Приближалась к концу двухлетняя стажировка юного констебля лондонской полиции Питера Гранта. Вместе с этим близился и самый важный день, когда будет определяться его будущее в силах английского правопорядка. Где он проведет свою службу? Расследуя убийства, оставаясь постовым, или того хуже -перекладывая бумажки за настоящими копами?
Все говорило о том, что последний вариант имеет гораздо больше шансов воплотиться в жизнь. И так оно, наверное, и случилось бы. Если бы не две встречи.
Сперва с самым натуральным призраком. А после с инспектором Томасом Найтингейлом, как выяснилось последним магом Британии.
Отныне Питер поступает в его распоряжение. Юношу ждет обучение магии, знакомство с миром сверхъестественного и попытка разобраться с целым рядом необычных убийств.
Попытка, которая может стоить Питеру жизни.
Качественное городское фентези, стоящее на плечах гигантов. От Геймана и Ффорде до Кларк и Страуда. Не блещущее оригинальностью, но радующее лондонским колоритом, в меру ироничным подходом, приятным ГГ.
«Реки», в отличие от многих образцов городского фентези, полных жутких перипетий, сверхугроз, нагнетания, осознаниях глобальности проблем, серьезных могущественных оппонентов (вспомним хотя бы шикарного, но мрачноватого и безжалостного к герою Дрездена), подходят к делу с юморком, подколками, поначалу выглядят локальной историей, не сильно влияющей на судьбы «города и мира».
Изложение в романе идет от первого лица протагониста – молодого парня, нашего современника. Тонко иронизирующего над некоторыми особенностями времени, с серьезным лицом во внутренних монологах незло подкалывающего лондонских обывателей, коллег-копов, бюрократию, сверхъестественные сущности, иностранцев, британские порядки. Не превращая при этом повествование в откровенную комедию. Юмора здесь «в плепорцию».
Роман до краев переполнен британскими (а скорее лондонскими) особенностями. Городские фишки столицы Туманного Альбиона, различия районов, архитектурные, кулинарные изюминки, исторические факты, связанные со зданиями, людьми и событиями, произошедшими за сотни лет (сносок хватает). Непременные, вездесущие пабы, глобальные пятничные пьянки, доставляющие массу хлопот полиции. Огромное количество иностранцев, особенно «загорелых», есть даже специальные идентификационные коды для групп товарищей черноты разной степени (правильный английский услышишь скорее за границей, чем на улицах сердца бывшей империи). Специфика поездок в метро. Любовь к театру, от пафосной Королевской оперы до немудреных уличных представлений. Майская ярмарка в честь самого первого спектакля про Панча/Пульчинеллу и Джуди (ох уж этот Панч!). Прошлое, порой плотно влияющее на настоящее. Саркастично-толерантные формулировки типа: «не призрак, а материально неполноценная сущность».
Отдельно привлекают внимание нюансы работы лондонской полиции, чьи сотрудники происходят в большинстве своем из рабочего класса. Двухлетняя стажировка юных падованов на улицах. Нелюбимые констеблями классические шлемы, должные помогать довлеть над толпой. Отсутствие огнестрела у обычных копов (максимум дубинки), и наличие специальных подразделений вооруженной полиции. Множество камер в городе. Стремление в паб при каждой свободной минутке. Внутренняя кухня стражей порядка, милые бюрократические игры, единая информационная система МВД с уютной аббревиатурой «ХОЛМС». Отношение к населению, совмещающее четкое понимание «быдлячей» сущности обывателя с пониманием того, что вы обязаны защищать этих не слишком симпатичных товарищей ото всех невзгод.
Отдельное спасибо за отношение копов (точнее одного из них) к магическим жителям: «Они существуют, обладают силой и способны нарушить общественный порядок – значит попадают в поле зрения полиции!!!».
Ведь кроме обычных хомяков разумных есть в Лондоне Аароновича и сверхъестественные обитатели.
Основное внимание автор уделяет водным духам. Оказывается, основная река города разделена между двумя практически божественными (по крайней мере, если судить по силе) сущностями: Матушкой Темзой и Стариком Темзой. Матушка заведует частью реки выходящей к морю (некогда тут возвышался один из крупнейших портов мира), Отец – куском ближе к истоку. И не сказать, что соседствуют Мать с Отцом мирно. Воплощаются эти стихии в людях, различаются характерами, социальной базой (у темнокожей Матери не стесняясь называют Батюшку с последователями цыганским отребьем). Каждый из притоков или ответвлений реки имеет своего воплощенного духа – сыновей и дочерей старших сущностей. Некоторые из них мертвы, «спасибо» прогрессу («захлебнулись потоками дерьма и грязи»). А некоторые, напротив, полны жизни и любви к своей водной стихии. И отлично передают особенности местности, по которой протекает (или протекала) их река.
И призракам. Большинство из которых просто скитаются неподалеку места погребения и могут общаться с живыми исключительно вербально (да и то лишь с обладающими особым взглядом). Но встречаются и неупокоенные духи, жаждущие возмездия за прижизненные дела.
Покажут нам также вампиров (с которыми тут обходятся неласково) и тролля. Негусто, но в последующих книгах цикла бестиарий, скорее всего, раскроют полнее.
Без людей-магов автор нас также не оставит. Точнее одного-единственного мага, оставшегося от многочисленного ордена, основанного Исааком Ньютоном (почему во Ртути об этом умолчали?!). Ведь, как считается, магия угасает, истощается, вытесняется наукой и техникой (кстати, с микросхемами здешняя магия действительно не дружит). Ордена с штаб-квартирой, за которой приглядывает десантура. Подписавшего соглашение с властями Британии (хотя официальный статус магов весьма спорен). Получившего специальный пост в лондонской полиции.
А вот и тот, кто его занимает. Шеф-инспектор отдела расследования убийств Томас Найтингейл – последний английский маг (где-то ехидно ухмыльнулся один мистер Норрелл). Обстоятельный мужчина на вид лет сорока (правда, он постарше, чем кажется), с тростью и раритетным «Ягуаром».
Взявший под свое крыло пронырливого юного констебля Питера Гранта. Обладателя того самого особого зрения. Парнишка с бурлящими гормонами. Неглупый, способный к нестандартному мышлению, правильному использованию гаджетов 21 века. Ранее подумывающий о поступлении в ВУЗ, но получивший не самые высокие баллы на экзамене продвинутого уровня по естественным наукам (британская фишка для желающих поиметь высшее образование). Временами слишком рассеянный, способный во время патрулирования отвлечься на архитектурную или историческую замануху. «Чуть бы больше внимания к деталям, и был бы сносный коп». А еще он чернокожий (мать из Сьерра-Леоне, хотя сам Питер истинный лондонец и родился уже тут). Что любопытно и достойно похвалы – у автора получилось создать протагониста-негра без чрезмерных акцентов на его цвете кожи и расовых особенностях (перед нами, слава яйцам, аж никак не американский нигга из Гарлема). Да, Питер обожает переперченную еду. Да, его отец – наркоман и джазовый музыкант. Да, он со знанием дела озвучивает особенности семейного уклада эмигрантов из Африки или женщин негроидной расы. Да, сослуживица позволяет себе скользкую шутку на тему двойника Обамы. При этом – Питер нормальный юноша без особо жирных тараканов в башке, расовых задвигов и обид. Харизматичный, вызывающий сопереживание, близкий по духу, легко представимый в роли соседа и товарища. И абсолютно все равно, какого цвета у него морда лица.
Начинается роман достаточно неторопливо, с минимумом экшена, пространными внутренними монологами, бросая все силы на антураж и расследование.
Чтобы сразу после экватора окунуть нас в натуральный водопад движухи, резко поднять ставки, огорошить неожиданным ходом, поставить перед протагонистом чертовски опасную перипетию. Позднее нас ждет еще пара любопытных ходов, вплоть до заигрываний со стариной Хроносом. Нехило автор развернулся.
Эрго. Приятное детективное городское фентези, полное лондонских особенностей и уместного юмора.
P. S. На сегодня в переводе доступно три романа цикла. В оригинале их чуток поболе.
P. S2. Германский Эттерсберг, ставший одной из причин угасания магии. У кого есть идеи, что имелось в виду? Таки Бухенвальд?
Городское фентези «по-дамски», или Пиявка страха против лондонского убийцы
Кассандра Лидделл – одна из лучших профайлеров ФБР, способная за пару дней составить психологический портрет самого неуловимого душегуба. Именно ей поручают съездить в Лондон, где объявился жестокий серийный убийца – подражатель пресловутого Джека Потрошителя.
Дело непростое, окутанное странностями, переполненное загадочными образцами ДНК, таинственными надписями на телах жертв и записками от злодея. Вдобавок Кассандра встречается со странным притягательным мужчиной, утверждающим, что в преступлениях повинен не человек.
А фейри. Да и сама Лидделл, по его словам, не полностью принадлежит к людскому роду.
Городского фентези (в том числе с участием фейри) различные авторы подарили нам немало.
Майк Омер, он же Алекс Риверс – израильский автор, более всего известный романами о криминальных психологах, решил совместить своих излюбленных профайлеров с фейри, подав историю в специфично женском ключе. Вышло спорно.
Дамское фентези, пускай с криминальным уклоном, оказывается, специфическая штука.
В фаворе у Омера (невзирая на его мужеский пол) твердая и продолжительная романтическая линия. Как полагается, вокруг героини вьются двое прекрасных мужчин: высоких, широкоплечих, сильных, уверенных, харизматичных. Не обойдется без сексуальных сцен (происходящих исключительно в воображении), ну этих помните: «Ее грудь напряглась от желанья, соски отвердели». Протагонистка регулярно чувствует влечение, при прикосновении к коже одного из «прекрасных мужчин» (будем честными, есть отчего: перед нами инкуб на минималках) ее постоянно пробивает электрический разряд, почти в каждой главе девица поддается эротическим фантазиям. Текст написан от первого лица и переполнен рефлексиями, ощущениями, обрывками видений, воспоминаний, чувственных мыслей.
Вы не поверите, но при всем этом обилии романтики Кассандра еще и работать успевает! Ну, точнее как работать, расследованием в классическом понимании в ее работе и не пахнет. Но за источниками информации Касс бегает упорно. Благо, главнейшим из них является как раз «прекрасный мужчина», запустивший сюжетообразующую цепочку событий.
Роман не чурается стандартных фишек фейри, типа неприятия железа, изо всех сил стараясь козырнуть хоть чем-то не столь затасканным. Получается слабо.
У Омера помимо фейри (просто так, безо всяких разделений на Зиму, Лето, Благих, Неблагих) существуют еще пикси. Это полукровки, плоды союза фейри и людских дам, некогда живущие бок о бок с фейри, но позднее изгнанные из потаенного королевства, или низведенные до уровня рабов. Пикси отличаются излишней эмоциональностью, являясь лакомым блюдом для фейри, с удовольствием питающихся эмоциями. Между прочим, фейри поголовно — махровые абьюзеры и оглашенные самцы, держащие своих барышень в черном теле. Жуть какая.
А вот магию отражений, адептом которой оказывается главгероиня, можно отметить почти без иронии. Волшебство, позволяющее творить с отражениями, что левая нога пожелает. А главное – перемещаться из отражения в отражение. Причем, независимо от того, в каком мире – людском, или волшебном, это самое отражение находится.
Но это не единственная магспособность, открывающаяся у протагонистки. Она у нас оказывается натуральной Пожирательницей страха (как своего, так и чужого). Страха мобилизующего, обостряющего чувства, придающего девице без малого сверхспособности.
Но что это мы все о магии. Колдовство выходит на первый план далеко не сразу, а уж вера в него появляется у героини и вовсе после экватора романа.
До этого перед нами бравый агент ФБР, отличник боевой и политической подготовки, боевая машина сама в себе. Наблюдательная, неглупая, хорошо делающая выводы. Девушка, пережившая в детстве жуткую трагедию. Не чуждая феминистичных ноток. Испытывающая проблемы с доверием. Задумывающаяся над фразой, что «все судебные психологи – наркоманы, подсевшие на травмы». Недавно расставшаяся с парнем, гуляющим налево. Местами крутой силовик, местами девочка-девочка, способная поддаться панике и эмоциям.
Мужские персонажи, невзирая на свою сексуальность, и кинематографическую внешность (парней ниже 1,9 и размахом плечей в метр, на пути Кассандры не попадается), вышли более блеклыми, чем Касс.
Представитель волшебного мира, чувственный и опасный гигант, властный, чертовски сексуальный мачо. Который, как выясниться позднее, все же не настолько картонно-шаблонен, как кажется после первой половины книги.
Лондонский коп — смуглая кинозвезда, широкоплечий, высокий, со степенью по истории, аналитическим умом и любовью к поэзии. Еще и еврей.
Над британским особенностями, как-то педантизмом, занудством сынов Туманного Альбиона, их фанатичной приверженностью докучливым правилам (немцы нервно курят в углу), автор постебется с большим удовольствием. Как и над обилием пьяных на улицах.
Имеется чуток лондонских фишек, выражающихся в обыгрывании говорящих названий, и визите к
Лондонскому камню. Однако в этом аспекте Омер разгромно проигрывает тому же Аарановичу.
Вменяема интрига с личностью главзлодея (спойлер – это не просто Вася с улицы). Хотя если присмотреться – кандидатов «не сады» (помним основной закон детектива).
Текст суховат, невзирая на обилие эмоций, отчасти схематичен, вместо надоедливых душевных и эротических терзаний героини, лучше было бы поболе раскрыть королевство фейри. Майк пожадничал, возможно, в расчете не продолжения, которых на английском уже три штуки (правда, последнее датировано 2017). Вот только не факт, что читатель захочет тратить на них время.
Эрго. Женская версия городского фентези с криминальным уклоном. Аж никак не шедевр.
Кукольник, упустивший нити, или Монстры не из-под кровати
Винсент Андерсон был безусловно талантливым, но не самым приятным в общении человеком. Один из создателей популярного, хотя и теряющего рейтинги детского кукольного шоу. Отличный художник. Великолепный кукольник, вдыхающий душу в своих игрушечных персонажей. Острый на язык мизантроп средних лет, больно подкалывающий коллег. Что не прибавляло Винсенту любви с их стороны.
Дома тоже не все гладко. Постоянные ссоры с женой, отцовское давление на ребенка – 10-летнего Эдгара, унаследовавшего папин талант к рисованию, но не перенявшего его склочности.
Эдгара, в один не самый прекрасный день отправившегося в школу и бесследно исчезнувшего.
Полиция принимается за поиск, отрабатывая стандартные схемы педофилов и людей, имевших проблемы с законом.
А Винсента, чувствующего вину, подозревающего, что он сам, его характер и ругань с супругой стали причиной пропажи сына, начинают посещать галлюцинации.
В виде большого и циничного существа по имени Эрик, нарисованного Эдгаром для папиного проекта. И, возможно, если Винсенту удастся убедить начальство в том, что Эрик именно та кукла, которая нужная для их шоу (не сойдя при этом с ума от едких комментариев самого Эрика), это поможет как-то исправить ситуацию.
Проект, совмещающий детектив, психологическое исследование и остросоциальные высказывания. Вызывающий воспоминания о Бобре Гибсона и угарном Хеппи. С Беней нашим Камбербэтчем, вновь надевшим привычную, чертовски удобную домашнюю пижаму мизантропа и социопата. Ну как такое пропустить?
Как расследование Eric лицом в грязь не падает. Исчезновение ребенка, в котором неясно кого винить. Различные подозреваемые, включая самые неожиданные и шокирующие варианты. Ложные версии и следы, сбивающие с толку намеки. Старые дела, закрытые и не очень, оказывающие прямое влияние на настоящее. Разве что ключевой момент «факта наличия малыша», как на меня, можно было бы придержать, а не вываливать на экваторе. Но в целом недурно.
Прилично смотрится сериал и на поле психологических исследований. В первую очередь постановщики решили поговорить со зрителем об отношения в семье. Об эгоизме, ожиданиях от чад, излишнем самомнении. Чрезмерной уверенности в том, что знаешь, как надо. Алкоголе, изменах, ссорах, отдаляющих пару друг от друга. Психологическом насилии, давлении на близких, привычке ломать и перестраивать их под себя, не обращать внимания на особенности характеров родных. То, что нынче называют модным словом «абьюз». Ведь «настоящие монстры живут не под кроватью».
О тонкостях психического здоровья, поведении в стрессовых ситуациях и различных реакциях на них. О мозге, способном выкидывать невообразимые фортеля.
Причем, невзирая на воображаемого друга, который, как правило, олицетворяет внутреннее «Я», озвучивая подсознательные движения личности (скатываясь до банальных мотивационных слоганов). И фразу о том, что «Куклы говорят то, о чем люди молчат», персонажи обходятся почти без помощи кукольных костылей.
Ну, точнее не персонажи, а персонаж. И это, чтоб вы не сомневались, Винсент в исполнении Камбербэтча. Сын богатея-застройщика и эгоистичной мамаши, во многом перенявший их отношение к миру. Резко порвавший с семьей, избравший свой творческий путь, но до сих пор не избавившийся от страха перед грозным батей. Мальчик со слабой психикой, в детстве пичкаемый лекарствами, находящийся под присмотром врачей. Шикарный художник и кукольник, способный создавать волшебные истории с помощью голоса и тряпичной фигурки, обладающий живым и буйным воображением. Эгоистичный ворчун и мизантроп. Злой шутник, пышущий сарказмом. Не любящий людей, отгораживающийся от них иронией и куклой на руке. Плюющий на правила приличия и поведения на дороге. Работающий на алкоголе (и не только) и подрыве. Не умеющий быть отцом, сам во многом нуждающийся в родительской заботе. Оказавшийся в сложнейшей ситуации, все глубже погружающийся в омут отчаяния. Напрочь упустивший из рук нити управления собственной жизнью.
Для Бенедикта такой типаж, как я уже сказал, до боли родной и привычный, создает их он на высочайшем уровне. Жаль лишь, что актерских экспериментов Камбербэтч позволяет себе немного, как бы ни застрять навеки в одном амплуа.
Можно отметить также супругу Винсента Кэсси (Хоффманн), напрочь уставшую от эгоистичного муженька и начавшую ходить налево. Уже и не помнящую, отчего вышла замуж за этого алкаша и абьюзера.
Да его друга и соратника по разработке шоу Ленни (Фоглер), старающегося сгладить углы между Винсентом и высоким начальством. Чаще всего безуспешно. Тайны прошлого прилагаются.
Хватает в «Ерике» и социальных мотивов.
-Излюбленный расизм (благо, на дворе нетолерантная середина 80-х, позволяющая бичевать столь больную для Запада тему без оглядок на современность). Пренебрежительное отношение к чернокожим, двойные стандарты копов («синоним слова расизм – полиция Нью Йорка»), спустя рукава расследующих преступления против негров.
-Проблемы больших городов, как то коррупция среди городских властей и полиции, наркотики на улицах, беды с мусором и бездомными. Богачи, рубящие капусту на бедах обычных людей. Извращенцы, тянущие свои ручонки к «молоденькому мяску». Махровая гомофобия. Причем эти нюансы жизни мегаполисов становятся сюжетообразующими для проекта.
-Непременная повестка: гетеросексуальные семьи выглядят в сериале не лучшим образом. Зато среди геев мы увидим пример настоящего, искреннего чувства.
За социальный бок проекта отвечает чернокожий детектив Майки Ледройт (Белчер), занимающийся розыском Эдгара. Негр-гей, живущий с пожилым партнером, находящемся на последнем издыхании. Скрывающий свою сексуальную ориентацию, вынужденный отбиваться от матримониальных поползновений коллег. Имеющий большой зуб и фанатично поведенный на владельце ночного клуба с криминальным прошлым (или настоящим?). Дотошный профи, неуклонно отрабатывающий все зацепки.
Эрго. Психолого-социальное исследование под детективным соусом. Отличная роль Бени (пускай не открывающая нам новых граней его таланта), вменяемое расследование, многогранная (может даже чересчур) морально-этическая подоплека.
Режиссер: Люси Форбс
В ролях: Бенедикт Камбербэтч, Гэби Хоффманн, МакКинли Белчер III, Дональд Сейдж Маккей, Жозе Пиментан, Джефф Хефнер, Саймон Маньонда, Адам Сильвер, Стефан Рейс, Марк Гиллис, Иоаким Чобану, Фиби Николлс
Физик в суперпозиции, или Джейсон Шредингера/Коридорами Мультивселенной
Жизнь Джейсона Дэссена как-то сложилась. Семья, дом, работа. И пускай Джей оставил позади юношескую тягу к изобретательству, удовлетворившись должностью преподавателя в колледже. И пускай денег за нее платят мизер. И пускай никому из молодых оболтусов его лекции даром не нужны. И пускай покусывает зависть к другу, выигравшему грант на научную деятельность.
Зато любимая супруга рядом, и сын близится к совершеннолетию.
Но однажды утром, когда Джей приходит в себя после нападения незнакомца в маске, он видит, что его жизнь круто изменилась. Его преследуют опасные люди, не узнают в любимом баре, в доме живут другие, а жена утверждает, что они расстались много лет назад.
Джейсона не устраивает новая версия бытия, но как вернуть привычную жизнь, Дэссен не имеет ни малейшего представления.
Dark Matter не вносит сверхоригинальных реплик в эту многоголосицу, но изо всех сил старается обеспечить нам не слишком скучное времяпрепровождение.
Перед нами натуральный актерский бенефис Эдгертона, выступающего тут в двух ипостасях. Соответственно, постановщики дарят зрителю две линии, двух ГГ, два мира: тот и этот.
Сериал основан на романе «Тёмная материя» Блейка Крауча (в частности автор книги, ставшей основой для небезынтересных «Сосен»)
Джейсоны, сыгранные Джоэлом, на первый взгляд кардинально не отличаются. Нет радикальной разницы в профессиях, умениях, психическом состоянии, прочих костылях для лицедейской работы. Несмотря на это, актеру удалось создать двух действительно разных людей.
Джей нашего мира, избравший семью, отказавшийся от известности и карьеры. Меланхоличный, апатичный домосед, чурающийся общения, потухший, разочаровавшийся в преподавании оболтусам-студентам, не обращающим внимания на его предмет. Мягкий, чурающийся насилия, впадающий в ступор при виде агрессии. Эмоциональный, активно и ярко переживающий перипетии, обрушенные на него судьбой. Завидующий успеху друзей, ощущающий недостаток бабла. Зато с родней Джей расцветает. Да, есть привычка и рутина, но видно, что Дэссен искренне любит жену, а та отвечает ему взаимностью. Что сын еще одна его радость и отрада. Что воспоминания о годах, проведенных вместе с Дэниэлой, невзирая на все сложности и буераки, дарят ему настоящую радость, теплоту и готовность жить. Что за них он готов на что угодно, и на пути к своей Пенелопе Дэссен может свернуть горы.
Джей из другого мира пошел по жизни иным путем. Избрав стезю работы. Оставив за бортом семейное счастье. Покинув любимую в сложной ситуации. Вложив силы и умение в изобретательство и труд над делом всей жизни. Бросив вызов физическим законам. Этот Джей на порядок более жесткий и целеустремленный, чем его прототип. Циник и манипулятор, не задумываясь ломающий жизни других, прущий к цели как бронепоезд. В определенный момент начинающий сомневаться над правильностью расстановки приоритетов. Но, даже получив желаемое, не собирающий оставаться без плюшек, которые приносят деньги и связи. А может решивший показать что можно совмещать и богатую жизнь и семейное счастье?
На основе пары протагонистов постановщики выстраивают крепкую морально-этическую основу сериала. Мы погрузимся в размышления о выборе, мысли о том, кем бы ты мог стать при ином раскладе, о недовольстве жизнью, о сомнениях и сожалениях, об упущенных возможностях, непройденных путях. О ключевых решениях, определяющих судьбу, и, возможно, создающих иные миры. О том, что такое личность, и что делает тебя – тобой. О стремлении к совершенству. О соответствии наших ожиданий реальной картине. О том, существует ли идеальный мир.
Размышления интересные, а вот выводы постановщиков шаблонны. Семья – наше все. Никакая работа не может заменить уютное гнездышко. Стоит бросить занятия наукой и искусством, позабыть о развитии, если они мешают заботе о близких и взращиванию следующего поколения гомо сапиенсов. Ну, такое, будем честными.
Остальные артисты (большинство из которых мы также увидим в двух лицах) выступают скорее подтанцовкой для Эдгертона, но делают это качественно.
Дэниэла ( Коннелли). Жена протагониста, оставившая увлечение рисованием после беременности. Его путеводная звезда, главнейший мотиватор и половинка, без которой Джей чувствует себя неполным.
Райан (Симпсон). Друг протагониста, ученый, считающий, что люди науки «не должны прозябать в безвестности, а напротив, затмевать рок-звезд».
Лейтон Вэнс (Окенийи). Однокашник Джея, нынче скучающий буржуин, ищущий свое место на Олимпе. Идущий по жизни с чит-кодом богатства.
Аманда Лукас (Брага). Доктор-психиатр, начинающая играть ключевую роль в жизни Джейсона.
Перчику в блюдо добавляют картины междумирья, с самыми разнообразными вариантами Чикаго, зачастую в виде постапа, от жгучего пекла или снежной пустыни до отсутствия атмосферы (!). Прогулки в них добавляют проекту экшена, которым Dark Matter не особо избалована. А также моральных этюдов героям. Хороша концепция необходимости контроля над собственным разумом (это не только осознанные мысли, подсознание тоже может подсунуть знатную свинью), без которого сложно. И, безусловно, классические клиффхэнгеры, подогревающие интерес с интригой.
Да, как я уже сказал, шаблонных моментов в сериале хватает, общую предсказуемость к достоинствам не отнесешь, многое становится понятно уже к исходу первой серии, вопросы лишь в тактических нюансах и действиях ГГ. Не обойдется без беспринципных богатеев, стремящихся поставить научные открытия на благо себе любимым, считающих, что «они знают как надо». Пусть даже прикрывающих подобные действия благими словами и побуждениями. И затянули постановщики преизрядно, час можно было пустить под нож вообще без проблем.
Зато набирающая популярность квантовая физика становится сюжетообразующим фактором проекта. Мелочь, а приятно.
Эрго. Размышление о выборе, иных путях и возможностях, с качественной двойной ролью Эдгертона. Размышление, интересное по сути, но затянутое, изрядно предсказуемое и шаблонное по форме.
Режиссер: Якоб Вербрюгген, Роксанн Доусон, Логан Джордж
Полифоническая история, или «Роман с камнем»/Под знаком восьмерки
Юноша по имени Кирин за свою недолгую жизнь побывал и удачливым вором, и рабом и лордом-наследником могучего дома. Сейчас, похоже, эта самая жизнь идет к концу. Правда, было еще пророчество…
Перед нашими глазами проходят события, приведшие к ожиданию казни в тюремной камере. Заключению под охраной монстра, способного читать мысли и отбирать воспоминания.
Мы увидим встречи Кирина с аристократами, демоном, жрецами, нелюдьми, драконом-меломаном и богиней, возложившей на парня миссию по спасению мира.
Но какое спасение мира, если на носу смерть? Неужто Она ошиблась в избраннике? Или богиня удачи знала, на кого ставить?
Вот только пророчество…
Фентези с интересной структурой, недурной интригой и вменяемым миром.
Роман позиционируется в виде документа, содержащего отчет императору, и погружающего читателя в три временные линии (из них современность поначалу лишь заявлена). Будем честными, не сильно новый ход, тем паче, что две основных линии «Погибели» расположены с небольшой разницей во времени, лишь во второй части романа расходясь на годы (никто не мешал излагать события в первой книге в строгом хронологическом порядке без прыжков, продолжив историю в следующих томах). Прием не новый, но зрительское внимание на крючок цепляет знатно.
Откровенно порадовала полифония пары рассказчиков: которые, ведая нам о прошлом — пикируются, обращаются один к другому, делятся мыслями с позиций сегодняшнего дня.
История уместно дополняется комментариями, уточнениями и мыслями составителя документа. Знатно добавляющими миру глубины. Упоминающими события, пока остающиеся за кадром. Излагающими свое видение людей, мелькнувших в разговоре. Показывающими, что мы видим лишь малую часть глобальной картины.
Составитель спорит и дополняет рассказчиков, ведает о нюансах политического устройства империи, истории мира, религиозных аспектах бытия, кулинарии, бессмертных расах, искусстве, демонах, драконах. Из под его пера выйдут размышления о давно (и не очень) свершившихся событиях, сплетни, намеки и недосказанности, теории и спорные утверждения, упоминание легендарных героев и злодеев, сражений и прочих пертурбаций, которые приятно добавляют миру романа мяса.
Причем составитель сразу же оговаривает момент, что рассказывать повелителю (и нам с вами) будет, в том числе об общеизвестных для жителей мира вещах («лучше исходить из вашего неведения, чем всезнания»).
Да, листать книгу туда-сюда приходится часто, но оно того стоит.
Шлейф роли мира «Погибели» — недурен. До эталонных образцов типа Профессора, конечно, далековато, но и картонным домиком локация романа аж никак не выглядит.
Плотнее всего мы узнаем империю Куур. Классическое, стремящееся к завоеваниям, рабовладельческое государство, где хозяин по закону полностью и абсолютно властен над своим живым орудием. Где правит император, некогда (а может и до сих пор) владевший мечом, способным убивать богов. Император, самолично изгоняющий самых крутых демонов. Император, который не может умереть естественной смертью или после несчастного случая, лишь убийство несет ему угрозу. Чьи Корона и Скипетр переходят следующему властителю не по праву наследования, а после смертоубийства на Великом турнире, в котором участвуют все желающие. Нынешний повелитель, например, банальный простолюдин.
Государство, чью аристократию составляют 12 семей, некогда правивших империей. Но сейчас напрочь лишенных политической власти. Ее заменила экономическая: каждый из домов управляет определенной гильдией, собирая с ее деятельности максимум плюшек (а что у нас с налогами?). Одни — врачевателями, другие кузнецами, третьи сферой развлечений. А в законодательной деятельности здешней голубой крови приходится участвовать не напрямую, а через незаконнорожденных и непризнанных потомков, направляемых в Совет.
Интриги и прочие непременные действия пауков в банке прилагаются.
Отдельное спасибо за Пасть – колоритную морскую географическую особенность: убийственно быстрое течение меж скалистых островов, создающее смертельно опасный для кораблей водоворот. За такие изюминки мы и ценим миротворчество.
Одними человеками население мира не ограничивается. Некогда были четыре (автор испытывает искреннее влечение к цифрам, кратным четверке, особенно восьмерке) бессмертные расы, из которых мы увидим лишь Ванэ (остальные трансформировались). Некая аллюзия на эльфов, вдобавок умеющих менять облик. Существовало две державы ванэ, одна из которых пала под натиском империи, вторая знатно огрызнулась, сохранив себя. Нынче в империи ванэ в основном попадаются среди рабов. Хотя исключения имеются. Предоставят нам также любопытных и могутных гуманоидов моргаджей. Но в целом, в расоведении Дженн ничего особо интересного не скажет.
Магия в романе по большей части основана на работе с аурами предметов и людей. Волшебник может изменить такую ауру, чем нанесет оппоненту изрядный вред. Для защиты используются талисманы с отпечатком своей ауры, каждый из которых вражине приходится менять, прежде чем добраться до противника.
Для более продвинутых визардов возможно работа с тенье (истинная сущность объекта) материала, после которого тот полностью меняет структуру (железо становится мягким). Создание огненных, магических и других стен. Волшебный арсенал с изучением магии расширяется, короче (что логично).
Случается также вызывание демонов, которое порой заканчивается не лучшим образом для вызывателя. Демонов, с коими давным-давно шла жесткая война насмерть. И, похоже, она еще не закончилась.
Предполагается, что здешняя реальность состоит из мира живых и мира мертвых, разделенных третьим миром – магии. Другие спецы считают магию не миром, а метафизической рекой, разделяющей миры. В общем, вопрос диссертабельный.
Немалую роль играют важные для сюжета колдовские драгоценные камни (чтобы вы не сомневались — их тут восемь штук).
Перерождение здесь не теория, а общеизвестный факт (где-то улыбнулся один Робинсон), случается, что Богиня смерти даже возвращает покойничка в прежнем теле.
Интрига в «Пророчестве» на уровне. С первых страниц мы видим протагониста практически в безнадежной ситуации (выход он, безусловно, найдет, иначе не было бы последующих томов цикла). Затем, постепенно и неторопливо будет литься рассказ о том, как он дошел до жизни такой (прием, использованный в частности у Райан и Сайкс, не говоря уже о Ротфуссе). Тут мы увидим классический роман взросления. Герой – найденыш, воспитанный в борделе, под присмотром бордель-маман и слепого музыканта. Писаный красавчик, ангелочек, упрямый как сто чертей. Имеющий задатки к магии, способный заглядывать за «первую завесу», видя ауры людей и предметов. В полной тьме чующий ауру золота или драгоценных камней, различающий волшебников, умеющий уходить из зоны внимания, буквально растворяясь в пространстве. Хороший парень, с мощным (даже слишком) чувством ответственности. Шагнувший на преступную дорожку, став членом банды Ночных танцоров – элитных воров. Парниша постепенно будет находить ответы, раскрывать кучу секретов, например, историю происхождения и своих настоящих родителей (и это далеко не главная из тайн). К сожалению, Кирин статичен, почти не развивается, долгое время оставаясь глуповатым, упрямым, вспыльчивым подростком, упорно набивающим все шишки, кои возможно. А когда, наконец, по прошествии четырех лет, сдвигается с мертвой точки, заменяет баранье упрямство раздутым самомнением и самоуверенностью.
Одна из временных арок начинается за полгода до его 16-летия, и показывает, как Кирин знакомится со своей настоящей аристократической родней. А заодно с политической и экономической системой империи.
Во второй парень уже в качестве раба, причем за пределами родной державы. Тут читателю (и герою) больше раскрывают магическую и религиозную стороны мира.
Что было между арками, и как Кирин оказался в оковах, долгое время неясно. Такая же лакуна между второй временной линией и современностью. Да еще и пророчество/ва, с которым не все чисто.
Как я уже сказал, интригу Лайонс поддерживает мастерски.
Со временем перед нами появляются новые игроки, проясняются намеки, брошенные ранее, раскрываются ужасные тайны, поднимаются ставки, меняются местами души, прошлое оказывается совсем рядом. В дело вмешиваются боги и те, кто создал богов. Нескучно.
Любопытно, что на фоне ГГ вторая рассказчица выглядит поинтереснее (хотя непосредственно от самой Коготь мы услышим немного, мимик излагает события от лица тех, кем позавтракала, или у кого уперла память). Коготь — натуральный монстр, представитель расы мимиков (возможно эксперимент безумного бога-короля) – существ, пожирающих мозги своих жертв. Идеальный оборотень, вместе с мозгами перенимающий личность и воспоминания. Крайне тяжело убиваемый и никогда не спящий телепат. Способный влиять на намерения, желания, помыслы человека. Поглотивший более 5 тысяч жизней. Вдобавок, ненадежный рассказчик, которого мы увидим в разных ролях и личностях. В чьих словах никогда нельзя быть уверенным до конца.
Я бы не отказался почитать роман, написанный от ее лица.
Также стоит упомянуть Турвишара де Лора – составителя документа и автора комментариев. Маг-книжник, в целом неплохой человек, вынужденный держаться волком в окружении других хищников. Когда вольно, когда невольно активно влияющий на судьбы героев.
В целом герои не сильно запоминаются. При изрядном усилии в памяти всплывают злодей-садист, главзлец-некрос да ванэ – жрица смерти. Пожалуй, все.
Развивается действие неторопливо (порой слишком), после экватора становится больше воды, и путаницы второстепенных «родственных» линий, что не идет на пользу темпу романа.
Не обойдется автор без суперпродвинутых женщин. Неологизмов типа расизма и упоминания республиканских убеждений, не слишком уместно смотрящихся в средневеково-фентезийном мире. Но эти косяки можно простить.
Эрго. Фентези, интересное структурой, интригой и вменяемым миром. А вот темп и герои не дотягивают.
P. S. В цикле 5 романов (последний написан в 2022, возможно финальный? А возможно и нет) из которых три имеются в переводе.