придерживают для следующих сезонов. Динамики и активного действия мало. Очень. Редкий всплеск на экваторе и опять долгое затишье. Но даже при этом мелькают любопытные кадры, типа обслуги мощного противодраконьего стреломета: внушительная машинка (парням не мешает взять пару уроков у Барда, который и без этой машинерии справлялся).
Эрго. Во втором сезоне зрители все больше напоминают мышей, «которые плакали, кололись, но продолжали жрать кактус». В умении тянуть дракона за яй…, то бишь плавности и нетерпеливости подачи материала постановщикам «Дома» мало равных.
Приближалась к концу двухлетняя стажировка юного констебля лондонской полиции Питера Гранта. Вместе с этим близился и самый важный день, когда будет определяться его будущее в силах английского правопорядка. Где он проведет свою службу? Расследуя убийства, оставаясь постовым, или того хуже -перекладывая бумажки за настоящими копами?
Все говорило о том, что последний вариант имеет гораздо больше шансов воплотиться в жизнь. И так оно, наверное, и случилось бы. Если бы не две встречи.
Сперва с самым натуральным призраком. А после с инспектором Томасом Найтингейлом, как выяснилось последним магом Британии.
Отныне Питер поступает в его распоряжение. Юношу ждет обучение магии, знакомство с миром сверхъестественного и попытка разобраться с целым рядом необычных убийств.
Попытка, которая может стоить Питеру жизни.
Качественное городское фентези, стоящее на плечах гигантов. От Геймана и Ффорде до Кларк и Страуда. Не блещущее оригинальностью, но радующее лондонским колоритом, в меру ироничным подходом, приятным ГГ.
«Реки», в отличие от многих образцов городского фентези, полных жутких перипетий, сверхугроз, нагнетания, осознаниях глобальности проблем, серьезных могущественных оппонентов (вспомним хотя бы шикарного, но мрачноватого и безжалостного к герою Дрездена), подходят к делу с юморком, подколками, поначалу выглядят локальной историей, не сильно влияющей на судьбы «города и мира».
Изложение в романе идет от первого лица протагониста – молодого парня, нашего современника. Тонко иронизирующего над некоторыми особенностями времени, с серьезным лицом во внутренних монологах незло подкалывающего лондонских обывателей, коллег-копов, бюрократию, сверхъестественные сущности, иностранцев, британские порядки. Не превращая при этом повествование в откровенную комедию. Юмора здесь «в плепорцию».
Роман до краев переполнен британскими (а скорее лондонскими) особенностями. Городские фишки столицы Туманного Альбиона, различия районов, архитектурные, кулинарные изюминки, исторические факты, связанные со зданиями, людьми и событиями, произошедшими за сотни лет (сносок хватает). Непременные, вездесущие пабы, глобальные пятничные пьянки, доставляющие массу хлопот полиции. Огромное количество иностранцев, особенно «загорелых», есть даже специальные идентификационные коды для групп товарищей черноты разной степени (правильный английский услышишь скорее за границей, чем на улицах сердца бывшей империи). Специфика поездок в метро. Любовь к театру, от пафосной Королевской оперы до немудреных уличных представлений. Майская ярмарка в честь самого первого спектакля про Панча/Пульчинеллу и Джуди (ох уж этот Панч!). Прошлое, порой плотно влияющее на настоящее. Саркастично-толерантные формулировки типа: «не призрак, а материально неполноценная сущность».
Отдельно привлекают внимание нюансы работы лондонской полиции, чьи сотрудники происходят в большинстве своем из рабочего класса. Двухлетняя стажировка юных падованов на улицах. Нелюбимые констеблями классические шлемы, должные помогать довлеть над толпой. Отсутствие огнестрела у обычных копов (максимум дубинки), и наличие специальных подразделений вооруженной полиции. Множество камер в городе. Стремление в паб при каждой свободной минутке. Внутренняя кухня стражей порядка, милые бюрократические игры, единая информационная система МВД с уютной аббревиатурой «ХОЛМС». Отношение к населению, совмещающее четкое понимание «быдлячей» сущности обывателя с пониманием того, что вы обязаны защищать этих не слишком симпатичных товарищей ото всех невзгод.
Отдельное спасибо за отношение копов (точнее одного из них) к магическим жителям: «Они существуют, обладают силой и способны нарушить общественный порядок – значит попадают в поле зрения полиции!!!».
Ведь кроме обычных хомяков разумных есть в Лондоне Аароновича и сверхъестественные обитатели.
Основное внимание автор уделяет водным духам. Оказывается, основная река города разделена между двумя практически божественными (по крайней мере, если судить по силе) сущностями: Матушкой Темзой и Стариком Темзой. Матушка заведует частью реки выходящей к морю (некогда тут возвышался один из крупнейших портов мира), Отец – куском ближе к истоку. И не сказать, что соседствуют Мать с Отцом мирно. Воплощаются эти стихии в людях, различаются характерами, социальной базой (у темнокожей Матери не стесняясь называют Батюшку с последователями цыганским отребьем). Каждый из притоков или ответвлений реки имеет своего воплощенного духа – сыновей и дочерей старших сущностей. Некоторые из них мертвы, «спасибо» прогрессу («захлебнулись потоками дерьма и грязи»). А некоторые, напротив, полны жизни и любви к своей водной стихии. И отлично передают особенности местности, по которой протекает (или протекала) их река.
И призракам. Большинство из которых просто скитаются неподалеку места погребения и могут общаться с живыми исключительно вербально (да и то лишь с обладающими особым взглядом). Но встречаются и неупокоенные духи, жаждущие возмездия за прижизненные дела.
Покажут нам также вампиров (с которыми тут обходятся неласково) и тролля. Негусто, но в последующих книгах цикла бестиарий, скорее всего, раскроют полнее.
Без людей-магов автор нас также не оставит. Точнее одного-единственного мага, оставшегося от многочисленного ордена, основанного Исааком Ньютоном (почему во Ртути об этом умолчали?!). Ведь, как считается, магия угасает, истощается, вытесняется наукой и техникой (кстати, с микросхемами здешняя магия действительно не дружит). Ордена с штаб-квартирой, за которой приглядывает десантура. Подписавшего соглашение с властями Британии (хотя официальный статус магов весьма спорен). Получившего специальный пост в лондонской полиции.
А вот и тот, кто его занимает. Шеф-инспектор отдела расследования убийств Томас Найтингейл – последний английский маг (где-то ехидно ухмыльнулся один мистер Норрелл). Обстоятельный мужчина на вид лет сорока (правда, он постарше, чем кажется), с тростью и раритетным «Ягуаром».
Взявший под свое крыло пронырливого юного констебля Питера Гранта. Обладателя того самого особого зрения. Парнишка с бурлящими гормонами. Неглупый, способный к нестандартному мышлению, правильному использованию гаджетов 21 века. Ранее подумывающий о поступлении в ВУЗ, но получивший не самые высокие баллы на экзамене продвинутого уровня по естественным наукам (британская фишка для желающих поиметь высшее образование). Временами слишком рассеянный, способный во время патрулирования отвлечься на архитектурную или историческую замануху. «Чуть бы больше внимания к деталям, и был бы сносный коп». А еще он чернокожий (мать из Сьерра-Леоне, хотя сам Питер истинный лондонец и родился уже тут). Что любопытно и достойно похвалы – у автора получилось создать протагониста-негра без чрезмерных акцентов на его цвете кожи и расовых особенностях (перед нами, слава яйцам, аж никак не американский нигга из Гарлема). Да, Питер обожает переперченную еду. Да, его отец – наркоман и джазовый музыкант. Да, он со знанием дела озвучивает особенности семейного уклада эмигрантов из Африки или женщин негроидной расы. Да, сослуживица позволяет себе скользкую шутку на тему двойника Обамы. При этом – Питер нормальный юноша без особо жирных тараканов в башке, расовых задвигов и обид. Харизматичный, вызывающий сопереживание, близкий по духу, легко представимый в роли соседа и товарища. И абсолютно все равно, какого цвета у него морда лица.
Начинается роман достаточно неторопливо, с минимумом экшена, пространными внутренними монологами, бросая все силы на антураж и расследование.
Чтобы сразу после экватора окунуть нас в натуральный водопад движухи, резко поднять ставки, огорошить неожиданным ходом, поставить перед протагонистом чертовски опасную перипетию. Позднее нас ждет еще пара любопытных ходов, вплоть до заигрываний со стариной Хроносом. Нехило автор развернулся.
Эрго. Приятное детективное городское фентези, полное лондонских особенностей и уместного юмора.
P. S. На сегодня в переводе доступно три романа цикла. В оригинале их чуток поболе.
P. S2. Германский Эттерсберг, ставший одной из причин угасания магии. У кого есть идеи, что имелось в виду? Таки Бухенвальд?
Городское фентези «по-дамски», или Пиявка страха против лондонского убийцы
Кассандра Лидделл – одна из лучших профайлеров ФБР, способная за пару дней составить психологический портрет самого неуловимого душегуба. Именно ей поручают съездить в Лондон, где объявился жестокий серийный убийца – подражатель пресловутого Джека Потрошителя.
Дело непростое, окутанное странностями, переполненное загадочными образцами ДНК, таинственными надписями на телах жертв и записками от злодея. Вдобавок Кассандра встречается со странным притягательным мужчиной, утверждающим, что в преступлениях повинен не человек.
А фейри. Да и сама Лидделл, по его словам, не полностью принадлежит к людскому роду.
Городского фентези (в том числе с участием фейри) различные авторы подарили нам немало.
Майк Омер, он же Алекс Риверс – израильский автор, более всего известный романами о криминальных психологах, решил совместить своих излюбленных профайлеров с фейри, подав историю в специфично женском ключе. Вышло спорно.
Дамское фентези, пускай с криминальным уклоном, оказывается, специфическая штука.
В фаворе у Омера (невзирая на его мужеский пол) твердая и продолжительная романтическая линия. Как полагается, вокруг героини вьются двое прекрасных мужчин: высоких, широкоплечих, сильных, уверенных, харизматичных. Не обойдется без сексуальных сцен (происходящих исключительно в воображении), ну этих помните: «Ее грудь напряглась от желанья, соски отвердели». Протагонистка регулярно чувствует влечение, при прикосновении к коже одного из «прекрасных мужчин» (будем честными, есть отчего: перед нами инкуб на минималках) ее постоянно пробивает электрический разряд, почти в каждой главе девица поддается эротическим фантазиям. Текст написан от первого лица и переполнен рефлексиями, ощущениями, обрывками видений, воспоминаний, чувственных мыслей.
Вы не поверите, но при всем этом обилии романтики Кассандра еще и работать успевает! Ну, точнее как работать, расследованием в классическом понимании в ее работе и не пахнет. Но за источниками информации Касс бегает упорно. Благо, главнейшим из них является как раз «прекрасный мужчина», запустивший сюжетообразующую цепочку событий.
Роман не чурается стандартных фишек фейри, типа неприятия железа, изо всех сил стараясь козырнуть хоть чем-то не столь затасканным. Получается слабо.
У Омера помимо фейри (просто так, безо всяких разделений на Зиму, Лето, Благих, Неблагих) существуют еще пикси. Это полукровки, плоды союза фейри и людских дам, некогда живущие бок о бок с фейри, но позднее изгнанные из потаенного королевства, или низведенные до уровня рабов. Пикси отличаются излишней эмоциональностью, являясь лакомым блюдом для фейри, с удовольствием питающихся эмоциями. Между прочим, фейри поголовно — махровые абьюзеры и оглашенные самцы, держащие своих барышень в черном теле. Жуть какая.
А вот магию отражений, адептом которой оказывается главгероиня, можно отметить почти без иронии. Волшебство, позволяющее творить с отражениями, что левая нога пожелает. А главное – перемещаться из отражения в отражение. Причем, независимо от того, в каком мире – людском, или волшебном, это самое отражение находится.
Но это не единственная магспособность, открывающаяся у протагонистки. Она у нас оказывается натуральной Пожирательницей страха (как своего, так и чужого). Страха мобилизующего, обостряющего чувства, придающего девице без малого сверхспособности.
Но что это мы все о магии. Колдовство выходит на первый план далеко не сразу, а уж вера в него появляется у героини и вовсе после экватора романа.
До этого перед нами бравый агент ФБР, отличник боевой и политической подготовки, боевая машина сама в себе. Наблюдательная, неглупая, хорошо делающая выводы. Девушка, пережившая в детстве жуткую трагедию. Не чуждая феминистичных ноток. Испытывающая проблемы с доверием. Задумывающаяся над фразой, что «все судебные психологи – наркоманы, подсевшие на травмы». Недавно расставшаяся с парнем, гуляющим налево. Местами крутой силовик, местами девочка-девочка, способная поддаться панике и эмоциям.
Мужские персонажи, невзирая на свою сексуальность, и кинематографическую внешность (парней ниже 1,9 и размахом плечей в метр, на пути Кассандры не попадается), вышли более блеклыми, чем Касс.
Представитель волшебного мира, чувственный и опасный гигант, властный, чертовски сексуальный мачо. Который, как выясниться позднее, все же не настолько картонно-шаблонен, как кажется после первой половины книги.
Лондонский коп — смуглая кинозвезда, широкоплечий, высокий, со степенью по истории, аналитическим умом и любовью к поэзии. Еще и еврей.
Над британским особенностями, как-то педантизмом, занудством сынов Туманного Альбиона, их фанатичной приверженностью докучливым правилам (немцы нервно курят в углу), автор постебется с большим удовольствием. Как и над обилием пьяных на улицах.
Имеется чуток лондонских фишек, выражающихся в обыгрывании говорящих названий, и визите к
Лондонскому камню. Однако в этом аспекте Омер разгромно проигрывает тому же Аарановичу.
Вменяема интрига с личностью главзлодея (спойлер – это не просто Вася с улицы). Хотя если присмотреться – кандидатов «не сады» (помним основной закон детектива).
Текст суховат, невзирая на обилие эмоций, отчасти схематичен, вместо надоедливых душевных и эротических терзаний героини, лучше было бы поболе раскрыть королевство фейри. Майк пожадничал, возможно, в расчете не продолжения, которых на английском уже три штуки (правда, последнее датировано 2017). Вот только не факт, что читатель захочет тратить на них время.
Эрго. Женская версия городского фентези с криминальным уклоном. Аж никак не шедевр.
Кукольник, упустивший нити, или Монстры не из-под кровати
Винсент Андерсон был безусловно талантливым, но не самым приятным в общении человеком. Один из создателей популярного, хотя и теряющего рейтинги детского кукольного шоу. Отличный художник. Великолепный кукольник, вдыхающий душу в своих игрушечных персонажей. Острый на язык мизантроп средних лет, больно подкалывающий коллег. Что не прибавляло Винсенту любви с их стороны.
Дома тоже не все гладко. Постоянные ссоры с женой, отцовское давление на ребенка – 10-летнего Эдгара, унаследовавшего папин талант к рисованию, но не перенявшего его склочности.
Эдгара, в один не самый прекрасный день отправившегося в школу и бесследно исчезнувшего.
Полиция принимается за поиск, отрабатывая стандартные схемы педофилов и людей, имевших проблемы с законом.
А Винсента, чувствующего вину, подозревающего, что он сам, его характер и ругань с супругой стали причиной пропажи сына, начинают посещать галлюцинации.
В виде большого и циничного существа по имени Эрик, нарисованного Эдгаром для папиного проекта. И, возможно, если Винсенту удастся убедить начальство в том, что Эрик именно та кукла, которая нужная для их шоу (не сойдя при этом с ума от едких комментариев самого Эрика), это поможет как-то исправить ситуацию.
Проект, совмещающий детектив, психологическое исследование и остросоциальные высказывания. Вызывающий воспоминания о Бобре Гибсона и угарном Хеппи. С Беней нашим Камбербэтчем, вновь надевшим привычную, чертовски удобную домашнюю пижаму мизантропа и социопата. Ну как такое пропустить?
Как расследование Eric лицом в грязь не падает. Исчезновение ребенка, в котором неясно кого винить. Различные подозреваемые, включая самые неожиданные и шокирующие варианты. Ложные версии и следы, сбивающие с толку намеки. Старые дела, закрытые и не очень, оказывающие прямое влияние на настоящее. Разве что ключевой момент «факта наличия малыша», как на меня, можно было бы придержать, а не вываливать на экваторе. Но в целом недурно.
Прилично смотрится сериал и на поле психологических исследований. В первую очередь постановщики решили поговорить со зрителем об отношения в семье. Об эгоизме, ожиданиях от чад, излишнем самомнении. Чрезмерной уверенности в том, что знаешь, как надо. Алкоголе, изменах, ссорах, отдаляющих пару друг от друга. Психологическом насилии, давлении на близких, привычке ломать и перестраивать их под себя, не обращать внимания на особенности характеров родных. То, что нынче называют модным словом «абьюз». Ведь «настоящие монстры живут не под кроватью».
О тонкостях психического здоровья, поведении в стрессовых ситуациях и различных реакциях на них. О мозге, способном выкидывать невообразимые фортеля.
Причем, невзирая на воображаемого друга, который, как правило, олицетворяет внутреннее «Я», озвучивая подсознательные движения личности (скатываясь до банальных мотивационных слоганов). И фразу о том, что «Куклы говорят то, о чем люди молчат», персонажи обходятся почти без помощи кукольных костылей.
Ну, точнее не персонажи, а персонаж. И это, чтоб вы не сомневались, Винсент в исполнении Камбербэтча. Сын богатея-застройщика и эгоистичной мамаши, во многом перенявший их отношение к миру. Резко порвавший с семьей, избравший свой творческий путь, но до сих пор не избавившийся от страха перед грозным батей. Мальчик со слабой психикой, в детстве пичкаемый лекарствами, находящийся под присмотром врачей. Шикарный художник и кукольник, способный создавать волшебные истории с помощью голоса и тряпичной фигурки, обладающий живым и буйным воображением. Эгоистичный ворчун и мизантроп. Злой шутник, пышущий сарказмом. Не любящий людей, отгораживающийся от них иронией и куклой на руке. Плюющий на правила приличия и поведения на дороге. Работающий на алкоголе (и не только) и подрыве. Не умеющий быть отцом, сам во многом нуждающийся в родительской заботе. Оказавшийся в сложнейшей ситуации, все глубже погружающийся в омут отчаяния. Напрочь упустивший из рук нити управления собственной жизнью.
Для Бенедикта такой типаж, как я уже сказал, до боли родной и привычный, создает их он на высочайшем уровне. Жаль лишь, что актерских экспериментов Камбербэтч позволяет себе немного, как бы ни застрять навеки в одном амплуа.
Можно отметить также супругу Винсента Кэсси (Хоффманн), напрочь уставшую от эгоистичного муженька и начавшую ходить налево. Уже и не помнящую, отчего вышла замуж за этого алкаша и абьюзера.
Да его друга и соратника по разработке шоу Ленни (Фоглер), старающегося сгладить углы между Винсентом и высоким начальством. Чаще всего безуспешно. Тайны прошлого прилагаются.
Хватает в «Ерике» и социальных мотивов.
-Излюбленный расизм (благо, на дворе нетолерантная середина 80-х, позволяющая бичевать столь больную для Запада тему без оглядок на современность). Пренебрежительное отношение к чернокожим, двойные стандарты копов («синоним слова расизм – полиция Нью Йорка»), спустя рукава расследующих преступления против негров.
-Проблемы больших городов, как то коррупция среди городских властей и полиции, наркотики на улицах, беды с мусором и бездомными. Богачи, рубящие капусту на бедах обычных людей. Извращенцы, тянущие свои ручонки к «молоденькому мяску». Махровая гомофобия. Причем эти нюансы жизни мегаполисов становятся сюжетообразующими для проекта.
-Непременная повестка: гетеросексуальные семьи выглядят в сериале не лучшим образом. Зато среди геев мы увидим пример настоящего, искреннего чувства.
За социальный бок проекта отвечает чернокожий детектив Майки Ледройт (Белчер), занимающийся розыском Эдгара. Негр-гей, живущий с пожилым партнером, находящемся на последнем издыхании. Скрывающий свою сексуальную ориентацию, вынужденный отбиваться от матримониальных поползновений коллег. Имеющий большой зуб и фанатично поведенный на владельце ночного клуба с криминальным прошлым (или настоящим?). Дотошный профи, неуклонно отрабатывающий все зацепки.
Эрго. Психолого-социальное исследование под детективным соусом. Отличная роль Бени (пускай не открывающая нам новых граней его таланта), вменяемое расследование, многогранная (может даже чересчур) морально-этическая подоплека.
Режиссер: Люси Форбс
В ролях: Бенедикт Камбербэтч, Гэби Хоффманн, МакКинли Белчер III, Дональд Сейдж Маккей, Жозе Пиментан, Джефф Хефнер, Саймон Маньонда, Адам Сильвер, Стефан Рейс, Марк Гиллис, Иоаким Чобану, Фиби Николлс
Физик в суперпозиции, или Джейсон Шредингера/Коридорами Мультивселенной
Жизнь Джейсона Дэссена как-то сложилась. Семья, дом, работа. И пускай Джей оставил позади юношескую тягу к изобретательству, удовлетворившись должностью преподавателя в колледже. И пускай денег за нее платят мизер. И пускай никому из молодых оболтусов его лекции даром не нужны. И пускай покусывает зависть к другу, выигравшему грант на научную деятельность.
Зато любимая супруга рядом, и сын близится к совершеннолетию.
Но однажды утром, когда Джей приходит в себя после нападения незнакомца в маске, он видит, что его жизнь круто изменилась. Его преследуют опасные люди, не узнают в любимом баре, в доме живут другие, а жена утверждает, что они расстались много лет назад.
Джейсона не устраивает новая версия бытия, но как вернуть привычную жизнь, Дэссен не имеет ни малейшего представления.
Dark Matter не вносит сверхоригинальных реплик в эту многоголосицу, но изо всех сил старается обеспечить нам не слишком скучное времяпрепровождение.
Перед нами натуральный актерский бенефис Эдгертона, выступающего тут в двух ипостасях. Соответственно, постановщики дарят зрителю две линии, двух ГГ, два мира: тот и этот.
Сериал основан на романе «Тёмная материя» Блейка Крауча (в частности автор книги, ставшей основой для небезынтересных «Сосен»)
Джейсоны, сыгранные Джоэлом, на первый взгляд кардинально не отличаются. Нет радикальной разницы в профессиях, умениях, психическом состоянии, прочих костылях для лицедейской работы. Несмотря на это, актеру удалось создать двух действительно разных людей.
Джей нашего мира, избравший семью, отказавшийся от известности и карьеры. Меланхоличный, апатичный домосед, чурающийся общения, потухший, разочаровавшийся в преподавании оболтусам-студентам, не обращающим внимания на его предмет. Мягкий, чурающийся насилия, впадающий в ступор при виде агрессии. Эмоциональный, активно и ярко переживающий перипетии, обрушенные на него судьбой. Завидующий успеху друзей, ощущающий недостаток бабла. Зато с родней Джей расцветает. Да, есть привычка и рутина, но видно, что Дэссен искренне любит жену, а та отвечает ему взаимностью. Что сын еще одна его радость и отрада. Что воспоминания о годах, проведенных вместе с Дэниэлой, невзирая на все сложности и буераки, дарят ему настоящую радость, теплоту и готовность жить. Что за них он готов на что угодно, и на пути к своей Пенелопе Дэссен может свернуть горы.
Джей из другого мира пошел по жизни иным путем. Избрав стезю работы. Оставив за бортом семейное счастье. Покинув любимую в сложной ситуации. Вложив силы и умение в изобретательство и труд над делом всей жизни. Бросив вызов физическим законам. Этот Джей на порядок более жесткий и целеустремленный, чем его прототип. Циник и манипулятор, не задумываясь ломающий жизни других, прущий к цели как бронепоезд. В определенный момент начинающий сомневаться над правильностью расстановки приоритетов. Но, даже получив желаемое, не собирающий оставаться без плюшек, которые приносят деньги и связи. А может решивший показать что можно совмещать и богатую жизнь и семейное счастье?
На основе пары протагонистов постановщики выстраивают крепкую морально-этическую основу сериала. Мы погрузимся в размышления о выборе, мысли о том, кем бы ты мог стать при ином раскладе, о недовольстве жизнью, о сомнениях и сожалениях, об упущенных возможностях, непройденных путях. О ключевых решениях, определяющих судьбу, и, возможно, создающих иные миры. О том, что такое личность, и что делает тебя – тобой. О стремлении к совершенству. О соответствии наших ожиданий реальной картине. О том, существует ли идеальный мир.
Размышления интересные, а вот выводы постановщиков шаблонны. Семья – наше все. Никакая работа не может заменить уютное гнездышко. Стоит бросить занятия наукой и искусством, позабыть о развитии, если они мешают заботе о близких и взращиванию следующего поколения гомо сапиенсов. Ну, такое, будем честными.
Остальные артисты (большинство из которых мы также увидим в двух лицах) выступают скорее подтанцовкой для Эдгертона, но делают это качественно.
Дэниэла ( Коннелли). Жена протагониста, оставившая увлечение рисованием после беременности. Его путеводная звезда, главнейший мотиватор и половинка, без которой Джей чувствует себя неполным.
Райан (Симпсон). Друг протагониста, ученый, считающий, что люди науки «не должны прозябать в безвестности, а напротив, затмевать рок-звезд».
Лейтон Вэнс (Окенийи). Однокашник Джея, нынче скучающий буржуин, ищущий свое место на Олимпе. Идущий по жизни с чит-кодом богатства.
Аманда Лукас (Брага). Доктор-психиатр, начинающая играть ключевую роль в жизни Джейсона.
Перчику в блюдо добавляют картины междумирья, с самыми разнообразными вариантами Чикаго, зачастую в виде постапа, от жгучего пекла или снежной пустыни до отсутствия атмосферы (!). Прогулки в них добавляют проекту экшена, которым Dark Matter не особо избалована. А также моральных этюдов героям. Хороша концепция необходимости контроля над собственным разумом (это не только осознанные мысли, подсознание тоже может подсунуть знатную свинью), без которого сложно. И, безусловно, классические клиффхэнгеры, подогревающие интерес с интригой.
Да, как я уже сказал, шаблонных моментов в сериале хватает, общую предсказуемость к достоинствам не отнесешь, многое становится понятно уже к исходу первой серии, вопросы лишь в тактических нюансах и действиях ГГ. Не обойдется без беспринципных богатеев, стремящихся поставить научные открытия на благо себе любимым, считающих, что «они знают как надо». Пусть даже прикрывающих подобные действия благими словами и побуждениями. И затянули постановщики преизрядно, час можно было пустить под нож вообще без проблем.
Зато набирающая популярность квантовая физика становится сюжетообразующим фактором проекта. Мелочь, а приятно.
Эрго. Размышление о выборе, иных путях и возможностях, с качественной двойной ролью Эдгертона. Размышление, интересное по сути, но затянутое, изрядно предсказуемое и шаблонное по форме.
Режиссер: Якоб Вербрюгген, Роксанн Доусон, Логан Джордж